Главная
страница 1 ... страница 9страница 10страница 11страница 12

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПОЛОЖЕНИИ В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕК В СТРАНЕ, ВКЛЮЧАЯ МЕРЫ И ИЗМЕНЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНВЕНЦИИ

К пунктам 33 – 35


Судебная реформа

  1. Будучи правовым государством, в котором человек, его жизнь и здоровье, неприкосновенность и безопасность признаются наивысшей социальной ценностью, а права и свободы, а также их гарантии определяют направленность деятельности государства, Украина гарантирует свободу и равенство всех людей в своих достоинствах и правах.

  2. Действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, являются частью законодательства Украины и подлежат добросовестному исполнению в соответствии с принципом pacta sunt servanda, что было отмечено в предыдущем докладе. Таким образом, защита прав и свобод, провозглашенных в частности Конвенцией является международным обязательством Украины, которое подлежит безусловному выполнению.

  3. Поскольку право на справедливое судебное разбирательство, а также на обжалование в суде решений, действий или бездействий органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц, является одной из основных гарантий прав, предусмотренных Конвенцией, особенно важно отметить судебную реформу, которая произошла в Украине с принятием Закона Украины “О судоустройстве и статусе судей” от 7 июля 2010 года.

  4. В положениях этого Закона учтены заключения Европейской комиссии “За демократию через право” (Венецианской комиссии), а также предыдущие заключения экспертов Совета Европы к проекту указанного Закона, кроме тех, которые касались изменений Конституции Украины. Так, В заключениях Венецианской комиссии относительно Закона Украины “О судоустройстве и статусе судей”, принятом на ее заседании 15 – 16 октября 2010 года, Комиссия оценила большинство норм Закона как такие, которые отвечают европейским стандартам. В частности, было положительно оценено изменение статуса Государственной судебной администрации, ликвидацию военных судов, внедрение автоматизированного распределения судебных дел, внедрения судебного контроля над профессиональной подготовкой судей.

  5. Законом Украины “О судоустройстве и статусе судей” был подтвержден конституционный принцип независимости судов как один из основоположных принципов, гарантирующих эффективность судебной защиты прав и свобод человека. Так, статья 5 этого Закона, как и статья 124 Конституции Украины, провозглашает, что правосудие в Украине осуществляется исключительно судами, запрещая делегирование и присвоение функций судов другими органами или должностными лицами.

При этом для полноты характеристики Закона необходимо указать на ряд его новелл.

Система судов

  1. Законом создана в Украине единая система кассационной инстанции во главе с соответствующими высшими судами. В частности, образован Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел, который наравне с Высшим административным судом Украины и Высшим хозяйственным судом Украины функционирует как суд кассационной инстанции.

  2. При таком построении системы судов главной функцией Верховного Суда Украины является обеспечение единства судебной практики. К полномочиям Верховного Суда Украины принадлежат, в частности:

- пересмотр дела на основании отсутствия единообразия в применении судом (судами) кассационной инстанции одних и тех же норм материального права, что стало причиной принятия разных по сути судебных решений по аналогичным правоотношениям;

- а также пересмотр дела в случае, если международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, будет установлено нарушение Украиной международных обязательств при рассмотрении дела судом.



  1. Тем самым решена проблема “двойной кассации”, существовавшая в Украине до принятия нового Закона (пересмотр судебных решений общих судов в кассационном порядке высшими специализированными судами с последующим возможным пересмотром решений этих судов Верховным Судом Украины) и противоречившая международному принципу “никто не может быть судьей по собственному делу”.

  2. Предложенная новым Законом система судов также согласовывается с Решением Конституционного Суда Украины от 11 марта 2010 года № 8-рп/2010, в соответствии с которым конституционный статус Верховного Суда Украины не предусматривает наделение его полномочиями суда кассационной инстанции относительно решений высших специализированных судов, реализующих полномочия кассационной инстанции.

  3. Также указанным Законом ликвидированы военные суды, существование которых противоречило европейским стандартам и практике Европейского суда по правам человека.

