Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4

Оглавление

Введение ………………………………………………..............................3

  1. Отличительные особенности сельской малочисленной школы от других видов школ.

1.1. Условия организации педагогического процесса в сельской малочисленной школе………………………………………………………….…6

1.2. Основные направления развития образования на селе………...…14

1.3. Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы…………………………………………………………………………….19

2. Особенности применения содержания, форм, средств и методов повышения качества обучения информатике в сельской школе. 

2.1.Информационные технологии в образовательной деятельности учителя информатики сельской малочисленной школы…………….32

2.2. Метод проектов – актуальный метод обучения информатике в малочисленной школе…………………………………………………………...51

2.3 Внеклассная работа в сельской школе с применением компьютерной техники и ИКТ…………………………………………………66

Заключение………………………………………………………………69

Список используемой литературы……………………………………..70

Приложение




Введение


Современное развитие российского общества, характеризующееся укреплением экономического, наукоемкого, информационного потенциала России, сохранение ее природы, здоровья и благосостояния населения, развитие производительных сил немыслимы без обстоятельной общеобразовательной подготовки гражданина на селе.

Согласно статистическим данным Министерства образования и науки Российской Федерации сельские школы занимают около 70% от общей численности российских школ [1] и требования к таким школам предъявляются одинаковые, как, например, и к городским школам. В наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Одна из первых задач, которую мы должны решить, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Поэтому школа нуждается в таких специалистах, ведущей профессиональной характеристикой которых является творчество. Именно педагогическое творчество учителя способно решить проблему эффективного функционирования любого образовательного учреждения.

В сельской малочисленной школе учитель информатики не может быть просто преподавателем, он должен стать учителем-воспитателем. И главные его усилия должны быть направлены на воспитание личности обучающихся, на формирование у них потребности в учебной деятельности, неуемного желания учиться, быть воспитанным и культурным человеком. Для учителей информатики это имеет особое значение, ибо, по сравнению с другими учебными предметами, информатика выделяется своей трудоемкостью, универсальностью, необходимостью большой самостоятельной, повседневной работы обучающихся, работы систематической. Без вдумчивой, каждодневной, серьезной работы овладеть информатикой просто невозможно, даже в минимальных размерах. Информатика становится связывающим звеном всех учебных дисциплин в школе.

Несмотря на многочисленные существующие трудности в преподавании информатики в сельской школе и изменений в системе образования, внедрений новых информационных технологий в учебный процесс, учитель должен подобрать оптимальный набор методов, приемов и средств обучения для достижения наибольшего результата своей профессиональной деятельности.



Проблеме педагогического творчества, повышения профессионализма и продуктивности деятельности учителя уделяли внимание выдающиеся педагоги прошлого (А. Дистервег. Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др.), деятели образования советского периода (П.П. Блонский, Ф.Н. Гоноболин, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.), а также современные исследователи (М.М. Поташник, В.А. Сластенин. А.И. Щербаков и др.).

Цель исследования – педагогическое творчество учителя информатики в сельской малочисленной школе. Предмет исследования – особенности работы учителя информатики в сельской школе. Гипотеза исследования формулируется в виде следующего постулата: если подобрать оптимальный набор форм, методов и приемов и внедрить в урок информатики и ИКТ в сельской школе, то это позволит подготовить ученика:

  • умеющего самостоятельно принимать решения, качественно работать с информацией;

  • владеющего навыками моделирования и проектирования;

  • обладающего рядом компетентностей;

  • конкурентноспособного.

Ожидаемые результаты:

  • развитие ряда ключевых компетентностей;

  • повышение познавательного интереса к изучению предмета;

  • повышения качества обучения и успеваемости;

  • развитие творческого потенциала ребенка.

В соответствии с проблемой, предметом, гипотезой и целью исследования были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть условия организации педагогического процесса в сельской малочисленной школе;

  • проанализировать специфику условий труда и деятельности учителя информатики сельской школы;

  • проанализировать новые инновационные методики в образовательной деятельности учителя информатики для повышения качества обучения предмету в сельской школе;

  • рассмотреть применение компьютерной техники и информационно-коммуникативных технологии во внеклассной работе в сельской школе.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

1 отличительные особенности сельской малочисленной школы
от других типов школ.


