Главная
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5

18) Просьба представить дополнительную информацию, включая статистические данные, о случаях отклонения ходатайств граждан государства-участника о получении выездной визы. Просьба объяснить, каким образом, по мнению государства-участника, существование требования о получении выездной визы соответствует положениям статьи 12 Пакта. Просьба также прокомментировать сообщения, согласно которым представители НПО зачастую не имеют возможности выезжать за пределы страны ввиду существования этого требования. Просьба представить также информацию о системе прописки и ее соответствии положениям статьи 28 Конституции государства-участника, а также положениям Пакта. Просьба включить информацию о том, как система прописки влияет на доступ к государственной службе.
Ответ: Оформление документов на выезд граждан Республики Узбекистан за границу предусмотрено Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан № 8 от 5 января 1995 года. В соответствии с требованиями вышеуказанного постановления службами въезда-выезда и оформления гражданства органов внутренних дел по месту постоянного жительства граждан оформляется стикер разрешительной записи для выезда за границу.

Ограничения на выезд за границу граждан предусмотрено в главе III вышеуказанного постановления.

За 1-полугодие 2009 года 49 гражданам Республики Узбекистан было отказано в оформлении стикера разрешительной записи для выезда за границу.

2. В соответствии с разделом III Положения о паспортной системе в Республике Узбекистан, утверждённым Указом Президента Республики Узбекистан № УП-2240 от 26 февраля 1999 года, прописка граждан – это регистрация органами внутренних дел в установленном законодательством порядке факта постоянного либо временного проживания лица в определенном месте жительства на территории Республики Узбекистан, постоянная прописка производится в случаях, когда лицо намерено постоянно проживать по определенному месту жительства.

Право на постоянную прописку на территории Республики Узбекистан имеют:

-граждане Республики Узбекистан;

-иностранные граждане, включая граждан государств - участников СНГ, лица без гражданства, при наличии у указанных категорий лиц вида на жительство, выданного в установленном порядке органами внутренних дел Республики Узбекистан.

Временная прописка производится на период пребывания лица в определенном им месте жительства. Временная прописка на период от трех суток до шести месяцев производится без выписки гражданина из постоянного места жительства. Временная прописка на срок свыше 6 месяцев осуществляется с выпиской лица из постоянного места жительства.

Временной прописке на территории Республики Узбекистан подлежат:

- граждане Республики Узбекистан, прибывшие на временное проживание из одной местности в другую на территории Республики Узбекистан;

- граждане государств-участников СНГ;

- иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в

Республику Узбекистан по въездным визам.

Граждане Республики Узбекистан, прибывшие на временное проживание из одной местности в другую на территории Республики Узбекистан сроком до шести месяцев, прописываются временно без оформления выписки из постоянного места жительства с проставлением штампа прописки в паспортах.

Граждане Республики Узбекистан, выбывающие в другую местность на территории Республики Узбекистан на временное проживание на срок свыше шести месяцев, кроме выбывающих в командировки на каникулы, на дачу, на отдых или лечение, обязаны выписаться и прописаться по месту временного пребывания.

Для постоянной и временной прописки гражданам Республики Узбекистан по месту постоянного или временного проживания необходимо представить:

- заявление установленной формы;

- паспорт гражданина Республики Узбекистан;

- свидетельство о рождении - для лиц, не достигших 16 - летнего возраста, проживающих отдельно от родителей (опекунов и попечителей);

- военный билет или удостоверение личности для военнослужащих, проживающих вне казарм, кораблей и судов;

- квитанцию об уплате государственной пошлины.

Прописка не достигших 16-летнего возраста детей, проживающих совместно с родителями (опекунами, попечителями), производится по свидетельствам о рождении, путем внесения сведений о них в домовые книги (карточки прописки).

Лица, подлежащие прописке, обязаны в трехдневный срок со дня прибытия сдать документы на прописку в органы внутренних дел.

Собственник жилья имеет право прописывать членов семьи и граждан Республики Узбекистан, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих выданный в установленном порядке вид на жительство на территории Республики Узбекистан, независимо от размера жилой площади.

Собственник, имеющий несколько жилых домовладений, может быть прописан только в одном из них.

Указом Президента Республики Узбекистан при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и города Ташкента созданы специальные комиссии для рассмотрения вопросов, связанных с выдачей видов на жительство для иностранных граждан, включая граждан государств-участников СНГ и лиц без гражданства, а также их постоянной прописки на территории Республики Узбекистан. Руководство указанными территориальными комиссиями возложено на председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента.

