Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» (ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)
УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе
«_____» ________________ 2012 г. КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА С ОСНОВАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Рабочая программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности «Педагогика и психология» заочной формы обучения сроком 6 лет Составитель: Судакова В.Е., старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики «УлГПУ им.И.Н.Ульянова» Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от «29» марта 2012 г. № 8).
Ульяновск, 2012 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА На современном этапе развития системы образования одной из главных задач является создание условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями. В то же время достаточно выражены интеграционные тенденции в образовании, поэтому любой педагог должен обладать специальными знаниями и умениями, широким научным кругозором и хорошо ориентироваться в теоретических и прикладных вопросах специального образования лиц с особыми образовательными потребностями. Одной из основных целей данной дисциплины является подготовка будущего специалиста к осознанному пониманию специфики психолого-педагогической деятельности с детьми, имеющими отклонения в развитии. В содержании дисциплины рассматриваются закономерности психического развития детей при разных формах дизонтогенеза, определяются содержание, характер, организационные формы психолого-педагогической и социальной помощи детям с ограниченными возможностями развития. Особую значимость внедрения дисциплины в систему высшего профессионального образования определяет ежегодное увеличение количества детей, нуждающихся в специальном (коррекционном) воздействии, внедрение различных форм активной дифференцированной помощи детям, имеющим трудности в обучении, школьную и социальную дезадаптацию. 1.1. Цель и задачи дисциплины: Цель дисциплины: - формирование знаний о специфике основных категорий специальной педагогики и психологии; - ознакомление студентов с общими и специальными закономерностями психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья; - формирование навыков организации психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в образовательных учреждениях; - развитие интереса к проблемам организации коррекционно-развивающей работы в образовательных учреждениях.
- определение природы и сущности физических и психических дефектов и отклонений в поведении детей дошкольного возраста выявление причин и условий их появления; - изучение психолого-педагогических закономерностей развития личности детей в условиях ограниченных возможностей здоровья и жизнедеятельности; - выявление ведущих тенденций в предупреждении и преодолении отклонений в развитии и поведении детей, этиологии нарушений, социально-педагогических условий жизнедеятельности ребенка; - ознакомление с основами специальной педагогики и психологии, спецификой обучения и воспитания детей с аномалиями в развитии и поведении; - овладение знаниями специфики коррекционно-развивающего образовательного и воспитательного процессов и отдельными умениями коррекционно-развивающей деятельности; - формирование профессионального гуманистически ориентированного мировоззрения специалиста, понимающего проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья и стремящегося к содействию в их решении.
Учебная программа подготовлена в соответствии с требованиями Государственного стандарта, предназначена для подготовки специалистов в области дошкольного воспитания. Дисциплина изучается на 3 и 4 курсах в 6 и 7 семестрах в соответствии с учебным планом. Программа курса рассчитана на 152 часа, из них 22 часа аудиторных занятий (включая 14 часов лекций, 8 часов практических занятий), 130 часов самостоятельной работы студентов. При составлении программы учтены междисциплинарные связи. При изучении дисциплины студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в рамках прохождения таких дисциплин, как «Общая психология», «Общая педагогика», «Возрастная анатомия и физиология», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Детская психология», «Дошкольная педагогика».
В результате изучения дисциплины студент должен знать: - основные категории специальной психологии и педагогики; - основные виды дефектов, психофизиологические особенности и категории детей с нарушениями развития; - формы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими отклонения в физическом, психическом и интеллектуальном развитии; - психолого-педагогические условия организации образования и воспитания с детьми, имеющими нарушения развития и поведения;
- выявлять психофизиологические особенности деятельности и затруднения детей с проблемами в развитии, намечать пути их преодоления; - составлять психолого-педагогическую характеристику детей с анализом трудностей обучения и результатами индивидуальной коррекционной работы; - организовывать педагогическое общение с детьми с ограниченными возможностями; владеть: - методами и приемами изучения особенностей деятельности и поведения детей, имеющих нарушения развития. 2. ВЫПИСКА ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3. ОБЪЕМ И ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
3.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ (в часах)
4. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ЛЕЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ. РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ЛЕКЦИЯ 1. Общие основы специальной педагогики. Дидактические основы специального образования (4 часа).
Основные понятия. Специальная педагогика. Предмет, субъект, объект, задачи специальной педагогики. Структура специальной педагогики: тифлопедагогика, сурдопедагогика, логопедия, олигофренопедагогика и т.д. Принципы специального образования: принцип педагогического оптимизма; принцип ранней педагогической помощи; принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования; принцип социально-адаптирующей направленности образования; принцип развития мышления, языка и компенсации как средств специального образования; принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании; принцип дифференцированного и индивидного подхода; принцип необходимости специального педагогического руководства. Индивидуальная форма организации обучения в специальном обучении. Классно-урочная система как одна из основных форм организации учебного процесса. Дополнительные и вспомогательные формы организации педагогического процесса в системе специального образования. Словесные средства и специфика их использования в коррекционно-образовательном процессе с детьми с детьми различными видами нарушений. Средства искусства как средство развития и коррекции. Печатная продукция для различных категорий детей с отклонениями в развитии. Особенности применения наглядных средств в специальном образовании. Дидактический материал – средство обучения и практической деятельности ребенка. Средства словесной наглядности. Технические средства обучения, применяемые для коррекции и компенсации недостатков развития. ЛЕКЦИЯ 2. Общие основы специальной психологии (2 часа).
