Главная
страница 1
Раздел 1. Художественная культура Украины от древнейших времен до конца XVI века.

Тема 1: Образцы изобразительного искусства Трипольской и скифской культур. 10кл.

Цель.


  • ознакомить с художественным наследием наших предков – сокровищами скифских курганов;

  • изучать наследие через познание трипольской культуры – культуры наших предков;

  • формировать навыки воспроизведения нового материала, основанный на научных данных;

  • воспитывать любовь к истории;

  • развивать творческое воображение, наблюдательность, память, эстетическое отношение к духовным и материальным ценностям своего народа.

Оборудование:

Карта мира, фотографии и карты мест размещения трипольских поселений и скифских курганов, фоторепродукции трипольских и скифских изделий, фрагменты оперы А. Бородина «Князь Игорь», «Скифская сюита» Сергея Прокофьева.



Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

    1. Кто такие скифы? (Кочевники, конные лучники, наши предки).

    2. Какую территорию они заселяли? (От берегов Дуная до Великой Китайской стены). Покажите ее на карте.

  3. Изучение нового материала.

1. Искусство Скифов.

Общим названием скифы объединяют различные кочевые племена, которые пришли из Азии и на протяжении десятков веков и существовали на Востоке Европы, в частности на просторах южноукраинской степи. Скифов считали чрезвычайно воинственным народом. Существует мнение, что Великая китайская стена была построена с целью сдерживать их набеги. Они образовали самобытную цивилизацию – Скифское царство со столицей государства Неаполь Скифский, простирающееся от берегов Дуная до Великой Китайской стены. Их культура – это культура величественного мира: Северное Причерноморье, Кубань, Алтай, Южная Сибирь. На юге она сталкивалась с древнегреческой, на западе – с культурой кельтских племен, на востоке – с культурой народов Средней Азии и Китая.

Расцвет скифского искусства приходится на VII-VI вв. до н.э. В Скифии существовали тогда лишь зачатки государственности, рабовладельческого строя, не было изжито родовое начало, не было четкого классового деления и письменности. Жизнь скифов была яркой и насыщенной, и таким же было порождено этой жизнью искусство.
Эвристическая беседа.

- Скажите, исходя из образа жизни скифов, кого они изображали? (Главный герой скифского искусства – животное).

- Как они изображали животных? (Натуралистично.)

- Но скифы не находились в одном месте. Где же можно было увидеть их творения? (Они украшали вещи, оружие).


Расцвет скифского искусства приходится на 7-6 тыс. до н.э. Скифская культура распространялась на Северное Причерноморье, Кубань, Алтай, Сибирь. Скифское искусство – это резьба по дереву и кости, а главное – это виртуозная обработка металла. Скифы владели секретами многих сплавов, занимались литьем, теснением, знали спайку, зернь, филигрань. Все предметы выполнялись в своеобразной художественной манере. В резьбе по дереву и кости, литью из бронзы, золота и серебра изображались фигуры зверей или фантастических существ. Изображение выполнялись в своеобразной художественной манере, которая получила название звериного стиля.

Олени, лоси, горные козлы, хищные птицы с распростертыми крыльями, пантеры с опущенными головами, птичьи лапы, звериные морды и уши, копыта – из таких мотивов состоит сюжет скифских произведений.

Нельзя не отдать должное остроте взгляда скифских художников - они могли точно выразить сущность каждого зверя. Надо отметить также склонность создателей звериного стиля к орнаментальной разработке деталей. Так рога оленя превращаются в растительные завитки или заканчиваются стилизованными птичьими головками. Прекрасное художественное восприятие и ощущение материала позволяли древним мастерам предоставлять в любом бытовом предмете того или иного зверя. Крупнейшая в мире коллекция скифских изделий хранится в Эрмитаже – музее Санкт-Петербурга. Одним из шедевров скифского искусства является золотая фигура оленя – нащитный герб скифского вождя. Фигура оленя очень пластична. Он готов к прыжку: ноги подогнуты, шея вытянута, чуть откинута голова с преувеличенно большими рогами. Все это создает ощущение внутренней энергии и силы величественного зверя.
Проблемная беседа.

