Главная
страница 1страница 2 ... страница 12страница 13
СОДЕРЖАНИЕ


I.

Целевой раздел




1.

Пояснительная записка…………………………………………………...

2

1.1.

Введение…………………………………………………………………....

2

1.2.

Цели и задачи реализации ООП НОО……………………………...….....

3

1.3.

Принципы и подходы к формированию ООП НОО…………………….

6

1.4.

Состав участников образовательного процесса……………………........

7

1.5.

Общие подходы к организации внеурочной деятельности……………..

8

2.

Планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО……….

8

3.

Система оценки достижений планируемых результатов освоения

обучающимися ООП НОО………………………………………………...


13


II.

Содержательный раздел




1.

Программа формирования УУД…………………………………………..

47

2.

Программы отдельных учебных предметов и курсов…………………...

69

3.

Программа духовно-нравственного воспитания………………………...

72

4.

Программа формирования экологической культуры, здорового и

безопасного образа жизни………………………………………………...


94


5.

Программа коррекционной работы………………………………………

103

III.

Организационный раздел




1.

Учебный план……………………………………………………………..

111

2.

План внеурочной деятельности………………………………………….

118

3.

Система условий реализации ООП в соответствии с требованиями

Стандарта…………………………………………………………………..


122




I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Введение
Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6» (далее – МБОУ «СОШ № 6») разработана педагогическим коллективом в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.09 №373), с учетом рекомендаций Примерной программы образовательного учреждения, особенностей МБОУ «СОШ № 6», образовательных потребностей и запросов обучающихся, на основе анализа деятельности образовательного учреждения, а также концептуальных положений учебно-методических комплексов (далее – УМК) «Начальная школа XXI века», «Перспективная начальная школа», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования.

Актуальность программы определяют высокие темпы обновления научных знаний и технологий. Сегодня необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно обновлять знания и умения, которые обеспечивают готовность осваивать требования основного и среднего образования. Начальное общее образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребенка, для которого умение учиться означает учиться познавать и преобразовывать мир, осознавать и решать проблемы, учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.

Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования. Она представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим определенное направление деятельности МБОУ «СОШ № 6».Образовательная программа обеспечивает жизнедеятельность, функционирование и развитие МБОУ «СОШ № 6»в соответствии с основными принципами государственной политики РФ в области образования, изложенными в Законе Российской Федерации «Об образовании». А именно:

- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

- единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

- обеспечение условий для самоопределения личности, для ее самореализации, творческого развития;

- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
В соответствии с требованиями ФГОС  Образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ № 6» содержит следующие разделы:

- пояснительная записка;

- планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования на основе ФГОС и учебных программ и система их оценки;

- учебный план и внеурочная деятельность образовательного учреждения;

- программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования на основе ФГОС и с учетом реализуемых педагогических технологий;

- программы отдельных учебных предметов, курсов;

- программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

- программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

- программа коррекционной работы.
Все компоненты образовательной программы разработаны на основе ФГОС и с учетом содержания УМК, используемых на начальной ступени образования: «Перспективная начальная школа», «Начальная школа XXI века».
1.2. Цели и задачи реализации Основной образовательной программы, конкретизированные в соответствии с требованиями

Стандарта к результатам образования.
Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6» раскрывает изменения, которые произойдут на первой ступени школьного образования в МБОУ «СОШ № 6» в соответствии со Стандартом второго поколения (2009 г.). Эти изменения касаются приоритетных целей образования, принципов построения образовательного процесса, особенностей организации учебного дня младшего школьника.

Образовательное учреждение берёт на себя следующие обязательства по выполнению задач, поставленных в Стандарте нового поколения: «Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся».

С учетом условий работы образовательного учреждения, приоритетных направлений образовательной деятельности и специфики средств обучения (школа работает по системе учебников «Перспективная начальная школа», «Начальная школа XXI века») в данном документе раскрываются цели, принципы и подходы к отбору содержания, организации педагогического процесса, а также характеризуется учебный план начальной школы.

Цели образования, поставленные Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 6», отвечают на вопрос: «Что изменится в личности школьника в результате начального образования, чем он принципиально будет отличаться от себя самого, начавшего обучение в школе?».

МБОУ «СОШ № 6» осуществляет деятельность по реализации следующих целей образования:

1. Обеспечение возможностей для получения качественного начального общего образования.

Эта цель реализуется двумя путями:

- дифференциацией обучения и коррекционно-развивающей деятельностью учителя. Для этого используется диагностика и специальная методика оценки, разработанная авторами системы учебников «Перспективная начальная школа», «Начальная школа XXI века»;

- организацией внеурочной деятельности, представленной системой программ с учетом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей.



2. Развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы.

Интеллектуальное развитие младшего школьника предполагает:

- сформированное умение использовать знания в нестандартной ситуации, в условиях выбора и наличия ошибки; самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств решения учебной задачи;

- умение добывать знания; развитые метапредметные действия, обеспечивающие поиск информации и адекватную поставленной учебной задаче работу с ней;

- осознание своего незнания, умение найти допущенную ошибку и исправить её, сравнивать полученные результаты с целью учебной задачи;

- изменения, происходящие в мыслительной деятельности учащихся, - целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.); а также в возрастном уровне развития мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов;

- сформированность универсальных учебных действий как предпосылку для развития достаточного уровня общеучебных умений.

Духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире. Эта сторона деятельности образовательного учреждения реализуется в процессе изучения учебных предметов «Литературное чтение», «Русский язык», «Окружающий мир».



3. Сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонациональной России.

Особое внимание уделяется формированию к культуре различных народов, воспитание культуры взаимоотношений и толерантности. Реализация данной цели обеспечивается в процессе изучения русского языка, литературного чтения, основ религиозных культур и светской этики.

Вклад в решение этих задач осуществляется и во внеурочной деятельности: на классных часах, на очных и заочных экскурсиях, в курсе «Праздники, традиции и ремёсла народов России».

4. Сохранение здоровья, поддержка индивидуального развития, формирование правил здорового образа жизни.

Реализация этой цели обеспечивается системой оздоровительных мероприятий, проводимых в образовательном учреждении: уроки двигательной активности, Дни здоровья, правильная организация проведения урока, не допускающая переутомления учащихся, - проведение игр, физкультминутка, релаксационные упражнения в специально оборудованном помещении. В рамках внеурочной деятельности предусматривается цикл занятий «Я – пешеход и пассажир», «Подвижные игры», «Валеология».



5. Формирование учебной деятельности школьника.

Эта цель образовательного процесса в МБОУ «СОШ № 6» достигается с помощью использования средств обучения в системе «Начальная школа XXI века», «Перспективная начальная школа», специально направленных на формирование компонентов учебной деятельности. Её сформированность предполагает:

- умение учиться («умею себя учить»);

- наличие развитых познавательных интересов («люблю учиться, всё интересно»);

- внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»);

- элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность»).

В образовательном учреждении пересмотрена система контролирующей и оценочной деятельности учителя, определена его приоритетная цель – формирование самоконтроля и самооценки ученика.

1.3. Принципы и подходы к формированию

Образовательной программы
Процесс перестройки образовательного процесса в МБОУ «СОШ № 6» подчиняется следующим принципам.
1. Личностно ориентированное обучение предполагает:

- сохранность и поддержку индивидуальности ребёнка;

- предоставление возможности каждому ребёнку работать в присущем ему темпе; создание условий для обязательной успешной деятельности;

- обучение в зоне «ближайшего развития»;

-обеспечение своевременной помощи каждому ребёнку при возникновении трудностей обучения;

- создание условий для реализации творческих возможностей школьника.


2. Природосообразность обучения рассматривается учительским коллективом как соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста, обеспечение помощи учащимся, которые испытывают трудности в обучении; создание условий для роста творческого потенциала, успешного развития одаренных детей. Кроме того, определяется мера трудности содержания образования для каждого ученика с учётом темпа его продвижения в освоении знаний, умений и универсальных действий, уровня актуального психического развития и этапа обучения.
3. Принцип педоцентризма предполагает отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям детей определённого возрастного этапа развития, знаний, умений, универсальных действий, актуальных для младших школьников. При этом учитывается необходимость социализации ребёнка, осознание им своего места не только в «детском» мире, но и в школьном коллективе; овладение новыми социальными ролями («я – ученик», «я – школьник») с постепенным расширением его участия во «взрослом» мире. Учитываются также знания и опыт младшего школьника по взаимодействию со сверстниками, другими людьми, со средой обитания, а также уровень осознания своей принадлежности к обществу людей (права, обязанности, социальные роли).

