Главная
страница 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБУ «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям»
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ

Методические рекомендации
к обследованию детей с ограниченными возможностями здоровья психолого-медико-педагогическими комиссиями

(для территориальных комиссий)


часть I


Содержание

Аннотация

1. Определения, обозначения, сокращения. 2.Методологические основы обследования детей

с ограниченными возможностями здоровья в психолого-медико-педагогической комиссии.

3. Требования к ведению документации.

4. Требования к профессиональной подготовке специалистов.

5. Список использованных источников.

6. Аннотированный перечень нормативных документов.

Южно-Сахалинск, 2011 г

Аннотация
Методические рекомендации разработаны в соответствии с современным международным, федеральным и региональным законодательством в области образования, адаптации и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее — дети с ОВЗ).

Основная цель: методическое обеспечение территориальных психолого-медико-педагогических комиссий (далее — комиссия) в соответствии с Положением (пункт 3.2.1.) о центральной психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным приказом министерства образования Сахалинской области от 27.09.2011 № 1071-00.

Методические рекомендации (далее — рекомендации) включают вопросы о методологических аспектах современной психолого-педагогической диагностики детей с ОВЗ, требования к ведению документации (оформление протокола), методику составления заключений и рекомендаций к обучению детей, прошедших обследование в комиссии.

В рекомендациях раскрываются также критерии и параметры анализа результатов обследования ребенка, предлагаются подходы к интерпретации полученных результатов, требования к компетентности специалистов, предложен перечень аннотированных нормативных правовых документов и использованные источники.

Рекомендации могут быть использованы руководителями, осуществляющими управление в сфере образования, работниками школьных психолого-педагогических консилиумов, директорами общеобразовательных, в том числе специальных (коррекционных) школ и школ-интернатов, всеми лицами, осуществляющими воспитание и обучение детей с ОВЗ.


1.Определения, сокращения, обозначения
ОВЗ — ограниченные возможности здоровья;

ПМПК — психолого-медико-педагогическая комиссия;

ПМПк — психолого-медико-педагогический консилиум школы; ДЦП — детский церебральный паралич;

МКБ-10 — Международная классификация болезней десятого пересмотра;

ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения;

ВОС — Всероссийское общество слепых;

ВОГ — Всероссийское общество глухих;

РДА — ранний детский аутизм;

СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности;

ОНР — общее недоразвитие речи;

ФФНР — фонетико-фонематическое недоразвитие речи;

ИКТ — информационно-коммуникативные технологии;

МДОУ(к/в) — муниципальное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида;

СКОУ VIII вида — специальное (коррекционное) образовательное учреждение (для детей с нарушениями интеллектуальной сферы);

ЛФК — лечебная физкультура;

ЗПР — задержки психического развития;

ЗУН — знания, умения, навыки;

ОС — образовательные стандарты.

Специальное (коррекционное) обучение осуществляется в рамках системы специального образования по следующим видам:

I вид — для детей с тяжелыми нарушениями слуха (глухие дети);

II вид — для детей слабослышащих;

III вид — для детей с тяжелыми нарушениями зрения (слепые дети);

IV вид — для детей слабовидящих;

V вид — для детей с тяжелыми нарушениями речи;

VI вид — для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

VII вид — для детей с расстройствами отдельных учебных навыков или учебной деятельности в целом (дети с задержками психического развития);

VIII вид — для детей с нарушениями интеллектуальной деятельности (умственно отсталые дети).

Компенсирующее обучение — предусматривает организацию психолого-педагогической помощи детям в условиях общеобразовательного учреждения, которые не охвачены системой специального образования, не имеют стойких нарушений в развитии и могут находиться в трудных жизненных ситуациях.

Коррекционное обучение — организация специального обучения о путях, способах и средствах преодоления нарушений в развитии, применения полученных знаний в практических действиях, жизненном опыте ребенка. Основная цель коррекционного обучения — формирование механизмов компенсации нарушенных функций на учебном материале.

Коррекционное развитие — преодоление недостатков интеллектуального, эмоционального, личностного развития ребенка, препятствующих учебно-воспитательному процессу, совершенствование сохранных сенсорных и познавательных функций, с помощью которых обучающийся может осваивать образовательные стандарты.

Интегрированное образование — совместное обучение в общеобразовательных учреждениях здоровых детей и детей с ОВЗ.

Инклюзивное образование — качественный уровень интегрированного обучения, при котором в ОУ должны быть созданы специальные условия для коррекционного образования, развивающей и доступной среды Инклюзивное образование предполагает наличие специального оборудования и дидактического материала, специального учебно-методического комплекса, ИКТ, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, других специалистов в соответствии с образовательными потребностями детей с ОВЗ и рекомендациями ПМПК.


