Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4

ДРАФТ


«миграционнАЯ политикА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ: КАК РЕАЛИЗУЮТСЯ правА ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ в процессе ЕЕ ВЫРАБОТКИ и реализации?»

(АНАЛИЗ И РЕКОМЕНДАЦИИ)

Бишкек - 2012

Аналитический документ подготовлен в рамках странового плана сети МИРПАЛ – Кыргызстан при содействии экспертов Центра общественных технологий и Национального института стратегических исследований Кыргызской Республики.

В основу документа легли материалы ряда аналитических исследований в сфере миграции, а также результаты обследования в формате глубинных интервью и фокус-групп по вопросам трудовой миграции.

Предполагается, что результаты, полученные в ходе проведения обследования, позволят более полно учесть интересы трудовых мигрантов и членов их семей, а также содействовать соблюдению их прав в разрабатываемых концепциях, стратегиях, программах и других политических документах государства.

Базовой методологией проекта является использование технологий публичной политики (согласование интересов в процессе подготовки и принятия решений).

Рабочая группа исходит из того, что результаты обследования могут стать основой для разработки проектных предложений по решению проблем трудовых мигрантов и членов их семей, формированию планов работ различных организаций занятых вопросами трудовой миграции.

Документ адресован государственным органам, в компетенцию которых входит выработка и реализация миграционной политики, неправительственным и международным организациям, в мандат которых включены вопросы миграции, экспертам и исследователям.
Рабочая группа по разработке аналитического документа в составе:


  1. Мадеюев А.Н.

  2. Тынаев Н.Р.

  3. Коак А.Н.

  4. Букалаев А.

  5. Шавралиева Д.М.

  6. Уметова А.

выражает слова искренней признательности всем, кто принимал участие в сборе материала и подготовке документа.

Учитывая то, что данный аналитический документ будет адресован всем заинтересованным сторонам и, надеемся, будет использован при принятии решения об основных направлениях миграционной политики Кыргызской Республики, Рабочая группа просит направлять свои замечания, предложения и комментарии в адрес Центра общественных технологий, которые будут передаваться в соответствующие государственные органы.


Адрес Центра общественных технологий: 720000, Кыргызская Республика, г.Бишкек, ул. Раззакова, 50, офис 1

Телефоны: +996 312 62 14 10, 62 14 07

E-mail: office@ca-cpp.org

Web-site: www.ca-cpp.org



Список терминов и сокращений

Трудящийся-мигрант - лицо, имеющее урегулированный статус и занимающееся трудовой деятельностью в государстве, гражданином которого оно не является.

Внешняя трудовая миграция - добровольный выезд на законном основании граждан Кыргызской Республики за ее пределы, а также въезд иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Кыргызской Республики с целью осуществления ими трудовой деятельности.



Работодатель - физическое или юридическое лицо, которое предоставляет работу или осуществляет свою деятельность на условиях трудового договора (контракта) или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в государстве трудоустройства.

Государство выезда - государство, на территории которого трудящийся-мигрант проживает постоянно и из которого выезжает в другое государство в целях осуществления трудовой деятельности.

Государство трудоустройства - государство, в котором трудящийся-мигрант занимается трудовой деятельностью.

Члены семьи - лицо, состоящее в браке с трудящимся-мигрантом, а также находящиеся на его иждивении дети и другие лица, которые признаются членами семьи в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Урегулированный статус - наличие разрешения на пребывание и осуществление оплачиваемой трудовой деятельности на территории государства трудоустройства в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Место пребывания - место, где гражданин Кыргызской Республики временно проживает;


КР

МОМ

МИД КР ММТЗ КР
МТЗМ КР
НПА

НПО

НСК КР
ТС

ЦТР

ЧАЗ

Кыргызская Республика

Международная Организация по Миграции

Министерство иностранных дел Кыргызской Республики

Министерство молодежи, труда и занятости Кыргызской Республики

Министерство труда, занятости и миграции Кыргызской Республики

Нормативно-правовой акт

Неправительственная организация

Национальный Статистический Комитет Кыргызской Республики

Таможенный Союз

Центр трудоустройства за рубежом

Частное агентство занятости


Введение

Учитывая большую значимость процессов миграции для развития Кыргызстана, ее влияние на все стороны общественно-политической и социально-экономической жизни Кыргызстана, Центр общественных технологий обследовал состояние вопроса учета интересов граждан - трудовых мигрантов и членов их семей в процессе выработки миграционной политики.


