Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4






United Nations

CCPR/C/TJK/Q/2/Add.1



International Covenant on
Civil and Political Rights


Distr.: General

13 June 2013


Original: Russina
Human Rights Committee

108th session

8-26 July 2013

Item 6 of the provisional agenda

Consideration of reports submitted by States parties
under article 40 of the Covenant


List of issues in relation to the second periodic report of Tajikistan, adopted by the Committee at its 107th session (11 - 28 March 2013)

Addendum

Replies of Tajikistan to the list of issues*

[13 June 2013]



Информация

относительно вопросов, которые будут затронуты

в связи с рассмотрением второго периодического отчета Таджикистана по Международному пакту о гражданских и политических правах (МПГПП), принятого Комитетом в ходе 108 сессии, 11-28 марта 2013 года

Правительство Республики Таджикистан, отвечая на вопросы Комитета ООН по правам человека, связанные с рассмотрением второго периодического отчета Таджикистана по МПГПП (CCPR/C/TJK/2), сообщает следующее.



1. В настоящее время основным приоритетом для внутренней и внешней политики Республики Таджикистан является защита прав и основных свобод человека. Доказательством тому является Конституция Республики Таджикистан - первый в отечественной практике правовой документ, воплощающий перечень прав и свобод человека, который сформировался под воздействием конституционной практики как демократических зарубежных государств, так и международных стандартов в области прав и свобод. В соответствии со статьей 10 Конституции Республики Таджикистан международно-правовые акты, признанные Таджикистаном, являются составной частью правовой системы страны. В случае несоответствия законов страны признанным международно-правовым актам применяются нормы международно-правовых актов. С момента приобретения независимости Таджикистан ратифицировал 7 основных универсальных актов в области прав человека, а также более 10 двусторонних соглашений в области прав человека в рамках различных международных и региональных организаций. Правительством страны принимаются меры по своевременному рассмотрению индивидуальных жалоб в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах. Следует отметить, что суды при вынесении своих решений регулярно ссылаются на соответствующие положения международных договоров, в том числе на положения Международного пакта о гражданских и политических правах. Механизм применения международных актов, признанных Таджикистаном, определяется в постановлениях Пленума Верховного Суда. Вместе с тем начиная с 2005 года в программу обучения судей включаются темы по применению международных актов при рассмотрении судебных дел.

2. В 2008 году принят Закон Республики Таджикистан «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Таджикистан». Во исполнение данного Закона 27 мая 2009 г. назначен первый Уполномоченный по правам человека (Омбудсмен). В соответствии с названным законом при осуществлении своих полномочий Уполномоченный по правам человека независим и неподотчетен каким-либо органам государственной власти, органам самоуправления в поселке и селе (джамоатам) и должностным лицам. Деятельность Уполномоченного по правам человека дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан и обеспечивает восстановление нарушенных прав и свобод. Следует отметить, что 28 марта 2012 года в Аккредитационном подкомитете ООН по координации деятельности национальных институтов по правам человека рассмотрена заявка Уполномоченного по правам человека в Республике Таджикистан о соответствии Парижским принципам. В результате институту Уполномоченного по правам человека был присвоен статус «В». В соответствии со статьей 12 Закона Республики Таджикистан «Об Уполномоченном по правам человека» при рассмотрении жалоб Уполномоченный по правам человека проводит проверки, в ходе которых вправе беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы самоуправления в поселке и селе (джамоаты), учреждения, организации и предприятия, независимо от их организационно-правовых форм, общественные объединения, а также воинские части, учреждения исполнения уголовного наказания, другие военные формирования и учреждения, находящиеся на территории Республики Таджикистан, а также запрашивать и получать информацию, необходимую для осуществления ею функций. При получении сведений о массовых или грубых нарушениях прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный по правам человека вправе по собственной инициативе проводить проверки в пределах своей компетенции. Для обеспечения деятельности Уполномоченного по правам человека и осуществления им своих полномочий создан аппарат Уполномоченного по правам человека, состоящий из 21 государственного служащих и 15 человек обслуживающего персонала. Штат института нанимается по результатам конкурсного отбора путем размещения информации о проведении конкурса в официальных средствах массовой информации не позднее одного месяца до начала конкурсного отбора. В конкурсном отборе также могут участвовать и представители гражданского общества. Финансирование деятельности Уполномоченного по правам человека осуществляется за счет государственного бюджета и внебюджетных источников. Ежегодно в государственном бюджете Республики Таджикистан предусматривается отдельная строка для финансирования деятельности уполномоченного по правам человека. Институт Уполномоченного по правам человека при осуществлении деятельности использует также средства международных организаций. Средства доноров в течение двух лет использовались для поддержки деятельности информационно-аналитического отдела, создания и деятельности нескольких общественных приёмных Уполномоченного по правам человека на местах. Также, при финансовой поддержке Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в 2012 году образован и действует Отдел по государственной защите прав ребенка, финансирование которого с 2014 года будет переведено на государственный бюджет. Необходимо отметить, что 3 апреля 2013 года распоряжением Президента Республики Таджикистан утвержден Национальный План Республики Таджикистан по реализации рекомендаций государств - членов Совета ООН по правам человека к Универсальному периодическому обзору Республики Таджикистан по правам человека на 2013-2015 годы, в котором предусмотрены мероприятия по совершенствованию деятельности Уполномоченного по правам человека, а также приведение национального законодательства об Уполномоченном по правам человека в соответствие с Парижскими принципами.

