Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНСТИТУТ МУЗЫКИ, ТЕАТРА И ХОРЕОГРАФИИ Кафедра спортивного и эстрадного танцев Учебно-методический комплекс Дисциплина: Стили современной хореографии Цикл: СД.Р.02. Специальность: 071301.65 «Народное художественное творчество» Квалификация выпускника – «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель» Составитель: Яковенко А.М. преподаватель кафедры СЭТ Веселкова С.В. преподаватель кафедры СЭТ Тюмень 2010
Раздел II. Методические рекомендации для студентов……………….......14 Словарь основных понятий……………………………………………..16 Раздел I. Рабочая программа дисциплины
Материал рабочей программы «Стили современной хореографии» составлен с учетом специфики подготовки руководителей хореографических коллективов, преподавателей спортивных и эстрадных танцев. Необходимость знаний, заложенных в программе данной дисциплины подтверждена практикой работы руководителей коллективов в различных учреждениях культуры и дополнительного образования.
Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускников «Стили современной хореографии»— одна из дисциплин, изучаемых в системе профессионального хореографического образования. «Стили современной хореографии» является дисциплиной регионального компонента, предназначенной для студентов с 2 по 5 курс, обучающихся по специальности 071301.65 «Народное художественное творчество» и квалификации: «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель» и ведется в течение двух семестров. «Стили современной хореографии» является продолжением дисциплины «Танец и методика его преподавания: эстрадный танец». На данном предмете углубляется изучение джазового танца, расширяется стилевое разнообрание современного танца. Данная дисциплина дает возможность выроботать необходимые для современного хореографа и педагога такие качества как, координация, чувства ритма, свобуду тела, ориентацию в сценическом пространстве. Изучение данной дисциплины тесно связано с циклом специальных дисциплин: «Теория и история хореографического искусства», «Танец и методика его преподавания», «Анализ музыкально-танцевальных форм», с предметами «Мировая художественная культура», «История искусств». Дисциплина организуется в рамках целостного учебно-воспитательного процесса, что способствует профессиональному становлению будущего специалиста в области хореографического искусства, педагога-хореографа. Требования к уровню подготовки студентов В ходе изучения дисциплины «Стили современной хореографии» студенты должны знать:
уметь:
владеть
При составлении данной программы были взяты опорные моменты, закономерности и основные правила техники джазового танца из многих пособий и программ разных педагогов, разных школ и техник современной хореографии, в частности: В. Ю. Никитин «Модерн-джаз танец. Начало обучения»; Учебное пособие для преподавателей хореографии и сценического движения В. И. Панферова «Пластика современного танца»; Учебное пособие для студентов и преподавателей институтов искусства и культуры, колледжей и училищ культуры Л. Д. Ив левой «Джазовый танец», а также методику преподавания X. Гюнтера «Джаз-танец».
На основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в учебном плане кафедры спортивного и эстрадного танцев Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий на изучение дисциплины «Стили современной хореографии» предусмотрено 380 часов.
II курс, 3-4 семестр
История развития современного танца в России. Современный танец в Америке и американская школа танца модерн. Творчество выдающихся американских исполнителей и хореографов: Айседора Дункан, Лой Фуллер, Рут Сен-Денис, Тэд Шоун, Марта Грэхем, Дорис Хэмфри, Хосе Лимон, Мэрс Каниннигхэм, Алвин Николас, Алвин Эйли, «Театр Джадсон», Триша Браун, Мэредит Монк,Твайла Тарп. Современный танец в Европе: Франция, Нидерланды, Англия, Германия, Швеция. Творчество выдающихся европейских исполнителей и хореографов: Рудольф фон Лабан, Мэри Вигман, Курт Йосс. Морис Бежар, Роланд Пети, Прель Жокаж, Ханс Ван Манен, Иржи Килиан, Пина Бауш, Ульям Форсайт, Матс Эк.
2.1. Изоляция Изучение комбинаций различных движений одного изолированного центра. Изолированные движения в различных ритмических рисунках. Голова:
Плечи:
Грудная клетка:
Пелвис:
Руки:
Ноги:
2.2. Координация На данном этапе обучения студенты должны полностью овладеть бицентрией в прямом и оппозиционном движении. В конце года вводится трицентрия. Большое значение приобретают различные координационные упражнения, связанные с шагами, а также движения центров в комбинациях с движениями рук. Более пристальное внимание уделяется не одномоментному способу координации, а способу последовательного управления, причем временной разрыв между включением в работу центров уменьшается.