    1. Условия организации педагогического процесса в сельской малочисленной школе.

Для современной сельской малочисленной школы характерны следующие особенности:

  • уменьшение рождаемости, приводящее к сокращению числа обучающихся и переходу ряда школ из полнокомплектных в разряд малочисленных, что ведет к сокращению кадров и необходимости вносить изменения в формы и методы образования;

  • принятие сельской школой на себя дополнительных функций - экономической, социальной и моральной защиты детей;

  • усиление влияния школы на сохранение и развитие села и, в свою очередь, усиление влияния состояния местного производства на судьбу сельской школы.

Опираясь на данные статистики сельские школы составляют в целом по стране около 70 %, из них более половины - малочисленные, т.е. те, где в классе в среднем обучаются менее 10 учеников.

Сельская малочисленная школа существенно влияет на развитие большинства населенных пунктов. В прямой зависимости от деятельности образовательного учреждении находится решение многих вопросов жизни на селе, где школа часто становится единственным интеллектуально-культурным центром. Возрастает роль взаимодействия руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений с администрацией на уровне местного самоуправления. Сельские образовательные учреждения стремятся работать в тесном контакте с сельскохозяйственными предприятиями и объединениями фермеров. Школы становятся действенными центрами возрождения, сохранения, развития культуры и традиций села.2

В условиях села взаимодействие школы и среды является более очевидным, реальным и необходимым. Удаленность от культурных центров, замкнутость, автономность,территориальная и духовная отгороженность делают это взаимодействие особенно активным, а влияние друг на друга более существенным.

Условия сельского социума, воспитательный и образовательный потенциал социального окружения необходимо учитывать при организации учебно-воспитательного процесса. Специфика сельского социума проявляется в следующем:

1. Социокультурная среда села более консервативна, устойчива и традиционна. Вследствие этого родители, односельчане имеют большое влияние на воспитание детей, не учитывать которое в процессе обучения и воспитания было бы ошибочно.

2. На селе в более значительной степени, чем в городе, сохранились целостность национального самосознания, внутреннее духовное богатство, трепетное отношение к Родине и природе.Сельская нравственно-этическая среда относительно устойчива. В таких условиях у детей значительно раньше формируются уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда, чувство взаимопомощи.

3. Опыт общения детей ограничен численностью, но отличается углубленностью, детальным знанием окружающих людей. Опыт старших поколений передается с помощью конкретного примера. Естественна забота о старших, пожилых и младших односельчанах.

4. В условиях отсутствия профессионального искусства интенсивнее развивается народное искусство. Сельская школа, объединяя интеллигенцию, может стать и реально становится не только образовательным, но и культурным центром села, оказывает значительное влияние на формирование духовного облика его жителей.

5. На селе до сих пор сохраняется более низкий уровень образования сельского населения и, следовательно, более низкий общий уровень культуры взрослых, которые окружают ребенка. Это сказывается на развитии способностей, уровне знаний и кругозоре детей, что часто ведет к заниженным требованиям к получаемому образованию. В повышении уровня общего развития сельских школьников большую роль играет изменение образовательного уровня родителей и усиление роли средств массовой информации - печати, кино, телевидения, видео, радио.

6. На селе ограничены возможности для самообразования и самостоятельного культурного роста: меньше фонды библиотек, количество принимаемых программ телевидения, кружков, секций и т.д. Сельским жителям сложнее попасть в театры, музеи.

Данный фактор оказывает влияние не только на детей, но и на педагогов, чьи возможности продолжения образования, повышения квалификации, обмена опытом, культурного роста также ограниченны.

