Главная
страница 1страница 2страница 3


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермский государственный институт искусства и культуры»

УТВЕРЖДАЮ

Ректор, профессор

Е. А. Малянов

«……» ________________2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Хороведение и методика работы с хором

Направление подготовки 073500 «Дирижирование»

Профиль подготовки «Дирижирование академическим хором»

Квалификация (степень) выпускника «бакалавр»

Нормативный срок обучения 4 года

Форма обучения очная


Пермь, 2012

Авторы-составители:

Васильев Руслан Николаевич,

старший преподаватель кафедры хорового дирижирования



Моисеева Ксения Владимировна,

преподаватель кафедры хорового дирижирования



Рабочая программа дисциплины «Хороведение и методика работы с хором» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Основной образовательной программы по направлению подготовки 073500.62 «Дирижирование», профилю подготовки «Дирижирование академическим хором».

Дисциплина входит в профессиональный цикл дисциплин профильного модуля вариативной части.

Содержание
Раздел 1. Цели освоения дисциплины……………………………………......... 4

Раздел 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО……………………........ 5

Раздел 3. Компетенции обучающегося, формируемые

в результате освоения дисциплины……………………………...........................6

Раздел 4. Структура и содержание дисциплины……………………………....21

Раздел 5. Образовательные технологии……………………………………......41

Раздел 6. Оценочные средства для текущего контроля

успеваемости, промежуточной аттестации по итогам

освоения дисциплины и учебно-методическое

обеспечение самостоятельной работы студентов……………..........................42

Раздел 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение

дисциплины……………………………………………………............................51

Раздел 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины………….......52


Раздел 1. Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Хороведение и методика работы с хором» являются:

- знание истории отечественной и мировой хоровой культуры;

- всестороннее знание хора как музыкального исполнительского коллектива;

- освоение опыта хорового творчества, исполнительства и педагогики;

- овладение методикой работы с хором;

- осознание роли хорового искусства в современном культурном процессе и нахождение актуальных творческих и организационно-управленческих моделей успешной деятельности хорового коллектива;

- формирование профессиональных установок, необходимых для эффективного руководства хором.

Достижение поставленной цели осуществляется в ходе решения следующих задач:



  • знакомство с историей хорового искусства от древности до наших дней;

  • обеспечение студентов знаниями теоретических основ хорового искусства;

  • овладение методами практической работы с хором;

  • расширение музыкально-культурного кругозора студентов на основе изучения лучших художественно-совершенных образцов хоровой литературы;

  • воспитание навыков составления репертуара и программ для хоровых коллективов;

  • изучение хоровых произведений русских и зарубежных композиторов, обработок народных песен на основе исполнительского анализа партитуры;

  • развитие профессиональных качеств, необходимых для будущей музыкально-просветительской деятельности студентов.


Раздел 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Данная учебная дисциплина входит в профессиональный цикл дисциплин профильного модуля вариативной части в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 073500 «Дирижирование», профилю подготовки «Дирижирование академическим хором», квалификации (степени) бакалавр.

Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины:

«Допороговый» уровень:

- знает основные исторические периоды развития хоровой культуры и искусства;

- называет теоретические основы хорового искусства.

«Пороговый» уровень:

- рассказывает историю хорового искусства от древности до наших дней;

-раскрывает теоретические основы хорового искусства;

-подготавливает музыкально-теоретический и вокально-хоровой анализ партитур хоровых произведений;

-владеет основными методами вокально-хоровой работы.

«Повышенный (продвинутый)» уровень:

- систематизирует историю хорового искусства от древности до наших дней;

- анализирует теоретические основы хорового искусства и раскрывает их во взаимосвязи с практической работой с хором;

- подготавливает исполнительский анализ партитур хоровых произведений русских и зарубежных композиторов, обработок народных песен;

- раскрывает принципы составления репертуара и программ для хоровых коллективов;

- демонстрирует свободное владение методами вокально-хоровой работы.

Отличие вузовского курса «Хороведения и методики работы с хором» от подобного курса в средних профессиональных учебных заведениях заключается: а) в стремлении дать насколько это возможно исчерпывающее и актуальное знание о хоре; б) в переходе от заучивания готовых постулатов, правил, схем, к осмыслению сути явлений, связанных с хором; в) в формировании на этой основе умения самостоятельно находить верные методы решения каждой конкретной творческой задачи.

