Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2страница 3 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет»
ПРОГРАММА КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА по специальности 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии Оренбург 2011 Программа составлена в соответствии с утвержденными ФГТ и рекомендациями по формированию основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования. Автор(ы): ____________________А.В. Иващенко, к.пед.н., профессор _____________________Л.В. Зубова, к.пс.н., зав. кафедрой, доцент Программа одобрена на заседании кафедры Общей психологии и психологии личности от «______»___________2011 г., протокол № _____.
и психологии личности _______________________ /Л.В. Зубова Декан факультета гуманитарных и социальных наук___________________________ /Н.Б. Шебаршова Зав. отделом докторантуры и аспирантуры__________________ /Е.А. Кострюкова Введение Программа кандидатского экзамена по специальности 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии нацелена на проверку методологических основ и методического инструментария изучаемой отрасли науки; умений анализировать актуальные проблемы и достижения в научной отрасли; их использование в практике; формирование умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Общие требования Экзаменующийся должен осветить основный точки зрения по спорным проблемам и проанализировать их позитивные и негативные стороны. Он вправе разделять одну из точек зрения, но это не исключает необходимости, знать аргументацию, выдвигаемую представителями иных точек зрения. Аналогичным образом, касаясь истории вопроса, экзаменующийся должен быть в состоянии дать как критический анализ, так и позитивную характеристику тех или иных направлений, или школ и изложить фактические основания , на которых базируются их концепции. В списках литературы указаны, прежде всего, наиболее важные монографии и статьи. Имеется в виду, что в этих книгах экзаменующийся сам выберет те главы и параграфы, которые необходимы для раскрытия вопросов, сформулированных в программе. Раздел 1. Введение в психологию. Тема 1. Становление психологии как науки. 1. Предмет психологии. Общее понятие о психике как одной из форм отражения живыми существами объективной реальности. Формы отражения в живом и неживом мире, Своеобразие психического отражения как субъективного образа объективного мира. Сознательное отражение. Активный и избирательный характер психического отражения. Психика как свойство высокоорганизованной материи - мозга. Психология как наука о законах порождения и функционирования психического отражения в деятельности субъекта (животных и человека). Ориентирующая и регулирующая функции психики. Материалистический и идеалистический подходы к изучению психики, борьба этих направлений в истории психологии. Критика идеалистического понимания психики как особой субстанции, духовного начала. Критика механистических взглядов на природу психического. Естественно-научный подход к изучению психики. 2. Развитие представлений о предмете психология. Развитие психологии в рамках философии. Зарождение психофизической проблемы. Психология как наука о сознании. Успехи биологических наук в изучении мозга, физиологии органов чувств и поведении живых организмов, как естественно-научная предпосылка превращения психологии в самостоятельную науку. Становление экспериментальной психологии. Физиологическая психология В. Вундта. Теоретические школы зарубежной психологии конца XIX-XX вв. как выражение кризиса психологии. Эмпирическая психология, основанная на интроспективном описании субъективных явлений. Сенсуализм и ассоцианизм в психологии. Вюрцбургская школа. Психология как наука о поведении; гаштальт-психология; социологическая школа в психологии; глубинная психология и их эволюция. Современное состояние зарубежной психологии. Развитие психологии в России. Программа научной психологии И.М. Сеченова. Учение И.П. Павлова о ВНД и его значение для понимания физиологических механизмов психических явлений. Развитие экспериментальной психологии (Н.Н. Ланге, В.М. Бехтерев, Г.И. Челпанов), работы по детской и педагогической психологии, патопсихологии, зоопсихологии. Марксистский этап развития психологии - психологическая наука в СССР. 3. Отрасли психологической науки. Общая и социальная психологии, педагогическая психологии, психология труда и инженерная психология, психология спорта, медицинская психология, психофизиология, зоопсихология. Задачи различных отраслей психологии. Значение психологии для развития народного хозяйства и культуры, для решения задач образования и коммунистического воспитания. 4. Методы психологии. Несостоятельность интроспективного подхода к исследованию психики. Необходимость объективного изучения психических процессов, их формирования и протекания. К. Маркс о промышленности как открытой книге «человеческих сущностных сил». Наблюдение как метод. Беседа, анализ продуктов человеческой деятельности. Лабораторный эксперимент. Диагностические тесты. Проблема измерений психических процессов. Проблема объективных индикаторов в экспериментальных исследованиях психики. Сравнительно-генетический метод. Формирование психических функций как метод исследования. Сравнительно-патологический метод. Моделирование психических процессов как метод исследования.
