Главная
страница 1
Законность начисления и взимания организациями

жилищно-коммунального комплекса платы за

жилищно-коммунальные услуги
В соответствии с заданием прокуратуры города, в связи с многочисленными обращениями граждан, прокуратурой района проводится проверка законности начисления и взимания организациями жилищно-коммунального комплекса платы за жилищно-коммунальные услуги.

Всего в Василеостровском районе 1221 многоквартирных домов (далее – МКД), 70% которых расположены в исторической части застройки района.

Многоквартирные дома, находящиеся в управлении управляющих организаций – 982, из них имеющие собственность СПб – 962, без собственности СПб – 11, Минобороны – 4, прочие ведомства – 5, многоквартирные дома, находящиеся в управлении ТСЖ, ЖСК, ЖК – 216, из них, имеющие собственность СПб – 60, без собственности СПб – 156, многоквартирные дома при непосредственном управлении собственниками помещений – 1. Специализированный жилищный фонд – 22.

Теплоснабжение района осуществляется от теплоэлектроцентрали ТЭЦ-7 филиала «Невский» ОАО «ТГК-1», установленной мощностью 1213Гкал/час, 3-х котельных ГУП «ТЭК СПб», установленной мощностью 15 Гкал и 12 ведомственных котельных, установленной мощностью 126 Гкал, в среднем отпуск тепловой энергии составляет 935 Гкал, что достаточно для нужд района без учёта строительства перспективной застройки на намывных территориях.

От ТЭЦ-7 отходят две тепловых магистрали: «Наличная» в сторону западной части Васильевского острова и «Восточная» в сторону исторической части Васильевского острова. От распределительной сети тепломагистралей осуществляется теплоснабжение более 90% потребителей района. К теплоэлектроцентрали, через тепловые сети ОАО «Теплосеть Санкт-Петербурга» подключено 1494 зданий из них 1160 жилых.

С момента вступления в силу постановления Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» в прокуратуре Василеостровского района резко возросло количество обращений граждан, несогласных с начисленной управляющими компаниями платой за коммунальные услуги, особенно платой за отопление на индивидуальные и общедомовые нужды.

Порядок предоставления гражданам коммунальных услуг регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354. Расчет размера платы за коммунальные услуги приводится в Приложении № 2 к Правилам. В соответствии с данным постановлением в счетах-извещениях на оплату коммунальных услуг появилась строка – оплата на общедомовые нужды, в том числе холодное водоснабжение, водоотведение и отопление.

Согласно пунктам 44-48 указанного постановления расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованным коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется исходя из показаний такого прибора учета.

Показания общедомовых приборов учета снимаются ежемесячно с 21-ого числа предыдущего месяца по 20-ое число текущего месяца. Снятие показаний производится специализированной организацией автоматизированным способом.

Расчеты производятся в соответствии с формулами указанными в Приложении №2 к постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (раздел 1- для индивидуального потребления и раздел 3 -для общедомовых нужд).

Расчет потребления отопления:

1.на квартиру

Рот= Vод/Sоб*Sкв*Т, где

Vод –показания прибора учета

Sоб- общая площадь жилых, нежилых и общего имущества

Sкв – площадь квартиры

T –тариф, установленный Комитетом по тарифам

2.на общедомовые нужды

Рот о/д=(Vод*(1-Sжил+неж/Sоб)*Sкв*Т)/Sжил+неж

Sжил+неж - площадь жилых, нежилых помещений

При отсутствии общедомовых приборов учета, расчеты производятся по нормативам, утвержденным Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга №250-р от 22.08.12г.

Распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга, с 01.09.2012 года изменены тарифы и нормативы потребления коммунальных услуг на территории Санкт-Петербурга:



  • Распоряжение №497-р от 29.11.2011г – изменены тарифы на отопление и горячую воду.

  • Распоряжение №374-р от 20.12.2011 – изменены тарифы на холодную воду.

  • Распоряжение №434-р от 14.12.2011 – изменены тарифы на электроснабжение.

