Главная
страница 1
Министерство образования Российской Федерации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23

Бикинского муниципального района

Предмет: музыка
Урок по музыке в 7 классе

(конспект уроков 6-7 в 1 четверти)


Составили:

Довгалева Ольга Анатольевна

учитель музыки

МОУ СОШ № 23

Старикова Елена Ивановна

Учитель физики и математики

МОУ СОШ №23

Бикин Хабаровского края

09.11.2009


Тема: Музыка французского композитора Мориса Равеля «Болеро»

Цель: создать условия для восприятия понятия «Единый, развивающийся образ Танца»

Задачи:


Закрепить понятие «развития в музыке» (динамическое, оркестровое, темповое, тембровое)

Анатационный разбор произведения.

Оборудование и материалы: компьютер, интерактивная доска, музыкальные инструменты, плакат, презентации: «Морис Равель «Болеро», «Музыкальная викторина»

Ход урока


  1. Сообщение темы урока, цели и задач

  2. Основной материал (при объяснении материала использовать возможности интерактивной доски и ЦОР презентации):

  1. «Болеро» - испанский народный танец

«Болеро» Мориса Равеля – одно из самых любимых произведений и оркестрантов, и слушателей.
Демонстрация: Презентация "Морис Равель "Болеро"" (выполнил ученик)

Примечание: Отец Мориса Равеля был французом, мать – испанкой.

Композитор всегда тянулся к испанской музыке, оставаясь при этом типичным французом
«Болеро» - одно из лучших сочинений композитора.

В основе «Болеро» Равеля две широкие песенно-танцевальные мелодии испанского характера.

Схема этих мелодий такова:

1-я мелодия исполняется 2 раза, затем 2-я мелодия – 2 раза,

1-я мелодия – 2 раза, 2-я мелодия – 2 раза …

и так 5 раз подряд без единой паузы.

Сам Равель подчеркивал, что особенность «Болеро» состоит в неизменности

Цель: закрепить понятие элементов музыкальной речи

- мелодии,

- темпа,

- ритма 34,

зато динамическое (сила, степень звука) и оркестровое (инструменты) развитие грандиозно.


Демонстрация: Ритмический рисунок партии малого барабана.


Динамическое развитие – музыка звучит от еле слышимого пианиссимо ρρ – (очень тихо) до фортиссимо ƒƒ – (очень громко) громоподобного

Оркестровое развитие (оркестр разрастается) с каждым проведением темы увеличивается:

- количество инструментов усиленного состава симфонического оркестра,

- увеличивается сила звучания этих инструментов.


  1. Как же складывается единый развивающий «образ танца»?

Тембровое развитие – тембр – окраска звука, различение по голосам

Деревянные духовые –



  • флейты,

  • кларнет,

  • фагот,

  • гобой

(темы 2 – темы проходят поочередно у этих инструментов)

К деревянным духовым постепенно присоединяются различные инструменты, группы

Медные духовые –


  • труба с сурдиной,

  • саксофоны,

  • валторна,

  • челеста,

  • солирующий тромбон,

  • трубы.




  1. В конце «Болеро» исполняется ритмический пульс всем оркестром (тутти)


Демонстрация: Ритмический пульс


Здесь-то и вступают мощные ударные инструменты:

  • тарелки,

  • большой барабан,

  • огромный гонг (там-там),

  • тромбоны (необычное звучание глиссандо)

Через несколько секунд … музыка обрывается.

Конец!
III. Слушание


Цель: слушание по схеме; звучание инструментов.
Вопросы:

  1. Что главного в этой музыке?

  2. Какой характер? Меняется он или нет?

  3. Сколько тем услышали?

  4. Какие из элементов музыкальной речи остаются неизменными, а какие меняются?

  5. Средства выразительности и изобразительности?

IV. Основной материал (продолжение с применением презентации «Морис Равель»):

Если обратиться к исследователям творчества Равеля, то это будут разные мнения и разные трактовки данного произведения.

Сам Равель видел в этой музыке большую танцевальную сцену, разворачивающуюся на открытом воздухе, с участием огромной толпы народа. «Болеро» не раз ставилось на сцене в виде балета. По мнению самого Равеля в декорацию надо было включить корпус завода с тем, чтобы рабочие и работницы, выходящие из цехов, постепенно вовлекались в общий танец.

Почему такое представление было у самого Равеля?

Скорее потому, что во время своего путешествия по Рейнской области он побывал на нескольких больших заводах, которыми он постоянно восторгался, а точнее, эти заводы стали его пристрастием. На один из таких заводов, перед которыми он любил гулять, Равель указывал: «Завод из «Болеро»».

И, безусловно, что в кажущейся механичности движения (из-за многократного повторения двух тем) постепенно раскрывается образ грандиозного массового танца-шествия.

Музыка производит гипнотизирующее, завораживающее впечатление.


V. Поэт Н. Заболоцкий называет «Болеро» «священным танцем боя»:

Но жив народ, и песнь его жива.

Танцуй Равель свой исполинский танец.

Танцуй Равель! Не унывай испанец!

