Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2страница 3страница 4 Министерство образования и науки Российской Федерации «Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования: содержание и механизмы реализации» Программа дополнительного профессионального педагогического образования (повышения квалификации) Москва 2011
Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования: содержание и механизмы реализации : Программа дополнительного профессионального педагогического образования (повышения квалификации) / Минобрнауки России. – М., 2011. – 42с. Программа «Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования: содержание и механизмы реализации» – это программа дополнительного профессионального педагогического образования (повышения квалификации) (далее – Программа). Программа отражает основные направления повышения квалификации педагогических и руководящих работников, обеспечивающие введение и реализацию федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования. Программа включает пояснительную записку, учебный и учебно-тематический планы, основную (содержательную) часть, а также список литературы. В приложениях к Программе представлены примерные вопросы для итоговой аттестации. Программа предназначена для руководителей образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы основного общего образования, учителей, работающих на ступенях начального и основного общего образования, руководителей, методистов и научно-педагогических работников педагогических колледжей, вузов, специалистов методических служб и органов, осуществляющих управление в сфере образования.
Программа направлена на решение ряда задач, в том числе:
Актуальность Программы обусловлена введением ФГОС начального и основного общего образования1, как одного из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и ведущего инструмента модернизации общего образования. С введением ФГОС изменяются структура и сущность результатов образовательной деятельности, содержание образовательных программ и технологии их реализации, методология, содержание и процедуры оценивания результатов освоения образовательных программ. Повышается значимость формирования условий реализации программ, в том числе создания образовательной инфраструктуры, изменяются требования к ним. Должна быть спроектирована система управления инновационными процессами, обеспечивающая достижение нового качества образования. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования формулируют требования к подготовке учителя и руководителей общеобразовательного учреждения для реализации основной образовательной программы общего образования. Новая парадигма образования, реализуемая ФГОС, – это переход от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной, формирующей у обучающихся компетенции самостоятельной навигации по освоенным предметным знаниям при решении конкретных личностно значимых задач, в том числе и в ситуациях неопределенности. Опыт «пилотного» введения ФГОС начального общего образования в режиме апробации свидетельствует о наличии у педагогических работников проблем, которые требуют разрешения, в том числе и в процессе реализации программ повышения квалификации. В их числе:
В целом актуальность Программы определяется необходимостью оказания поддержки и сопровождения работников системы образования для успешного вхождения в систему ценностей современного образования, составляющих аксиологический потенциал ФГОС, принятия ими идеологии стандарта, осмысления его ключевых особенностей, сущности, структуры, содержания, формирования мотивации, готовности и способности реализовать его требования. Структура программы Программа содержит три основных модуля: теоретико-методологический, содержательно-методический и практико-ориентированный. Каждый модуль представляет собой самостоятельный компонент Программы, содержащий от 5 до 11 занятий, объединенных основными целями и задачами, а также направленностью преимущественных видов деятельности обучающихся. Вместе с тем, все модули тесно взаимосвязаны, имеют единые ценностно-целевые ориентиры, соответствующие основным целям и задачам Программы, а также общие концептуально-методологические основы. Содержательно-организационная целостность Программы обеспечивается также внутренним построением каждого занятия, коррелирующим с общей структурой программы. Модуль 1 - теоретико-методологический. Нормативно-методологические основания и ключевые особенности ФГОС начального и основного общего образования. В модуле освещается история разработки образовательных стандартов общего образования в России в сравнении с зарубежной практикой, раскрываются социально-педагогические предпосылки, а также теоретико-методологические и нормативные основания создания федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Рассматривается место и роль ФГОС в аспекте государственной политики в сфере образования, а также сущность и ключевые особенности ФГОС общего образования как социально-педагогического феномена. ФГОС общего образования представляется как система требований к структуре основной образовательной программы, результатам освоения и условиям ее реализации.
Примерная основная образовательная программа представлена как основа для разработки основной образовательной программы соответствующей ступени общего образования в образовательном учреждении. В модуле рассматриваются содержание и ключевые особенности ее разделов: целевого, содержательного и организационного. Ключевой акцент сделан, во-первых, на реализацию требований соответствующего стандарта, а, во-вторых, на преемственность ступеней общего образования. В составе целевого раздела представлены планируемые результаты освоения основных образовательных программ начального и основного общего образования как комплекс предметных, метапредметных и личностных достижений обучающихся; рассмотрены изменения в методологии и содержании системы оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Изучение содержательного раздела примерных основных образовательных программ общего образования заключается в рассмотрении программ, ориентированных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:
программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на начальной ступени общего образования; программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. Будут рассмотрены информационно-коммуникационные, организационные, финансовые, кадровые и другие механизмы реализации ФГОС начального и основного общего образования, организация методической поддержки педагогов в процессе освоения и реализации ФГОС общего образования.
