Главная
страница 1страница 2 ... страница 5страница 6
Учреждение образования

«Минский государственный областной институт

повышения квалификации и переподготовки кадров»

Практика воспитания гражданственности и патриотизма

учащихся в современной школе

(Из опыта работы классных руководителей учреждений образования Минской области)


Минск, 2007

Составители: начальник отдела по организации повышения квалификации классных руководителей Т.И. Павлюченко

Рецензенты:

старший преподаватель кафедры управления образовательными системами

Н.В. Грудинский

доцент кафедры педагогики БГПУ им. М. Танка, кандидат педагогических наук



Л.А. Козинец

В сборнике представлены материалы, раскрывающие основные этапы работы по формированию патриотизма и гражданственности у детей и учащейся молодежи, предложены формы массовой работы по идеологическому воспитанию школьников, сценарии мероприятий по гражданско-патриотическому и идейно-нравственному воспитанию учащихся.

Издание адресовано классным руководителям, руководителям МО классных руководителей и другим педагогическим работникам.

Под редакцией Т.И. Павлюченко

Корректоры Н.В. Вольская, Т.И. Павлюченко

Технический редактор

Оператор ЭВМ

Содержание

Введение

I. «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся»

«Я – беларус! Што гэта значыць?». Классный час. Из опыта работы классного руководителя ГУО «Быховщинская ОБШ» Несвижского района Азарко Ирины Альбертовны

«Жыву ў Беларусі і тым ганаруся». Урок знаний. Из опыта работы классного руководителя ГУО «СШ №1» г. Воложина Макаревич Аллы Александровны

«Жыву ў Беларусі і тым ганаруся». Урок знаний. Из опыта работы классного руководителя ГУО «ОСШ №1 г.п. Городея» Несвижского района Шимко Галины Николаевны



ІІ. Изучение национальной символики на классных часах

«Государственные символы. Герб Республики Беларусь». Тематический информационный час. Из опыта работы классного руководителя ГУО «СШ №1»

г. Воложина Макаревич Аллы Александровны

«Государственные символы Беларуси». Тематический информационный час. Из опыта работы классного руководителя УО «ГОСШ №4 г. Несвижа» Басклеевой Ирины Алексеевны



ІІІ. Воспитание учащихся на основе культурно-исторических традиций

«Фотографии из семейного альбома». Классный час. Из опыта работы классного руководителя ГУО «Сновская ОСШ» Несвижского района Бобер Жанны Ростиславовны

«Память сердца». Встреча с ветеранами. Из опыта работы классного руководителя ГУО «Сновская ОСШ» Несвижского района Бобер Ж.анны Ростиславовны

ІV. Школьное краеведение как средство воспитания патриота и гражданина

«Барысаў і барысаўчане». Классный час. Из опыта работы классного руководителя ГУО «ОСШ № 15 с углубленным изучением английского языка г. Борисова» Цатуровой Елены Леонидовны

«Мой родны кут, Лагойшчына мая». Классный час. Из опыта работы ГУО «Логойская Гимназия» Кудиной Татьяны Вячеславовны

Y. Формирование активной гражданской позиции учащихся во внеклассной работе

«Я – жыхар планеты Зямля». Классный час. Из опыта работы классного руководителя ГУО «Новоселковская ОСШ» Несвижского района Праженик Марии Адамовны

«Гражданином быть…». Классный час. Из опыта работы классного руководителя ГУО «ОСШ № 15 с углубленным изучением английского языка г. Борисова» Гусевой Елены Николаевны

«Я гражданин». Классный час. Из опыта работы классного руководителя УО «Государственная общеобразовательная средняя школа №1 г. Несвижа» Шумской Ольги Анатольевны

«К защите Родины готов?». Классный час. Из опыта работы классного руководителя УО «Государственная общеобразовательная средняя школа №1 г. Несвижа» Кучук Людмилы Викторовны

Введение


Гражданственность и патриотизм

Основные понятия, ценности и идеи

Образование, как известно, включает в себя обучение и воспитание. Задачи обучения – не только передать сумму разнообразных знаний, но и научить мыслить, думать и применять их для решения познавательных и практических задач. Обучение – необходимое условие для формирования специалиста, который профессионально грамотно может решить задачи в той или иной сфере человеческой деятельности.