3. Согласно статье 17 Конституции Республики Таджикистан мужчины и женщины равноправны. В Таджикистане уделяется особое внимание роли женщины в обществе. В связи с чем 3 декабря 1999 года был принят Указ Президента «О повышении роли женщин в обществе». В 2005 году был принят Закон Республики Таджикистан «О государственных гарантиях равноправия мужчин и женщин и равных возможностей их реализации», в котором закреплены государственные гарантии по обеспечению равных возможностей для мужчин и женщин в сфере государственной службы, социально-экономической сфере, реализации избирательного права и т.д. Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 1 ноября 2006 года была утверждена Государственная программа «Воспитание, подбор и расстановка руководящих кадров из числа способных женщин и девушек на 2007-2016 годы». Основной целью названной программы является расширение представительства женщин – руководителей в государственных органах. Общим показателем достижения этой цели является представительство женщин в законодательной, исполнительной и судебной ветвях власти на уровне не менее 30%, а также увеличение представительства женщин в органах местного самоуправления. По итогам последних парламентских выборов, состоявшихся в феврале 2010 года, 5 женщин стали членами Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан и 12 - депутатами Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан. В областные, городские и районные органы представительной власти ((Маджлисы народных депутатов) избраны 459 женщин (в предыдущем созыве 2005 г.-404). Во всех структурах исполнительной власти как в центральных, так и в местных органах работают 4793 женщины, из них 920 занимают руководящие должности, 4 женщины являются председателями районов, 67 женщин заместителями председателей районов. Одна женщина является заместителем Премьер - министра Республики Таджикистан. Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 29 мая 2010 года утверждена Национальная стратегия активизации роли женщин в Республике Таджикистан на период 2011-2020 годы. Открыт финансируемый из госбюджета «Центр самопознания женщин г. Душанбе» (оказание юридической помощи, профобучение, содействие при устройстве на работу). Законом Республики Таджикистан “О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Республики Таджикистан” от 21 июля 2010 года повышен брачный возраст с 17 лет до 18 лет. Целью повышения брачного возраста является обеспечение прав девушек на получение образования и их подготовка к самостоятельной жизни, а также реализация отдельных положений Конвенции ООН о правах ребенка. В настоящее время при Комитете по делам женщин и семьи реализуется Проект «Службы поддержки девочек, подвергшихся насилию». Функционируют ряд реабилитационных центров государственных и общественных объединений. Вместе с тем Распоряжением Министра труда и социальной защиты населения Республики Таджикистан от 7 декабря 2011 года № 216 создан Координационный совет по гендерным вопросам. Данный совет был создан во исполнение Закона Республики Таджикистан «О государственных гарантиях равноправия мужчин и женщин и равных возможностей их реализации». В министерствах и ведомствах республики женщинам и мужчинам предоставляется равная возможность для участия в конкурсе на замещение вакантных должностей государственной службы. В соответствии со статьёй 13 Закона Республики Таджикистан «О государственном социальном страховании» женщинам - работницам предусматриваются гарантии и льготы, направленные на восстановление состояния здоровья женщин в период беременности и родов, а также по уходу за ребёнком. Пособие по беременности и родам женщине - работнице выплачивается в размере полного заработка на весь период отпуска, предоставленный ей по причине беременности и родов. Агентства занятости населения на местах содействуют вопросам поддержки инициативы женщин для занятия предпринимательской деятельностью, для предоставления льготных кредитов женщинам. За 2012 год 1093 женщинам были выплачены льготные кредиты. В отчётный период с целью развития женского предпринимательства и создания новых рабочих мест постановлениями Правительства Республики Таджикистан от 4 июля 2006 года за № 306 и от 4 сентября 2008 года за № 448 «Об учреждении грантов Президента Республики Таджикистан в области предпринимательской деятельности среди женщин» было выделено 3 млн. 300 сомони, которые получили 190 женщин - предпринимателей и общественные организации. В ходе реализации данных проектов были обеспечены рабочими местами 21 тысяча женщин и девушек. Согласно данным Национального Банка Республики Таджикистан на 2010 год из общего числа получивших малые и средние кредиты 34% составляли женщины. Необходимо отметить, что число женщин, руководящих Дехканскими хозяйствами в 2004 году, составляло 2695 человек, данная цифра в 2010 году достигла 3421 человек, что показывает о возрастающей экономической состоятельности женщин в республике. Привлечение девушек в сферу образования является основным способом достижения равноправия мужчин и женщин. С этой целью и выполнения государственой программы со стороны государственных структур совместно с местными общественными орагнизациями проведен ряд мероприятий информационного и организационного характера. В результате в 2009-2010 учебном году из обшего числа учеников средних школ 1 млн. 676 тыс. 749 человек , 791 тыс. 724 человека составили девочки, что на 23924 больше чем в 2004 году. Также в высшие учебные заведения республики привлечен 45921 человек, что на 15321 человека больше чем в 2004 году. В 2011 году на курсах повышения квалификации госслужащих на базе Института Управления государственной службы и на выездных курсах обучались в целом 507 женщин, из них 204 женщины на базе института, 120 женщин - на выездных курсах, 183 женщины на семинарах - тренингах. В 2012 году 560 женщин госслужащих прошли курсы повышения квалификации.В настоящее время в республике при поддержке ОБСЕ реализуются программы «Гендерные аспекты государственного бюджета, гендерная статистика», «Гендерные стереотипности», «Правовые основы гендерного равенства в Республике Таджикистан: вопросы распределения земельных участков, наследование имущества». С целью подготовки молодых и одарённых девушек в местностях со стороны Комитета по делам женщин и семьи при Правительстве Республики Таджикистан проводятся курсы подготовки женщин по программе «Женщина - лидер». Со стороны отделов и секторов по делам женщин и семьи местных органов государственной власти областей городов и районов в местностях проводятся курсы «Кто лидер», «Женщина лидер», «Как стать лидером» для одарённых женщин и девушек.

