Главная
страница 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

КОМЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ПРИБАЙКАЛЬСКОГО РАЙОНА

Районный заочный конкурс творческих работ старшеклассников, посвященных

90 - летию со дня образования Республики Бурятии

Направление: « Мое село в истории республики»

ОДИН ВЕК – ОДНА СУДЬБА

(История 20 века в судьбах села Кома и его жителей)

Выполнил:

Некипелов Александр Сергеевич

ученик 11 класса

Коменской средней школы

Прибайкальского района
Научный руководитель:

руководитель школьного музея

Копылова Ирина Михайловна
с. Кома 2013 год

Краткая аннотация


Ушел в прошлое XX век. Какими событиями зафиксирован он в истории? Это был век революционных потрясений, великого созидания и величайших разрушений в результате двух мировых и множества малых войн, век освоения человечеством космоса и век крушений тоталитарных режимов...

Автор данной работы попытался взглянуть на век ушедший не через эти глобальные события, а через призму человеческих судеб, через судьбу одного села. Как жила в течение этих ста лет малая Родина? Какие события происходили в родном селе? Как отозвались на нем исторические события XX века? Какие личности творили историю и оставили потомкам память о себе?



ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. СОБЫТИЯ И СУДЬБЫ

    1. У истоков

    2. Гражданская война

    3. Коллективизация

    4. Без вины виноватые

    5. Огненные годы

    6. Возрождение

    7. По примеру дедов

    8. Жизнь продолжается

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы существуют разные оценки исторических событий ушедшего века. По-разному оценивается революция 1917 года, изменилось отношение к участникам Гражданской войны в том плане, что нет в ней правых и виноватых, а есть те, кто жестоко пострадал. Выдвигается идея всеобщего прощения и согласия. Есть сторонники колхозов и противники коллективизации, есть те кто оправдывает репрессии 30-х годов, и те, кто никогда не простит злодеяний против своего народа. Разве что в отношении Великой Отечественной войны мнения не расходятся. Всеобщими являются народная любовь и преклонение перед теми, кто спас мир от фашизма. Что же касается послевоенных событий, не раз и не два слышны вопросы о том, для кого и для чего строили и созидали наши деды, не зря ли? Почему возникают такие вопросы, какие сегодня стоят перед селом проблемы? Действительно ли история творилась далеко от Сибири, в центре России, а жители моего села были лишь простыми исполнителями поступивших сверху приказов? Или историю творят массы, и от любого человека зависит исход тех или иных событий? Автору данной работы очень хотелось на примере истории родного села и его жителей попытаться ответить для себя на вопрос о роли человека в истории страны, а значит и роли нынешнего и будущих поколений в истории России. В этом автор видит актуальность своей работы.



Цель исследования заключается в выявлении общности исторической судьбы небольшого сибирского села с историей огромной страны, причастности каждого человека к исходу того или иного события независимо от места, в котором он живет.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- изучить историю страны в XX веке;

- изучить собранный краеведческий материал по истории означенного периода;

- собрать недостающую информацию в ходе бесед с респондентами;

- произвести сравнительный анализ исторических событий в селе и во всей стране

В соответствии с поставленными задачами использовались следующие методы:

- теоретический (изучение литературы, поиск архивных материалов);

- социологический (опрос жителей села, анализ продуктов деятельности);

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. СОБЫТИЯ И СУДЬБЫ

Счастье общее и горе общее

У земли моей и у меня.


  1. У истоков

В начале века среди бурятского и русского населения в связи с распространением православия и русской культуры укрепляется новая ментальность. Носителями и распространителями новой духовности - языка, письменности, книжности, законности на профессиональном уровне были православные священники-миссионеры, которые занимались самой активной проповеднической и просветительской деятельностью, интегрируя тем самым Бурятию в систему развивающейся общерусской культуры.

1902г. – открыта начальная школа в с.Кома с трехгодичным обучением, которая размещалась в арендованном доме у местного жителя Усольцева Н.Н. Первый учитель - Попов Алексей Николаевич. Всего было записано 20 учеников, остальным было отказано, т.к. не было специального помещения. В архивных документах значится: «Одноклассная Церковно-приходская школа, с. Кома, Забайкальской области, Селенгинского уезда».

