Главная
страница 1
Приложение № 1

Программное содержание:

1 год обучения

Блок «Музыка»

Тема: «Шумы и музыкальные звуки»

Цель:

  • формировать представление о неречевых звуках (шумах);

  • знакомство, активное слушание и анализ разнообразных ШУМОВ или НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ окружающего нас мира;

  • учить дифферциировать на слух различные шумы;

  • усваивать слова- звукоподражания и глаголы, обозначающие различные звуковые и шумовые явления;

Звуки живой и неживой природы Главные характеристики любого звука высота, длительность громкость, темп. Прослушивание в аудиозаписи шумов живой и неживой природы.

Шумы: звуки города, технические звуки, звуки войны.

Человеческий голос: речь, пение, смех, плач

Человеческий голос как инструмент, который может издавать и шумы, и музыкальные звуки.

Технические звуки как источник вдохновения композитора на со­здание интересной музыки. Знакомство с отрывками из произведе­ний современных композиторов.

Отличие по тембральной окраске основных вокальных партий: сопрано, контральто, тенор, баритон, бас.


Тема: «Выразительные средства в музыке»

Цель:

  • знакомить с различными музыкальными произведениями;

  • учить грамотно их анализировать;

  • определять основные средства музыкаль­ной выразительности.

Главные средства музыкальной вы­разительности тембр, ритм, динамика, темп, мелодия, гармония.
Тема: «Музыкальные инструменты»

Цель:

  • знакомить детей с музыкальными инструментами

  • развивать музыкальную память , внимание

  • обучать элементарным приёмам игре на детских музыкальных инструментах

  • развивать мышление , творческую инициативу, сознательные отношения между детьми

  • формировать основы музыкальной культуры

Знакомство с инструментами и различными видами оркестров

Перечень инструментов в оркестре народных инструментов. Рас­положение инструментов в симфоническом оркестре Прослушива­ние в аудиозаписи оркестра народных инструментов, симфонического оркестра, электронной музыки. Научить определять на слух тембр различных инструментов.


Блок «Сказка в музыке»

Цель:

  • знакомить детей с музыкальными образами сказочных персонажей

  • учить сравнивать произведения, различать смену настроений, образов в одной сказке

  • развивать творческое воображение детей


Тема: «Мир образов»

Цель:

  • учить детей воспринимать действительность и её образ в произведениях искусства

  • учить находить разницу между действительно существующими и вымышленными образами, понимать правду и правдоподобие

Тема: «Сказочный мир»

Цель:

  • учить детей воспринимать образы, отражающие реальность и ирреальность

  • учить детей соотносить музыкальный образ с явлениями действительности

  • закреплять и расширять представления детей о музыке

  • формировать музыкальное мышление детей


Тема: «Мир волшебных превращений»

Цель:

  • учить понимать художественный вымысел и очеловечивание неживых предметов в произведениях искусства

  • учить детей фантазировать и раскрывать свои способности в разных видах художественно-эстетической деятельности (пластике, литературе, изо и т.д.)

  • рассказать о некоторых возможностях сценического перевоплощения


Блок «Живопись в музыке»

Цель:

Дать представление о способах отражения жизни в искусстве


Тема: «Мир знакомств»

Цель:

  • дать представление об изображении человека в искусстве

  • знакомить детей с произведениями искусства, в которых человек является частью окружающего мира


Тема: «Природные мотивы»

Цель:

  • углублять представления детей об изобразительных возможностях в музыке

  • различать звукоподражание некоторых явлений природы (шум дождя, ветра и т.д.)

  • углублять представление об изобразительных возможностях музыки: различать выражение настроений, созвучных той или иной картине природы, времени года, дня

  • развивать образную речь , эстетические чувства

Способность музыки изображать движения людей, животных, птиц, явления природы. Отражение в музыке окружающей нас действитель­ности: явлений природы, движений и голосов птиц, зверей. Создание средствами музыкального искусства живописных картин природы .


Тема: « Мир настроения»

Цель:

  • дать детям представление о том, что музыка разных времен выражает чувства, настроения, переживания человека

  • развивать эмоциональную отзывчивость

  • вызывать сопереживание музыки, проявления эмоциональной отзывчивости ( внимание, адекватные характеру музыки мимические и пантомимические реакции)

  • формировать у ребёнка позитивное отношение к себе и окружающим, воспитывать доброту, отзывчивость



2 год обучения.

Блок «Музыка»

Тема: «Музыкальный язык»

Цель:

  • развивать представления детей о связи музыкальных и речевых интонаций, о близости средств выражения речи и музыки /темп, тембр, высота/

  • развивать образное восприятие музыки

Ритм в жизни, природе, искусстве, музыке. Динамика в жизни, природе, искусстве, музыке Темп в жизни, природе, искусстве, музыке.

Тембр в музыке, выразительные возможности тембров человечес­ких голосов.

Слушание и анализ разнообразных произведений русских и зару­бежных композиторов для симфонического оркестра, голоса в сопро­вождении, вокальных и инструментальных ансамблей, отдельных ин­струментов, хора; шумы живой и неживой природы.


