Главная
страница 1
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Московской области

«Международный университет природы, общества и человека «Дубна»

(университет «Дубна»)

Факультет социальных и гуманитарных наук

Кафедра лингвистики

УТВЕРЖДАЮ

проректор по учебной работе
__________________ С.В. Моржухина
«_____»___________20___ г.
Программа дисциплины
! ОСНОВЫ ТЕОРИИ ВТОРОГО ИНОСТРАННОГО (немецкого) ЯЗЫКА

Направление подготовки

035700 Лингвистика
Профиль подготовки

общий
Квалификация (степень) выпускника

бакалавр
Форма обучения

очная
г. Дубна

2013
Автор программы:

Кутепова Н.В., кандидат филол. наук, кафедра лингвистика ______________

(подпись)

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП по направлению и профилю подготовки

035700 «Лингвистика» !

Программа рассмотрена на заседании кафедры лингвистики

Протокол заседания № _____ от «____» ________________ 2013 г.


Заведующий кафедрой ________________ В.В. Морозов

(подпись)


СОГЛАСОВАНО

Декан факультета социальных
и гуманитарных наук ________________ Е. Н. Боклагов

(подпись)

«____» _________ 20___ г.

Рецензент:

Руководитель библиотечной системы __________________ В. Г. Черепанова

(подпись)



Содержание


1. Цели и задачи освоения дисциплины

4

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

4

3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

5

4. Содержание и структура дисциплины

11

4.1 Содержание разделов дисциплины

11

4.2 Структура дисциплины

16

4.3 Разделы дисциплины

16

4.4 Тематика семинарских занятий

28







4.5 Контрольное тестирование

28

5. Образовательные технологии

5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в

аудиторных занятиях


29

29


6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации

30

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

31

7.1 Основная литература

31

7.2 Дополнительная литература

32







7.3 Методические указания к практическим (семинарским) занятиям

32

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

33








1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цель курса: познакомить будущих бакалавров с функциональным подходом к описанию грамматической системы немецкого языка в совокупности образующих ее элементов и связей между ними. Заложить фундаментальные знания о принципах организации системы, структуры и нормы немецкого языка и методах их изучения (дистрибутивном, трансформационном, оппозитивно-компонентном, контекстно-ситуативном). Научить студентов системно-структурному и функциональному подходу к исследованию грамматических явлений немецкого языка, правильному выбору одного из методов лингвистического анализа, его эффективному применению. Сформировать у студентов целостное представление о системе и структуре немецкого языка в функционально-семантическом аспекте, об элементах, составляющих уровни, или подсистемы языка. Выработать систему знаний и навыков, необходимых для анализа конкретных грамматических явлений в функционально-семантическом ключе, то есть с точки зрения их формы, значения и функционирования в высказывании и тексте.
Задачи курса:

  • познакомить студентов с основными методами анализа элементов грамматической системы (морфологии и, частично, синтаксиса и гиперсинтаксиса) немецкого языка.

  • привить студентам навыки научной идентификации частей речи и основы их морфологического и функционально-семантического анализа.

  • активизировать знания практической грамматики и познакомить студентов с новыми грамматическими явлениями, необходимыми для иллюстрации того или иного теоретического положения.

  • привить студентам необходимые навыки в установлении межъязыковых (немецко-русско-английских) сопоставительных параллелей, как в рамках целых подсистем языка, так и в отношении отдельных их элементов.



2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Курс «Теория второго иностранного (немецкого) языка» читается в течение 7 семестра IV курса и имеет в своей основе теоретическую грамматику немецкого языка (морфологию с элементами синтаксиса). Эта дисциплина построена по функционально-семантическому принципу, который позволяет дать «систематическое и единообразное освещение многообразных фактов языка, что имеет существенное значение и в практическом отношении» (Б.А. Абрамов).

Данный курс подключается к серии общих и частных лингвистических дисциплин, изучаемых студентами, и поддерживает междисциплинарные связи с такими курсами, как «Введение в языкознание», «История языкознания», « Практикум по культуре речевого общения второго иностранного (немецкого) языка», «Современный русский язык» и, частично, «Теоретическая грамматика». Принцип преемственности по отношению к первым двум дисциплинам реализуется, в частности в том, что в качестве дополнительной литературы студентам предлагаются учебники, которые уже использовались на первом курсе и продолжают использоваться в 7 семестре (напр., Абрамов Б.А. Теоретическая грамматика немецкого языка. Практический курс). параллельно данному курсу. Это позволяет студентам, во-первых, переосмыслить частично пройденный теоретический материал применительно к немецкому языку, а, во-вторых, получить дополнительный иллюстративный материал для теоретических положений, излагаемых в настоящем курсе.
3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:


