Главная
страница 1страница 2 ... страница 23страница 24
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ И РЕЛИГИОЗНЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ

ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА

Введение


На протяжении последних лет в Российской Федерации последовательно разрабатывается комплекс мер, направленных на противодействие терроризму и экстремизму.

Важнейшим этапом в этой работе стало принятие в марте 2006 года Федерального Закона «О противодействии терроризму», где терроризм определяется как «идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий».

В статье 1 Федерального Закона №114-ФЗ от 25 июля 2002 года (с поправками от 29 апреля 2008г.) «О противодействии экстремистской деятельности» содержится юридическое определение того, какие действия считаются экстремистскими.

К экстремистской деятельности (экстремизму) относятся: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

публичное заведомо ложное обвинение лица, занимающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

В указанных нормативно-правовых актах деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления нацеливается, прежде всего, на предупреждение терроризма и экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов и осуществлению экстремистской деятельности. Эти действия определяются как профилактика терроризма и экстремизма, которой обязаны заниматься все государственные органы и органы МСУ, включенные в систему противодействия терроризму и экстремизму.

Одним из основных принципов эффективного противодействия террористическим и экстремистским проявлениям является сотрудничество органов государственной власти, местного самоуправления, а также общественных организаций и религиозных объединений по профилактике и предупреждению экстремистской деятельности и терроризма.

Таким образом, важным звеном механизма противодействия экстремизму и терроризму должно стать активное взаимодействие с различными институтами гражданского общества. Данная совместная деятельность всех заинтересованных органов и организаций должна быть нацелена на предупреждение террористических и экстремистских проявлений и заключаться в выявлении, локализации и устранении факторов любой природы, способствующих совершению актов терроризма или нейтрализации их негативного воздействия, а также в корректирующем, сдерживающем воздействии на лиц, динамика поведения которых свидетельствует о возможном совершении ими таких актов или вовлечении их в террористическую деятельность.

Вместе с тем, общественно-политические реформы последних десятилетий и сложившиеся социально-экономические условия способствовали возрастанию общественного самосознания населения, появлению и быстрому развитию "третьего сектора" как важнейшей структуры гражданского общества.

Общественные объединения в России законодательно подкрепляют свой статус и получают право участвовать в организации повседневной социальной и культурной жизни, передаче этнокультурного опыта. В условиях гражданского общества - это возможность для проявления своей социально-значимой активности, не противоречащей идеям консолидации российского общества.

Существующее в настоящее время в России разнообразие общественных структур и выполняемых ими задач обусловливает возможность широкого включения в подсистему негосударственных субъектов противодействия экстремизму и терроризму общественных организаций различных видов - национально-культурных, военно-патриотических, молодежных, религиозных и т.д.

Общие принципы и подходы по развитию взаимодействия с НКО в сфере профилактики терроризма и экстремизма

Органы муниципальной власти субъектов РФ в силу их более непосредственной связи с местным населением и знаниями местных условий располагают особыми возможностями по своевременному выявлению и предотвращению экстремистских и террористических проявлений.

Одной из главных задач на пути совершенствования сотрудничества общественных объединений и власти является разработка долгосрочной стратегии взаимодействия и развития НКО путем создания соответствующих программ и проектов, направленных на поддержку социально-значимой и культурно- просветительской деятельности общественных объединений.

Эффективным шагом на пути развития продуктивного диалога между властями и обществом может выступить создание экспертно-консультативных советов при главе муниципального образования (главе местной администрации) с участием общественных и религиозных объединений конструктивной антитеррористической направленности в целях выработки, принятия и реализации конкретных управленческих решений по совместному противодействию экстремизму и терроризму на местном уровне.

В целях налаживания постоянного информационного обмена для выявления напряженности в различных сферах общественной жизни на раннем этапе, недопущения перерастания националистических и других проявлений, возникающих на бытовой основе, в процессы экстремистского характера, представляется возможным организация и проведение различных встреч, семинаров, конференций, круглых столов и т.д. К участию в данных мероприятиях могут приглашаться все заинтересованные органы и организации, в том числе руководители общественных объединений, традиционных конфессий, лидеры диаспор и т.д. На обсуждение участников могут быть вынесены вопросы о разработке мер по предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций на местах, предотвращению экстремистских проявлений, укреплению толерантности и гармонизации межнациональных отношений.

