Главная
страница 1страница 2страница 3







РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

для практических занятий

по дисциплине «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

студента группы

специальности: _______________________________


Раздел I. Русский язык и культура речи

Студент должен:



  • знать функции языка как средства формирования и трансляции мысли

  • обладать коммуникативной культурой

  • быть готовым к приобретению новых знаний

  • знать различия между языком и речью

- знать функции языка как средства формирования и трансляции мысли

  • знать специфику устной и письменной речи

  • уметь устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи

  • уметь анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности

  • знать нормы русского литературного языка

  • уметь строить свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности

  • устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи

Язык обслуживает общество во всех сферах человеческой деятельности. Без языка человеческое общество не может существовать. Благодаря языку люди понимают друг друга, общаются друг с другом. Любой язык мира является средством общения людей, говорящих на данном языке.

Русский язык является государственным языком России. Язык состоит не только из слов. Очень важным компонентом языка являются способы образования слов и построения из этих слов предложений. Все единицы языка не существуют изолированно и неупорядоченно. Они взаимно связаны между собой и образуют единое целое - систему языка. В нее входят следующие элементы:



  • звук речи, то есть звуковой знак, который мы слышим;

  • буква, то есть графический знак, который мы видим;

  • морфема, то есть элемент, выражающий какое - то понятие;

  • слово, называющее определенное явление действительности;





- предложение - элемент, заключающий в себе сообщение.

Язык, являясь системой, существует в стилях речи и потому обладает нормой. Литературная норма - это общепринятые, установленные в общественно - речевой практике правила произношения, словоупотребления, словоизменения и правописания слов. Например, следуя норме, нужно говорить шофёры, а не шофера, торты, а не торта. В зависимости от назначения нормы в языковой системе выделяется несколько ее разновидностей:

- произносительные (орфоэпические), правильное литературное произношение и ударение;

- лексические и фразеологические, правильное использование в речи слов и фразеологизмов.


Например, иногда неверно говорят играть первые скрипки вместо играть первую скрипку.;

- морфологические, правильное использование форм слов. Например, пара сапог, а не


сапогов;


  • синтаксические, правильное использование и построение синтаксических конструкций.
    Например, благодаря кому ~ чему, а не благодаря кого - чего;

  • орфографические и пунктуационные, это следование правилам орфографии и пунктуации в
    письменной речи.

Речь служит и орудием, проводником культуры, и сама входит в состав культуры в качестве ее компонента. По культуре речи определяют уровень образованности, культуры человека.

Критерии культуры речи:



  • содержательность речи;

  • логичность речи;

  • правильность речи;

  • выразительность

Итак, культура речи представляет собой такой выбор и такую организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

  1. Язык общенародный (государственный). Язык народа, достигшего высокого уровня
    цивилизации, получивший значение языка государственного. Культурный язык является
    основой школьного преподавания и характеризуется относительной устойчивостью,
    распространенностью по всей данной территории и способностью поглощать диалекты.

  2. Язык литературный. Наиболее престижный и максимально удобный вариант
    общенародного языка.

  3. Язык стремится к стабильности, он консервативен, принимает новшества не сразу, а лишь
    под давлением требований его носителей и потребителей.

  4. Речь является источником и одновременно результатом языка: все, что находится в
    языке, первоначально прошло через речь. В речи реализуются все богатства языка, все его
    выразительные возможности. В речи отражается личность говорящего: языковые влияния в
    детстве и на протяжении жизни, образовательный, культурный уровень человека, его
    творческие данные, грамотность и культура речи, речевая активность личности,
    филологические познания.

  5. Культура речи представляет собой выбор и такую организацию языковых средств,
    которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и
    этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных
    коммуникативных задач.



Вопросы для самоконтроля

1. Каковы функции языка в государстве, обществе и на международной арене?



  1. Какие новые явления и тенденции характеризуют функционирование
    современного русского языка?

  2. Для чего необходимы словари человеку?

4. Что такое язык?



  1. Что такое языковые нормы?

