Главная
|
страница 1страница 2страница 3
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пермский государственный институт искусства и культуры»
УТВЕРЖДАЮ
Ректор, профессор
Е. А. Малянов
«……» ________________2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Хороведение и методика работы с хором
Направление подготовки 073500 «Дирижирование»
Профиль подготовки «Дирижирование академическим хором»
Квалификация (степень) выпускника «бакалавр»
Нормативный срок обучения 4 года
Форма обучения очная
Пермь, 2012
Авторы-составители:
Васильев Руслан Николаевич,
старший преподаватель кафедры хорового дирижирования
Моисеева Ксения Владимировна,
преподаватель кафедры хорового дирижирования
Рабочая программа дисциплины «Хороведение и методика работы с хором» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Основной образовательной программы по направлению подготовки 073500.62 «Дирижирование», профилю подготовки «Дирижирование академическим хором».
Дисциплина входит в профессиональный цикл дисциплин профильного модуля вариативной части.
Содержание
Раздел 1. Цели освоения дисциплины……………………………………......... 4
Раздел 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО……………………........ 5
Раздел 3. Компетенции обучающегося, формируемые
в результате освоения дисциплины……………………………...........................6
Раздел 4. Структура и содержание дисциплины……………………………....21
Раздел 5. Образовательные технологии……………………………………......41
Раздел 6. Оценочные средства для текущего контроля
успеваемости, промежуточной аттестации по итогам
освоения дисциплины и учебно-методическое
обеспечение самостоятельной работы студентов……………..........................42
Раздел 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение
дисциплины……………………………………………………............................51
Раздел 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины………….......52
Раздел 1. Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Хороведение и методика работы с хором» являются:
- знание истории отечественной и мировой хоровой культуры;
- всестороннее знание хора как музыкального исполнительского коллектива;
- освоение опыта хорового творчества, исполнительства и педагогики;
- овладение методикой работы с хором;
- осознание роли хорового искусства в современном культурном процессе и нахождение актуальных творческих и организационно-управленческих моделей успешной деятельности хорового коллектива;
- формирование профессиональных установок, необходимых для эффективного руководства хором.
Достижение поставленной цели осуществляется в ходе решения следующих задач:
-
знакомство с историей хорового искусства от древности до наших дней;
-
обеспечение студентов знаниями теоретических основ хорового искусства;
-
овладение методами практической работы с хором;
-
расширение музыкально-культурного кругозора студентов на основе изучения лучших художественно-совершенных образцов хоровой литературы;
-
воспитание навыков составления репертуара и программ для хоровых коллективов;
-
изучение хоровых произведений русских и зарубежных композиторов, обработок народных песен на основе исполнительского анализа партитуры;
-
развитие профессиональных качеств, необходимых для будущей музыкально-просветительской деятельности студентов.
Раздел 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Данная учебная дисциплина входит в профессиональный цикл дисциплин профильного модуля вариативной части в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 073500 «Дирижирование», профилю подготовки «Дирижирование академическим хором», квалификации (степени) бакалавр.
Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины:
«Допороговый» уровень:
- знает основные исторические периоды развития хоровой культуры и искусства;
- называет теоретические основы хорового искусства.
«Пороговый» уровень:
- рассказывает историю хорового искусства от древности до наших дней;
-раскрывает теоретические основы хорового искусства;
-подготавливает музыкально-теоретический и вокально-хоровой анализ партитур хоровых произведений;
-владеет основными методами вокально-хоровой работы.
«Повышенный (продвинутый)» уровень:
- систематизирует историю хорового искусства от древности до наших дней;
- анализирует теоретические основы хорового искусства и раскрывает их во взаимосвязи с практической работой с хором;
- подготавливает исполнительский анализ партитур хоровых произведений русских и зарубежных композиторов, обработок народных песен;
- раскрывает принципы составления репертуара и программ для хоровых коллективов;
- демонстрирует свободное владение методами вокально-хоровой работы.
Отличие вузовского курса «Хороведения и методики работы с хором» от подобного курса в средних профессиональных учебных заведениях заключается: а) в стремлении дать насколько это возможно исчерпывающее и актуальное знание о хоре; б) в переходе от заучивания готовых постулатов, правил, схем, к осмыслению сути явлений, связанных с хором; в) в формировании на этой основе умения самостоятельно находить верные методы решения каждой конкретной творческой задачи.
Теоретические дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее, следующие: дирижирование, хоровой класс, камерный хор, изучение хорового репертуара, изучение репертуара профессиональных академических хоровых коллективов Урала, история хоровой музыки, методика преподавания профессиональных дисциплин, музыкальное исполнительство и педагогика, методика работы с детским хоровым коллективом, методика музыкального воспитания, хоровая аранжировка, работа с хором, исполнительская (хоровая) практика, практика работы с хором, педагогическая практика.