В целях совершенствования взаимодействия с общественными и религиозными объединениями в сфере профилактики терроризма и экстремизма может быть рекомендована примерная программа действий по следующим направлениям:

- в сфере предупреждения этнонационалъного экстремизма.

В соответствии с закрепленными законодательством РФ о противодействии экстремизму подходами к его организации одним из главных направлений противодействия должно стать предупреждение этнонационального экстремизма и борьба с ним.

Рост значимости этноконфессиональной составляющей общественного сознания, динамичные и противоречивые процессы внутреннего развития религиозных конфессий и этносов России, взаимоотношений между ними должны быть в центре постоянного внимания органов власти и различных структур гражданского общества.

Конструктивное решение проблем в указанной сфере в значительной степени определяет стабильность общества и государства, дает возможность своевременно пресекать попытки экстремистских и террористических сил использовать в своих преступных целях деструктивный потенциал этноконфессиональных конфликтов.

Основными задачами в деятельности органов местного самоуправления по предупреждению национального экстремизма являются:

1. Создание комплексной системы, способной своевременно выявлять и разрешать межнациональные конфликты в упреждающем режиме до наступления

крайнего обострения возникших противоречий.

Основным звеном комплексной системы по выявлению и недопущению роста напряженности в этноконфессиональной сфере является проведение мониторинга по отслеживанию процессов развития межнациональных отношений и возникающих конфликтов на местном уровне, а также организация постоянного и комплексного информирования о них соответствующих региональных и иных заинтересованных органов власти.

2. Обеспечение гармоничного развития межнациональных отношений. В своей деятельности органы местного самоуправления, руководствуясь Конституцией РФ, гарантирующей равенство граждан любой расы и национальности, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации обязаны создавать благоприятные условия для национального возрождения и укрепления духовной общности народов, обеспечивать свободу вероисповедания и развития всех конфессий, укрепление дружественных отношений между ними.

Значимая роль в гармонизации межнациональных отношений в обществе принадлежит национально-культурным организациям и традиционным конфессиям, обладающим большим потенциалом в стабилизации и развитии этноконфессиональных отношений.

В связи с этим в целях обеспечения гармоничного развития этнонациональных отношений органы МСУ должны предусмотреть не только меры, направленные на поддержку традиционных религиозных конфессий и развитие национальных культур, но и оказывать широкое содействие общественным и религиозным объединениям конструктивной антитеррористической направленности в реализации мероприятий в сфере развития и популяризации культур народов России, духовно-нравственных традиций российской культуры, гармонизации межнациональных отношений:

- конференций, семинаров, круглых столов с участием представителей НКО и конфессий, направленных на формирование толерантности, пропаганду идей национального единства, развития межнациональной и межконфессиональной

стабильности;

национальных фольклорных праздников, фестивалей культур, Дней национальных культур, творческих выступлений и концертов исполнителей национальных песен и танцев и т.д.

в сфере информационно-пропагандистской работы по противодействию терроризму и экстремизму.

Основой для идеологического и информационного противодействия терроризму и экстремизму должна служить соответствующая информационно- пропагандистская работа с привлечением возможностей муниципальных средств массовой информации, а также путем издания при содействии органов МСУ бюллетеней, вестников и материалов, направленных на формирование патриотизма, пропаганду здорового образа жизни и недопустимости межнациональной и межконфессиональной розни, приоритета общечеловеческих ценностей и т.д.

К данной работе, в том числе по подготовке публикаций статей и организации радио- и телепередач, могут быть привлечены традиционные конфессии и общественные объединения, имеющие положительный опыт активной культурно-просветительской деятельности по гармонизации межнациональных отношений, пропаганде идей толерантности и т.д.