В первый год в школе обучалось 20 детей из близлежащих сел. До открытия церковно-приходской школы желающие обучаться посещали Ильинскую мирскую избу, открытую в 1811 году для обучения малолетних грамоте и Турунтаевское приходское училище, открытое в 1885 году. Однако таковых находилось немного. В Коменской школе в начале ХХ века изучался Закон божий, на который уходила половина учебного времени, церковные песнопения, арифметика, чистописание, церковно-славянская грамота

Первым учителем в Коменской школе был Попов Алексей Николаевич. Алексей Николаевич родился в 1883 году в селе Булай Черемховского района Иркутской области. В семье было шесть братьев. Все стали священниками, имели в Иркутской губернии свои приходы. После окончания Иркутской духовной семинарии Алексей Николаевич был направлен на службу в Бурятию. Служил в Батуринской Сретенской церкви, в Турунтаевской Спасской церкви. С открытием Коменской церковно-приходской школы работал в ней первым учителем. Затем инспектировал школы Прибайкалья.

После одной из таких проверок, возвращаясь из Баргузина, остановился на ночлег в Горячинске в доме Базякиных. Там и встретил свою будущую супругу Федору Николаевну (1885 г.р.) Обосновались жить супруги в Турунтаево. Алексей Николаевич работал псаломщиком в церкви. Занимался крестьянским трудом. В семье было 7 детей: Михаил, Константин, Сергей, Мария, Зинаида, Евдокия, Александр. ( Восемь лет назад 75 летняя Зинаида Алексеевна Дедюхина проживала в г. Улан-Удэ, 67 - летняя Евдокия Алексеевна проживала в г. Москва). Алексей Николаевич и Федора Николаевна ценили образование, выучили детей, четверо стали бухгалтерами, старший Михаил прошел войну. Дети были способными. Алексей Николаевич учил детей музыке, по возможности, пению. Михаил увлекался театром, Константин хорошо пел. Мы еще вернемся к судьбе этого человека, который все свои знания и опыт использовал для того, чтобы ребятишки села Кома стали добрыми и умными людьми. (Приложение 1).

Что же касается школы, она продолжала расти. По архивным справкам в 1906 году в ней обучается уже 26 мальчиков, 14 девочек. Девочкам преподается рукоделие. В школьной библиотеке 250 книг, правда, не хватает парт, счет, нет географических карт (Приложение 2).



2. Гражданская война

Гражданская война в Забайкалье вступила в решающий этап. Началось изгнание интервентов и разгром белогвардейцев. Партизаны Юго-Западного фронта к середине февраля 1920 г. освободили почти все села, улусы и станицы по долинам рек Чикой и Хилок. В результате восстания в Троицкосавске 19 февраля власть перешла в руки ревкома. В это время с запада через Байкал отступали остатки колчаковских войск - отряды В.О. Каппеля - каппелевцы. Первыми их встретили партизаны Усть-Селенгинского района. Белые оттеснили партизан и дошли до Кабанска. После тяжелых боев каппелевцы повернули на юг. Через Тимлюй и Елань они прорвались к Верхнеудинску, под защиту японцев. Другая группа каппелевцев через Баргузин и Еравну ушла к Чите. Север и северо-восток Бурятии были освобождены от белогвардейцев.

Советская власть на территории района установилась мирным путем. В селе Кома, где 14 января 1920 года царский режим сменила Советская власть, был избран революционный Совет, который возглавил Павел Тимофеевич Арефьев. Он и проводил в жизнь первые декреты Советской власти. Последующая за революцией Гражданская война пощадила село Кома. Здесь не было военных действий, хотя многие жители деревни партизанили в других районах республики. Но все же краем война дала о себе знать. В начале 1920 года через села Рейд, Острог, Кома, Клочнево проходили остатки армии генерала Каппеля. Сохранились несколько домов, в которых останавливались каппелевцы. Воспоминания жителей сел о событиях того времени собраны краеведами нашей школы, и оформлены в исследовательскую работу « Продвижение каппелевцев по правобережью реки Селенга в воспоминаниях жителей сел Рейд, Острог, Кома » (Приложение 3).

По-разному вспоминали жители каппелевцев. Измученные отступавшие войска искали в основном пропитания и лошадей. Хотя пытались «забрить» в солдаты молодых парней. Но тайга большая, многие попрятались. Были и курьезные случаи. По воспоминаниям Артемьева В.И. у его деда забрали жеребца в обмен на загнанную лошадь. А она отдохнула, при хорошем уходе оправилась, да еще и приплод дала. Так что хозяин каппелевцев еще и добрым словом поминал.



