Главная
страница 1страница 2 ... страница 10страница 11



СБОРНИК

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ШКОЛЬНИКОВ

ТОМАРОВСКОГО ШКОЛЬНОГО ОКРУГА

Томаровка, 2012




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Томаровская средняя общеобразовательная школа №1

Имени Героя Советского Союза Шевченко А.И.

Яковлевского района Белгородской области»








Печатается по решению

Совета НОУ

МБОУ «Томаровская СОШ №1»

Редакционная коллегия:

Истомина С.Я., директор МБОУ «Томаровская СОШ №1»

Ремизова Л.В., учитель русского языка и литературы, руководитель межшкольного методического объединения учителей русского языка и литературы

Автор-составитель: Василенко В.А., заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Томаровская СОШ №1»

СОДЕРЖАНИЕ
Истомина С.Я. Статья. Исследовательская деятельность педагогов и учащихся как фактор развития творчески активной личности 4.
Макарова О. Влияние субкультур на формирование личности подростка 6.

Лежнева Ю. Топонимы – язык земли, память истории 14.

Сергеева Н. Надежда Андреевна Дурова. Кавалерист – девица 17.

Моргуновой М. Идеи Столыпина в современной России 24.

Ведягина А. Образ Бабы Яги в русских сказках 35.

Гапусин И. Капустин М.Я.: история и современность 38.

Рященко Н. Количество друзей у разных типов темперамента 43.

Зенина А. Современная семья: ее ценности и проблемы 49.

Бражник А. «Кардинг-новый вид мошенничества» 54.

Гостищева С. Живи, Родник! 56.

Гостищева С. Все о школьном портфеле 57.

Ушакова Д. Школа моей мечты. Солнечная школа 65.

Чепурной В. Школа моей мечты. Наношкола. 68.

Фильченко Е. Симметрия вокруг нас 72.

Касторная В. Изучение видового состава травянистой растительности заказника «Триречье» 82.

Субочева Н. Определение состояния атмосферы на примере

сосны обыкновенной в зависимости от близости к автомобильной дороге в

с. Серетино Яковлевского района 86.

Наверская В. Молоко и его свойства 91.
Краткий обзор работ секции «Маленькие исследователь»

Вайгандт Н. Тарасова А. (соавторство) Трудно ли быть левшой 95

Губина Е. Бобровая хатка 96.

Бессонов И., Можевиина Д., Зюзюкин К. Экономный потребитель 97.

Истомина С.Я.

Директор МБОУ «Томаровская СОШ №1»

Исследовательская деятельность педагогов

и учащихся как фактор развития творчески

активной личности
Организация исследовательской деятельности школьников и педагогов является одним из наиболее важных путей решения  данной задачи. Исследовательская деятельность учащихся и учителей создает в школе новую образовательную среду, является важнейшим фактором развития школы  как инновационного учебного заведения нового типа.

Изменения, которые происходят в современном обществе, требуют корректировки не только содержательных, но и методических и технологических аспектов образования.

Задача современного образования - формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность.

Технология классно-урочной системы, эффективная для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению, становится неконкурентоспособной в современных условиях. Акцент образовательной деятельности переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Поэтому, основная задача современной школы – включить ребенка в активный процесс познания мира, себя, и себя в мире. Ключевыми показателями успешности образования выступают самостоятельность и активность познания со стороны ученика. Для развития такой самостоятельности ученика в процессе познания важной проблемой становится вопрос о мотивации школьников к познавательной деятельности. Это довольно успешно решается при использовании в образовательной практике исследовательской деятельности.

      Исследовательская деятельность в образовании является одним из универсальных способов познания действительности, способствующим развитию личности в современном изменяющемся мире.

      При изучении предметов естественного цикла появляется реальная возможность приобщить учащихся к исследовательской работе, развить их творческие способности. Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию у школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, наблюдениям, увеличивает интерес к изучению данных предметов. Исследовательская работа становится одной из наиболее массовых и перспективных форм практической деятельности в рамках образовательного процесса.

      Основными формами работы, в которых реализуется исследовательская деятельность, являются: школьные кружки, научно-исследовательские группы, школьные научные общества, научно-практические конференции и др.

      Для организации исследовательской деятельности учащихся учитель должен владеть навыками организации исследовательской работы, направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы, уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблемы.

В настоящее время образовательное пространство серьёзно переоценивается. В связи с этим встаёт вопрос о необходимости осуществления компетентностного подхода в образовании. Это означает, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического и прикладного характера. В условиях, когда объем информации удваивается, как минимум каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности.