Тема: «Жанры в музыке»

Цель:

  • расширять знания детей о музыке

  • развивать музыкальное мышление / осознание эмоционального содержания музыки, выразительного значения языка музыки, жанра и т.д./

  • развивать творческое воображение/образные высказывания о музыке, проявления творческой активности/

Жанры в искусстве, музыкальные жанры, песня.

Романс, серенада, баркарола, баллада.

Танец. Национальные черты танца и танцевальной музыки

Русские народные танцы польские танцы (мазурка полонез краковяк) чешский танец полька венгерский - чардаш

Австрийский танец - вальс

итальянский – тарантелла

норвежский - халлинг

испанские - хабанера, хота

Марши военные (походные парадные) встречные траурные фантастические, спортивные, детские. Связь песни, танца и марша. Программная музыка .Музыка для фортепиано прелюдии, «музыкальные моменты», прелюдии , экспромты ,музыка для фортепиано этюд элегия скерцо юмореска ноктюрн
Тема: «Синтетические жанры»

Цель:

Что такое балет?

Балет как синтетический жанр, появившийся на основе содружества различных видов искусства.

Средства художественного воздействия : декорации, костюмы, свет

Музыка, танец, драматическое и изобразительное искусство в балете

Познакомить с наиболее интересными отрывками из балетов на сказочные сюжеты

Научить пользоваться необходимым набором терминов (соответственно возрастным возможностям) для анализа просмотренных от­рывков.



Что такое опера?

Опера как синтетический жанр, появившийся на основе содружества различных видов искусства. Краткая история оперного ис­кусства. Сформировать представление о том, что опера - это спек­такль, в котором соединились слово, музыка, танец, драматическое и изобразительное искусство. Либретто – литературная основа оперы.

Познакомить с наиболее интересными отрывками из опер русских и зарубежных композиторов. Специфические средства художественного воздействия . Образы, сольное пение (арии), ансамбли , массовые сцены ,хор , декорации, костюмы, свет.
Блок «Музыка для детей»

Тема: «Я и моё окружение»

Цель:


  • Развивать в детях эмоциональную отзывчивость

  • Дать детям представление о том , что музыка , как вид искусства , передаёт настроения и чувства человека , их смену


Тема: «Жизнь ребёнка в искусстве»

Цель:

  • воспитывать любовь и интерес к музыке, развивать музыкальную восприимчивость и эмоциональную отзывчивость

  • накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей и народной музыки , формировать сокровищницу впечатлений / тезаурус/

Музыка великих композиторов для детей и о детях. Мысли ребен­ка, его чувства, настроение, игровые сценки, страшные сказки, мечты нашли отражение в музыкальных произведениях.

«Детский альбом» П. И. Чайковского (24 пьесы для фортепиано). Глубокое проникновение в детскую психологию, в царство детской фантазии способствовало созданию простых и ярких пьес.

Французский композитор Ж. Бизе написал 12 пьес для фортепиа­но в 4 руки «Игры детей». Здесь играют в солдатики (первая пьеса - март - «Труба и барабан»). Потом «Колыбельная» (кукла), а за ней стремительно взвивается «Волчок». В музыке слышно, как его заводят, и он вращается, жужжа.

Другой французский композитор - К. Дебюсси, мастер тонкой му­зыкальной живописи, - создал альбом для фортепиано «Детский уго­лок». В нем 6 пьес. Цикл написан в 1908 г. и посвящен дочери компо­зитора.

В том же году современником К. Дебюсси - Морисом Раве­лем - были написаны 5 пьес для фортепиано в 4 руки «Матуш­ка-гусыня». Автор, подобно чародею, раскрыл двери волшебно­го музыкального замка, в котором обитают герои старых ска­зок.
Тема: «Классики в детской музыке»

Цель:


  • развитие познавательной, творческой активности детей, формирующие у них качества личности

  • помочь ребёнку легко войти в окружающий его музыкальный мир

  • формирование основ музыкальной культуры, а через неё и художественной, и эстетической культуры ребёнка

Д. Шостакович - «Танцы кукол», «Детская тетрадь»;

С. Прокофьев - «Детская музыка»;

Г. Свиридов - «Альбом пьес для детей».

Проведение конкурса «Угадай мелодию».


Блок «Старинная музыка»

Цель:

— познакомить детей с оригинальной музыкой XIII-XVIII веков;

— с помощью синтеза искусств ввести в круг худо­жественных образов той эпохи;

— дать представление о способах музицирования.



Программное содержание:

— научить детей вслушиваться в старинные мело­дии и ритмы;

— помочь услышать красоту тембров лютни, клаве­сина, группы ударных инструментов; научить разли­чать их;

— познакомить с изображениями старинных музы­кальных инструментов на гравюрах, картинах, в ви­деосюжетах;

— познакомить с различными способами исполне­ния музыки
Тема: «Мир знакомств»

1. И.С. БАХ

Цель:

— познакомить детей с музыкой И.С.Баха;

— используя синтез музыки и архитектуры, музыки и живописи, музыки и природы, музыки и пластики, помочь детям воспринять и эмоционально пережить хоральные прелюдии, Токкату, Сицилиану, пьесы для клавесина И.С.Баха.