Раздел 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Хороведение и методика работы с хором»
В процессе изучения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные и профессиональные компетенции при освоении ООП ВПО, реализующей ФГОС ВПО:
Коды
ком-петенций
|
Название компетенции
|
Структура
компетенции
|
Характеристика уровней сформированности компетенций
|
ОК-2
|
Способность ориентироваться в специальной литературе, как в сфере музыкального искусства, образования и науки, так и в смежных областях (видах искусства)
|
- способенориентироваться в специальной литературе, как в сфере музыкального искусства, образования и науки, так и в смежных областях (видах искусства)
|
Пороговый уровень:
-
перечисляет наиболее известные, важные, основополагающие труды (литературу) по основным направлениям профессиональной деятельности и в смежных областях (видах искусства);
-
излагает содержание, главные идеи, положения основных, наиболее значимых для профессиональной деятельности литературных источников;
-
называет специализированные периодические издания, посвященные музыкальному искусства, образованию, науке и другим видам искусства;
-
демонстрирует умение пользоваться библиотечными каталогами, электронными базами данных, Интернетом для поиска специальной литературы.
Продвинутый уровень:
-
обобщает информацию из различных литературных источников;
-
применяет на практике методы работы со специальной литературой в сфере музыкального искусства, образования и науки, в смежных областях (видах искусства).
Высокий уровень
-
делает критический анализ различных литературных источников по основным направлениям профессиональной деятельности (хоровое искусство) и смежных областях;
-
дает оценку и определяет ценность того или иного литературного источника для профессиональной деятельности;
-
демонстрирует знание новейшей литературы в области музыкального искусства, образования и науки, а также в смежных областях (видах искусства).
|
ОК-4
|
Умение работать со специальной литературой в области музыкального искусства и науки, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией
|
- умеет работать со специальной литературой в области музыкального искусства и науки
- умеет пользоваться профессиональными понятиями и терминологией
- владеет навыками работы со специальной литературой в области музыкального искусства и науки
|
Базовый уровень
-
демонстрирует умение работать со специальной литературой;
-
перечисляет различные виды и типы специальной литературы в области музыкального искусства и науки.
Продвинутый уровень
-
использует в обучении профессиональные понятия и терминологию;
-
анализирует специальную литературу в области музыкального искусства и науки;
-
применяет профессиональные понятия и терминологию.
Высокий уровень
-
владеет специальной литературой в области музыкального искусства и науки;
-
систематизирует методы анализа специальной литературы в области музыкального искусства и науки;
-
владеет профессиональными понятиями и терминологией.
|
ОК-7
|
Способность свободно владеть литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной речи; умением создавать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний
|
- владеет литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке;
- владеет навыками публичной речи;
- умеет создавать тексты профессионального назначения;
- анализирует логику рассуждений и высказываний.
|
Базовый уровень
-
объясняет особенности речи как сферы общения, ее коммуникативный, информативный и психологический аспекты, сферы функционирования риторики в обществе;
-
перечисляет типы аудитории и типы ораторов, устные коммуникации в системе средств массовой коммуникации, основы современного публичного монолога: лекция, речь общественного деятеля, правила речевого поведения в определенных условиях коммуникации, основы классической риторики при литературной обработке текстов.
Продвинутый уровень
-
использует перед аудиторией все возможности речи, ее дикционную, интонационную и орфоэпическую культуру;
-
анализирует стратегию поведения в условиях коммуникации (преодоление критических ситуаций, выбор тональности общения);
-
применяет правила речевого стиля художественной литературы.
Высокий уровень
-
владеет профессиональной лексикой, понятийно-категориальным аппаратом музыкальной науки;
-
систематизирует методы и навыки критического анализа музыкальных произведений и событий;
-
управляет способностью к чувственно-художественному восприятию мира, к образному мышлению;
-
владеет методами пропаганды музыкального искусства и культуры;
-
управляет навыками общения со слушательской аудиторией, публичного общения для решения коммуникативных задач.
-
создает тексты профессионального назначения;
-
оценивает логику рассуждений и высказываний.
|
OK-10
|
Проявлять личное отношение к современным процессам в различных видах искусства
|
- умение проявлять личное отношение к современным процессам в различных видах искусства
|
Базовый уровень
-
рассказывает основные исторические периоды развития искусства, музыкальной культуры, историю отечественного и зарубежного искусства;
-
описывает основные этапы эволюции художественных стилей;
-
обсуждает композиторское творчество в культурно-эстетическом и историческом контексте, историю хоровой отечественной и зарубежной музыки, основные стили и жанрыхоровой музыки.