В концепции Федеральных государственных стандартов нового поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достигаемого путем освоения универсальных и предметных способов действий, ведущих идей и ключевых понятий; достижения на этой основе способности к развитию «компетентности к обновлению компетенций». Сущность учебного предмета и его специфики раскрывается на основе системно-деятельностного подхода, согласно которому учебный предмет строится как система целенаправленно организованной учебной деятельности, в ходе которой учащиеся, совершая определенные специфичные для данного учебного предмета действия, осваивают универсальные и предметные способы действий, ключевые утверждения, понятия и теории, существенные свойства изучаемых объектов и отношения между ними.

 В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. Это принципиальное изменение. Поэтому формулировки в математике, например, нацелены не на узнавание и называние пространственных фигур, а на умение находить эти фигуры в окружающем мире и работать с ними.

Новые подходы в образовании требуют получения универсальных результатов образования, проявляющихся, прежде всего, в личностном развитии учащихся.  В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достигаемого путем освоения универсальных и предметных способов действий, ведущих идей и ключевых понятий, то есть формирование универсальных учебных действий. Сущность учебного предмета и его специфики раскрывается на основе системно-деятельностного подхода, согласно которому учебный предмет строится как система целенаправленно организованной учебной деятельности, в ходе которой учащиеся, совершая определенные специфичные для данного учебного предмета действия, осваивают универсальные и предметные способы действий, ключевые утверждения, понятия и теории, существенные свойства изучаемых объектов и отношения между ними.

Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго  поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает  формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание.

    В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают  нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.
Гуманитарный цикл
ВЛИЯНИЕ СУБКУЛЬТУР НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

«ПСИХОЛОГИЯ»

Макарова Ольга

Руководитель: Близниченко Е.А.

Педагог-психолог

МБОУ «Томаровская СОШ №1»
Оглавление

Введение


1. Основные моменты влияния субкультур на формирования личности подростка

2. Мотивы участия подростков в неформальных объединениях и группировках

3. Понятие «субкультура» и популярные молодежные субкультуры

4. Степень актуальности молодежных субкультур в МБОУ «Томаровская СОШ №2»

Заключение


  1. Введение

    1. Актуальность проблемы

Часть современного общества составляет молодежь, которая не принимает большинства его ценностей и идеалов, а формирует свои собственные образцы поведения и идеологию.

Изучение молодежных субкультур издавна составляет важное направление социологии молодежи. К данной проблематике ведущие социологи разных стран обратились в 60-х годах ХХ века, в отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 1980-х годов велся в очень узких рамках и не был сколько-нибудь значимой областью молодежных исследований. С конца 1980-х годов внимание исследователей к молодежным субкультурам России стало более заметным — как у нас, так и за рубежом. В 2000-е годы исследовательская активность в этом направлении усилилась.

Существование молодежных субкультур оказывает противоречивое воздействие на подростков – от социализации и адаптации в обществе до поощрения асоциального и саморазрушающего поведения. В последнее время, возросшее внимание к проблеме субкультур в средствах массовой информации и во властных структурах связано с деятельностью таких современных молодежных субкультур, как готы и эмо, идеологической основой которых является тяга к смерти к суициду. Изучение отношения старшеклассников нашей школы к субкультурам позволяет определить наличие и масштаб проблемы, а также представляется актуальной социологической и педагогической задачей.

В своей работе мы хотели затронуть тему роли молодежных субкультур и их влияния на формирование молодежи, межэтнических конфликтов в России и в мире.



Цель работы: изучение отношения старшеклассников нашей школы к молодежным субкультурам

Задачи работы:

  • изучить литературу по проблеме;

  • обозначить основные моменты влияния субкультур на формирования личности подростка;

  • изучить мотивы вступления подростков в неформальные группы

  • раскрыть понятие «субкультура» и описать популярные молодежные субкультуры;

  • выявить степень актуальности молодежных субкультур в МБОУ «Томаровская СОШ №2».

Объект работы: отношение подростков к молодежным субкультурам и влияние субкультур на формирование личности подростка

Предмет работы: характер влияния молодежных субкультур на личность подростка в МОУ «Томаровская СОШ №2»



2.1. Основные моменты влияния субкультур на формирования личности подростка

Для простоты в данной работе мы решили все-таки остановиться на термине «неформалы». Необходимо преодолевать существующие в сознании многих людей стереотипы, создающие ошибочное представление о «неформалах» как о подростках, инфантильных молодых людях, интересы и заботы которых и нестандартность поведения являются якобы лишь «детской болезнью», обязанной уйти с возрастом. Уйти в «неформалы» молодых людей побуждает внутренние одиночество, потребность в друзьях, конфликты на учебе и дома, недоверие к взрослым, протест против лицемерия и неискренности «взрослой» культуры. Почти каждый восьмой пришел в группу, потому что «не знал, как жить дальше».


