Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2 ... страница 7страница 8 Общественная организация ВСЕОБЩАЯ КОНФЕДЕРАЦИЯ ПРОФСОЮЗОВ Международное профсоюзное объединение (ВКП) ДОКЛАД ПЕНСИОННЫЕ РЕФОРМЫ В СТРАНАХ СНГ: РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ. ИТОГИ ПРОВЕДЕНИЯ В 2010-2011гг. В ГОСУДАРСТВАХ СОДРУЖЕСТВА СОЛИДАРНОЙ ПРОФСОЮЗНОЙ АКЦИИ ПОД ДЕВИЗОМ «ЗА ДОСТОЙНУЮ ПЕНСИЮ» 2011 год Содержание
Введение Создание в начале ХХ века гражданского института пенсионного обеспечения относится к важнейшим социальным достижениям человечества. Во всех индустриально развитых странах с помощью формирования пенсионного страхования и государственного социального обеспечения была решена задача по материальному обеспечению пожилых людей и тем самым были предоставлены более широкие возможности для полноценной жизни населения старшего возраста. В СССР пенсионное обеспечение было организовано на основе государственного регулирования трудовой деятельности, включая заработную плату, предусматривающего практически полную занятость экономически активного населения и неуклонное соблюдение государственными предприятиями и колхозами налоговой и финансовой дисциплины. Основным источником финансов проведения пенсионной системы служил государственный бюджет. Это были идеальные условия для функционирования пенсионного обеспечения, позволяющие обеспечивать приемлемые по размеру пенсии подавляющему числу пенсионеров. Основными причинами, потребовавшими коренной модернизации всех базовых институтов и механизмов системы государственного социального обеспечения пожилых граждан являются: Первая - предопределившая большинство других необходимых преобразований в пенсионной сфере - изменение общественного политического строя на пространстве бывшего Советского Союза, приведшего к принципиально новым трудовым, экономическим, социальным, организационным и финансовым условиям, обеспечивающим функционирование пенсионных систем, но при существенном уменьшение возможностей их финансирования со стороны государства. Вторая - деиндустриализация экономик большинства стран СНГ. Последствиями этого стало уменьшение удельного веса штатных работников государственных предприятий в общей численности экономически активного населения, а также трансформация трудовых отношений. Это вызвало существенное ограничение возможностей по влиянию государства на хозяйствующие субъекты. В итоге все это потребовало замены государственного социального обеспечения, как основного пенсионного института, на институты обязательного и добровольного пенсионного страхования наемных работников, охватывающие своим влиянием намного меньшее число работающих лиц. Третья и четвертая причины, вызвавшие необходимость проведения пенсионных реформ, связаны с новыми глобальными вызовами в трудовой сфере и демографии. Они сократили продолжительность постоянного найма, что привело к сокращению численности работающих и повышению пенсионной нагрузки на них. В этой связи в странах СНГ на протяжении последних двух десятилетий, по мере формирования рыночных отношений, на первый план в социальной государственной политике все более настойчиво выходит задача создания современных пенсионных институтов. Общая проблема всех стран Содружества – это поиски ответа на вопрос: как добиться долгосрочного и адекватного финансирования своих пенсионных систем в меняющемся мире труда, в условиях долгосрочной тенденции демографического старения населения и сокращения численности рабочей силы. Освещению выше названных вопросов, а также деятельности профсоюзов в этих условиях посвящен доклад, в котором сделан анализ состояния пенсионного обеспечения в современных условиях, показана реальная динамика происходящих в обществе изменений и раскрывается суть задач, стоящих перед правительствами, работодателями и профсоюзами государств Содружества в средне- и долгосрочной перспективе, решение которых позволит сформировать высокоэффективные и надежные национальные системы пенсионного обеспечения. Доклад содержит материалы и аналитические данные по вопросам пенсионного обеспечения, полученные от объединений профсоюзов независимых государств и международных отраслевых объединений профсоюзов, представивших в ВКП информации «О состоянии пенсионного обеспечения трудящихся и населения, а также о ходе солидарной профсоюзной акции под девизом «За достойную пенсию». При подготовке доклада использованы данные Межгосударственного статистического комитета СНГ, Международной ассоциации пенсионных социальных фондов СНГ и стран Балтии, Международной ассоциации социального обеспечения и другие источники. Консультантами при аналитической работе по подготовке доклада были ведущие ученые, специалисты научно-исследовательского института труда и социального страхования Минздравсоцразвития Российской Федерации.
