Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Начальник отдела инноваций, оценки и коммерциализации ИС Кыргызпатента Адилов Т.М. Инфраструктура инновационной деятельности, или инновационная инфраструктура – это комплекс организационно-экономических институтов, непосредственно обеспечивающих условия реализации инновационных процессов хозяйствующими субъектами на основе принципов экономической эффективности. Инфраструктура подразделяется на следующие функциональные сферы:
Важнейшим направлением создания инновационной инфраструктуры является формирование инновационных центров, научных и технологических парков и инкубаторов, благодаря которым осуществляется стратегия стимулирования роста, сводящая воедино элементы промышленной, региональной и инновационной политики. С организационной точки зрения промышленный или технологический парк – это участок территории, где компактно размещается значительное число промышленных, научных предприятий и научно-производственных фирм, эксплуатирующие единые объекты инфраструктуры. Семейство научных и научно-технологических парков имеет ядро в виде научного центра и изначально ориентировано на развитие НИОКР и малосерийный выпуск опытных образцов. В научно-промышленных парках экономический эффект достигается за счет реиндустриализации, так как научное «ядро» сочетается с крупносерийным производством. Научные и научно-технологические парки обеспечивают развитие новейших технологических укладов и переход к постиндустриальному развитию. С экономической точки зрения парк является территориально производственным образованием, построенным на взаимодействии двух комплексов – инфраструктурного, генерирующего услуги, и производственного, то есть предприятий-пользователей. При правильной организации и удачном месторасположении парки могут стать региональными полюсами роста, обеспечить прямые и косвенные эффекты развития всего региона. Базовый эффект содействия экономическому росту достигается в парках благодаря тому, что единица вложений в инфраструктуру может дать здесь многократное увеличение частных инвестиций в производство, активизацию спроса в сопряженных отраслях и развитие смежных производств вне территории парка. При этом отбор инвестиционных проектов, осуществляемый оператором парка, обеспечивает максимализацию инновационной отдачи на единицу производственных вложений. В результате, парки становятся инструментами стимулирования структурной перестройки, положительно влияющими на скорость и направления индустриальных сдвигов. Содействуя появлению новых предприятий, развитию реального сектора экономики и росту производства в масштабах отдельных территорий, парки одновременно создают новые рабочие места. В совокупности это приводит к расширению налогооблагаемой базы, и, соответственно, к увеличению доходных статей бюджетов различных уровней. Парковые образования различных форм собственности – частные, государственные, смешанные (с участием региональных и местных органов власти) – получили широкое распространение в промышленно развитых странах. У нас есть понимание того, что в Кыргызской Республике для организации целостной инфраструктуры инновационной деятельности необходимо создать первоначальные элементы, обобщенные в инновационно-технологические центры (ИТЦ). Инновационно-технологические центры – это конгломераты из множества малых предприятий, размещенных под одной крышей. Для их формирования должны быть выделены существенные финансовые ресурсы, которые инвестировались бы преимущественно в ремонт и оборудование помещений, где должны размещаться малые предприятия. Как правило, инновационно-технологические центры организуются на свободных площадях организаций, неспособных самостоятельно их содержать. ИТЦ должны оказывать комплекс услуг находящимся в них малым предприятиям, помимо сдачи помещений в аренду, они должны предоставлять техническое, информационное и консультационное обеспечение, а также формальные и неформальные гарантии при поиске малыми предприятиями средств для своего развития. Мировой опыт показывает, что эффективность деятельности большинства фирм, входящих в ИТЦ, оказывается достаточно высокой. В то же время недавняя (2001 года) оценка их деятельности в России показала, что главными мотивами вступления в ИТЦ для малых предприятий являются возможности получить помещения под производство, офисное обслуживание, а также информационные услуги. Наименьший рейтинг имеют такие службы ИТЦ, как маркетинг, помощь в защите прав на интеллектуальную собственность и проведении