  1. Коллективизация

В 1925 году XY съезд ВКП(б) постановил взять курс на создание крупных кооперативных хозяйств. Стране нужен был хлеб, который крестьяне отказывались сдавать государству по низким ценам. В ответ на постановление в Коме в 1928 году создана первая коммуна. Колхоз на территории села Кома образовался в 30-е годы. Техникой был обеспечен только в 1935 году, когда образовали МТС. Помимо Коменского колхоза имени Сталина на территории нынешнего поселения существовали коллективные хозяйства в селе Бурдуково («Труженник») и в селе Клочнево («Красный партизан»). Позже эти хозяйства были объединены в единый колхоз. Колхоз был еще совсем молодой. Но грянула война, и вместе со всей страной кормили армию, отправляли на фронт продукты и вещи. Председателем колхоза имени Сталина во время войны был Макаров Николай Михайлович (Приложение 4). С детишками и бабами пришлось кормить страну. Тяжело было как всем, и справились не хуже других. В колхозе было 6 бригад, одна на территории ныне существующего села Бурдуково, вторая в Загнете (улица Романовского), третья - на месте магазина райпо по улице Коммунистическая, четвертая – в селе Острог, пятая – возле моста через реку Кома, шестая - при въезде в село Кома. 142 жителя села Кома награждены медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.» 9 из них получили эту награду сразу после войны: Усольцева Таисия Алексеевна, Арефьев Павел Петрович, Родионова Лидия Андреевна. Сеяли, косили, вязали снопы, работали на тракторах, сдавали хлеб государству.

В 1950 года коллективные хозяйства сел Турунтаево, Кома, Холзаново, Засухино объединяются в единый колхоз «Прибайкалец».



  1. Без вины виноватые

Политические репрессии в Бурятии, как и по всей стране, начались в

1930-е годы. Первыми в жернова репрессивных органов попало духовенство. В начале 1930-х годов обвинительные заключения были вынесены против участников крестьянских выступлений, а также сочувствующих восстаниям и противников коллективизации.

Вот теперь пришло время вспомнить о первом учителе Коменской школы.

В годы коллективизации, когда уже были закрыты церкви, Алексей Николаевич занимался крестьянским трудом. В колхоз не вступил, его, как единоличника, обложили налогом. В конце 30- х годов, как социально чуждый элемент, был арестован. Дом, построенный вместе со старшими сыновьями, отобрали. Алексей Николаевич отбывал срок в Тулуне, в Иркутске. В одном из писем писал: «Дорогая Дора болею, опухли ноги... Пришли немного сухарей и сала... Держись Коти, он вас не бросит...» К сожалению, письмо не сохранилось, но о его содержании рассказала Попова Лидия Константиновна, внучка Алексея Николаевича, дочь того самого Коти, о котором писал в письме дед.

Со слов Зинаиды Алексеевны Дедюхиной, дочери Попова А.Н., извещение о смерти отца было получено летом в 1939 году, после чего они уехали из

с. Турунтаево в г. Улан-Удэ, жили вместе с уже работающим Константином. Точное время и место гибели Алексея Николаевича Попова неизвестно, умер он в тюрьме. Реабилитирован в 50-е годы.

Все данные и фотографии представлены в музей Поповой Лидией Константиновной, проживающей в г.Улан-Удэ.

В Национальном архиве Республики Бурятия есть документы о деле Усольцева Константина Николаевича, жителя с. Кома «…лишенного избирательных прав в 1933 г. как кулака, эксплуататора…»за то, что

«...имел годовых работников, занимался подрядничеством…». Лишили прав, описали имущество для покрытия недоимки сельскохозяйственного налога, обложенного в индивидуальном порядке. А всего богатства: телега-ходок , сани выездные, стол, 2 венских стула , шуба, самовар да 2 невода, чтобы было чем семью кормить. (Приложение 5)

На собрании бедноты с. Кома Турунтаевского сельсовета (протокол


10 января 1933 г.) рассматривался вопрос о кулацко-эксплуататорском
хозяйстве Усольцева К.Н. Постановили «исключить из колхоза как кулака со
всей семьей». Сразу отобрали дом, семья мыкалась по чужим углам. Глава семьи, Константин Николаевич, пройдя Первую мировую, вернулся домой живым, а эту беду не пережил, вскоре умер. Жена с детьми уехала к родственникам в Ошурково. После смерти Сталина Усольцев К.Н. был реабилитирован. Его сын проживает сейчас в селе Кома, вернувшись после многих лет вместе с внуком Константина Николаевича. Смотрит на родной дом, где родился, рассказывает историю своей семьи уже своим внукам.