Теоретические дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее, следующие: дирижирование, хоровой класс, камерный хор, изучение хорового репертуара, изучение репертуара профессиональных академических хоровых коллективов Урала, история хоровой музыки, методика преподавания профессиональных дисциплин, музыкальное исполнительство и педагогика, методика работы с детским хоровым коллективом, методика музыкального воспитания, хоровая аранжировка, работа с хором, исполнительская (хоровая) практика, практика работы с хором, педагогическая практика.
Раздел 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Хороведение и методика работы с хором»
В процессе изучения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные и профессиональные компетенции при освоении ООП ВПО, реализующей ФГОС ВПО:

Коды
ком-петенций

Название компетенции

Структура

компетенции



Характеристика уровней сформированности компетенций

ОК-2

Способность ориентироваться в специальной литературе, как в сфере музыкального искусства, образования и науки, так и в смежных областях (видах искусства)


- способенориентироваться в специальной литературе, как в сфере музыкального искусства, образования и науки, так и в смежных областях (видах искусства)

Пороговый уровень:

  • перечисляет наиболее известные, важные, основополагающие труды (литературу) по основным направлениям профессиональной деятельности и в смежных областях (видах искусства);

  • излагает содержание, главные идеи, положения основных, наиболее значимых для профессиональной деятельности литературных источников;

  • называет специализированные периодические издания, посвященные музыкальному искусства, образованию, науке и другим видам искусства;

  • демонстрирует умение пользоваться библиотечными каталогами, электронными базами данных, Интернетом для поиска специальной литературы.

Продвинутый уровень:

  • обобщает информацию из различных литературных источников;

  • применяет на практике методы работы со специальной литературой в сфере музыкального искусства, образования и науки, в смежных областях (видах искусства).

Высокий уровень

  • делает критический анализ различных литературных источников по основным направлениям профессиональной деятельности (хоровое искусство) и смежных областях;

  • дает оценку и определяет ценность того или иного литературного источника для профессиональной деятельности;

  • демонстрирует знание новейшей литературы в области музыкального искусства, образования и науки, а также в смежных областях (видах искусства).

ОК-4

Умение работать со специальной литературой в области музыкального искусства и науки, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией

- умеет работать со специальной литературой в области музыкального искусства и науки

- умеет пользоваться профессиональными понятиями и терминологией

- владеет навыками работы со специальной литературой в области музыкального искусства и науки


Базовый уровень

  • демонстрирует умение работать со специальной литературой;

  • перечисляет различные виды и типы специальной литературы в области музыкального искусства и науки.

Продвинутый уровень

  • использует в обучении профессиональные понятия и терминологию;

  • анализирует специальную литературу в области музыкального искусства и науки;

  • применяет профессиональные понятия и терминологию.

Высокий уровень

  • владеет специальной литературой в области музыкального искусства и науки;

  • систематизирует методы анализа специальной литературы в области музыкального искусства и науки;

  • владеет профессиональными понятиями и терминологией.

ОК-7


Способность свободно владеть литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной речи; умением создавать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний


- владеет литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке;

- владеет навыками публичной речи;

- умеет создавать тексты профессионального назначения;

- анализирует логику рассуждений и высказываний.



Базовый уровень

  • объясняет особенности речи как сферы общения, ее коммуникативный, информативный и психологический аспекты, сферы функционирования риторики в обществе;

  • перечисляет типы аудитории и типы ораторов, устные коммуникации в системе средств массовой коммуникации, основы современного публичного монолога: лекция, речь общественного деятеля, правила речевого поведения в определенных условиях коммуникации, основы классической риторики при литературной обработке текстов.

Продвинутый уровень

  • использует перед аудиторией все возможности речи, ее дикционную, интонационную и орфоэпическую культуру;

  • анализирует стратегию поведения в условиях коммуникации (преодоление критических ситуаций, выбор тональности общения);

  • применяет правила речевого стиля художественной литературы.

Высокий уровень

  • владеет профессиональной лексикой, понятийно-категориальным аппаратом музыкальной науки;

  • систематизирует методы и навыки критического анализа музыкальных произведений и событий;

  • управляет способностью к чувственно-художественному восприятию мира, к образному мышлению;

  • владеет методами пропаганды музыкального искусства и культуры;

  • управляет навыками общения со слушательской аудиторией, публичного общения для решения коммуникативных задач.

  • создает тексты профессионального назначения;

  • оценивает логику рассуждений и высказываний.

