Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Интегрированный урок математики и географии Учитель географии: Макарова Е.Ю., учитель математики Евстигнеева Н.Ю. Цель: Показать взаимосвязи между математикой и географией Задачи: 1.Повторить темы «Положительные и отрицательные числа», «Симметрия», «Масштаб», задачи на движение. 2.Развитие умений учащихся определять стороны горизонта, работать с планом и географической картой. 3.Патриотическое воспитание учащихся через использование краеведческого материала о национальном парке «Русский Север» Оборудование: карта национального парка, презентация «Национальный парк «Русский Север», раздаточный материал (план – схема Кирилло-Белозерского монастыря; карта Вологодской области; раздаточный материал к заданию №1, №4). Ход урока: Учитель математики: Сегодня мы проводим интегрированный урок математики и географии. Вас, возможно, это удивит. Ведь на первый взгляд между этими науками нет ничего общего. Но это не так.
Чтобы узнать, как взаимосвязаны изученные темы, закрепить по ним знания, продолжить формирование умений, мы совершим путешествие. Представьте, что вы в салоне автобуса. Путешествие началось. Куда же мы движемся? В салоне автобуса найден конверт. Давайте узнаем, что в нем. (Достаем содержимое конверта) Задание №1: -На листах бумаги зашифровано название территории, куда лежит наш путь. (один человек работает на переносной магнитной доске, остальные на партах, используя раздаточный материал) -Расставьте числа в порядке убывания и вы узнаете название. Р У С С К И Й С Е В Е Р 104 78 2 1,2 1, 02 -0,1 -3 -5 -9,1 -89 -401 -500
Наш путь лежит в национальный парк Русский Север. Задание №2: -Рассмотрите карту Вологодской области.Найдите Вологду, Кириллов. -Наш путь лежит в сторону Кириллова. Определите, в каком направлении относительно сторон горизонта мы движемся? -Прочитайте масштаб карты. Что он означает? -Используя масштаб, определите расстояние между Вологдой и Кирилловым. СЛАЙД 2 Национальный парк «Русский Север» является одним из видов охраняемых природных территорий Вологодской области. Создан 20 марта 1992 года на территории Кирилловского района. Общая площадь 166,4 тыс. га. Цель создания - сохранение уникальных природных комплексов и объектов, растительного и животного мира, памятников истории и культуры. Учитель математики: Мы определили, что расстояние по карте между Вологдой и Кирилловым примерно 112 км. Но дорога не всегда идет прямо. Задание №3 -Определите, каково расстояние между этими городами, если автобус идет со скоростью 60км/час, а время в пути 2 часа. (120км) (выполняется устно, затем открывают тетради, записывают число.) СЛАЙД 3 Задача: -Известно, что участок длиной 84 км мы можем двигаться со скоростью 70 км/час, на плохом участке дороги протяженностью 12 км скорость будет равна 30км/час. Какой должна быть скорость на остальном участке нашего пути, чтобы достичь Кириллова за 2 часа? (1 у доски, остальные в тетради) Учитель географии: СЛАЙД 4В национальном парке очень необычный растительный мир. Среди растений здесь уживаются сибирские, арктические и европейские виды. Весной в лесах национального парка благоухают ковры из цветущего ландыша, а в сосновых борах встречается загадочный цветок-сон – трава и удивительно изящная гвоздика пышная. Но особенно поражает воображение разнообразный мир орхидей: 23 вида этих редких тропических и субтропических растений произрастают на территории парка. СЛАЙД 5В животном мире парка самыми крупными млекопитающими являются лось, кабан, бобр, из хищников- бурый медведь, волк, рысь, лиса, барсук. Часто встречаются зайцы, куницы, норки, ондатры, ежи. Много птиц. СЛАЙД 6Уникальность растительного и животного мира НП отражена на его эмблеме, куда помещены один из видов орхидей и один из видов птиц. Учитель математики: Чтобы узнать название орхидеи и птицы, выполните задание: Задание №4: Задания на карточках: выдаются ученикам дифференцированно: 1 гр. – 1 уровень, 2 гр. – 2уровень, 3 гр. – 3 уровень. 1 группа 1) 0-2-3= -5 2) 0+7- 4= 3 3) (-6)+(+10)= 4 4) +9+(-1)= 8 5) (-7)+(+6)= -1 2 группа 1) 0+6-4=2 2) (-7)+(+5)= -2 3) (+8,2)+(-0,8)=7,4 4) -3+1= -2 5) 10+(-4,5)=5,5 6) -4+8-3=1 7) 0,2-6+13,2=7,4 3 группа 1) 0+5-8=-3 2) 0-2,5+1,5= -1 3) -9+(-1)= -10 4) 3,1+(-8,6)= -5,5 5) -0,7+(-0,3)= -1 6) -2-1,6=-3,6 7) 3-1,7+2,7=4 8) |4,83-5,2-2,63| = 3 (Собираются карточки у тех учеников, у кого были ошибки в предыдущих работах, проверяются и оцениваются, далее открывается таблица с кодами). СЛАЙД 7