Два совершенно разных по происхождению, социальному положению, по образованию, по взглядам и жизненному пути человека. Похожи только в одном: оба пострадали вместе со своими семьями от репрессий 30-х годов без вины. Только две судьбы. Их, конечно же, было больше. Но не любят люди рассказывать до сих пор о репрессированных родственниках, возможно, из ложного стыда. Наверное, поэтому мы пока не можем собрать достаточно данных о Родионове Григории Харитоновиче, который будучи раненым при защите Севастополя попал в плен. Во Франции бежал из плена и присоединился к отрядам маки - французских партизан. Об этом молчал, чтобы не навлечь беду. Только во время похорон в 1974 году внуки и племянники узнали о высокой награде, к которой Григория Харитоновича представило правительство Франции.

Не один человек пострадал в довоенные и послевоенные годы от репрессий, от закона «О трех колосках», от доносов и несправедливостей. Память об этом, как и о героических годах, должна быть сохранена, чтобы не повторилось подобное впредь.


  1. Огненные годы

22 июня 1941 года фашистская Германия и её союзники обрушили на Советский Союз удар огромной силы- 190 дивизий (5,5 млн. чел.) свыше 3 тысяч танков, около 5 тысяч самолётов. Лето и осень 1941 года были наиболее критическими для страны. Мужчины уходили на фронт. С Комы было призвано 68 человек, С Бурдуково - 15 человек, с Клочнево - 27 человек. Немецко - фашистские войска вторглись в пределы страны на глубину от 850 до 1200 км. Миллионы людей погибли на фронтах, оказались в оккупации или в гитлеровских лагерях. В 1941 году пришли первые похоронки. С Комы в 1941 году погибло 4 человека, с Бурдуково 1, с Клочнево 3 человек. Самым тяжелым годом, когда во многих домах намного прибавилось вдов и сирот, был 1942 год.

В 1942 году с Комы было призвано 12 человек, а погибло 30 человек. Одно из главных событий 1943 года - победа Красной армии в битве под Курском. Только в районе Прохоровки, где 12 июля произошло крупнейшее танковое сражение Второй Мировой войны, противник потерял 400 танков и более 10 тыс. убитыми. Завершился коренной перелом в ходе войны и наши села внесли свою лепту в победу. Еще 45 семей не досчитались кормильцев, детей, братьев.

В 1944 и в 1945 годах мужчины уже не призывались, но в семьи продолжали приходить похоронки. 33 семьи не досчитались своих родных.

Никто из бойцов не знал, доживет ли он до завтра, встретит ли рассвет, увидит ли синее небо, услышит ли пение птиц, суждено ли ему пройти всю войну и вернуться домой. Но мужество и отвага не покидала их. Мысль о том, что дома их любят и ждут, согревала, придавала решимости идти в бой, защищать Родину. Да, мы победили, мы принесли свободу и своему народу, и многим народам Европы. Мы утвердили мир на Земле... Но какой дорогой ценой! Сколько героев не дожило до светлого праздника Победы.






1941 год


1942 год

1943 год


1944 год


1945 год

Всего за годы войны.

Призвано

Кома

68

12

4

-

-

84

Погибло

Кома

4

30

27

10

15

86

Прим. Цифра в последней колонке включает тех, кто был призван перед войной.

Рассказывая о войне, я хочу остановиться подробнее на судьбе одного человека.

Романовский Евгенйй Назарович (Приложение 6) родился 2 ноября 1902 г. В селе Ущерпье (Брянская область) в семье агронома. Его родители - Романовский Назарий Яковлевич и Анна Степановна были передовыми прогрессивными людьми. В семье была библиотека, в основном из произведений русских классиков. Дети много читали. Росли три сына - Андрей, Евгений и Яков. В 1914 году Евгений поступил учиться в реальное училище города Пензы. В это время умирает отец семейства - Назарий Яковлевич, и семья живет на средства матери, работающей кассиром. В марте 1918 года Анна Степановна с тремя сыновьями выезжает в Бурятию на станцию Селенга, где жила её родная сестра с мужем - учителем. Осенью 1918 года семья поселяется в городе Верхнеудинске. Время трудное. В Верхнеудинске хозяйничают семеновцы. По улицам опасно ходить, особенно на железнодорожном вокзале. 16 летний Евгений видел, как семеновцы с железнодорожного вокзала вели на расстрел группу полураздетых рабочих, среди которых были и подростки. Юного Евгения глубоко поразил этот случай.