  2. Каковы критерии культуры речи?



Упражнения для самоконтроля

1. Опишите подробно одну из функции языка










Раздел II. Стили речи

Студент должен:



  • знать правила продуцирования текстов разных деловых жанров

  • знать правила продуцирования текстов разных деловых жанров

  • уметь анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности

Текст - это такая целостная смысловая единица речи, которая содержит в себе самостоятельное законченное сообщение

Стиль - это разновидность литературного языка, которая традиционно закреплена в обществе за одной из сфер жизни.

Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей литературного языка. Основными чертами научного стиля являются точность, логичность, абстрактность и объективность изложения. В научной речи активно используется специальная и терминологическая лексика. Отсутствует разговорная и просторечная лексика. Активно используются сложные предложения союзного типа, в которых отношения между частями выражаются однозначно. Широко используются вводные слова, обозначающие последовательность сообщений. Тексты могут содержать не только языковую информацию, но и различные формулы, таблицы, символы, графики.

Разговорный стиль связан со сферой непосредственного бытового общения. Широко потребляются нейтральные слова, (лежать, синий, дом, налево), но не употребляются

книжные слова, употребление эмоционально - оценочных слов (котик, бахвалиться, безголовый). Преобладают простые предложения слова - предложения (ясно, нет, можно), а также междометия и междометные фразы (вот еще! Ой!).



Официально - деловой стиль - это стиль административно - канцелярской документации, законодательных актов, дипломатических документов. На фоне нейтральных и общекнижных слов (работник, комиссия, доминировать) употребляются слова - термины и профессионализмы (истец, вменять, тарифная сетка, арендная плата), а также канцелярские штампы (в целях улучшения, надлежащий, вступить в силу). Нормой считается употребление повествовательных, двусоставных, полных предложений с прямым порядком слов: предложений, осложненных однородными членами, причастными и деепричастными оборотами.

Публицистический стиль - это стиль газетных и журнальных статей, интервью, репортажей, политических выступлений, радио- и телепередач.

Кроме нейтральных часто употребляются слова оценочные и эмоциональные (пижонство, громила, тоталитарный). Довольно типична «политическая» лексика: президент, фракция, патриот, общество, депутат. Часто используется настоящее время глаголов (начинаем осматривать окрестности), часто употребляются прилагательные и наречия с оценочным значением: серьезный, второстепенный, значительный, презрительно, великолепно. В современной публицистике употребляются заимствованные слова, связанные с новыми экономическими, политическими, бытовыми, научно-техническими явлениями: брокер, инвестиция, инаугурация, крупье, дисплей.



Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое текст?

  2. Перечислите функциональные стили современного русского литературного языка

3. Чем отличается научный стиль от официально - делового, публицистического и разговорного?

Упражнения для самоконтроля

1. Определите, к какому стилю относятся приведенные тексты. Почему? Язык относится к тем общественным явлениям, которые действуют на протяжении всего существования человеческого общества. При помощи языка люди обмениваются мыслями, выражают свои чувства. Язык неразрывно связан с мышлением, со знанием людей, служит средством формирования и выражения их мыслей. В словах, словосочетаниях, предложениях закрепляются результаты познавательной деятельности человека, отражается его разносторонний опыт.

__________________________________________________________________________________________________

Демография - наука, изучающая состав населения по полу, возрасту, занятиям и другим признакам, его движение, рождаемость, бракосочетание, смертность и т. п.

По Тверской улице Москвы на неделю прекращено движение троллейбусов. Дело в том, что в ближайшее время по Тверской пройдет карнавальное шествие в рамках Всемирной театральной олимпиады. В шествии используют столь гигантские куклы и фигуры, что ни одна из них не пройдет через контактную сеть. Поэтому мэрия приняла решение убрать троллейбусную сеть ради праздника.

2. Распределите приведенные слова по трем столбцам в соответствии со

стилистической окраской (разговорная - нейтральная книжная).