2. Методологические основы деятельности психолого-медико-педагогической комиссии


Современные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья ориентированы на реализацию особых образовательных потребностей каждого ребенка, максимальную интеграцию в общество детей с ОВЗ, профессиональную востребованность и личностное развитие.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г.

№ 3266-1, положением о психолого-медико-педагогической комиссии (приказ Минобрнауки России от 24 марта 2009 г. № 95) дифференцированное обучение детей с ОВЗ определяют психолого-медико-педагогические комиссии (далее - комиссия).

Методологической основой психолого-педагогической диагностики детей с ОВЗ является концепция о системности психического развития ребенка, теория единства обучения и психического развития, теория компенсации нарушенных функция в процессе обучения, теория о роли социальной среды в развитии ребенка и др. (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.Н. Анохин, А.Р. Лурия, В.И. и др.).

Учение о системном развитии психики ребенка позволило сформировать в отечественной научно-методической среде (В.И. Лубовский, С.Я. Рубинштейн, С.Д. Забрамная, О.Н. Усанова и др.) комплексный и системный подход к анализу психических процессов ребенка в процессе обследования специалистами психолого-медико-педагогических комиссий.

Системный подход к обследованию ребенка ориентируют специалистов ПМПК учитывать, что всякая форма сознательной деятельности, в том числе учебная деятельность, является сложной функциональной системой организма и осуществляется при совместной работе всех структур головного мозга (блок, обеспечивающий тонус, регуляцию активности и покоя нервной деятельности, блок, обеспечивающий прием, хранение и переработку информации, блок программирования, исполнения и контроля действий и др.).

Системный подход предполагает учитывать условия проживания ребенка (социальная среда), условия воспитания и обучения (качество образовательный среды), своевременность оказания медицинской помощи и др.

Таким образом, специалисты ПМПК должны осуществлять психолого-педагогическую диагностику с учетом особенностей физиологии и нервной системы ребенка, наличия наследственных факторов и особенностей социальной среды, условий и методов воспитания и обучения, возрастных норм психического развития детей и составлять заключение на основе всех основополагающих факторов

Рассматривая вопросы эффективности стратегии и тактики обучения детей с ОВЗ, комиссия должна осуществлять прогноз дальнейшего развития ребенка в двух направлениях:

- учитывать наличие условий компенсирующей системы в образовательном учреждении (или возможности ее создания);

- учитывать отсутствие условий для организации коррекционной и психолого-педагогической помощи ребенку и ограниченные возможности создания психологической службы в ОУ.

Поэтому каждый специалист ПМПК обязан осуществить системную диагностику своеобразия и уровня психологического развития ребенка, выявить причины нарушений, дать прогноз, обоснование дальнейшего образования и развития в условиях специальной психолого-педагогической поддержки.

Комплексный подход к обследованию ребенка предполагает взаимодействие специалистов разной профессиональной подготовки, компетентных в сфере жизнедеятельности детей и ответственных за их здоровье, воспитание и обучение (медицинские работники, педагоги-дефектологи, воспитатели, психологи, социальные работники и др.).

Поэтому каждый специалист ПМПК обязан осуществить системную диагностику своеобразия и уровня психологического развития ребенка в рамках своей компетентности, выявить причины нарушений в развитии, поведении, адаптации в детском коллективе, дать прогноз, обоснование дальнейшего образования и развития в условиях специальной психолого-педагогической поддержки.

Системный подход определяет задачи психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ. Основные из них:

- выявить, квалифицировать и зафиксировать в протоколе особенности психологического развития, эмоционально-волевой сферы, поведения, негативно влияющих на обучение, общение и дальнейшее развитие ребенка;

- определить характер нарушений, структуру и степень выраженности, выявить сохранные функции психического развития;

- определить временной фактор нарушений (имеет ли стойкий необратимый процесс или носит временный характер);

- определить ориентировочные сроки компенсации нарушений в условиях специальной психолого-педагогической помощи (учитывать темп обучения, формы организации учебного-воспитательного процесса, объем, методы и виды помощи);

- определить наиболее продуктивный тип и вид дальнейшего обучения.

Академик В.И. Лубовский сформулировал вопросы для специалистов к целенаправленной организации обследования ребенка в комиссии. В условиях ограниченного времени (2 часа — первичное обследование, 1 час — повторное) необходимо выявить:

1. Есть ли у ребенка нарушения мышления, какова их структура и степень выраженности?

2. Есть ли у ребенка нарушения речи, какова структура и степень выраженности?

3. Нарушены ли обучаемость, адаптация и коммуникативные способы общения?

4. Носят ли нарушения речи первичный или вторичный характер?