Основные понятия. Специальная психология. Предмет, объект, задачи специальной психологии. Структура специальной психологии: сурдопсихология, тифлопсихология, лопсихология, олигофренопсихология и т.д. Методы специальной психологии: изучение документации ребенка, беседа, наблюдение; изучение продукта деятельности ребенка; эксперимент (обучающий эксперимент). Принципы специальной психологии: принцип детерминизма; принцип развития; принцип единства сознания и деятельности. РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЛЕКЦИЯ 3. Воспитание и обучение детей с нарушениями умственного развития (умственная отсталость) (2 часа).
Основные понятия. Умственная отсталость. Причины умственной отсталости: наследственные заболевания, генетические нарушения, внутриутробные инфекции, резус-конфликт, родовые травмы мозга, прижизненные факторы, алкоголизм и наркомания родителей. Типы умственной отсталости: олигофрения и деменция. Формы олигофрении по М.С.Певзнер. Степени олигофрении: дебильность, имбецильность, идиотия. Специальные учебные заведения для детей с умственной отсталостью. Социально-педагогическая и психологическая помощь. ЛЕКЦИЯ 4. Воспитание и обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (2 часа).
Основные понятия. Детский церебральный паралич. Нарушение мышечного тонуса, ограничение или невозможность произвольных движений, наличие насильственных движений, нарушения равновесия и координации движений, нарушение ощущений движений, недостаточное развитие цепных установочных выпрямительных рефлексов, синкинезии, наличие патологических тонических рефлексов. Нарушения психики при ДЦП. Речевые нарушения при ДЦП. Коррекционная работа при ДЦП. ЛЕКЦИЯ 5. Воспитание и обучение детей с сенсорными нарушениями (слух, зрение). (4 часа).
Основные понятия. Сурдопедагогика. Сурдопсихология. Аудиометрия. Технические возможности компенсации: слуховые аппараты, кохлеарная имплантация. Глухие дети, слабослышащие, позднооглохшие. Тактильная и жестовая речь. Тифлопедагогика. Тифлопсихология. Глаукома, амблиопия, астигматизм, катаракта. Незрячие, слабовидящие. Врожденная слепота, приобретенная слепота. Обучение по системе Брайля. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ. РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ЗАНЯТИЕ 1. Плюсы и минусы интегрированного обучения – дискуссия (деловая игра) (2 часа). Группа студентов делится на три подгруппы, выполняющих в течение недели подготовку к дискуссии: 1 подгруппа – сторонники интеграции, которые должны выполнить следующие задания: А) определить основные плюсы интеграции, сформулировать теоретические обоснования необходимости осуществления интеграционных процессов в специальном образовании, найти положительные примеры интеграции в практике специального образования; Б) подготовить доклад; В) найти интересную форму подачи доклада слушателям. 2 подгруппа – противники интеграции, которые выполняют следующие задания: А) определить основные минусы интеграции, обосновать плюсы раздельного обучения детей с разным уровнем психического и физического здоровья, найти отрицательные примеры интеграции в практике специального образования; Б) подготовить доклад; В) найти интересную форму подачи доклада слушателям. 3 подгруппа – эксперты, которые должны принять решение о наиболее эффективном способе организации отечественного специального образования на современном этапе, и в процессе дискуссии сформулировать основные направления развития специального образования в России, на основе фактов и аргументов, приводимых в литературе, а аткже участниками дискуссии. Литература.
РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЗАНЯТИЕ 2. Образование детей с задержкой психического развития (2 часа).
Литература.
ЗАНЯТИЕ 3. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями речи (2 часа).
Литература.
ЗАНЯТИЕ 4. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями эмоционального развития (2 часа).
Литература.
5.СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Текущий контроль осуществляется на семинарских занятиях в виде устного опроса студентов по заданной теме, обсуждения проблемных ситуаций, связанных с темой семинара. Итоговый контроль осуществляется на зачете, после изучения всех тем дисциплины. Проводится в форме теста. 5.1.Тестовые задания для проведения зачета.