Продвинутый уровень
-
распознает направления и стили зарубежного и отечественного искусства XX-XXI веков, основные направления массовой музыкальной культуры XX-XXI веков;
-
анализирует историю эстрадной и джазовой музыки.
Высокий уровень
-
оценивает произведение искусства в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса;
-
систематизирует методы и навыки критического анализа произведений искусства и событий;
-
управляет развитой способностью к чувственно-художественному восприятию мира, к образному мышлению;
-
формулирует личное отношение к современным процессам в различных видах искусства.
|
ОК-11
|
Способность приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии
|
- готов приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания; - способен использовать современные образовательные и информационные технологии
|
Базовый уровень
-
объясняет значение, роль и сущность информационного ресурса, информационного обеспечения;
-
обсуждает стандартное программное обеспечение профессиональной деятельности;
-
перечисляет современные образовательные технологии;
-
называет современные информационные технологии.
Продвинутый уровень
-
использует практические навыки работы по информационному обеспечению;
-
- употребляет информационно-поисковые системы;
-
демонстрирует навыки выполнения необходимых действий для приобретения новых знаний в профессиональной области с помощью современных образовательных технологий;
-
применяет способность приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные информационные технологии.
Высокий уровень
-
компонует базы и банки данных;
-
дает оценку имеющимся и потенциальным возможностям информационного потенциала информационной службы;
-
разрабатывает современные образовательные технологии;
-
определяет ценность современных информационных технологий.
|
ОК-12
|
Умение использовать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности этические нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, использовать нормы социального поведения, права и свободы человека и гражданина
|
- использует в повседневной жизни и в профессиональной деятельности этические нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде;
- применяет нормы социального поведения, права и свободы человека и гражданина
|
Базовый уровень
-
фиксирует этические нормы отношения человека к человеку;
-
- перечисляет нормы социального поведения, права и свободы человека и гражданина;
-
- выражает правовые знания и представления о социальном назначении права и его роли в обществе;
-
- объясняет роль права и нормативного регулирования в жизни современного общества.
Продвинутый уровень
-
анализирует роль и место правовых знаний в профессиональной деятельности будущего специалиста;
-
- различает нормы права от других видов социальных норм (норм морали, нравственности, этики, эстетики);
-
- применяет этические нормы к конкретным практическим ситуациям;
-
- применяет нормы социального поведения, нормы права к конкретным практическим ситуациям.
Высокий уровень
-
систематизирует этические нормы отношения человека к человеку;
-
- формулирует нормы социального поведения;
-
- компонует отрасли права по предмету регулирования общественных отношений;
-
- формулирует нормы права и свободы человека и гражданина.
|
ОК-13
|
Умение использовать методы гуманитарных и социально-экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности
|
- использует методы гуманитарных и социально-экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности
|
Базовый уровень
-
распознает методы гуманитарных и социально-экономических наук;
-
перечисляет методы гуманитарных и социально-экономических наук;
-
объясняет методы гуманитарных и социально-экономических наук;
-
обнаруживает методы гуманитарных и социально-экономических наук.
Продвинутый уровень
-
применяет на практике методы гуманитарных и социально-экономических наук в различных видах профессиональной деятельности;
-
использует методы гуманитарных и социально-экономических наук в различных видах социальной деятельности;
-
анализирует профессиональную и социальную деятельность с помощью методов гуманитарных и социально-экономических наук;
-
классифицирует методы гуманитарных и социально-экономических наук.
Высокий уровень
-
систематизирует методы гуманитарных и социально-экономических наук;
-
сравнивает методы гуманитарных и социально-экономических наук;
-
собирает методы гуманитарных и социально-экономических наук при анализе различных видов профессиональной и социальной деятельности;
-
разрабатывает методы гуманитарных и социально-экономических наук при анализе различных видов профессиональной и социальной деятельности.
|
ПК-1
|
Умеет дирижировать профессиональными, учебными, любительскими/самодеятельными хорами, руководить творческими коллективами (хором, ансамблем), певческим коллективом
|
- способен дирижировать профессиональными, учебными, любительскими/самодеятельными хорами;
- готов руководить творческими коллективами (хором, ансамблем)
|
Базовый уровень
-
называет хоровые произведения различных эпох и стилей (acappella и с сопровождением);
-
называет музыкальные произведения для творческих коллективов разных стилей и направлений на основе исполнительского анализа партитур;
-
объясняет методику работы с исполнительскими коллективами разных типов;
-
рассказывает историческое развитие исполнительских стилей,
-
обсуждает специальную, учебно-методическую и исследовательскую литературу по вопросам искусства дирижирования;
-
перечисляет технологические и физиологические основы дирижерских движений, основы функционированиядирижерского аппарата, структуру дирижерского жеста, дирижерские схемы, подготовительные упражнения в развитии основных элементов дирижерской техники, звуковедения и фразировки;
-
формулирует средства достижения выразительности звучания творческого коллектива.