сертификации продукции. Таким образом, то, что должно быть основным в работе ИТЦ, пока не является таковым, а главным привлекательным фактором вхождения в ИТЦ являются лишь выгодные условия аренды. Помимо создания общереспубликанской сети ИТЦ, необходимо сформировать систему подготовки менеджеров, интегрировать ИТЦ и технопарки. В идеале ИТЦ становятся связующим звеном между расположенными в них малыми предприятиями и научно-образовательными структурами с одной стороны, и промышленностью -с другой. Все это вместе должно лечь в основу создаваемой национальной инновационной системы. Введение в оборот нового понятия Национальной инновационной системы означает, что на государственном уровне инновации должны рассматриваться в качестве ключевого фактора для оздоровления ситуации, как в научно-технической сфере, так и в промышленности. В законе Кыргызской Республики «Об инновационной деятельности» №128 от 26 ноября 1999 г. предусматривалось создание инновационной сети, своего рода прообраза национальной инновационной системы. Для ИТЦ, созданных на базе вузов, одно из предлагаемых в настоящее время решений состоит в преобразовании их в учебно-научно-инновационные комплексы, создаваемые по общемировой модели технопарков. Например, при Иссыккульском Государственном Университете им. К. Тыныстанова образован научно-инновационный центр (НИЦ), который нацелен на проведение учебно-научно-инновационных работ. В нашей республике Национальная инновационная система (НИС) должна опираться на вузовскую науку и некоторые промышленные предприятия. На базе крупных университетских центров каждого региона республики будут разработаны комплексные планы организации инновационно-технологических центров или научно-инновационных центров. На первом этапе государство должно содействовать созданию Национальной инновационной системы в республике, на втором этапе ее интеграции в международные научно-технические, производственные структуры. Интеграция в мировую структуру возможна с использованием технологического трансферта или прямых иностранных инвестиций. Мировой опыт показывает, что государство является основным инициатором создания Национальных инновационных систем и обеспечивает их развитие своими, в том числе финансовыми ресурсами. При этом как правило, фундаментальные исследования финансируются из бюджета, прикладные при участии бюджета и негосударственных средств, в том числе крупных предприятий. Развитие производства обеспечивается собственно ресурсами негосударственного, т.е. венчурного сектора экономики. Ориентация государственной политики на резкое повышение статуса науки и образования, стимулирование предприятий, занятых наукоемким производством позволит создать основы принципиально новой модели экономического развития нашей республики, т.е. инновационной экономики. Особым направлением деятельности должно стать привлечение средств различных зарубежных фондов, в том числе действующих в Кыргызской Республике, для проведения исследований, разработок и коммерциализации инновационных проектов. *** Нам известно, что в ряде стран СНГ по данному аспекту экономического развития за последнее время предпринимаются интенсивные меры. Подтверждением тому служит организованный в сентябре с.г. в Крыму г. Алушта (Украина) Исполкомом СНГ Первый инновационный форум и XI—Международная научно-практическая конференция на тему: «Проблемы и перспективы инновационного развития экономики». На заседаниях были заслушаны 86 научных докладов. Из прослушанных докладов стало ясно, что в области создания законодательно-правовых основ инновационной деятельности Кыргызстан не отстает от России, Украины, Молдовы и Казахстана, которые считаются впереди идущими. В то же время в области формирования технопарков, инновационных инкубаторов мы значительно отстали. Ускоренные шаги предпринимаются Казахстаном, где уже функционируют: национальный технопарк в Алмате (с правом свободной технологической зоны) и два региональных технопарка в областях. Украина интенсивно развивает малое инновационное предпринимательство в научно-технической сфере. Начиная с 1999 года в Украине создано 16 технопарков, разработана нормативно-правовая база, которая обеспечивает экономическую заинтересованность в инновационной деятельности. Технологическими парками решаются не только вопросы обеспечения потребностей внутреннего рынка Украины, но и постоянно наращиваются объемы поставок на экспорт конкурентоспособной, высокотехнологичной продукции. За последние годы Российская концепция создания технопарков