Ахнуть, актуальный, взыскание, дефект, дуализм, зачетка, забота, книжка, книжонка, квартиросъемщик, картошка, лингвистика, начертать, неправосудный, невыполнение, отлынивать, эксперимент, эскалация, этимология, язык, языкознание.


  1. Напишите заявление с просьбой разрешить Вам сдавать итоговые
    государственные экзамены (на листе бумаги нужного формата).
    Соблюдайте правила расположения всех реквизитов.

  2. Напишите резюме (профессиональную биографию), необходимое для
    устройства на работу. Резюме должно быть написано от Вашего имени,
    но если Ваш список мест работы и учебы не велик, можете дополнить
    его придуманными сведениями. Оформите резюме на листе бумаги
    нужного формата.

Раздел III. Лексика

Студент должен:



  • знать нормы русского литературного языка

  • уметь устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи

  • владеть профессиональной лексикой

Лексика - это словарный состав, совокупность слов языка, говора (лексика говоров Севера), а также определенной группы, объединенной по какому - либо признаку.

Лексикология - это раздел науки о языке, изучающий лексику.

Лексическое значение слова - это смысловое содержание слова, одинаково понимаемое людьми, говорящими на данном языке

Синонимы - это различные слова, принадлежащие одной части речи, значения которых очень близки или полностью совпадают, способные заменить друг друга в тексте. Например: трудиться, работать, корпеть, потеть, ишачить, вкалывать, гнуть спину, везти воз, тянуть лямку.

Анонимы - слова с противоположным значением. Антонимы являются ярким средством выразительности речи. Поэтому они часто используются писателями и поэтами в произведениях художественной литературы для выражения антитезы. Антитеза - оборот речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставляются противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. Например: Разлука будет без печали. Эпитеты - образные выражения. Текст, насыщенный эпитетами, очень изобретателен и выразителен: «Он смотрел на мир литературы глазами несколько удивленными и восхищенными, грустными и доверчивыми».

Сравнения - это сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особую наглядность, изобразительность. Например: Стали волосы смертельной белизны.

Риторический вопрос - предложение, по форме построенное как вопросительно, но по цели высказывания являющееся повествовательным: риторический вопрос несет позитивную информацию: «Но, если вы свободны по рождению, зачем вы подставляете шею рабству?»

Прежде чем сказать слово, нужно подумать, тогда наша речь будет .красивой и точной, слова нужно употреблять только правильно - в соответствии с их значением и требованиями стиля. Разберем некоторые из них:



  1. Неточный выбор слова или неправильный выбор лексического эквивалента. Например:
    В течение февраля продолжительность суток возрастает на два часа (а надо
    написать световой день увеличился на два часа).

  2. Алогизм - это сопоставление несопоставимых понятий. Например: Речь героев
    Шолохова отличается от всех других героев (следовало написать от речи героев
    других авторов).

  3. Речевая недостаточность - это пропуск нужного слова. Такие ошибки чаще всего
    возникают при написании объявлений. Абсурдность речи, возникающая в подобных
    случаях, не только вызывает недоумение, но и требует немалых усилий для
    исправления такой ошибки. Например: Пассажиры с необмотанными рогами к
    посадке не допускаются (объявление в небольшом аэропорту).

  4. Речевая избыточность - это неоправданное многословие. Например: Мною обнаружен
    повесившийся труп мертвого человека.

Скрытая тавтология - это столкновение иноязычного и русского слова, дублирующего его значение: своя автобиография, ночная серенада, мизерные мелочи, в конечном итоге.

Плеоназм - употребление ненужных уточняющих слов: поступательное движение, вперед взять, задаток и аванс, проводится приватизация земли и передача ее в частные руки.

Упражнения для самоконтроля

1. Укажите, в каких словосочетаниях имена прилагательные употреблены в переносном значении: стальной клинок, стальные воды моря, стальной взгляд, стальная воля.