В мае 1918 года Романовский сдает экстерном экзамены за 4-ый класс реального училища г. Верхнеудинска, осенью 1918г. поступает в учительскую семинарию, с 1920 года реорганизованную в Прибайкальские учительские курсы, которые он и закончил в 1921 году. В 1921 году, окончив учительские курсы, Евгений Назарович получил назначение работать заведующим школой I ступени (начальная школа) в село Никольское Мухоршибирского района, где работал 3 года. С осени 1925 года Романовский Евгений Назарович работает в школах Прибайкальского района. Весной 1932 года Евгений Назарович назначен директором Коменской школы, а в школе один класс, да комната для учителя. И началось строительство. Строили всем селом, собирая по бревнышку на здание. Новый директор сам, закатав рукава, был и плотником и столяром. За любовь к труду, ответственность, честность, справедливость, порядочность его уважали не только в родном селе. Образ Евгения Назаровича послужил прототипом учителя Евгения Константиновича Романского в книге Ильи Чернева "Семейщина". Вот так описывается этот деятельный человек книге:"... весною сюда прибыл молодой учитель Евгений Константинович Романский. Это был высокий, тонкий парень с нежным пухом на розовой губе. По улицам он ходил без шапки, встряхивал время от времени русой скобой чуба... называл себя комсомольцем. В день приезда он объявил в сельском управлении, что его прислали из города, из отдела образования, устраивать школу для никольских детей"*.

Александра Ивановна Малафеева, бывший завуч школы, долгое время проработавшая бок о бок с Евгением Назаровичем Романовским вспоминает, что в 1942 году все старшеклассники ушли на фронт. Ушел на фронт и директор. Он воевал с февраля 1942года в 247 стрелковой дивизии 916 стрелкового полка. 8 марта 1943 года легко ранен в ногу и после выздоровления - снова в строю, в 83 гвардейской дивизии 250 стрелкового полка. Июль 1943года, Курская дуга. В это время Евгений Назарович пишет письмо с фронта родным. Переписываясь с невесткой Лидией Петровной, мы получили одно письмо из фронтовых (Приложение7). При наступлении на прорыв фронта противника севернее г.Орла Евгений Назарович ранен в обе руки. Попадает в госпиталь. Отсюда он пишет еще одно письмо, датированное 22 июля 1943 года. Вот строки из него:"...ранен в обе руки осколками, в левую легко, в правую тяжело. Проболею, наверно, не менее двух месяцев. Теперь понятны мои каракули, пишу левой рукой. Настроение хорошее, радостное. Учавствовал в наступлении пять дней, пока не был ранен и всё это время шел на запад. Шли почти без сна и отдыха, устали, разбили и постерли ноги, но это нисколько не уменьшило нашей радости, потому что каждый шел на

__________________________________________________________________

*И.Чернев "Семейщина" стр. 243-244. Бур.кн.изд,
запад - это лишний метр освобожденной Советской земли. Фрицы без всякой армейской гордости улепётывают, бросая оружие, склады боеприпасов и продовольствие, сдаются в плен поодиночке и пачками и униженно на коленях вымаливают себе жизнь. Вы бы видели изможденные лица жителей деревень. Уже одни эти лица говорят о том, как им жилось, и вот на этих лицах слёзы радости. Хорошо организованное, умное и успешное наступление. Нахожусь в эвакогоспитале. Не сегодня-завтра повезут дальше..."

После ранения старший сержант Романовский Евгений Назарович стал инвалидом Ш группы, демобилизован и в 1943 году возвращается в созданную им школу. Он снова директор, теперь вплоть до 1962 года. 30 лет его учительской деятельности оставили глубокий след в жизни села. 0 нем помнят и знают не только старожилы.

Евгений Назарович Романовский прожил 82 года трудной полноценной жизни. Обладал обширными познаниями не только в педагогике, но и в ряде других наук. Как учитель, директор - был известным человеком в Бурятии, был прекрасным отцом девятерых детей. С большим почетом проводили Евгения Назаровича на пенсию. В 1981 году Романовские Евгений Назарович и Елена Иннокентьевна, по настоянию детей, выехали в Новосибирск, где он прожил три года. 23 декабря 1984 года после непродолжительной болезни Евгения Назаровича не стало.

Когда жители села Кома узнали о кончине Романовского Евгения Назаровича, по их просьбе одна из главных улиц села стала носить его имя. Есть в селе Кома улица имени Героя Советского Союза Прокопия Кирикова, есть улица имени скромного школьного учителя Евгения Назаровича Романовского, ветерана Великой Отечественной войны, с 1948 года Заслуженного учителя Бурятии.





