Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» (ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)
УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе
«_____» ________________ 2012 г. ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ Рабочая программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703 «Дошкольная педагогика и психология» заочной формы обучения сроком 5 лет Составитель: Судакова В.Е., старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики «УлГПУ им.И.Н.Ульянова» Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета (протокол от «____» ___________ 20___ г. № _____).
Ульяновск, 2011 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА На современном этапе развития системы образования одной из главных задач является создание условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями. В то же время достаточно выражены интеграционные тенденции в образовании, поэтому любой педагог должен обладать специальными знаниями и умениями, широким научным кругозором и хорошо ориентироваться в теоретических и прикладных вопросах специального образования лиц с особыми образовательными потребностями. Одной из основных целей данной дисциплины является подготовка будущего специалиста к осознанному пониманию специфики психолого-педагогической деятельности с детьми, имеющими отклонения в развитии. В содержании дисциплины рассматриваются закономерности психического развития детей при разных формах дизонтогенеза, определяются содержание, характер, организационные формы психолого-педагогической и социальной помощи детям с ограниченными возможностями развития. Особую значимость внедрения дисциплины в систему высшего профессионального образования определяет ежегодное увеличение количества детей, нуждающихся в специальном (коррекционном) воздействии, внедрение различных форм активной дифференцированной помощи детям, имеющим трудности в обучении, школьную и социальную дезадаптацию. 1.1. Цель и задачи дисциплины: Цель дисциплины: - формирование знаний о специфике основных категорий специальной педагогики и психологии; - ознакомление студентов с общими и специальными закономерностями психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья; - формирование навыков организации психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в образовательных учреждениях; - развитие интереса к проблемам организации коррекционно-развивающей работы в образовательных учреждениях.
- определение природы и сущности физических и психических дефектов и отклонений в поведении детей дошкольного возраста выявление причин и условий их появления; - изучение психолого-педагогических закономерностей развития личности детей в условиях ограниченных возможностей здоровья и жизнедеятельности; - выявление ведущих тенденций в предупреждении и преодолении отклонений в развитии и поведении детей, этиологии нарушений, социально-педагогических условий жизнедеятельности ребенка; - ознакомление с основами специальной педагогики и психологии, спецификой обучения и воспитания детей с аномалиями в развитии и поведении; - овладение знаниями специфики коррекционно-развивающего образовательного и воспитательного процессов и отдельными умениями коррекционно-развивающей деятельности; - формирование профессионального гуманистически ориентированного мировоззрения специалиста, понимающего проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья и стремящегося к содействию в их решении.
Учебная программа подготовлена в соответствии с требованиями Государственного стандарта, предназначена для подготовки специалистов в области дошкольного воспитания. Дисциплина изучается на 4 и 5 курсах в 8 и 9 семестрах в соответствии с учебным планом. Программа курса рассчитана на 80 часов, из них 18 часов аудиторных занятий (включая 10 часов лекций, 8 часов практических занятий), 62 часа самостоятельной работы студентов. При составлении программы учтены междисциплинарные связи. При изучении дисциплины студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в рамках прохождения таких дисциплин, как «Общая психология», «Общая педагогика», «Возрастная анатомия и физиология», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Детская психология», «Дошкольная педагогика».
В результате изучения дисциплины студент должен знать: - основные категории специальной психологии и педагогики; - основные виды дефектов, психофизиологические особенности и категории детей с нарушениями развития; - формы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими отклонения в физическом, психическом и интеллектуальном развитии; - психолого-педагогические условия организации образования и воспитания с детьми, имеющими нарушения развития и поведения;
- выявлять психофизиологические особенности деятельности и затруднения детей с проблемами в развитии, намечать пути их преодоления; - составлять психолого-педагогическую характеристику детей с анализом трудностей обучения и результатами индивидуальной коррекционной работы; - организовывать педагогическое общение с детьми с ограниченными возможностями; владеть: - методами и приемами изучения особенностей деятельности и поведения детей, имеющих нарушения развития. 2. ВЫПИСКА ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3. ОБЪЕМ И ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
3.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ (в часах)
4. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ЛЕЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ. РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ЛЕКЦИЯ 1. Общие основы специальной педагогики. Дидактические основы специального образования (4 часа).