Конечно, по мере взросления многие уходят из неформальных групп. Однако, как показывают наблюдения и социологические исследования, возраст многих членов объединений сильно варьирует – от 12 до 25-30 лет. Среди них представители различных социальных групп – инженерно-технические работники, студенты, рабочие, учащиеся, встречаются даже пенсионеры.
Юные «неформалы» своей активностью постоянно испытывают взрослых на умение мыслить нешаблонно, аргументировано спорить, действовать по убеждению, а не по традиции. Сегодня надо помогать людям, стремящимся, пусть и непривычным образом, проявить свою гражданскую позицию, заявить о собственном мнении. Для того, чтобы судить – во благо или во вред своим членам и обществу в целом действует группа или объединение, нужно изучать их деятельность, идти на контакт с ними.
В тесной связи с формированием нравственных убеждений молодых людей складываются и их нравственные идеалы. Как показали исследования, идеалы у подростков проявляются в двух основных формах. У подростка младшего возраста в качестве идеала выступает образ какого-либо конкретного человека, в котором он видит воплощение высоко ценимых им качеств. С возрастом у молодого человека наблюдается заметное «движение» от образов близких людей к образам лиц, с которыми он непосредственно не общается. Старшие подростки начинают предъявлять более высокие требования к своему идеалу. В связи с этим они начинают осознавать, что окружающие, даже очень любимые и уважаемые ими, в большинстве своем самые обыкновенные люди, хорошие и достойные уважения, но не являются идеальным воплощением человеческой личности. Поэтому в 13-14 летнем возрасте особенное развитие приобретают поиски идеала за пределами близких родственных отношений.

В подростковом возрасте начинают складываться и закрепляются черты характера. Одной из наиболее характерных особенностей подростка, связанные с ростом его самосознания, является стремление показать свою «взрослость». Молодой человек отстаивает свои взгляды и суждения, добиваясь того, чтобы взрослые считались с его мнением. Он считает себя достаточно взрослым, хочет иметь одинаковые с ними права.

Переоценивая возможность своих возрастных способностей, подростки приходят к убеждению, что они ничем не отличаются от взрослых людей. Отсюда их стремление к самостоятельности и известной «независимости», отсюда – болезненное самолюбие и обидчивость, острая реакция на попытки взрослых, недооценивающих их права и интересы. Следует отметить характерную для подросткового возраста повышенную возбудимость, некоторую неудовлетворенность характера, сравнительно частые, быстрые и резкие смены настроения.

Значительное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты характера. Под влиянием повышенных требований, предъявляемых подростку, у него развивается способность длительно преследовать сознательно поставленные цели, уметь преодолевать препятствия и трудности на этом пути.

Анализируя всё выше сказанное можно обобщить и выявить следующие возрастные особенности характерные для подросткового периода:

Потребность в энергетической разрядке;

Потребность в самовоспитании; активный поиск идеала;

Отсутствие эмоциональной адаптации;

Подверженность эмоциональному заражению;

Критичность;

Бескомпромиссность;

Потребность в автономии;

Отвращение к опеке;

Значимость независимости как таковой;

Резкие колебания характера и уровня самооценки;

Интерес к качествам личности;

Потребность быть;

Потребность что-то значить;

Потребность в популярности;



У подростков появляется желание изучать свое «Я», понять, на что они способны. В этот период они стремятся себя утвердить, особенно в глазах сверстников, уйти от всего детского. Все меньше ориентируются на семью и обращаются к ней. Но зато возрастает роль и значение референтных групп, появляются новые образы для подражания. Подростки, потерявшие ориентир, не имеющие поддержки среди взрослых, стараются найти идеал или образец для подражания. Зачастую таким образцом становится или некий собирательный образ, или старший товарищ, или взрослый, которого устраивает роль «учителя». Этим иногда пользуются представители разных сект, асоциальных группировок.

Существует ряд молодёжных общественных организаций позитивной направленности. Все они имеют большие воспитательные возможности, но в последнее время резко возросло число неформальных детских и молодёжных объединений самой различной ориентации (политической, экономической, идеологической, культурологической); среди них немало структур с ярко выраженной антисоциальной направленностью.