Цели и Задачи обследования:

  • Формирование реестра возможностей/проблем трудовых мигрантов.

  • Выявление возможностей/проблем наиболее актуальных с точки зрения всех участников и сторон, задействованных в процессе трудовой миграции.

  • Рассмотрение различных вариантов использования возможностей/ решения наиболее актуальных проблем трудовых мигрантов, по которым сложился «политический» консенсус.

  • Разработка обоснованных адресных рекомендаций.

  • Выявление перспективных проектных идей направленных на решение проблем трудовых мигрантов.

Основные акценты в ходе исследования были сделаны на учёт точек зрения различных групп:



  • на возможный характер политики в сфере трудовой миграции (особенно внешней трудовой миграции);

  • на трактовку общественным мнением проблем и возможных решений в регулировании миграционных процессов.

По итогам обследования подготовлен данный аналитический документ, предназначенный для совершенствования управления миграционной сферой, а также политики в области труда и занятости в Кыргызской Республике.

При проведении обследования использовалась следующая методика:


  1. Сбор и изучение государственных и аналитических документов, отражающих состояние и перспективы миграции, труда и занятости. Выделение возможностей и проблем в указанных сферах и, особенно, трудовой миграции и трудовых мигрантов.

  2. Формирование матрицы проблем трудовой миграции и трудовых мигрантов.

  3. Интервьюирование 30 представителей групп интересов (представители органов государственного управления, НПО, бизнеса, международных проектов и организаций, в том числе 16 мужчин и 14 женщин) и проведение 3 фокус групп в регионах КР. При проведении опросов особое внимание обращалось на следующие аспекты: права человека и гражданина, молодежь, гендерное равенство, особые условия для лиц с ограниченными возможностями. Формирование матрицы наиболее актуальных возможностей/проблем, по которым требуется решение.

  4. Разработка рекомендаций по результатам собранных материалов.

  5. Определение перспективных проектных идей в данной сфере.


Описание текущей ситуации

В Кыргызстане в настоящее время актуальными для обсуждения и обмена экспертными мнениями становятся вопросы касательно того, нужна ли стране политика миграции, труда и занятости, в каком направлении должно работать Министерство молодежи, занятости и миграции КР и Департамент внешней миграции МИД КР, и каковыми должны быть их функции.

Актуальность и потребность в разработке обновлённой политики занятости очевидны:

Во–первых, последствия внутриполитических шоков после июня 2010 года продемонстрировали нам всю остроту социальной угрозы, связанной с безработицей и низкими доходами населения. Занятость населения выступает одной из критических сквозных проблем, влекущих далеко идущие последствия в политической, экономической и социо-культурной сферах. Поэтому начатые реформы системы государственного управления необходимо дополнить реформированием системы государственного регулирования рынка труда и трудовых отношений, внутренней и внешней занятости населения, особенно молодежи.

Во-вторых, в связи с инициативами Кыргызстана по вхождению в Таможенный союз и зону Свободной торговли актуальными становятся задачи повышения конкурентоспособности внутреннего рынка труда и повышение потенциала трудовых ресурсов для работы за пределами страны. Поэтому, политика в области занятости и трудовой миграции должна основываться на развитии и использовании конкурентных преимуществ рабочей силы Кыргызстана как внутри страны, так и в рамках стран зоны Свободной торговли.

Политика внутренней и внешней занятости для Кыргызстана крайне необходима, поскольку она затрагивает многие аспекты как социальной, так и экономической сферы.

В целом, политика занятости рассматривается как комплекс экономических, социальных и правовых мер, реализуемых органами государственной власти в отношении рынка труда, направленных на регулирование как внутренних отношений занятости (поддержание занятости на максимально возможном уровне, регулирование отношений между субъектами рынка труда, обеспечение средствами существования лиц, не имеющих работы, таких как пособия по безработице и т.д.), так и внешних отношений с другими странами, касающиеся трудовой миграции.