1. Проблема возникновения психики. Гипотеза о природе чувствительности и ее экспериментальное обоснование. Раздражимость и чувствительность. 2. Стадии развития психики. Характер отражения на различных стадиях. 3. Проблема возникновения сознания. Конкретно-психологические характеристики сознания. Структура и единицы сознания. Развитие сознания. Происхождение языка и его функции. Проблема бессознательного. Два уровня отражения действительности у человека. 4. Проблема биологического и социального. Понятие высших психических функций. Процесс усвоения общественно-исторического опыта человечества, его содержание и необходимые условия. Избирательность усвоения.
Общее понятие о деятельности. К. Маркс о роли человеческой деятельности (К. Маркс,Тезисы о Фейербахе; К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 3). Предметная деятельность - необходимое условие существования человека и его развития. Деятельность как предмет психологического исследования. Исследование психических особенностей строения деятельности. Деятельность и психические процессы (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Анализ деятельности человека. Практическая деятельность как исходная и основная форма деятельности человека. Внешняя и внутренняя деятельность. Мотивы и цели деятельности. Характеристика действий, как процессов, направленных на достижение сознательных целей. Способы (операции), с помощью которых выполняются действия; их зависимость от условий и наличных средств достижения цели. Внутренние связи строения деятельности человека со строением его сознания. Действие как единица человеческой деятельности. Его целенаправленный характер. Психологическое строение действия. Регуляция действия на основе образа. Понятие об ориентировочной основе действия (П.Я. Гальперин). Зависимость действия от общих особенностей деятельности. Внутренние, умственные действия. Понятие о целеобразовании. Способы (операции) выполнения действий. Преобразование действий в операции. Относительная самостоятельность операций, их переносы из одних действий в другие. Закрепление операций в предметных значениях. Умственные операции.
1. Аристотель «О душе», Сочинения, т. 1, 1975. М., стр. 371-374,384-396. 2. Асмус В.Ф. «Трактат о душе» (Вводная статья в кн.: Аристотель. Сочинения, т. 1), стр. 50-62, М, 1975. 3. ВундтВ. Введение в психологию, 1912, гл. 1, 2. 4. Декарт Р. «Начала философии», часть 1 (фрагменты 1-9, 51-54, 75-76), «Страсти души» (фрагменты 1-14, 31-36). В кн.: Декарт. «Избранные произведения», М., 1950. 5. Джемс В. «Научные основы психологии», 1902, стр. 3-8, 114-126, 130-134 (или главы «Введение», «Поток сознания» в любом издании кн.: «В. Джемс «Психология»). 6. Ильенков Э.В. Идеальное. «Философская энциклопедия», т. 2, 1962. 7. Ильенков Э.В. Психика и мозг. «Вопросы философии», 1968, №11. 8. Локк Дж. Опыт о человеческом разуме. Кн., 2, гл. 1, стр. 129-131, 140, в кон.: Локк Дж. Избранные философские произведения. М., 1960. 9. Уотсон Дж. Психология как наука о поведении. 1926, гл. 1 (или «бихевиоризм». ВСЭ, 1926, т. 6, стр. 434-443). 10. Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни, 11. Ярошевский. История психологии. 12. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 13. Келер В. Исследование интеллекта человекообразных обезьян. М. 14. Северцев Д.Н. Эволюция психики. 15. Леонтьев Д.Н. Возникновение и первоначальное развитие языка. М, 1963. 16. Выготский Л.С., Развитие высших психических функций. М., 1960. 17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М, 1946. 18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 19. Миллер, Галантер, Прибрам. «Планы и структура поведения». М., Прогресс, 1965. 20. Теплов Б.М. «Об объективном методе в психологии». 21.Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976, 7-22, 22.Фресс, Пиаже. Экспериментальная психология. Вып. 1. М., 1966. 23. Рубинштейн С.