Главная
страница 1
МЕНИППЕЯ

1

Итак, дамы и господа, лейдис … кхе-кхе.. энд джентльмен! а как вы думаете, почему одни литературные персонажи, ну как собственно и судьбы гениев, стали любимцами вечности, другие пропали без вести в её бездонных пропастях? и что за харизма такая наполняет жизнь человека или персонажа, отливая в барельеф или даже в постамент, и при всем желании человечество не может забыть их имена, а время пережевать и поглотить своей прожорливой пастью! и сегодня я действительно напущу в ваши глаза и уши столько литературоведческой пыли, что кому-то покажется даже, что кто-то из нас сошел с ума, ушел в несколько параллельных миров одновременно, расщепился и развеялся по всем временам и местам! нет, где-то там-там все эти песчинки и пылинки, согласно теории одного великого математика, конечно же, собьются в единый мир.. но.. мир этот уж слишком беспокойный, верно? охвачен невероятной эйфорией, переворачивающей всю накопленную человечеством мудрость с ног на голову! бесконечно брызжет энергией, оценивая катастрофическое состояние современных людей, все больше и больше теряющих способность осмыслять реальность в её полном объеме, считывать закодированные смыслы в произведениях таких магов слова, как Пушкин, Булгаков, Гоголь, Сервантес, Шекспир, Стерн, Джойс и многих-многих др... и вопрос ставится как нельзя более дерзко, верно? – ведь речь идет о процессе выгнивания способности человечества сканировать шифры, транслируемые нам ОТТУДА.. шифры! зеркаля произведения великих в их подлинном масштабе и создавая тем самым урезанные, убогие формы реальности, в каких ему (человечеству) и придётся жить в будущем!.. кхе-кхе.. Итак, дамы и господа, лейдис энд джентльмен! сегодня моими декорациями являются бесконечные стеллажи с книгами, уходящие в самую высь, за колосники сцены.. в небыль и невидаль! хе-хе!.. и если говорить коротко, то я сегодня – своеобразное приглашение в некую интерактивную игру! в которой, для того чтобы разгадать все скрытые в ней шифры, нужно (не больше не меньше!) но выйти на сцену! да-да, в качестве одного из действующих лиц! и цитируя одно из прошлых моих выступлений, «подлезть под буквы, ноты, цифры, и протискиваясь по узким норкам бесконечных лабиринтов, по ту сторону обоюдоострых формул, опять и опять опоздать!» Трам-тара-рам! ухватить ускользающий в темноте мышиный или кроличий хвостик раз и навсегда! … Итак, дамы и господа, лейдис энд джентльмен! классическое, т.е. линейное понимание реальности, текста или любого другого произведения безнадежно устарело! и его уже просто невозможно взять в руки, т.к. оно моментально осыпается в труху, в пыль, в сажу.. и веется по ветру цифровыми узорами! ..Апчхи! духу нашей эпохи больше соответствуют нелинейные, интерактивные, многоплоскостные произведения и сюжеты, что создаются автором и зрителем одновременно, ну вы понимаете! сегодня все сами хотят быть хозяевами своего воображения! сами хотят выбирать способы восприятия и взбивать т.н. персональную версию истории! и тайна любого произведения (литературного, визуального, пластического, музыкального) в постмодернистской версии – это, несомненно, создание не индивидуального гения, но множества соавторов и совоспринимателей! ловите фишку? т.е. командный продукт! и именно эта интерактивность допускает эту уникальную возможность множественности вариантов прочтения одной и той же жизни, прочтения одного и того же произведения, просмотра одного и того же фильма, и пр.пр.пр.! т.е. автор подобной творческой затеи как бы приглашает вас самостоятельно создать из текста реальность, что будет принадлежать только вам одному! будет интересна и полезна только вам! и «Трансляция Оттуда» – несомненно, относится по жанру именно к этой форме творчества! и это означает, что перед Вами продукт по-настоящему и на 100% гениальный! надеюсь, это звучит слишком уж высокомерно? в общем, добро пожаловать на территорию вашей и только вашей, собственной истории! Шоу-Тайм, дамы и господа! Шоооооооооу-Таааааааайм..