____________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________


2. Установите лексическое значение (прямое или переносное) слова золото

в предложениях

На золоте пить - есть будешь, в золото оденешься, в золото обуешься,

золотом уши завесишь

Не умеешь шить золотом, бей молотом

Зажглась река, как золото

3. Укажите общее лексическое значение слов каждой из тематических

групп:
француз, араб, болгарин



санаторий, пансионат, профилакторий _______________________________

4. Составьте с приведенными словами - омонимами словосочетания, в

которых обнаружится различие значений слов - двойников.
Перебить (прервать речь)

перебить (изменить обивку)________________________________________

перебить (убить, уничтожить) _____________________________________

5. Употребите слова — паронимы в словосочетаниях со словами, данными в

скобках

Обсудить, осудить (вопрос, предложение, выводы, обычаи, невиновного,
кандидатуру, поступок, маршрут,
пассивность) _____________

______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________



жилищный, жилой (квартал, комната, законодательство, норма, вопрос,

сооружение, фонд) _____________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________



6. Выделите единицы социально ограниченной лексики специальные термины, профессионализмы, жаргонизмы.

1. Чеховские корректуры свидетельствуют наглядно о громадной, терпеливой


обработке стиля

_____________________________________________________________________________________________________

2. Ружье у него было одноствольным, с кремнем, одаренное притом, скверной привычкой
жестоко «отдавать», отчего у Ермолая правая щека всегда была пухлее левой.

3.Мосты, кинотеатры, жилые дома, стадионы, заводы - все выполняется в монолитном железобетоне, с помощью изумительной по - аккуратности опалубки, армирования, бетономешалок, вибраторов, увлажняющих брызгалок

7. К крылатым словам латинского происхождения подберите русские

поговорки с тем же значением:

1. Обсуждать часто, решать однажды.

____________________________________________________________________

2. Кто слишком спешит, позже справляется с делом.

__________________________________________________________________

3. Жди от другого того, что ты сделал другому.

_______________________________________________________________

8. К пословицам и поговоркам стран Востока подберите русские с тем же значением.

1. Своих ресниц глаз не видит.


  1. Остерегайся воды, текущей тихо; берегись того, кто глаза опускает.

  2. У каждого человека есть хорошая мысль; пять человек — пять хороших
    мыслей.

Раздел IV. Фразеология. Раздел V. Лексикография.

Студент должен:



  • знать нормы русского литературного языка

  • уметь устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи

  • владеть профессиональной лексикой

  • уметь пользоваться словарями русского языка

Слова, соединяясь друг с другом, образуют словосочетания. Одни из них свободные, другие несвободные. Фразеологизмом называется устойчивое сочетание слов, закрепившиеся в языке как единица наименования (удельный вес, железная дорога), или выражения отношения, оценки (тертый калач, камень преткновения). Фразеологизмы воспроизводятся по памяти как целостные и в основном постоянные по составу: хоть пруд пруди; обладают единым значением: петь дифирамбы - «чрезмерно восхвалять»; к фразеологическим выражениям относятся поговорки, пословицы, штампы со страниц журналов, яркие цитаты из произведений художественной литературы.

Фразеологизмы, как и слова, не создаются говорящим, а воспроизводятся в готовом виде. Они требуют запоминания и хранятся в нашей памяти.

Слова во фразеологизме теряют свою смысловую самостоятельность. Значение передается всей совокупностью слов - компонентов фразеологизма. Такое значение называется целостным. Мы можем не знать, что такое баклуши и почему их надо бить. Однако значение сочетания бить баклуши нам понятно.

Во фразеологизме нельзя заменять слова по своему желанию. Если вместо ловить ворон на уроке сказать ловить тараканов на уроке, то на месте фразеологизма появляется свободное словосочетание и смысл будет другой.

Фразеологический состав русского языка в широком понимании подразделяется на:

1) фразеологизмы или фразеологические единицы; 2) пословицы, поговорки; 3) крылатые слова и выражения.

Раздел науки о языке, изучающий правила составления словарей, называется лексикографией.