Последний вопрос имеет методологический аспект и определяет важную роль в комиссии учителя-логопеда, который в соответствии с профессиональной компетентностью должен совместно с другими специалистами определить разграничение сходных психических состояний (тяжелые нарушения речи и слуха, тяжелые нарушения речи и

интеллекта, тяжелые нарушения речи и зрения, др.).

Методы обследования детей в ПМПК

1. Анализ медицинской документации (заключения врачей о состоянии зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, физического и психического здоровья, др.).

2. Анализ документации ОУ (характеристики, продукты деятельности самого ребенка, в том числе контрольные работы, рисунки, заключения учителя-логопеда и педагога-психолога, др.).

3. Метод беседы ориентирован на осведомленность ребенка, его ориентацию в окружающем, отношение к обследованию, др.

4. Метод наблюдения позволяет составить мнение о естественном поведении ребенка вне ситуации обследования и во время обучающего эксперимента (реакции на трудности, предлагаемую помощь, замечания, поощрения, др.).

5. Метод обучающего эксперимента является основным в системе комплексного обследования ребенка и включает набор методик, направленных на исследование познавательной (в том числе учебной) деятельности ребенка.

В рамках астрономического часа необходимо создать условия для активной деятельности ребенка под руководством экспериментатора (учитель-логопед, педагог-психолог, др.).

При осуществлении обследования ребенка в ПМПК необходимо соблюдать следующие требования:

- словесные инструкции предлагаются в соответствии с возрастом и уровнем речевого развития ребенка, структура фразы должна быть краткой, произношение четким, интонация выразительной. При тяжелых нарушениях речи инструкция осуществляется посредством невербальных способов и приемов подачи информации;

- дидактический материал должен быть доступным, интересным, соответствовать возрастным нормам и специфическим особенностям приема и переработки информации детей с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи и мышления;

- задания, в том числе учебного характера, необходимо предлагать в игровой форме независимо от возраста детей (для школьников мотивацию учебной задачи необходимо изменить — оценивать не по конечному результату, а по способам выполнения действий). Экспериментатор должен стремиться так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы он смог самостоятельно или с помощью взрослого раскрыть свои потенциальные возможности развития и обучения. Это значит, что каждое задание должно включать систему методов и приемов, которые бы позволили ребенку осуществлять в своих действиях процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей, умение планировать и контролировать свои действия, активно проявлять свое отношение к обследованию.



В процессе обследования необходимо стимулировать ребенка к приему помощи, учить оценивать свои трудности и стремиться их преодолевать, создавать ситуации, побуждающие речевую активность.

В соответствии с указанными задачами при обследовании ребенка в ПМПК ведущие отечественные психологи, дефектологи, методисты (С.В. Выготский, А.Р. Лурия, В.И. Лубовский, С.Д. Забрамная, С.Я. Рубинштейн, О.Н. Усанова и др.) рекомендуют включить в обязательном порядке следующие методики:

- классификацию предметов или понятий;

- исключение лишнего предмета или понятия;

- определение последовательности событий, временных или природных явлений;

- определение существенных (главных) признаков, качеств, свойств;

- простые аналогии.

В процессе обследования ребенка условно выделяют следующие этапы:

1. Введение ребенка в ситуацию обследования

Основная цель: установление контакта, сообщение цели совместного сотрудничества. Оценивается характер мотивации, наличие или отсутствие контакта, причины возможного отказа от общения.

2. Сообщение инструкции к заданию

Оцениваются понимание вербальной инструкции, полнота приема информации, характер и доступность содержания.

3. Наблюдение за деятельностью ребенка

Оцениваются самостоятельность и способы выполнения заданий, возможность коррекции ошибок, планирования, контроля, смена тактики, целенаправленность, стремление к результату.

4. Осуществление помощи

Учитываются количество (объем) и качество (формы, виды и способы) помощи.

По мнению ведущих специалистов в области специальной педагогики и психологии (С.Д. Забрамная, В.И. Лубовский, О.Н. Усанова и др.), которые в своих работах исследуют и обосновывают методы психолого-педагогической диагностики детей с ОВЗ, этот параметр является важным при оценке реабилитационного потенциала ребенка.

Совместная работа ребенка со взрослым наглядно показывает его восприимчивость к обучению, умение переносить показанные способы в самостоятельные действия, способы компенсации («зона ближайшего развития» по Л.С. Выготскому).

Поэтому каждый специалист комиссии обязан включать в методики обучающие мини-уроки. Экспериментатор должен не только правильно составить комплект методик в соответствии с возрастом и психофизическими особенностями детей, но и четко сформулировать инструкции к заданиям, продумать объем, последовательность подачи информации, способы и виды помощи к каждому заданию. Такой подход позволяет показать на наглядном материале педагогам, родителям, самому ребенку не только трудности приема, переработки и воспроизведения учебной информации у детей с ОВЗ, но и обосновать способы компенсации этих трудностей.