OK-10

Проявлять личное отношение к современным процессам в различных видах искусства

- умение проявлять личное отношение к современным процессам в различных видах искусства

Базовый уровень

  • рассказывает основные исторические периоды развития искусства, музыкальной культуры, историю отечественного и зарубежного искусства;

  • описывает основные этапы эволюции художественных стилей;

  • обсуждает композиторское творчество в культурно-эстетическом и историческом контексте, историю хоровой отечественной и зарубежной музыки, основные стили и жанрыхоровой музыки.

Продвинутый уровень

  • распознает направления и стили зарубежного и отечественного искусства XX-XXI веков, основные направления массовой музыкальной культуры XX-XXI веков;

  • анализирует историю эстрадной и джазовой музыки.

Высокий уровень

  • оценивает произведение искусства в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса;

  • систематизирует методы и навыки критического анализа произведений искусства и событий;

  • управляет развитой способностью к чувственно-художественному восприятию мира, к образному мышлению;

  • формулирует личное отношение к современным процессам в различных видах искусства.

ОК-11


Способность приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии


- готов приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания; - способен использовать современные образовательные и информационные технологии


Базовый уровень

  • объясняет значение, роль и сущность информационного ресурса, информационного обеспечения;

  • обсуждает стандартное программное обеспечение профессиональной деятельности;

  • перечисляет современные образовательные технологии;

  • называет современные информационные технологии.

Продвинутый уровень

  • использует практические навыки работы по информационному обеспечению;

  • - употребляет информационно-поисковые системы;

  • демонстрирует навыки выполнения необходимых действий для приобретения новых знаний в профессиональной области с помощью современных образовательных технологий;

  • применяет способность приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные информационные технологии.

Высокий уровень

  • компонует базы и банки данных;

  • дает оценку имеющимся и потенциальным возможностям информационного потенциала информационной службы;

  • разрабатывает современные образовательные технологии;

  • определяет ценность современных информационных технологий.

ОК-12

Умение использовать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности этические нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, использовать нормы социального поведения, права и свободы человека и гражданина


- использует в повседневной жизни и в профессиональной деятельности этические нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде;

- применяет нормы социального поведения, права и свободы человека и гражданина




Базовый уровень

  • фиксирует этические нормы отношения человека к человеку;

  • - перечисляет нормы социального поведения, права и свободы человека и гражданина;

  • - выражает правовые знания и представления о социальном назначении права и его роли в обществе;

  • - объясняет роль права и нормативного регулирования в жизни современного общества.

Продвинутый уровень

  • анализирует роль и место правовых знаний в профессиональной деятельности будущего специалиста;

  • - различает нормы права от других видов социальных норм (норм морали, нравственности, этики, эстетики);

  • - применяет этические нормы к конкретным практическим ситуациям;

  • - применяет нормы социального поведения, нормы права к конкретным практическим ситуациям.

Высокий уровень

  • систематизирует этические нормы отношения человека к человеку;

  • - формулирует нормы социального поведения;

  • - компонует отрасли права по предмету регулирования общественных отношений;

  • - формулирует нормы права и свободы человека и гражданина.

ОК-13

Умение использовать методы гуманитарных и социально-экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности


- использует методы гуманитарных и социально-экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности


Базовый уровень

  • распознает методы гуманитарных и социально-экономических наук;

  • перечисляет методы гуманитарных и социально-экономических наук;

  • объясняет методы гуманитарных и социально-экономических наук;

  • обнаруживает методы гуманитарных и социально-экономических наук.

Продвинутый уровень

  • применяет на практике методы гуманитарных и социально-экономических наук в различных видах профессиональной деятельности;

  • использует методы гуманитарных и социально-экономических наук в различных видах социальной деятельности;

  • анализирует профессиональную и социальную деятельность с помощью методов гуманитарных и социально-экономических наук;

  • классифицирует методы гуманитарных и социально-экономических наук.

Высокий уровень

  • систематизирует методы гуманитарных и социально-экономических наук;

  • сравнивает методы гуманитарных и социально-экономических наук;

  • собирает методы гуманитарных и социально-экономических наук при анализе различных видов профессиональной и социальной деятельности;

  • разрабатывает методы гуманитарных и социально-экономических наук при анализе различных видов профессиональной и социальной деятельности.