прошла в своем развитии путь от идеи до реально существующей и эффективно действующей модели. В настоящее время в среде научно-технической общественности стран Содружества Независимых Государств есть понимание того, что альтернативы инновационному развитию экономики не существует. Опыт развитых стран – тому подтверждение. Сырьевая экономика, присущая большинству стран СНГ, делает их зависимыми от конъюнктуры мировых цен на сырье, а их доля на мировом рынке гражданской наукоемкой продукции по различным оценкам ничтожно мала. К сожалению, пока государственная политика в странах Содружества в области инноваций и формируемая в них инновационная инфраструктура не объединены единой концепцией развития, что в итоге приводит к отсутствию должной мотивации в области межгосударственного трансферта технологий. Государства-участники СНГ обладают инновационным потенциалом, который не интегрирован и существует лишь в виде потенциала и практически не используется как фактор экономического роста. Без преувеличения можно сказать, что из-за отсутствия четкой и внятной программы инновационного развития возрастает реальная угроза национальной безопасности государств – участников СНГ. Это связано с тем, что уже через 3-4 года собственный научно-промышленный комплекс государств Содружества будет неспособен обеспечить их потребности в обновлении производства. Они будут вынуждены закупать технику и технологии, попадая в зависимость от внешних источников. Для решения основных задач инновационного развития должны быть использованы преимущества экономик стран СНГ, в частности: Природные ресурсы, развитая минерально-сырьевая база и транспортная инфраструктура; Значительный технологический потенциал оборонных и смежных с ними гражданских отраслей промышленности; Резерв производственных мощностей по выпуску массовой, относительно дешевой продукции, способной найти сбыт на внутреннем рынке, а также на рынках ряда развивающихся стран; Значительный научно-технический потенциал, большое количество патентов, ноу-хау, высококвалифицированные научные кадры; Система высшего образования мирового уровня. В то же время необходимо учитывать и такие негативные факторы, как: Дефицит денежных ресурсов в большинстве стран СНГ, непосредственно влияющий на инновационную активность; Технологическая отсталость и, как следствие, низкая конкурентоспособность продукции отдельных отраслей промышленности; Неразвитость сферы малых инновационных предприятий, обладающих необходимой гибкостью в быстро меняющихся условиях рынка; Отсутствие разветвленной инновационной инфраструктуры; Несовершенство, а кое-где и отсутствие нормативно-правовой базы инновационной деятельности; Слабая работа в области защиты прав интеллектуальной собственности. Таким образом, налицо противоречие между уровнем интеллектуального потенциала государств – участников СНГ и их возможностями использования мирового инновационного опыта для формирования межгосударственного инновационного пространства и социально-ориентированной межгосударственной инновационной системы, обеспечивающей ускоренное интенсивное экономическое развитие этих стран. Смотрите также: Об инфраструктуре инновационной деятельности Начальник отдела инноваций, оценки и коммерциализации ис кыргызпатента
81.03kb.
1 стр.
И. Е. Панин начальник отдела
68.08kb.
1 стр.
Максимов Т. А. Создание инноваций путем интеграции промышленных предприятий с образовательными учреждениями
84.96kb.
1 стр.
Закон белгородской области об инновационной деятельности и инновационной политике на территории белгородской области
115.7kb.
1 стр.
Украина, 69095, г. Запорожье, пр. Ленина 105, о
46.73kb.
1 стр.
Инструкция Начальника Отдела разработки программного обеспечения асу
57.36kb.
1 стр.
Конкурсная документация по проведению конкурса на право получения субъектами инновационной деятельности субсидий из областного бюджета Новосибирской области на подготовку специалистов в сфере инновационной деятельности
169.81kb.
1 стр.
Социологический анализ инновационности саратовских компаний
79.96kb.
1 стр.
Наименование организации
63.12kb.
1 стр.
Участники MedSoft-Форум-2009 98 человек из 63 организаций 1с-рарус, Внедренческий центр, ООО (Москва)
146.7kb.
1 стр.
Закон рязанской области о государственной поддержке инновационной деятельности в рязанской области принят
96.61kb.
1 стр.
Направление №7 «Информационные технологии в экономике, бизнесе и инновационной деятельности» информационно-вычислительная система оценки технического состояния автодорожных мостов 129.42kb.
1 стр.
|