5. Оценка результатов

При анализе результатов обследования ребенка важно учитывать факторы, влияющие на результативность выполнения заданий: особенности запоминания, сосредоточения (внимание), регуляции своих действий посредством речевого контроля, ориентации на рабочем месте, координации движений, особенно мелкой моторики.

Каждое интеллектуальное и практическое действие ребенка необходимо рассматривать с позиций:

- формы выполнения (в умственном плане, с помощью наглядного материала, развернутой инструкции, показа и др.);

- степени обобщенности (свернутые или развернутые операции);

- степени освоенности (начальный этап обучения, уровень автоматизации или дифференциации, др.).

При составлении итогового заключения специалисты комиссии должны проанализировать и характер ошибок:

- носят ли они системный характер (проявляются во всех видах деятельности) или случайный;

- наблюдается ли фрагментарность, поверхность, искаженность, неполнота восприятия информации;

- при каких условиях количество ошибок увеличивается (длительность времени, нарастающее истощение нервной системы, отвлекаемость на посторонние раздражители, др.),

- при каких видах помощи происходит коррекция ошибок.

По окончании процедуры обследования ребенка рекомендуется провести обмен информацией между всеми специалистами, согласовать и обобщить ее, сформулировать итоговое заключение и рекомендации. Совещание проводит председатель, члены комиссии должны поставить подписи в протоколах наблюдения за обследованием ребенка и сдать их председателю. В спорных случаях обсуждение результатов обследования проводится без присутствия заинтересованных лиц (родители, представители ОУ, др.). По итогам согласованного коллегиального решения комиссии, при условии согласия родителей (законных представителей) секретарь оформляет протокол, специалисты могут проводить индивидуальные консультации, разъяснения для родителей (законных представителей), педагогов, руководителей ОУ по вопросам организации специальной психолого-педагогической помощи.

3.Требования к заполнению документации


В соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.03.2009 № 95, основными документами психолого-медико-педагогической комиссии являются:

- журнал предварительной записи детей;

- журнал учета детей, прошедших обследование в комиссии;

- карта обследования ребенка в комиссии;

- протокол обследования ребенка в комиссии.

Протокол обследования ребенка в территориальной психолого-медико-педагогической комиссии является важным документом, в котором описаны сведения о ребенке, коллегиальное заключение об особенностях психического развития, обоснован вид образовательной программы, даны рекомендации к организации психолого-педагогической и коррекционной помощи.

В связи с тем, что протокол определяет дальнейший образовательный маршрут ребенка с ОВЗ, необходимо при его заполнении соблюдать общие правила:

1. Форма протокола должна быть утверждена муниципальным органом, осуществляющим управление в сфере образования.

2. Бланк протокола заполняется специалистами только при условии согласия родителей (законных представителей) с рекомендациями комиссии.

3. Записи в протоколе осуществляют специалисты, включенные в состав комиссии, который должен утверждаться ежегодно муниципальным органом, осуществляющим управление в сфере образования (учителя-логопеды, педагоги-психологи, дефектологи, детский врач-психиатр, педиатр, при необходимости другие специалисты).

4. Записи осуществляются разборчивым почерком, одним цветом пасты.

5. Медицинские сведения обобщает и записывает детский врач-психиатр, врач-педиатр.

5. Формулировки заключений о психическом статусе ребенка должны быть согласованы со всеми специалистами комиссии и внесены в протокол шифром в соответствии с МКБ-10.

6. Логопедическое описание и заключение составляет учитель-логопед в соответствии с клинической классификацией нарушений речи (МКБ-10) или в соответствии с психолого-педагогической характеристикой лингвистических параметров нарушений речи.

7. Психологическое описание и заключение составляет педагог-психолог в соответствии с нарушениями психологического развития детей (МКБ-10).

8. Педагогическое описание и заключение составляет учитель-дефектолог или учитель-логопед, осуществляющий педагогическую диагностику (расстройства отдельных учебных навыков или учебной деятельности в целом, отсутствие целенаправленности действий, нарушения планирования и контроля учебных заданий, которые влияют на освоение отдельных учебных дисциплин или учебную деятельность в целом).

9. Записи в протоколе должны быть краткими, иметь обобщенную информацию с четкими формулировками, сокращения слов и аббревиатуры недопустимы.

10. Исправления, штриховка, сноски с комментариями в протоколе не допускаются для исключения неопределенности, смене тактики в действиях комиссии, возможной несогласованности специалистов.