- Попробуйте описать, в чем проявляется скифский животный стиль? (Образ реальный, переданный метко и выразительно. Глаза, ноздри, кружочки. Фантастическое преобразование (тайна, магия). (В каждой лапе помещено по стилизованному изображению такой же, но меньшего по размерам хищницы, которая скрутилась клубочком и на хвосте поместилось еще шесть подобных зверьков).


В V-IV вв. н.э. скифское искусство меняется. В образах, предметах проявляется больше декоративности, орнаментики. Фигурки животных становятся плоскими, схематичными. Фантазия побеждает реальность. Украшения уподобляются цветку, головы зверей с преувеличенно длинными шеями – стеблями. И теперь уже нельзя сказать, какой именно это зверь. Это фантазия, стилизация, узор.

Греки и скифы были соседями. Скифы торговали с греческими городами, поставляя им рабов, драгоценности, трофеи, зерно. Вместо того скифы получали вино, посуду, а еще им очень нравилось произведения греческих художников. Часто скифская знать делала дорогие заказы античным мастерам, с удовольствием покупая у них чаши, амфоры, женские украшения, оружие. Так образовался греко-скифский стиль. Происходило взаимопроникновение двух соседних культур. Рождались уникальные творения.

На золотом гребне из кургана Солоха в Никополе изображена батальная сцена, навеянная скифским героическим эпосом. Позы и руки персонажей напоминают фигуры всадников на фризе храма Парфенон – знаменитом творении эпохи греческой классики. Достоверно воссозданные образы скифов, которые соревнуются между собой, их одежду, доспехи лошадей. Еще одно уникальное произведение того же художественного стиля – отчеканенная скифская ритуальная посуда, найденная в кургане Куль-Оба около Керчи. На ее поверхности изображены четыре сцены: охотник натягивает тетиву лука; беседующая пара фигур; воин перевязывает раненому ногу; воин, который лечит зуб своему побратиму. Блестящий талант древнего художника воспроизводится как в подробном изображении внешности действующих лиц, так и в умении передавать их эмоциональное настроение – сосредоточенность, внимание, физическую боль, страдание.

Содержание этих композиций связано с легендой о происхождении скифов, записанной Геродотом. По этой легенде мифический основоположник скифов – Таргитай решил передать власть над страной тому из трех своих сыновей, кто сможет натянуть тетиву родительского лука. Испытания выдержал только младший сын по имени Скиф. Победителя, который воцарился в скифском племени Скифии, можно узнать в фигуре воина, который преклонил колено с луком в руках. Очевидно, одна из сцен изображает его беседу с отцом, а две другие - беседа неудачливых братьев, получивших ранения при неуклюжем владении луком. Всю тонкость и виртуозное мастерство работы можно оценить по-настоящему, только рассматривая изображение при сильном увеличении.

Золотая царская пектораль найдена в 70-е годы XX в. в Днепропетровской области (курган Толстая Могила. Ее вес – 1 кг. 150г., диаметр – 30 см). Это нагрудное украшение скифского царя. Современные ученые считают, что в ней закодирован скифский календарь – зодиак, полный своих тайн. Все поле пекторали разделено на три лунообразных яруса. Нижний и верхний ярусы заполнены скульптурными композициями, средний – украшенный растительным орнаментом, закрепленным на пластине. В центре нижнего яруса три сцены борьбы коня с двумя грифонами. Грифон – фантастический зверь – крылатый лев с орлиной головой. Далее изображение дикого кабана и оленя с леопардом и левом, за ними показана борьба собаки с зайцем. Чем ближе к краям, тем меньше фигурки и спокойнее сцены борьбы. На среднем ярусе крупные цветы, инкрустированные голубыми эмалями, и пять скульптурных изображений птиц. Центром всего произведения является средняя сцена верхнего яруса. Двое раздетых до пояса скифов шьют одежду. Золотое руно – центр композиции. Один из скифов держит в руках иголку, увидеть которую можно только с обратной стороны. Далее по обе стороны от центра скульптурные изображения лошади с жеребенком, коровы с теленком, скифов, которые доят корову и овец, за ними – овцы с ягнятами, козы, зайцы, и заканчивают композицию утки.