В целях регулирования процессов въезда граждан для постоянного проживания в городе Ташкент, 27 февраля 1999 года было принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 92 «Об упорядочении приобретения жилья иностранными гражданами и лицами без гражданства в Республике Узбекистан и въезда для постоянного проживания в г. Ташкент»,

В соответствии с Типовым положением о специальных комиссиях при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и города Ташкента по рассмотрению вопросов, связанных с выдачей видов на жительство для иностранных граждан, включая граждан государств-­участников СНГ и лиц без гражданства, а также их постоянной прописки на территории Республики Узбекистан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан № 178 от 16 апреля 1999 года, органы внутренних дел оформляют пакет документов и передают их на рассмотрение Специальной комиссии хокимията города Ташкента. Комиссия в недельный срок рассматривает представленные документы и выносит соответствующее заключение о прописке по установленной форме.

Установленный в Узбекистане порядок получения визы на выезд из страны, а также получение прописки по постоянному или временному месту жительства, не противоречит ст. 12 Пакта, поскольку направлен на ведение учёта прибывающих в стану и убывающих из неё лиц, ведение мониторинга за миграционными процессами, обеспечения общественной безопасности. Прописка не влияет на доступ к государственной службе, поскольку при приёме на работу в госучреждения приоритет отдаётся деловым качествам кандидата.

3. По данным Национальной Ассоциации ННО Узбекистана за 3 года своей деятельности она не получала обращений ни от одного ННО Узбекистана и не располагает информацией о случаях препятствования выезду представителей ННО за пределы страны. Члены Национальной ассоциации негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана и её сотрудники, также как и другие представители ННО, регулярно принимают участие в различных международных мероприятиях, которые проводятся за рубежом. Следует отметить, что процедура получения выездной визы распространяется одинаково на всех граждан Республики Узбекистан и не имеет отношения к деятельности ННО.


19) Просьба прокомментировать сообщения о продолжающемся преследовании журналистов в связи с осуществлением ими своей профессиональной деятельности и жесткого контроля со стороны государства за негосударственными, т.е. независимыми, средствами массовой информации. Просьба также прокомментировать сообщения, согласно которым правозащитники систематически подвергаются судебным преследованиям и лишению свободы.
Ответ: Сообщения о преследовании в Узбекистане журналистов и правозащитников не имеют под собой основы. По данным Творческого союза журналистов Узбекистана ни один журналист, работающий в СМИ Республики Узбекистан, не обратился в Союз журналистов по вопросу о преследовании его в связи с осуществлением профессиональной деятельности или жёстком контроле со стороны государства за независимыми СМИ.

Национальная ассоциация негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана также не получала обращений ни от одного представителя СМИ Узбекистана и не располагает информацией о случаях преследования журналистов в связи с осуществлением ими своей профессиональной деятельности и жёсткого контроля со стороны государства за негосударственными, т.е. независимыми СМИ. Наоборот, в своей деятельности Национальная ассоциация негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана активно сотрудничает со СМИ, прежде всего с Национальной Ассоциацией электронных средств массовой информации и Фондом поддержки печатных СМИ, которые объединяют независимые СМИ и свободно и продуктивно действуют по всей территории Узбекистана.

Национальная ассоциация негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана не получала обращений ни от одного правозащитника и не располагает информацией о случаях судебного преследования и лишения свободы. Необходимо отметить, что среди членов Национальной ассоциации негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана имеются правозащитные организации, беспрепятственно осуществляющие свою деятельность, например: Общество прав человека «Эзгулик», Международное общество защиты прав человека Узбекистана и др.
Высылка иностранцев (ст.13.)
20) В свете предыдущих рекомендаций Комитета просьба указать, намеревается ли государство-участник принять закон, признающий статус беженцев, включая, в частности, признание принципа невозвращения в соответствии со статьей 7 Пакта лиц, которым в стране происхождения может угрожать нарушение их прав. В случае отсутствия такого законодательства просьба дать описание применяемых процедур для обеспечения соблюдения принципа невозвращения. Просьба также представить Комитету конкретную информацию, включая статистические данные, о просителях убежища, которые были возвращены в их страны происхождения.
Ответ: В настоящее время в Республике Узбекистан зарегистрировано 663 мандатных беженца из Исламского Государства Афганистан, из них 87 семей и 103 ребёнка.