- обладать необходимыми знаниями в области практической грамматики, которые он приобретает в курсе «Практикум по культуре речевого общения второго иностранного (немецкого) языка» в 2-6 семестрах;

- иметь определенные знания в области теории языка, полученные в ходе изучения таких дисциплин, как «Ведение в языкознание», «Общее языкознание», «Теоретическая грамматика английского языка »;

- владеть наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач (ОК-6);

- владеть культурой мышления, способен к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи (ОК-7);

- владеть и обладать способностью порождать новые идеи (креативностью), адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт (ОК-16)

- знать способы достижения эквивалентности в переводе и умеет применять адекватные приемы перевода (ПК-12);



Демонстрировать способность и готовность:

- использовать естественнонаучные знания в профессиональной деятельности (ОК-18);

- выявлять источники возникновения конфликтных ситуаций в межкультурной коммуникации, выявлять и устранять причины дискоммуникации в конкретных ситуациях межкультурного взаимодействия (ПК-20).

В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие общекультурные и профессиональные компетенции ООП, реализующей ФГОС ВПО:




  • знать базовые ценности мировой культуры и с готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК-1)

  • владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);

  • уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

  • стремиться к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10);

Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины



знание:

Результат обучения

Компетенция

Образовательная
технология
1

Вид задания

Руководствоваться принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума


ОК-2

Л1, Л2, С1, С2

КТ3

Формулировать какие элементы - в пределах данного уровня - относятся к языку, а какие к речи; как происходит актуализация виртуального знака в речи.

ОК-2

Л2, С2

КТ3

Перечислить основные методы анализа элементов языковой системы (дистрибутивный, трансформационный, оппозитивно-компонентный и контекстно-ситуативный) немецкого языка

ОК-2



С1, С2, С3, C4, C5, C6, C7

КТ3

Дать характеристику

системно-структурному и функционально-семантическому анализу основных частей речи (существительное, глагол, местоимения, детерминативы)



ОК-2


С3, C4, C5, C6, C7, C8

КТ4

Знать культуру и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета;


ОК-1, 13, 14, 19


ПЗ1-14

КТ1

Знать основные способы словообразования

ОК-5, 6, 14, 17

ПЗ9-17

КТ4


понимание:

Результат обучения

Компетенция

Образовательная
технология


Вид задания

Анализировать конкретные грамматические явления (морфемы, лексемы, словосочетания, предложения, СФЕ) посредством методов; научной идентификации частей речи (в связи с теорией актуализации и актуализаторов); системно-структурного и функционально-семантического анализа основных частей речи (существительное, глагол, местоимения, детерминативы); установления межъязыковых (немецко-русско-английских) сопоставительных параллелей, как в рамках целых подсистем языка, так и в отношении отдельных их элементов

ОК-2

С1-С15

КТ4


умение:

Результат обучения

Компетенция

Образовательная
технология


Вид задания

Ориентироваться в таких методах анализа элементов языковой системы, как дистрибутивный, трансформационный, оппозитивно-компонентный и контекстно-ситуативный, и применять их к анализу конкретного грамматического явления

ПК-6

С2, С3, C4, C5, C6, C7, C8

разбор методов

Структурировать и интегрировать знания из различных областей профессиональной деятельности и обладает способностью их творческого использования и развития в ходе решения профессиональных задач


ПК-34

C 2–8

КТ

Демонстрировать уверенность в себе


ОК-1, 10

ПК-6


Все практические занятия

КТ, экзамен

Демонстрировать способность устного и письменного выражения мыслей на немецком языке

ОК-6, 14, 19


Все практические занятия

Экзамен

Проявлять инициативность

ОК-10, 13

ПК-6


Все практические занятия

Л, С, КТ, экзамен

Демонстрировать умение находить информацию из различных источников


ОК-5, 17, 18


Все практические занятия

С


применение:

Результат обучения

Компетенция

Образовательная
технология


Вид задания

Применять полученные теоретические знания к анализу грамматического материала, изучаемого в рамках курса практики немецкого языка

ОК-2

С 3–8

КТ4

Устанавливать межъязыковые (немецко-русско-английские ) сопоставительные параллели, как в рамках целых подсистем языка, так и в отношении отдельных их элементов

ОК-2

С 2–8

КТ3


анализ:

Результат обучения

Компетенция

Образовательная
технология


Вид задания

Анализировать и

иметь представление об особенностях науки как вида духовной деятельности человека, месте лингвистики в кругу других наук, взаимных связях лингвистики и философии, логики, психологии