2.3. Упражнения у станка В этом году обучения должно завершиться изучение упражнений у станка в качестве разогрева, т.к. станок в уроке современного класса носит вспомогательную роль. В этом году должны быть изучены:
Так же, как в классическом тренаже, возможно первоначальное изучение у станка прыжков. Возможны упражнения, связанные с глубокими перегибами корпуса назад (в мост). Возможны варианты рабочих растяжек ногой на станке и на полу. 2.4. Упражнения для позвоночника на середине В этом году обучения внимание должно уделяться небольшим комбинациям на середине зала, в которых сочетаются движения изолированных центров, наклоны, изгибы и спирали торса, а также используются ноги для передвижения в пространстве.
Каждый урок должен завершаться небольшой танцевальной комбинацией на 32 или 64 такта.
В этом году продолжается практическая работа по методике композиции урока модерн-джаз танца. Для изучения предлагаются следующие разделы: «Партер» и «Упражнения для позвоночника».
Формы контроля Согласно учебному плану кафедры спортивного и эстрадного танцев, изучение данной дисциплины предусматривает форму отчетности в третьем семестре экзамен, в четвертом - зачет. На контрольный урок выносятся следующие разделы урока.
III курс, 5-6 семестр
На третьем курсе основное внимание уделяется развитии техники, вводятся более сложные прыжки и вращения на различных уровнях, большое внимание уделяется умению студентов самостоятельно импровизировать с предложенным педагогом материалом. На третьем курсе движения отдельного изолированного центра практически не используются. Вводятся комплексы изоляций, а также одновременные изолированные движения нескольких центров, помимо сложных ритмических рисунков для одного центра вводиться понятие полиритмии первоначально для двух, а затем и трех центров. Основное внимание направлено на техническое совершенствование. Используются сложные переходы, прыжки и вращения. Расширяется стилевое многообразие предлагаемое к изучения материала. Проводиться сравнительный анализ техник различных школ и направлений: техника М. Мэттокса, техника Л. Хортона, техника Г. Джордано и др. ведущих педагогов.
Каждый урок должен завершаться небольшой танцевальной комбинацией на 32 или 64 такта.
На третьем курсе обучения предлагаются следующие темы, связанные с изучением композиции урока: «Кросс» и «Комбинация».
Формы контроля На третьем курсе согласно учебному плану кафедры спортивного и эстрадного танцев, изучение данной дисциплины предусматривает форму отчетности в пятом семестре зачет, в шестом – экзамен, на который выносятся следующие разделы урока.
IV курс, 7-8 семестр На четвертом курсе изучается происхождение и история зарождения стрит-денса. Основные направления: джаз-стрит, флеш, хот-топ, брейк данс и хип-хоп. Творчество выдающихся людей хип-хоп культуры Koll Herc, Grandmaster Flash и Afrika Bambaataa.
Свое начало этот стиль берет из джаз-модерна. Сам стиль насчитывает небольшое количество движений остановимся на основных.
Флеш в переводе с английского – вспышка. Все его движения быстрее и динамичные.
В переводе с английского сленга это техника горячего движения. Хот-топ техник включает в себя элементы и диско, и флеша, и джаз-стрита.
Примерно в одно время, в 1969 году появились этих два направления, и поэтому они очень тесно друг с другом сливаются. В хип-хопе используются элементы брейка и в брейке элементы из хип-хопа.
Каждый урок должен завершаться небольшой танцевальной комбинацией на 32 или 64 такта.
На четвертом курсе обучения предлагаются следующие темы, связанные с изучением композиции урока:
Формы контроля Согласно учебному плану кафедры спортивного и эстрадного танцев, в седьмом семестре результаты работы в экзаменационную сессию не выносятся, в восьмом семестре- зачет. На контрольный урок выносятся следующие разделы урока.
V курс, 9 семестр На пятом курсе в девятом семестре предусмотрен экзамен. На экзамен выноситься следующие разделы урока.
Практический показ состоит:
На итоговый экзамен по дисциплине «Стили современной хореографии» выносятся следующие вопросы.
Творчество выдающихся хореографов современного танца в России конца XX века: Борис Эйфман, Сергей Смирнов, Ольга Пона, Евгений Понфилов, Наталья Каспарова, Денис Бородицкий, Татьяна Боганова, Олег Глушков, Александр Пепеляев и др.