С учетом того, что в настоящее время ситуация в Афганистане стабилизировалась, МИД Республики Узбекистан проинформировал МВД Республики Узбекистан о том, что Представительство УВКБ ООН 17 апреля 2006 году прекратило своё существование в городе Ташкенте, и поэтому функции УВКВ ООН временно переданы ПРООН (Программа развития ООН) Республики Узбекистан.

Граждан Афганистана, ранее имевших статус «мандатного беженца» и зарегистрированных в УВКБ ООН, а также состоявших в официальных списках ПРООН, МВД Республики Узбекистан временно не намерен выдворять из-за отсутствия визы и регистрации. Об этом МИД Республики Узбекистан ежемесячно сопроводительными нотами ПРООН информирует МВД Республики Узбекистан о непринятии мер в отношении указанных категорий граждан.

По информации ПРООН до конца 2009 года, все оставшиеся на территории Республики Узбекистан «мандатные беженцы» будут приняты на переселение в третьи страны.

Так, за 8 месяцев 2009 года было переселено 78 человек в третьи страны (Канаду, США, Швецию, Норвегию и Данию).

Республикой Узбекистан не ратифицированы Конвенция 1951 года и протокол 1967 года «О статусе беженцев».


Право на справедливое судебное разбирательство. (Ст. 14.)
21) В свете сообщений о том, что в судах по-прежнему используются доказательства, полученные с помощью жестокого обращения, или, так называемые, признания, полученные под давлением, просьба указать, приняло ли государство-участник какие ­либо меры по обеспечению эффективного выполнения решения Верховного суда от 24 сентября 2004 года о недопустимости использования таких доказательств. Просьба представить подробную информацию о числе и характере дел, которые были пересмотрены в этой связи после указанного решения Верховного суда.
Ответ: Необходимо отметить, что статья 44 Конституции Республики Узбекистан гарантирует каждому судебную защиту его прав, право обжалования в суд незаконных действий государственных органов, должностных лиц, включая действия органов дознания и следствия. Такое же право предусмотрено Законом «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Основополагающим принципом справедливого судопроизводства является презумпция невиновности, которая закреплена в статье 25 Конституции, статье 10 Закона «О судах» и статье 23 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан.

В ст. 22 УПК закреплено положение о том, что «запрещается домогаться показаний подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, потерпевшего, свидетеля и других участвующих в деле лиц путём насилия, угроз, ущемления их прав и иных незаконных мер».

В принятом 24 сентября 2004 года Постановлении Пленума Верховного суда «О некоторых вопросах применения норм уголовно-процессуального закона и допустимости доказательств» закреплено, что доказательства, полученные в результате отступления дознавателем, следователем, прокурором и судом от точного исполнения и соблюдения норм материального и процессуального закона, какими бы мотивами оно не было вызвано, признаются недопустимыми. При этом Пленум указал судам на необходимость реагирования на факты нарушения норм процессуального закона о порядке собирания доказательств путем вынесения частных определений (постановление), а в необходимых случаях решать вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении виновных лиц.

Верховным судом Республики Узбекистан Проведено обобщение уголовных дел, возбуждённых и рассмотренных по ст.235 УК. Результаты обобщения рассмотрены на заседании Президиума Верховного суда и принято Постановление «О судебной практике рассмотрения судами уголовных дел, связанных с применением пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и видов наказания», в котором отмечено, судам необходимо реагировать посредством вынесения частных определений в отношении сотрудников правоохранительных органов, допустивших нарушение закона.

Результаты обобщения свидетельствуют о том, что по данной категории дел к уголовной ответственности, в основном, привлекались работники органов внутренних дел.


22) Просьба прокомментировать сообщения о том, что, несмотря на предыдущую рекомендацию Комитета, на практике право на доступ к адвокату зачастую не соблюдается, особенно на стадии расследования дела и в период досудебного содержания под стражей, и что адвокаты зачастую не имеют доступа к информации по делам их подзащитных.
Ответ: В марте 2003 года Главное следственное управление МВД совместно с Президиумом коллегии адвокатов города Ташкента разработало и утвердило Положение «О порядке организации обеспечения прав на защиту задержанных, подозреваемых и обвиняемых», в котором четко регламентированы приглашение и участие адвокатов в уголовном деле, механизм обеспечения защиты за счет государства и порядок оформления отказа от защитника, установлен порядок обжалования фактов нарушения прав на защиту задержанных, подозреваемых, обвиняемых.