ПК-58

С 3–8

КТ4

Анализировать о современной научной парадигме, иметь системное представление о динамике развития избранной области научной и профессиональной деятельности


ПК-31

С 3–8

КТ4

Перерабатывать большие объемы информации и вычленять главное (анализ информации);

ОК-13

ПК-10



Все практические занятия

Экзамен


синтез:

Результат обучения

Компетенция

Образовательная
технология


Вид задания

Используя полученные знания, объяснять и устанавливать межъязыковые (немецко-русско-английские ) сопоставительные параллели, как в рамках целых подсистем языка, так и в отношении отдельных их элементов

ОК-2

С8

С, Экзамен



Оценка:

Результат обучения

Компетенция

Образовательная технология

Вид задания

Оценивать логическую связность и аргументированность высказывания по заданной теме на английском языке

ОК-5, 14

ПК-6



Все практические занятия

С, Экзамен


4. Содержание и структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 зачетных единицы, из них  72 часа аудиторной нагрузки.


4.1 Содержание разделов дисциплины

№ раздела

Наименование
раздела

Содержание раздела

Форма
текущего
контроля

1

Формы существования языка.

Введение в историю немецкого языка.



Диалекты. Современная лексика. Заимствования. Неологизмы. Германизмы. Процесс нормирования в области грамматики, правописания, словарного состава. Принцип историзма: язык как динамичная система, непрерывность языкового развития. Язык как естественная система. Движущие силы языкового развития. Связь истории языка и истории народа. История слов “Deutsch” и “Muttersprache” как отражение этапов формирования и национального самосознания.



опрос на семинаре

2

Краткая характеристика языка древневерхненемецкого периода.

Формы существования, фонологическая система, словарный состав, грамматический строй. Важнейшие звуковые соответствия в вокализме древневерхненемецкого и современного немецкого языков. «Песнь о Людвиге».

Явление второго передвижения согласных, ингвеонизмы. «Песнь о Хильтибранте». Второе передвижение согласных в современном немецком языке в сопоставлении с нижненемецкими диалектами и другими германскими языками.

Основные особенности словоизменения в древневерхненемецком на примере глагола и существительного: многообразие морфологических классов, относительная бедность системы грамматических форм.

Наиболее крупные морфологические типы глаголов: сильные, слабые, неправильные. Слабое спряжение – инновация германских языков, гипотеза происхождения. Сильное спряжение. Типы аблаута, механизм возникновения своеобразия классов сильных глаголов.

Относительная устойчивость морфологических характеристик слова, изменения сильных глаголов в современном немецком языке в сопоставлении с другими германскими языками. Высокая степень спаянности фонологического и морфологического уровней. Морфологические явления в современном глагольном словоизменении.

Основные особенности словоизменения существительных древневерхненемецкого, слитное выражение значения числа и падежа.

Состав грамматических категорий глагола и существительного в древневерхненемецком в сопоставлении с современным состоянием.


опрос на семинаре

3

Краткая характеристика языка средневерхненемецкого периода.

Формы – существования, фонологическая система, словарный состав, грамматический строй.

«Песнь о Нибелунгах». Новые фонемы, развитие умлаута как грамматического средства. Редукция безударных гласных как благоприятное условие для реализации тенденции к устранению избыточной маркированности.

Упрощение и унификация формообразования.

Становление современной системы склонения существительных и типов образования множественного числа. Историческое объяснение типов образования множественного числа в современном немецком языке.

Унификация спряжения глаголов. Историческое объяснение параллельных форм претерита конъюнктива в современном немецком языке.

Становление категории времени, развитие аналитических временных форм глагола на основе синтаксических словосочетаний.

Формирование категории предшествования. Этапы становления системы временных форм, нейтральной в видовом отношении.

Средства выражения аспектуальности в современном немецком языке.

Становление категории определенности/неопределенности существительного. Развитие группы существительного. Тенденции к монофлексии.


опрос на семинаре

4

Краткая характеристика языка ранненововерхненемецкого периода.

Формы существования, фонологическая система, словарный состав, грамматический строй. Восточные диалекты средневерхненемецкого как основа общенационального немецкого языка.

Становление категории будущего времени. Развитие форм будущего времени на основе синтаксических словосочетаний, взаимодействие конкурирующих моделей в разные периоды истории немецкого языка.

Способы передачи смысла будущего времени в современном немецком языке: конкуренция форм «презенс», «футурум I», «футурум II», «перфект» в современном немецком языке. Перфект как «универсальная» форма выражения предшествования в современном немецком языке.