11. Протокол подписывают председатель и все члены комиссии. Фамилии, имена, отчества специалистов необходимо писать полностью и разборчиво.

12. Родители (законные представители) осуществляют запись на последней странице протокола о своем согласии с заключением и рекомендациями специалистов.

14. Подписи специалистов территориальной комиссии заверяет руководитель, осуществляющий управление в сфере муниципального образования.

4.Требования к профессиональной подготовке специалистов

Очень важным аспектом качества работы психолого-медико-педагогической работы является не только наличие в составе комиссии специалистов (учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги и др.), но в первую очередь — достаточный уровень профессиональной компетентности в смежных отраслях научных знаний.

Знания нормативной правовой базы, сущности педагогических, психологических, медицинских, социальных понятий необходимы специалистам для тесного взаимопонимания в комиссии, умения ориентироваться, договариваться, согласовывать свои выводы и предложения, с главной целью — осуществление защиты интересов ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Достаточный уровень предполагает минимум знаний в следующих научных дисциплинах:

1. Специальная (коррекционная) педагогика

2. Специальная психология

3. Основы патопсихологии, детской невропатологии, нейрофизиологии

4. Психолингвистика

5. Психодиагностика

Специальная педагогика (логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика) формирует знания об организации и методах обучения детей с нарушениями речи, слуха, зрения, интеллекта).

Специальная психология дает понятия:

- об общих и специфических закономерностях психического развития детей с ОВЗ;

- о типологических характеристиках детей при задержанном, дефицитарном, искаженном или дисгармоничном развитии;

- о сложной структуре дефекта (взаимосвязь первичных и вторичных нарушений в развитии);

- о теории компенсации нарушенных функций и др.

Патопсихология дает представления о закономерностях распада психической деятельности или отдельных качеств личности, об искажениях мозговой (нервной) деятельности, о конкретных нарушениях личности: восприятия, памяти, мышления, умственной работоспособности и др.

Невропатология формирует представления о строении нервной системы, ее функциях (высшей нервной деятельности человека), о неврологических и психических болезнях, их влияние на развитие ребенка.

Невропатология раскрывает понятия о роли ведущих анализаторов в формировании психики ребенка:

- о строении и функциях речедвигательного анализатора, о речевых расстройствах, обусловленных нарушениями центральной нервной системы (алалия, афазия, ринолалия, дизартрия) и их влиянии на формирование устной и письменной речи, адаптацию, психическое развитие ребенка;

- о строении и функциях зрительного анализатора, его нарушениях и влиянии на развитие психики, обучение, адаптацию ребенка;

- о строении и функциях слухового анализатора, его нарушениях и влиянии этих нарушений на обучение, адаптацию и психическое развитие ребенка.

Психодиагностика формирует методы обследования детей с ОВЗ, знания о методике изучения высших психических функций, интерпретацию полученных результатов.

5. Список использованных источников
1. Введение в психодиагностику /К.М. Гуревич, Е.М. Борисова.- М. 2000.

2. Диагностика и коррекция задержки психического развития /под ред. С.Г. Шевченко.-М.: Аркти, 2001.

3. Диагностика и коррекция умственного развития /А.К. Маркова, А.Г. Лидерс, Е.Л. Яковлева. - Петрозаводск, 1992.

4. Дифференциальная диагностика детей с нарушениями развития. Методическое пособие /сост. Картухина Г.Н. - Южно-Сахалинск, изд-во СОИПиПКК, 2005.

5. Забрамная С.Д., Левченко И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития (курс лекций). - М. В.Секачев, 2007.

6. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 144 с.

7. Лубовский В.И. Научные и практические проблемы работы медико-педагогических комиссии //Дефектология.- 1988. - №1.

8. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М: Издательский центр «Академия». 2003.- 384 с.

9. Методические рекомендации. Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях /сост. Картухина Г.Н. - Южно-Сахалинск, изд-во СОИПиПКК, 2005.

10. Методические рекомендации. Компенсирующее обучение в общеобразовательных учреждениях /Сост. Картухина Г.Н. - Южно-Сахалинск, изд-во СОИПиПКК, 2007. 29 с.

11. Новые подходы к обучению и воспитанию детей с нарушениями интеллекта, их реализация в специальной (коррекционной) школе VIII вида (из опыта работы). - Боровичи, 2002.

12. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Новые учебные программы и методические материалы /Под ред. А.М. Щербаковой. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.

13. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики пстопсихологии. - М., 2001.

14. Усанова О.Н. Комплект практических материалов «Лилия» для профилактики, диагностики и коррекции психического развития детей. - М., 1994.

15. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты. Методическое пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. - М.: Гуманит. изд-во центр ВЛАДОС, 2001.- 136 с. - Коррекционная педагогика.

16. Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. - М., 1997.

17. Сатарова Л.А., 2009. Компетентность в области инклюзии как одно из условий успешной модернизации образования (http://www.edit.muh.ru/content)/.

18. Http://cor-edu.irsot.ru.


6. Аннотированный перечень

нормативных документов Российской Федерации, регламентирующих работу специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений и учреждений общего типа по вопросам образования детей с ограниченными возможностями здоровья


1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3261-1 (с изменениями и дополнениями)

Статья 5 пункт 1 содержит государственные гарантии прав граждан РФ на получение образования независимо от состояния здоровья.

Статья 5 пункт 6 гарантирует создание условий для получения образования, коррекции нарушений в развитии и социальной адаптации граждан с ограниченными возможностями здоровья.

В статье 17 содержатся требования к реализации образовательных программ в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Данные программы разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизического развития и возможностей обучающихся воспитанников.

В статье 17 содержатся сведения об условиях перевода обучающихся на ступенях начального общего, основного общего и среднего общего образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность.

Обучающиеся, имеющие академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно, но обязаны ликвидировать задолженность в течение следующего учебного года. Образовательные учреждения обязаны создать условия обучающимся для ликвидации задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.

Обучающиеся, имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, не ликвидировавшие задолженность по предыдущему одному предмету в течение года, оставляются на повторное обучение (по усмотрению родителей, законных представителей), переводятся в классы компенсирующего обучения или продолжают получать образование в иных формах.

Обучающиеся, не освоившие ступени начального общего и основного общего образования не допускаются к обучению на на следующую ступень общего образования.

Статья 50 определяет социальные гарантии реализации прав граждан на образование.

В пункте 10 данной статьи сказано, что для детей с ограниченными возможностями здоровья органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения, (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание, обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Дети с ОВЗ направляются в указанные образовательные учреждения органами, осуществляющими управление в сфере образования, только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключений психолого-медико-педагогической комиссии.

Статья 51 содержит информацию об охране здоровья обучающихся, воспитанников.

В статье 52 освещены вопросы прав и обязанностей родителей (законных представителей).

2. Закон Российской федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 30.06.2007 № 120-ФЗ)

Статья 1 раскрывает понятие о трудной жизненной ситуации по отношению к ребенку, не достигшему 18 лет.

В данной статье даются определения социальной адаптации ребенка, социальной реабилитации ребенка, социальной службы для детей, социальной инфраструктуры для детей.

В статье 4 раскрываются цели государственной политики в области защиты прав детей.

Статьи 7, 9, 13 и др. раскрывают основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации.

Статья 15 регламентирует защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

3. Закон Российской Федерации от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (с дополнениями и изменениями) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов Российской Федерации.

Статья 1 дает определение ребенку-инвалиду до 18 лет, понятие о социальной защите инвалидов.

4. Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02.07.1992 г. № 3185-1 (с изменениями и дополнениями).

Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические принципы психиатрической помощи в Российской Федерации:

В статье 1 содержатся понятия психиатрической помощи и принципы ее оказания.

Статья 4 закрепляет принцип добровольности обращения за психиатрической помощью, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Так, в отношении несовершеннолетних прописано:



«Несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет, а также лицу, признанному в установленном законом порядке недееспособным, психиатрическая помощь оказывается по просьбе или с согласия их законных представителей в порядке, предусмотренном настоящим Законом».

Статья 5 раскрывает права лиц, страдающих психическими расстройствами — они обладают всеми правами и свободами граждан, предусмотренными Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Ограничение прав и свобод граждан, связанное с психическим расстройством, допустимо лишь в случаях, предусмотренных Законами Российской Федерации. Не допускается ограничение прав и свобод лиц, страдающих психическими расстройствами, только на основании психиатрического диагноза, фактов нахождения под диспансерным наблюдением в психиатрическом стационаре либо в психоневрологическом учреждении для социального обеспечения или специального обучения. В статье четко сказано: «Должностные лица, виновные в подобных нарушениях, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ».

Статья 8 запрещает требование сведений о состоянии психического здоровья гражданина либо обследования его врачом-психиатром.

Статья 9 гарантирует сохранение врачебной тайны при оказании психиатрической помощи.

Статья 11 оговаривает проведение лечения лица, страдающего психическим расстройством только после получения его письменного согласия, за исключением случаев применения принудительных мер медицинского характера по основаниям, предусмотренным Уголовным кодексом РФ, а также при недобровольной госпитализации.

Статья 12 закрепляет право лица, страдающего психическим расстройством, или его законного представителя отказаться от предлагаемого лечения или прекратить его, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 статьи 11 настоящего Закона.