Л. «К вопросу о методах в психологии», в кн.: «Принципы и пути развития психологии». АН СССР, М., 1959, стр. 164-187. Раздел 2. Ощущение и восприятие. Общее понятие об ощущении. Ощущение - элементарная форма чувственного отражения воздействия объективной чувствительности, единственный источник познания. Адекватность ощущений воздействующим свойствам. Критика Лениным физиологического идеализма в учении об ощущении. Критический анализ принципа специфической энергии органов чувств И. Мюллера. Классификация ощущений и рецепторов. Основания классификаций по положению рецептора (классификация Шеррингтона) по виду физической энергии, являющейся для органа чувств раздражителем; эволюционная классификация форм чувствительности, по модальности ощущений. Психофизика сенсорных процессов. Понятие порога и чувствительности. Абсолютный порог и абсолютная чувствительность. Порог различия (абсолютный и относительный) и различная чувствительность. Классические методы измерения порогов: а) Метод минимальных измерений (границ). б) Метод средней ошибки (метод установки). в) Метод постоянных раздражителей (метод истинных и ложных случаев). Психометрическая функция порога графическим и расчетным путем. г) Сравнение классических методов измерения порогов (по точности и быстроте измерения, значению полученного в результате измерения пороге). Сходство и различие различных методов. Объективное измерение чувствительности. Теоретическое значение и область измерения чувствительности по непроизвольным реакциям. Типы используемых реакций. Понятие порога реакции и анализатора. Субсенсорный диапазон. Шкалирование ощущений. Методы шкалирования. Психофизические законы. 1. Закон Бугера-Вебера. Опыт Бугера. Область приложения закона. Кривые измерения дифференциального порога в большом диапазоне интенсивностей. 2. Принцип «косвенного» измерения силы ощущения. Закон Фехнера, вывод закона. Область его приложения. Объективные данные, свидетельствующие в пользу закона Фехнера. Постулат Фехнера. 3. Принцип «прямого» шкалирования; уравнение интервалов. Фракционирование, оценка отношений и установление заданного отношения, прямая оценка величины ощущения; установление заданной величины, кроссмодальное сравнение. Типы измерения шкал. 4. Закон Стивенса. Графическое изображение его в линейных логарифмических координатах. Пределы измерения показателя степени. Критика степенного закона. Виды ощущений, кожные ощущения, проприоцептивные ощущения. Вкусовые, обонятельные и органические ощущения, вестибулярные ощущения. Слуховые ощущения. Зрительные ощущения. Качества зрительных ощущений; цветовой тон, светлота, насыщенность, их физические корреляты. Основные свойства и Феномены восприятия. 1. Основные классы феноменов и свойств восприятия. 2. Константность восприятия. Определение и виды константности. С учетом каких условий связан каждый из видов константности ? Общая методическая схема экспериментов по исследованию константности у человека. Способы количественной оценки константности (формула коэффициента константности). Экспериментальное исследование константности, опыты Холуэя и Боринга, опыты Бруновика и Гельба, опыты Смирнова или Таулеса. 3. Восприятие пространства. Механизмы стереоскопического зрения. Корреспондирующие и диспаратные точки сетчатки. Бинокулярный параллакс. Зрительные эффекты при различных степенях диспаратности. Гороптер. Стереоскоп; устройство, способ действия. Виды стереоскопов. Псевдоскоп; псевдоскопические эффекты. Роль аккомодации и конвергенции в оценке удаленности. Монокулярные признаки глубины. Иллюзии, основанные на некоторых из них, опыты Гибсона с картами; комната и окно Эймса. Оптико-геометрические иллюзии и их объяснения с точки зрения теории перспективы и теории Грегори. Зрительные кинестезии. Стабильность видимого мира и теории, ее объясняющие. 4. Восприятие движения. Восприятие реального движения. Механизм восприятия движения (системы: изображение/сетчатка и глаз/голова и их взаимосвязь при неподвижных глазах и при прослеживании глазами движущегося предмета. Пороги восприятия реального движения (автокинетический эффект, иллюзия индуцированного движения, стробоскопический эффект). Факторы, определяющие появление стробоскопического эффекта; стимульные законы (закон Корте) и центральные. Теории иллюзий движения. 5. Восприятие времени. Механизм (системы) восприятия времени («биологические часы») и специфически человеческая система отсчета времени). Методы изучения восприятия времени. Закон Вьерорда. Понятие нейтрального интервала. Теории восприятия времени. 6. Научение и восприятие. Врожденные свойства и механизмы восприятия. Приобретенные свойства и механизмы восприятия. Экспериментальные исследования перцептивного научения (опыты Райзена, Хелда, Э. Гибсона). Анализ перцептивных возможностей слепорожденных после снятия катаракты. Опыты с оптическими искажениями и перестройками. Опыты Мишотта. 