— познакомить с новым музыкальным инструмен­том — органом.



Программное содержание:

— познакомить с особенностями звучания органа, дать наглядное представление о способе игры на нем, характере исполняемой музыки;

— помочь соотнести одну из страниц творчества И.С. Баха с исполнительством на органе;

— познакомить с конкретными сочинениями И.С.Баха для органа, клавесина, скрипки;

— дать детям представление о таких жанрах, как пре­людия, токката, инвенция;

— используя материалы слайдфильма, видеосюже­тов, раскрыть красоту и величие музыки И.С.Баха.


2.И.ГАЙДН

«СИМФОНИЯ ПРИ СВЕЧАХ»
Цель:

— формирование у детей представления о симфо­ническом оркестре, симфонии;

— закрепление ощущения гармонии искусств (му­зыки и архитектуры, музыки и живописи, музыки и скульптуры).

Программное содержание:

— прослушать «Симфонию при свечах» (№ 45 фа-диез минор) И.Гайдна;

— вспомнить состав симфонического оркестра; струнные музыкальные инструменты (клавесин, лют­ню, скрипку);

— познакомить детей с одной из версий возникно­вения этой симфонии;

— дать возможность услышать исполнение симфо­нии в дворцовом интерьере; показать гармонию соче­тания окружающих предметов искусства (скульптуры, живописи, декоративно-прикладной мелкой пластики) с классической музыкой.
В.А. МОЦАРТ

Цель:

—- познакомить детей с музыкой В.А.Моцарта, дать им возможность почувствовать ее необычайную кра­соту и гармонию;

— способствовать формированию чувства стиля, раз­витию образного мышления и воображения в процес­се восприятия высоких образцов классического искус­ства — музыки В.А.Моцарта и живописи эпохи Воз­рождения.

Программное содержание:

— слушание музыки В.А.Моцарта на занятиях (в кон­цертном исполнении, в записях на аудио- и видеокас­сете) и дома (на переписанной вами аудиокассете);

— знакомство с музыкальными терминами: «увер­тюра», «концерт для инструмента с оркестром»; зак­репление понятий «симфония», «симфонический ор­кестр»;

— анализ контрастных образов увертюры к опере «Волшебная флейта»

(с опорой на либретто), форте­пианных пьес;

— ознакомление детей с менуэтом на примере хоре­ографической миниатюры (видеозапись);

—ознакомление с пластическим решением II части фортепианного

концерта № 21.


Литература:

1. Детство Программа развития и воспитания детей в детском саду В.И.Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А.Ноткина и др. Изд.-2-е - СПБ: Акцидент



1996.
2. Гармония. Программа развития музыкальности у детей дошкольного возраста Тарасова К.В., Нестеренко Т.В. изд. 2-е М.1999.
3. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. О.П.Радынова М.1999.
4 Синтез. Программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств. К.В.Тарасова, Т.Г.Рубан М. 2002.
5. Малыш. Программа В.А. Петровой С.-П. 1999.
6. Курс «Путешествие в прекрасное» О.А. Куревина программа Синтез искусств (образовательная программа «Школа 2100) М. изд. «Баласс» 2001.
7. Музыкальная азбука от .А до Я. Э.Финкельштейн С.-П. изд. «Композитор» 1997
8. Обучение дошкольников на детских музыкальных инструментах. Н.Г.Кононова М. Просвещение 1990,
9. Логоритмические игры в детском саду Методическое пособие, М.Ю.Картушина М. изд. Сфера 2003.
10.Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. – Изд. Феникс-2003г.


Смотрите также:
«Музыкальные игры на развитие образного мышления и памяти» у музыки звуки особые – Поющие, ясные, чистые, Лучистые и бархатистые, Мелодические и музыкальные. Игра
42.36kb.
1 стр.
«Шумы и музыкальные звуки»
97.82kb.
1 стр.
Сосудистые шумы
75.83kb.
1 стр.
Белова Ульяна Александровна Предмет, класс
49.27kb.
1 стр.
Пособие состоит из 4 альбомов: I свистящие звуки II шипящие звуки
223.57kb.
1 стр.
Звуки и буквы Гласные и согласные звуки
161.98kb.
1 стр.
«Фонетика. Орфоэпия» Звуки речи и буквы. Алфавит
192.74kb.
1 стр.
1. «Классикой» называют
22.37kb.
1 стр.
Дифференциация звуков [С] – [C’]. [С] – [C’] Упражнение № Произносить (читать) слоги
92.58kb.
1 стр.
Дифференциация звуков [Ч] – [Щ]. [Ч] – [Щ] Упражнение № Произносить (читать) слоги
43.07kb.
1 стр.
Дифференциация звуков [Ц] [С] [Ц] [С] Упражнение № Произносить (читать) слоги
76.95kb.
1 стр.
I. Организационный момент. Good morning! I’m glad to see you!
28.78kb.
1 стр.