За каждым следственным подразделением закреплена конкретная юридическая консультация, где организовывается дежурство адвокатов, которые по первому вызову обязаны являться к следователям для защиты прав и интересов задержанных. Таким образом, удалось избежать отдельные бюрократические барьеры при приглашении адвокатов следователями и обеспечивать в каждом случае реальную защиту прав и интересов задержанных.

В настоящие время Управлением защиты прав человека и юридического обеспечения МВД совместно с Палатой Адвокатов разрабатывается новое Соглашение о сотрудничестве в сфере защиты прав человека.

Принятый в конце 2008 года Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием института адвокатуры» предоставил адвокатам широкий спектр полномочий, в результате чего усилилась состязательность сторон и равенство процессуальных прав, как обвинения, так и защиты.

Министерством внутренних дел, установлен особый контроль и строгий учет по вопросам обоснованности доставления в правоохранительные органы, задержания подозреваемых лиц.

Перед сотрудниками органов внутренних дел поставлены следующие задачи:

1. Обеспечение беспрепятственного допуска защитника к участию в деле;

2. Полная реализация регламентированных в статье 48 УПК прав подозреваемого, - независимо от факта возбуждения уголовного дела либо вынесения постановления о привлечении к участию в деле в качестве подозреваемого и задержании.

3. Объявление лицу, с момента его задержания, о наличии его прав, в чём он подозревается, давать показания по поводу выдвинутого против него подозрения и о любых иных обстоятельствах дела, либо отказаться от дачи показаний, а также о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу против него.

4. Обязанность должностного лица по составлению протокола в порядке статьи 225 УПК, о задержании подозреваемого на основании соответствующих статей УПК (221, 224 либо 227). При этом разъяснение задержанному, подозреваемому предусмотренных законом прав, в том числе права на телефонный звонок или сообщение адвокату либо близкому родственнику о его задержании и месте нахождения.

5. Не допущение истребования дополнительных документов у участвующего в деле адвоката для свидания с подозреваемым или обвиняемым, кроме удостоверения и выданного адвокатским формированием ордера, подтверждающего его полномочие на ведение конкретного дела.

6. Обеспечение своевременной регистрации представленных

адвокатами сведений собранных в соответствии со ст. 87 УПК с последующей оценкой.

7. Предоставление лицам, отстаивающим в уголовном процессе свои интересы, права снимать копии при ознакомлении с делом.

8. В соответствии со статьей 66 УПК перед допросом лиц, выступающих в качестве свидетеля, разъяснять о праве на юридическую помощь адвоката и не давать показания против себя.

Следственными подразделениями органов внутренних дел уделяется особое внимание широкой просветительской и разъяснительной работе среди населения, информированности граждан об их правах во взаимоотношениях с органами правопорядка.


23) Просьба прокомментировать сообщения о том, что, несмотря на принятые меры (доклад государства-участника, пункты 63,641-654), суды в государстве-участнике по-прежнему не являются независимыми.
Ответ: Утверждение о том, что в Республике Узбекистан суды по-прежнему не являются независимыми – несостоятельно.

Согласно ст. 112 Конституции Республики Узбекистан судьи независимы, подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечёт ответственность по закону. Неприкосновенность судей гарантируется законом.

30 августа 1997 года Олий Мажлис Республики Узбекистан подтвердил факт присоединения Республики Узбекистан к положениям «Основных принципов независимости судебных органов», принятых Седьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 1985г.

Согласно этим Принципам независимость судов в Узбекистане закреплена в Конституции и законах Республики Узбекистан.

Судебные органы Узбекистана обладают компетенцией в отношении всех вопросов судебного характера. Правосудие осуществляется только судами.

Никто не вправе вмешиваться в процесс правосудия, решения судов пересматриваются в установленном порядке, в рамках апелляционного, кассационного и надзорного производства.

Суды рассматривают дела в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным и хозяйственно-процессуальным кодексами Республики Узбекистан.

Государством созданы необходимые материально-технические условия для деятельности судов и социальной защиты судей.

Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан № 383 от 22.09. 2001 года создан Департамент по исполнению судебных решений, материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности судов при Министерстве юстиции Республики Узбекистан. Финансирование текущей деятельности и материально-технического обеспечения судов всех уровней осуществляется за счёт средств республиканского бюджета, а также Фонда развития судов и органов юстиции. Департаментом обеспечивается распределение бюджетных средств и доведение их до судов в порядке, установленном для бюджетных организаций.

Судьи Узбекистана, как и другие члены общества, имеют право на создание своих ассоциаций, в Узбекистане функционирует Ассоциация судей, которая призвана защищать интересы судей.

Созданная в стране модель подбора и назначения судей позволяет выдвигать на должности судей лиц, обладающих соответствующей подготовкой и высокими моральными качествами.

Срок полномочий судей, соответствующее вознаграждение, условия службы, пенсии гарантируются законом «О судах» и другими законодательными актами.

Судьи Узбекистана имеют право на профессиональную тайну и сохранение конфиденциальности информации, полученной в ходе выполнения своих обязанностей.

Все процедуры наказания, отстранения от должности и увольнения судей регламентируются законом.

В целях усиления независимости суда введены необходимые изменения в законодательные нормы, исключающие вмешательство органов прокуратуры в судопроизводство. В судебном процессе сегодня практически обеспечивается принцип состязательности, т.е. равенство прав прокурора и адвоката.

Вместе с тем, в Национальном плане действий по итогам рассмотрения Национального доклада Узбекистана в рамках Универсального периодического обзора, утверждённого 21 августа 2009 года, предусмотрены меры по дальнейшему укреплению независимости судов путём изучения практики назначения судей (п.2.1), проведения социологического опроса судей по вопросам назначения на должность судей (п.2.2.).


24) Какие меры были приняты с целью обеспечить беспрепятственное осуществление адвокатами своей профессиональной деятельности? Просьба также представить информацию о недавней замене Ассоциации адвокатов так называемой "Палатой адвокатов», включая информацию о том, является ли членство в этом органе обязательным для всех адвокатов. Просьба разъяснить причину введения требования о необходимости возобновления всех ранее утвержденных лицензий на осуществление адвокатской деятельности.
Ответ: В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 1 мая 2008 года «О мерах по дальнейшему реформированию института адвокатуры в Республике Узбекистан» на базе Ассоциации адвокатов Узбекистана создана Палата адвокатов Республики Узбекистан, основанная на обязательном членстве всех адвокатов республики. Деятельность Палаты направлена на обеспечение корпоративного единства адвокатов, представительства и защиты интересов адвокатов, упорядочение деятельности адвокатских формирований, обеспечение принятия и соблюдения Правил профессиональной этики адвокатов, создание условий для организации профессиональной подготовки и повышения квалификации адвокатов, а также обеспечения доступности юридической помощи и высокого уровня, оказываемой адвокатами юридической помощи.

В Законе «Об адвокатуре» закреплены нормы, определяющие правовой статус Палаты адвокатов Республики Узбекистан, и её территориальных управлений, её основные задачи, органы и должностные лица, источники финансирования и др.

С целью предотвращения возможности дробления организационного единства адвокатского сообщества или создания параллельных самоуправляемых организаций в этой профессиональной среде установлен запрет на образование других организаций с функциями и полномочиями, аналогичными функциям и полномочиям Палаты адвокатов Республики Узбекистан.

В целях пополнения рядов адвокатуры квалифицированными специалистами, обладающими специальными навыками, введены новые требования, предъявляемые к квалификации кандидатов в адвокаты, предусматривающие наличие стажа по юридической специальности не менее двух лет, в том числе с прохождением стажировки в адвокатском формировании сроком не менее шести месяцев. До введения этих положений в некоторых случаях имело место получение этой профессии лицами, не обладающими соответствующими профессиональными навыками, с низким: уровнем знаний, лицами, идущими в адвокаты в связи с увольнением из правоохранительных органов по причине совершения недостойных поступков. Это приводило к ухудшению качества оказываемых адвокатами услуг, не способствовало эффективной реализации конституционной нормы, закрепляющей право граждан на профессиональную юридическую помощь.

Ранее законодательством не были установлены требования к повышению адвокатами своей квалификации, что на практике приводило к тому, что многие адвокаты не обладали необходимыми профессиональными знаниями.

В законе установлена обязанность адвокатов постоянно совершенствовать свои знания, не реже одного раза в три года осуществлять повышение своей профессиональной квалификации в порядке, определяемом Палатой адвокатов Республики Узбекистан.