7. Теории восприятия. Структуралистская теория восприятия, Теория бессознательных умозаключений Г. Гельмгольца. Гештальт-теория. Теория Гибсона. 8. исследование восприятия в советской психологии (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Венгер; В.П. Зинченко, Ю.Б. Гиппенрейтер). Литература 1. Хрестоматия по ощущению и восприятию, под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.Б. Михалевской. Изд. МГУ, 1975. 2. Проблемы и методы психофизики. Хрестоматия, под ред. А.Г. Асмолова и М.Б. Михалевской. Изд. МГУ, 1974. 3. Величковский Б.М., Психология восприятия, Изд. МГУ, 1973-. Зинченко В.П., Лурия А.Р. 4. Восприятие. Модели и механизмы. Сб. переводов, М., «Мир», 1974. 5. Восприятие и деятельность. Под ред. А.Н. Леонтьева. Изд. МГУ, 1975. 6. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. М., «Прогресс», 1970. 7. Зрительные образы: феменология и эксперимент. Хрестоматия, т. 1 и 4, Душанбе, 1973-1974. 8. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. 9. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М., «Мир», 1974. 10. Руководство по физиологии сенсорных систем, т. 1 и 2. Отв. ред. Г.В. Гершуни, М., «Наука», 1971. 11. Сеченов И.М. Впечатления и действительность. Избранные произведения, т. 1, М., 1952. 12.Фресс, Пиаже. Экспериментальная психология. Вып. 6, 1978. 13. Кравков. Очерк общей психофизиологии органов чувств.
Внимание как направленность сознания и действий человека на определенный объект. Этимология термина внимание (по Н.Н. Ланге). Классические и современные теории внимания. В. Вундт. Сознание и внимание. Фиксационная точка и фокус внимания и объем сознания, способ их экспериментальной оценки. Перцепция и апперцепция. Ясность сознания. Уровни сознания. Три стадии развития внимания. Исследование свойств внимания методом интроспекции (Э.Б. Титченер). Внимание как селективность сознания. Идея антиципации в перцепции объекта во внимании (У. Джемс). Теория Н.Н. Ланге. Внимание в рамках «общебиологической» точки зрения на психику. Виды внимания: рефлекторное, инстинктивное, волевое. Первичный эффект волевого внимания. Моторная теория волевого внимания. Внимание как стремление к единству предметного сознания, моноидеизм сознания. Моторные механизмы внимания. Социальная природа произвольного внимания (Ж. Рибо). Сведение процессов внимания к законам восприятия в гештальт-психологии (Рубин, Коффка, Келер). Эксперименты Келлера и П. Адаме. Теоретико-информационный подход к проблеме внимания. Внимание как селективный фильтр. Эксперименты Черри. Модель внимания Бродбента и ее экспериментальная проверка. Критика и дальнейшее развитие теории фильтра в работах А. Трейсман и др. Проблема двух уровней внимания по Найсару (предвнимание и фокальное внимание) и ее экспериментальная разработка. Основные явления внимания и их экспериментальное исследование. Объем внимания. Устойчивость и колебания внимания в зависимости от состояния организма и от организации деятельности. Переключение внимания. Интенсивность (степень) внимания. Концентрация внимания. Распределение внимания и его условия. Явление компликации. Виды внимания. Непроизвольное внимание. Внешние факторы его вызывающие: относительная интенсивность, сила раздражителя, положение объекта в структуре сенсорного поля и др. Внутренние факторы непроизвольного внимания: роль потребностей, интересов и эффективных состояний; роль установки. Произвольное внимание. Его условия и особенности. Опосредованное произвольное внимание и его развитие. Рибо, Титченер и Рево Д. Аллон о развитии произвольного внимания и их критическая оценка Выготским. Проблема развития внимания в рамках культурно-исторической концепции Выготского Л. С. Роль труда и речи в историческом развитии произвольного внимания. Знак как средство организации внимания. Проблема интериоризации. Экспериментальные исследования высших форм внимания. Методика двойной стимуляции (функция задачи, роль средства). «Параллелограмм» развития внимания. Исследование после произвольного внимания в работах Н.