Назначение судей

  1. Нормами упомянутого Закона введен новый механизм отбора судей, построенный на принципах конкурентности и прозрачности. В соответствии с положениями данного Закона полномочия по отбору кандидатов на должность судьи принадлежат. Высшей квалификационной комиссии судей Украины, как постоянно действующему органу в системе судоустройства, большинство состава которой будут составлять судьи. Такой подход к организации отбора судей учитывает стандарты Совета Европы.

  2. Процедура назначения судьи на должность включает прохождение кандидатами специальной подготовки; сдачу ими квалификационного экзамена (путем анонимного тестирования); формирование рейтинга кандидатов и зачисления их в резерв на замещение вакантных должностей судей; получение рекомендаций лицом на должность судьи, исходя из его места в рейтинге.

  3. Предложенная вышеуказанным Законом процедура обеспечивает возможность формирования судейского корпуса исключительно из числа профессионально подготовленных для этой работы лиц, устраняя при этом возможные коррупционные риски. Законом учтены рекомендации Совета Европы и выводы Венецианской Комиссии, требующие создания независимой от политического вмешательства процедуры назначения на должность судьи.

Ответственность судей

  1. Законом усовершенствована процедура привлечения судей к дисциплинарной ответственности. Высшая квалификационная комиссия судей уполномочена на выявление нарушений судьями указанного Закона. Для оперативного и эффективного рассмотрения вопросов ответственности судей при Комиссии функционирует служба дисциплинарных инспекторов, которые по поручению члена Комиссии предварительно анализируют заявления и сообщения о неправомерных действиях судей.

  2. Законом определен четкий перечень оснований для дисциплинарной ответственности судей. Каждое лицо имеет право непосредственно обратиться с жалобой на судью в Высшую квалификационную комиссию

  3. Такой механизм привлечения судей к дисциплинарной ответственности обеспечивает оперативное и прозрачное реагирование на нарушение судьями закона.

Судебное администрирование

  1. Законом учтены предыдущие выводы Венецианской комиссии и определен статус Государственной судебной администрации, который относит ее к судебной ветви власти. Этот орган будет осуществлять организационное обеспечение деятельности органов судебной власти в рамках полномочий, установленных законом. Совет судей Украины, как орган судейского самоуправления между проведением Съезда судей Украины, назначает и увольняет руководство Государственной судебной администрации.

Обеспечение судьи и финансирование судов

  1. Вышеуказанным Законом были отменены льготы судьям и установлено адекватное денежное содержание судьи, как того требует Конституция Украины и европейские стандарты в сфере независимости судей.

  2. Законом предложены новые подходы в процессе финансирования судов с целью обеспечения независимости судебной власти. Так, расходы на содержание судов предусматривают в законе о государственном бюджете непосредственно по каждому местному, апелляционному и высшему специализированному суду. Такой порядок позволит реально предусматривать необходимый объем расходов для осуществления правосудия судами. Кроме того, распорядителем этих средств являются аппараты судов, а не соответствующий орган исполнительной власти, как было раньше.

Независимость судей

  1. Законом внедрена во всех судах общей юрисдикции автоматизированная система документооборота и распределения дел. При этом, председатели судов лишены возможности любым способом влиять на материально-техническое обеспечение судей соответствующего суда, а также любых процессуальных рычагов влияния на рассмотрение дела.

  2. В этом контексте необходимо отметить, что Закон по-новому урегулировал вопрос криминальной ответственности судей. Возбуждать уголовные дела относительно судьи уполномочен исключительно Генеральный прокурор Украины или его заместитель, что сделает невозможным влияние на судей других субъектов, в частности, правоохранительных органов.

  3. Одной из антикоррупционных норм в Законе является обязанность судьи ежегодно подавать копию декларации об имущественном состоянии, доходах (налоговой декларации) и расходах в Государственную судебную администрацию Украины для размещения этой информации на официальном веб-портале судебной власти.

  4. Указанные выше и другие нововведения Закона направлены на обеспечение независимости как судов, так и судей, что обеспечит надлежащее функционирование судебной системы, которая будет гарантировать защиту предусмотренных Конституцией Украины прав и свобод граждан.