Становление категории наклонения: хронологические рамки развития системы времен и наклонений в истории немецкого языка.

Подсистема форм конъюнктива: исходное состояние основных сфер употребления конъюнктива (оптатив, ирреалис, комментатив).

Процесс содержательной дифференциации наличествовавших и нарождавшихся форм конъюнктива как формирование временных и модальных оппозиций.

Выделение сферы ирреалиса, становление современных временных отношений в сфере абсолютного употребления форм претерита и плюсквамперфекта конъюнктива.

Зарождения форм кондиционалиса в косвенной речи, развитие нереальных условных периодов, обособление форм кондиционалиса от влияния синтаксических условий, употребление в независимом предложении, переход в сферу ирреалиса. Формы кондиционалиса как свидетельство относительного размежевания форм времени и наклонения.

Развитие сферы косвенной речи (комментатива), причины параллелизма в употреблении презентных и претериальных форм конъюнктива в современном немецком языке.

Становление структуры простого предложения: развитие двусоставного предложения, рамочной конструкции, категории отрицания.

Нововерхненемецкий период: формы существования немецкого языка, процесс нормирования в области грамматики, правописания, словарного состава.

Нормирование как основа для теоретического изучения грамматического строя немецкого языка. Грамматическая теория как результат исторического развития науки о языке.




опрос на семинаре

5

Словообразование.

Характеристика основных способов и средств словообразования.



Слово и морфема. Три аспекта слова. Проблема отдельности слова. Особенности слова в немецком языке.

Морфемика. Виды морфем, классификация аффиксов.

Особенности немецкой морфологической системы. Структура словоформ в немецком языке. Понятие избыточной маркированности. Тенденция к устранению избыточной маркированности. Тенденция к устранению недостаточной информированности словоформ.

Историческая обусловленность и тенденции развития маркеров на диалектном материале и на примере современного литературного языка.




опрос на семинаре

6

Части речи в немецком языке

Суффиксация. Словосложение. Конверсия.

Общая характеристика и критерии классификации. Парадигматика частей речи. Семантическая классификация в нескольких версиях. Морфологическая классификация. Синтаксическая классификация – диагностические рамки. Комплексная классификация. Сравнительный анализ критериев и принципов классификаций.




опрос на семинаре


7

Глагол.

Виды классификаций. Семантико-структурные классы. Инфинитив. Партицип. Герундив.

Категория времени: определение, система оппозиций.

Понятие грамматической многозначности на примере временных форм. Компонентный анализ. Парадигматическое и синтагматические значения форм. Виды контекста. Нейтрализация грамматических оппозиций, фоновые семы.

Системная синонимия претерита и перфекта как проявление вариативности.

Понятие грамматико-семантического поля на примере временных форм. Категория модальности: определение, типы модальных отношений.

Систематизация средств передачи субъективной внешней модальности в рамках грамматико-лексического поля предположения.

Категория наклонения как основное средство формального выражения внешней объективной модальности. Система оппозиций внутри категории наклонения, в современном немецком языке. Место императива и комментатива. Оппозиция «реалис/ирреалис». Взаимодействие синтаксиса и морфологии.

Категория залога: поиски определения (семантический, синтаксический, семантико-синтаксический подходы). Проблема «собственного» значения залоговых форм.




опрос на семинаре


8

Имя существительное

Общая характеристика; аспекты изучения. Семантико-структурные классы. Категория рода. Категория числа. Категория падежа. Категория определенности/ неопределенности.

  • Имена нарицательные и собственные

  • Конкретные и абстрактные

  • Предметные, вещественные, собирательные

  • Исчисляемые/неисчисляемые

  • Одушевленные/неодушевленные

  • Pluraliatantum, Singulariatantum




опрос на семинаре


9

Имя прилагательное

Общая характеристика. Семантико-структурные классы. Основные грамматические категории.


опрос на семинаре


10

Синтаксис

Предложение как единица речи: категория предикативности, категория референции. Предложение как единица языка. Парадигма предложения. Подходы к моделированию предложения: понятие валентности, учет семантики и структуры предложения.


опрос на семинаре




4.2 Структура дисциплины

Вид работы

Трудоемкость, часов

7 семестр

Общая трудоемкость

144

Аудиторные занятия:

72

Лекции

36

из них в интерактивной форме

-

Семинары

36

из них в интерактивной форме

8

Самостоятельная работа:

18

Самоподготовка




Вид промежуточного
контроля: экзамен


54


4.3 Разделы дисциплины



Тема (раздел) дисциплины

Неделя
семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов
и трудоемкость (в часах)

Формы текущего
контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной

аттестации
(по семестрам)


Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

1

Формы существования языка.