Основные понятия. Специальная педагогика. Предмет, субъект, объект, задачи специальной педагогики. Структура специальной педагогики: тифлопедагогика, сурдопедагогика, логопедия, олигофренопедагогика и т.д. Принципы специального образования: принцип педагогического оптимизма; принцип ранней педагогической помощи; принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования; принцип социально-адаптирующей направленности образования; принцип развития мышления, языка и компенсации как средств специального образования; принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании; принцип дифференцированного и индивидного подхода; принцип необходимости специального педагогического руководства. Индивидуальная форма организации обучения в специальном обучении. Классно-урочная система как одна из основных форм организации учебного процесса. Дополнительные и вспомогательные формы организации педагогического процесса в системе специального образования. Словесные средства и специфика их использования в коррекционно-образовательном процессе с детьми с детьми различными видами нарушений. Средства искусства как средство развития и коррекции. Печатная продукция для различных категорий детей с отклонениями в развитии. Особенности применения наглядных средств в специальном образовании. Дидактический материал – средство обучения и практической деятельности ребенка. Средства словесной наглядности. Технические средства обучения, применяемые для коррекции и компенсации недостатков развития. ЛЕКЦИЯ 2. Общие основы специальной психологии (2 часа).
Основные понятия. Специальная психология. Предмет, объект, задачи специальной психологии. Структура специальной психологии: сурдопсихология, тифлопсихология, лопсихология, олигофренопсихология и т.д. Методы специальной психологии: изучение документации ребенка, беседа, наблюдение; изучение продукта деятельности ребенка; эксперимент (обучающий эксперимент). Принципы специальной психологии: принцип детерминизма; принцип развития; принцип единства сознания и деятельности. РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЛЕКЦИЯ 3. Воспитание и обучение детей с нарушениями умственного развития (умственная отсталость) (2 часа).
Основные понятия. Умственная отсталость. Причины умственной отсталости: наследственные заболевания, генетические нарушения, внутриутробные инфекции, резус-конфликт, родовые травмы мозга, прижизненные факторы, алкоголизм и наркомания родителей. Типы умственной отсталости: олигофрения и деменция. Формы олигофрении по М.С.Певзнер. Степени олигофрении: дебильность, имбецильность, идиотия. Специальные учебные заведения для детей с умственной отсталостью. Социально-педагогическая и психологическая помощь. ЛЕКЦИЯ 4. Воспитание и обучение детей с сенсорными нарушениями (слух, зрение). (2 часа).
Основные понятия. Сурдопедагогика. Сурдопсихология. Аудиометрия. Технические возможности компенсации: слуховые аппараты, кохлеарная имплантация. Глухие дети, слабослышащие, позднооглохшие. Тактильная и жестовая речь. Тифлопедагогика. Тифлопсихология. Глаукома, амблиопия, астигматизм, катаракта. Незрячие, слабовидящие. Врожденная слепота, приобретенная слепота. Обучение по системе Брайля. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ. РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ЗАНЯТИЕ 1. Общее и специальное образование – интеграция и дифференциация (2 часа).
Литература.
РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЗАНЯТИЕ 2. Образование детей с задержкой психического развития (2 часа).
Литература.
ЗАНЯТИЕ 3. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями речи (2 часа).
Литература.
ЗАНЯТИЕ 4. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями эмоционального развития (2 часа).
Литература.
5.СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Текущий контроль осуществляется на семинарских занятиях в виде устного опроса студентов по заданной теме, обсуждения проблемных ситуаций, связанных с темой семинара. Итоговый контроль осуществляется на зачете, после изучения всех тем дисциплины. Проводится в форме теста. 5.1.Тестовые задания для проведения зачета.