2

Апчхи! Кхе-кхе! я сегодня болен, не очень – чуть-чуть! Но болен! поэтому держите дистанцию, дорогие мои! чтобы мои слова-вирусы не вонзились в ваш нос и не проникли глубже! Итак, дамы и господа, лейдис энд джентльмен! я сегодня особый литературный (хотя не чисто литературный, и с этим мы будем разбираться по ходу) жанр, в котором сплетено несколько сюжетных линий одновременно, в результате чего вырастает новый (чарующий своей неохватностью) смысл! – убийственный! и более чем опасный! и зайти на эту территорию, не рискуя расплатиться годами жизни, практически невозможно! – особая решимость! особая готовность! ну зрелость в общем! … понимаете, о чем я? ... итак, как термин я сегодня впервые предложен великим Бахтиным и получаю своё название от имени одного античного философа, будьте внимательны! как считает сам Бахтин, «его сатира – это бурлескный, искрящийся, карнавальный жанр, необыкновенно гибкий, изменчивый, многоликий (словно греческий Протей, ну, сын Посейдона, вы знаете), способен принимать образ всех существ вместе взятых, при этом, ВНИМАНИЕ! – изменяя посредством своей игры облик окружающего мира!» … Опять пауза.. ну извините, она важна! чтобы все смыслы все-таки завязались в необходимые узелки в вашем мозге! итак, дамы и господа, дамы и господа! – я сегодня литературный жанр! жанр-загадка, жанр-ребус, жанр-лабиринт! но моё истинное призвание – не запутать вас, не сбить с толку окончательно, поймите меня правильно! но дать возможность – наиграться всласть – смыслами, аллюзиями, зазеркальем, каким наполнена ваша собственная жизнь! и за счет пробуждения творческой силы вытолкать вас на сцену реальности, за пределы узкого и крайне убого- понимаемого текста, и увидеть, что история ваша на самом деле гораздо шире, гораздо объемнее, гораздо содержательнее, чем та, что упакована в жесткий переплет обстоятельств! красиво сказано! но примеры, верно? нам нужны примеры! кхе-кхе! Трам-тара-рам! Ага.. начнем с «Золотого ключика», ну Алексея Толстого (примитивное произведение, для деток! кто его не знает? кому оно не обрыдло? и что нового можно в нем вычитать? – но кто из вас, дорогие мои, знает, что на самом деле оно является на 100% лживым повествованием главного героя? ведь деревянный мальчишка вовсе не отличается правдолюбием! или, вернее, вообще обделен чувством правды! и в «театре им. Буратино», ну с молнией на занавесе, совсем нетрудно узнать МХАТ имени Горького!) и разглядеть эту садирующую сатиру на Всенародного Учителя Страны Советов (в сказке, как вы помните, Страны Дураков!) и если внимательно вчитаться, что вы непременно сделаете после моего сегодняшнего шоу, верно? то можно найти такое количество уникальных штрихкодов, из каких собственно и плетется паутина заряженного неувядающей харизмой произведения!.. в любом случае – ни Толстой, ни Булгаков, ни Шекспир, ни даже Сервантес со своим Дон Кихотом, вовсе не изобрели велосипед, включая в поток повествования бесконечные спотыкалки, мышеловки, пыталки... указующие, что всё в данный момент читаемое является тотальной иронией некоего глубоко спрятанного в недрах текста рассказчика, основная мотивация которого – переиграть, пересмешить, передернуть, опрокинуть как зрителя, так и самого автора! ха-ха! Yes! например, Шекспир только в финале «Гамлета» объявляет, кто на самом деле тот рассказчик, что поведает настоящую правду о герое! и, более того, он искусно ввел в один из пластов истории и саму реальную действительность, сигнализируя, что произведение создано не актером театра «Глобус» Шакспером, а совершенно другим человеком! – и именно такими средствами гений смешивает территории жизни и искусства, реальности и вымысла! вы ловите фишку вообще? смешивает то, что есть и то, что может быть! и самые продвинутые из зрителей уже задались, я уверен, вопросом: «А от чьего имени ведется сегодняшнее повествование? и кто тот шельмец, что перевирает правду о нас с вами? кто вставляет палки в колеса нашей жизни? кто тот вандал, что цинично уродует наш собственный памятник себе?» но всем ответам своё время, верно? Шоу-Тайм.. (зевает) – вздремну 3 секунды.. 15…