Продвинутый уровень
-
применяет на практике технику дирижирования и методику работы с творческим коллективом;
-
проводит репетиционную работу с хором;
-
достоверно воспроизводит хоровую партитуру на фортепиано и голосом, читает с листа, транспонирует произведение в заданную тональность;
-
анализирует форму, фактуру, вокально-хоровые особенности музыкального произведения с целью выявления его содержания, а также выявления необходимости транспонирования;
-
анализирует репертуар различных эпох и стилей (acappella и с сопровождением), включая современное творчество отечественных и зарубежных композиторов;
-
интерпретирует и исполняет произведения различных исторических эпох и стилей при управлении хором acapрella и с инструментальным сопровождением (оркестровым или фортепианным).
Высокий уровень
-
систематизирует хоровой репертуар различных стилей;
-
разрабатывает собственную интерпретацию музыкального произведения;
-
подготавливает свободное и художественно -выразительное исполнение всего произведения на фортепиано и голосом (сольфеджио и с текстом), любого фрагмента хоровой партитуры;
-
организовывает репетиционную работу;
-
составляет концертные программы для хоровых коллективов;
-
управляет точным контролем качества хорового звучания, устранением возможных дефектов строя и ансамбля;
-
управляет голосовым аппаратом в пении, методическими установками при обучении пению, вокально-хоровыми упражнениями и попевками, навыками выравнивания голоса на всем протяжении диапазона, сглаживанием регистровых переходов;
-
формулирует методы профилактики и охраны голоса.
|
ПК-2
|
Умеет проводить репетиционную работу с творческими коллективами и солистами
|
- готов осуществлять репетиционную работу с творческими коллективами и солистами;
- способендостоверно воспроизводить хоровую партитуру на фортепиано и голосом, читать с листа, транспонировать произведение в заданную тональность, анализировать форму, фактуру,
- владеет навыками самостоятельной работы с репертуаром, навыками распевания хора (ансамбля), пения реплик и партий в хоре.
|
Базовый уровень
-
распознает недостатки исполнения;
-
называет известные способы устранения недостатков исполнения;
-
формулирует творческие задачи;
-
показывает голосом и на инструменте требуемое исполнение;
-
выражает с помощью дирижерского жеста свои исполнительские намерения.
Продвинутый уровень
-
воздействует оперативно на исполнителей для достижения качественного ансамблевого исполнения;
-
демонстрирует владение формой, музыкальной драматургией сочинения;
-
использует приемы исполнения, обеспечивающие необходимый художественный результат;
-
демонстрирует хорошие волевые качества.
Высокий уровень
-
планирует эффективно репетиционное время;
-
добивается высокохудожественного исполнения музыкального произведения;
-
демонстрирует понимание музыкального стиля;
-
создает творческую атмосферу на репетиции;
-
реализует успешно свой творческий замысел.
|
ПК-3
|
Умеет осуществлять переложение музыкальных произведений для различных видов творческих коллективов (хора, ансамбля)
|
- знает историческое развитие исполнительских стилей,
- знает музыкальные произведения для творческих коллективов разных стилей и направлений на основе исполнительского анализа партитур,
- владеет основным репертуаром творческих коллективов,
- умеет прочитывать нотный текст во всех его деталях и на основе этого создавать собственную интерпретацию музыкального произведения.
|
Базовый уровень
-
перечисляет различные стили, направления и жанры хоровой музыки;
-
фиксирует основные приемы, составляющие технику и способы переложений для различных составов и видов хора, ансамбля;
-
применяет на практике базовые знания по хороведению и аранжировке музыкальных произведений для создания переложений музыкальных сочинений для различных видов творческих коллективов.
Продвинутый уровень
-
анализирует приемы и методы своих переложений для устранения неблагоприятных условий в исполнении музыкальных произведений для различных видов творческих коллективов;
-
обобщает собственный опыт и опыт коллег в работе по созданию переложений для различных видов творческих коллективов (хора, ансамбля).
Высокий уровень
-
подготавливает самостоятельно несколько вариантов переложений музыкальных произведений для различных видов творческих коллективов (хора, ансамбля)
-
разрабатывает приемы, позволяющие создать интересные переложения музыкальных произведений для различных видов творческих коллективов (хора, ансамбля).
|
ПК-4
|
Способенбыть исполнителем концертных номеров и программ в качестве артиста (солиста) хора
|
- умеет свободно читать с листа и транспонировать;
- умеет исполнять и интерпретировать произведения различных исторических эпох и стилей;
- владеет голосовым аппаратом в пении;
-знает методы профилактики и охраны голоса.
|
Базовый уровень
-
называет основные методические установки и вокально-хоровые упражнения;
-
перечисляет методы профилактики и охраны голосового аппарата;
-
вспоминает ряд подготовительных упражнений для развития основных элементов звуковедения.