За последние годы в нашу речь влетело и укоренилось в ней теперь уже знакомое слово «неформалы». Пожалуй, именно в нем аккумулируются ныне подавляющее большинство так называемых молодежных проблем.

Неформалы – это те, кто выбивается из формализованных структур нашей жизни. Не вписываются в привычные правила поведения. Стремятся жить в соответствии со своими собственными, а не чужими, навязываемыми извне интересами.

Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность этих групп – соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения. Молодой человек стремиться сделать что-то лучше, чем другие, опередить в чем-то даже самых близких ему людей. Это приводит к тому, что внутри молодежные группы неоднородны, состоят из большого числа микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий и антипатий.

Они очень разные – ведь многообразны те интересы и потребности, ради удовлетворения которых тянутся друг к другу, образуя группы, течения, направления. Каждая такая группа имеет свои цели и задачи, иногда даже программы, своеобразные «правила членства» и моральные кодексы.Многие из неформалов – люди весьма неординарные, талантливые. Они проводят на улице дни и ночи напролет, не зная, зачем. Этих молодых людей никто не организовывает, не заставляет приезжать сюда. Они стекаются сами – все очень разные, и в тоже время чем- то неуловимо похожие. Многим из них, молодым и полным сил, часто хочется выть по ночам от тоски и одиночества. Многие из них лишены веры, во что бы то ни было и оттого мучаются собственной ненужностью. И, пытаясь разобраться в себе, отправляются на поиски смысла жизни и приключений в неформальные молодежные объединения.

Почему они стали неформалами? Вот что говорит статистика -30% - т.к. деятельность официальных организаций в сфере досуга неинтересна.1/5 – т.к. официальные учреждения не помогают в их интересах. 7% - т.к. их увлечения не одобряются обществом.

Принято считать, что главное для подростков в неформальных группировках – возможность отдохнуть, провести свободное время. С социологической точки зрения это неправильно: «балдеж» стоит на одном из последних мест в перечне того, что привлекает молодежь в неформальные объединения, - об этом говорит лишь чуть более 7%. Около 15% находят в неформальной среде возможность общаться с близкими себе по духу людьми. Для 11% самое главное – условия для развития своих способностей, возникающие в неформальных группировках.

Психология неформальности включает в себя много слагаемых. Стремление быть самим собой лишь первое из них. Это именно стремление при отсутствии умения быть самим собой. Подросток озабочен поиском смысла «Я», отделением себя «истинного» от себя «неистинного», определением своего предназначения в жизни – настойчиво увлекает на путь поиска чего-то необычного. А определить это необычное очень просто. Если взрослые не запрещают – это дело обычное и потому скучное. Если запрещают – вот он, тот самый сладкий плод.

Второе слагаемое психологии неформальности – зарождение и поддержание. Он начинает подражать, даже не замечая, что постепенно обычным становится и это его маскарад. Зарождение и поддержание облегчают задачу выделение из окружающей среды - ломать голову приходится только первым. Остальные же, как послушное стадо, идут следом.

Третье слагаемое – стадный инстинкт. Групповым он кажется лишь внешне. Глубинно, психологически это стадное поведение. И пусть стремление выделиться, обрести автономность и независимость носит индивидуальный характер – одному выделиться трудно. А в куче – легче. Заражение и подражание, наслаиваясь на индивидуалистическое стремление к выделению, искажает цель, ради которой подросток предпринимает неформальные действия, в итоге не выделяет, а растворяет подростка в толпе себе подобных. Подавляющее большинство неформальных группировок держаться не на сознательном единстве – это бывает у подростков редко, а на одинаковости одиночества входящих в нее членов.

Непременный атрибут почти любого стада и одновременно еще одно слагаемое психологии данного типа – наличие конкурентов, оппонентов, недоброжелателей и даже врагов. Ими могут стать практически кто угодно: подростки с соседнего двора, и поклонники иной музыки, и просто взрослые. Тут действуют все те же выделения и обособление, но уже не на индивидуальном, а групповом уровне. Не соглашаясь с миром взрослых, подросток приходит в неформальную группировку, и его стихийный протест начинает распространяться и на других неформалов. «Врагов» может быть очень много. Поддержание образа врага - одно из условий существования подобных групп.

Психология неформальности по природе своей носит двойственный, активно-реактивный характер. С одной стороны, это во многом естественный выплеск энергии молодости. С другой стороны, мы сами же часто провоцируем на то, чтобы эта энергия направлялась в не лучшую сторону. Запрещая даже то, что полезно и выгодно обществу, мы приводим их в недоумение и подталкиваем к слепому протесту в явно негативных формах.

