Главная
страница 1
Хайрутдинова Резеда Рафаилевна

г. Казань


НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями России на современном этапе, - подготовка ответственного гражданина, патриота своей страны. Решение данной задачи тесно связано с формированием устойчивых качеств личности. Этому способствует нравственно-патриотическое развитие и воспитание школьников, органически входящее в учебно-воспитательный процесс и составляющее его стержневую основу. В то же время нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из сложнейших проблем современного российского образования.

Помимо важных и позитивных перемен, которые произошли в России в 1990-х гг., в развитии страны имели место и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических потрясений. Быстрый демонтаж советской идеологической системы и поспешное копирование западных форм жизни, а также агрессивное вторжение морали рыночной экономики привели к разрушению ценностных установок, традиционных для России и привели к постепенному падению нравственности в обществе.

Неопределенность ценностных ориентиров, недоверие многих людей друг к другу, обществу, государству на сегодняшний день выражаются в том, что Россия в глазах части своих граждан не является привлекательной для жизни страной. По данным Института социологии РАН отождествляют себя с россиянами 35% респондентов, 50% - иногда, 15% имеют отрицательную гражданскую идентичность1.

Одна из причин такого положения в обществе заключается в том, что не завершен процесс формирования системы общенациональных ценностей и приоритетов. Есть сильное государство, но пока нет общеразделяемого представления о едином российском народе, сплоченном чувством патриотизма, толерантности, укорененном в национальной истории, культуре, нравственности, имеющем общий идеал будущего.

Необходимо понимать, что нравственность, патриотизм, гражданственность как устойчивые качества личности, не просто формируются, они воспитываются с малых лет. По мнению президента России Д.А.Медведева «система образования в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации. Школа призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире» 2.

Таким образом, ключевая роль в нравственно-патриотическом воспитании подрастающего поколения в современных условиях отводится образованию. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане страны и наиболее системно, последовательно развитие и воспитание человека происходит именно в сфере образования.

Ребенок школьного возраста, особенно на начальной ступени образования, наиболее восприимчив к духовно-нравственным ценностям. Не случайно говорят, что «человек как храм закладывается в детстве». Недостатки воспитания трудно восполнить в последующие годы, ибо пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Эти важные идеи были положены в основу Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, из которого следует, что начальная школа «должна обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества». Составной частью и методологической основой нового образовательного стандарта стала «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Основным содержанием нравственного развития, воспитания и социализации личности Концепция определяет базовые национальные ценности. Они хранятся в культурных, исторических, семейных традициях, передаются от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям извне.

Каковы же традиционные источники нравственности? Одной из главных базовых национальных ценностей согласно Концепции утверждается патриотизм - любовь к своей малой Родине, своему народу, к России.

Существенное значение в решении задач формирования личности в современной общеобразовательной школе придается предметам гуманитарного цикла. Традиционно важная роль в воспитании ценностных ориентиров учащихся отводится школьному курсу литературы. Задача учителя-словесника не только вооружить ученика знаниями, но и в первую очередь воспитать из него человека, гражданина, патриота.

Трудно сформировать у детей патриотические чувства, не привив им любовь к родному краю. Важным источником нравственно-патриотического развития и воспитания школьников, на наш взгляд, является литературное краеведение. Систематические занятия с учащимися по ознакомлению с родным краем, его историей и литературой способствуют воспитанию у детей любви и уважения к своей малой родине, формированию чувства кровного родства с ее прошлым и настоящим, знакомству с богатством мира непреходящих ценностей художественной культуры.

Важность изучения родного края, использования местного материала в обучении и воспитании детей подчеркивали в своих трудах Я.А. Каменский, Ж.Ж. Руссо, Г. Песталоцци и другие зарубежные педагоги и ученые. В России эту идею развивали В.Н.Татищев, М.В.Ломоносов, Н.И.Новиков, Н.М.Карамзин, К.Д.Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А.Сухомлинский и многие другие ученые, писатели, педагоги, философы.

Работу по изучению родного края необходимо начинать уже в начальной школе. Занятия литературным краеведением позволяют учащимся начальных классов установить связь литературы с жизнью, увидеть ту среду, которая послужила материалом для творчества писателя, проникнуть в его творческую лабораторию, изучить его вкусы и пристрастия. Как отмечал академик Д.С.Лихачев: "существует тонкая и сложная взаимосвязь между художником, произведением и местом, вдохновившим писателя на его создание; ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со всей родной страной"3.

Земля Татарстана дала путевку в жизнь многим известным деятелям отечественной культуры. С нашим регионом связаны имена классиков русской литературы: А.С.Пушкина, Е.А.Баратынского, С.Т.Аксакова, Л.Н.Толстого, А.М.Горького и др. Наш край взрастил ярких мастеров слова татарской литературы: Г.Тукая, Ф.Амирхана, Х.Такташа, А.Алиша, М.Джалиля и др. Изучение жизни и творчества этих великих представителей русского и татарского народа является богатейшим материалом для краеведческой работы в школах нашей республики.

Систему работы по литературному краеведению в начальной школе, на наш взгляд, необходимо организовать по следующим направлениям:

Фольклорные традиции татарского и русского народов.

Классики русской литературы и наш регион.

Мастера слова нашего города и региона.

Взаимодействие русской и татарской литератур.

Примерная программа по литературному краеведению в начальной школе





Тема

Форма проведения

I. Фольклорные традиции татарского и русского народов

1.

Русский народный праздник «Масленица»

Фольклорный музыкальный утренник

2.

Татарский народный праздник «Карга боткасы»

Фольклорный музыкальный утренник

3.