Продвинутый уровень
-
демонстрирует свободное чтение с листа и транспонирование различных музыкальных произведений;
-
анализирует сложности исполнения музыкальных сочинений различных исторических эпох и стилей;
-
использует навыки точного контроля качества хорового звучания, устранения возможных дефектов, строя и ансамбля.
Высокий уровень
-
критикует ведение репетиционной работы при разучивании концертных программ;
-
оценивает художественные и технические особенности музыкальных произведений, их художественное содержание;
-
создает собственную интерпретацию музыкального произведения.
|
ПК-5
|
Способен осуществлять подбор репертуара для концертных программ и других творческих мероприятий
|
- знает основной репертуар творческих коллективов, методику работы с исполнительскими коллективами разных типов
- знает хоровые произведения различных эпох и стилей (acappella и с сопровождением);- умеет аккомпанировать, использовать фортепиано для ознакомления с музыкальной литературой и теоретического анализа музыкального произведения;
- умеет работать над репертуаром различных эпох и стилей (acappella и с сопровождением), включая современное творчество отечественных и зарубежных композиторов;
-владеет навыками самостоятельной работы с репертуаром
|
Пороговый уровень
-
называет принципы и методы подбора концертного репертуара для разных коллективов;
-
обсуждает возможности того или иного творческого коллектива и в соответствии с этим подбирает концертную программу;
-
объясняет план работы над концертной программой;
-
решает задачи организации творческих мероприятий исходя из подобранного репертуара.
Продвинутый уровень
-
разрабатывает концертную программу в творческом коллективе на основе задач, поставленных руководством учреждения;
-
анализирует репертуар различных творческих коллективов;
-
обобщает собственный опыт и опыт предшественников в планировании и подборе репертуара.
Высокий уровень
-
планирует концертный репертуар, исходя из возможностей творческого коллектива;
-
оценивает художественные и технические особенности музыкальных произведений;
-
формулирует собственную позицию в вопросах корректировки, планирования и подбора концертного репертуара для творческих мероприятий.
|
ПК-7
|
Умеет осуществлять консультации при подготовке творческих проектов в области музыкального искусства и культуры (программы фестивалей, творческих конкурсов, мастер-классов)
|
- способен проводить консультации при подготовке творческих проектов в области музыкального искусства и культуры
|
Базовый уровень
-
перечисляет хоровые произведения различных эпох и стилей (acappella и с сопровождением);
-
называет основные исторические периоды развития музыкальной культуры и искусства;
-
рассказывает историю отечественной и зарубежной музыки, основные этапы эволюции художественных стилей, композиторское творчество в культурно-эстетическом и историческом контексте, историю хоровой отечественной и зарубежной музыки, основные стили и жанрыхоровой музыки;
-
применяет теоретические знания при анализе музыкальных произведений или других феноменов музыкальной культуры.
Продвинутый уровень
-
анализирует хоровой репертуар различных стилей, жанры и стили вокальной музыки;
-
распознает направления и стили зарубежной и отечественной музыки XX-XXI веков, техники композиторского письма XX-XXI веков, творчество зарубежных и отечественных композиторов XX-XXI веков, основные направления массовой музыкальной культуры XX-XXI веков, историю эстрадной и джазовой музыки;
-
различает принципы музыкально-теоретического и исполнительского анализа,
-
использует современные информационные технологии, наиболее распространенные компьютерные программы, основы MIDI-технологий, акустики, цифровой записи звука и его компьютерной обработки.
Высокий уровень
-
систематизирует методы и навыки критического анализа музыкальных произведений и событий;
-
рассматривает музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса;
-
подготавливает теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения;
-
разрабатывает интерпретаторские решения;
-
сравнивает анализ различных редакций музыкального произведения;
-
управляет навыками общения со слушательской аудиторией и аудиторией обучающихся, публичного общения для решения коммуникативных задач.
|
ПК-8
|
Владеть способностью анализировать и подвергать критическому разбору процесс исполнения музыкального произведения, уметь проводить сравнительный анализ разных исполнительских интерпретаций, выстраивать концепцию и драматургию музыкального произведения
|
- готов осуществлять аналитический и критический разбор процесса исполнения музыкального произведения;
- умеет проводить сравнительный анализ разных интерпретаций исполнения;
- владеет способностью выстраивать концепцию и драматургию музыкального произведения.
|
Базовый уровень
-
называет принципы музыкально-теоретического и исполнительского анализа, теоретические основы музыкального искусства, элементы музыкального языка, основные этапы исторического развития гармонии, законы гармонии и полифонии, законы формообразования, основы истории и теории полифонии, строения полифонических форм;
-
объясняет музыкальную форму;
-
распознает на слух развернутые гармонические последовательности;
-
вспоминает теоретические знания при анализе музыкальных произведений;
-
фиксирует при анализе музыкального произведения общие и частные закономерности его построения и развития.