4-5. В настоящее время в республике в должностях судьей работают 79 женщин, из них 13 - занимают руководящие должности, из которых 7 председателей судов областей, городов и районов. Вместе с тем 3 члена, или 20%, Центральной комиссии по выборам и референдумам составляют женщины. Для организации и проведения выборов депутатов Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли в 2010 году на территории страны был образовано 41 одномандатный округ. Из общего количества 443 членов окружных избирательных комиссий 98, или 22,1%, составляли женщины. Для проведения выборов членов Маджлиси милли на территории республики было организовано 5 избирательных округов, из 55 членов комиссий которых 13, или 23,6%, составляли женщины. Участие женщин в законодательном органе Республики Таджикистан после выборов 2010 года выглядит следующим образом:

из 33 членов Маджлиси милли Маджлиси Оли - 5 женщин, или 15,1%;

из 63 депутатов Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли - 11 женщин, или 17,4%;

из 198 депутатов областных Маджлисов народных депутатов - 43 женщины, или 21%;

из 2567 городских и районных депутатов местных Маджлисов народных депутатов - 416 женщин, или 16%.

Следует отметить, что Управлением государственной службы при Президенте Республики Таджикистан в целях увеличения представительства женщин на выборных должностях и подготовки кадров с 2009 года по настоящее время ведется обучение на магистерских курсах по направлению «Государственное управление». За этот период количество подготовленных и обучающихся женщин составляет 104 человека В результате реализуемых мер уровень участия женщин в государственной службе за 2005-2013 годы выражается следующим образом:

2007 год:

Численность государственных служащих - 16028, из них 12105 (или 75,5 процента) мужчин, 3923 (или 24,5 процента) женщины.