Русский детский фольклор

Фольклорный праздник

4.

Татарский детский фольклор

Фольклорный праздник

5.

«Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

Инсценирование русских, татарских народных сказок

II. Классики русской литературы и наш регион

1.

«Лабиринты судеб: Русские писатели в Казани»

Посещение литературных музеев

Оформление альбомов, стенгазет

Презентации

Литературные вечера



2.

«Их именами названы улицы города»

Проектная работа

3.

«Памятники нашего города»

Литературно-краеведческая экскурсия

III. Мастера слова нашего города и региона

1.

Творчество татарских писателей – детям!

Посещение литературных музеев

Литературно-музыкальные вечера

Театральные миниатюры


2.

«Писатели нашего детства»

Творческая встреча с детскими поэтами, писателями Казани и республики

3.

«Расцветай, наш край родной!»

Конкурс поэзии

4.

«Знаю ли я литературу своего края?»

Литературно-краеведческая олимпиада

IV. Взаимодействие русской и татарской литератур

1.

«Что за прелесть эти сказки?»

Литературная игра-викторина по сказкам А. С. Пушкина и Г.Тукая

2.

Тема ВОв в произведениях русских и татарских писателей

Литературно-музыкальная гостиная

Презентация



3.

Тема детства в произведениях русских и татарских писателей

Выставка детских рисунков

4.

Мероприятия, посвященные юбилейным датам русских и татарских писателей

Литературно-музыкальный утренник

Экскурсия по литературным местам

Конкурс чтецов

Творческие работы



5.

Театр – детям!

Культпоход в русские и татарские театры г. Казани

Для успешной реализации данной работы нужно учитывать следующие организационно-педагогические условия. Литературно-краеведческую работу с учащимися следует развивать в двух тесно связанных между собою направлениях: на уроке и во внеурочное время. На уроке школьники получают элементы литературно-краеведческих знаний в связи с изучаемым по программе материалом. Основная задача такого урока сообщить сведения о писателях, связанных с родными местами, и на этой основе вызвать у школьников интерес к занятиям краеведением, увлечь их этим сугубо важным делом, пробудить желание больше узнать о литературе родного края. Чтобы работа по литературному краеведению была эффективной, обогащала знания учащихся, необходимо планировать ее, учитывая интересы и запросы различных категорий учеников, чем будет гарантировано их активное участие в проведении намеченных мероприятий. Учитель должен помочь учащимся осознать себя частичкой этого процесса и увидеть особенности, отличия своего края.

Формы организации уроков чтения с использованием элементов литературного краеведения на уроках могут быть как традиционными, так и нестандартными: интегрированные уроки (русской и татарской литературы), проблемные уроки, уроки-экскурсии, уроки-исследования, уроки-открытия и др.

В то же время внеурочная работа с ее находками и открытиями еще более привлекательна и интересна для младших школьников. Большими возможностями для организации краеведческой работы обладает литературный кружок. В зависимости от содержания занятий форма работы в кружке может быть лекционной (обзорные беседы учителя или доклады школьников на заданные темы); практической (обучение навыкам литературно-краеведческой работы); экспедиционной (изучение литературно-краеведческих объектов, сбор материалов); научно-исследовательской (изучение и классификация собранных материалов, подготовка докладов, проектных работ и т. д.); литературно-творческой (дневники, сочинения на темы похода); оформительской (изготовление наглядных пособий по литературному краеведению, оформление выставки, создание литературной газеты); организаторско-массовой (проведение литературно-музыкальных утренников и вечеров на краеведческие темы, организация экскурсий по литературным музеям, встречи с писателями, проведение литературно-краеведческих олимпиад, викторин, игр, конкурсов).

Планомерная работа по литературному краеведению в школах РТ позволит решать на практике важные образовательные и воспитательные задачи:

- гуманизировать процесс литературного образования младших школьников;

- более эффективно усваивать исторические, культурные, литературные традиции родного края;

- раскрыть в культурах разных народов общие ценности, позволяющие жить в мире, согласии, терпимости, гармонии;

- воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гражданственности;



- формировать человека высокой культуры, активно включенного в творческий процесс приобретения знаний и нравственных установок.


1 Юревич А.В. Нравственное состояние современного российского общества // Социол. исслед. - 2009. -  № 10. - С.70-79.


2 Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Народное образование. – 2010. - № 1. – с.39-46.


3 Лихачев Д.С. Тревоги совести //Литературная газета. -1989. -1 января. - С.11.



Смотрите также:
Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников в процессе литературного образования
88kb.
1 стр.
Патриотическое воспитание младших школьников на основе изучения историко культурного наследия отечества
192.04kb.
1 стр.
Патриотическое воспитание младших школьников на основе изучения историко культурного наследия отечества
160.94kb.
1 стр.
Патриотическое воспитание школьников: цели и задачи
129.05kb.
1 стр.
Сценарий литературно- музыкального вечера, посвященного домашним животным "Мой самый верный друг"
64.25kb.
1 стр.
Патриотическое воспитание младших школьников
64.44kb.
1 стр.
Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей
33.84kb.
1 стр.
Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе реализации проекта «Защитники земли русской»
117.56kb.
1 стр.
Нравственно-эстетическое воспитание личности средствами музыки и пения при обучении немецкому языку
60.11kb.
1 стр.
Урок литературного чтения в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Учебно-методическое пособие Исполнитель
1225.13kb.
8 стр.
Воспитание гуманистических ценностей младших школьников на основе татарского народного фольклора
85.81kb.
1 стр.
Дизайн учебно-воспитательного пространства как средство эстетического образования младших школьников
92.37kb.
1 стр.