Главная
страница 1страница 2 ... страница 12страница 13

Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Гимназия №25» на период 2011-2015 г.г.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №25»





РАССМОТРЕНО

на заседании

педагогического совета

Протокол № 2

«31» августа 2011г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор «Гимназия №25»

__________С.В. Гаранина

Приказ №________

«____» ___________2011г.

Основная образовательная программа

начального общего образования

МБОУ «Гимназия №25»

на период 2011 -2015г.г.

Нижнекамск

2011

Оглавление


п./п.



Содержание


Страница

1.


Пояснительная записка.


3

2.


Планируемые результаты освоения обучающимися

Основной образовательной программы начального общего образования.



17

3.


Базисный учебный план начального общего образования.


50

4.


Программа формирования универсальных учебных действий

у обучающихся на ступени начального общего образования.



54

5.

Программы учебных предметов.

67

6.


Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

на ступени начального общего образования.



68

7.



Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни


81

8.

Программа коррекционной работы

91

9.



Система оценки достижения планируемых результатов освоения

основной образовательной программы начального общего образования.




98


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Гимназия №25» г. Нижнекамска разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования с учётом типа и вида учреждения - гимназия, педагогическим коллективом с привлечением органа самоуправления – Совета гимназии, обеспечивающего государственно-общественный характер управления образовательным учреждением, а также с учётом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса, отражённых в программе развития гимназии на 2011-2015г.г.

Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Гимназия № 25» г. Нижнекамска определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственного, социального, личностного и интеллектуального развития обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.


Цель: обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Задачи:

  1. Спроектировать содержание образования и построение учебного процесса в строгом соответствии с требованиями стандарта.

  2. Обеспечить целостность образовательного процесса обучающихся путём создания комфортной развивающей образовательной среды начальной школы.

  3. Создать условия для становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации на основе поликультурной образовательной среды прогимназии.

  4. Создать здоровьесберегающую среду в образовательном пространстве.

  5. Обеспечить систему психолого-педагогического сопровождения детям в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

  6. Осуществить комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных достижений выпускников начальной школы в соответствии с планируемыми результатами.

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.


Основная образовательная программа начального общего образования ориентирована на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Образовательная программа начальной школы направлена на удовлетворение потребностей всех участников образовательного процесса, а именно:

  • ученика, т.к. программа направлена на удовлетворение его познавательных и коммуникативных запросов и потребностей, что достигается за счет включения в учебный процесс обучения развивающих технологий;

  • родителей, заинтересованных в развитии ребенка и получении начального образования в комфортных психологических условиях, в продолжении образования учащимися в гимназии. Начальная школа работает по принципу открытой системы, осуществляя взаимодействие с родителями, корректируя изменения в образовательной программе с учетом изменения ситуации в образовании и интересов родителей;

  • учителя, заинтересованного в подготовке учащихся к освоению содержания образования на следующей ступени обучения, т.е. в основной школе, в становлении и совершенствовании уровня своего педагогического мастерства, позволяющего решать профессиональные задачи разного уровня сложности, в развитии профессиональной педагогической культуры, обеспечивающей возможность педагогу самореализоваться в личностно-профессиональном плане;

  • гимназии, как образовательного учреждения, реализующего свою программу;

  • общества и государства — в реализации программ развития личности, направленных на формирование способностей к продуктивной творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений, которые обеспечат в будущем становление интеллектуальной элиты.


В основе реализации образовательной программы лежит системно - деятельностный подход:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  • ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности между ступенями образования;

  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

  • гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Деятельностный подход позволяет:

  • варьировать методами и средствами познания;

  • осуществлять не только репродуктивную, воспроизводящую познавательную деятельность, но и продуктивную, созидательную;

  • развивать способность самостоятельно добывать знания;

  • применять приемы познавательной деятельности и способы контроля своих действий;

  • формировать универсальные учебные действия.



Общая характеристика основной образовательной программа начального общего образования:

Начальная школа - особый этап в жизни ребёнка, связанный:



  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка - с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

  • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

  • с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

  • с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

  • с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексии;

  • с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества с взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются характерные для младшего школьного возраста (6,5 до 11 лет):

  • центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

  • развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

  • личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  • предметные результаты - освоенные обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Содержание основной образовательной программы начального общего образования сформировано с учётом социокультурных особенностей и потребностей региона, в котором осуществляется образовательный процесс, в том числе с учётом образовательных и культурных потребностей русского и татарского народа.

Важнейшей частью основной образовательной программы является учебный план.

В ходе освоения образовательных программ при реализации учебного плана на первой ступени общего образования формируются базовые основы и фундамент всего последующего обучения, в том числе:


  • закладывается основа формирования учебной деятельности ребёнка - система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;

  • формируются универсальные учебные действия;

  • развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируются основы нравственного поведения с учётом наличия мультикультурной среды, определяющей отношения личности с обществом и окружающими людьми, терпимостью и толерантности к иному.

Содержание образования на этой ступени реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому учебному предмету.


Условия реализации основной образовательной программы начального общего образования

Основные идеи и принципы развития начальной школы гимназии

Приоритетными идеями, которые позволяют раскрыть сущность основных направлений развития начальной школы гимназии, являются:



  • идея обновления образовательной среды, посредством модернизации основных ее компонентов (условий, содержания, технологий);

  • идея построения образовательной среды, как открытого пространства путем перехода от государственного к государственно - общественному управлению;

  • идея гуманизации образования.


Модель выпускника начальной школы гимназии

Личность, со сформированными на начальном уровне владения ключевыми компетенциями, владеющей знаниями, умениями и навыками в рамках образовательных программ, реализуемых в гимназии с продолжением углубленного изучения языка и культуры русского народа.



