Главная
страница 1страница 2 ... страница 5страница 6
ПРОЕКТ
КОНЦЕПЦИЯ

ОКРУЖНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

«ИНВЕСТИЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЦЕНТРА

ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ГОРОД САЛЕХАРД

НА 2011 – 2013 ГОДЫ»
1. Характеристика проблемы, обоснование соответствия

решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития автономного округа


Город Салехард является столицей Ямало-Ненецкого автономного округа, одного из стратегических регионов России. Социально-экономическое развитие города, повышение его инвестиционной привлекательности является окружной задачей.

Наращиванию инвестиционного потенциала автономного округа в рамках средне- и долгосрочной перспективы будет способствовать реализация проектов промышленного и транспортного строительства на территории автономного округа. Важная роль в данном процессе будет принадлежать столице автономного округа. Проводя эффективную инвестиционную политику, автономный округ в дальнейшем сможет рассчитывать на повышение своего кредитного рейтинга, а значит, на рост привлекательности для отечественного и иностранного капитала.

Перспективы развития города Салехард в первую очередь зависят от внешних факторов. Основными же внешними факторами для Салехарда являются реализация двух промышленных мегапроектов – освоение Полярного Урала и освоение газовых месторождений полуострова Ямал; а также связанных с этими промышленными проектами крупных инфраструктурных проектов, в том числе строительство моста через Обь, соединяющего города Лабытнанги и Салехард, и строительство авто- и железной дороги Салехард – Надым, с перспективой выхода к Норильску. Салехард должен стать самодостаточным городом со сбалансированным городским хозяйством, создающим в неблагоприятных природно-климатических условиях Крайнего Севера комфортные условия проживания для своих жителей, благоприятные возможности для развития коренных народов Севера и открывающий путь к освоению природных богатств Крайнего Севера.

Основными приоритетными направлениями социально-экономической политики органов государственной власти и местного самоуправления по обеспечению социально-экономического развития столицы автономного округа должны стать:



  1. Улучшение условий жизни населения города.

Создание благоприятных условий для жизни в городе подразумевает создание динамично развивающейся, сбалансированной и конкурентоспособной экономики, обеспечивающей высокий уровень благосостояния населения города, высокие стандарты качества жизни в здравоохранении, социальном обслуживании, образовании, культуре, спорте, развитую бытовую инфраструктуру и комфортное жилье.

  1. Развитие и совершенствование дорожной сети.

  2. Совершенствование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства.

  3. Обеспечение устойчивого энергоснабжения.

Развитие инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства должно развиваться на основе энергосбережения и внедрения инновационных технологий. Указанные направления будут достигаться путем реализации инвестиционных программ и проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Устойчивое социально-экономическое развитие города Салехарда определенного Законом ЯНАО от 29.03.2005 г. №21-ЗАО «О статусе административного центра Ямало-Ненецкого автономного округа» административным центром Ямало-Ненецкого автономного округа может быть обеспечено только в том случае, если стратегическим приоритетом развития является социально значимая цель - повышение качества жизни населения.

Для реализации стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года утвержденной постановлением Законодательного Собрания ЯНАО от 09.12.2009 г. № 1990, необходимы решения локальных проблем по следующим направлениям:

- строительство жилых и социально значимых объектов;

- повышение эффективности эксплуатации жилых объектов;

- дальнейшее развитие городской инженерной инфраструктуры;

- решение вопросов экологии и благоустройства города.

Для того, чтобы решать такие задачи в крайне неблагоприятных природно-климатических условиях Крайнего Севера, городу необходимо сбалансированное и эффективное городское хозяйство.

Важным условием долгосрочного динамичного роста качества жизни населения является развитие инженерного обеспечения инфраструктуры города, решение вопросов экологии и благоустройства города, а также реализация эффективной жилищной и социальной политики.

В связи с принятием Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» особое внимание органов власти уделяется предоставления государственных и муниципальных услуг через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг. Необходимо создание такого центра прежде всего в столице автономного округа как стартового проекта и реализации программы информационного общества в столице автономного округа.

В Салехарде практически полностью отсутствует бизнес, производящий товары и услуги, рассчитанные на экспорт за пределы города. Совершенствование и развитие бизнес-климата должно происходить за счет государственной поддержки в бизнес-инкубаторе. В условиях Салехарда бизнес-инкубатор будет представлять собой бизнес-центр постоянного действия с некоторыми дополнительными услугами и инструментами для выявления новых потенциальных резидентов. При этом необходима постоянная поддержка малого предпринимательства со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.