Законом ограничена возможность адвокатов искать дополнительные способы заработка, установлен запрет на занятие другими видами деятельности, кроме научной и педагогической, а также деятельностью в Палате адвокатов и ее территориальных управлениях. Эти меры направлены на повышение адвокатами своего профессионального уровня и реализации прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи.

В последнее время система лицензирования адвокатской деятельности в Узбекистане не стимулировала лиц, получивших лицензию, реально осуществлять адвокатскую деятельность. Из около 7000 лиц, получивших лицензии, адвокатской деятельностью занимались только чуть менее 4000 человек, т.е многие лица получали такие лицензии не для того, чтобы заниматься адвокатской деятельностью, а «на всякий случай». Это привело к тому, что некоторые бывшие сотрудники правоохранительных органов, имея лицензию, могли сразу после увольнения, открыть свои адвокатские формирования.

Чтобы создать эффективную систему лицензирования, установлены требования, обязывающие лиц, получивших в установленном порядке лицензию, в течение трех месяцев принести присягу адвоката и индивидуально или совместно с другими лицами, имеющими лицензию, создать адвокатское формирование либо вступить в одно из существующих адвокатских формирований. Невыполнение данных требований влечет прекращение действия лицензии. Помимо этого, предусмотрены конкретные основания для приостановления действия и отзыва лицензии, а также основания, наличие которых требует временного приостановления статуса адвоката.

Ранее законодательством, в качестве организационных форм адвокатской деятельности были определены адвокатская коллегия, адвокатская фирма и адвокатское бюро, и хотя их цели и задачи являются общими, они различались в порядке организации, методах управления и по некоторым другим показателям. Однако, правовая регламентация указанных различий не была отражена в законодательстве.

В связи с этим, в законе закреплены нормы, четко разграничивающие правовое положение каждого из видов адвокатских формирований: адвокатское бюро - адвокатское формирование, в котором адвокатская деятельность осуществляется индивидуально; адвокатская фирма адвокатское формирование, основанное на партнерстве и учрежденное двумя и более адвокатами; коллегия адвокатов - адвокатское формирование, основанное на членстве не менее 10 адвокатов; юридическая консультация - структурное подразделение территориального управления Палаты адвокатов, не обладающее статусом юридического лица, создаваемое в случаях недостаточного количества адвокатов на местах.

До создания Палаты адвокатов в Узбекистане отсутствовали единые для всех адвокатов стандарты профессиональной этики и соответственно механизм контроля за соблюдением адвокатами норм профессиональной этики. Несмотря на то, что, принятые Ассоциацией адвокатов Узбекистана Правила профессиональной этики адвокатов, распространялись только на своих членов (из работающих адвокатов всего лишь менее 50% являлись членами Ассоциации), контроль за их соблюдением отсутствовал.

В связи с этим, исходя из статуса Палаты адвокатов Республики Узбекистан, Законом в качестве одного из основных ее задач определено осуществление контроля за соблюдением адвокатами законодательства, Правил профессиональной этики и присяги адвоката.

В закон введены также нормы, направленные на совершенствование дисциплинарного производства в отношении адвокатов, и определяющие новый порядок ведения дисциплинарного производства. В частности, законодательно закреплены конкретные основания и органы, уполномоченные возбуждать дисциплинарное производство. При этом, учитывая, что Палата адвокатов Республики Узбекистан является органом самоуправления адвокатуры, квалификационные комиссии переданы из ведения Министерства юстиции в Палату адвокатов Республики Узбекистан.

В Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности внесена статья 197(1) «Воспрепятствование профессиональной деятельности адвоката», которая гласит: Воспрепятствование профессиональной деятельности адвоката, выразившееся в непредставлении ответа на запрос адвоката, а также воздействие в какой бы то ни было форме на адвоката с целью воспрепятствовать его участию в деле либо добиться вынужденного занятия им позиции, противоречащей интересам доверителя (подзащитного), -

влечет наложение штрафа от двух до пяти минимальных размеров заработной платы».

Законом Республики Узбекистан от 31 декабря 2008 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием института адвокатуры» внесены также дополнения в Закон Республики Узбекистан от 27 декабря 1996 года «Об адвокатуре» статьями 121- 124 следующего содержания:

Палата адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве всех адвокатов Республики Узбекистан.