Продвинутый уровень
-
анализирует музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса;
-
демонстрирует теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения;
-
применяет теоретические знания в процессе исполнительского анализа и поиска интерпретаторских решений;
-
употребляет методы и навыки критического анализа музыкальныхпроизведений;
-
-
использует сравнительный анализ различных редакций музыкального произведения;
-
сравнивает историческое развитие исполнительских стилей.
Высокий уровень
-
оценивает художественные и технические особенности музыкальных произведений, их художественное содержание;
-
создает собственную интерпретацию музыкального произведения.
|
ПК-9
|
Умение преподавать дисциплины профильной направленности в образовательных учреждениях Российской Федерации
|
- готов осуществлять педагогическую деятельность профильной направленности в образовательных учреждениях Российской Федерации
|
Базовый уровень
-
рассказывает историю развития музыкального образования, педагогики и психологии, основные направления, предмет, объект и методы психологии;
-
называет основные функции и структуру психики, соотношение сознания и бессознательного, основные психические процессы, структуру сознания, закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды;
-
толкует психологию межличностных отношений в группах разного возраста;
-
перечисляет образовательную, воспитательную и развивающую функции обучения;
-
объясняет роль воспитания в педагогическом процессе.
Продвинутый уровень
-
применяет общие формы организации учебной деятельности, методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом;
-
распознает специфику музыкально-педагогической работы в группах разного возраста;
-
реализовывает образовательный процесс в различных типах образовательных учреждений;
-
использует наиболее эффективные методы, формы и средства обучения;
-
применяет в учебной аудитории дикционную, интонационную и орфоэпическую культуру речи;
-
демонстрирует профессиональную терминологию,
навыки общения с обучающимися разного возраста, приемы психической саморегуляции, педагогические технологии;
-
употребляет методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач.
Высокий уровень
-
создает педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду.
|
ПК-10
|
Способность планировать учебный процесс, осуществлять методическую работу, разрабатывать методические материалы, анализировать различные педагогические системы и методы, формулировать собственные педагогические принципы и методы обучения, используя традиционные и современные технологии и методики (в соответствии с предметной направленностью ООП) образования в области музыкального (дирижерского) искусства;
формировать у обучающихся художественные потребности и художественный вкус;
ориентироваться в проблемном поле психолого-педагогической науки и руководствоваться современными ее достижениями для обеспечения качества образования в области музыкального искусства
|
- готов планировать учебный процесс;
- умеет осуществлять методическую работу;
- умеет разрабатывать методические материалы;
- способенанализировать педагогические системы и методы;
- готов к формулированию собственных педагогических принципов и методов обучения;
- способен формировать у обучающихся художественные потребности и художественный вкус;
- ориентируется в проблемном поле психолого-педагогической науки;
- знает современные достижения педагогической науки.
|
Базовый уровень
-
перечисляет общие формы организации учебной деятельности, методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом;
-
обсуждает методическую литературу;
-
толкует методику работы с творческим коллективом;
-
объясняет методику преподавания профессиональных дисциплин в образовательных учреждениях Российской Федерации, в том числе учреждениях дополнительного образования детей.
Продвинутый уровень
-
сопоставляет основные принципы отечественной и зарубежной педагогики;
-
применяет различные методы и приемы преподавания;
-
анализирует методическую литературу по профилю;
-
применяет справочную и методическую литературу;
-
использует основы планирования учебного процесса в образовательных учреждениях Российской Федерации, учреждениях дополнительного образования, в том числе учреждениях дополнительного образования детей, детских школах искусств и детских музыкальных школах.
Высокий уровень
-
планирует учебный процесс;
-
составляет учебные программы.
|
ПК-11
|
Способен осуществлять организационно-управленческую работу в творческих коллективах, учреждениях культуры и образования
|
- готов осуществлять организационно-управленческую работу в творческих коллективах, учреждениях культуры и образования
|
Базовый уровень
-
описывает основные задачи и направления организационно-управленческой работы в творческих коллективах, учреждениях культуры и образования;
-
объясняет методы решения типичных ситуаций, требующих организационно-управленческих решений в работе творческих коллективов, учреждений культуры и образования.