3

… А! О! У! Блин… Итак, дамы и господа, лейдис энд джентльмен! как мы поняли, произведения по-настоящему великих не могут быть отнесены к известным жанрам – ни к эпосу, ни к лирике, ни к драме! оказывается, они составляют совершенно отдельный, ВНИМАНИЕ! – четвертый род литературы! – суть которого – совершенно иной уровень композиции, представляющий интенцию некоего рассказчика, ну говорили об этом (как правило, скрытого за занавесом)! и принц Датский – совсем не главный герой истории о себе! и кто, интересно, соблазнил и, в итоге, утопил юную Офелию? кто, выдав себя за самого Шекспира, извратил суть событий в свою пользу и вот уже 4 сотни лет держит человечество за полных идиотов? т.е. принц Датский, несомненно – главный герой, но не пьесы Шекспира, а лишь маленькой её части! и почему, интересно, мы докапываемся до всего этого спустя только 400 лет кропотливой работы крупнейших светил мировой филологии? и как можно вообще, даже на чисто интуитивном уровне, не почувствовать, что на Джульетте клейма ставить негде, что этот образ тотально-совершенный, тотально-чистый, не только замышлялся, но и исполнен как сугубо пародийный! а ведь сам текст буквально кричит, вопит, стонет о том, что зритель имеет дело с откровенной, наглой и предельно-циничной пародией! но человечество буквально загипнотизировано своими романтическими представлениями, причем не только в случае с «Ромео и Джульетой»! … и как создается этот гипнотический эффект для дураков?.. хе-хе! – даже не думайте, что догадаетесь! … и Гамлет не напрасно эпатирует Офелию и её отца! он просто догадался, понимаете? что Офелия действительно делит ложе с его кузеном! и почему спустя сотни лет, когда на запятых в текстах Шекспира строятся целые научные карьеры, не выявлено даже имя персонажа (как оказывается центрального!) от волеизъявления которого на самом деле идет повествование! а ведь основные механизмы этого коварства подсказаны Шекспиром уже в «Отелло», виртуозно создающего реальность главного героя, хитроумного Яго! и как только мы начинаем осмысливать, какую на самом деле роль играет в гениальном произведении тайный автор, все сразу становится на свои места! и все противоречия в фабуле моментально устраняются, и ущербная, в художественном отношении, пятистопная пиеска превращается в глубочайший по содержанию прозаический роман! – причем выходящий далеко за рамки сцены! но.. чем кумушек считать трудиться.. не лучше ль на себя.. да! на себя оборотиться! Итак, главный секрет невероятной харизматичности подобных текстов заключается в том, что повествование ведется не с позиции титульного автора, а особого персонажа, и содержание повествуемого зависит, конечно же, от его интересов, личностных качеств, от степени непорядочности, ну если уж откровенно! но автор идет на такую жертву сознательно, желая создать в высшей степени конфликтную, обостренную до предела игру в отношениях со своим собственным пересмешником и антагонистом! и для гениального ума нет лучшего средства для раскрытия глубины своего мировидения, чем передать вместе со своим пером всё текстовое поле своей жизни – этому гаду! – пусть, дескать, врет всё, что заблагорассудится! вдумчивый потомок все равно увидит, найдет, докапается, а дуракам хватит и тех художественных изысков, какие объект сатиры к месту и не к месту нагромоздит в своей лживой речи! … что это за сигнал? а, лимит интеллектуальных батарей исчерпан? хе-хе! хорошо! хорошо! хорошо! – перезарядка, дамы и господа! Шооооуу-Та…..йм!