ПК-1

Умеет дирижировать профессиональными, учебными, любительскими/самодеятельными хорами, руководить творческими коллективами (хором, ансамблем), певческим коллективом

- способен дирижировать профессиональными, учебными, любительскими/самодеятельными хорами;

- готов руководить творческими коллективами (хором, ансамблем)



Базовый уровень

  • называет хоровые произведения различных эпох и стилей (acappella и с сопровождением);

  • называет музыкальные произведения для творческих коллективов разных стилей и направлений на основе исполнительского анализа партитур;

  • объясняет методику работы с исполнительскими коллективами разных типов;

  • рассказывает историческое развитие исполнительских стилей,

  • обсуждает специальную, учебно-методическую и исследовательскую литературу по вопросам искусства дирижирования;

  • перечисляет технологические и физиологические основы дирижерских движений, основы функционированиядирижерского аппарата, структуру дирижерского жеста, дирижерские схемы, подготовительные упражнения в развитии основных элементов дирижерской техники, звуковедения и фразировки;

  • формулирует средства достижения выразительности звучания творческого коллектива.

Продвинутый уровень

  • применяет на практике технику дирижирования и методику работы с творческим коллективом;

  • проводит репетиционную работу с хором;

  • достоверно воспроизводит хоровую партитуру на фортепиано и голосом, читает с листа, транспонирует произведение в заданную тональность;

  • анализирует форму, фактуру, вокально-хоровые особенности музыкального произведения с целью выявления его содержания, а также выявления необходимости транспонирования;

  • анализирует репертуар различных эпох и стилей (acappella и с сопровождением), включая современное творчество отечественных и зарубежных композиторов;

  • интерпретирует и исполняет произведения различных исторических эпох и стилей при управлении хором acapрella и с инструментальным сопровождением (оркестровым или фортепианным).

Высокий уровень

  • систематизирует хоровой репертуар различных стилей;

  • разрабатывает собственную интерпретацию музыкального произведения;

  • подготавливает свободное и художественно -выразительное исполнение всего произведения на фортепиано и голосом (сольфеджио и с текстом), любого фрагмента хоровой партитуры;

  • организовывает репетиционную работу;

  • составляет концертные программы для хоровых коллективов;

  • управляет точным контролем качества хорового звучания, устранением возможных дефектов строя и ансамбля;

  • управляет голосовым аппаратом в пении, методическими установками при обучении пению, вокально-хоровыми упражнениями и попевками, навыками выравнивания голоса на всем протяжении диапазона, сглаживанием регистровых переходов;

  • формулирует методы профилактики и охраны голоса.

ПК-2

Умеет проводить репетиционную работу с творческими коллективами и солистами

- готов осуществлять репетиционную работу с творческими коллективами и солистами;

- способендостоверно воспроизводить хоровую партитуру на фортепиано и голосом, читать с листа, транспонировать произведение в заданную тональность, анализировать форму, фактуру,

- владеет навыками самостоятельной работы с репертуаром, навыками распевания хора (ансамбля), пения реплик и партий в хоре.


Базовый уровень

  • распознает недостатки исполнения;

  • называет известные способы устранения недостатков исполнения;

  • формулирует творческие задачи;

  • показывает голосом и на инструменте требуемое исполнение;

  • выражает с помощью дирижерского жеста свои исполнительские намерения.

Продвинутый уровень

  • воздействует оперативно на исполнителей для достижения качественного ансамблевого исполнения;

  • демонстрирует владение формой, музыкальной драматургией сочинения;

  • использует приемы исполнения, обеспечивающие необходимый художественный результат;

  • демонстрирует хорошие волевые качества.

Высокий уровень

  • планирует эффективно репетиционное время;

  • добивается высокохудожественного исполнения музыкального произведения;

  • демонстрирует понимание музыкального стиля;

  • создает творческую атмосферу на репетиции;

  • реализует успешно свой творческий замысел.




ПК-3

Умеет осуществлять переложение музыкальных произведений для различных видов творческих коллективов (хора, ансамбля)


- знает историческое развитие исполнительских стилей,

- знает музыкальные произведения для творческих коллективов разных стилей и направлений на основе исполнительского анализа партитур,

- владеет основным репертуаром творческих коллективов,

- умеет прочитывать нотный текст во всех его деталях и на основе этого создавать собственную интерпретацию музыкального произведения.



Базовый уровень

  • перечисляет различные стили, направления и жанры хоровой музыки;

  • фиксирует основные приемы, составляющие технику и способы переложений для различных составов и видов хора, ансамбля;

  • применяет на практике базовые знания по хороведению и аранжировке музыкальных произведений для создания переложений музыкальных сочинений для различных видов творческих коллективов.