  1. Возрождение

После окончания Великой Отечественной войны перед страной встала задача - перестроить промышленность для работы в мирных условиях.

Наибольшие вложения были сделаны в угольную, лесную, деревообрабатывающую промышленность и промышленность строительных материалов. Наибольшим удельным весом промышленного производства располагал в числе нескольких других Прибайкальский район (цементная, рыбная и лесная промышленность) . В связи с восстановлением разрушенного войной народного хозяйства, стране требовалось огромное количество лесоматериала. Лесная промышленность, как и раньше, оставалась одной из основных отраслей народного хозяйства республики. В 1953 году на базе треста Бурмонголлес был создан комбинат «Забайкаллес»,


который объединял 23 предприятия, в том числе 15 леспромхозов. В 1949 году на территории нынешнего поселения «Итанцинское» был организован Итанцинский леспромхоз. Валка леса производилась вручную, трелевка на лошадях, вывозка леса на газогенераторных автомобилях. В 60-е годы леспромхоз перешел на вывозку леса хлыстами. В начале 70-х годов был ликвидирован сплав по реке, очищены реки, внедрена новая технология заготовки и вывозки леса. С 1996 года леспромхоз был реорганизован в производственное объединение БЛК. Позже был раздроблен на мелкие частные предприятия. (Приложение 8)

Деятельность леспромхоза в памяти моих односельчан тесно связана с именами двух его директоров: Мамонова Вениамина Сергеевича и Рудакова Михаила Владимировича. Несколько слов о каждом из них.

Мамонов Вениамин Сергеевич был назначен главным инженером в Итанцинский леспромхоз в 1954 году. ЛПХ тогда находился в стадии становления. Лесоучастки в Узкой пади, Иркилике, Бурле, Кике. Места под участки отводились в глухомани. Главный критерий выбора: не давать землю из сельхозугодий. Каждый гектар сенокоса, пастбища, пашни ценился дороже, чем лес. Под поселки вырубали массивы. Поэтому и огороды в них маленькие, да и дома далеки от дворцов. Но все же это были дома. Молодой инженер сразу окунулся в тысячи проблем. С благодарностью вспоминал Н.Г.Пивоварова, который после окончания строительства Тимлюйского цементного завода передал леспромхозу автосамосвалы МАЗы, их переделали в лесовозы. Постепенно в середине 50-х перешли на дизельные машины. До этого работали на «газгенах»: это автомашины, которые вместо бензина в бак засыпали древесные чурочки. КПД таких механизмов был очень низким, дизелезация техники стала настоящей революцией. В 1961 году Вениамин Сергеевич назначен директором леспромхоза. На этой должности он работал до болезни, до 1974 года. Тогда была заложена мощная производственная база в селе Кома - рабочий поселок, обеспеченный всей инфраструктурой: школа, контора, дом культуры, асфальт, орсовские магазины, пекарни, база торговли и т.д. В начале 70-х леспромхоз был одним из первых втянут в новую технологическую перестройку, когда на смену отечественной технике пришла более современная японская: лесовозы «Камацу» и бульдозеры «Катепиллер», самосвалы «Исудзу», экскаваторы «Като» и т.д. В это время руководителем леспромхоза назначен Рудаков Михаил Владимирович. Он продолжил то, что было сделано предшественником: к клубу пристроен новый зрительный зал, построена столовая, расширен автотракторный гараж, достроен поселок Заречка, открыта школа. Не стало Михаила Владимировича в 1987 году в возрасте 59 лет.

Мамонов В.С. с супругой вырастили четверых детей, которые стали достойными гражданами страны, растут внуки и правнуки. За свой труд Вениамин Сергеевич награжден орденом «Знак Почета» и Орденом Трудового Красного Знамени. Рудаков М.В. награжден орденом Дружбы народов, орденом «Знак Почета». Объединяет этих людей не только то, что в разное время они занимали одну должность. Их объединяет похожая судьба: путь от деревенского мальчишки до руководителя большого предприятия, постоянное стремление учиться новому и воплощать это новое в жизнь, ответственность за порученное дело, за судьбы доверенных тебе людей, стремление сделать эту жизнь хоть чуточку лучше, влюбленность в жизнь и свое дело. Поэтому мои односельчане вспоминают Мамонова В.С. и Рудакова М.В. с теплотой и уважением.


Жизнь возрождалась после войны не только в селе. И мои односельчане принимали самое активное участие в тех великих событиях, что происходили и далеко от родного села.