На руководящих должностях: в центральных органах и структурах их подчинения - 2137 служащих, из них 236 женщин, в местных органах государственной власти - 1783, из них 286 женщин, в органах самоуправления в поселке и на селе - 1109, из них 260 женщин;

2008 год:

Численность государственных служащих - 16236, из них 12321 (или 75,9 процента) мужчин, 3915 (или 24,1 процента) женщин.

На руководящих должностях: в центральных органах и структурах их подчинения - 1601 служащий, из них 241 женщина, в местных органах государственной власти - 1022, из них 248 женщин, в органах самоуправления в поселке и на селе - 1127, из них 275 женщин;

2009 год:

Численность государственных служащих - 16572, из них 12230 (или 73,8 процента) мужчин, 4342 (или 26,2 процента) женщины.На руководящих должностях: в центральных органах и структурах их подчинения - 1759 служащих, из них 286 женщин, в местных органах государственной власти - 2838, из них 772 женщины, в органах самоуправления в поселках и на селае - 1132, из них 262 женщин;

2010 год:

Численность государственных служащих - 17686, из них 13313 (или 75,2 процента) мужчины, 4373 (или 24,7 процента) женщины.В общем, на руководящих должностях: в центральных органах и структурах их подчинения - 2641 служащих, из них 382 женщин, в местных органах государственной власти - 1687, из них 382 женщин, в органах самоуправления поселках и селах - 1112, из них 256 женщин;

2011 год:

Численность государственных служащих - 18248, из них 13883 (или 76,1 процента) мужчины, 4365 (или 23,9 процента) женщин. В общем на руководящих должностях: в центральных органах и структурах их подчинения - 2828 служащих, из них 391 женщина, в местных органах государственной власти - 1645, из них 424 женщины, в органах самоуправления в поселках и на селе - 1117, из них 233 женщины;

2012 год:

Численность государственных служащих - 18916, из них 14423 (или 76,3 процента) мужчины, 4493 (или 23,7 процента) женщины. В общем на руководящих должностях: в центральных органах и структурах их подчинения - 2887 служащих, из них 394 женщины, в местных органах государственной власти - 1654, из них 429 женщин, в органах самоуправления в поселках и на селе - 1157, из них 258 женщин; по состоянию на 1 января 2013 года: численность государственных служащих составляет 18491, из них 14148 (или 76,5 процента) мужчин, 4343 (или 23,5 процента) женщины. В общем на руководящих должностях: в центральных органах и структурах их подчинения - 3117 государственных служащих, из них 539 женщин, в местных органах государственной власти - 1440, из них 314 женщин, в органах самоуправления в поселках и на селе- 1186, из них 266 женщин.

6. В соответствии с Конституцией РТ «каждый имеет право на образование. Общее основное образование обязательно. Государство гарантирует общее основное обязательное бесплатное образование в государственных учебных заведениях». Согласно статье 6 Закона Республики Таджикистан «Об образовании» гражданам Республики Таджикистан, независимо от национальности, расы, пола, языка, религиозных убеждений, политического положения, социального и имущественного состояния, гарантируется право на образование. В связи с определёнными проблемами социального и экономического характера в последние годы наметилась проблема отставания от школы детей, в том числе и девочек. Для предотвращения данного негативного явления со стороны государственных структур и гражданского общества были проведены «круглые столы», конференции, встречи и другие программы информационного характера, которые направлены на предотвращение данного негативного явления. В результате предпринимаемых шагов в 2012 - 2013 учебном году общее число отставших от школ уменьшилось до 1028 человек (513 - девочки, 515 - мальчики) данное число в учебном 2011-2012 году составляло 1656 человек (855 - девочки, 801 - мальчики).

7. Анализ состояния преступности по республике показал, что за 2012 год количество преступлений, совершенных в отношении женщин, составляет 2285 (2011 год – 2358). Из них: убийство - 23 (2011г. - 30), изнасилование - 50 (2011г. - 64), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью -11 (2011г. - 15), торговля людьми и другие преступления, связанные с торговлей людьми - 8 (2011г. - 3), прочие -2.193 (2011г. - 2.246). По всем фактам совершения преступлений в отношении женщин были возбуждены уголовные дела, проводилось расследование. Большинство преступлений, совершенных в отношении женщин, были раскрыты, виновные привлечены к уголовной ответственности и осуждены. Приказом МВД Республики Таджикистан от 17 марта 2010 года в органах внутренних дел введены должности инспекторов по противодействию насилию в семье. Насилие, в том числе физическое, в отношении детей является уголовным преступлением. Совершение преступления в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, а также в отношении малолетнего, несовершеннолетнего, другого беззащитного или беспомощного лица, либо лица, находящегося в зависимости от виновного, Уголовным кодексом признается отягчающим обстоятельством вины.