Активная политика занятости направлена на снижение уровня безработицы. К ее приоритетным направлениям относится содействие в трудоустройстве, профессиональное обучение и консультирование, гибкие формы занятости, квотирование рабочих мест, организация общественных работ, содействие временной занятости, поддержка малого бизнеса, определенные налоговые послабления, обеспечение выгодных кредитных ставок, сроков кредитования, страхование риска и т.д. Пассивная политика занятости направленная на сглаживание негативных последствий безработицы и включает субсидирование занятости (поддержка безработных, открывающих собственное дело; денежные пособия местным органам власти на создание дополнительных рабочих мест в районах, где сложилась чрезвычайная ситуация на рынке труда и др.), а также социальную защиту (выплату пособий по безработице, размер которых дифференцирован по категориям граждан, времени нахождения в статусе безработного и установленного минимума заработной платы).

Для регулирования миграционных процессов Указом Президента Кыргызской Республики была создана соответствующая структура. Она первоначально называлась Государственным агентством по миграции и демографии при Правительстве Кыргызской Республики, с 2000 года - Департамент миграционной службы при МИД Кыргызской Республики. В 2005 г. был создан Государственный комитет по миграции и занятости Кыргызской Республики, а в 2009 г. на его базе – Министерство труда, занятости и миграции. С недавнего времени вопросы миграции разделены между двумя министерствами: вопросы внешней миграции переданы в Департамент внешней миграции МИД КР, в вопросы труда и занятости – во вновь образованное ММТЗ КР.

В настоящее время ни один государственный орган не обладает полной информацией по миграции, так как государство не имеет необходимых условий для сбора данных. Вопросы миграции очень многогранны, осуществление многих типов работ по каждому направлению представляет собой трудно решаемую задачу. В связи с этим ситуация сложилась таким образом, что и в прошлом, и в настоящее время миграция не поддается полноценному учету и анализу, не смотря на усилия предпринятые государственными органами.

«…В рамках работы межведомственной рабочей группы был разработан проект постановления Правительства Кыргызской Республики «О системе формирования миграционной базы данных и межведомственного информационного обмена миграционными данными». В соответствии с данным проектом постановления предусматривается определить Министерство труда, занятости и миграции Кыргызской Республики в качестве уполномоченного органа по созданию системы формирования миграционной базы данных и межведомственного информационного обмена миграционными данными. Также, нормативно закрепляется порядок, при котором государственные органы будут направлять ведомственной информации в сфере миграции в Министерство труда, занятости и миграции Кыргызской Республики, а последний в свою очередь будет регулярно проводить анализ основных миграционных процессов в Кыргызской Республике, издавать ежегодный обзор миграционной ситуации в Кыргызской Республике».1

В предыдущие годы, в связи с актуальностью темы трудовой миграции, в КР были разработаны Государственная программа Кыргызской Республики по регулированию трудовой миграции и содействию занятости в условиях кризиса (2010-2012 годы) и План мероприятий по регулированию миграции и занятости в условиях кризиса (2010-2012 гг.) (дорожная карта), но, в связи с нестабильной социально-политической ситуацией, данные документы не были утверждены.

Трудовая миграция остается одним из важнейших социально-экономических процессов.  По данным различных государственных органов и результатам исследований, количество трудовых мигрантов составляет  свыше 500 тысяч человек, более точное количество остается неизвестным, поскольку многие из трудовых мигрантов с неурегулированным статусом. Ожидать снижения темпов и объема трудовой миграции не приходится, так как внутренний рынок труда КР не способен абсорбировать всех тех, кто находится в поисках работы.

По-прежнему, наиболее высокая интенсивность выбытия по внешней миграции наблюдалась из г. Бишкек и Чуйской области (93-120 – человек на 10 тыс. жителей), а также г. Ош (150 человек на 10 тыс. жителей).2

В настоящее время широко обсуждается и решается вопрос о вступлении Кыргызстана в Таможенный Союз (Российская Федерация, Республика Казахстан и Республика Беларусь) и Евразийский Союз. Несмотря на высокую активность обсуждений этой темы, существуют разные толкования плюсов и минусов от вступления нашей страны в эти Союзы. Одним из преимуществ, которые зафиксированы в договорах и соглашениях в рамках ТС и Единого экономического пространства, является проведение свободной миграционной политики без квот и ограничений, что, в свою очередь, позволит мигрантам пользоваться всеми социальными правами, которые имеют граждане государства пребывания. Помимо этого, в рамках соглашений ТС, связанных с привлечением трудящихся мигрантов, осуществляется трудоустройство работодателями трудовых мигрантов без учета ограничений по защите национального рынка труда, а трудящимся-мигрантам не требуется получения разрешений на осуществление трудовой деятельности на территории таможенной “тройки”. Также, в соглашениях имеются положения, определяющие детей трудовых мигрантов в школы и прочие учебные заведения.