2.2. Мотивы участия подростков в неформальных объединениях и группировках.

Присоединение к неформальной группе – нормальный и закономерный выбор подростка. Исходные мотивы, приводящие его в неформальные группы, оцениваются исследователями как естественные для данного возраста. Так, И.П. Башкатов полагает, что «вовсе не извращенные естественные потребности подростков в модной одежде, сексуальном удовольствии, престижных предметах, употреблении спиртного, наркотических веществ и т.п., а социальная потребность в общении, самоутверждении, престиже, стремление улучшить свою жизнь толкают их к взаимодействию с другими людьми. И такими людьми оказываются не родители, не педагоги и даже не «нормальные» сверстники, а такие же как они, «отверженные» подростки, стихийно объединившиеся в неформальные группы». Выбор конкретной неформальной группы чаще является несвободным, ибо подросток обычно вынужден присоединяться к той группе, что доминирует на территории его проживания (социализации).

Причины вступления в группы:

одиночество–27%;

непонимание родителей – 24 %.

Среди прочих были названы: стремление к защищенности; обособленность; подражание, группирование; свобода; эмоциональная насыщенность общения; стремление компенсировать недостатки традиционных институтов семьи и школы.


Черты характера, которые нравятся им в подростках из группировок:
умение постоять за себя (54%), смелость (40%), независимость(35%). Отличительной чертой общения подростков во многих стихийных неформальных группах является беспредметность. Когда у коммуникации в группе появляется постоянный предмет, группа переходит в новое качество. Этот постоянный предмет впоследствии, как правило, и определяет тип субкультуры, принятый в группе: романтико-эскапистская или, может, гедонистско-развлекательная, радикально-деструктивная или полуделинквентная, – т.е. определяет ее, группы, ценности и образ жизни. Изменение предмета коммуникации, особенно, – появление постоянного предмета ее есть зачастую первый симптом культурных перемен на микросоциальном уровне.

Объединение в группы можно рассматривать как средство выхода внутренней активности, реализации потребностей самоидентификации, самоутверждения, свойственным отнюдь не только подростковому возрасту. Более того, некоторые неформальные объединения выполняют полезную функцию, направляя и управляя социальной активностью молодежи. Субкультуры во многом – своего рода «ростковые зоны» на теле «большой» (мэйнстримовской) культуры. Они необходимы как гарантия от культурной стагнации. Они – своеобразный культурный авангард.



2.3. Понятие «субкультура» и популярные молодежные субкультуры

Так что же такое молодёжная субкультура?

Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определённой группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации-усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.

Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурой. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.

Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Выбор тех или иных культурных ценностей чаще всего связан с групповыми стереотипами достаточно жесткого характера (не согласные с ними легко попадают в разряд "отверженных"), а также с престижной иерархией ценностей в неформальной группе общения.

Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлены половой принадлежностью, уровнем образования, местожительством и национальностью реципиента. Культурный конформизм в рамках неформальной группы проявляется от более мягкого в среде студенческой молодежи до более агрессивного в среде учащихся средней школы. Крайним направлением этой тенденции молодежной субкультуры являются так называемые "команды" с жесткой регламентацией ролей и статусов их членов.

Возникновение такой, а не иной, с указанными особенностями молодежной субкультуры обусловлено целым рядом причин, среди которых наиболее значимыми представляются следующие.

1. Молодежь, живет в общем социальном и культурном пространстве, поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодежной субкультуры. Каково общество - такова и молодежь, следовательно, и молодёжная субкультура.

2. Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребенка, подростка, молодого человека как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей "взрослого" мира. Это приводит, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой - к прагматизму и социальной неадаптированности и к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодежь.

3. Коммерциализация средств массовой информации, в какой-то мере и всей художественной культуры, формирует определенный "образ" субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации -семья и система образования. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением наиболее распространенный вид досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодежная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру.

Молодежная субкультура есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей.

Классификация молодежных субкультур, разработанная применительно к США, Канаде и Западной Европе, в российских условиях должна быть несколько модифицирована. Нами предложена следующая их типология:



  1. романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индеанисты, толкинисты, с известными оговорками – байкеры),

  2. гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.), криминально-делинквентные («гопники», «люберы»),

  3. анархо-нигилистические (панки)

  4. экстремистские политизированные субкультуры «левого» и «правого» толка, некоторые из которых можно также определить как радикально-деструктивные.