Продвинутый уровень

  • анализирует приемы и методы своих переложений для устранения неблагоприятных условий в исполнении музыкальных произведений для различных видов творческих коллективов;

  • обобщает собственный опыт и опыт коллег в работе по созданию переложений для различных видов творческих коллективов (хора, ансамбля).

Высокий уровень

  • подготавливает самостоятельно несколько вариантов переложений музыкальных произведений для различных видов творческих коллективов (хора, ансамбля)

  • разрабатывает приемы, позволяющие создать интересные переложения музыкальных произведений для различных видов творческих коллективов (хора, ансамбля).

ПК-4

Способенбыть исполнителем концертных номеров и программ в качестве артиста (солиста) хора

- умеет свободно читать с листа и транспонировать;

- умеет исполнять и интерпретировать произведения различных исторических эпох и стилей;

- владеет голосовым аппаратом в пении;

-знает методы профилактики и охраны голоса.



Базовый уровень

  • называет основные методические установки и вокально-хоровые упражнения;

  • перечисляет методы профилактики и охраны голосового аппарата;

  • вспоминает ряд подготовительных упражнений для развития основных элементов звуковедения.

Продвинутый уровень

  • демонстрирует свободное чтение с листа и транспонирование различных музыкальных произведений;

  • анализирует сложности исполнения музыкальных сочинений различных исторических эпох и стилей;

  • использует навыки точного контроля качества хорового звучания, устранения возможных дефектов, строя и ансамбля.

Высокий уровень

  • критикует ведение репетиционной работы при разучивании концертных программ;

  • оценивает художественные и технические особенности музыкальных произведений, их художественное содержание;

  • создает собственную интерпретацию музыкального произведения.

ПК-5

Способен осуществлять подбор репертуара для концертных программ и других творческих мероприятий

- знает основной репертуар творческих коллективов, методику работы с исполнительскими коллективами разных типов

- знает хоровые произведения различных эпох и стилей (acappella и с сопровождением);- умеет аккомпанировать, использовать фортепиано для ознакомления с музыкальной литературой и теоретического анализа музыкального произведения;

- умеет работать над репертуаром различных эпох и стилей (acappella и с сопровождением), включая современное творчество отечественных и зарубежных композиторов;

-владеет навыками самостоятельной работы с репертуаром



Пороговый уровень

  • называет принципы и методы подбора концертного репертуара для разных коллективов;

  • обсуждает возможности того или иного творческого коллектива и в соответствии с этим подбирает концертную программу;

  • объясняет план работы над концертной программой;

  • решает задачи организации творческих мероприятий исходя из подобранного репертуара.

Продвинутый уровень

  • разрабатывает концертную программу в творческом коллективе на основе задач, поставленных руководством учреждения;

  • анализирует репертуар различных творческих коллективов;

  • обобщает собственный опыт и опыт предшественников в планировании и подборе репертуара.

Высокий уровень

  • планирует концертный репертуар, исходя из возможностей творческого коллектива;

  • оценивает художественные и технические особенности музыкальных произведений;

  • формулирует собственную позицию в вопросах корректировки, планирования и подбора концертного репертуара для творческих мероприятий.

ПК-7

Умеет осуществлять консультации при подготовке творческих проектов в области музыкального искусства и культуры (программы фестивалей, творческих конкурсов, мастер-классов)

- способен проводить консультации при подготовке творческих проектов в области музыкального искусства и культуры

Базовый уровень

  • перечисляет хоровые произведения различных эпох и стилей (acappella и с сопровождением);

  • называет основные исторические периоды развития музыкальной культуры и искусства;

  • рассказывает историю отечественной и зарубежной музыки, основные этапы эволюции художественных стилей, композиторское творчество в культурно-эстетическом и историческом контексте, историю хоровой отечественной и зарубежной музыки, основные стили и жанрыхоровой музыки;

  • применяет теоретические знания при анализе музыкальных произведений или других феноменов музыкальной культуры.

Продвинутый уровень

  • анализирует хоровой репертуар различных стилей, жанры и стили вокальной музыки;

  • распознает направления и стили зарубежной и отечественной музыки XX-XXI веков, техники композиторского письма XX-XXI веков, творчество зарубежных и отечественных композиторов XX-XXI веков, основные направления массовой музыкальной культуры XX-XXI веков, историю эстрадной и джазовой музыки;

  • различает принципы музыкально-теоретического и исполнительского анализа,

  • использует современные информационные технологии, наиболее распространенные компьютерные программы, основы MIDI-технологий, акустики, цифровой записи звука и его компьютерной обработки.