в сфере профилактики роста идей экстремизма, ксенофобии, расизма и фашизма в молодежной среде.

По мнению специалистов, наиболее чувствительными возрастными группами к пропаганде терроризма выступают подростки и молодежь. Данные возрастные группы имеет мало «иммунизирующих» к такой пропаганде личностных ресурсов. Именно молодежь чаще совершает преступления агрессивного характера. Молодежи свойственна психология максимализма и подражания, что в условиях острого социального кризиса является почвой для агрессивности.

Важной частью реализации комплексных мер по недопущению вовлечения молодежи в террористическую деятельность является профилактика экстремизма

и ксенофобии, пропаганда и укрепление толерантности.

Эта работа может осуществляться, в частности, на муниципальном уровне с активным участием местных национально-культурных, молодежных организаций, традиционных конфессий в виде:

проведения практических тренингов для подростков и молодежи по формированию толерантности, пропаганды дружбы народов России и недопустимости роста ксенофобии, расизма и агрессивного национализма в обществе;

- организации встреч, семинаров, лекций, круглых столов с молодежью по формированию интереса и уважения к традициям, обычаям и культуре различных этносов, представленных в Нижегородской области, недопустимости агрессии и насилия на межэтнической основе, распространения негативных этнических и конфессиональных стереотипов;

поддержки органами МСУ деятельности общественных объединений и традиционных конфессий в сфере патриотического воспитания подрастающего поколения, пропаганды здорового образа жизни, сохранения и развития традиционных духовно-нравственных ценностей российской культуры и т.д.

Кроме того, целесообразным представляется наряду с введением в учебные планы муниципальных дошкольных, начальных и средних учебных заведений факультативных занятий, направленных на воспитание толерантности, запланировать проведение практических семинаров и круглых столов с представителями различных национально-культурных и религиозных объединений Республики Татарстан («Уроки мира», «Уроки дружбы», «Уроки толерантности», творческие конкурсы, викторины, фестивали культур и т.д.) и различных акций в сфере военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся.

■О.

Рекомендации по использованию различных методов, форм и технологий информационно-пропагандистской деятельности по формированию и распространению антитеррористической идеологии среди молодежи в



регионах со сложной обстановкой

Исследования и анализ методологических, методических и практических вопросов разработки и использования различных методов, форм и технологий информационно-пропагандистской деятельности в интересах эффективного формирования и распространения антитеррористической идеологии среди молодежи в регионах со сложной обстановкой, проведенный на примере регионов Северного Кавказа (базовый регион - Ставропольский край) позволяет предложить следующие блоки методических и практических рекомендаций.

I. Определение целевых групп молодежи (в регионах со сложной обстановкой) для информационно-пропагандистской деятельности (ИПД) по формированию и распространению антитеррористической идеологии (АТИ).

Выделяются два основных подхода:

1.1. В первом подходе в качестве целевых групп молодежи, являющихся приоритетными объектами ИПД по формированию и распространению АТИ, предлагается рассматривать те группы, в которых наблюдается склонность к восприятию идеологии (идей) терроризма (СИТ) и/или проявляется «нейтральное», «колеблющееся» отношение к терроризму и террористической идеологии (НК). При этом, организаторами ИПД по формированию и распространению АТИ так же должна выявляться и привлекаться молодежь, для которой уже в настоящий момент характерно стойкое неприятие идеологии терроризма, например, пострадавшие в результате террористических актов или их молодые родственники и друзья.

ИПД по формированию и распространению АТИ среди молодежи, которая осознанно и последовательно встала на путь террористической борьбы, например, молодые «боевики», участники бандформирований и вооруженного подполья, требует специальных приемов, которые не являются предметом настоящих рекомендаций.

Следует отметить, что группы молодежи с достаточно стойким неприятием идеологии терроризма, а тем более сознательные сторонники террористической идеологии и практики террора составляют меньшинство,

в то время как «нейтральные» и «колеблющиеся», еще не определившиеся в своем отношении к терроризму - большинство молодежи. Исходя из этого, ИПД по формированию и распространению АТИ в принципе должна носить массовый характер, быть нацелена на большие группы молодежи, при учете демографических, поселенческих, имущественных, культурно-образовательных, этноконфессиональных и других особенностей.