Переход стран СНГ к рыночной экономике вызвал необходимость коренного преобразования всех базовых институтов и механизмов действующих до этого системы государственного социального обеспечения пожилых граждан. Советская патерналистская идеология пенсионного обеспечения, базировавшаяся на принципах «алиментарности» (бесплатности) и финансирования за счет общественных фондов потребления, была отвергнута. Взамен был взят курс на формирование институтов рыночной экономики, основанных на применении принципов обязательного и добровольного пенсионного страхования. В тоже время, необходимые экономические и социальные предпосылки, для решения столь масштабной задачи, отсутствовали. Более того, разрушение единого экономического, социального и бюджетного пространства республик бывшего СССР, возникновение таких кризисных явлений, как деиндустриализация их экономик, появление теневого рынка труда, значительной по масштабу безработицы и неполной занятости, привели к падению реального объема ВВП, уменьшению (в разы) экономических и финансовых возможностей пенсионного обеспечения, сокращению удельного веса наемных работников в общей численности экономически активного населения, вызвали деградацию социальной инфраструктуры. Поэтому на протяжении последнего десятилетия ХХ века в странах СНГ в числе ключевых задач, требующих своего немедленного решения, стояла задача безотлагательного поиска финансовых ресурсов для выплаты пенсий и пособий, покупательная способность которых, в условиях высокой и сверхвысокой инфляции, резко снизилась. В этих непростых условиях страны СНГ решали две группы задач: - обеспечения выплат пенсий в пределах наличных финансовых ресурсов и постепенного повышения их размеров; - создания условий для проведения преобразований пенсионных систем, путем разграничения их правового и экономического пространства по источникам доходов, формирования современной инфраструктуры учета пенсионных прав и обеспечения контроля за выплатами пенсий, законодательного введения страховых взносов и создания тем самым предпосылок для введения механизмов обязательного и добровольного пенсионного страхования. Общественно-политические, социально-экономические возможности в странах СНГ, необходимые для функционирования пенсионных систем и проведения пенсионных реформ, существенно отличались, что и объясняет различные сценарии и темпы их проведения. Так, для большинства стран СНГ на первом «постсоциалистическом» этапе общественных преобразований – периоде 1990-х годов, с характерным для него глубоким экономическим и социальным кризисом, когда доходы большей его части упали в 3-5 раз, - стояла задача элементарного выживания населения, что диктовало необходимость привлечения хоть каких-либо ресурсов для финансирования пенсионных систем. По мере преодоления экономического спада большинство стран СНГ, начали проводить пенсионные реформы и стали создавать экономические и социальные предпосылки для формирования новых пенсионных институтов. В наиболее обобщенном виде можно выделить следующие направления государственной политики по вопросу пенсионных реформ в странах СНГ: - сохранение существующих пенсионных систем, основанных на солидарных принципах перераспределения финансовых ресурсов между поколениями работающих и пенсионеров, использование оправдавшей себя практики государственного управления пенсионными системами, а также формирование новой инфраструктуры учета пенсионных прав, что открывает возможности для активного применения новых страховых механизмов – Азербайджан, Армения, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан; - реализация широкомасштабных преобразований пенсионных систем с целью внедрения в их правовое пространство страховых механизмов, включающих индивидуальный учет пенсионных прав (их персонификацию) и применение принципиально новых пенсионных институтов, организованных на принципах условно-накопительных счетов, накопительных пенсий и негосударственного пенсионного страхования – Беларусь, Казахстан, Россия, Украина. Результатом преобразований пенсионных систем стран СНГ на протяжении 20-летнего периода является три их важные характеристики. Первая из них состоит в частичном, все еще не полном восстановлении уровня пенсий с позиции их покупательной способности по сравнению с советским периодом 1980-1990-х годов (см. Табл. 1). Таблица 1. Динамика пенсионного обеспечения стран СНГ за период 2006- 2010 гг.
Источник: статистическая информация Статкомитета СНГ, М., 2011г. Анализ динамики изменений размеров пенсий в странах СНГ за последние 10 лет свидетельствует о том, что размеры пенсий, как с точки зрения их покупательной способности, так и с точки зрения коэффициента замещения, которые составляли в советский период 250% и 55%, соответственно, ни в одной из стран Содружества еще не достигнуты. По меркам экономически развитых стран, размеры пенсий в странах СНГ остаются весьма скромными, а зачастую недопустимо низкими и, в лучшем случае, обеспечивают только минимальные физиологические потребности пенсионеров начального этапа индустриализации. При этом в большинстве стран СНГ расходы на пенсии составляют от 3,3% ВВП (Таджикистан) до 10,0% ВВП (Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия). Только в двух странах эта величина выше: Беларусь – 10,3% ВВП и Украина – 15,0%.