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов (выберите несколько вариантов):
Варианты ответов (выберите несколько вариантов):
Варианты ответов (выберите несколько вариантов):
Варианты ответов:
Варианты ответов (выберите несколько вариантов):
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов (выберите несколько вариантов):
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов (выберите несколько вариантов):
Варианты ответов:
Варианты ответов (выберите несколько):
Варианты ответов (выберите несколько):
Варианты ответов (выберите несколько):
Варианты ответов:
5.2.Задания для самостоятельной работы студентов Студенты самостоятельно изучают и проводят анализ основной и дополнительной психолого-педагогической и методической литературы, ресурсов интернета к семинарским занятиям. Цель самостоятельной работы – закрепить и углубить знания, полученные на аудиторных занятиях, а также способствовать развитию у студентов творческих навыков и инициативы в изучении дисциплины. Дополнительные задания для самостоятельной работы:
6. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ По результатам освоения дисциплины студенту выставляется зачет. Условиями получения зачета являются: 1.Посещение лекционных, семинарских занятий. 2.Работа на семинарских занятиях: ответы на поставленные контрольные вопросы, доклады, обсуждения, дискуссии и т. п. 3.Выполнение теста (80% правильных ответов). Таким образом, «Зачет» получает студент, выполнивший все вышеозначенные условия, проявивший активность и самостоятельность при изучении дисциплины 7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 7.1. Рекомендуемая литература:
Дополнительная литература
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 8.1. Программное и коммуникационное обеспечение дисциплины Для обеспечения освоения данной дисциплины необходимо: - нормативно-правовые акты в области образования; - рабочая программа; - компьютерный класс; - книжные фонды библиотеки УлГПУ; - Интернет-ресурсы; - аудиовизуальные средства – звуковые фильмы, активное использование информационных технологий (презентации, компьютерные слайд-шоу и т.п.). Литература по разделу «Основы специальной педагогики и психологии» представлена в списках, рекомендованных в качестве основной и дополнительной. Интернет-ресурсы: http://window.edu.ru Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Система предоставляет свободный доступ к интегральному каталогу образовательных Интернет-ресурсов, к электронной библиотеке учебно-методических материалов для общего и профессионального образования и к ресурсам системы федеральных образовательных порталов. В разделе «Библиотека» представлено более 10000 учебно-методических материалов, разработанных и накопленных в системе федеральных образовательных порталов, а также изданных в университетах, ВУЗах и школах России. В «Каталоге» хранится более 30 000 описаний образовательных Интернет-ресурсов, систематизированных по дисциплинам профессионального и предметам общего образования, типам ресурсов, уровням образования и целевой аудитории. Имеется также «Глоссарий терминов по образованию» и система новостей образования. http:// www. inclusion. vzaimodeystvie. ru Интернет-проект центра «Взаимодействие» освещающего вопросы необходимости и возможности организации инклюзивного образования. На сайте представлены документы, общие сведения и статьи об организации и осуществлении инклюзивного образования. http://www.pedlib.ru. - Педагогическая библиотека, в которой представлены учебные пособия, монографии, статьи из периодических изданий, методические пособия по основным разделам: «Педагогика», «Дефектология», «Логопедия», «Психология». http://www.profile-edu.ru Образовательный сайт, содержащий множество материалов по педагогическим дисциплинам, в разделе «Коррекционная педагогика» содержатся материалы по воспитанию и обучению различных категорий детей с особыми образовательными потребностями. Рабочая программа учебной дисциплины «КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА С ОСНОВАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ» Составитель: Судакова В.Е. Ульяновск: ФГБОУ ВПО УлГПУ, 2012 – 19 с. Программа составлена с учетом государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050703.65 «Дошкольная педагогика и психология», Положения о практике студентов в ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова» Составитель_________________Судакова В.Е. (подпись) Рабочая программа учебной дисциплины (практики) одобрена на заседании кафедры дошкольной педагогики "_27__" __марта________ 2012г., протокол № 7____ Заведующий кафедрой ____________________________________________________________________
Сотрудник библиотеки ____________________________________________________________________
Председатель ученого совета факультета ____________________________________________________________________
"___" __________ 20__г., протокол № ____ Начальник учебного управления. ____________________________________________________________________ личная подпись расшифровка подписи дата Программа зарегистрирована в университетском редакционно-издательском секторе под учетным номером __________ на правах учебно-методического электронного издания. Начальник УРИС __________________________________________________________________ личная подпись расшифровка подписи дата Смотрите также: Рабочая программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности «Педагогика и психология» заочной формы обучения сроком 6 лет
295.2kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703 «Дошкольная педагогика и психология»
261.86kb.
1 стр.
Пояснительная записка Учебная программа курса «История педагогики»
225.04kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «моделирование социально-экономических процессов» Направление 080500 Менеджмент
272.37kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа для студентов 2 курса очной и заочной формы обучения специальности 050602. 65 «Изобразительное искусство»
632.96kb.
3 стр.
Рабочая учебная программа для студентов 4 курса очной и заочной формы обучения специальности 050602. 65 «Изобразительное искусство»
533.37kb.
2 стр.
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 032600. 00
236.88kb.
1 стр.
Программа дисциплины для студентов всех специальностей заочной формы обучения
186.97kb.
1 стр.
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050401. 65 История
286.28kb.
1 стр.
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 032600. 00 «История»
217.78kb.
1 стр.
Учебная программа по дисциплине «Психологическая служба в образовании» (наименование учебной дисциплины) для специальности «Педагогика и психология»
573.43kb.
2 стр.
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 030501. 65 Юриспруденция, специализация 196.31kb.
1 стр.
|