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов (выберите несколько вариантов):
Варианты ответов (выберите несколько вариантов):
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов (выберите несколько вариантов):
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов (выберите несколько вариантов):
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов (выберите несколько вариантов):
Варианты ответов:
Варианты ответов (выберите несколько):
Варианты ответов (выберите несколько):
Варианты ответов:
5.2.Задания для самостоятельной работы студентов Студенты самостоятельно изучают и проводят анализ основной и дополнительной психолого-педагогической и методической литературы, ресурсов интернета к семинарским занятиям. Цель самостоятельной работы – закрепить и углубить знания, полученные на аудиторных занятиях, а также способствовать развитию у студентов творческих навыков и инициативы в изучении дисциплины. Дополнительные задания для самостоятельной работы:
6. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ По результатам освоения дисциплины студенту выставляется зачет. Условиями получения зачета являются: 1.Посещение лекционных, семинарских занятий. 2.Работа на семинарских занятиях: ответы на поставленные контрольные вопросы, доклады, обсуждения, дискуссии и т. п. 3.Выполнение теста (80% правильных ответов). Таким образом, «Зачет» получает студент, выполнивший все вышеозначенные условия, проявивший активность и самостоятельность при изучении дисциплины 7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 7.1. Рекомендуемая литература:
Дополнительная литература
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 8.1. Программное и коммуникационное обеспечение дисциплины Для обеспечения освоения данной дисциплины необходимо: - нормативно-правовые акты в области образования; - рабочая программа; - компьютерный класс; - книжные фонды библиотеки УлГПУ; - Интернет-ресурсы; - аудиовизуальные средства – звуковые фильмы, активное использование информационных технологий (презентации, компьютерные слайд-шоу и т.п.). Литература по разделу «Основы специальной педагогики и психологии» представлена в списках, рекомендованных в качестве основной и дополнительной. Интернет-ресурсы: http://window.edu.ru Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Система предоставляет свободный доступ к интегральному каталогу образовательных Интернет-ресурсов, к электронной библиотеке учебно-методических материалов для общего и профессионального образования и к ресурсам системы федеральных образовательных порталов. В разделе «Библиотека» представлено более 10000 учебно-методических материалов, разработанных и накопленных в системе федеральных образовательных порталов, а также изданных в университетах, ВУЗах и школах России. В «Каталоге» хранится более 30 000 описаний образовательных Интернет-ресурсов, систематизированных по дисциплинам профессионального и предметам общего образования, типам ресурсов, уровням образования и целевой аудитории. Имеется также «Глоссарий терминов по образованию» и система новостей образования. http:// www. inclusion. vzaimodeystvie. ru Интернет-проект центра «Взаимодействие» освещающего вопросы необходимости и возможности организации инклюзивного образования. На сайте представлены документы, общие сведения и статьи об организации и осуществлении инклюзивного образования. http://www.pedlib.ru. - Педагогическая библиотека, в которой представлены учебные пособия, монографии, статьи из периодических изданий, методические пособия по основным разделам: «Педагогика», «Дефектология», «Логопедия», «Психология». http://www.profile-edu.ru Образовательный сайт, содержащий множество материалов по педагогическим дисциплинам, в разделе «Коррекционная педагогика» содержатся материалы по воспитанию и обучению различных категорий детей с особыми образовательными потребностями. Рабочая программа учебной дисциплины (практики) «Основы специальной педагогики и психологии» Составитель: В.Е. Судакова – Ульяновск: УлГПУ, 2012. - 17 с. Программа составлена с учетом государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и в соответствии с учебным планом. Составитель ________Л.М. Захарова (подпись) Рабочая программа учебной дисциплины (практики) одобрена на заседании кафедры дошкольной педагогики "___" __________ 20__г., протокол № ____ Заведующий кафедрой __________________________________________________________________
Сотрудник библиотеки __________________________________________________________________
Председатель ученого совета факультета __________________________________________________________________
"___" __________ 20__г., протокол № ____ Начальник учебного управления. __________________________________________________________________ личная подпись расшифровка подписи дата Программа зарегистрирована в университетском редакционно-издательском секторе под учетным номером __________ на правах учебно-методического электронного издания. Начальник УРИС __________________________________________________________________ личная подпись расшифровка подписи дата Смотрите также: Рабочая программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703 «Дошкольная педагогика и психология»
261.86kb.
1 стр.
Пояснительная записка Учебная программа курса «История педагогики»
225.04kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности «Педагогика и психология» заочной формы обучения сроком 6 лет
295.2kb.
1 стр.
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 032600. 00
236.88kb.
1 стр.
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 032600. 00 «История»
217.78kb.
1 стр.
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050401. 65 История
286.28kb.
1 стр.
Учебная программа по дисциплине «Психологическая служба в образовании» (наименование учебной дисциплины) для специальности «Педагогика и психология»
573.43kb.
2 стр.
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 030501. 65 Юриспруденция, специализация
196.31kb.
1 стр.
Учебная программа по дисциплине «История психологии» 4 курс 7 семестр (наименование учебной дисциплины) для специальности 050706 «Педагогика и психология»
728.1kb.
4 стр.
Программа учебной дисциплины федерального компонента для направлений подготовки специальности 050720. 65 Физическая культура
755.43kb.
4 стр.
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности География
405.57kb.
4 стр.
А. Г. Свинаренко 588.3kb.
3 стр.
|