На X111 съезде ВЛКСМ было принято обращение к молодежи, в котором шла речь о целине. 25 тысяч девушек нужны были там, чтобы помочь вырастить хлеб и накормить страну. Молодой девушкой, которой шел 21-й год откликнулась на призыв Ильина Галина Михайловна. Работала на Промкомбинате швеей, заканчивала вечернюю школу, но посчитала, что ее труд на целине Родине нужнее. 300 человек уезжали в апреле 1959 года с Улан-Удэнского вокзала поднимать целину, среди них Галина Михайловна (Приложение 9). Распределили в совхоз «Родниковский» Осакаровского района Карагандинской области. Поселили в общежитии. Работалось тяжело, с 5 утра и дотемна. Работала Галина Михайловна, тогда просто Галя, помощником тракториста. В бригаде было 57 тракторов, 57 комбайнов «Сталинец». Смышленую девушку заметили, поручили работу учетчика. Обошла со своим рабочим инструментом – саженью – все бригадные поля. А поля целинные, 800 и 1200 га. В совхозе «Родниковский» пахотной земли было 29000 га, в бригаде Гали – 7000 га. 2 посевных и 2 уборочных отработала Галина Михайловна на целине по комсомольской путевке, потом вернулась с мужем домой. Ее активная жизненная позиция передалась детям и внукам, они замечательные спортсмены, сделавшие много полезного для развития лыжного спорта в районе.



  1. По примеру дедов

90-е годы. Давно в прошлом Великая Отечественная война. Не думали деды, сражаясь с фашистами, что их жертвы не последние. Внуки и правнуки тех, кто пал на полях той войны, кто пришел домой налаживать мирную жизнь, снова окажутся на войне. Не один солдат сражался по приказу Родины в Афганистане, в Чечне. Вот уже почти 16 лет нынешним защитникам Отечества приходится изучать военное дело в «горячей точке» Российской Федерации – Чеченской республике. Среди них и выпускники нашей школы.

В 1992 году Прилуцких Вячеслав Николаевич закончил 9 классов Коменской средней школы. С 1992 года работал в СПК «Итанца» рабочим. 5 декабря 1994 года был призван Прибайкальским районным военным комиссариатом в ряды Российской Армии, служил в отряде специального назначения. Учебную службу проходил в городе Ангарске Иркутской области. Погиб 29 февраля 1996 года в Чеченской республике, в городе Грозном при спасении раненого друга. Посмертно награжден «Орденом мужества». Похоронен в селе Покровка Прибайкальского района (Приложение 10,11).

Еще одна нить, связывающая воедино судьбу паренька из маленького сибирского села с судьбой всей страны.


  1. Жизнь продолжается

Сегодня мое село живет той же жизнью, что и вся страна. По данным администрации в МО проживают примерно 2400 человек. Примерно одинаково количество родившихся (50) и умерших (54), уехавших (60) и прибывших в село(63). Трудоспособное население составляет 1300 человек, 600 пенсионеров, около 500 детей. Те же проблемы, что и у всей страны. Не хватает рабочих мест, большинство жителей безработные. Многие работают не по специальности. С сожалением вспоминают ушедшие времена, когда в селе работали леспромхоз, лесхоз, колхоз, ОРС. Работали 2 клуба, каждый день шли кинофильмы. Были свои свиноферма и теплицы. Больница имела свою скорую помощь, работал не дневной стационар, а круглосуточный, коме того функционировали 3 фельдшерских пункта. То время ушло. Можно ругать нынешнее время, хотя оценить произошедшие перемены можно будет, скорее всего, через десятки лет. Появились новые элементы жизни: частные магазины, бары, индивидуальные предприятия. Появилась возможность проявить свою инициативу, не боясь, что тебя обвинят во враждебном отношении к власти, отберут последнее, а семью пустят по миру. Появились новые идеи возрождения экономики района, связанные с созданием туристско-рекреационной зоны. Теперь только от нас самих зависит, сможем мы жить одинаковой жизнью со всей страной или останемся в этой новой жизни «медвежьим углом». У жителей моего села есть возможность выбора. Я верю, что село, которому 300 лет, будет еще молодым.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив историю страны в XX веке, изучив собранный краеведческий материал по истории этого периода, касающийся истории моего села, собрав материалы в ходе бесед с жителями села, произведя сравнительный анализ исторических событий в селе и во всей стране мы пришли к выводу, что ни одно, даже самое маленькое село, не может стоять в стороне от событий, происходящих в стране. Судьба страны, события в ней происходящие, так или иначе задевают всех ее жителей, независимо от их желания. На одних они сказываются трагически, круто ломая и калеча их судьбы и жизни их близких. Другие сами творят историю, твердой рукой укрощая события и подчиняя их себе, своим целям и желаниям. Не плывут по течению, «не прогибаются» под этот мир, перекраивают его на свой лад. Жизнь и тех, и других неотделима от судьбы страны. Реальностью становятся слова песни, взятые эпиграфом к моей работе: «Счастье общее и горе общее у земли моей и у меня»



ЛИТЕРАТУРА
1.История Бурятии. Ч.2.Учебное пособие для 10-11 классов / под ред. Е.Е.