Энциклопедические словари

Лингвистические словари

Общие

Отраслевые

Общие

Отдельных










лексических групп

Большая советская

Литературная

Словарь

Словарь синонимов;

энциклопедия (БСЭ);

энциклопедия;

современного

Словарь омонимов;

Малая советская

Театральная

русского

Словарь антонимов;

энциклопедия (МСЭ);

энциклопедия;

литературного языка;

Крылатые слова;

Советский

Словарь юного

Словарь русских

Фразеологический

энциклопедический

филолога и др.

народных говоров и

словарь;

словарь;




др.

Этимологический

Детская энциклопедия







словарь русского










языка

Вопросы для самоконтроля



  1. На какие два разряда делятся все фразеологизмы по структуре?

  2. Какие бывают словари по своей направленности и назначению?

  3. Какие сведения можно получить из энциклопедических словарей?

  4. Как описываются слова в лингвистических словарях?

Упражнения для самоконтроля

1. Укажите неверное утверждение:



а) фразеологизмы - свободные сочетания слов;

б) существуют фразеологизмы - синонимы;

в) к фразеологизмам можно отнести также и пословицы;

г) в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения.

2. Найдите предложения, в которых встречаются несвободные
словосочетания

А. Все заботы в семье лежали на плечах Гаврика (В.Катаев).

_____________________________________________________________

Б. Я перемахнул через забор в какой - то сад (В. Пьецух)

______________________________________________________________
В. Игрушкой золотой не блещет на сцене (М.Лермонтов)

Г. Она знала, что старуху ждут со дня на день (Л. Толстой)

Д. Отец мой редко бывал в хорошем расположении духа (А. Герцен)


Е. Хан, строивший крепость, думал только о собственном благе

(П. Лукиницкий)

3. Укажите фразеологизмы — синонимы к словосочетанию очень любить:



а) как свои пять пальцев;

б) яблоку негде упасть;

в) души не чаять;

г) проще пареной репы;

д) носить на руках;

е) положа руку на сердце.

4. Найдите синонимические фразеологизмы:
а) во что бы то ни стало;

о) игра не стоит свеч;

в) ни слуху ни духу;

г) хоть караул кричи;

д) себе дороже;

е) хоть волком вой;

ж) кровь из носу;

з) как в воду канул.

5. Найдите антонимические фразеологизмы:

а) душа в душу;

б) засучив рукава;

в) играть на руку;

г) положа руку на сердце;

д) вставлять палки в колеса;




е) кривить душой;

ж) как кошка с собакой;

з) через пень колоду.


следующая страница >>
Смотрите также:
Рабочая тетрадь для практических занятий по дисциплине «русский язык и культура речи»
502.05kb.
3 стр.
Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов заочной формы обучения
441.08kb.
2 стр.
Русский язык и культура речи Содержание
2561.11kb.
22 стр.
Сборник практических заданий Великий Новгород 2001 Печатается по решению рис новгу рецензент
1281.83kb.
8 стр.
Моу «сош №5» Рабочая тетрадь по развитию речи для учащихся 10 классов
262.27kb.
1 стр.
Учебное пособие по курсу «Русский язык и культура речи» для специальности «Международный туризм» М. Ю. Сидорова Тема Язык: информация коммуникация культура 3 Задания 3 Терминологический словарик 54 Слова для диктанта 55
1809.72kb.
9 стр.
Рабочая тетрадь по инженерной графике
10.86kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие по организации и проведению практических занятий оздоровительной направленности Тема: профилактика нарушения осанки, плоскостопия заборов Вадим Геннадьевич
107.32kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 09 Русская литература и культура (уд-04. 13-029) Для направления 540300 Филологическое образование
1849.24kb.
11 стр.
Моу «гимназия №4» г. Брянска Рассмотрено на мо утверждено на амс 2011 2011
111.39kb.
1 стр.
Лекции по курсу «Русский язык и культура речи» для студентов всех специальностей
1419.18kb.
8 стр.
«Русский язык и культура речи» в рамках Интернет-тестирования. Для работы с ними необходимо обратиться к специальной литературе
251.5kb.
1 стр.