7. Сельская природная среда естественна и приближена к людям. Она включена в жизнь и быт людей.Сельский школьник воспринимает природу как естественную средусобственного обитания. Поэтому для сельских школьников столь важно овладеть основами экологической культуры и природосберегающего хозяйствования.3

Особенности окружающей среды и социума, безусловно, оказывают существенное влияние на формирование личности ребенка.Сельский образ жизни объективно существует на протяжении уже нескольких веков. В то же время современная социальная ситуация, прежде всего, урбанизация привели к образованию поселений нового типа, который рядом исследователей (в частности, А.А. Андреевым) называется "квазиурбанистическим" и проявляется в активном освоении жителями села городской культуры и соответствующего образа жизни.

В настоящее время в таких селах практически отсутствуют традиционные ремесла и так называемые народные промыслы. Изменилась и роль крестьянина, который выполняетроль не хозяина, а наемного работника, что, безусловно, отрицательно влияет на егосамооценку. Мало отличается от городского и некогда самобытный язык современного сельского жителя, в ряде сел практически исчезли традиционные праздники и ритуалы.

Жители села, безусловно, отличаются меньшей возможностью социального роста, чтоприводит к образованию "комплекса городского превосходства". Все чаще на селе возникает тип селянина с саморазрушительным стилем жизни, безответственного и аморального человека, что было редкостью для традиционного российского села. Все это находит свое отражение и в организации учебно-воспитательного процесса.

Развитие школы неразрывно связано с ее социальным окружением, использованиемвоспитательного потенциаласельского социума. Возможно формирование устойчивыхместных духовных и национальных традиций, пронизывающих систему отношений междужителями. Школа при этом может успешно выполнять роль носителя, генератора итрансформатора самых лучших, прогрессивных идей, традиций, обрядов.

Сельская школа, с одной стороны, очень быстро ощущает на себе все изменения, трудности, возникающие в жизни села, местном хозяйстве, а с другой- сама способнаоказывать существенное влияние на решение социальных проблем села, оперативнореагировать на происходящие вокруг события.

Имеют ряд принципиальных отличий условия образования на селе. Выделяется несколько направлений влияния условий сельского быта и жизненного уклада на организацию учебно-воспитательного процесса на селе:



  • в деревне ниже, чем в городе, средняя квалификация работников, труд на селе во многом зависит от погодно-климатических условий, отличается неравномерностью трудовой занятости;

  • школьники даже младших классов весной и осенью отвлекаются от учебы для работы на приусадебных участках школы и полях, что ведет к неравномерности учебного процесса;

  • в селе существует иное, чем в городе, соотношение между физическим и умственным трудом, что снижает значимость умственного труда в глазах ребенка;

  • слаба трудовая мобильность, труд в домашнем секторе отличается неотложностью и трудоемкостью;

  • дети во многих, особенно работящих семьях ежедневно тратят на домашний труд по нескольку часов, что в конечном итоге приводит к снижению их возможностей в обучении;

  • дети очень рано включаются в трудовую жизнь семьи и сельскохозяйственных предприятий;

  • с одной стороны, подобное положение дел на селе ведет к положительным результатам - высокой работоспособности сельских жителей, добросовестности, исполнительности, с другой - к ограничению возможностей сельских школьников для получения образования.

Большая загруженность и детей, и взрослых бытовым трудом приводит к двум результатам:

  • мало времени остается на культурный досуг, образование и самообразование;

  • дети, не видя вокруг себя высоких уровней жизненных стандартов, не стремятся к их достижению.

Исследования показывают, что дети и родители предъявляют заниженные требования к образованию, некоторые не видят необходимости изучения ряда предметов, таких, как музыка, математика, изо, информатика, иностранный язык, астрономия, получения среднего образования вообще.

Задача школы в этих условиях- помочь детям освоить иные формы общения, взаимодействия и жизненного уклада на селе, предоставить им равные с городскими школьниками возможности для обучения.

Школы на селе различны по условиям социального окружения, удаленности от районных и городских центров, материальной базе, численности обучающихся. Все эти факторысущественно влияют на социальный и духовный уклад жизни села, атмосферу в социуме, а следовательно, отражаются на содержании и организации педагогического процесса.

