Главная
страница 1
Роль народного календаря в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Мы хотим, чтоб земля расцветала,


И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!

Патриотическое воспитание младших дошкольников предполагает - приобщение детей к ценностям народной культуры, любви и уважения к малой Родине, её истории, родному языку, своему народу, его обычаям и традициям.

Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
Задача воспитателя – направить деятельность ребенка в нужное русло. Необходимо сформировать у него эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, обучить экологической безопасности, сформировать навыки рационального использования природных богатств, таким образом формировать экологическую компетентность у детей.

Очень важно научить детей любить и ценить свою землю. Поэтому они должны знать о том месте, где родились, живут, о своих корнях. Эти знания обогащают детей духовно, эстетически. Без этих чувств ребенок не сможет понять по-настоящему окружающий природный мир.

В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников.
В методическом кабинете имеется литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия и игры экологического содержания. В группах созданы уголки природы, которые знакомят детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.

Важную роль в формировании экологической компетентности детей мы отводим знакомству их с народным календарем. Я работаю над своей методической темой «Использование народного календаря при организации прогулки». Рассказываю детям, какими мудрыми были наши предки. Они, действительно жили в гармонии с природой, да и друг с другом тоже. Нам есть чему учиться у прошлых поколений.

Счастье, что мы сейчас имеем возможность прикоснуться к этому бесценному кладезю национальной культуры. Мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, обычаям и традициям, в которых народ оставил нам самое ценное – любовь к Родине. Из народного календаря мы узнаем об исторических корнях, роли различных обрядов и традиций в жизни людей, о связях поговорок и народных примет с крестьянским трудом, об отношениях с людьми.

Приобщая детей к народной культуре, к праздникам и традициям, стараюсь подчеркнуть, как точны наблюдения за характерными особенностями времени года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Предки замечали мельчайшие подробности в изменениях природы, улавливали закономерности и связи одних явлений с другими, запоминали приметы. Например, если:



  • Осенью шерсть у зайца побелела – скоро наступит зима.

  • Куры садятся рано на насест – к морозу.

  • Лошадь топает, бьет задней ногой – к ненастью.

  • Ласточки летают низко – к дождю

  • Одуванчики сжимают свои головки – к дождю и т.д.

Познакомившись с народными приметами, дети наблюдают за птицами, насекомыми и растениями на прогулке. При совпадении их наблюдений с народными приметами, у детей появляется еще большее желание наблюдать, возникает много вопросов «почему?» В результате дети еще больше убеждаются в том, что «все на свете нужны…», что все в природе взаимосвязано.

Многие приметы, как видно из народного календаря, со временем приобрели форму пословиц и поговорок, например:



  • Увидал грача – весну встречай.

При проведении в детском саду календарных праздников, мы всегда стараемся донести до детей истинное их содержание. Например, праздник Пасхи, связанный с плодородием земли, где окрашенному яйцу приписываются свойства: спасение дома от пожара, помощь скотине от болезней, сбережение урожая от града – имеет и другое значение. Этот праздник учит нас милосердию, доброте.

Праздник Масленицы это не только проводы зимы и встреча весны, но и в определенном порядке общение с родственниками, чествование их. В последний день праздника, каждый человек просил у родных близких и соседей прощение за все причиненные обиды.

Рождество воспитывает уважение к старшим, учит правилам поведения в семье, призывает быть всем добрыми, щедрыми, тогда всем, делающим добро, будет еще большая благодать.

Сороки - это не только встреча весны и перелетных птиц. На этот праздник раньше не только развешивали скворечники, но и выпускали на волю птиц.

Все занятия, связанные с народным календарем, наблюдения и труд с детьми в природе, конечно же, дают свои положительные результаты. Дети становятся добрее отзывчивее, любознательнее и трудолюбивее. Многие не ломают веток, не срывают цветов, и даже делают замечания другим, которые ведут себя неподобающе.

Но необходимо, чтобы в этом же направлении велось воспитание детей и со стороны родителей. Для этого мы привлекаем родителей ко всем праздникам и, по возможности, к занятиям по экологическому воспитанию. Многие родители с удовольствием принимают участие, например, в лепке из теста жаворонков, в изготовлении скворечников к празднику «день птиц» (сороки), в выпечке блинов на Масленицу, в поделках из природного материала, в экскурсиях и т.д.



Очень хочется надеяться на то, что все добрые зерна, посеянные в дошкольном возрасте, проросли, а не погибли в дальнейшем. Только совместными усилиями можно вырастить настоящего человека.


Смотрите также:
Роль народного календаря в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
36.17kb.
1 стр.
Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста
66.44kb.
1 стр.
Анализ работы
223kb.
1 стр.
Учебно-методические и дидактические материалы для самостоятельной работы по курсу «методика математического развития детей дошкольного возраста»
1160.64kb.
7 стр.
Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье»
52.87kb.
1 стр.
Доклад по теме: Развитие музыкальности и чувства ритма у детей дошкольного возраста на уроках ритмики
119.19kb.
1 стр.
В физическом воспитании детей дошкольного возраста
63.46kb.
1 стр.
«Разработка инновационной модели включения детей раннего и дошкольного возраста в образовательное пространство»
138.35kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с истоками русской народной культуры Урала
149.67kb.
1 стр.
«Сударыня Масленица» для детей старшей группы
53.78kb.
1 стр.
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями
53.73kb.
1 стр.
Занятие «Страна волшебная балет»
57.59kb.
1 стр.