Ребята определяют названия: СКОПА и ВЕНЕРИН БАШМАЧОК. Сообщение учащегося о венерином башмачке. СЛАЙД 8 Французы называют их «туфельки Венеры», а англичане – «башмачки леди».Растет небольшими группами или одиночно в лесах на полянах, в кустарниках, по окраинам болот, предпочитает хорошо увлажненные, богатые известью почву. Цветет в мае - июне (зацветает на 15 - 17 году). Цветок венерина башмачка кажется сказочно-замысловатым, по форме напоминает игрушечную туфельку. Нижний лепесток зубчатый, образован из двух сросшихся лепестков. На дне башмачка видны сочные волоски, источающие нектар. Пчелы, забираясь в башмачок за лакомством, обратно могут пролезть лишь через узкие отверстия в задней стенке полости. При этом пчела задевает пыльники и играет роль опылителя. Венерин башмачок стал большой редкостью из-за неразумного вмешательства людей, поэтому в последнее время взят под строгую охрану. Сообщение учащегося о скопеСЛАЙД 9 Крупная хищная птица длиной 55-58 см, с размахом крыльев 145—170 см. Длинные крылья характерно изогнуты в районе запястного сустава. Перья верхней стороны тела бурого цвета; темя, затылок и нижняя сторона тела — белые. Скопу можно заметить у открытой воды, где она может ловить рыбу, из которой почти полностью состоит ее рацион. Охотятся скопы в основном на лету, паря над водой на высоте 10-40 м. Когда жертва обнаружена, птица быстро опускается, выпячивает свои лапы вперёд, отводит крылья назад и лапами вперёд погружается в воду. Для взлёта с водной поверхности она использует мощный взмах крыла. Скопа включена в Красную книгу России. Учитель географии: Территория НП «Русский Север» богата озерами и малыми реками. Большинство рек берет начало из болот и озер. Озера изобилуют рыбой, в некоторых из них водятся раки. Значительная часть озер мелководна и подвергается интенсивному зарастанию. СЛАЙД 10, 11Наиболее известны озера Ферапонтовское, Сиверское, Бородаевское, Зауломское . Учитель математики: Задание №5Расположите числа в порядке возрастания: -10,5; -27; 80; -10,2; 25 ; -26 и вы узнаете глубину некоторых озёр и высоту гор, находящихся на территории парка. Маура ![]() Сандырева ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Учитель географии: Среди такой богатой и удивительной природы неслучайно были созданы древнейшие монастыри. СЛАЙД 121.Кирилло-Белозерский монастырь. Монастырь основан Кириллом Белозерским в 1397 году. В 17 веке монастырь вошел в число крупнейших землевладельцев на Руси. О благосостоянии монастыря свидетельствовало сооружение храмов, келий, служебных построек, крепостных стен. Только в течение 16 века было возведено 5 храмов из 11 отстроенных за всю историю существования монастыря. Бурные события истории Руси не обошли стороной монастырь: он выдержал осаду польско – литовскими интервентов, был местом ссылки многих известных в русской истории людей. В настоящее время это историко – архитектурный и художественный музей – заповедник. СЛАЙД 13 2.Ферапонтов монастырь Его основал сподвижник преподобного Кирилла Ферапонт в 1398году. Монастырь невелик: 4 храма, колокольня, трапезная и казенная палаты обнесены невысокой кирпичной оградой. СЛАЙД 14 3.Горицкий Воскресенский женский монастырь Основан в 1544 году теткой царя Ивана Грозного княгиней Ефросиньей Старицкой. Служил местом ссылки знатных русских женщин (супруги Ивана Грозного – Анна Колтовская и Мария Нагая; царевна Ксения Годунова). С 1999 года в монастыре возрождена монашеская жизнь. -Учащийся читает стихотворение кирилловской поэтессы Нины Янусовой «Кириллов.Ферапонтово» Приезжай на Мауру с рассветом, Не жалей, что чуть-чуть не доспал, Вспоминать будешь долго об этом: Ты увидишь, чего не видал.