4

ага! бежим дальше! «Мертвые души»! все читали, все проходили в школе! но кто ответит на вопрос о личности центрального персонажа этого романа-поэмы? м? ведь, как и в «Гамлете», его имя подано так, чтобы на него никто не обратил внимания! и когда мы понимаем, что лирические отступления в поэме исходят не от самого Гоголя, а от некоего анонима, который, несмотря на свою выспреннюю любовь к Руси-тройке, не жалеет для её описания замешанного на мстительной желчи дегтя, только тогда и можно будет сказать, что художественный замысел великого гения на самом деле схвачен! … и восхититься уровнем художественного исполнения! а пока.. уткнитесь, господа, в тряпочку! и не вякайте! … и почему, интересно, ни у кого из гоголеведов до сих пор не возникло мысли – как один из величайших авторов мировой литературы мог опуститься до такой низкопробной сатирической агитки? и все подобные произведения, если на них посмотреть «не с того ракурса», написаны из рук вон плохо! даже чудовищно! демонстративно бездарно! и авторы таких произведений буквально из кожи вон лезут, чтобы зритель обратил на эту бездарность внимание! – ну пожалуйста! и мы должны, наконец, понять, что прощать Великим огрехи и недоработки – просто аморально! что Великие вовсе не нуждаются в нашем великодушии! а от постижения их величия нас, конечно же, предохраняет инстинкт самосохранения! стремление к упрощенному толкованию всего, что не укладывается в общепризнанные категории! и отворачиваясь от бездонной гениальности и приспуская гения до собственного понимания, мы, конечно же, чувствуем себя более защищенными! а гении потому и гении, что преодолевают в себе спасительные животные инстинкты! Итак, дамы и господа, «Гамлет» – самое знаменитое в мире произведение тотально низкой художественности! и на такое заявление никто никогда не обратил бы внимания, если бы сделал его не Нобелевский лауреат Томас Элиот, верно? «Белой гвардией» и «Кабалой святош» тоже восторгаются все! – так положено! но (с точки зрения композиции) «Белая гвардия» написана ну просто несносно! о художественной ущербности «Повестей Белкина» пишет сам Белинский, ну вы знаете! и если собрать воедино все противоречия по каждому из великих произведений, то напрашивается вывод: либо Шекспир, Сервантес, Пушкин, Булгаков вовсе не гении, либо эти произведения не принадлежат им! но ответ прост – в корпус этих текстов запущен уникальный вирус! что по ходу игры с сознанием читателя проедает ходы в их мозге и обрушивает в итоге старые стройные конструкции в пыль! … т.е. речь идет о неком тайном агенте, что сознательно создан ради искажения сути описываемых событий! и разбойный разнобой в стиле повествования как раз и свидетельствует о наличии такого внутреннего провокатора, понимаете меня? что беспардонно пудрит глаза и мозг читателя, безбожно перевирая и вуалируя основную идею автора! хе-хе! … Итак, дамы и господа! так кто же рассказчик в «Гамлете»? – я подвесил этот вопрос, помните? – и разумеется, я мог бы сразу назвать его имя, но жевать за вас, извините, у меня времени нет! хе-хе! тем более что в самом тексте есть прямое указание! одно скажу – «Гамлет» – это не стихотворная пьеска, а прозаический роман-мистификация! и основной секрет в том, что в Эльсиноре идет постановка пьесы! … и из желания прямо сейчас сыграть для вас все за всех одновременно, я уже готов броситься в феерию смыслов и эмоций! но нет! нет! нет! … ради вашего же блага и наслаждения! ведь без труда вытащенная рыбка из пруда – не имеет той ценности, какую на самом деле имеет, ну вы знаете! в любом случае Офелия не умирает, Гамлет не погибает, а скрывается под чужой личиной (т.е. не лежит в своей могиле!) и проще всего подумать, что у меня сейчас съехала крыша, верно? чем заставить себя по новому взглянуть на жанр, в котором написана ваша, и я совсем даже не оговорился, ваша жизнь! … и вы уже достаточно заинтригованы, верно? и уже готовы залезть в сеть и скачать этот поистине великий текст! и упиться красотой так восхитительно разбросанных в складках между строчками шифров и меседжей.. и примерить, в итоге, подобную схему на себя, и отыскать того самого джокера-пересмешника в тексте имени себя! … опять этот сигнал.. и запас интеллектуальных батарей опять на исходе.. сделаем паузу! перезарядка, дамы и господа.. перезарядка! ха-ха! Шоу-Тайм!