Организация педагогической работы всельской малочисленнойшколе имеет гораздо большее значение, чем в городской, так как обучающиеся (в отличие от городскихсверстников) ограничены в возможности выбирать объединение по интересам, посещать различные кружки и секции. Замкнутость социального пространства, удаленность культурных центров, ограниченность сферы социальных связей детей создают трудности в организации образовательной и воспитательной работы в сельской школе. Это позволяет сосредоточить педагогические влияния на систему отношений в социуме, не только целенаправленно регулировать воспитательный процесс в школе, но и привлекать обучающихся к активному участию в решении экономических и культурных проблем, с ранних лет приобщать их к делам села и тем самым формировать у детей чувство принадлежности к своей малой родине и ответственности за нее.

Низкий уровень социально-психологической помощи и поддержкиобучающихся в связи сотсутствием в большинстве школ социально-психологической службы и большойзагруженностью учителей не может не сказываться на организации педагогического процесса и социальном становлении обучающихся.

На построении учебно-воспитательного процесса и создании воспитательной системыотражается ее малочисленность, которая имеет как положительные, так и негативные стороны. В небольшом коллективе интенсивнее идет процесс установления межличностных и деловых контактовмежду педагогами и обучающимися, существует реальная возможность проявить себя в общем деле, объединиться, договориться о единстве действий. В такой школе все на виду, что при создании ситуации совместного поиска стимулирует активность обучающихся и учителей. В маленькойсельской школе имеются особенно благоприятные условия для сотрудничества, организации совместной деятельности и общения, творчества педагогов и детей, старших и младших, так как нет резкой обособленности между классами, обучающимися разного возраста. Знание личностных особенностей, бытовых условий жизни друг друга, отношений в семьях способствует установлению доброжелательных идоверительных отношений между педагогами и школьниками. При соблюдении рядапедагогических условий в небольшой школе формируется атмосфера многодетной семьи.

Малочисленность класса позволяет использовать в работе индивидуализированные способы организации учебной деятельности ребенка. Взаимодействие педагогов и обучающихсяотличается интенсивностью. Урокам в малочисленной сельской школе, как правило, свойственны камерность, меньшая заорганизованность.

В то же время малочисленность школы создает определенные проблемы в организации учебно-воспитательного процесса. Затрудняется и ограничивается выбор форм и методов воспитания и обучения в классном коллективе такой школы, некоторые из них теряют всякий смысл. Малочисленность классов в большинстве школ ограничивает круг общения детей, развитие коммуникативных умений, способности быстро ориентироваться в новой обстановке.

Мотивация учения, познавательные интересы сельских школьников развиты значительно слабее, чем городских, ниже успеваемость, качество образования. Объясняется это многими причинами, в том числе и малочисленностью классов и школы, которая создает ряд проблем:


  • отсутствие соревновательности на уроках и в целом в учебе обучающихся одного класса, ограниченное число ориентиров для сравнения и оценки своих реальных успехов в учебной деятельности;

  • трудности в развитии коммуникативных умений, способности быстро реагировать на события в новой ситуации вследствие бедности общения и взаимодействия детей с окружающим миром;

  • психологическая незащищенность ребенка, постоянное давление учителей на ученика, ожидание того, что его обязательно спросят;

  • ограниченные возможности для выбора предметов, занятий, педагогов, видов досуговой деятельности, общения и т.д.;

  • однообразие обстановки, контактов, форм взаимодействия.

Перед педагогами встает организационная и методическая задача: учитывая достоинства малочисленности классов, найти способы решения вышеуказанных проблем.

Естественно, что условия сельского социума, особенности организации педагогического процесса сельской малочисленной школы не могут не отразиться на формировании социально значимых качеств личности сельского ученика, его социальном развитии и становлении.




    1. Основные направления развития образования на селе

Сельская малочисленная школа - составная часть образовательного пространства села, муниципального округа, региона. Ее состояние, характер образовательных процессов и в целом судьба существенно зависят от развития образовательных процессов в регионе. Развитие сельской малочисленной школы связано с реформированием общего образования в целом и на селе в частности.

Движение системы образования к новому качественному состоянию предполагает сущностные изменения структуры системы и ее управления. В результате этих измененийсистема образования должна стать гибкой и мобильной, приобрести черты фундаментальности, вариативности, многоуровневости.