Вширь и вдаль к горизонту идет, Это Родины карта живая Перед взором твоим предстает. Глянешь влево-картина иная: В дымке утренней русская ширь, И глазами на солнце сверкая, Над водою стоит монастырь. Так приветно вдали зеленеет Наш задумчивый северный лес, Башни высятся, стены белеют В обрамленьи воды и небес. Если будет желание летом На родные места посмотреть. Приезжай на Мауру с рассветом, Уверяю, не будешь жалеть! Учитель математики: Монастырская архитектура- явление сложное. Процесс сложения ансамбля монастыря занимал несколько столетий, поэтому архитектурные решения могли быть различными. Однако, можно отметить и общие признаки, одним из которых является симметрия. -Какие виды симметрии вы помните? (называют центральную, осевую, поворот и перенос) -Давайте посмотрим применение осевой симметрии при строительстве зданий монастыря. СЛАЙД 15-18 Учитель географии: СЛАЙД 19 Задание №6: -Рассмотрите план Кирилло-Белозерского монастыря и пояснения к нему. -Найдите Успенский Собор - Определи объект:
Выполняя задание, мы с вами закрепили умение ориентироваться по плану. И в математике, помимо движения по координатной прямой вправо –влево, мы будем использовать еще два вида движения -вверх –вниз при изучении темы «Координатная плоскость». СЛАЙД 20Учитель математики: Главная достопримечательность Ферапонтовского монастыря – его первое кирпичное сооружение собор Рождества Богородицы с фресками Дионисия. Задание №7: -Чтобы узнать дату постройки собора Рождества Богородицы, найдите значение выражения: а-1080+в, если а=3130, в = -560 3130-1080+ (-560)= 1490 ( 1 у доски, остальные в тетрадях) Подведение итогов урока: Итак, давайте подведем итог урока: -Какие математические знания мы применяем для географии? -Какие географические умения мы применяем в математике? Рефлексия (Учащиеся, которым урок понравился, помещают магнит на картинку автобуса, отправляющегося в дальнейшее путешествие по территории парка. Учащиеся, которым было скучно на уроке, помещают магнит на картинку автобуса, движущегося в Вологду). Домашнее задание: 1 группа (продолжающие путешествие): составить кроссворд по теме урока на листе формата А4. 2 группа ( едущие домой ) : № 216, 209. Смотрите также: Интегрированный урок математики и географии Учитель географии: Макарова Е. Ю., учитель математики Евстигнеева Н. Ю. Цель
84.03kb.
1 стр.
Интегрированный урок географии и литературы в 11 классе Орловская Светлана Петровна, учитель географии
127.37kb.
1 стр.
Темы урока: Торговля в средние века- история
31.61kb.
1 стр.
Урок географии 7 класс Суховеева Т. В., учитель географии цо №324, город Москва. Тип урока : урок-путешествие
90.1kb.
1 стр.
Петрозаводского городского округа
598.83kb.
3 стр.
Школьный музей
29.38kb.
1 стр.
Урок по географии 6 класс Движение воды в океане Учитель: Лопырева Н. В. 2012 г. Цели и задачи
70.41kb.
1 стр.
Урок алгебры в 7 классе В. А. Казарова, учитель математики Цель
209.81kb.
1 стр.
Клюев Алексей Антонович
8.56kb.
1 стр.
Интегрированный урок по теме «Биологическое действие радиации»
108.82kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие по математике на тему: "И прекрасна и сильна математики страна…"
91.14kb.
1 стр.
Математика в Древнем Египте, Вавилоне, Греции 18.61kb.
1 стр.
|