5

Апчхи! Итак, дамы и господа, лейдис анд джентльмен! ВНИМАНИЕ! сейчас, именно сейчас, мы переходим к самому главному! – и вопросы как создается, кодируется, шифруется уже и не литература даже, но сама ваша жизнь, уже неотступно будут преследовать вас! так что – будьте внимательны! – и где прячется то самое главное действующее лицо в поэме вашей жизни! и, как говорится – добро пожаловать на территорию великой, безбрежной, вечной игры! – но нам опять нужны примеры! ориентиры! эталоны! – берём.. м-м-м.. ага! ну хотя бы знаменитую дуэльную историю Пушкина! о которой, как кажется, всё известно! и Натали уже вешает Александру Сергеевичу лапшу на уши про якобы невинные свидания с Дантесом! про заламывание рук и страстные речи кавалергарда! но, зная Пушкина, можно сказать, что он ни на секунду ей не верит! как не верят ей и умные пушкинисты, прекрасно понимая, что имеет место встреча с .. ну вы понимаете! И вот, пытаясь вырваться из мышеловки камер-юнкерства, обязывающего его бывать на придворных балах непременно с женой, 25 июня 1834 года, Пушкин уже подает Бенкендорфу прошение об отставке! царь в бешенстве и не просто отказывает, но заставляет забрать прошение с извинениями, натравив на Пушкина ещё и Жуковского, который пишет поэту откровенно грубую записку! но ведь подтекст бешенства царя очевиден! – Пушкин не хочет признать право царя на интимные отношения со своей женой! хе-хе! в то время как мужья всех любовниц Николая считают такие отношения за честь! и это царское право не подвергается сомнению (как не сомневался в подобном праве дворянина по отношению к своим крепостным девушкам и сам Пушкин!). об ухаживаниях императора за женой поэта говорят уже и в Петербурге, и в Москве! – «Я имею несчастье быть человеком публичным, и это хуже, чем быть публичной женщиной..» к середине 36-го года поэт уже впрямую говорит о себе как о рогоносце! а по наущению императрицы, оскорбленной слухами о связи императора с Натали, Дантес уже задерживается у неё на даче, чтобы Пушкин, вернувшись из Петербурга, застал его там! Пушкин требует у жены объяснений и, подловив на лжи, что французик говорил о чувствах не к ней, а к её сестре, диктует записку, что он, Пушкин, не возражает против брака Дантеса с Екатериной Гончаровой! и отныне Дантес вынужден изображать ухаживания за сестрой Натали, продолжая, под давлением императрицы, изображать также флирт и с самой Натали! Пушкину ничего не остается, как вызвать Дантеса на дуэль! Натали дает знать об этом императору! тот через Жуковского выходит на прямой разговор с Пушкиным! ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! – из всех действующих лиц трагедии в дуэли не заинтересован никто, кроме самого Пушкина! Натали теряет царя, свет и Петербург! царь теряет Натали! Дантес – карьеру в России! и все, конечно же, действуют согласованно, каждый спасая положение! есть свидетельство дочери Николая-I, что он лично заставил Дантеса жениться на Екатерине Гончаровой! Дантес был католиком, необходимо согласование с иерархами православной церкви – и все разрешения получены в считанные дни! не странно ли? в общем, ситуация ножниц для Пушкина налицо – бесчестие (и повечное звание рогоносца) или смерть? но Пушкин просто не может дать ситуации переиграть себя, это же понятно! понятно? а затеявшие эту игру не понимают, что Пушкин уже знает о своей тайной и интенсивно развивающейся болезни, что грозит ему, извините, маразмом! (и скорее всего, вы не знали об этом этом факте, ну конечно же! – великий русский поэт! – наше все!), а её симптомы ежечасно напоминают ему о приближении того самого рубежа! и если бы речь шла только о защите чести, поэту достаточно было бы дуэли без тяжких последствий! он же принципиально настаивает на смертельных условиях поединка! ... ему надо уходить! и он в такой ситуации, естественно, решает громко хлопнуть дверью! и вкладывает весь свой талант, чтобы использовать обстоятельства для защиты, прежде всего своей чести, ну и заодно и чести дуры-жены, что в силу глупости не понимает расстановки приоритетов на территории вечности! и вон он – этот злополучный пасквиль, возникший, как кажется, из ниоткуда (т.