Большинство современных исследователей отечественных молодежных движений обращены к ситуации «субкультурного бума» конца 80 — 90 гг. Ситуация начала XXI в., когда этот «бум» в основном миновал, изучена меньше. Обращает внимание и то обстоятельство, что преимущественно изучаются субкультуры молодежи Москвы, реже Санкт-Петербурга. Исследований молодежных субкультур в провинции гораздо меньше. Это в известной мере оправданно, так как субкультурная активность является характерной чертой молодежи больших городов.

Субкультура хиппи – одна из старейших молодежных субкультур в РФ.

Движение хиппи развивалось «волнами«: первая волна относится к концу 60 – началу 70 гг., вторая – к 80 гг. Примерно с 1989 г. наблюдается резкий спад, выражавшийся в резком уменьшении числа приверженцев данного движения. Однако в середине 90 гг. неожиданно заявила о себе «третья волна« хиппи. Неофиты движения молодых (15—18 лет) и являются преимущественно школьниками и студентами младших курсов. В количественном отношении девушки преобладают над юношами. Внешний вид хиппи «третьей волны» достаточно традиционен: длинные распущенные волосы, джинсы или джинсовая куртка, иногда балахон неопределенного цвета, на шее – «ксивник» (небольшая кожаная сумочка), украшенная бисером или вышивкой. На руках – «феньки» (от англ. thing – вещь), т.е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего из бисера, дерева или кожи.

В молодежной культуре 90 гг. появились толкинистское движение и связанная с ним, порожденная им же толкинистская субкультура. Известный английский филолог и писатель Дж. P.P. Толкин (на сленге толкинистов – Профессор) родился в 1892 и умер в 1973 г. Его книги «Хоббит», «Властелин колец» и «Сильмариллион» относятся к жанру fantasy – сказочной фантастики. Толкин – мастер особой, завораживающей атмосферы повествования, так что читатель начинает отождествлять себя с героями книги. Это стало одним из факторов, вызвавших к жизни неожиданный для самого автора социокультурный феномен – ролевые игры по книгам Толкина. Ролевая игра (roleplaying) близка к импровизированной театральной постановке. Готовится реквизит (безопасное оружие, одежда, соответствующая толкиновскому условному средневековью). Мастера – режиссеры игры – распределяют роли, игроки проходят нечто вроде экзамена на знание фантастического мира Толкина и предыстории своего персонажа, намечается сюжетная линия. В начале 90 гг. толкинисты появляются и в России, прежде всего в Москве и С.-Петербурге. Можно констатировать, что в России субкультура толкинистов и ролевиков развивается в последние годы наиболее активно и динамично.

Роллерами называют любителей роликовых коньков. Они предпочитают спортивную одежду ярких расцветок, часто повседневно носят наколенники и налокотники. В основном роллеры – школьники обоего пола или студенты начальных курсов (13—19 лет). Роллеры, как правило, дети из обеспеченных семей. Их численность в Омске на момент публикации (2005г.) — несколько десятков человек, что обусловлено, вероятно, не в последнюю очередь высокой ценой роликов и аксессуаров.

Субкультуры, относимые нами к анархо-нигилистическим или даже радикально-деструктивным – маргиналы среди молодежных субкультур. Это, в частности, относится к панкам. Влияние панковской субкультуры в СССР и постсоветсткой России никогда не было значительным. Панки в ортодоксальном смысле слова – для России скорее редкость, чем норма. Обычно люди, называющие себя панками, во многом используют и элементы атрибутики других субкультур: футбольных и хоккейных фанатов, рокеров или ролевиков – так или иначе «мигрируют» в направлении этих субкультур. Подобная культурная диффузия особенно характерна для неформальных молодежных групп российской провинции. Но не только для нее. В 90 гг. на Западе такая диффузия, например, охватила субкультуры панков и металлистов (музыка стиля хэви-метал или трэш-метал). Среди рок-музыкантов и их слушателей появляются люди, называющие себя панк-трэш-металлистами.

Нигилистический характер носит и субкультура сатанистов. Еще в конце 80 гг. в США от субкультуры хэви-металлистов отделилась группа «черных металлистов», сблизившаяся с приверженцами Церкви сатаны Шандора Лавэя. Их идеология – идеология эпатажа и бунт против церковно-традиционалистской системы. Примерно с середины 90-х гг. можно говорить о наличии сатанистской субкультуры и в России. Те, кого у нас принято называть «сатанистами» в гопнической среде, сами себя к таковым относят редко и скорее являются поклонниками готик- и блэк-рока (т.н. готами). Выделить специфическую идеологию готов довольно сложно по нескольким причинам. Первая из них заключается в особой важности настроения и эстетики, для тех, кто приписывает себя к этому течению – здесь явно видно влияние романтизма и неоромантизма, притяжение к мрачному и таинственному. Характеристики этой субкультуры включают в себя ненасилие, пассивность и толерантность.