Однако сегодняшние реалии не столь радужны, как возможные перспективы. Активная внешняя миграция влечет за собой появление целого ряда проблем, многие из которых являются новыми для нашего общества. К ним можно отнести и гендерные диспропорции на рынке труда, социальное сиротство, рост числа детей, попадающих в категорию «трудных» и др.

Все эти аспекты должны быть отражены в миграционной политике государства. При этом необходимо учитывать мнение граждан, интересы которых будут затронуты принимаемыми решениями. Общественные консультации и учет позиции граждан являются гарантией соблюдения прав трудовых мигрантов и членов их семей.

В настоящее время в Кыргызстане нет ни одного официального документа, отражающего государственную политику в миграционной сфере. Соответственно нет и механизмов учета реальных интересов граждан – трудящихся мигрантов и членов их семей в процессе принятия решений, как на национальном, таки на местном уровне, что влечет за собой формально-демонстрационный характер усилий государства в этой сфере.

Информации о разработке государственными органами какого-либо документа (концепции, стратегии, программы) у общества нет, что автоматически лишает его возможности выразить свою позицию по волнующим большие группы людей вопросам.

В нормативной правовой базе Кыргызстана четко оговорен вопрос доступа к информации и процедуры ее получения. Любой гражданин Кыргызстана имеет право получить интересующие его сведения за исключением, составляющих государственную тайну. В то же время, не все граждане информированы о своих правах, что должно быть предметом особой работы, включающей разнообразные мероприятия, в том числе и привлечение граждан к процессу принятия решений.

В Кыргызстане пока так и не возникло демократической традиции участия граждан в процессе принятия решений. Это говорит о том, что, с одной стороны, в повседневной практике демократия пока не стала инструментом управления, а с другой стороны нет стандарта, который позволяет быть объективным при оценке их качества. Такое положение во многом обуславливает отношение общественных групп к существующей власти и становится поводом к обострению политической ситуации.

Следует признать, что важнейшими жизненными ценностями, определяющими социально-экономическое состояние общества являются развитие личности, его трудовая деятельность, творческая самореализация. Каждый гражданин республики имеет конституционное право на свободу труда, выбор профессии и рода занятий, достойные условия труда и соответствующее вознаграждение за труд. Основываясь на этом праве, основной принцип государственной политики занятости должен заключаться в эффективном содействии государства внутренней и внешней занятости населения, как с экономической, так и социальной точки зрения. Ценность государственной политики в сфере занятости можно поставить под сомнение, если не будет найден новый формат взаимовыгодных отношений государства с работодателями.

В настоящее время вызывают озабоченность следующие разрывы:

- динамика реального предложения привлекательных рабочих мест со стороны национальной экономики существенно отстает от динамики спроса на такие рабочие места, прежде всего, со стороны молодёжи;

- структура имеющейся рабочей силы по специализации, квалификации, территориальному размещению не соответствует предложению рабочих мест со стороны бизнеса.

В результате внутренний рынок труда характеризуется искажённой трудоизбыточностью: с одной стороны, на одно «привлекательное» место претендует 16-18 человек, а с другой стороны - службами занятости предлагается множество непривлекательных и невостребованных рабочих мест из–за низкой оплаты труда. Так, за 9 месяцев 2011 года остались невостребованными более 9 тысяч вакансий, заявленных в службы занятости республики.

На сегодняшний день условия трудоустройства, особенно сельской молодежи, не удовлетворяют ни существующим требованиям, ни уровню оплаты, ни карьерным перспективам, ни безопасности. Высококвалифицированный сегмент рынка труда всё более сужается. Кроме того, проблема ограниченного доступа на рынок труда лиц с ограниченными возможностями требует также соответствующего регуляторного воздействия со стороны государства.

В решении этих задач должны быть задействованы все министерства, административные ведомства, местные государственные администрации и органы местного самоуправления городов Бишкек и Ош. Таким образом, в каждой программе развития, начиная от региональных, секторальных до национальных должны присутствовать индикаторы по созданию рабочих мест, уровню среднемесячной заработной платы.

В разработке и, особенно в реализации правовых, экономических и организационных основ государственной политики содействия занятости «на равных» должны участвовать Правительство (в лице МИД и ММТЗ КР), работодатели и профсоюзы.