Дополнительные негосударственные пенсионные системы кроме России пока находятся только на этапе становления. Несмотря на значительные разнообразия пенсионных систем стран Содружества в их основе лежит советская модель государственного пенсионного обеспечения, которая в новых экономических условиях эффективно функционировать не может. С другой стороны, при проведении пенсионных реформ важно иметь в виду, что существует ряд факторов, формирующих и ограничивающих среду, в которой пенсионные системы функционируют. Важнейшими из них являются: уровень заработной платы основной части работающих, состояние с занятостью и демографическим положением населения, наличие и развитость страховых механизмов. Коренные изменения, произошедшие в постсоветский период в странах СНГ в социально-трудовых отношениях, привели: - к существенному снижению размеров заработной платы у большинства наемных работников с позиции ее покупательной способности, резкому и недопустимому, с точки зрения пенсионного страхования, уровню ее дифференциации; - к высоким рискам безработицы и широкому применению временного найма, а также к использованию в широких масштабах теневых форм занятости и «серой» заработной платы. Более того, существующие нецивилизованные формы рыночных отношений позволяют современным работодателям «уводить» от страхового обложения на цели пенсионного обеспечения от 25 до 40% от общего объема заработной платы. Так, учитываемой органами статистики и Пенсионным фондом Российской Федерации совокупный размер официальной заработной платы, служащей базой для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд России, уменьшился более чем на треть: с 38% ВВП в 1990г. до 26% ВВП в 2010г. Аналогичная ситуация сложилась и в большинстве стран СНГ. Эксперты оценивает теневые формы заработной платы на Украине до 50% от общего объема заработной платы. Кроме того, в постсоветский период удельный вес наемных работников, занятых на постоянной основе, в большинстве стран СНГ снизился с 85% до 50% и менее от общей численности экономически активного населения. При этом половина из работающих получает столь низкую по размеру заработную плату, что даже при 35–40 летнем трудовом (страховом) стаже, достойную пенсию, на уровне 150-250% от прожиточного минимума пенсионера, заработать практически невозможно. Для накопления страховых пенсионных прав, достаточных для получения минимальной пенсии, размер которой составлял бы не менее 120 долл. США (или 4 долл. США в день, что слегка превышает порог бедности), требуется заработная плата, являющаяся базой начисления страховых взносов, размер которой составлял бы не менее 300 долл. США (см. Табл.2).
Источник: Информация о социально-экономическом развитии государств СНГ в 2010г. и действиях профсоюзов. Приложение к постановлению Совета ВКП от 08.04.2011г. № 5-5, М., 2011г., С. 10. У значительной части работающих в странах СНГ она меньше этой величины. Доля таких работников составляет: 97,5% в Таджикистане; 77,1% - в Молдове; 68,8% - на Украине; 68,3% - в Азербайджане; 53,6% - в Беларуси; 50,4% - в Казахстане и 25% –в России. Смотрите также: Доклад пенсионные реформы в странах снг: результаты и перспективы
1231.96kb.
8 стр.
Концепция проведения фестиваля «Неделя русского языка в странах снг» в рамках праздника-фестиваля «Неделя русского языка в странах снг»
25.98kb.
1 стр.
Интервью с главой представительства арс в России и странах СНГ ивановым М. Ю. Беседовал А. Белковский
84.85kb.
1 стр.
««Перспективы развития территорий Ростовской области»
136.04kb.
1 стр.
Дробот Юлия Викторовна, член Некоммерческого Партнерства «Юристы за гражданское общество» Для анализа были использованы следующие нормативно-правовые акты: закон
198.05kb.
1 стр.
Дробот Юлия Викторовна, член Некоммерческого Партнерства «Юристы за гражданское общество» Для анализа были использованы следующие нормативно-правовые акты: закон
196.85kb.
1 стр.
Альтернативная гражданская служба
42.45kb.
1 стр.
Оперативная деятельность еэк по прежнему пользуется большим спросом в странах с переходной экономикой, особенно странах СНГ
567.14kb.
7 стр.
Конкурс предложений по проектам в области мониторинга и дезактивации почвы в поддержку мер по ослаблению последствий аварии
66.71kb.
1 стр.
О социально-экономическом положении в государствах-участниках СНГ и задачах профсоюзов
675.67kb.
5 стр.
Исчисление обязательных пенсионных взносов, социальных отчислений
57.27kb.
1 стр.
Об использовании «оффшорных схем» ухода от уплаты налогов в ряде стран СНГ 126.04kb.
1 стр.
|