Эмо — это сленговое определение субкультуры, которое произошло как сокращение от прилагательного эмоциональный. Представители эмо хорошо известны своим стилем и идеологией, которая довольно четко излагается в соответствующей музыке. Одежда, волосы, макияж и украшения очень темных цветов или оттенков черного это самая популярная модная тенденция среди представителей эмо. Другие популярные виды одежды это облегающие или кожаные штаны (прямые джинсы-трубы) одинаковые как на особах мужского, так и женского пола, обтягивающие футболки, на которых обычно красуется имя музыкальной группы, широкие ремни с большими заклепками и пряжками. Мужчины также могут носить брюки женского покроя. Обувь обычно черного цвета, на манер кедов. От готов эмо отличает сочетание в одежде черного и розового цветов: характерной иллюстрацией являются гетры в черную и розовую полоску. В прическе челка скошена на один бок, волосы обычно прямые и выкрашены в черный цвет. Глаза подведены черным и закрыты массивными очками с широкой оправой. Фишкой внешнего вида являются разнообразные значки и браслеты.

Аниме или отаку — это прежде всего название анимационных картин, которые производятся в Японии славятся тем, что вживаются в образ и нередко идентифицируют себя с ним. Интересно еще и то, что у отаку полностью отсутствует какая-либо идеология, зато хорошо представлен характерный слэнг, изобилующий японскими словечками, изредка на русский манер. Эта субкультура нередко встречает своих противников. Критики говорят об оторванности взглядов от мира и уходе талантов в другую культуру. С другой стороны представители отаку не устраивают общественных протестов и политических волнений.

Наконец, речь зашла о криминально-делинквентых молодежных субкультурах. В первую очередь необходимо упомянуть т.н. «гопников», «группировочников», или «мотальщиков». Расцвет данной субкультуры приходится на 80 гг. В середине 90-х появляется новое поколение «гопников», неконтролируемое организованной преступностью или контролируемое ей в меньшей степени. Они быстро проявили себя как «культурные враги» большинства молодежных субкультур: байкеров, рэйверов, роллеров и т.д. Любой подросток, заподозренный в принадлежности к той или иной субкультуре, может быть избит, подвергнут сексуальному насилию, ограблен. Противостояние молодежных банд также еще не ушло в историю, но лишь переместилось на периферию.

Скинхэды — это расисты, ультранационалисты с легким политическим уклоном. Выдержанный ими стиль носит окраску агитационного, который приводит примеры унижения нации лицами других национальностей, а также призывает бороться за национальные свободы. У скинхэдов существует четко очерченная программа по очищению нации, а также распределению общества, согласно этическим нормам, на слои, где обязательно представлены воины и рабочий класс.

2.4. Степень актуальности молодежных субкультур в МБОУ «Томаровская СОШ №2»

В ходе работы над темой среди учащихся 8-10 классов классов МБОУ «Томаровская СОШ №2» было проведено социологическое исследование по теме «Ваше отношение к молодежным субкультурам». Всего в исследовании приняло участие 41 человек. Проведенный анализ показал, что ученики школ практически не владеют достоверной информацией о существующих молодежных субкультурах. Хотя и могут назвать до 12 различных субкультур.

Большинство опрошенных учеников (82%) отметило, что в их окружении имеются представители молодежных субкультур. Таких учеников больше среди десятиклассников (100%), чаще всего такой ответ дают девочки (69%).

Заинтересованность субкультурами в среде школьников довольно низкая – 25% не поддерживают вообще никаких субкультур, 25% относятся к ним равнодушно, наиболее популярной субкультурой среди старшеклассников нашей школы можно назвать рэперов и хакеров. Так 47% положительно относятся к субкультуре рэперов, им нравиться музыка рэп, но субкультуры рэперов они не понимают, 27% хотели бы присоединиться к субкультуре рэперов. 24% присоединились бы к хакерам. Среди знакомых представителей субкультур больше всего готов 51% и рэперов – 21%.

Отрицательное отношение выявлено к таким субкультурам как скинхэды – 75% и гопники – 71%.

61% старшеклассников считают, что основная причина вступления в неформальные группы это одиночество – 61%, что совпадает с данными статистики, 76% считают, что это всего лишь желание выделиться из толпы, 15% уверены в том, что это протест против запретов.