Компетенции и качества личности выпускника разделены на предметно-информационные, деятельностно-коммуникативные, ценностно-ориентационные.

  • предметно-информационные компетенции предполагают умение работы с учебной информацией (работать с учебниками, словарем, справочной и дополнительной литературой, работать с текстом, читать карты, схемы, таблицы, модели, писать конспекты, изложения, сочинения), критическое ее восприятие; владение навыками учебной деятельности (целеполагание, планирование, организация деятельности, контроль и оценка);

  • деятельностно-коммуникативные компетенции проявляются в способностях субъектов образовательного процесса к сотрудничеству, к творчеству для достижения конкретных задач, в умении управлять собой, в участии в команде в качестве ее члена, в проявлении толерантности по отношению к другим участникам образовательного процесса, владеет умением разрешать конфликты;

  • ценностно-ориентационные компетенции включают знания о нормах, ценностях, традициях своей и других культур, систему отношений к миру, к себе, к обществу, основанную на потребностях, мотивах, эмоционально-ценностных ориентациях;

Показателем сформированности компетенций являются следующие качества личности:

  • духовность, гуманистическая направленность, толерантность;

  • мобильность, самостоятельность в принятии решений, ответственность, способность к сознательному выбору;

  • коммуникабельность, социальная активность, умение сотрудничать;

  • креативность, созидательность и конструктивность мышления.

Таким образом, развитие гимназии ориентируется на построение такой образовательной среды, которая максимально будет способствовать становлению выпускника как компетентной, толерантной личности, способной к продолжению обучения, в том числе в образовательных учреждениях, изучающих язык и культуру русского и татарского народов.
Принципы построения и развития образовательной среды гимназии:

  • гуманистическая ориентация предполагает создание психолого-педагогических условий для целостного развития внутренних задатков ребенка, его духовных и познавательных потребностей, приобщение к универсальным ценностям культуры. Кроме того, гуманистический подход заставляет изменить традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится личность обучающегося как целостная система, которая сама способна обучаться;

  • принцип непрерывности образования. Под непрерывным образованием, согласно концепции содержания непрерывного образования, нами понимается связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации, воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка;

  • принцип культурологического подхода. Понимается как создание условий для общего развития детей, формирования их культуры и эрудиции, как представление каждому обучающемуся возможно более полного (с учетом возрастных особенностей) ознакомления с достижениями и развитием культур русского и татарского народов;

  • принцип интегративного подхода требует такого содержания, которое обеспечит целостность восприятия обучающимися окружающего мира, осознание разнообразных связей между объектами и явлениями, а также позволит без потери качества обучения уменьшить общую учебную нагрузку;

  • принцип преемственности как двусторонний процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется его самоценность и получают развитие фундаментальные личностные качества дошкольника, которые служат основой его успешного обучения в начальной школе, а начальная школа строит свой педагогический процесс как преемник дошкольной ступени образования;

  • принцип дифференцированного подхода в отборе содержания образования, который требует учета способностей и возможностей обучающегося, индивидуальной траектории развития, реализуется путем создания благоприятных условий для развития младших школьников с высокой обучаемостью;

  • принцип гуманитарного подхода рассматривается как придание особого значения предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, увеличение доли разнообразной творческой деятельности. Внедрен этнокультурный блок, который реализуется такими кружками, занятиями по выбору, как «Развитие речи», «Литературный клуб», «Хоровое пение», «Игра на курае», «Национальный танец татарского и русского народов»; «Фольклор».

  • принципы индивидуализации личностного развития ребенка. При формировании образовательной среды в начальной школе гимназии делается акцент на создание условий для развития каждого обучающегося;

  • принцип деятельностного развития, основывающийся на том, что личность формируется и развивается в деятельности. Основные виды деятельности детей 6,5 - 11 лет – это игра, учение и труд. По направленности выделяются внеурочная спортивно-оздоровительная, общеинтеллектуальная, социальная, общекультурная, духовно-нравственная деятельность.

  • принцип поликультурности. Поликультурное образование исходит из идеи, что все обучающиеся и воспитанники, независимо от этнического происхождения, родовой и половой идентичности, религиозных, классовых, языковых, образовательных и других культурологических характеристик должны иметь равные возможности получения равноценного образования, уважения и внимания, а также социального развития в соответствии со своими потребностями.


Специфика и технологии обучения

Основная образовательная программа предусматривает:

• достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися,

• организацию интеллектуальных и творческих конкурсов, проектно-исследовательской деятельности;

• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа: проектная деятельность, технология развивающего обучения, проблемное обучение, информационно – коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии, исследовательские методы обучения, технология обучения в сотрудничестве, разноуровневое обучение, технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр, ситуативно-ориентированное обучение, личностно – ориентированное, система инновационной оценки «Портфолио».

• возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке классных руководителей и других педагогических работников;


следующая страница >>
Смотрите также:
Основная образовательная программа начального общего образования мбоу «Гимназия №25»
2424.73kb.
13 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
10602.18kb.
41 стр.
Пояснительная записка образовательная программа начального общего образования мбоу сош №54 разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
94.6kb.
1 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия» г. Боровичи 2013
2531.4kb.
19 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования мбоу ангеловской средней общеобразовательной школы красногорского муниципального района Московской области
3079.22kb.
13 стр.
Образовательная программа начального общего образования Принята педагогическим советом
3799.02kb.
16 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения
989.34kb.
7 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы
2583kb.
12 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования разработана на основе ст. 14,15 Закона РФ «Об образовании»
1086.8kb.
7 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования рассмотрена и принята на заседании педагогического совета моу «Гимназия №22»
7331.76kb.
38 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования для школ, работающих по ос «Школа 2100»
13711.71kb.
52 стр.
Пояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
1423.18kb.
5 стр.