Основная литература
Дополнительная литература
Раздел II. Методические рекомендации для студентов Словарь основных понятий A LA SECONDE [а ля сегонд] — положение, при котором исполнитель располагается en face, а «рабочая» нога открыта в сторону на 900. ALLONGE., ARRONDIE [алонже, аронди] — положение округленной или удлиненной руки. ARABESQUE [арабеск] — поза классического танца, при которой нога отводится назад «носком в пол» на 450, 600 или на 900, положение торса, рук и головы зависит от формы арабеска. ARCH [атч] — арка, прогиб торса назад. ASSEMBLE. [ассамбле] — прыжок с одной ноги на две выполняется с отведением ноги в заданном направлении и собиранием ног во время прыжка вместе. АTTITUDE [аттитюд] — положение ноги, оторванной от пола и немного согнутой в колене. BATTEMENT AVELOPPE. [батман авлоппе] — противоположное battement developpe движение, «рабочая» нога из открытого положения через passe опускается в заданную позицию. BATTEMENT DE. VELOPPE. [батман девлоппе] — вынимание ноги вперед, назад или в сторону скольжением «рабочей» ноги по опорной. BATTEMENT FONDU [батман фондю] — движение, состоящее из одновременного сгибания коленей, в конце которого «рабочая» нога приходит в положение sur le cou de pied спереди или сзади опорной ноги, а затем следует одновременное вытягивание коленей и «рабочая» нога открывается вперед, в сторону или назад. В модерн - джаз танце используется также форма fondu из урока народно- сценического танца. BATTEMENT FRAPPE [батман фраппе] — движение, состоящее из быстрого, энергичного сгибания и разгибания ноги, стопа приводится в положение sur le cou de pied в момент сгибания и открывается носком в пол или на высоту 450 в момент разгибания вперед, в сторону или назад. BATTEMENT RELEVE LENT [батман релеве лян] — плавный подъем ноги через скольжение по полу на 900 вперед, в сторону или назад. BATTEMENT RETIRE. [батман ретире] — перенос через скольжение «рабочей» ноги, через passe из V позиции впереди в V позицию сзади. BATTEMENT TENDU [батман тандю] — движение ноги, которая скользящим движением отводится на носок вперед, назад или в сторону. В модерн-джаз танце исполняется так же по параллельным позициям. BATTEMENT TENDU JETE. [батман тандю жете] — отличается от battement tendu активным выбрасыванием ноги в воздух на высоту. BODY ROLL [боди ролл] — группа наклонов торса, связанная с поочередным перемещением центра корпуса в боковой или фронтальной плоскости ( синоним «волна»). BOUNCE [баунс] — трамплинное покачивание вверх вниз, в основном происходит либо за счет сгибания и разгибания коленей, либо пульсирующими наклонами торса. BRUCH [браш] — скольжение или мазок всей стопой по полу перед открытием ноги в воздух или при закрытии в позицию. СONTRACTION [контракшн] — сжатие, уменьшение объема корпуса и округление позвоночника, начинается в центре таза, постепенно захватывая весь позвоночник, исполняется на выдохе. CORKSCREW TURN [корскру повороты] — «штопорные» повороты, при которых исполнитель повышает или понижает уровень вращения. COUPE. [купе] — быстрая подмена одной ноги другой, служащая толчком для прыжка или другого движения. СURVE. [кёрф] — изгиб верхней части позвоночника (до «солнечного сплетения») вперед или в сторону. DEEP BODY BEND [диип боди бэнд] — наклон торсом вперед ниже 900, сохраняя прямую линию торса и рук. DEEP СONTRACTION [диип контракшн] — сильное сжатие в центр тела, в котором участвуют все сочленения, т.е. в это движение включаются руки, ноги и голова. DE. GAGE. [дегаже] — перенос тяжести корпуса с одной ноги на другую по второй позиции (вправо, влево) и по четвертой позиции ног (вперед, назад), может исполняться как с demi plie, так и на вытянутых ногах. DEMI PLIE. [деми плие] — полуприседание, при котором пятки не отрываются от пола. DEMI ROND [деми ронд] — полукруг носком ноги по полу вперед и в сторону, или назад и в сторону. DROP [дроп] — падение расслабленного торса вперед или в сторону. ECARTE. [экарте] — поза классического танца (a la seconde), развернутая по диагонали вперед или назад, корпус чуть отклонен от поднятой ноги. EMBOITE. [амбуате] — последовательные переходы с ноги на ногу на полупальцах, пальцах и с прыжком. Прыжки emboite — поочередное выбрасывание согнутых в коленях ног вперед или на 450. EN DEDANS [ан дедан] — направление движения или поворота к себе, вовнутрь.