Продвинутый уровень
-
распознает ситуации, требующие организационно-управленческих решений;
-
анализирует конкретные организационно-управленческие ситуации;
-
избирает оптимальное организационно-управленческое решение.
Высокий уровень
-
разрабатывает стратегию и тактику развития творческого коллектива, учреждения культуры и образования;
-
составляет планы работы творческого коллектива, учреждения культуры и образования;
-
управляет творческим коллективом, учреждением культуры и образования.
|
ПК-12
|
Способен осуществлять работу, связанную с проведением творческих мероприятий (фестивалей, конкурсов, авторских вечеров, юбилейных мероприя-тий)
|
- готов осуществлять проведение творческих мероприятий (фестивалей, конкурсов, авторских вечеров, юбилейных мероприятий)
|
Базовый уровень
-
перечисляет основные отличительные особенности различных видов творческих мероприятий;
-
называет наиболее известные фестивали, конкурсы хоровой тематики;
-
описывает основные направления работы, связанной с проведением творческих мероприятий.
Продвинутый уровень
-
анализирует отечественную и международную практику проведения творческих мероприятий хоровой тематики;
-
оценивает выступление участников творческого мероприятия.
Высокий уровень
-
разрабатывает проект творческого мероприятия.
|
В результате освоения дисциплины студенты должны:
-
Знать:
- специальную, учебно-методическую и исследовательскую литературу по вопросам хороведения и методики работы с хором;
- основные исторические периоды развития хоровой культуры и искусства;
- принципы исполнительского анализа хоровой партитуры;
- технологические и физиологические основы вокальной техники;
- средства достижения выразительности звучания хорового коллектива.
-
Уметь:
- осмысливать развитие хорового искусства и образования в историческом контексте, в том числе в связи с развитием других видов искусства и литературы, общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими, эстетическими идеалами конкретного исторического периода;
- выполнять теоретический и исполнительский анализ хорового произведения, применять теоретические знания в процессе исполнительского анализа и поиска интерпретаторских решений;
-самостоятельно анализировать художественные и технические особенности хорового произведения;
- проводить репетиционную работу с хоровыми коллективами и солистами;
- использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;
- работать со специальной литературой в области хорового искусства и науки, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией;
- анализировать явления и произведения хорового искусства;
- осуществлять подбор репертуара для концертных программ и других творческих мероприятий;
- анализировать и подвергать критическому разбору процесс исполнения хорового произведения; уметь проводить сравнительный анализ разных исполнительских интерпретаций, выстраивать концепцию и драматургию хорового произведения;
- осуществлять организационно-управленческую работу в хоровом коллективе;
- осуществлять работу, связанную с проведением творческих мероприятий (фестивалей, конкурсов, авторских вечеров, юбилейных мероприятий).
-
Владеть:
- профессиональной лексикой (терминологией);
- понятийно-категориальным аппаратом хороведческой науки;
- методикой исполнительского анализа хоровой партитуры;
- методами и навыками работы с хором;
- навыками общения с исполнителями разных возрастов и уровней профессиональной подготовки.
4. Структура и содержание дисциплины«Хороведение и методика работы с хором»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетныхединиц, 180 часов, в том числе в интерактивной форме 44 часа.
№
п.п.
|
Раздел
дисциплины
|
Семестр
|
Неделя семестра
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов
и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
|
Кол-во часов, проводимых
в интер-активной форме
|
Лекции
|
Практ. занятия
|
СРС
|
|
|
Введение
|
|
|
Хоровое искусство в современном мире
|
3
|
1
|
2
|
2
|
2
|
Доклад, сообщение на семинаре
|
1
|
|
Виды и жанры хоровой музыки
|
3
|
2
|
2
|
|
|
Блиц-опрос на лекции
|
1
|
|
Специфика хорового исполнительства
|
3
|
2
|
2
|
|
4
|
Блиц-опрос на лекции
|
1
|
Обзор истории хоровой культуры
|
|
|
Обзор истории зарубежной хоровой культуры
|
3
|
3–4
|
6
|
2
|
6
|
Блиц-опрос на лекции
|
2
|
|
Обзор истории русской хоровой культуры
|
3
|
5–6
|
6
|
2
|
6
|
Доклад на семинаре
|
2
|
|
История хорового образования в России
|
3
|
7
|
2
|
2
|
4
|
Блиц-опрос на лекции
|
2
|
|
Музыкальная культура Прикамья XVI–XX вв.