к. никому, кроме самого Пушкина, не выгодный), написанный неким… хе-хе, ну вы понимаете! анонимом: «Полные кавалеры, Командоры и кавалеры Светлейшего Ордена Всех Рогоносцев, собравшихся в Великом Капитуле под председательством достопочтенного Великого Магистра Ордена Его Превосходительства Нарышкина, единодушно избрали г-на Александра Пушкина коадъютором Великого магистра Ордена Всех Рогоносцев а также историографом Ордена! непременный секретарь граф Борх» … Итак, дамы и господа, все серьезные пушкинисты трактуют этот текст в одном и том же ключе: Нарышкин был супругом одной из любовниц Александра-I, а Пушкин назван «коадъютором», т.е. заместителем Нарышкина! следовательно, Наталья Николаевна, жена поэта – любовница Николая-I, и дойди такой документ до тайной полиции, она бы уж добралась до автора этого пасквиля! и кто же осмелился его состряпать? и с какой стороны не посмотри, а выгодно его появление только Александру Сергеевичу! и как хитро шельмец все придумал! – вместо того, чтобы отправить диплом недругам, чтобы те позлословили и пустили по кругу, таинственный автор рассылает его друзьям! … ну в общем, в итоге – дуэль и смерть великого поэта (который к этому моменту уже осознает себя персонажем вечности, т.е. игры, выходящей за пределы литературы как таковой) заставляют царя наглухо засекретить, т.е. вычеркнуть из истории все документы связанные с этой щепетильной историей! и понятно, что поведение поэта, стремившегося вырвать жену из дворцовой мышеловки, не устраивало Николая, поскольку тот не на шутку влюбился в Натали! и даже пытался купить Пушкина в первом разговоре 23 ноября! и когда Пушкин спровоцировал вторую встречу, за 3 дня до дуэли, на которой поэт высказал царю в глаза все! – оба решили идти до конца! … итак, дамы и господа! какой из всего сказанного вывод, как вы думаете? … – для создания произведения из категории четвертого жанра, брызжущего харизмой и магнетизмом, что собственно и будет притягивать на протяжении веков все последующие поколения! совершенно необходимым элементом является – что бы вы думали? ... ПРИСУТСТВИЕ АВТОРА НА ОСТРИЕ СМЕРТИ! и именно её близость, заряжает сюжет той необходимой энергией, что собственно и выжигает неуничтожимый оттиск в анналах времени! – и, как говорится, даже не рискуйте вступать на эту территорию! даже не мечтайте творить также! хе-хе! в обмен на славу в вечности вы должны будете слиться с ней! т.е. расстаться с жизнью! поэтому живите лучше в иллюзиях простоты! в убогом, урезанном, куцом понимании наследия великих! помните, полная разгадка шифров –сокращает жизнь! … Шоу-Тайм!



Смотрите также:
Итак, дамы и господа, лейдис … кхе-кхе энд джентльмен
132.08kb.
1 стр.
Образование, Исслед
185.46kb.
1 стр.
Тематические направления реконструкция мировой экономики
154.33kb.
1 стр.
Тематические направления: Энергия, климат и глобальная безопасность в 21-ом столетии
187.44kb.
1 стр.
4-ая международная научно-практическая конференция язык, Личность и общество в современном мире
166.91kb.
1 стр.
Медиа и ценностные приоритеты общества 10-14 сентября 2012, курорт Солнечный берег, Болгария oрганизаторы
134.73kb.
1 стр.
Сценарий праздника во 2 классе «Женский день»
85.39kb.
1 стр.
Сценарий торжественного собрания, посвященного 60-летию колледжа Здравствуйте, дамы и господа – коллеги!
58.12kb.
1 стр.
Терри Пратчетт Дамы и господа Плоский мир – 14
4970.51kb.
27 стр.
Российский морской регистр судоходства XII международный семинар
126.29kb.
1 стр.
Спортивный туристский поход. Работа мкк
59.15kb.
1 стр.
Проктер энд гэмбл казахстан
7089.43kb.
60 стр.