Диалекты. Современная лексика. Заимствования. Неологизмы. Германизмы. Процесс нормирования в области грамматики, правописания, словарного состава.




1-2

2

2

1

опрос на семинаре

2

Введение в историю немецкого языка.

Принцип историзма: язык как динамичная система, непрерывность языкового развития. Язык как естественная система. Движущие силы языкового развития. Связь истории языка и истории народа. История слов “Deutsch” и “Muttersprache” как отражение этапов формирования и национального самосознания.




1-2

3

3

2

опрос на семинаре

3

Краткая характеристика языка древневерхненемецкого периода.

Формы существования, фонологическая система, словарный состав, грамматический строй. Важнейшие звуковые соответствия в вокализме древневерхненемецкого и современного немецкого языков. «Песнь о Людвиге».

Явление второго передвижения согласных, ингвеонизмы. «Песнь о Хильтибранте». Второе передвижение согласных в современном немецком языке в сопоставлении с нижненемецкими диалектами и другими германскими языками.

Основные особенности словоизменения в древневерхненемецком на примере глагола и существительного: многообразие морфологических классов, относительная бедность системы грамматических форм.

Наиболее крупные морфологические типы глаголов: сильные, слабые, неправильные. Слабое спряжение – инновация германских языков, гипотеза происхождения. Сильное спряжение. Типы аблаута, механизм возникновения своеобразия классов сильных глаголов.


1-2

3

3

2

опрос на семинаре

4

Краткая характеристика языка древневерхненемецкого периода. Относительная устойчивость морфологических характеристик слова, изменения сильных глаголов в современном немецком языке в сопоставлении с другими германскими языками. Высокая степень спаянности фонологического и морфологического уровней. Морфологические явления в современном глагольном словоизменении.

Основные особенности словоизменения существительных древневерхненемецкого, слитное выражение значения числа и падежа.

Состав грамматических категорий глагола и существительного в древневерхненемецком в сопоставлении с современным состоянием.



3-4

3

3

2

опрос на семинаре

5

Краткая характеристика языка средневерхненемецкого периода.

Формы – существования, фонологическая система, словарный состав, грамматический строй.

«Песнь о Нибелунгах». Новые фонемы, развитие умлаута как грамматического средства. Редукция безударных гласных как благоприятное условие для реализации тенденции к устранению избыточной маркированности.

Упрощение и унификация формообразования.

Становление современной системы склонения существительных и типов образования множественного числа. Историческое объяснение типов образования множественного числа в современном немецком языке.

Унификация спряжения глаголов. Историческое объяснение параллельных форм претерита конъюнктива в современном немецком языке.




5-6

3

3

1

опрос на семинаре


6

Краткая характеристика языка средневерхненемецкого периода.

Становление категории времени, развитие аналитических временных форм глагола на основе синтаксических словосочетаний.

Формирование категории предшествования. Этапы становления системы временных форм, нейтральной в видовом отношении.

Средства выражения аспектуальности в современном немецком языке.

Становление категории определенности/неопределенности существительного. Развитие группы существительного. Тенденции к монофлексии.


7-8

3

3

1

опрос на семинаре

7

Краткая характеристика языка ранненововерхненемецкого периода.

Формы существования, фонологическая система, словарный состав, грамматический строй. Восточные диалекты средневерхненемецкого как основа общенационального немецкого языка.

Становление категории будущего времени. Развитие форм будущего времени на основе синтаксических словосочетаний, взаимодействие конкурирующих моделей в разные периоды истории немецкого языка.

Способы передачи смысла будущего времени в современном немецком языке: конкуренция форм «презенс», «футурум I», «футурум II», «перфект» в современном немецком языке. Перфект как «универсальная» форма выражения предшествования в современном немецком языке.

Становление категории наклонения: хронологические рамки развития системы времен и наклонений в истории немецкого языка.

Подсистема форм конъюнктива: исходное состояние основных сфер употребления конъюнктива (оптатив, ирреалис, комментатив).

Процесс содержательной дифференциации наличествовавших и нарождавшихся форм конъюнктива как формирование временных и модальных оппозиций.

Выделение сферы ирреалиса, становление современных временных отношений в сфере абсолютного употребления форм претерита и плюсквамперфекта конъюнктива.




7-8

3

3

1

опрос на семинаре

8

Краткая характеристика языка ранненововерхненемецкого периода.

Зарождения форм кондиционалиса в косвенной речи, развитие нереальных условных периодов, обособление форм кондиционалиса от влияния синтаксических условий, употребление в независимом предложении, переход в сферу ирреалиса. Формы кондиционалиса как свидетельство относительного размежевания форм времени и наклонения.