EPAULMENT [эпольман] — положение танцовщика, повернутого в 3/4 в т. 8 или т. 2; различается epaulement croise (закрытый) и epaulement efface (стертый, открытый). FLAT BACK [флэт бэк] — наклон торса вперед, в сторону (на 900), назад с прямой спиной, без изгиба торса. FLAT STEP [флэт стэп] — шаг, при котором вся стопа одновременно ставится на пол. FLEX [флекс] — сокращенная стопа, кисть или колени. FLIK [флик] — мазок стопой по полу к опорной ноге. FOUETTE. [фуэтте] — прием поворота, при котором тело исполнителя поворачивается к зафиксированной в определенном положении ноге (на полу или в воздухе). FROG POSITION [фрог позишн] — позиция сидя, при которой согнутые в коленях ноги касаются друг друга стопами, колени должны быть максимально раскрыты в стороны. GLISSADE [глиссад] — партерный скользящий прыжок без отрыва от пола с продвижением вправо влево или вперед назад. GRAND BATTEMЕNT [гран батман] — бросок ноги на 900 и выше вперед, назад или в сторону. GRAND JETE. [гран жете] — прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперед, назад или в сторону. Ноги раскрываются максимально и принимают в воздухе положение «шпагат». GRAND PLIE [гран плие] — полное приседание. HIGH RELEASE [хай релиз] — высокое расширение, движение, состоящее из подъема грудной клетки с небольшим перегибом назад. HINGE [хинч] — положение танцора, при котором прямой, без изгибов торс отклоняется назад на максимальное расстояние, колени согнуты, стопы на полупальцах. HIP LIFT [хип лифт] — подъем бедра вверх. HOP [хоп] — шаг-подскок, «рабочая» нога обычно в положении «у колена». JACK KNIFE [джэк найф] — положение корпуса, при котором торс наклоняется вперед, спина прямая, опора на руки, колени вытянуты, ноги во второй параллельной позиции, пятки не отрываются от пола. JAZZ HAND [джаз хэнд] — положение кисти, при котором пальцы напряжены и разведены в стороны. JELLY ROLL [джелли ролл] — движение пелвисом, состоящее из мелкого сокращения мышц с одновременным небольшим поворотом пелвиса вправо-влево (синоним — шейк пелвиса.) JERK POSITION [джерк позишн] — позиция рук, при которой локти сгибаются и немного отводятся назад, за грудную клетку, предплечья располагаются параллельно полу. JUMP [джамп] — прыжок на двух ногах. KICK [кик] — бросок ноги вперед или в сторону на 450 или 900 через вынимание приемом developpe. LAY OUT [лэй аут] — положение, при котором нога, открытая на 900 в сторону или назад, и торс составляют одну прямую линию. LEAP [лиип] — прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперед или в сторону. LOCOMOTOR [локомотор] — круговое движение согнутых в локтях рук вдоль торса. LOW BACK [лоу бэк] — округление позвоночника в пояснично-грудном отделе. PAS BALANCE. [па балансе]— па, состоящее из комбинации tombe и pas de bourree. Исполняется с продвижением из стороны в сторону, реже – вперед -назад. РAS CHASSE. [шассе] — вспомогательный прыжок с продвижением во всех направлениях, при исполнении которого одна нога «догоняет» другую в высшей точке прыжка. PAS DE BOURRE.E [па де бурре] — танцевальный вспомогательный шаг, состоящий из чередования переступаний с одной ноги на другую с окончанием на demi plie. Синоним step pas de bourree. В модерн-джаз танце во время pas de bourree положение sur le cou de pied не фиксируется. PAS DE CHAT [па де ша] — прыжок, иммитирующий прыжок кошки. Согнутые в коленях ноги отбрасываются назад. PAS FAILLI [па файи] — связующий шаг, состоящий из проведения свободной ноги через проходящее demi plie по I позиции вперед или назад, затем на ногу передается тяжесть корпуса с некоторым отклонением от вертикальной оси. PASSE. [пассе] — проходящее движение, которое является связующим при переводе ноги из одного положения в другое, может исполняться по первой позиции на полу (passe par terre), либо на 450 или 900. PIQUE. [пике] — легкий укол кончиками пальцев «рабочей» ноги об пол и подъем ноги на заданную высоту. PIROUTTE [пируэт] — вращение исполнителя на одной ноге en dehors или en dedans, вторая нога в положении sur le cou de pied. PLIE. RELEVE. [плие релеве] — положение ног на полупальцах с согнутыми коленями. POINT [поинт] — вытянутое положение стопы. PRANCE [пранс] — движение для развития подвижности стопы, состоящее из быстрой смены положения «на полупальцах» и point. PREPARATION [препарасьон] — подготовительное движение, выполняемое перед началом упражнения. PRESS POSITION [пресс позишн] — позиция рук, при которой согнутые в локтях руки ладонями касаются бедер спереди или сбоку. RELEASE [релиз] — расширение объема тела, которое происходит на вдохе. RELEVE. [релеве] — подъем на полупальцы. RENVERSE. [ранверсе] — резкое перегибание корпуса в основном из позы atitude croise, сопровождающееся pas de bouree en tournant. ROLL DOWN [ролл даун] — спиральный наклон вниз-вперед, начиная от головы.