  • Распоряжение №426-р от 14.12.2011 – изменены тарифы на природный газ.

  • Распоряжение №235-р от 15.08.2012 – изменены тарифы за содержание и ремонт жилого помещения.

  • Распоряжение №250-р от 22.08.2012 – изменены нормативы потребления коммунальных услуг.

Существенным отличием новых нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению являются:

  1. Распределение годового объема полезного отпуска тепловой энергии по отоплению только на период отопительного сезона (8 месяцев), а не на 12 месяцев.

  2. Плата за коммунальные услуги в многоквартирном доме включает плату за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды. Это касается каждого из видов потребляемых коммунальных ресурсов.

Независимо от наличия или отсутствия у потребителя коммунальных услуг индивидуального прибора учета оплата за коммунальные услуги, использованные на общедомовые нужды рассчитывается пропорционально площади занимаемых помещений.

При наличии общедомовых приборов учета разница между их показаниями и суммой объемов индивидуального потребления (по счетчикам и нормативу) во всех жилых помещениях делиться на всех потребителей.

При отсутствии общедомовых приборов учета коммунальная услуга рассчитывается по нормативам потребления пропорционально занимаемого помещения.

Расчет величин нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению выполнен Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга на основании данных об общей площади многоквартирных и жилых домов, в том числе о площади жилых помещений и нежилых помещений, и площади помещений входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в соответствии с технико-экономическими паспортами многоквартирных и жилых домов (без учета площади чердаков и подвалов).

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Расчет размера платы услуги «Электроснабжение на общедомовые нужды» включает в себя расход электроэнергии (дневной, ночной) за исключением электроэнергии потребленной на общую площадь дома и умноженной на действующий тариф по электроэнергии. Полученный тариф умножается на общую площадь квартиры.

Во всех управляющих компаниях специалистами Государственной Жилищной инспекции, Управления Роспотребнадзора и Комитета по тарифам Санкт-Петербурга проверена правильность расчётов в счетах-квитанциях, выставляемых гражданам, на основании показаний общедомовых приборов учета и соответствия тарифов на жилищные и коммунальные услуги и нормативов потребления коммунальных услуг Правилам. Нарушений в части произведения математических расчётов бухгалтериями управляющих компаний, не выявлено.

В ходе проверки установлено, что в Василеостровском районе 222 МКД имеют 499 МКД, присоединённых к ним посредством внутриквартальных наружных сетей, так называемая «сцепка». Управляющими компаниями ООО «ЖКС №1 Василеостровского района» и ООО «ЖКС №2 Василеостровского района» для обеспечения теплоснабжения данных МКД заключены договоры с ОАО «Теплосеть Санкт-Петербурга», в которых указаны в качестве абонента – МКД с индивидуальными тепловыми пунктами, от которых получают теплоснабжение одновременно два и более МКД в качестве субабонента.

В указанные дома с октября 2012г. начисление платы за теплоснабжение осуществлялось неправильно с использованием показаний прибора учёта тепловой энергии, установленного на несколько домов.

В соответствии с п.2 Правил коллективный (общедомовой) прибор учета – средство измерения, используемое для определения объёмов (количества) коммунального ресурса, поданного в МКД. В случае, если общедомовой прибор учета определяет объём коммунальных ресурсов, поданных одновременно в два и более МКД, то плата за коммунальные услуги, предоставленные в такие дома, рассчитывается, исходя из норматива потребления коммунальных услуг. Сведения о наличии общедомового прибора учета в таких МКД должны исключаться из базы данных СПб ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» на основании информации, предоставленной управляющей организацией.

В указанных домах прибор учета теплоснабжения был исключен из базы расчётов только в декабре, что вызвало двойное начисление за теплоснабжение в квитанциях за январь 2013г. В дальнейшем начисления будут производиться по нормативам, установленным Распоряжением Комитета по тарифам СПб №250-р от 22.08.2012г.