Но образование будет неполноценным без другого важного компонента – воспитания, цель которого существенно отличается от цели обучения и состоит в том, чтобы сформировать нравственно зрелого, духовно развитого, социально активного и ответственного человека, способного творчески преобразовывать окружающий мир, человека неравнодушного, способного к сопереживанию. Мировоззренческие установки ориентируют его на Добро, Красоту, Справедливость. Это – гражданин и патриот, любящий свой народ и уважающий другие народы.

Динамика идеологических процессов в белорусском обществе и государстве предполагает необходимость формирования у воспитанников высокого уровня социальной адаптации, активной гражданской позиции, законопослушания и социально значимого поведения. В связи с этим в современных условиях значительно возрастает роль гражданского и патриотического воспитания, а патриотическая идея может стать важным фактором, способным консолидировать прогрессивные силы общества, выступить гарантом поступательного движения страны, социального прогресса, выхода из кризиса.

Формирование патриотических качеств и гражданской позиции рассматривается как основной компонент идеологической и воспитательной работы в школе. В учреждениях образования накоплен богатый практический опыт по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся. Это и проведение Недель памяти, уроков мужества, организация встреч с ветеранами войны и труда, экскурсий и походов по родному краю, участие в районных, областных, республиканских акциях и многое другое. Учащиеся учреждений образования области активно включились в проведение республиканской акции «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся», в работе областных патриотических акций «Память», «По местам операции «Багратион», конкурсы летописей соединений и воинских частей, проектов краеведческого маршрута «Мой край», музеев Боевой славы. Взяты на учет места воинской славы, изучается состояние мемориальных комплексов, памятников и обелисков, братских могил и отдельных захоронений воинов, партизан и подпольщиков. Поддерживаются связи учреждений образования с предприятиями и воинскими частями.

В связи с этим в учреждениях образования, где происходит становление мировоззрения будущего гражданина, должна быть создана система гражданско-патриотического воспитания.

Гражданственность – это политико-правовая причастность личности к определенному государству. Быть гражданином – значит пользоваться определенными правами и выполнять необходимые обязанности в отношении к своему государству.

Патриотизм – категория моральная, основанная на воспитании и развитии у людей доброты, отзывчивости, милосердия, приобщения к национальным духовным ценностям; категория действенная – это отношение к исторической судьбе своего Отечества, к становлению государственности в стране.

Таким образом, воспитание патриотизма и гражданственности понимается как важнейшая и определяющая составная часть нравственного воспитания. Именно современный педагог-воспитатель является целеустремленным и последовательным проводником патриотической государственной идеологии.

І. «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся»

«Я – беларус! Што гэта значыць?»

Классный час

Классный руководитель

ГУО «Быховщинская ОБШ»

Несвижского района

Азарко Ирина Альбертовна

Мэта: паглыбіць веды вучняў па культуры і традыцыях беларускага народа; выхоўваць у іх любоў да роднай зямлі, да культурнай спадчыны; пачуццё нацыянальнай годнасці

Абсталяванне:

1. Карта Беларусі.

2. Этнаграфічны куток.

3. Эпіграф

Вазьмі ў звычай, сын герояў і багоў,

Не святым сваім мінулым,

А заслужыць яшчэ, і вартым быць яго! У. Караткевіч


следующая страница >>
Смотрите также:
Н. В. Грудинский доцент кафедры педагогики бгпу им. М. Танка, кандидат педагогических наук
1081.73kb.
6 стр.
Умение видеть перспективу З. Абасов
22.66kb.
1 стр.
Л. В. Финькевич декан факультета психологии бгпу им. М. Танка, кандидат психологических наук, доцент
418.91kb.
2 стр.
100 Лучших студентов года
37.95kb.
1 стр.
Программа воспитания и обучения в детском саду
29.41kb.
1 стр.
Как разработать программу дополнительного образования детей Л. Н. Буйлова
86.93kb.
1 стр.
Комитет по образованию правительства санкт-петербурга
812.96kb.
5 стр.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальностям
222.26kb.
1 стр.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальности: 1-21 05 02 Русская филология
536.61kb.
3 стр.
Математический факультет
1656.75kb.
13 стр.
К вопросу о роли и месте администрации президента
153.57kb.
1 стр.
Ткачева Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Сургутского государственного педагогического университета Включение
116.96kb.
1 стр.