ROLL UP [ролл ап] — обратное движение, связанное с постепенным раскручиванием и выпрямлением торса в исходную позицию. ROND DE JAMBE PAR TERRE [рон де жамб пар терр] — круг вытянутой ногой, касаясь пальцами пола. ROVD DE JAMBE EN LAIR [рон де жамб анлер] — круговое движение нижней части ноги (голеностопа) при фиксированном бедре, отведенном в сторону на высоту 450 или 900. SAUTE. [соте] — прыжок классического танца с двух ног на две ноги по I, II, IV и V позициям. SHIMMI [шимми] — спиральное, закручивающееся движение пелвисом вправо и влево. SIDE STRETCH [сайд стрэтч] — боковое растяжение торса, наклон торса вправо или влево. SISSON OUVERTE. [сиссон уверт] — прыжок с отлетом вперед, назад или в сторону, при приземлении одна нога остается открытой в воздухе на заданной высоте или в заданном положении. SOUTENU EN TОURNANT [сутеню ан турнан] — поворот на двух ногах, начинающейся с втягивания «рабочей» ноги в пятую позицию. SQUARE [сквэа] — четыре шага по квадрату: вперед—в сторону—назад—в сторону. STEP BALL CHANGE [стэп болл чендж] — связующий шаг, состоящий из шага в сторону или вперед и двух переступаний на полупальцах (синоним step pa de bоuree. SUNDARI [зундари] — движение головы, заключающееся в смещении шейных позвонков вправо-влево и вперед-назад. SUR LE COU-DE-PIED [сюр ле ку-де-пье] — положение вытянутой ступни «работающей» ноги на щиколотке опорной ноги спереди или сзади. СВИНГ — раскачивание любой частью тела (рукой, ногой, головой, торсом) в особом джазовом ритме. THRUST [фраст] — резкий рывок грудной клеткой или пелвисом вперед, в сторону или назад. TILT [тилт] — угол, поза, при которой торс отклоняется в сторону или вперед от вертикального положения, «рабочая» нога может быть открыта в противоположном направлении на 900 и выше. TOMBE. [томбе] — падение, перенос тяжести корпуса на открытую ногу вперед, в сторону или назад на demi-plie. TOUCH — приставной шаг или шаг на полупальцы без переноса тяжести корпуса. TOUR CHAINES [тур шене] — исполняемые на двух ногах по диагонали или по кругу на высоких полупальцах следующие один за другим полуповороты, в модерн-джаз танце могут исполняться на полной стопе и в demi-plie. Смотрите также: Методические рекомендации для студентов словарь основных понятий
311.73kb.
1 стр.
Словарь справочник основных понятий по психологии и педагогике
1029.12kb.
6 стр.
Методические рекомендации для студентов очно-заочного отделения стоматологического факультета по курсу
189.71kb.
1 стр.
Министерство здравоохранения и социального развития РФ ставропльская государственная медицинская академия
2173.17kb.
12 стр.
Методические рекомендации для студентов
570.51kb.
5 стр.
Методические рекомендации по изучению дисциплины и самостоятельной работе студентов специальности 240702 «Химическая технология полимерных композиций, порохов и твердых ракетных топлив»
358.67kb.
1 стр.
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям
288.04kb.
1 стр.
Методические рекомендации для студентов и дипломантов факультета культуры Санкт-Петербург 2009
536.02kb.
4 стр.
Методические рекомендации для преподавателей 24 2 Методические рекомендации для студентов
386.33kb.
1 стр.
Методические рекомендации для преподавателя 88 Общие методические рекомендации по изучению курса 89 и самостоятельной работе студентов 89
1898.59kb.
14 стр.
Методические рекомендации для студентов-заочников технических специальностей зтб, зртб, зсб, затб
1380.15kb.
8 стр.
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ Оренбург 2012 ббк 1640.49kb.
7 стр.
|