Главная задача информационно-пропагандистского воздействия на целевые группы должна состоять в формировании у них стойкого неприятия, иммунитета к идеям (идеологии) терроризма. В группах СИТ - коренное изменение установки склонности к восприятию идей терроризма на негативное, нетерпимое отношение к террористической идеологии и практике.

Основная проблема практического определения целевых групп для ИПД в данном случае состоит в том, чтобы увязать обозначенный выше критерий с общепринятой структурой молодежи, согласно которой она делится по демографическим, поселенческим, профессиональным, имущественным, культурно-образовательным, этническим, конфессиональным и иным социально- стратификационным признакам.

В регионах со сложной обстановкой, к которым в первую очередь относятся регионы Северного Кавказа, в основном представлены следующие социально- стратификационные группы молодежи.

Основные демографические (поло-возрастные) группы молодежи: юноши и девушки в возрастных интервалах

подростки 12-15 лет,

молодежь 16-19 лет,

молодежь 20 лет-24 года,

молодые взрослые мужчины и женщины (25-29 лет). Основные поселенческие группы молодежи:

«столичная» молодежь, проживающая в административных центрах регионов,

городская молодежь, проживающая в районных центрах и других городах,

сельская молодежь, проживающая в пригородах,

сельская молодежь, проживающая в отдаленных населенных пунктах,

молодые мигранты,

молодые представители коренного населения

молодые представители некоренного населения из семей закрепившихся на данной территории (второе и более - поколения).

Основные профессиональные группы молодежи (группы по типу занятости): учащаяся молодежь, в том числе:

школьники,

учащиеся начальных профессиональных учебных заведений,

учащиеся средних профессиональных учебных заведений,

студенты вузов,

работающая (занятая) молодежь, в том числе:

молодые индустриальные рабочие,

молодые сельскохозяйственные рабочие,

молодые работники сферы обслуживания,

молодая интеллигенция,

молодые предприниматели,

молодежь, занятая в домашнем и приусадебном хозяйстве.

молодые безработные,

Основные имущественные группы молодежи (группы по уровню доходов):

молодежь из бедных, малообеспеченных слоев населения,

молодые представители среднего класса,

молодежь из высокообеспеченных слоев населения. Основные культурно-образовательные группы молодежи:

неграмотные и малограмотные (с начальным образованием и ниже),

молодежь с неполным средним образованием,

молодежь с общим средним образованием

молодежь с начальным профессионально-техническим образованием,

молодежь со средним профессионально-техническим образованием,

молодежь со средним специальным (профессиональным) образованием гуманитарного и естественнонаучного профиля,

молодежь с высшим техническим образованием,

молодежь с высшим гуманитарным образованием,

молодежь с высшим естественнонаучным образованием. Основные этнические группы молодежи:

представители коренных автохтонных народов (титульных национальностей) республик Северного Кавказа,

представители не титульных национальностей республик Северного Кавказа (кроме русских),

русские и другие славянские народы. Основные конфессиональные группы молодежи:

мусульмане,

православные,

представители других конфессий,

неверующие (атеисты).

В представленной структуре обозначены лишь основные социально- стратификационные группы молодежи, проживающей в регионах со сложной обстановкой. В реальности социальная структура молодежи выглядит гораздо сложнее, поскольку включает не только основные, но и дополнительные признаки, а также те группы, которые возникают при сочетании, пересечении нескольких критериев стратификации, например, безработная сельская молодежь или молодые мусульмане из малообеспеченных, бедных слоев населения и т.д. Решение этой задачи видится в том, чтобы на основании результатов социологических исследований и наблюдений в регионах со сложной обстановкой, а также на базе экспертных оценок и других источников информации, выявить те группы молодежи, которые в наибольшей степени склонны к восприятию идей (идеологии) терроризма. Соответствующие методики имеются в ИС РАН и других исследовательских центрах, но они должны быть адаптированы к конкретному «полю» региона и отдельных муниципальных образований.