Ранее уголовные дела, сопряженные с применением насилия в отношении женщин, регистрировались в графе «прочие преступления». С целью более достоверного учета начиная с 2002 года Совет юстиции ведет в этом направлении собственную статистику, и по предложению Совета юстиции в 2010 году внесены дополнения в соответствующие формы отчётности, что позволяет проследить динамику судимости и принятие мер, направленных на предупреждение указанных преступлений. Динамика судимости по Республике Таджикистан за период 2009-2012 годов за преступления, совершенные в отношении женщин, выглядит следующим образом:



Статьи УК РТ

ГОДЫ

2009

(осуж.лиц)

2010

(осуж.лиц)

2011

(осуж. лиц)

2012

(осуж.лиц)

Всего

осуж. за

4 года

ст. 167 (торговли людьми и торговля несовершеннолетними)

13

26

45

17

101

ст. 170 (двоеженство или многоженство)

162

121

62

80

425

ст. 138 (изнасилование)

54

53

72

54

233

ст. ст. 109, 110, 111, 116, 117, 120, 130, 131, 133, 134, 181

(преступления сопряженные с насилием в отношении женщин)

117

37

39

23

216

Итого:

346

237

21

8

174

975

По данным Министерства внутренних дел Республики Таджикистан, за период 3-х месяцев 2013 года, по статистическим данным, со стороны 180 женщин совершены преступления различной категории тяжести, а также в отношении 492 женщин совершены уголовные преступления.

8. В последние годы национальная законодательная база республики активно модернизируется и развивается по направлению к существующим реалиям, связанным с проблемой дискриминации в отношении женщин. Согласно статье 17 Конституции Республики Таджикистан «Государство гарантирует права и свободы каждого, независимо от его национальности, расы, пола, языка, вероисповедания, политических убеждений, образования, социального и имущественного положения». Кроме того, защита прав и интересов женщин гарантируется Уголовным, Семейным, Трудовым кодексами и другими нормативными актами. Совершение преступления в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, а также в отношении малолетнего, несовершеннолетнего, другого беззащитного или беспомощного лица, либо лица находящегося в зависимости от виновного, Уголовным кодексом признается отягчающим обстоятельством вины. Статья 140 Уголовного кодекса Республики Таджикистан, наряду с другими признаками, также предусматривает уголовную ответственность за понуждение к действиям сексуального характера с использованием служебной, материальной или иной зависимости потерпевшего. Иными словами, законодательство республики признает сексуальное домогательство как преступление и предусматривает уголовное наказание. 1 марта 2005 года принят Закон Республики Таджикистан «О государственных гарантиях равноправия мужчин и женщин и равных возможностей их реализации», который регулирует отношения по обеспечению конституционных гарантий равноправия мужчин и женщин и направлен на предотвращение дискриминации по признаку пола. В 2013 году с целью выполнения международных обязательств Республики Таджикистан Парламентом республики был принят Закон Республики Таджикистан «О предупреждении насилия в семье». Следует отметить, что впервые было апробировано проведение законопроекта в пакете с поправками к другим законодательным актам - Закону Республики Таджикистан «О милиции», Уголовному кодексу Республики Таджикистан и Кодексу Республики Таджикистан об административных правонарушениях. В рамках реализации настоящего закона Правительством Республики Таджикистан и соответствующими министерствами и ведомствами республики разрабатываются планы мероприятий, проекты постановлений. Главной целью принятия данного закона является защита прав членов семьи. В законе определены пути оказания правовой, медицинской и психологической помощи пострадавшим от насилия гражданам.