Ключевые проблемы трудовой миграции и трудовых мигрантов с точки зрения опрошенных представителей групп интересов – экспертов:
Экспертное мнение о проблемах и возможностях трудовой миграции.

  1. Механизмы обеспечения соблюдения прав и свобод трудовых мигрантов и членов их семей не в полной мере обеспечивают благоприятные условия для граждан Кыргызстана.

  2. В нормативно правовой базе существуют ограничения и противоречия с общепризнанными международными нормами.

  3. Наиболее проблемной остается сфера обеспечения социальных прав оставшихся и переехавших семей мигрантов.

  4. Основные потоки трудовых мигрантов все еще остаются за пределами организованной и регулируемой миграции.

  5. Не сбалансированность рынка труда стимулирует миграционные процессы.

  6. Административно – организационный и институциональный потенциал Кыргызстана не достаточен для выработки решений.

  7. Сохранение разрыва между требуемыми и реальными квалификациями трудовых мигрантов.

  8. Ограниченность ресурсов для массового обучения и информирования мигрантов и членов их семей.

  9. Неравномерность территориального перераспределения населения.

  10. Снижение качества трудовых ресурсов внутри страны.


Экспертное мнение о проблемах трудовых мигрантов

  1. Ограниченный доступ трудовых мигрантов и членов их семей к социальным услугам.

  2. Ущемление трудовых прав со стороны работодателей, в том числе торговля людьми.

  3. Недостаточность механизмов пенсионного обеспечения трудовых мигрантов.

  4. Возможности и варианты трудоустройства женщин – мигрантов минимальны.

  5. Трудности с признанием квалификации мигрантов и членов их семей в стране пребывания.

  6. Не регулируемая трудовая миграция, приводящая к ухудшению ситуации с правами человека.

  7. Социальное сиротство, как следствие массовой трудовой миграции.

  8. Не информированность/ незнание миграционного и трудового законодательства стран пребывания.

  9. Слабое владение русским (для РФ) и другими языками.

  10. Существующая система услуг по трудоустройству не развито.

  11. Зависимость оставшихся членов семьи от денежных переводов мигрантов.


Экспертное мнение о необходимых мерах

  1. Необходимо создание системы, позволяющей перевести возможно большее число трудовых мигрантов в регулируемую сферу.

  2. Разработка политики пенсионного обеспечения трудовых мигрантов.

  3. Проактивная государственная внешняя политика позволяющая повысить защищенность трудовых мигрантов и членов их семей.

  4. Разработка политики работы с диаспорами и их связей с дипломатическими учреждениями.

  5. Расширение сети центров поддержки мигрантов, в том числе на основе государственно – частного партнерства.

  6. Нормативная и другая поддержка женщин.

  7. Необходима координация решения вопросов трудовой миграции со стороны правительства.

  8. Развитие инфраструктуры для обучения мигрантов, в том числе языковой подготовки.

  9. Усиление информационной работы в сообществах через СМИ, информационные стенды и др.

  10. Необходимы адаптационные программы для вернувшихся мигрантов.



В целом, в сфере занятости КР существуют следующие проблемы:
С точки зрения управления:

  • Управление миграционными процессами оторвано от вопросов труда и занятости;

  • Проблема информирования о рынке труда;

  • Неэффективный механизм контроля условий труда.


следующая страница >>
Смотрите также:
Драфт миграционная политика кыргызской республики: как реализуются права трудовых мигрантов и членов их семей в процессе ее выработки и реализации?
693.94kb.
4 стр.
Трудящиеся-мигранты и обеспечение членов их семей
295.08kb.
1 стр.
Закон Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики"
1164.85kb.
8 стр.
Онвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей
135.56kb.
1 стр.
Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей
221.75kb.
1 стр.
Защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей
201.77kb.
1 стр.
Закон кыргызской республики об административно-территориальном устройстве Кыргызской Республики
112.61kb.
1 стр.
О предложениях по урегулированию правового статуса трудовых мигрантов, занятых в неформальном секторе
220.98kb.
1 стр.
Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей
79.17kb.
1 стр.
Закон кыргызской республики об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике в редакции Законов кр от
571.57kb.
3 стр.
Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей
685.75kb.
12 стр.
Хорезмская правозащитная группа
53.37kb.
1 стр.