Высокий уровень

  • систематизирует методы и навыки критического анализа музыкальных произведений и событий;

  • рассматривает музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса;

  • подготавливает теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения;

  • разрабатывает интерпретаторские решения;

  • сравнивает анализ различных редакций музыкального произведения;

  • управляет навыками общения со слушательской аудиторией и аудиторией обучающихся, публичного общения для решения коммуникативных задач.

ПК-8

Владеть способностью анализировать и подвергать критическому разбору процесс исполнения музыкального произведения, уметь проводить сравнительный анализ разных исполнительских интерпретаций, выстраивать концепцию и драматургию музыкального произведения

- готов осуществлять аналитический и критический разбор процесса исполнения музыкального произведения;

- умеет проводить сравнительный анализ разных интерпретаций исполнения;



- владеет способностью выстраивать концепцию и драматургию музыкального произведения.


Базовый уровень

  • называет принципы музыкально-теоретического и исполнительского анализа, теоретические основы музыкального искусства, элементы музыкального языка, основные этапы исторического развития гармонии, законы гармонии и полифонии, законы формообразования, основы истории и теории полифонии, строения полифонических форм;

  • объясняет музыкальную форму;

  • распознает на слух развернутые гармонические последовательности;

  • вспоминает теоретические знания при анализе музыкальных произведений;

  • фиксирует при анализе музыкального произведения общие и частные закономерности его построения и развития.

Продвинутый уровень

  • анализирует музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса;

  • демонстрирует теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения;

  • применяет теоретические знания в процессе исполнительского анализа и поиска интерпретаторских решений;

  • употребляет методы и навыки критического анализа музыкальныхпроизведений;



  • использует сравнительный анализ различных редакций музыкального произведения;

  • сравнивает историческое развитие исполнительских стилей.

Высокий уровень

  • оценивает художественные и технические особенности музыкальных произведений, их художественное содержание;

  • создает собственную интерпретацию музыкального произведения.

ПК-9

Умение преподавать дисциплины профильной направленности в образовательных учреждениях Российской Федерации

- готов осуществлять педагогическую деятельность профильной направленности в образовательных учреждениях Российской Федерации

Базовый уровень

  • рассказывает историю развития музыкального образования, педагогики и психологии, основные направления, предмет, объект и методы психологии;

  • называет основные функции и структуру психики, соотношение сознания и бессознательного, основные психические процессы, структуру сознания, закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды;

  • толкует психологию межличностных отношений в группах разного возраста;

  • перечисляет образовательную, воспитательную и развивающую функции обучения;

  • объясняет роль воспитания в педагогическом процессе.

Продвинутый уровень

  • применяет общие формы организации учебной деятельности, методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом;

  • распознает специфику музыкально-педагогической работы в группах разного возраста;

  • реализовывает образовательный процесс в различных типах образовательных учреждений;

  • использует наиболее эффективные методы, формы и средства обучения;

  • применяет в учебной аудитории дикционную, интонационную и орфоэпическую культуру речи;

  • демонстрирует профессиональную терминологию,

навыки общения с обучающимися разного возраста, приемы психической саморегуляции, педагогические технологии;

  • употребляет методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач.

Высокий уровень

  • создает педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду.

ПК-10

Способность планировать учебный процесс, осуществлять методическую работу, разрабатывать методические материалы, анализировать различные педагогические системы и методы, формулировать собственные педагогические принципы и методы обучения, используя традиционные и современные технологии и методики (в соответствии с предметной направленностью ООП) образования в области музыкального (дирижерского) искусства;

формировать у обучающихся художественные потребности и художественный вкус;

ориентироваться в проблемном поле психолого-педагогической науки и руководствоваться современными ее достижениями для обеспечения качества образования в области музыкального искусства


- готов планировать учебный процесс;

- умеет осуществлять методическую работу;

- умеет разрабатывать методические материалы;

- способенанализировать педагогические системы и методы;

- готов к формулированию собственных педагогических принципов и методов обучения;

- способен формировать у обучающихся художественные потребности и художественный вкус;

- ориентируется в проблемном поле психолого-педагогической науки;

- знает современные достижения педагогической науки.



Базовый уровень

  • перечисляет общие формы организации учебной деятельности, методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом;

  • обсуждает методическую литературу;

  • толкует методику работы с творческим коллективом;

  • объясняет методику преподавания профессиональных дисциплин в образовательных учреждениях Российской Федерации, в том числе учреждениях дополнительного образования детей.