9. Для оказания помощи и поддержки женщинам, пострадавшим от насилия, профилактики и пресечения бытового насилия в семье, защиты прав, свобод и конституционных гарантий женщин в сфере семейных отношений в республике созданы и функционируют 18 кризисных центров и 3 их филиала. Разработанный и принятый 19 марта 2013 года Закон Республики Таджикистан «О предупреждении насилия в семье» призван решать именно эти вопросы. Этим законом определены правовые и организационные основы предупреждения насилия в семье, органы и организации, осуществляющие меры по их предупреждению и пресечению. В период с 2009 - 2012 годов в Учебном центре судей при Совете юстиции Республики Таджикистан (далее - Учебный центр) осуществляется Программа по обучению судей, включающая гендерные аспекты. За этот период на семинарах приняли участие 280 судей. Кроме того, в соответствии с планом деятельности Учебного центра был осуществлен мониторинг рассмотренных гражданских и уголовных дел судьями, которые приняли участие на семинарских занятиях в 2009 - 2010 годах. В ходе осуществления мониторинга были обобщены статистические данные более 12 721 гражданского и уголовного дела по проблемам прав женщин. Результаты мониторинга были обсуждены на заседании «круглого стола» с участием судей Верховного Суда, судей из городов и районов республики, а также представителей гражданского общества. Следует отметить, что на основании осуществленного мониторинга была разработана новая Программа и Модуль семинара на тему «Обеспечение равноправия женщин и не дискриминационное отношение к ним через повышение квалификации судей», по которой обучены 140 судей. В течение 2011 - 2012 годов при родильных домах городов Курган - Тюбе и Куляба Хатлонской области, Худжанда и Кайракума Согдийской области, а также городов Душанбе, Вахдата и при родильном отделении Центральной больницы Раштского района организованы и функционируют кабинеты консультирования и оказания медицинской помощи по домашнему насилию против женщин и детей. С целью повышения уровня знаний специалистов при поддержке Фонда народонаселения ООН с 16 по 18 мая в городе Душанбе было проведено обучение специалистов вышеназванных городов и районов республики на тему «Своевременная диагностика по домашнему насилию женщин и предоставление первичной медицинской помощи пострадавшим». С 2010 года по инициативе Правительства страны, неправительственных организаций и при финансовой поддержке ОБСЕ было организовано и проведено 8 специализированных семинаров- совещаний для сотрудников органов внутренних дел и других силовых структур, а также для местного населения на тему: «Специализированное обучение сотрудников по домашнему насилию и гендерно - чувствительной деятельности», на которых приняли участие и прошли обучение более 60 сотрудников органов внутренних дел. С момента открытия специальных кабинетов и по февраль 2013 года к инспекторам по противодействию насилию в семье обратились более 1500 жертв бытового насилия. В отношении обратившихся женщин было совершено насилие со стороны членов их семей. С каждой обратившейся женщиной была проведена беседа, в процессе которой были выяснены причины совершения правонарушения и преступлений в их отношении. По итогам проведенных профилактических рейдов более 900 неблагополучных семей были взяты на учет с целью постоянного контроля как со стороны участковых, так и вновь назначенных инспекторов. Анализ преступлений, совершенных в отношении женщин, показывает, что за период 2012, по данным МВД Республики Таджикистан, было совершено 336 преступлений. Для тщательного изучения нарушений прав и свобод женщин в семейно - бытовых конфликтах с 2010 года для курсантов 3 курса Академии МВД введен новый учебный курс «Насилие в семье» в объеме 20 часов обязательных занятий, а также 120 часов факультативных занятий. За период 2012 года к инспекторам по предотвращению насилия в семье обратились 456 граждан по причинам применения насилия различной степени тяжести. В отношении самих заявителей или членов их семей, из них: было рассмотрено 133 заявления, в отношении мужчин - 73, в отношении женщин - 54, в отношении несовершеннолетних - 8, материалов, по которым было отказано в возбуждении уголовного дела, - 102, по 391 факту заявителям было рекомендовано обратиться в суд.