  5. Заключительными положениями вышеуказанного Закона также внесено ряд изменений в процессуальные кодексы, направленных на оптимизацию судебных процедур, а именно:

- существенно сокращены сроки рассмотрения дел в апелляционной и кассационной инстанциях (например, срок кассационного рассмотрения жалобы в хозяйственном процессе уменьшился в два раза – с двух до одного месяца);

- судам апелляционной инстанции дано возможность принимать свое решение по сути спора, тем самым запретив направлять дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции;

- в административном процессе закреплена возможность вызова субъекта властных полномочий путем направления повестки электронной почтой, факсимильным сообщением (по факсу, телефаксом);

- в административных и гражданских процессах предусмотрено право лица подавать апелляционную жалобу без предварительного заявления об апелляционном обжаловании.



  1. Кроме того 20 октября 2011 Верховной Радой Украины принят Закон Украины “О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно рассмотрения дел Верховным Судом Украины”, который направлен на совершенствование порядка рассмотрения дел Верховным Судом Украины, повышение эффективности выполнения им своих функций и его статуса в системе судов общей юрисдикции. В частности, этим Законом:

- возобновлена деятельность судебных палат Верховного Суда Украины и увеличено количество его судей с 20 до 48;

- Верховный Суд Украины наделен полномочиями по результатам пересмотра дел, выносить новое решение;



- установлено обязанность судьи использовать при рассмотрении дел заключения Верховного Суда Украины относительно применения норм материального права.

  1. Также Верховной Радой Украины 20 декабря 2011 года принят Закон Украины “О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно совершенствования порядка осуществления судопроизводства”, которым внесены изменения в Гражданский процессуальный кодекс Украины, Хозяйственный процессуальный кодекс Украины и Кодекс административного судопроизводства Украины в части совершенствования положений, регулирующих порядок отвода, сроков апелляционного и кассационного обжалования судебных решений, а также пересмотра судебных решений по вновь открывшимся обстоятельствам.

  2. Более того, Законом Украины от 5 июня 2012 года № 4874-VI “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления гарантий независимости судей’ ограничено полномочия прокуроров относительно инициирования рассмотрения вопросов о привлечении судей к дисциплинарной ответственности или об их увольнении с должностей. Так, Законом внесены изменения в Законы Украины “О Высшем совете юстиции”, “О судоустройстве и статусе судей”, в соответствии с которыми в случае участия прокурора в рассмотрении судебных дел органы прокуратуры вправе обращаться к Высшей квалификационной комиссии судей Украины или Высшему совету юстиции с жалобой относительно ненадлежащего поведения судьи только в случае, если такое судебное рассмотрение не находится в введении суда любой инстанции, или если установленный процессуальным законом срок подачи апелляционной, кассационной жалобы истек. Кроме того, проверка сведений о нарушении судьей присяги, о факте дисциплинарного проступка судьи Верховного Суда Украины или судьи Высшего специализированного суда Украины согласно Закону не может быть поручена члену Высшего совета юстиции, который является прокурором или был прокурором на момент назначения членом Высшего совета юстиции.

  3. Одним из важных факторов, направленных на повышение эффективности правоприменительных мер борьбы с коррупцией в органах судебной власти, стало принятие в 2011 году Закона Украины “Об основах предотвращения и противодействия коррупции”. Так, за 2008 - начало 2012 года к уголовной ответственности за коррупционные преступления привлечено 63 судьи, из которых 45 - осуждены, остальные освобождены от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям. При этом в течение 2011-началао 2012 года возбуждено 44 уголовных дела, из них 18 - по ст.368 УК (получение взятки), осуждены 9 сотрудников судебных органов, из них 7 судей, составлено 7 административных протоколов о коррупционных правонарушениях.