Развитие сферы косвенной речи (комментатива), причины параллелизма в употреблении презентных и претериальных форм конъюнктива в современном немецком языке.

Становление структуры простого предложения: развитие двусоставного предложения, рамочной конструкции, категории отрицания.

Нововерхненемецкий период: формы существования немецкого языка, процесс нормирования в области грамматики, правописания, словарного состава.


9-10

2

2

1

опрос на семинаре

9

Словообразование.

Слово и морфема. Три аспекта слова. Проблема отдельности слова. Особенности слова в немецком языке.

Морфемика. Виды морфем, классификация аффиксов.

Особенности немецкой морфологической системы. Структура словоформ в немецком языке. Понятие избыточной маркированности. Тенденция к устранению избыточной маркированности. Тенденция к устранению недостаточной информированности словоформ.

Историческая обусловленность и тенденции развития маркеров на диалектном материале и на примере современного литературного языка.


9-10

2

2

1

опрос на семинаре

10

Характеристика основных способов и средств словообразования.

Суффиксация. Словосложение. Конверсия.




11-12

2

2

1

опрос на семинаре

11

Части речи в немецком языке.

Общая характеристика и критерии классификации. Парадигматика частей речи. Семантическая классификация в нескольких версиях. Морфологическая классификация. Синтаксическая классификация – диагностические рамки. Комплексная классификация. Сравнительный анализ критериев и принципов классификаций.




13-14

2

2

1

опрос на семинаре

12

Глагол.

Виды классификаций. Семантико-структурные классы. Инфинитив. Партицип. Герундив.

Категория времени: определение, система оппозиций.

Понятие грамматической многозначности на примере временных форм. Компонентный анализ. Парадигматическое и синтагматические значения форм. Виды контекста. Нейтрализация грамматических оппозиций, фоновые семы.

Системная синонимия претерита и перфекта как проявление вариативности.

Понятие грамматико-семантического поля на примере временных форм. Категория модальности: определение, типы модальных отношений.

Систематизация средств передачи субъективной внешней модальности в рамках грамматико-лексического поля предположения.

Категория наклонения как основное средство формального выражения внешней объективной модальности. Система оппозиций внутри категории наклонения, в современном немецком языке.

Категория залога: поиски определения (семантический, синтаксический, семантико-синтаксический подходы). Проблема «собственного» значения залоговых форм.


13-14

2

2

1

опрос на семинаре

13

Имя существительное.

Общая характеристика; аспекты изучения. Семантико-структурные классы. Категория рода. Категория числа. Категория падежа. Категория определенности/ неопределенности.



  • Имена нарицательные и собственные

  • Конкретные и абстрактные

  • Предметные, вещественные, собирательные

  • Исчисляемые/неисчисляемые

  • Одушевленные/неодушевленные

  • Pluraliatantum, Singulariatantum




15-16

2

2

1

опрос на семинаре

14

Имя прилагательное.

Общая характеристика. Семантико-структурные классы. Основные грамматические категории.




15-16

2

2

1

опрос на семинаре

15

Синтаксис.

Предложение как единица речи: категория предикативности, категория референции. Предложение как единица языка. Парадигма предложения. Подходы к моделированию предложения: понятие валентности, учет семантики и структуры предложения.




16-18

2

2

1

опрос на семинаре, контрольное тестирование по курсу




ВСЕГО




36

36

18






4.4 Тематика семинарских занятий



Тема семинарского занятия

Неделя

С1

Формы существования языка.

Введение в историю немецкого языка.



2

С2,3

Краткая характеристика языка древневерхненемецкого периода.

4

С4,5

Краткая характеристика языка средневерхненемецкого периода.

6

С6,7

Краткая характеристика языка ранненововерхненемецкого периода.

8

С8,9

Словообразование.

Характеристика основных способов и средств словообразования.



10

С10,11

Части речи в немецком языке.

12

С12,13

Глагол.

14

С14,15

Имя существительное.

16

4.5 Контрольное тестирование



Тема работы

неделя

КТ 1

Краткая характеристика древневерхненемецкого периода

4

КТ 2

Краткая характеристика языка средневерхненемецкого периода

6

КТ 3

Краткая характеристика языка ранненововерхненемецкого периода.

8

КТ 4

Словообразование. Части речи в немецком языке.

16


5. Образовательные технологии

В учебном процессе, помимо чтения лекций, которые составляют 50% аудиторных занятий, широко используются активные и интерактивные формы обучения. В сочетании с внеаудиторной работой это способствует формированию и развитию профессиональных навыков обучающихся.