1.2. Второй подход к определению целевых групп молодежи в отношении АТИ связан с выделением групп молодежи по критериям собственно ИПД, в частности по частоте использования средств информации, по степени доверия к ним, по уровню информированности по проблемам терроризма и антитерроризма и другим параметрам. В результате ранее обозначенные целевые группы молодежи дифференцируются по степени их доступности для ИПД по формированию и распространению АТИ: от наиболее доступных до наименее доступных групп молодежи.

Основные группы по частоте использования средств информации:

молодежь, часто использующая традиционные средства массовой информации (ТВ, радио, пресса),

молодежь, редко (или никогда не) использующая традиционные средства массовой информации (ТВ, радио, печать),

молодежь, часто использующая Интернет,

молодежь, редко (или никогда не) использующая Интернет,

молодежь, часто использующая средства специальной (не массовой) информации (специализированные издания, в том числе учебники, учебные лекции, проповеди и т.п.),

молодежь, редко (или никогда не) использующая средства специальной (не массовой) информации (специализированные печатные издания, в том числе учебники, учебные лекции, проповеди и т.п.),

молодежь, часто использующая средства межличностной коммуникации (разговоры, слухи, сплетни, анекдоты и др..)

молодежь, редко (или никогда не) использующая средства межличностной коммуникации (разговоры, слухи, сплетни, анекдоты и др.).

Основные группы по степени доверия к средствам информации:

молодежь, доверяющая средствам массовой информации,

молодежь, в различной мере не доверяющая средствам массовой информации,

молодежь, доверяющая информации Интернета,

молодежь, в различной мере не доверяющая информации Интернета,

молодежь, доверяющая специализированной информации,

молодежь, в различной мере не доверяющая специализированной информации,

молодежь, доверяющая информации межличностных коммуникаций ,

молодежь, в различной мере не доверяющая информации межличностных коммуникаций.

Основные группы по уровню информированности по проблемам терроризма и антитерроризма:

молодежь, хорошо информированная по проблемам антитерроризма,

молодежь, плохо (или вообще не) информированная по проблемам антитерроризма.

Специфика групп респондентов, предрасположенных к восприятию идей (идеологии) терроризма, проявляется в повышенном доверии к альтернативным и неформальным источникам информации (Интернет, зарубежные СМИ). Для этих групп свойственна также повышенная значимость мнений «авторитетных» людей и оппозиционных к власти структур.


следующая страница >>
Смотрите также:
-
115.46kb.
1 стр.
-
69.15kb.
1 стр.
От 8 декабря 2010 года №866 о муниципальной целевой программе «Профилактика терроризма и экстремизма в Мари-Турекском муниципальном районе на 2011 -2015 годы»
243.48kb.
1 стр.
Терроризма и экстремизма
3169.37kb.
24 стр.
Сборник итоговых материалов
1505.43kb.
11 стр.
Сборник итоговых материалов
1497.29kb.
11 стр.
Методические рекомендации по профилактике терроризма, экстремизма и ликвидации последствий их проявлений
685.79kb.
6 стр.
Методические рекомендации по профилактике терроризма, экстремизма и ликвидации последствий их проявлений
694.21kb.
6 стр.
Постановление «12» октября 2011 года №131 с. Алексеевка Об утверждении муниципальной целевой программы
132.72kb.
1 стр.
Глава Понятие и виды террористического акта 1 Понятие и сущность терроризма 2 Виды терроризма 3 Формы проявления терроризма Глава Юридический анализ состава терроризма по ук россии 1 Квалификация терроризма по ук россии Заключение
260.88kb.
1 стр.
Программа предусматривает
85.08kb.
1 стр.
Данного реферата терроризм, его причины и влияние на общество. Терроризм – разновидность политического экстремизма в его крайнем насильственном варианте
240.79kb.
1 стр.