Пектораль – это не просто украшение, это ритуальная вещь. Как видно, растительный орнамент символизирует древо жизни. Ключом композиции сюжета является центральная сцена. Двое скифов готовятся к ритуальному празднику. Скифы никогда не изображались обнаженными. Даже греки, делая роботу по их заказу, одевали фигурки людей. Скифы снимали одежду только для ритуальных действий. Пектораль – уникальная вещь. По простоте и выразительности ей нет равных. Это яркий пример греко-скифского стиля.


2. Музыка Скифов.

Образцы музыки скифской цивилизации, к сожалению, не сохранились. Существует также очень мало письменных упоминаний о ней. Вместе случаются изображения исполнителей на фресках, драгоценностях. Среди археологических находок встречаются музыкальные инструменты – металлические колокольчики, бубенчики, но интересными среди них были своеродные трезубцы, которые использовались при освящении вещей и жилья во время обрядовых действий. На концах зубцов этого шумового инструмента расположены птички, что держат в клювике кольца со звоночками.

Общий неповторимый характер истории, жизни, культуры и искусства этого древнего народа стимулировал воображение и фантазию художников современности. Так появилась «Скифская сюита» Сергея Прокофьева. Композитор создал по мотивам скифской истории оригинальное музыкальное произведение – своеобразную звуковую фреску для симфонического оркестра. Произведение относится к программной музыке, но содержание четырех частей достаточно условно.

Первая и вторая части произведения передают характер кочевников. Это создается благодаря мощному оркестровому звучанию с преобладанием медных духовых инструментов, усилению группы ударных. Третья часть сюиты («Ночь») – своеобразный лирической ноктюрн. Он напоминает изящный колорит ночной природы, которая будто успокоилась после бурления скифских страстей. Композитор мастерски использует яркую тембровую палитру симфонического оркестра. В финальную часть сюиты («Поход Лоле и походка Солнца») звучание оркестра «рисует» монументальную картину величественной фантастической ходы, захватывающая дух волновыми ритмами и бурным потоком. Оркестровыми красками композитор создает образ лучистого, ослепительного восходящего, которому поклонялись древние скифы.

(Прослушивание фрагментов оперы)
Вопросы к учащимся на закрепление материала.


  • Какую роль играет контраст в Сюити?

  • Объясните, как композитор применяет динамику, тембровые возможности симфонического оркестра, чтобы его передать.

  • Опишите живописный колорит, который, по вашему мнению, отвечал бы музыке Прокофьева.

Время неумолимо. Часы бесстрастно отсчитывает минуты, часы, годы.… Однако память о наших предках хранится в произведениях их искусства.


Интерактивная игра «Вопрос – ответ»

  1. Кто такой Геродот? (Древнегреческий историк)

  2. Что было главным богатством скифов, по словам Геродота? (Кони)

  3. Обычным для скифов было забираться в юрту, бросать на раскаленные камни семена капера и громко кряхтеть от удовольствия. Как понять эти действия? ( Так они мылись без воды)

  4. Этот предмет скифы постоянно возили с собой, и каждый раз устанавливали на самом видном месте. Что это за предмет? (Меч)

  5. Почему они так поступали? (Поклонялись богу войны)

  6. Что представляет собой первая перепись населения скифов? (Чашу, которая вмещала 600 амфор)

  7. Кому преподнесли мышь, птицу, лягушку и стрелы? (Персидскому царю Дарию)

  8. Персидское войско в полной боевой готовности перед скифами. Персы были уверены в своей победе, ведь скифов в несколько раз меньше. И вдруг Дарий возвращает свое войско и идет, не вступив в бой. Почему это произошло? (Он увидел зайца)

  9. Как называется насыпной холм, под которым покоится скифское захоронение? (Курган)

  10. Исходя из способа жизни скифов, можете ли вы сказать, что или кого они изображали чаще всего? (Главный герой скифского искусства – зверь)

  11. У каких древних художников зверь также был главным объектом творчества? (У первобытных)

  12. Где они изображали зверей? (На стенах пещер)

  13. Но скифы не находились в одном месте. Где же можно было увидеть их творения? (Они украшали вещи, оружие)


3. Трипольская культура.