В ООО «ЖКС №1 Василеостровского района» и ООО «ЖКС №2 Василеостровского района» выявлены факты неправильного исчисления размера общих площадей жилых и нежилых помещений, площадей помещений общего имущества дома. Управляющие компании направили в СПб ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» письмо с просьбой произвести перерасчёт за сентябрь – декабрь 2012г. в связи с корректировкой площадей. Перерасчёт до настоящего времени СПб ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» не произведён.

Также в ходе проверки в ООО «ЖКС №1 Василеостровского района» выявлены МКД, технические паспорта на которые составлялись в 1960-1970г.г. и не содержат сведений о площадях помещений общего имущества дома. Необходима ревизия всех технических паспортов МКД с целью установления достоверности исчисления площадей МКД.

В ходе проведения проверки в управляющих компаниях были затребованы договоры теплоснабжения (в горячей воде), заключенные с ОАО «ТГК №1». В соответствии с п.2.3., 2.4. договора энергоснабжающая организация (ОАО «ТГК №1») обязуется поддерживать температуру сетевой воды на коллекторе источника теплоты в соответствии с прогнозируемыми средними значениями температуры наружного воздуха. То есть количество отпускаемой Абоненту (управляющей компании) тепловой энергии устанавливается в зависимости от температуры наружного воздуха. График регулирования отпуска тепла от ТЭЦ-7, обслуживающей Василеостровский район, на отопительный сезон 2012-2013г.г. устанавливает конкретную температуру сетевой воды в подающем трубопроводе в соответствии с температурой наружного воздуха. Например, при температуре наружного воздуха -1о температура сетевой воды в подающем трубопроводе должна равняться 80о.

В ходе проверки от управляющих компаний затребованы месячные отчёты температуры сетевой воды в подающем трубопроводе, которая идёт на отопление МКД. Установлено, что в течение всего отопительного сезона 2012-2013г.г. температура поставляемого теплоносителя необоснованно завышена, не соответствует температуре наружного воздуха, что влечёт незаконное увеличение начислений гражданам за отопление и, соответственно, рост прибылей энергоснабжающей компании. Например, 31.12.2012г. – 05.01.2012г. температура наружного воздуха составляла 0о -1о. При таких погодных условиях температура сетевой воды в подающем трубопроводе не должна превышать 77о, однако, вода подавалась с температурой 92о-93о, т.е. завышение температуры теплоносителя составило 16о.

За проверяемый период 21.12.2012г. по 22.01.2013г. практически по всем домам района температура поставляемого ТЭЦ-7 теплоносителя составила 92о-93о, что не соответствовало температуре наружного воздуха.

Таким образом, в деятельности ОАО «ТГК №1» имеются нарушения Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 25.12.2012) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Учитывая актуальность проблемы, в целях ликвидации очага социальной напряженности, восстановления нарушенных прав граждан прокуратурой будут приняты все меры для устранения нарушений законодательства.


Старший помощник прокурора

Ольга Игоревна Цимбаревич


Смотрите также:
Законность начисления и взимания организациями жилищно-коммунального комплекса платы за
77.23kb.
1 стр.
Тарифное регулирование в сфере жилищно-коммунального хозяйства
269.91kb.
1 стр.
Информация о предварительных итогах работы Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса
202.15kb.
1 стр.
Центр муниципальной экономики
5966.14kb.
21 стр.
Методическое пособие «Реформа жилищно-коммунального хозяйства»
922.38kb.
4 стр.
Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства
1051.87kb.
4 стр.
Раскрытия информации организациями коммунального комплекса
57.74kb.
1 стр.
Формы раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии
222.38kb.
1 стр.
Наименование гостиничного комплекса
308.44kb.
1 стр.
Защита прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства в Ленинградской области
65.72kb.
1 стр.
Информация ООО «Автозаводская тэц»
93.76kb.
1 стр.
«Итоги проведения отопительного периода 2012/2013 года в Московской области и задачи по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса к осенне-зимнему периоду 2013/2014 года»
85.74kb.
1 стр.