Сегодня явно обнаруживается зависимость деятельностисельской школы от еефинансово-экономического обеспечения.

Руководители муниципальных округов, образовательных учреждений вынуждены заниматься расчетами, прогнозированием, поиском способов выживаниясельскихмалочисленныхшкол.4

К данным процессам по-разному относятся представители общественности, коллективы и администрация школ: одни одобряют этот путь, другие видят в нем движение к гибели школы и села. Но однозначно,что в условиях нормативного финансирования все заинтересованные в образованиисельских школьников лица учатся по-хозяйски,ответственно решать судьбу детей, их общего и профессионального обучения.

Уменьшение рождаемости привело к переходу ряда школ из полнокомплектных в малокомплектные, из средних- в основные. Демографическая ситуация существенно повлияла на судьбу сельских школ. В этой связи важным направлением развития образования на селеявляется оптимизация сети образовательных учреждений и их взаимодействие.



Формирование единого информационного и образовательного пространства, обеспечивающего равенство возможностей в получении образования жителями областного центра и удаленныхсельских районов, - важнейшее направление региональной политики. Сэтой целью предполагается структурировать сеть образовательных учреждений и систему управления с использованием различных вариантов в зависимости от условий и с учетом социальной и экономической целесообразности. При этом возможны следующие варианты:

  • материальная и кадровая поддержка сельских школ, в том числе и малочисленных, имеющих перспективы своего развития и создающих основу и перспективы для развития села;

  • преобразование ряда малочисленныхсельских школ в филиалы более крупных, что позволит более эффективно использовать имеющиеся кадровые, учебные, материальные ресурсы и укрепить материальную базу школ;

  • создание сельских образовательных комплексов ассоциативного типа, в структуру которых могут входить: основная или средняя школа; малочисленные и малокомплектные школы, территориально близкие; единая социально-психологическая служба; учреждения дополнительного образования;

  • создание сельских школ-комплексов (школа - детский сад, школа- ПТУ и т.д.);

  • закрытие экономически и социально нецелесообразных маленькихсельскихшкол, организация подвоза детей из отдельных населенных пунктов в близлежащие школы;

  • создание интернатных учреждений в районных центрах и базовых опорных школахдля:обеспечения проживания обучающихся в течение всей учебной недели; организации сессионных занятий, летних, зимних (каникулярных) предметных школ.

Целесообразным также может быть:

  • создание выездной школы на базе социокультурных информационно-оздоровительных центров или крупных школ как один из путей преодоления противоречия между экономической и педагогической целесообразностью развития относительно больших школ и жизненной необходимостью сохранения малокомплектных и малочисленных школ в малых деревнях, организация консультаций, оказание методическойпомощи, чтение лекций в межсессионный период ("вахтенный метод");

  • создание целостной многофункциональной социально-оздоровительной и культурной системы, опирающейся на широкие связи с внешней средой, учреждениями, организациями, властными структурами, типа школа-комплекс (школа-библиотека, школа-клуб и др.);

  • устранение межведомственных барьеров, максимальное использование учреждений культуры, спорта и медицины, способствующих разрядке социальной напряженности в сельской местности;

  • создание различных типов учебных заведений на селе - гимназий, лицеев и т.д., в том числе гимназий для одаренных детей, подготовкисельскойинтеллигенции;

  • открытие для сельских школьников специальных профориентационных педагогических классов (лицейских классов) при педколледжах, очно-заочной педагогической школы при университетах;

  • развитие сети сельских гимназий (районных, микрорайонных) с очно-заочной формой обучения как учреждений дополнительного образования;

  • развитие дистанционного обучения, которое формируется на базе крупных школ, образовательных центров.

Затраты на обучение одного ученика всельской школе, особенно малочисленной, выше, чем в городской, но оценивать лишь экономическую эффективность школы, не учитывая культурной и социальной целесообразности, нельзя. Сельская школа являетсясвоеобразным социальным институтом, системообразующим компонентом сельскогосоциума. Как правило, закрытие школы ведет к более скорому исчезновению села. В любом случае оценивать экономическую целесообразность школы необходимо из оценки общих перспектив социально-экономического развития конкретной территории.