В учебном процессе широко используются активные и интерактивные формы обучения. В сочетании с внеаудиторной работой это способствует формированию и развитию профессиональных навыков обучающихся.

При обучении иностранному языку используется интегрированный подход, который предусматривает различное сочетание подходов внутри одной программы. Это позволяет совмещать коммуникативный и тематический подходы, что дает возможность в короткие сроки получить базовые знания, одновременно отрабатывая их на профессиональной лексике. Так, коммуникативный подход направлен на развитие в первую очередь разговорных навыков и навыков восприятия речи на слух. Работа на занятии организуется в парном и групповом режимах. Слушателям предлагаются игровые ситуации, актуальные темы для обсуждения, аутентичные материалы для чтения и прослушивания. Тематический подход к обучению заключается в том, что слушатель совершенствует свои языковые навыки на базе текстов, лексики и грамматики на определенную тему.

Перечень обязательных видов работы студента:

Перечень обязательных видов работы студента:


  • посещение практических занятий;

  • ответы на теоретические вопросы на занятии;

  • выполнение практических заданий на занятиях;

  • выполнение тестов;

  • выполнение домашних работ;

Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях



5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях

Семестр

Вид занятия

(Л, ПЗ, ЛР)



Используемые интерактивные
образовательные технологии

Количество

часов


7

Л







ПЗ

  • перевод древних памятников на современный немецкий язык;

  • разбор конкретных языковых ситуаций;

  • выполнение практических упражнений по грамматике немецкого языка

8

ЛР







Итого:

8


6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Методика формирования результирующей оценки:

Методика формирования результирующей оценки базируется на учете результатов по пятибалльной шкале всех видов контроля. Результирующая средняя оценка корректируется результатами текущего контроля на семинарских занятиях, результатами промежуточного контроля, посещаемостью. С этой оценкой студент выходит на итоговый контроль в форме экзамена по всему курсу. На экзамене даются два задания: 1. Выступить с ответом по вопросу по истории немецкого языка; 2. Выступить с ответом по вопросу по теоретической грамматике немецкого языка; 3. Практическая часть: выполнить упражнение по грамматике немецкого языка, соответствующее первому или второму вопросу в билете. Экзамен проводится в устной форме. Преподаватель, по мере необходимости, задает дополнительные вопросы. Результирующая оценка выставляется на основе подсчета среднеарифметического результата совокупности всех форм контроля.



Для экзамена:

Студент должен выполнить все виды текущего и промежуточного контроля, учитывается также посещаемость занятий.



Посещаемость занятий:

Студент должен посещать все занятия в рамках данного курса. Студент, пропустивший мероприятия по текущему контролю успеваемости по уважительной причине, должен предъявить преподавателю оправдательные документы (медицинскую справку, повестку в военкомат, повестку в суд и др.), которые учитываются при подведении итогов текущего контроля успеваемости.



Перечень контрольных вопросов, выносимых на экзамен (7 семестр)



  1. Глагол. Категория времени. Абсолютное и относительное употребление времен в немецком языке.

  2. Глагол. Общая характеристика. Морфологическая, семантическая, синтаксическая классификация глагола в немецком языке.

  3. Глагол. Характеристика наклонений в немецком языке.

  4. Древневерхненемецкий период. Второе передвижение согласных. Словоизменения на примере глагола, существительного.

  5. Имя прилагательное. Грамматические категории имен прилагательных в немецком языке.

  6. Имя прилагательное. Семантико-структурные классы имен прилагательных в немецком языке.

  7. Имя существительное в немецком языке. Категория рода, числа, падежа.

  8. Имя существительное как грамматический класс. Семантико-структурные классы имен существительных. Pluraliatantum, Singulariatantum.

  9. История немецкого языка. Критерии периодизации. Характеристика языка древневерхненемецкого периода.

  10. Особенности немецкой морфологической системы. Характеристика основных способов и средств словообразования.

  11. Синтаксис. Модели предложений в немецком предложении.

  12. Синтаксис. Парадигма предложения в немецком языке.

  13. Синтаксис. Семантика предложения. Категория предикативности.

  14. Синтаксис. Сложное предложение. Parataxe. Hypotaxe.

  15. Современная лексика немецкого языка. Заимствования. Неологизмы.

  16. Средневерхненемецкий период. Становление современной системы склонения существительных и типов образования множественного числа. Становление категории времени.

  17. Суффиксация. Словосложение. Конверсия в немецком языке.

  18. Формы существования языка. Диалекты немецкого языка.

  19. Характеристика ранненововерхненемецкого периода. Становление категории будущего времени, категории наклонения.