Относительно реформирования уголовного процесса

  1. В Украине уже почти 10 лет действует новый УКУ, тогда как сфера уголовного процесса до сих пор остается нереформированной. Как известно, действующий Уголовно-процессуальный кодекс, введенный в действие еще в 1961 году, предусматривал правила и стандарты, которые действовали в СССР, которые уже не отвечают современным потребностям общества и государства. За 50 лет своего существования более 80% статей УПК претерпели изменения. Наиболее многочисленные изменения в Уголовно-процессуальный кодекс были внесены Законом Украины от 21 июня 2001 года, которые вошли в историю под названием “малая судебная реформа”. В целом же, изменения в Кодекс вносились более 150 раз. При этом, ряд норм Кодекса были признаны не соответствующими Конституции Украины. Однако, несмотря на такое количество изменений, все очевиднее становится то, что практика фрагментарных усовершенствований закона не может изменить ситуацию, а лишь служит отсрочкой для внедрения новой модели уголовного процесса, построенной на идеологически других принципах и началах. Подробная информация о новеллах проекта Кодекса изложена в пунктах 37-57 Доклада.

Относительно невыполнения решений судов

  1. Одной из основных проблем в области защиты права собственности является невыполнение решений национальных судов. С целью исправления этой проблемы принят Закон Украины «О гарантиях государства по исполнению судебных решений», который вступит в силу с 1 января 2013 года. Данным Законом предусматривается введение новой процедуры исполнения решений судов о взыскании средств с государственных органов (государственных учреждений, предприятий). Так, предполагается, что исполнение судебных решений о взыскании средств с государственного органа будет осуществляться за счет средств Государственного бюджета в течение 3 месяцев, а в случае невыполнения в указанный срок лицу выплачивается компенсация. Решение о взыскании средств с государственных предприятий (государственных учреждений и организаций) будет выполняться за счет средств Государственного бюджета в случае, если в срок до 6 месяцев такое решение не выполнено за счет должника. При этом, для выплат из Государственного бюджета также предусматривается 3-месячный срок, в случае нарушения которого взыскателю выплачивается компенсация.

В сфере уголовного процесса и реформирования пенитенциарной службы

  1. Закон Украины № 270-VI “О внесении изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Украины относительно гуманизации уголовной ответственности” (п. 6 Доклада).

  2. Закон Украины от 19 марта 2009 года № 1188-VI “О внесении изменения в статью 11 Закона Украины “О милиции” (п. 76 Доклада).

  3. Указ Президента Украины от 6 апреля 2011 года №394/2011 “Об утверждении Положения о Государственной пенитенциарной службе Украины” (п. 192 Доклада).

В сфере улучшения условий содержания под стражей

  1. Закон Украины от 21 января 2010 года № 1828-VI “О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Украины об обеспечении прав осужденных лиц в учреждениях исполнения наказаний” (п. 194 Доклада)

  2. Закон Украины от 21 января 2010 года № 1829-VI “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения права на переписку лиц, которые содержатся под стражей, и осужденных лиц”.

В сфере защиты прав детей и юстиции по вопросам несовершеннолетних

  1. Закон Украины от 20 января 2010 года № 1819-VI “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Украины относительно противодействия распространению детской порнографии”.

  2. Указ Президента Украины от 24 мая 2011 года №597 "О Концепции развития уголовной юстиции в отношении несовершеннолетних" (п. 301 Доклада).

В сфере противодействия торговле людьми

  1. Закон Украины от 20 сентября 2011 года № 3739-VI “О предотвращении торговли людьми” (п. 262 Доклада).

  2. Закон Украины от 15 марта 2011 года № 3140-VI “О внесении изменения в статью 4 Закона Украины “О порядке выезда из Украины и въезда в Украину граждан Украины”.

  3. Закон Украины от 21 сентября 2010 года № 2530- VI “О ратификации Конвенции Совета Европы о мероприятиях по противодействию торговле людьми”.

В сфере создания национального превентивного механизма

  1. Закон Украины от 2 октября 2012 года № 5409- VI “О внесении изменений в Закон Украины об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека ” (п. 174 Доклада).

В сфере борьбы с дискриминаций во всех ее проявлениях

  1. Закон Украины от 5 ноября 2009 № 1707-VI “О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины относительно ответственности за преступления по мотивам расовой, национальной или религиозной нетерпимости” (п. 9 Доклада).