Статья 13 предусматривает принудительные меры медицинского характера.

Статья 16 раскрывает виды психиатрической помощи и социальной поддержки, гарантируемые государством (в том числе обучение инвалидов и несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами).

Статья 20 устанавливает:



  • профессиональные права и обязанности врача-психиатра, иных специалистов и медицинского персонала при оказании психической помощи;

  • исключительное право врача-психиатра или комиссии врачей-психиатров на установление диагноза психического заболевания, принятие решения об оказании психиатрической помощи в недобровольном порядке либо для дачи заключения для рассмотрения этого вопроса;

  • предварительный характер заключения врача другой специальности о состоянии психического здоровья лица не является основанием для решения вопроса об ограничении их прав и законных интересов.

Статья 21 устанавливает независимость врача-психиатра в своих решениях при оказании психиатрической помощи.

В статье 23 раскрываются цели медицинского переосвидетельствования,указывается обязательность проведения таких освидетельствований или профилактических осмотров только по просьбе или с согласия обследуемого, а в отношении несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет — по просьбе или с согласия его родителей либо иного законного представителя; в отношении лица, признанного недееспособным — по просьбе или с согласия его законного представителя. В случае возражения одного из родителей или иного законного представителя освидетельствование несовершеннолетнего проводится по решению органа опеки и попечительства, которое может быть обжаловано в суде. Однако психиатрическое освидетельствование лица может быть проведено без его согласия или без согласия его законного представителя, когда по имеющимся данным обследуемый совершает действия, дающие основания предполагать наличие у него тяжелого психиатрического расстройства, которое обусловливает:

а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или

б) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или

в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.

Кроме того, психиатрическое освидетельствование лица может быть проведено без его согласия или без согласия его законного председателя, если обследуемый находится под диспансерным наблюдением.

Статья 26 раскрывает виды амбулаторной психиатрической помощи. Так, консультативно-лечебная помощь оказывается врачом-психиатром при самостоятельном обращении лица, страдающего психическим расстройством, по его просьбе или с его согласия, а в отношении несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет — по просьбе или с согласия его родителей либо иного законного представителя. Диспансерное наблюдение может устанавливаться независимо от согласия лица, страдающего психиатрическим расстройством, или его законного представителя и предполагает наблюдение за состоянием психического здоровья лица путем регулярных осмотров врачом-психиатром и оказание ему необходимой медицинской и социальной помощи.

Статья 28 регламентирует основания для госпитализации в психиатрический стационар. Одним из них является наличие у лица психического расстройства и решение врача-психиатра о проведении обследования или лечения в стационарных условиях либо постановления судьи. Несовершеннолетний в возрасте до 15 лет помещается в психиатрический стационар по просьбе или с согласия его родителей или иного законного председателя. Лицо, признанное в установленном законом порядке недееспособным, помещается в психиатрический стационар по просьбе или с согласия его законного представителя. В случае возражения одного из родителей или иного законного представителя освидетельствование несовершеннолетнего проводится по решению органа опеки и попечительства, которое может быть обжаловано в суде.

Статья 45 устанавливает, что контроль за деятельностью федеральных психиатрических и психоневрологических учреждений осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

3. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997г. № 288 (в редакции от 01.02.2005г. № 49).

Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных, муниципальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

В разделе «Общие положения»:



  • определяются реализуемые образовательные программы в зависимости от вида учреждения;

  • возлагается ответственность за жизнь воспитанников, реализацию конституционного права граждан на получение бесплатного образования в пределах специального государственного образовательного стандарта, создание условий для обучения, воспитания, лечения, специальной адаптации и интеграции в общество.

В разделе «Организация деятельности коррекционного учреждения» оговорены условия регистрации, лицензирования, аттестации и аккредитации учреждения, а также предельная наполняемость классов и групп.

Организация образовательного процесса (в том числе трудовое обучение), выдача документов об окончании коррекционного учреждения прописаны в разделе «Образовательный процесс».

Типовое положение определило участников образовательного процесса, систему управления, имущества и средства.

4. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 04.09.1997г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Документ является методическим разъяснением специфики образовательного процесса, направлений деятельности по реабилитации обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, уровня реализуемых образовательных программ в каждом виде специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

В письме содержатся указания о целях создания специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, направлениях деятельности, сроках обучения детей, аттестации учащихся, условиях комплектования подготовительного класса, наполняемости классов.

5. Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

Представлен базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Предлагаются I вариант, II вариант по усмотрению образовательного учреждения.

Приложена пояснительная записка.

6. Письмо Министерства образования РФ от 18.09.2002г. № 29/2331-6.