Палата адвокатов вместе с ее территориальными управлениями, создаваемыми в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте, образует единую систему самоуправления адвокатуры.

Палата адвокатов действует на основе принципа невмешательства в деятельность адвокатов, осуществляемую в соответствии с законодательством.

Образование других организаций с функциями и полномочиями, аналогичными функциям и полномочиям Палаты адвокатов, не допускается.

Адвокаты не отвечают по обязательствам Палаты адвокатов и ее территориальных управлений, а Палата адвокатов и ее территориальные управления не отвечают по обязательствам адвокатов.

Решения Палаты адвокатов и ее территориальных управлений, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех адвокатских формирований и адвокатов.

Финансирование деятельности Палаты адвокатов осуществляется за счет вступительных и членских взносов, размер которых устанавливается Конференцией Палаты адвокатов и иных средств, не запрещенных законодательством.

Основными задачами Палаты адвокатов являются:

- осуществление централизованной координации деятельности адвокатских формирований; содействие дальнейшему развитию адвокатуры, повышению ее авторитета, усилению роли адвокатуры в защите прав и свобод человека;

- осуществление мер по правовой пропаганде, направленной на повышение правовых знаний и правовой культуры населения;

- внесение предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики, обеспечению целостности правового регулирования и единообразного применения норм законодательства;

- участие в разработке проектов нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность адвокатуры, подготовка по ним предложений;

- представление и защита прав и законных интересов адвокатов, в том числе в отношениях с органами государственного и хозяйственного управления, а также в суде;

- принятие мер по защите адвокатов от преследований, ограничений и посягательств в связи с их профессиональной деятельностью;

- организация профессиональной подготовки и повышения квалификации адвокатов;

- обеспечение доступа населения к юридической помощи путем создания юридических консультаций в районах и городах;

- сбор и изучение статистических данных о деятельности адвокатуры, распространение положительного опыта работы адвокатов, оказание адвокатским формированиям методической помощи;

- осуществление контроля за соблюдением адвокатами законодательства, Правил профессиональной этики адвокатов, адвокатской тайны и присяги адвоката.

Палата адвокатов может выполнять и другие задачи в соответствии с законодательством.

В Постановлении Кабинета Министров Республики Узбекистан от 09.03.2009 г. N 60 «О совершенствовании порядка лицензирования адвокатской деятельности и создания адвокатских формирований» указано, что действующие к 1 января 2009 года адвокатские формирования, а также работающие в них адвокаты обязаны до 1 июля 2009 года привести организационно-правовые формы адвокатских формирований, лицензии и статусы адвокатов в соответствие с Законом.

На Министерство юстиции совместно с Палатой адвокатов Республики Узбекистан возложено обеспечение: образования Высшей квалификационной комиссии при Палате адвокатов Республики Узбекистан и квалификационных комиссий при территориальных управлениях Палаты;

перерегистрации действующих адвокатских формирований, пересдачи работающими в них адвокатами квалификационных экзаменов, выдачи им лицензий на право занятия адвокатской деятельностью нового образца и удостоверений адвоката и др.

Таким образом в Узбекистане приняты глубоко продуманные меры по совершенствованию деятельности адвокатуры, расширению прав адвокатов и повышению эффективности предоставляемой ими юридической помощи.


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Международное право возлагает на государство обязательства, а порядок их реализации внутри страны определяется национальным правом, если иное не оговорено в международно-правовой норме
890.79kb.
5 стр.
Органические химические соединения
1006.97kb.
7 стр.
Органические химические соединения
1251kb.
5 стр.
Органические химические соединения Примечания
3865.04kb.
20 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международное морское право» для специалитета «Международное право»
2134.34kb.
8 стр.
Тема Управление памятью
269.41kb.
1 стр.
Карта компетенции дисциплины «Международное право»
66.12kb.
1 стр.
Гражданско-правовое регулирование возмещения вреда, причиненного преступлениями: исторический и сравнительно-правовой анализ 12. 00. 03 гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
395.04kb.
2 стр.
Международно-правовой режим открытого моря
20.07kb.
1 стр.
Примерные темы курсовых работ по дисциплине «Европейское право»
12.11kb.
1 стр.
Международно-правовой статус каспийского моря и международное экономическое сотрудничество прикаспийских государств
322.03kb.
1 стр.
I живые животные; продукты животного происхождения примечания
223.89kb.
1 стр.