Слушателям предоставлена возможность приобрести опыт анализа готовности образовательных систем различного уровня к реализации ФГОС начального и основного общего образования, а также разработки моделей введения и реализации ФГОС НОО и ООО на различных уровнях системы образования (в соответствии с профессиональными интересами обучающихся). Будет сформирован опыт деятельности по созданию основных материалов, обеспечивающих введение ФГОС НОО и ООО: компонентов основной образовательной программы образовательного учреждения, моделей организации внеурочной деятельности, взаимодействия с социальными партнерами, а также критериев и показателей эффективности реализации ФГОС общего образования. Предполагается сформировать у слушателей компетенции по проектированию и организации своей деятельности в условиях перехода на новые стандарты. По окончанию обучения слушатель сможет продемонстрировать: знание и понимание: - законодательного и нормативного правового обеспечения системы общего образования; - особенностей реализации государственной политики в области образования, приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации в контексте федеральных государственных образовательных стандартов общего образования; - концептуально-методологических, нормативных и правовых основ федеральных государственных образовательных стандартов общего образования; - ключевых особенностей ФГОС общего образования, отражающих их преемственность и инновационность; - структуры, содержания и основных функций ФГОС общего образования; - концептуальных основ формирования трехкомпонентной системы требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ; - методологии построения основных образовательных программ общего образования, особенностей их структурных компонентов; - подходов к формированию условий реализации основных образовательных программ общего образования (кадровых, финансовых, материально-технических и др.); - структуры, содержания и функций примерных основных образовательных программ общего образования, а также их разделов; - характерных особенностей нового содержания образования и технологий достижения обучающимися планируемых результатов; - механизмов, обеспечивающих реализацию ФГОС общего образования; - критериев готовности образовательных систем различных уровней к введению ФГОС НОО и ООО;
- осуществлять комплексный и ситуационный анализ процессов введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования; - самостоятельно моделировать образовательный процесс в соответствии с требованиями государственной политики и ФГОС общего образования; - разрабатывать на основе примерных основных образовательных программ общего образования и материалов инструментально-технологического сопровождения ФГОС документы, модели и механизмы, обеспечивающие реализацию новых стандартов в образовательном учреждении, в муниципальной или региональной системе образования; - самостоятельно проектировать свою деятельность, обеспечивающую введение и реализацию ФГОС общего образования, достижение обучающимися планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования; - реализовать новое содержание образования, использовать адекватные ФГОС общего образования образовательные технологии, осуществлять контрольно-оценочные функции на всех уровнях и этапах образовательной деятельности, соответствующие требованиям ФГОС общего образования и обеспечивающие достижение поставленных целей. 2.Учебный план Объем программы: 108 часов. Форма обучения: очная, очно-заочная.
Смотрите также: «Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования: содержание и механизмы реализации»
659.72kb.
4 стр.
«Федеральные государственные требования к системе воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении» Федеральные государственные требования
75.65kb.
1 стр.
«08» мая 1998 г. №148 в целях реализации права граждан на образование, гарантии общедоступности и бесплатности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования
559.52kb.
4 стр.
Программа экспериментальной работы «Обеспечение преемственности в реализации фгос начального и основного общего образования на институциональном уровне»
342.41kb.
1 стр.
935-пп от 05. 09. 2008 г. О введении системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования
347.9kb.
1 стр.
Дистанционные образовательные технологии при реализации фгос второго поколения основного общего образования
55.64kb.
1 стр.
Основы теории аргументации для старших классов. Развитие познавательных универсальных учебных действий
71.79kb.
1 стр.
Духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся общеобразовательных учреждений чеченской республики
523.24kb.
3 стр.
Правила приема обучающихся в Школу на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования
88.26kb.
1 стр.
Начальник управления образования
96.44kb.
1 стр.
Гоу на новый 2011-2012 уч. Год фгт и фгс е. В. Советова Стр. 98 2 30. 10. 2011
112.53kb.
1 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования содержание: I. Целевой раздел 3089.64kb.
17 стр.
|