В письме сообщается, что в базисном учебном плане специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида часы по классам, расположенные в строчке «Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия», следует перенести в строчку «Школьный компонент (обязательные занятия)».

7. Рекомендации о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Письмо Министерства образования от 14.08.2001г. № 29/1448-6) — документ включает описание организации и содержания итоговой аттестации.

Содержит подробные указания о формах проведения экзамена по трудовому обучению выпускников IХ класса.

Документ дает ответы на вопросы:



  • какой орган утверждает экзаменационные материалы;

  • кто из учащихся получает допуск к экзамену;

  • каким должен быть состав комиссии.

В рекомендациях отражены вопросы подготовки и порядка проведения экзамена, методика оценки результатов.

Приложение к документу содержит форму протокола оценки учебно-трудовой деятельности за период обучения.

8. Рекомендации по организации логопедической работы в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Письмо Министерства образования РФ от 20.06.2002г.

29/2194-6).

Документ содержит методические рекомендации по вопросам:


  • обследования речи обучающихся и отбора их для логопедических занятий;

  • ведения документации с приложением форм журнала учета обучающихся с недостатками речи, речевой карты;

  • организации и проведения логопедических занятий с четкой временной регламентацией, указаниями по наполняемости групп, движению учащихся в группах.

В рекомендациях раскрывается механизм взаимодействия учителя-логопеда с учителями, воспитателями, педагогом-психологом, врачом, родителями.

9. Письмо Министерства образования РФ от 09.12.2002г. №29/2476-2 «Организация работы специальных (коррекционных) классов .

В письме разъясняется, что в Типовом положении о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, которым пользуются общеобразовательные учреждения при организации работы специальных (коррекционных) классов, установлена предельная наполняемость классов и групп, групп продленного дня коррекционного учреждения. Данную наполняемость следует рассматривать как максимальную, так как увеличение ее повлечет за собой ухудшение качества учебного процесса и, соответственно, нарушение прав детей с с отклонениями в развитии на получение качественного образования. При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование классов, групп и групп продленного дня с меньшей наполняемостью.

10. Письмо Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1988г. № 17-253-06 «Об индивидуальном обучении детей на дому».

В документе представлена информация о количестве часов учебного плана при организации индивидуального обучения детей на дому.

11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.12.2006г. № 297 «Об утверждении формы документов государственного образца об основном общем, среднем (полном) общем образовании и документов об окончании специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида, специального коррекционного класса общеобразовательного учреждения».

Приказом утверждены формы документов, указанных в названии. В приложении — форма свидетельства об окончании специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения.

12. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.01.2007г. № 06-45 «Об использовании свидетельства об окончании специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения».

В письме содержится сообщение о том, что свидетельство об окончании специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения предназначено для выпускников специальных (коррекционных) классов VIII вида общеобразовательного учреждения.

Имеется ссылка на приказ Минобрнауки России от 04.12.2006г. № 297, которым данная форма свидетельства была утверждена.

13. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 24.01.2007г. № 01-26/05-01 «О принятии мер по устранению нарушений прав детей с отклонениями в развитии в сфере образования».

В документе содержатся сведения об итогах проверки Генеральной прокуратурой РФ исполнения законодательства РФ по соблюдению прав детей с отклонениями в развитии на образование.

14. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»

В письме содержатся рекомендации по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъекте Российской Федерации.






Смотрите также:
Методические рекомендации к обследованию детей с ограниченными возможностями здоровья психолого-медико-педагогическими комиссиями
361.84kb.
1 стр.
Методические рекомендации для педагогов по составлению педагогической характеристики на детей с ограниченными возможностями здоровья составил
284.19kb.
1 стр.
Iv. Сохранение и укрепление здоровья школьников. Дети с ограниченными возможностями
37.8kb.
1 стр.
Проект «Улучшение образования и социальная защита детей с ограниченными возможностями здоровья» Пакет по поддержке прав детей с ограниченными возможностями здоровья Бишкек 2010
759.1kb.
4 стр.
Организация и содержание психолого-педагогической помощи в преодолении эмоциональных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Консультативный текст
79.88kb.
1 стр.
Учебное пособие адресовано студентам факультетов и отделе­ний по подготовке и переподготовке специалистов по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
5055.22kb.
21 стр.
Программа «Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов Новосибирской области на 2011 2013 годы»
403.22kb.
3 стр.
Методические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»
1045.73kb.
11 стр.
Районного методического кабинета на 2010г
649.35kb.
7 стр.
Специальные условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
64.02kb.
1 стр.
Дополнительная общеобразовательная программа
144.84kb.
1 стр.
Отчет по проекту «Создание комнаты релаксации для людей с ограниченными возможностями здоровья»
20.57kb.
1 стр.