Яркой земледельческой культурой на территории Украины является трипольская. Она существовала во времена, когда люди уже начали обрабатывать металлы. И первыми таким металлом была медь. Поэтому это время называют медным веком. Наряду с медными орудиями трипольцы пользовались и каменными, роговыми, костяными. Названия «трипольская культура», «трипольцы» - условны. Ведь тогда еще не знали письменности.

Киевский археолог Викентий Хвойка, ведя в 1890-х годах раскопки на «Кирилловских высотах» в Киеве и на территории села Триполье возле Киева, неожиданно обнаружил обломки праисторической керамики, покрытой расписным (рисованным) орнаментом, глиняные фигурки, кремневые и костяные принадлежности. Эти находки неизвестного до сих пор типа были совсем непохожие на другие памятники старины в Поднепровье.

Различают три этапа трипольской культуры:

І. Ранний – 3500 - 3000 г.г. до н.э.

ІІ. Средний – 3000 - 2000 г.г. до н.э.

ІІІ. Поздний – 2000 – 1700 г.г. до н.э.

Племена – это оседлые земледельцы, которые уже лелеяли пшеницу, ячмень, рожь и просо. Кроме хлебопашества трипольцы занимались скотоводством, рыболовством, меньше охотой.

Трипольская керамика – памятники эпохи неолита – меднокаменного века, распространенные на Правобережной и частично Левобережной Украине и Молдавии. Керамика технически совершенна, сделанная из хорошо отмоченной глины. С ней обращались бережно и в случае повреждения «сшивали», возможно, грубыми нитками, просверливая для этого дырочки. (Такой способ сшивания керамической посуды можно было встретить в украинских селах в ХХ в. нашего времени)

Европейской славы трипольской керамике принесла рисованная орнаментация. В рисованной керамике выделяются сосуды с многоцветным (полихромным) или одноцветным (монохромным) орнаментом. Их поверхность ровная, хорошо выглаженная и перед росписью покрывалась красной красочной облицовкой. После того полихромная роспись наносилась на красный фон двумя красками, черной и белой. Кроме рисованного орнамента был еще на посуде орнамент прочерченный или желобковый и процарапанный. Первый из них чаще встречается на поселениях раннего этапа Триполья (на посуде и на глиняных женских фигурках), однако употребляется он также в ранней стадии среднего этапа.

Исследование высокохудожественного геометрического и фигурного феномена на трипольской керамике говорит, что это была робота самих гончаров. Отдельные группы маляров и декораторов обдумывали их, отбирали цвета, предоставляли рисуночные глубокого смысла работы и сами их выполняли. Их следует, пожалуй, считать первыми основоположниками украинского искусства. Варианты этих праисторических декоративных мотивов до сих пор можно видеть в народных вышивках, ковриках, пысанках и народной керамике.
IV.Закрепление изученного материала.
Интерактивная игра «Расшифруй- закодировано».

1. У каждого ученика на парте рисунки-схемы образцов трипольской керамики. Надо расшифровать и написать рассказ, о чем хотел рассказать древний мастер.

( Работа в группах)

2. Ученики рассматривают образцы керамической посуды, таблицы «Элементы росписи» и дают характеристику каждому образцу.

( Работа в группах)
Вторым проявлением трипольского искусства была пластика – скульптура – человеческие и животные глиняные фигурки. Такие фигурки были приметные для целой группы неолитических земледельческих культур на Подунавье. Их находили также на Крите и в Трое, однако в трипольских поселениях встречаются значительно чаще, там они разнообразны и имеют свое отдельное значение. Трипольские человеческие фигурки бывают сидячие и стоячие. Первые из них выработаны более реалистично и часто сидят на стульях. Две фигурки, найденные в районе села Сушкова (Черкасской области) и села Криничка (Винницкой области), представляют собой мать с младенцем.

По мнению исследователя трипольской пластики К.Маевского, найденная в Сушковке фигурка матери, которая наклонила голову над младенцем – это лучшее изображение материнства неолитической эпохи Европы, символизирующая культ плодородия земли, продолжения рода.


Рассмотрение образцов трипольской скульптуры.