Вопросы реструктуризации сети образовательных учреждений на селе должны решаться оченьгибко, взвешенно и обоснованно, на основе всестороннего и перспективногоанализа ситуации.

Бесперспективна, к сожалению, судьба ряда малочисленных школ, где село практически умерло, свернуто производство, дети не получают полноценного образования.

Департаментом образования совместно с муниципальными округами ведется работа по анализу ситуации, просматриваются перспективы каждой школы и обеспечения образованиякаждого ребенка, разработана схема организации образовательного пространства каждого округа.

Особое внимание в регионе уделяется вопросу реструктуризации сети сельскихобщеобразовательных учреждений, их оптимизации в связи с реализацией программы "Школьный автобус".

Обучающиеся близлежащих малочисленныхсельских школ при наличии автотранспорта могут на базе опорных школ познакомиться с современными телекоммуникационными технологиями, изучить часть предметов учебного плана с использованием современных средств обучения, участвовать в мероприятиях познавательного характера со своими сверстниками. Обучение в более крупных школах, изучениечасти предметов на базе опорных школ позволят создатьусловия для освоениясельскими школьниками государственного образовательного стандарта и удовлетворения их основных образовательных потребностей. Временное пребывание виной образовательной среде, увеличение социальных контактовсельских детей будет способствовать расширению их кругозора и облегчению их социализации.

С 2001 года информатизация образования является одной из важнейших составляющих процесса модернизации системы образования, направленного на повышение качества образования и предоставление условий для обеспечения равных возможностей получения образования сельскими школьниками.

Региональный информационный центр в ИРО и информационные точки во всех муниципальных органах управления образованием, многиесельские школы подключены к Интернету. Реализуется программа развития единой образовательной информационной среды, цель которой- не только обеспечение образовательных учреждений средствами вычислительной техники, современными электронными учебными материалами, средствами доступа к глобальным информационным ресурсам, но и создание, распространение и внедрение в учебный процесс современных электронных учебных материалов, их интеграция с традиционными учебными пособиями, разработка средств поддержки и сопровождения,подготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадровобразовательных учреждений, способных использовать в учебном процессе новейшиеинформационные технологии. Одной из задач этой программы являются также создание инфраструктуры сервисной службы на базе ресурсных центров, организация эффективного функционирования сервисной службы.

Вышерассмотренные направления развития образовательного процесса на селе по-разному отражаются на деятельности каждой школы, судьбе учителя и ученика. Тем не менее можно выделить некоторыетипичные особенностисельских детей, которые необходимо учитывать при организации педагогического процесса в сельской малочисленной школе (СМШ).



следующая страница >>
Смотрите также:
Отличительные особенности сельской малочисленной школы от других видов школ
843.17kb.
4 стр.
Тест для спец экзамена по специальности "Стоматология"
524.46kb.
1 стр.
Платонова нина николаевна
99.42kb.
1 стр.
Направления и участники проекта «Сопровождение инновационных проектов опорных сельских школ Владимирской области по обновлению модели сельской школы»
52.2kb.
1 стр.
Школа в Республике Беларусь и в стране изучаемого языка
52.07kb.
1 стр.
Решение проблем малокомплектных школ в сельской местности
54.93kb.
1 стр.
Интервью со Смирновой Л. А. читайте на стр. 2 Кипяток Традиционные школьные новости на ст
299.63kb.
1 стр.
Республики татарстан пресс-служба
23.41kb.
1 стр.
2. Платежные балансы стран атр: характеристика, отличительные особенности, динамика показателей 3
208.78kb.
1 стр.
Птицы. ( 5 Уроков.) Тема урока №1: Особенности внешнего строения и аппарата движения птиц
150.35kb.
1 стр.
Кафедра анатомии человека
131.01kb.
1 стр.
Развитие социального партнёрства – важный фактор формирования образовательной среды сельской школы
62.73kb.
1 стр.