Продвинутый уровень

  • сопоставляет основные принципы отечественной и зарубежной педагогики;

  • применяет различные методы и приемы преподавания;

  • анализирует методическую литературу по профилю;

  • применяет справочную и методическую литературу;

  • использует основы планирования учебного процесса в образовательных учреждениях Российской Федерации, учреждениях дополнительного образования, в том числе учреждениях дополнительного образования детей, детских школах искусств и детских музыкальных школах.

Высокий уровень

  • планирует учебный процесс;

  • составляет учебные программы.




ПК-11

Способен осуществлять организационно-управленческую работу в творческих коллективах, учреждениях культуры и образования

- готов осуществлять организационно-управленческую работу в творческих коллективах, учреждениях культуры и образования

Базовый уровень

  • описывает основные задачи и направления организационно-управленческой работы в творческих коллективах, учреждениях культуры и образования;

  • объясняет методы решения типичных ситуаций, требующих организационно-управленческих решений в работе творческих коллективов, учреждений культуры и образования.

Продвинутый уровень

  • распознает ситуации, требующие организационно-управленческих решений;

  • анализирует конкретные организационно-управленческие ситуации;

  • избирает оптимальное организационно-управленческое решение.

Высокий уровень

  • разрабатывает стратегию и тактику развития творческого коллектива, учреждения культуры и образования;

  • составляет планы работы творческого коллектива, учреждения культуры и образования;

  • управляет творческим коллективом, учреждением культуры и образования.

ПК-12

Способен осуществлять работу, связанную с проведением творческих мероприятий (фестивалей, конкурсов, авторских вечеров, юбилейных мероприя-тий)

- готов осуществлять проведение творческих мероприятий (фестивалей, конкурсов, авторских вечеров, юбилейных мероприятий)

Базовый уровень

  • перечисляет основные отличительные особенности различных видов творческих мероприятий;

  • называет наиболее известные фестивали, конкурсы хоровой тематики;

  • описывает основные направления работы, связанной с проведением творческих мероприятий.

Продвинутый уровень

  • анализирует отечественную и международную практику проведения творческих мероприятий хоровой тематики;

  • оценивает выступление участников творческого мероприятия.

Высокий уровень

  • разрабатывает проект творческого мероприятия.


В результате освоения дисциплины студенты должны:


  1. Знать:

- специальную, учебно-методическую и исследовательскую литературу по вопросам хороведения и методики работы с хором;

- основные исторические периоды развития хоровой культуры и искусства;

- принципы исполнительского анализа хоровой партитуры;

- технологические и физиологические основы вокальной техники;

- средства достижения выразительности звучания хорового коллектива.

  1. Уметь:

- осмысливать развитие хорового искусства и образования в историческом контексте, в том числе в связи с развитием других видов искусства и литературы, общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими, эстетическими идеалами конкретного исторического периода;

- выполнять теоретический и исполнительский анализ хорового произведения, применять теоретические знания в процессе исполнительского анализа и поиска интерпретаторских решений;

-самостоятельно анализировать художественные и технические особенности хорового произведения;

- проводить репетиционную работу с хоровыми коллективами и солистами;

- использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;

- работать со специальной литературой в области хорового искусства и науки, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией;

- анализировать явления и произведения хорового искусства;

- осуществлять подбор репертуара для концертных программ и других творческих мероприятий;

- анализировать и подвергать критическому разбору процесс исполнения хорового произведения; уметь проводить сравнительный анализ разных исполнительских интерпретаций, выстраивать концепцию и драматургию хорового произведения;

- осуществлять организационно-управленческую работу в хоровом коллективе;

- осуществлять работу, связанную с проведением творческих мероприятий (фестивалей, конкурсов, авторских вечеров, юбилейных мероприятий).

  1. Владеть:

- профессиональной лексикой (терминологией);

- понятийно-категориальным аппаратом хороведческой науки;

- методикой исполнительского анализа хоровой партитуры;

- методами и навыками работы с хором;

- навыками общения с исполнителями разных возрастов и уровней профессиональной подготовки.


4. Структура и содержание дисциплины«Хороведение и методика работы с хором»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетныхединиц, 180 часов, в том числе в интерактивной форме 44 часа.


п.п.