Необходимо развивать и способствовать развитию отдельных отраслей хозяйства, которые могут способствовать формированию города как самодостаточного муниципального образования – строительство, производство строительных материалов, сельского хозяйства.

В настоящее время при поддержке властей Ямало-Ненецкого автономного округа в городе Салехард уже создано и создается большое количество разнообразной спортивной инфраструктуры. Вместе с тем, поддержание и развитие этой инфраструктуры также требует значительных затрат со стороны окружного и городского бюджетов.

Кадровым потенциалом для развития отраслей социальной сферы может стать многопрофильный колледж, обеспечивающий специалистами различных специальностей не только город Салехард, но и другие города и районы автономного округа. Жители города могут стать необходимой рабочей силы, используемой для развития и реализации экономических проектов окружного значения, методом региональной вахты.

Одной из направлений жилищной политики региональной исполнительной органов государственной власти автономного округа является ликвидация ветхого и аварийного жилого фонда. По состоянию на 01.01.2010 г. ветхий и аварийный жилой фонд в г. Салехарде составил 141470 кв.м. В целях окончания программы переселения из ветхого и аварийного жилья до 2014 года необходимо ежегодно вводить не менее 47156 кв.м. нового жилья.

Строительство жилья так и объектов социального назначения требует решения вопросов в обеспечении земельных участков под строительство инженерной инфраструктурой.

С ежегодным приростом населения города увеличивается нагрузка на действующую инфраструктуру города, в частности назрела проблема в реконструкции очистных сооружений, модернизации и расширении энергоснабжающих производственных мощностей. Решение вопросов экологии и благоустройства города, а также повышение эффективности эксплуатации жилых объектов являются также важным условием долгосрочного динамичного роста качества жизни населения.
II. Обоснование целесообразности решения проблемы

программно-целевым методом


Учитывая сложность проблем и необходимость выработки системного решения, обеспечивающего улучшение качества жизни населения и развитие отрасли жилищно-коммунального хозяйства, представляется наиболее эффективным решать существующие проблемы в рамках окружной целевой программы «Инвестиционное развитие административного центра Ямало-Ненецкого автономного округа – город Салехард на 2011 – 2013 гг.» (далее - Программа) с использованием программно-целевого метода. Подобное решение позволит объединить отдельные мероприятия и добиться мультипликативного эффекта, выраженного в развитии жилищного и социально значимого фонда, инженерной инфраструктуры, улучшении облика столицы ЯНАО и качества жизни населения города.

Необходимость в достаточно короткий срок решить масштабные задачи Программы определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем, поскольку они:

- входят в число приоритетов для формирования окружных целевых программ, а их решение позволяет обеспечить возможность улучшения жилищных условий, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем жизнеобеспечения, а также создать условия для устойчивого развития качества жизни населения;

- носят межотраслевой и межведомственный характер и не могут быть решены без участия региональных органов власти;

- не могут быть решены в пределах одного года и требуют значительных бюджетных расходов;

- носят системный характер, а их решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества и облик столицы.


III. Характеристика и прогноз развития

сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере

без использования программно-целевого метода
Общее количество жилых домов с износом более 65% в муниципальном образовании на 01.01.2010 г. составило 220 370 кв.м., в том числе муниципальный жилой фонд 82 120 кв.м., ветхий и аварийный жилой фонд составил 141 470 кв.м., в том числе муниципальный – 56 100 кв.м. В 2009 году к положительной динамике можно отнести снижение муниципального ветхого и аварийного жилого фонда на 23% или 16 800 кв.м. Такое положение в развитии жилого фонда не достаточно в решении проблемы эффективности его эксплуатации при ситуации, когда происходит увеличение в муниципальном образовании жилых домов с износом более 65%. Необходимо строительство нового жилья, что требует обеспечения земельных участков под застройку инженерной инфраструктурой. Жилой фонд с принятием федерального законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности требует решения вопросов в данном направлении. В повышении качества жизни населения немало важная роль отводится качеству медицинского обслуживания, в том числе качеству оказания первой медицинской помощи и медицинского обслуживания детей, что без ввода современных объектов здравоохранения добиться сложно. Развитие массового спорта также требует строительства объектов капитального характера.

Энергоснабжающие предприятия, не имея достаточных доходов от предоставленных жилищно-коммунальных услуг, не производили достаточных инвестиций в основные производственные фонды в объемах, необходимых для развития инфраструктуры. Все это привело к ряду проблем, основными из которых являются:

- недостаточное развитие коммунальных систем для обеспечения возрастающих потребностей общества, в том числе связанных с новым строительством;

- высокий уровень морального и физического износа объектов и сооружений.