10. Согласно статье 5 Конституции Республики Таджикистан человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Жизнь, честь, достоинство и другие естественные права человека неприкосновенны. Республика Таджикистан в целях гуманизации уголовного законодательства, а также имплементации норм международных актов принимает необходимые меры. В ранее действующем Уголовном кодексе Республики Таджикистан за совершение 44 особо тяжких преступлений было предусмотрено наказание в виде смертной казни. 21 мая 1998 года был принят новый Уголовный кодекс Республики Таджикистан, который предусматривал смертную казнь за совершение 15 особо тяжких преступлений. 1 августа 2003 года был принят Закон Республики Таджикистан «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Таджикистан», в соответствии с которым количество статей, предусматривающих смертную казнь, было сокращено до 5. 30 апреля 2004 года Президент Республики Таджикистан подписал Указ «О введение моратория на смертную казнь». 15 июля 2004 года был принят Закон Республики Таджикистан «О приостановлении применения смертной казни». 1 марта 2005 года Уголовный кодекс Республики Таджикистан был дополнен статьей 58 (1), которая гласит: «Пожизненное лишение свободы назначается только как альтернатива смертной казни за совершение особо тяжких преступлений». В порядке помилования смертная казнь может быть заменена на пожизненное лишение свободы или лишение свободы сроком на двадцать пять лет. 8 апреля 2010 года Президентом страны создана рабочая группа по изучению правовых и социальных основ существования смертной казни в системе законодательства Республики Таджикистан. В настоящее время данной рабочей группой разработан план мероприятий, включающий изучение мировой практики и законодательства стран, отменивших смертную казнь, анализ состояния преступности до и после введения моратория на смертную казнь, проведение социологического исследования с различными слоями общества, а также рассмотрение возможности ратификации второго Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах. В 2012 году в отношении 8 осужденных за совершение ряда особо тяжких преступлений судами республики вынесены приговоры и последние были осуждены к пожизненному лишению свободы. Объявлением моратория на исполнение наказания в виде смертной казни путем замены ее в порядке помилования на пожизненное лишение свободы уголовно-исполнительной системе необходимо будет решать вопрос с размещением данной категории осужденных. Для этого будет достаточно одного исправительного учреждения. Решение данного вопроса возможно путём создания исправительного учреждения для содержания осужденных, приговоренных к пожизненному лишению свободы, отвечающего повышенным требованиям безопасности и возможностям их реабилитации. Нужно отметить, что в соответствии с пунктом 32 Национального плана Республики Таджикистан по реализации рекомендаций государств - членов Совета Организации Объединенных Наций по правам человека к Универсальному периодическому обзору Республики Таджикистан по правам человека на 2013-2015, утвержденного распоряжением Президента Республики Таджикистан 3 апреля 2013 года за № РП-2200 предусмотрен ряд мероприятий относительно ратификации второго Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах.

11. За отчетный период в учреждениях исполнения уголовного наказания республики зарегистрировано 52 факта смерти осужденных по различным причинам (в 2012 г. - 43 случая, а до 1 апреля сего года 9 случаев). По каждому факту случая смерти в учреждениях исполнения уголовного наказания своевременно произведены процессуальные мероприятия органами прокуратуры для установления причины смерти. Произведенные анализы показали, что в 20 случаях смерть наступила в результате заболеваний туберкулезом, в 5 случаях - онкологические заболевания, в 8 случаях ишемические заболевания и т.д. За отчетный период органами предварительного следствия не были возбуждены уголовные дела в отношении применения пыток и других жестоких обращениях, которые послужили бы причиной смерти осужденных.

следующая страница >>
Смотрите также:
Правительство Республики Таджикистан, отвечая на вопросы Комитета ООН по правам человека, связанные с рассмотрением второго периодического отчета Таджикистана по мпгпп (ccpr/C/tjk/2), сообщает следующее
639.48kb.
4 стр.
Международное право возлагает на государство обязательства, а порядок их реализации внутри страны определяется национальным правом, если иное не оговорено в международно-правовой норме
890.79kb.
5 стр.
Информация Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека Комитету ООН по правам человека в контексте рассмотрения седьмого периодического доклада Украины о соблюдении Международного пакта о гражданских и политических правах
293.06kb.
1 стр.
Информация Национального центра Республики Узбекистан по правам человека по Вопроснику Специального докладчика Совета ООН по правам человека по вопросу о праве
217.68kb.
1 стр.
Организация Объединенных Наций ccpr/C/geo/CO/3/Ad
125.74kb.
1 стр.
Организация Объединенных Наций ccpr/C/geo/CO/3/Ad
125.42kb.
1 стр.
Закон республики таджикистан "о правительстве республики таджикистан"
219.22kb.
1 стр.
Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Шве ции об общих положениях и условиях сотрудничества в целях развития
152.38kb.
1 стр.
Закон республики таджикистан об обществе красного полумесяца таджикистана
130.3kb.
1 стр.
Омбудсмен в Казахстане. Статус этого правозащитного органа в нашей стране пока неясен
71.54kb.
1 стр.
Оон требует свободного отрицания холокоста
38.65kb.
1 стр.
Совещание Рабочей группы по статистике Специальной программы ООН по развитию экономики стран Центральной Азии (спека)
26.68kb.
1 стр.