  20. Характеристика языка средневерхненемецкого периода. Развитие умлаута как грамматического средства.

  21. Части речи в немецком языке. Проблема классификации.

Примеры вопросов для текущего контроля
Дайте краткую характеристику языка древневерхненемецкого, средневерхненемецкого, ранненововерхненемецкого и нововерхненемецкого периодов:

  1. временной период

  2. формы существования, фонологическая система, словарный состав, грамматический строй

  3. диалекты данных периодов

  4. происхождение слова «deutsch» (двн. период)

  5. литературные памятники данных периодов

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

7.1 Основная литература
1. Абрамов. Б.А. Теоретическая грамматика немецкого языка. М., 1999.

2. Бах А. История немецкого языка М., 2011.


7.2 Дополнительная литература


  1. Бергер Д. Грамматические трудности немецкого языка. С-Пб.,1996.

  2. Гулыга Е.В., Шендельс Е.И. Грамматико-лексические поля в современном немецком языке. М., 1969.

  3. Жирмунский В.М. Немецкая диалектология. М., 1956.

  4. Москальская О.И. Грамматика текста. М., 1981.

  5. Москальская О.И. Грамматика немецкого текста. Теоретический курс. М., 1956.

  6. Ревзин И.И. Структура немецкого языка. М., 2009.

  7. Чемоданов Н.С. Хрестоматия по истории немецкого языка. М., 1978.

  8. Moltschanova I. Schwerpunkte der deutschen Grammatik in Uebungen. М., 1983.

  9. Moskalskaja O.I. Grammatik der deutschen Gegenwartssprache. М., 1983.

  10. Moskalskaja O.I. Deutsche Sprachgeschichte.М., 1985.

  11. Schendels. E. Deutsche Grammatik. Morphologie. Syntax. Text.М., 1988.

  12. Sinder L.R., Stroewa T.V. Einfuehrung in das Studium der deutschen Sprachgeschichte: Практикум по истории немецкого языка. L., 1977.

  13. Касевич В.Б. Элементы общей лингвистики. М., 1977.

  14. Москвальская О.И. Проблемы системного описания синтаксиса. М., 1974.

  15. Хрестоматия по теоретической грамматике немецкого языка. Л., 1979.

  16. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.


7.3 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Рабочей программой дисциплины «Основы теории второго иностранного (немецкого) языка » для студентов 4 курса по специальности 035700 «Лингвистика» предусмотрена самостоятельная работа в объеме 18 часов на четвертом курсе.

Самостоятельная работа проводится с целью углубления знаний по дисциплине и предусматривает:

- изучение отдельных разделов тем дисциплины

- чтение студентами рекомендованной литературы и усвоение теоретического материала дисциплины;

- подготовку к практическим занятиям;

- подготовку к различным формам контроля.

Программой дисциплины предусмотрено написание промежуточных тестов.

Планирование времени на самостоятельную работу, необходимого на изучение настоящей дисциплины, студентам лучше всего осуществлять на весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Материал, законспектированный на практических занятиях, необходимо регулярно дополнять сведениями из литературных источников, представленных в рабочей программе.


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО

1 Л – лекция, С – семинар, КР – контрольная работа, КТ – контрольное тестирование


Смотрите также:
Программа дисциплины ! Основы теории второго иностранного (немецкого) языка направление подготовки
327.6kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины история и культура стран первого иностранного языка направление подготовки 035700 лингвистика
320.59kb.
1 стр.
Программа кружка немецкого языка
162.28kb.
1 стр.
Программа дисциплины этнология стран европы направление подготовки: 032000. 62 Зарубежное регионоведение
861.29kb.
4 стр.
Программа дисциплины дс. Р. 01. Практический курс иностранного языка цели и задачи дисциплины
207.95kb.
1 стр.
Программа дисциплины практический курс второго иностранного
439.04kb.
1 стр.
Программа дисциплины практический курс второго иностранного
439.47kb.
1 стр.
Программа дисциплины дпп. Ддс. 01. Практический курс иностранного языка цели и задачи дисциплины
240.34kb.
1 стр.
Программа дисциплины ! Основы теории перевода направление подготовки 035700 Лингвистика Профиль подготовки
446.08kb.
2 стр.
Рабочая программа дисциплины (модуля) (фрагменты) Английский язык Направление подготовки
299.87kb.
3 стр.
Направление подготовки 050100 – Педагогическое образование Профиль подготовки
16.97kb.
1 стр.
Программа соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта Кондакова Е. А., 2006 цели и задачи курса
493.25kb.
4 стр.