  2. постановление Кабинета Министров Украины от 25 августа 2010 года № 727 “О внесении изменений в перечень органов лицензирования и документов, которые добавляются к заявлению о выдаче лицензии для отдельного вида хозяйственной деятельности”.

  3. приказ Министерства по делам семьи, молодежи и спорта от 10 сентября 2008 года № 3716 “Об утверждении Плана мероприятий по противодействию проявлениям ксенофобии, расовой и этнической дискриминации в украинском обществе на 2008 - 2009 годы”.

  4. распоряжение Министерства внутренних дел от 18 февраля 2010 года № 94 “О Плане мероприятий по противодействию расизму и ксенофобии на период до 2012 года”. Приказ Министерства культуры Украины от 25 мая 2012 года № 528 «Об исполнении плана мероприятий относительно формирования гражданской культуры и повышения уровня толерантности в обществе» (п. 159 Доклада).

В сфере защиты прав беженцев и мигрантов

  1. Закон Украины от 8 июля 2011 года № 3671-VI “О беженцах и лицах, которые нуждаются в дополнительной и временной защите” (п. 84 Доклада).

  2. Закон Украины от 21 мая 2010 года № 2286-VI “О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Украины по поводу выдачи лица (экстрадиции)” (п. 107 Доклада).

  3. Закон Украины от 22.09.2011 № 3773-У1 «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства».

  4. Закон Украины от 02.06.2011 № 3460-VI «О бесплатной правовой помощи» (п.23 Доклада).

  5. Указ Президента Украины от 30.05.2011 № 622 “О Концепции государственной миграционной политики” (п. 89 Доклада).

  6. Указ Президента Украины от 22.04.2011 № 494/2011 «О Национальном плане по выполнению Плана действий по либерализации Европейским Союзом визового режима для Украины» (п. 90 Доклада).

  7. Распоряжение Кабинета Министров Украины от 15 июня 2011 № 653-р “Об утверждении плана мероприятий по интеграции иностранных мигрантов и реинтеграции украинских мигрантов в Украине на 2011-2015 годы”.



1 Согласно Указа Президента Украины от 9 декабря 2010 г. № 1085 «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти» ликвидировано Государственный комитет Украины по делам. национальностей и религий, при котором была создана Межведомственная рабочая группа по вопросам противодействия ксенофобии, межэтнической и расовой нетерпимости. На данный момент прекращена работа указанной рабочей группы


<< предыдущая страница  
Смотрите также:
Список сокращений
1711.4kb.
12 стр.
Список сокращений 7 Предисловие к изданию 2010 г
33.33kb.
1 стр.
Методические рекомендации москва 2012 Список сокращений воз всемирная организация здравоохранения
576.89kb.
3 стр.
Список сокращений
1183.16kb.
6 стр.
Список сокращений
387.52kb.
7 стр.
Боливарианская Республика Венесуэла [9 июля 2012 года] Содержание Пункты Стр. Список сокращений I.14 3 >II. Информация, касающаяся статей 2-7 Конвенции 15-244 11 A. статья
2141.26kb.
10 стр.
Слово от издателя Рецензия на «Атлас по электромиографии» С. Г. Николаева Список сокращений Предисловие Глава Понятие нервно-мышечной системы Глава Аппаратура и способы регистрации потенциалов
109.12kb.
1 стр.
Техническое задание 2 Аннотация 3 Список сокращений, используемых в работе 4
839.58kb.
12 стр.
Постановлением Госатомнадзора России от 21 декабря 1999г. №4 Введены в действие с 1 сентября 2000г. Москва 1 9 9 9 Список сокращений. Ас атомная станция; покас программа
211.21kb.
1 стр.
К проблеме перевода сокращений
66.54kb.
1 стр.
Список сокращений и терминов 3 раздел Мировой рынок нефти и нефтепродуктов (НиНП) 7
790.49kb.
15 стр.
Список условных сокращений для жанров песенного фольклора
1243.85kb.
7 стр.