66% старшеклассников считают, что субкультуры зомбируют сознание подростка; 19% считают, что субкультура помогает реализовать интересы;

Заключение

В целом, школьники достаточно нейтрально относятся к существованию молодежных субкультур и к взаимодействию с их представителями. По результатам анализа можно сделать вывод о том, что влияние молодежных субкультур в среде школьников незначительно и не грозит нарушением школьной дисциплины. Однако в перспективе возможно увеличение среди подростков количества представителей субкультур. После окончания школы снижается контроль за подростками, родители начинают относится к своим детям с большим доверием, а также появляется свободное время, и определенная часть бывших школьников может пополнить ряды таких субкультур как рэперы и хакеры.

Поэтому для предупреждения этой тенденции старшеклассникам необходимо предоставлять объективную информацию об истории возникновения, развитии и особенностях современных молодежных течений и субкультур, а также об опасностях, которые они могут нести: алкоголизме, наркомании, суицидальном и асоциальном поведении. Некоторые из молодежных субкультур могут создавать платформу для развития негативных тенденций в молодежной среде. Однако считать принадлежность к субкультуре клеймом не стоит, если это не перерастает рамки человеческого общества, некоторые субкультурные течения имеют позитивное общественное значение (экология и т. д.). Во всех случаях важно, что через субкультурные формы для определенной части молодежи лежит путь к освоению социальности.

Таким образом, основной задачей педагогов в этом направлении должна стать необходимость подготовки школьников к критическому восприятию различных объединений и субкультур.



Топонимы – язык земли, память истории
Лежнева Юлия

Руководитель: Симонова Е.В.

МБОУ «Кустовская СОШ»

Введение


  1. Основы топонимики

    • Топонимика – отрасль лингвистики

    • Классификация топонимов

    • Пути создания топонимов

    • Топонимия Белгородской области и нашего края

  • Фольклористический подход к изучению происхождения топонимов

  • Заключение

  • Библиографический список.

Цель работы:

  • изучение теоретических сведений о топонимике;

  • освещение аспектов изысканий в области топонимии Белгородской области;

  • поиск, сбор и анализ краеведческого материала, связанного с формированием топонимической основы географии нашего села и близлежащей к нему местности

ТОПОНИМИКА - ОТРАСЛЬ ЛИНГВИСТИКИ



  • Ономастика — раздел языкознания, изучающий собственные имена.

  • Топонимика — часть ономастики, изучающая собственные имена географических объектов.

  • Топонимия — комплекс географических названий определенной территории: материка, острова, государства, области, района, бассейна реки.

НАЗНАЧЕНИЕ ТОПОНИМОВ




  • фиксация географических объектов на поверхности Земли

  • топонимы должны, называя, различать

  • топонимы должны увековечить память или создать название

КЛАССИФИКАЦИЯ ТОПОНИМОВ


















  • МИКРОТОПОНИМЫ(от греч. mikros – малый) - это индивидуальные названия небольших природных или искусственных объектов, обычно отражающих их характер и свойства. Микротопонимы - продукт одного языка и одного народа. Они образуют наиболее подвижную


следующая страница >>
Смотрите также:
Исследовательских работ школьников томаровского школьного округа
2089.54kb.
11 стр.
Информация об итогах областного конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Юный исследователь»
191.81kb.
1 стр.
Рекомендации по выявлению и использованию архивных документов в учебно-исследовательских работах школьников
188.79kb.
1 стр.
Рекомендации педагогам-руководителям и юным краеведам по подготовке исследовательских работ на секцию «Родословие. Земляки»
91.48kb.
1 стр.
Почему дети учатся по-разному?
69.08kb.
1 стр.
Типы простейших исследовательских работ школьников
31.53kb.
1 стр.
Исследовательская работа. Туфелька! Но не для Золушки. Номинация: биология. Работу
71.03kb.
1 стр.
Конкурс учебно-исследовательских работ школьников Секция экологии
139.37kb.
1 стр.
Темы исследовательских работ для проведения ii-й научно-практической конференции младших школьников «Планета эрудитов»
154.98kb.
1 стр.
Конкурс научно-исследовательских работ студентов, аспирантов и молодых учёных по нескольким междисциплинарным направлениям
46.9kb.
1 стр.
Участники Регионального конкурса исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я – исследователь»
585.48kb.
3 стр.
Конкурса исследовательских работ «Я исследователь»
28.01kb.
1 стр.