С развитием правого берега р. Шайтанка актуальным становиться строительство пешеходного моста, который придаст оптимальность доступа горожан проживающих на левом берегу к парковой зоне, к зданию администрации округа и другим социальным объектам.

С завершением строительства автомобильно-пешеходной дороги до лодочной станции по ул.Набережная существует целесообразность в продолжении строительства автомобильно-пешеходной дороги по ул.Набережная в направлении речного порта, чтобы обеспечить замкнутость цикла движения транспорта по данной улице.

В результате без использования программно-целевого метода добиться изменения ситуации в жилищном и социальном строительстве, инженерном обеспечении инфраструктуры города, решения вопросов экологии, благоустройства города, развития сельского хозяйства иными мерами недостаточно.
IV. Возможные варианты решения проблем,

оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных

вариантах решения проблемы
В случае инерционного сценария развитие коммунальной инфраструктуры будет осуществляться за счет тарифных и иных источников во многом в качестве ответных мероприятий на возникающие чрезвычайные ситуации различного характера, что может привести к следующему:

увеличению риска аварийности в системах коммунальной инфраструктуры;

ухудшению экологического состояния водных объектов.

Продолжится рост в муниципальном образовании жилых домов с износом более 65%. Качество предоставляемых медицинских услуг первой необходимости и детям не будет подкреплено современным оснащением (зданиями, оборудованием, дополнительными лабораториями и т.п.). Доступность жителей города к объектам правого берега р. Шайтанка и развязка дорожной сети по ул. Набережная не будут носить оптимального характера. Недостаточно полно город будет представлен памятниками культуры автономного округа и развитой парковой зоной отдыха жителей и гостей города. Не будет создано достаточных условий для развития массового спорта.

Для разработки настоящей Концепции были проанализированы и сравнивались с инерционным сценарием развития 2 варианта инвестиционного развития, отличающиеся по темпам реализации, механизмам поддержки, объему, динамике и структуре финансирования.

Ключевым инструментом в реализации рассматриваемых вариантов является программно-целевой метод.

Первый вариант решения проблемы предполагает, что на сегодняшний день мероприятия, предусмотренные в Программе, будут реализованы за счет средств бюджета города Салехарда. Такой вариант финансирования малоэффективен, поскольку в настоящий момент бюджет города дотационный и не способен профинансировать мероприятия, предусмотренные в Программе. Риски при реализации этого варианта связаны в том числе и с длительностью реализации мероприятий, предусмотренных Программой, отсутствием средств даже для начальных инвестиций, что может вызвать синергический эффект и в конечном итоге невыполнение мероприятий Программы. Следствием такого подхода будет потеря возможности улучшить качество жизни населения и облик города как столицы ЯНАО.

Второй вариант решения проблемы предполагает, что на сегодняшний день реализация Программы будет, осуществляется за счет средств окружного бюджета. Такой вариант финансирования эффективен, с точки зрения финансовых возможностей окружного бюджета, что позволит дальнейшее развитие данной инфраструктуры посредством е оптимизации и концентрации усилий на достижении следующих результатов:



  • Повышение известности города Салехард в других странах и регионах;

  • Максимальное удовлетворение потребностей жителей города Салехард в спортивных услугах;

  • Распространение культуры здорового образа жизни среди населения Салехарда через массовый спорт;

  • Концентрация на ограниченном количестве видов спорта, наиболее подходящих для Салехарда и соответствующих северной культуре (зимние виды спорта, спорт в закрытых помещениях и т.п.) – всего не более 8 олимпийских видов спорта и 7 национальных и местных; прочие виды спорта могут развиваться заинтересованными лицами самостоятельно, но без финансовой и прочей поддержки со стороны властей города;

  • Развитие спортивного туризма для жителей города Салехард в окрестностях города с созданием инфраструктуры для такого туризма (базы отдыха, проработка маршрутов, пункты проката оборудования и т.п.); впоследствии эта инфраструктура может быть использована и для въездного туризма.

Анализ вариантов решения проблемы показывает, что наиболее эффективным является 2-й вариант, который позволяет финансово обеспечить реализацию Программы.

Реализация Программы позволит проводить государственную политику в повышении качества жизни населения за счет определения оптимальных масштабов строительства и координации развития различных систем инфраструктуры города.


V. Предложения по Госзаказчикам
Департамент строительства Ямало-Ненецкого автономного округа является государственным заказчиком – координатором Программы, ее разработчиком, осуществляет реализацию Программы, а также контроль за ходом исполнения Программы в порядке, установленном законодательством ЯНАО.