Трипольская культура просуществовала на нашей территории около полутора тысяч лет, а дальше – упадок.



Интерактивная игра «Вопрос – ответ»

  1. Что такое керамика? (Керамика – греч. keramike – гончарное искусство, от keramos – глина).

  2. Что такое орнамент? (Орнамент – лат. ornamentum - декоративная композиция, состоящая из элементов (мотивов), ритмично повторяются)

  3. Что такое ритм? (Ритм – греч. «согласованность» - дежурство, созданное закономерным повторением элементов)

  4. От чего зависела форма трипольской посуды?

  5. Какими средствами трипольцы рассказывали о своем понимании мира? (Символическими знаками, из которых они составляли орнамент)

  6. Какие виды столовой посуды были распространены у трипольцев? (Кувшины, грушевидные амфоры, округлого тела полусферические миски – чаши)

  7. Назовите цвета росписей. (Белый, черный, коричневый, красный. Фон посуды: оранжевый, красноватый, белый)

Рассмотрите образцы трипольского и скифского искусства. Обратите внимание на сюжеты, художественные и технические особенности отделки изделий. Итак, вы сегодня узнали о богатом художественном наследие мудрых и талантливых наших предков. А теперь попробуйте проявить свой талант. Каждый из вас выполнит один из экспонатов нашего великого наследия, который больше всего запомнился.


4. Творческое задание (по выбору учащихся).

  1. Создать скифскую пектораль из макаронных изделий.

  2. Создать рельеф «Лошадь» или «Лосенок», который будет имитировать технику чеканки на металле (фольга). Попробуйте передать движение животного.

  3. Создать модель украшения (для короны, оружия, шлема) и декорировать рельефом (пластилин).

  4. Изобразить Грифона, Пегаса или иное полуфантастическое животное в графической технике.

  5. Нарисовать большую скифскую степь акварельными или гуашевыми красками.

  6. Нарисовать по образцу трипольское керамическое изделие.

Художественные советы работы с фольгой.



  1. На листе бумаги нарисуйте выбранный персонаж.

  2. Переведите, нажимая, рисунок на фольгу.

  3. Вырежьте изделие.

V. Итог урока.

  1. Учащиеся вместе с учителем оценивают свои работы.

  2. Преподаватель анализирует каждый из рисунков и дает возможность каждому ученику рассказать о выполненном им изображении одного из увиденных исторических экспонатов.


Учащиеся делают вывод о том, что в древние времена декоративно-прикладное искусство и скульптура были самыми распространенными видами художественного творчества на территории Украины.


Смотрите также:
Тема 1: Образцы изобразительного искусства Трипольской и скифской культур
120.98kb.
1 стр.
И диалог культур центральной азии (на примере национального изобразительного искусства)
359.9kb.
1 стр.
Методические рекомендации к курсовым проектам (работам) по кафедре изобразительного искусства гродно 2011 Составители
196.56kb.
1 стр.
Тезисы по использованию презентации «Картина М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»
26.46kb.
1 стр.
Ушанёва Татьяна Владимировна учитель изобразительного искусства и технологии высшей категории мбоу сош №10 интегрированный урок
61.1kb.
1 стр.
Художественная осень в Берлине – прогулка, или, скорее, марафон, по берлинским выставкам и ярмаркам изобразительного искусства
98.37kb.
1 стр.
Образовательная программа в области изобразительного искусства
1355.98kb.
8 стр.
Урок изобразительного искусства в 5 классе тема урока: «жанры в изобразительном искусстве». Учитель Искусства (мхк, изо), технологии Шеховцова Нина Дмитриевна
88.94kb.
1 стр.
К уроку изобразительного искусства в 1 классе Учитель изобразительного искусства: Зверева Надежда Тихоновна
90.56kb.
1 стр.
Программа для детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств «История изобразительного искусства»
75.5kb.
1 стр.
Урок орксэ модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс Тема урока: Искусство в религиозной культуре. 2 часа. Идея: Искусство есть одно из средств единения людей
119.18kb.
1 стр.
Программа в области изобразительного искусства оп. 01.«Живопись» Нормативный срок освоения программы 8(9) лет
916.62kb.
6 стр.