Вращай история литые жернова,

Будь мельничихой в грозный час прибоя!

О, Болеро, священный танец боя!

Болеро – один из лучших (произведений), среди всех, созданных за рубежом в хх веке.


VI. Викторина с использованием презентации «Музыкальная викторина» проводится с целью проверки знаний музыкальных произведений (узнать произведение и указать композитора)

Прослушав мелодию (на каждый из слайдов не более 30 секунд), учащиеся поднимают руку. В этом случае, первый поднявший руку ученик отвечает, какую узнал музыку и сообщает автора музыкального отрывка (правильный ответ появляется на экране на 30-32 секунде слайда, за исключением слайдов без музыкального произведения)

В другом случае, могут ответы даваться учащимися письменно и проводится взаимоконтроль.

В ином случае, удаляются ответы на слайдах презентации (до урока) и письменные работы учащихся сдаются учителю.

Оценка «отлично» выставляется за правильные ответы на все вопросы.

Критерии оценивания остальных ответов по усмотрению учителя.


Слайд 1

«Музыкальная викторина»

Слайд 2

01 Г. В. Свиридов «Весна и осень» (сюита «Метель»)



Слайд 3

02 П, И. Чайковский «Вальс цветов» (балет «Щелкунчик»)

Слайд 4

03 Огиньский М. К. «Прощание с Родиной»



Слайд 5

04 Г. В. Свиридов «Тройка» (« Метель»)

Слайд 6

05 П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»



Слайд 7

06 Rammstein «Zwitter»

Слайд 8

07 Г.В. Свиридов Г. В. «Вальс» (« Метель»)



Слайд 9

08 Григ Эдвард «В пещере горного короля» (сюита «Пер Гюнт»)

Слайд 10

09 В. И. Агапкин «Прощание славянки»

Слайд 11

10 Д. Шостакович «Симфония № 7» (Ленинградская), эпизод «Нашествие»

Слайд 12

VII. Домашнее задание: подобрать музыку (на дисках CD) к слайдам 12-15 (по желанию)

VIII. Методические рекомендации при использовании программы Notebook для интерактивной доски SMART Board:
Слайд 1

Учителем сообщается тема урока, цель и задачи, проводится аннотация произведения (с использованием «шторки»).

Учащиеся при желании могут потренироваться чертить элементы ритмического рисунка партии малого барабана и воспроизводить (учитель продемонстрирует как)
Слайд 2

Учащиеся, отвечая на вопрос « Как же складывается единый развивающий «образ танца»?», пытаются назвать по рисунку музыкальные инструменты и проверяют, перемещая рисунок:


Деревянные духовые –

  • флейты,

  • кларнет,

  • фагот,

  • гобой

Слайд 3


Продолжая отвечать на вопрос « Как же складывается единый развивающий «образ танца»?», учащиеся перечисляют музыкальные инструменты:
Медные духовые –

  • труба с сурдиной,

  • саксофоны,

  • валторна,

  • челеста,

  • солирующий тромбон,

- трубы.
Слайд 4

Учитель при объяснении ритмического пульса, помогает ребятам назвать инструменты, вступающие в конце исполнения «Болеро», затем проверяется правильность ответов, перемещением рисунка.


Слайд 5

Поводится слушание «Болеро» и, (при постепенном открытии «шторки»), идет обсуждение вопросов



Слайд 6

Завершается объяснение материала и зачитывается высказывание поэта Н. Заболоцкого о «Болеро»



Открывается «шторка» и сообщается цель заключительного этапа урока – викторина с использованием презентации «Музыкальная викторина»




Смотрите также:
Урок по музыке в 7 классе (конспект уроков 6-7 в 1 четверти)
75.29kb.
1 стр.
Урок музыки в 7 классе Художественные образы в духовной музыке. Образ Матери. Конспект урока
44.4kb.
1 стр.
Конспект Оборина Т. П. Fairy-tales in our life Интегрированный урок в 10 классе английский язык и русская литература
83.36kb.
1 стр.
Урок по истории и музыке в 8 классе. «Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве»
154.22kb.
1 стр.
Тема урока: Тема моря в русской музыке. Тип урока : изучение нового материала. Вид урока: урок прогулка. Жанр урока: тематический
52.36kb.
1 стр.
Сборник содержит систему уроков по «Устной речи»
1271.7kb.
6 стр.
Конспект урока литературы «Традиции русского романса»
123.14kb.
1 стр.
Урок по музыке в 5-м классе Воробьева Ольга Николаевна, учитель музыки Цели урока: Образовательная: познакомить с особенностями оперного жанра
80kb.
1 стр.
Урок экологии в 6 классе по теме: Виртуальная экскурсия «Экологические группы растений по отношению к воде»
48.62kb.
1 стр.
Тематическое планирование уроков л -ры в 11 классе. Урок 1 Характеристика литературного процесса рубежа веков. Урок Жизненный и творческий путь И. А. Бунина
47.63kb.
1 стр.
-
55.91kb.
1 стр.
Учебно-тематическое планирование по биологии
1020kb.
10 стр.