Ф. Добрынина. Функция внимания и пути его формирования в теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Ориентировочная и исполнительная «часть» действия. Функции ориентировки и контроля. Формирующий эксперимент и его схема. Методы исследования внимания. Самонаблюдение, тестирование внимания, изучение двигательной реакции, психофизиологические показатели: движение глаз, ориентировочные реакции, вызванные потенциалы. Проблема анатомо-физиологических механизмов внимания. Борьба за общее двигательное поле (воронка Шеррингтона). Принцип доминанты (Ухтомский). Механизмы ориентировочного рефлекса как физиологическая основа внимания. Вегетативные и электрофизиологические проявления ориентировочного рефлекса. Внимание как функция неспецифических образований мозга. Внимание и уровни бодрствования. Роль кортикоретикулярных отношений в процессах активизации и физиологические механизмы регуляций состояний активности. Роль лобных долей мозга в регуляции произвольного внимания. Литература 1. Хрестоматия по вниманию, под ред. Леонтьева, Пузырея и Романова. М., 1975. 2. Вудвортс Р. Экспериментальная психология. М., 1950. 3. Зрительные образы: феноменология и эксперимент. Хрестоматия, т. 2, Душанбе, 1974. 4. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М., 1974. 5. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. 3, М., 1970. Раздел 4. Память. Явление памяти. Память как впечатление, сохранение и воспроизведение прошлого опыта. Виды и типы памяти. Разные формы памяти и их различное соотношение с процессами восприятия и мышления. Случаи феноменальной памяти. Патология памяти (гипермнезии, гипомнезии, парамнезии). Критический анализ теорий памяти. Проблема памяти в ассоцианизме. Основные принципы ассоциативной психологии, основные законы ассоциаций. Критика ассоцианизма в учении о памяти. Проблема памяти в бихевиоризме. Память и навык. Запоминание и изучение. Основные факты и закономерности научения. Критика поведенческого редукционизма в учении о памяти. Критический анализ учения о двух видах памяти А. Бергсона. «Память-привычка» и «чистые воспоминания». Учение об общественной природе памяти по французской социологической школе (М. Хальбвакс, П. Жане). Социальный характер и социальные функции памяти. Память и речь. «Память-реминисценция» и «память-рассказ». Оценка этой концепции П.П. Блонским. Проблема памяти в культурно-исторической теории Л.С. Выготского (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков). Память и деятельность (П,И. Зинченко, А.А. Смирнов, В.П. Зинченко). Теоретико-информационный подход в исследованиях памяти (Д, Миллер, Д. Норманн, В.П. Зинченко). Виды памяти. Виды памяти в зависимости от содержания запоминаемого и формы его воспроизведения. Образная память. Эйдетические образы. Представления, их виды и характерные особенности. Словесно-логическая память, ее связь с речью и мышлением. Моторная память. Эмоциональная память. Проблема видов и ступеней в развитии памяти в концепции П.П. Блонского (память и чувство; проблема эффективной памяти; память образов; память и воображение; память и речь; вербальная память). Непроизвольная и произвольная память. Явления непроизвольной непосредственной фиксации актуальных событий. Зависимость непроизвольного запоминания от характера деятельности, в которую оно включено и от места запоминаемого материала в структуре деятельности. Экспериментальные исследования П.И. Зинченко, А.А. Смирнова. Произвольное запоминание. Активный характер высших форм запоминания человека, подчиненность его мнемической задаче. Запоминание как мыслительное действие. Непосредственные формы произвольного запоминания. Заучивание материала. Экспериментальное исследование заучивания Эббингаузом. Условия продуктивности произвольного запоминания. Опосредствованный характер произвольной памяти и развитие процессов памяти в детском возрасте. Отличие памяти от эффекта повторения. Память как особое, приобретенное людьми социальное действие. Социальный характер и социальные функции памяти. Память и речь. Основные ступени в развитии памяти. «Эволюция рассказа» (П.П. Блонский, П. Жане, Н. Бартлетт). Подход к проблеме памяти в рамках культурно-исторической концепции (натуральные и высшие формы памяти, основные линии развития высших форм памяти); процессы внешне опосредствованного запоминания и воспроизведения как мнемического действия, опирающегося на внешние стимулы-средства. (Внутренне опосредствованное запоминание). Генезис произвольной памяти у ребенка. Экспериментальное исследование развития высших форм запоминаний (А.