Раздел
дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов
и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации



(по семестрам)

Кол-во часов, проводимых



в интер-активной форме

Лекции

Практ. занятия

СРС







Введение







Хоровое искусство в современном мире

3

1

2

2

2

Доклад, сообщение на семинаре

1




Виды и жанры хоровой музыки

3

2

2







Блиц-опрос на лекции

1




Специфика хорового исполнительства

3

2

2




4

Блиц-опрос на лекции

1

Обзор истории хоровой культуры







Обзор истории зарубежной хоровой культуры

3

3–4

6

2

6

Блиц-опрос на лекции

2




Обзор истории русской хоровой культуры

3

5–6

6

2

6

Доклад на семинаре

2




История хорового образования в России

3

7

2

2

4

Блиц-опрос на лекции

2




Музыкальная культура Прикамья XVI–XX вв.

3

8

2

2

4

Блиц-опрос на лекции

2

Хоровой коллектив







Понятие о хоре. Типы, виды, составы хоров и их исполнительские возможности

3

9

2

2

1

Проверка
конспекта

1




Хоровые партии и составляющие их голоса

3

10

2

2

1

Проверка
конспекта

1




Расстановка хорового коллектива

3

11

1







Блиц-опрос на лекции

1




Управление хоровым коллективом

3

11

3







Блиц-опрос на лекции

1

Певческий инструмент







Устройство певческого инструмента и принципы его работы.

3

12–13

2

2

2

Проверка
конспекта

1




Вопросы вокальной техники

3

14–15

2

2

4

Устный опрос на семинаре

1




Гигиена голоса

3

16

2




2

Блиц-опрос на лекции

1

Хоровая звучность







Ансамбль

4

1–2

4

2

4

Устный опрос на семинаре

1




Строй

4

2–3

4

2

4

Устный опрос на семинаре

1




Дикция

4

4

2

2

4

Устный опрос на семинаре

1

Интерпретация хорового произведения







Хоровая фактура

4

5–6

4

4

4

Устный анализ фактуры хорового произведения

1




Подготовительная работа дирижера над партитурой

4

7

2

2

4

Письменный исполнитель-ский анализ хорового произведения

2




Дирижирование хором

4

8

2

2

2

Устный опрос на семинаре

2

Методика работы с хором







Психологические аспекты работы с хором

4

9

2







Блиц-опрос на лекции

2




Прослушивание поступающих в хоровой коллектив

4

9

2







Блиц-опрос на лекции

2




Распевание и настройка хора. Методы работы над вокальной техникой.

4

10

2

2

2

Устный опрос на семинаре

2




Разучивание произведения с хором

4

11–12

2

2

2

Устный опрос на семинаре

2




Методы работы над ансамблем

4

13

2




2

Блиц-опрос на лекции

2




Методы работы над строем

4

14

2




2

Блиц-опрос на лекции

2




Методы работы над дикцией

4

15

2




2

Блиц-опрос на лекции

2

Концертная деятельность хорового коллектива







Репертуар хорового коллектива

4

16

2




2

Составление репертуара хора

2




Концертные выступления хора

4

17

2




2

Составление программы концертного выступления

2






















4, 5 сем. —экзамен







Итого:







72

36

72




44




следующая страница >>
Смотрите также:
Васильев Руслан Николаевич, старший
817.68kb.
3 стр.
Муз. Васильев А. / сл. Васильев А
55.71kb.
1 стр.
Владимир Николаевич Васильев Ворона в кармане Владимир Васильев Ворона в кармане
136.39kb.
1 стр.
Калита Руслан Владимирович, обучается в Петропавловской средней школе в 9 классе. Руслан воспитанник детского дома и обучающийся Муромцевского Центра внешкольной работы. Он занимается в кружке «Юный техник» с 2006 года
11.14kb.
1 стр.
Старший участковый уполномоченный полиции отдела полиции №6 (Первомайского района) управления мвд россии по г. Ростову-на-Дону, майор полиции Долгополов Сергей Николаевич
94.86kb.
1 стр.
Доклад о состоянии и использовании
12475.17kb.
60 стр.
Краткая история школы
932.07kb.
5 стр.
Достижения юных спортсменов за 2011 год. Моудод дюсш
212.3kb.
1 стр.
Биография Александра II
20.4kb.
1 стр.
Деятельность органов государственной власти СССР по обеспечению национальной безопасности страны в пограничной сфере Дальнего Востока
162.24kb.
1 стр.
Матвеевский Сергей Николаевич Школу окончил в 2002 г. Любимые предметы литература
18.91kb.
1 стр.
2. Об истории рождения Военного ордена Из истории награждения
289kb.
1 стр.