Тармаханова, С.Д. Намсараева/.-У-У.: Белиг, 2000.-124 с.

2.История Бурятской АССР / ред. П.Т. Хаптаев/.- У-У.:Бурятское книжное

издательство,1959.-643с



  1. Помулев В. Итанца.- У-У.: Республиканская типография, 2005

  2. И.Чернев «Семейщина» Бур.кн.изд.

  3. «Прибайкалец» 10.09.2002

  4. Книга памяти Прибайкальского района

  5. Архивные источники: Ф.Р-475. Оп.1. Д.1036. Л.22об.

Ф.Р-727с. Оп.1.Д. 350. Л.4-9.

Ф.4, оп.1, л.10

8. Архив военного комиссариата Прибайкальского района.

9. Материалы школьного музея



СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ


  1. Попов А.Н.-первый учитель школы.

Из переписки с внучкой Попова А.Н. Поповой Л.К.

  1. Архивная справка о Коменской школе.

  2. Фотографии сохранившихся домов, где, по свидетельствам и воспоминаниям останавливались войска отступавших каппелевцев.

  3. Фотография председателя колхоза имени Сталина Макарова Николая Михайловича. Фото военных лет.

  4. Архивная справка о раскулачивании жителя села Кома Усольцева Константина Николаевича.

  5. Романовский Евгений Назарович. Директор Коменской школы. Участник Великой Отечественной войны. Его именем названа одна из улиц села.

  6. Письмо Е.Н. Романовского родным с фронта. Июнь 1943 года.

  7. За работой и на отдыхе. Спортивные соревнования. Справа – директор ЛПХ Мамонов В.С. Заседание рабочкома леспромхоза.

  8. Комсомольская путевка и наказ Ильиной Галины Михайловны, направленной на целину. Фото рабочей бригады. Галина Михайловна Ильина – возле трактора.

  9. Прилуцких Вячеслав Николаевич. Награжден «Орденом мужества» (посмертно)

  10. Архивная справка о награждении Прилуцких В.Н. «Орденом мужества»


f:\documents and settings\1\рабочий стол\рисунок1.jpg Попов А.Н. – первый учитель школы

f:\documents and settings\1\рабочий стол\фотография (2).jpg

Из переписки с внучкой Попова А.Н. Поповой Л.К.


Смотрите также:
Конкурс творческих работ старшеклассников, посвященных 90 летию со дня образования Республики Бурятии Направление: «Мое село в истории республики» один век одна судьба
224.59kb.
1 стр.
Конкурс творческих работ старшеклассников, посвященных 90 летию со дня образования Республики Бурятии Направление: «Страницы прошлого листая» «Время движется мастерами!»
301.28kb.
1 стр.
Конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия ХХ век»
142.39kb.
1 стр.
В. В. Чеботарёв положение об открытом конкурсе творческих работ, посвящённых 100-летию ввс россии Общие положения 1 Конкурс
75.82kb.
1 стр.
-
205.35kb.
1 стр.
Конкурс творческих работ «Кузбасс земля героев»
63.49kb.
1 стр.
Конкурс творческих работ «Гайдар. Время. Мы.» Эссе: «Не исчезай, моё село»
41.22kb.
1 стр.
Конкурс творческих работ старшеклассников «Идеи Лихачева и современность»
95.54kb.
1 стр.
Конкурс творческих работ в 2013 году посвящается 70-летию 10-ой средней школы г. Риги. Тема конкурса: «Школьные годы чудесные » «Школа, школа, ты похожа на корабль, бегущий вдаль». (К. Ибряев)
24.85kb.
1 стр.
Конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников
84.45kb.
1 стр.
Конкурс творческих работ по интерпретации художественных
28.51kb.
1 стр.
Конкурс исследовательских и творческих работ школьников и педагогов «Мое Красивомечье» Наш городок России уголок Эссе. Летопись родных мест. Моя малая Родина
38.08kb.
1 стр.