Н. Леонтьев). Проблема кратковременной памяти. Оперативная память. Исследование кратковременной памяти в зарубежной психологии. Методы исследования кратковременной памяти и место кратковременной памяти в модели Сперлинга. Объем восприятия и объем памяти. Экспериментальное исследование селективности в кратковременной памяти (Бродбент, Трейс-ман, Норман и др.). Понятие иконической памяти (Нейсер). Исследование кратковременной памяти в советской психологии. Микроструктурный анализ кратковременных процессов преобразования информации. Уровни преобразования информации в кратковременной памяти и современные методы ее исследования (с использованием ЭВМ). Экспериментальные исследования кратковременной памяти (Зинченко П.И., Зинченко В.П.). Методы экспериментального исследования памяти. Классические «количественные методы» заучивание, сбережение, антиципация удержанных членов, парных ассоциаций, реконструкции, уравнивания и заучивания (Эббингауз, Болтон, Мюнотерберг, Вудвортс и др.). Метод свободных ассоциаций. Методика «прерванных действий» (Б.В. Зейгарник). Методика двойной стимуляции (Л.С. Выготский). Приемы экспериментального исследования непроизвольного запоминания (П.И. Зинченко). Методики исследования кратковременной памяти (Д. Миллер, Н. Сперлинг, Л. Норман, В.П. Зинченко). Формирующий эксперимент (П.Я. Гальперин). Закономерности психологии памяти. Влияние характера материала (роль объема, степени однородности, привычности и осмысленности материала). Роль упражнения (оптимальное распределение упражнений, заучивание по частям и т.д.). Роль установок, мотивации и эмоциональных реакций (непроизвольное запоминание и установка; уровень мотивации и память; феномен Зейгарник; роль социальных установок; влияние эффективных реакций). Роль организации материала субъектом (ритмическая, конфигуративная и семантическая группировка; перцептивная организация материала). Забывание и реминисценция. Классические исследования забывания. Кривая забывания Эббингауза; экспериментальное исследование забывание Пьерона. Ретроактивное и проективное торможение (условия возникновения, факторы, определяющие силу торможения). Забывание намерений (3. Фрейд и К. Левин). Реминисценция. Физиологические основы памяти.
1. Флорес. «Память» в кн.: П. Фресс и Ж. Пиаже (ред.) Экспериментальная психология, вып. 4,М., 1973. 2. Линдсей, Норман. «Переработка информации у человека» 3. Блонский П.П. «Избранные психологические произведения». М, 1964. 4. Выготский Л.С. «Память и ее развитие в детском возрасте». Развитие высших психических функций. М., 1960. Стр. 258-264. 5. Лурия А.Р. «Маленькая книжка о большой памяти». М., МГУ,-1963. 6. Рибо Т. «Память в ее нормальном и болезненном состоянии». Спб. 1894. Стр. 75-209. 7. Корсаков С.С. «Болезненные расстройства памяти и их диагностика». М., 1890. 8. Фрейд 3. Психология обыденной жизни. М., 1925, стр. 3-36, 70-92, 132-162. 9. Левин К. Намерение, воля и потребность. Стр. 58-87. 10. Вудвортс. Экспериментальная психология. М., 1950. 11. Соколов Е.И. Механизмы памяти. Стр. 72-78, 95-98, 121-133, 151-158. 12. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания. В кн.: Проблема развития психики. Изд. 3, М., 1972. 13. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М., 1961. 14. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. 15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, гл. Память. 16. Р. Клацки. Память человека. И., 1978.
Смотрите также: Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии
494.85kb.
3 стр.
Психология трансформации ментальности поколений 19. 00. 01 «Общая психология, психология личности, история психологии»
736.86kb.
4 стр.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» «История психологии»
123.13kb.
1 стр.
Программа вступительного экзамена по специальности 19. 00. 05 «Социальная психология»
266.55kb.
1 стр.
Психологические идеи в творческом наследии и. А. Ильина >19. 00. 01 общая психология, психология личности, история психологии
284.27kb.
1 стр.
Развитие научных знаний о ребенке в отечественной психологии конца XIX начала XX веков 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии
274.22kb.
1 стр.
Идеалы образа жизни личности студентов-выпускников различных специальностей
445.45kb.
3 стр.
Лживость в структуре интегральной индивидуальности
472.16kb.
2 стр.
Специальность 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии
24.96kb.
1 стр.
Понимающая психотерапия как психотехническая система
854.89kb.
13 стр.
2005 год дементий людмила Ивановна
52.84kb.
1 стр.
Психологические характеристики эмоциональной отзывчивости на музыку 373.94kb.
3 стр.
|