VI. Цели и задачи Программы,

целевые индикаторы и показатели, позволяющие оценивать

ход реализации Программы


Целями Программы являются повышение к 2014 году качества жизни населения и улучшения облика города как столицы ЯНАО.

Для реализации целей Программы к 2014 году предполагается решение следующих задач:

- достижение к 2014 году уменьшения в муниципальном образовании количества жилых домов с износом более 65%, ветхого и аварийного жилого фонда по всем категориям собственности;

- развитие коммунальной инфраструктуры;

- развитие дорожной сети;

- развитие сети социальных объектов;

- улучшение облика города;

- инвентаризация и паспортизация имущества МО г. Салехард;

- энергосбережение и повышение энергетической эффективности;

- проведение капитального и текущего ремонта дорог и улиц города;

- благоустройство территории города;

- улучшение экологии;

- приобретение оборудования и автотранспортных средств для нужд муниципального образования;

- развитие сельского хозяйства.

Целевые индикаторы и показатели, позволяющие контролировать ход реализации Программы по годам ее реализации, представлены в таблице 1.
Таблица 1

Перечень целевых показателей (индикаторов)



эффективности реализации Программы

№ п/п

Наименование показателя (индикатора)

Ед.изм.

Базовое значение на 01.01.2010 г.

2011 год

2012 год

2013 год

1

Ввод жилья

тыс.кв.м

15,614

33,0

35,0

40,0

2

Общая площадь жилых помещений подлежащих расселению

кв.м.




6082,4

7359,9

7645,8

3

Площадь земельных участков, предоставленных для жилищного строительства

га

46,3

23

25

25

4

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, введенная в действие за год

кв.м

0,3

0,6

0,7

0,7

5

Удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом

%

16

17

17,5

18

6

Доля убыточных организаций жилищно-коммунального комплекса

%

100

50

30

10

7

Доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет

%

1.6

10

15

25

8

Доля утечек и неучтенного объема воды в суммарном объеме воды, поданной в сеть


%

16,5

12

10

8

9

Доля объема отпуска коммунальных ресурсов, счета за которые выставлены по показаниям приборов учета


%

75,25

75,25

75,25

77

10

Удовлетворенность населения жилищно-коммунальными услугами


%

19,1

25

35

50

11

Пропускная способность детской поликлиники

чел./в смену







150




12

Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения

%

64,8

66,6

67,6

67,9

13

Доля отремонтированных автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием, в отношении которых произведен:


















капитальный ремонт



%

0,70

0,70

0,70

0,80




текущий ремонт

%

1,35

1,35

1,37

1,4

14

Число субъектов малого предпринимательства

единиц на

10000 человек



595

624

655

670

15

Доля детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей от 3 до 7 лет

%

73

74

75

76

16

Площадь несанкционированных мест размещения отходов в расчете на 1000 жителей

кв.м.

1200

1000

800

600

17

Численность постоянного населения (среднегодовая), всего

чел

44,4

45,5

46,75

47,3

18

Число посетителей культурно- досуговых мероприятий, предоставляемых учреждениями клубного типа

чел

160000

165000

170000

173000

19

Удельный вес населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, организованных органами местного самоуправления городских округов

%

360,04

362,00

363,64

370

следующая страница >>
Смотрите также:
Окружной целевой программы
955.79kb.
6 стр.
Концепция краевой целевой программы «Поддержки экспорта в Краснодарском крае на 2010–2012 гг.» Краснодар 2009
349.34kb.
1 стр.
Отчет о реализации областной целевой программы
218.14kb.
1 стр.
Концепция краевой целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в Краснодарском крае на 2013-2020 годы»
273.64kb.
1 стр.
Информация о реализации мероприятий долгосрочной целевой программы
884.51kb.
5 стр.
Основные мероприятия Департамента строительства, капитального ремонта, инвестиционной политики и реставрации в 2011 году. В рамках федеральной целевой программы «Культура России
77.29kb.
1 стр.
Приложение №4 к ведомственной целевой программе
456.14kb.
2 стр.
Отчет по результатам проведения опроса общественного мнения в рамках Областной целевой программы «О противодействии коррупции в Кировской области»
358.62kb.
1 стр.
План мероприятий отраслевой (ведомственной) целевой программы «Благоустройство и текущее содержание территорий кладбищ города Челябинска на 2012-2014 годы»
104.39kb.
1 стр.
Приложение 4 к областной целевой Программе
47.59kb.
1 стр.
Приложение 2 к отраслевой целевой программе
91.16kb.
1 стр.
Приложение №2 к ведомственной целевой программе «Развитие системы физкультурных и спортивных мероприятий и спорта высших достижений в Калужской области»
118.79kb.
1 стр.