|
3
|
8
|
2
|
2
|
4
|
Блиц-опрос на лекции
|
2
|
Хоровой коллектив
|
|
|
Понятие о хоре. Типы, виды, составы хоров и их исполнительские возможности
|
3
|
9
|
2
|
2
|
1
|
Проверка
конспекта
|
1
|
|
Хоровые партии и составляющие их голоса
|
3
|
10
|
2
|
2
|
1
|
Проверка
конспекта
|
1
|
|
Расстановка хорового коллектива
|
3
|
11
|
1
|
|
|
Блиц-опрос на лекции
|
1
|
|
Управление хоровым коллективом
|
3
|
11
|
3
|
|
|
Блиц-опрос на лекции
|
1
|
Певческий инструмент
|
|
|
Устройство певческого инструмента и принципы его работы.
|
3
|
12–13
|
2
|
2
|
2
|
Проверка
конспекта
|
1
|
|
Вопросы вокальной техники
|
3
|
14–15
|
2
|
2
|
4
|
Устный опрос на семинаре
|
1
|
|
Гигиена голоса
|
3
|
16
|
2
|
|
2
|
Блиц-опрос на лекции
|
1
|
Хоровая звучность
|
|
|
Ансамбль
|
4
|
1–2
|
4
|
2
|
4
|
Устный опрос на семинаре
|
1
|
|
Строй
|
4
|
2–3
|
4
|
2
|
4
|
Устный опрос на семинаре
|
1
|
|
Дикция
|
4
|
4
|
2
|
2
|
4
|
Устный опрос на семинаре
|
1
|
Интерпретация хорового произведения
|
|
|
Хоровая фактура
|
4
|
5–6
|
4
|
4
|
4
|
Устный анализ фактуры хорового произведения
|
1
|
|
Подготовительная работа дирижера над партитурой
|
4
|
7
|
2
|
2
|
4
|
Письменный исполнитель-ский анализ хорового произведения
|
2
|
|
Дирижирование хором
|
4
|
8
|
2
|
2
|
2
|
Устный опрос на семинаре
|
2
|
Методика работы с хором
|
|
|
Психологические аспекты работы с хором
|
4
|
9
|
2
|
|
|
Блиц-опрос на лекции
|
2
|
|
Прослушивание поступающих в хоровой коллектив
|
4
|
9
|
2
|
|
|
Блиц-опрос на лекции
|
2
|
|
Распевание и настройка хора. Методы работы над вокальной техникой.
|
4
|
10
|
2
|
2
|
2
|
Устный опрос на семинаре
|
2
|
|
Разучивание произведения с хором
|
4
|
11–12
|
2
|
2
|
2
|
Устный опрос на семинаре
|
2
|
|
Методы работы над ансамблем
|
4
|
13
|
2
|
|
2
|
Блиц-опрос на лекции
|
2
|
|
Методы работы над строем
|
4
|
14
|
2
|
|
2
|
Блиц-опрос на лекции
|
2
|
|
Методы работы над дикцией
|
4
|
15
|
2
|
|
2
|
Блиц-опрос на лекции
|
2
|
Концертная деятельность хорового коллектива
|
|
|
Репертуар хорового коллектива
|
4
|
16
|
2
|
|
2
|
Составление репертуара хора
|
2
|
|
Концертные выступления хора
|
4
|
17
|
2
|
|
2
|
Составление программы концертного выступления
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
4, 5 сем. —экзамен
|
|
|
Итого:
|
|
|
72
|
36
|
72
|
|
44
|
следующая страница >> Смотрите также:
Васильев Руслан Николаевич, старший
817.68kb.
3 стр.
Муз. Васильев А. / сл. Васильев А
55.71kb.
1 стр.
Владимир Николаевич Васильев Ворона в кармане Владимир Васильев Ворона в кармане
136.39kb.
1 стр.
Калита Руслан Владимирович, обучается в Петропавловской средней школе в 9 классе. Руслан воспитанник детского дома и обучающийся Муромцевского Центра внешкольной работы. Он занимается в кружке «Юный техник» с 2006 года
11.14kb.
1 стр.
Старший участковый уполномоченный полиции отдела полиции №6 (Первомайского района) управления мвд россии по г. Ростову-на-Дону, майор полиции Долгополов Сергей Николаевич
94.86kb.
1 стр.
Доклад о состоянии и использовании
12475.17kb.
60 стр.
Краткая история школы
932.07kb.
5 стр.
Достижения юных спортсменов за 2011 год. Моудод дюсш
212.3kb.
1 стр.
Биография Александра II
20.4kb.
1 стр.
Деятельность органов государственной власти СССР по обеспечению национальной безопасности страны в пограничной сфере Дальнего Востока
162.24kb.
1 стр.
Матвеевский Сергей Николаевич Школу окончил в 2002 г. Любимые предметы литература
18.91kb.
1 стр.
2. Об истории рождения Военного ордена Из истории награждения
289kb.
1 стр.
|
|