4. Принцип культуросообразности предполагает предоставление учащемуся для познания лучших объектов культуры из разных сфер окружающей жизни (наука, искусство, архитектура, народное творчество и др.), что обеспечивает интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника.
5. Организация процесса обучения в форме учебного диалога (диалогичность процесса образования) подразумевает ориентировку учителя на демократический стиль взаимоотношений между обучающими и обучающимися; предоставление ребёнку прав на ошибку, собственное мнение, выбор учебного задания и партнёра по деятельности. В начальной школе используются разные формы организации обучения, в процессе которых дети учатся сотрудничать, осуществлять совместную учебную деятельность (парную, групповую, общую коллективную).
6. Преемственность и перспективность обучения. В образовательном учреждении уже установились преемственные связи методической системы обучения с дошкольным, а также основным звеном образования. Осуществляется деятельность по подготовке детей к школе, развитию у них произвольного поведения, внимания, умения сотрудничать, предпосылок учебного труда. В школе ведётся всесторонняя работа по пропедевтике изучения предметов основной школы. Критерием этой работы являются требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые даны в стандарте: личностные, метапредметные и предметные достижения школьника.
1. 4. Состав участников образовательного процесса

МБОУ «СОШ № 6»
В соответствии со Стандартом, Типовым положением об общеобразовательном учреждении и Уставом МБОУ «СОШ № 6» участниками образовательного процесса являются обучающиеся – дети, достигшие школьного возраста (не младше 6,5 лет); педагогические работники, изучившие требования, предъявляемые Федеральным государственным образовательным стандартом, владеющие современными технологиями обучения, ответственные за качественное образование, демонстрирующие рост профессионального мастерства; родители (законные представители) обучающихся, изучившие нормативные документы и локальные акты, обеспечивающие выполнение Образовательной программы. Образовательная программа реализует функцию общественного договора с родителями (законными представителями), предоставляет родителям право участвовать в работе органов школьного самоуправления.

1.5. Общие подходы к организации внеурочной деятельности
В соответствии с требованиями ФГОС ООО внеурочная деятельность в МБОУ «СОШ № 6» организуется по направлениям развития личности:

- духовно-нравственное;

- спортивно-оздоровительное;

- социальное;

- общеинтеллектуальное;

- общекультурное.



В соответствии с требованиями Стандарта неотъемлемой частью образовательного процесса является внеурочная деятельность обучающихся.  Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Образовательное учреждение предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие, в количестве не менее 10 часов в неделю.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких как занятия в объединениях, секциях, клубах, кружках школьного отделения дополнительного образования детей, проектная деятельность, развивающие занятия, олимпиады, экскурсии, посещение театра, конференции, конкурсы, творческие коллективные дела, соревнования, общественно полезные практики, социальное проектирование и т.д. Внеурочная деятельность обучающихся может быть организована для подгруппы в рамках одного класса, для одного класса или планироваться и осуществляться не только для учащихся конкретного класса, а с учетом возможности привлечения обучающихся параллели или начальной школы в целом. Таким образом, внеурочная деятельность предполагает для каждого обучающегося индивидуальный образовательный маршрут, который разрабатывается при поддержке  классного руководителя. Время посещения обучающимися музыкальных, художественных, спортивных школ, учреждений дополнительного образования может учитываться при организации внеурочной деятельности.
Организация внеурочной деятельности учащихся осуществляется педагогами дополнительного образования школы,  преподавателями начальной школы, классными руководителями на основании годового плана классного руководителя и годового плана воспитательной работы образовательного учреждения.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ
Планируемые результаты освоения образовательной программы начального общего образования обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки, используемой в образовательном учреждении; учитываются при создании основной образовательной начального общего образования и являются основой для разработки рабочих программ учебных предметов. В соответствии ФГОС НОО планируемые результаты конкретизируют и уточняют общее содержание личностных, метапредметных и предметных результатов обучения младших школьников.

Личностные результаты обучения отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к окружающему миру, личностные качества. Они не подлежат итоговой оценке в виде отметки и не являются критерием перевода учащегося в основную школу. Вместе с тем учитель должен обращать внимание на то, как происходит формирование личностных универсальных учебных действий, особенно тех, которые представлены в ФГОС НОО, оценивать изменения, происходящие в разных сферах личности школьника: учебно-познавательных мотивах; взаимоотношениях со сверстниками; гражданской идентичности (отнесение себя к семье, народу, национальности, вере); уровне рефлексивных качеств (уважение к другому мнению, личная ответственность, самооценка) и другие.

Личностные результаты учащегося фиксируются учителем в двух документах: характеристике ученика и его портфолио. Характеристика, которая выдаётся выпускнику начальной школы, должна отражать его отличительные индивидуальные особенности, не только связанные с освоением учебных предметов (успеваемость), но и раскрывающие черты его характера, личностные качества. Характеристика может включать в себя следующие позиции:

- оценка успеваемости обучающегося, его достижения в изучении учебных предметов, возможные трудности усвоения отдельного программного материала;

- уровень сформированность учебно-познавательной мотивации, отношения к учебной деятельности; учебная самостоятельность и инициативность (высокий, средний/достаточный, низкий);

- взаимоотношения с одноклассниками, уровень сформированности лидерских качеств, участие в совместной деятельности, наличие друзей в классе; отношение других детей к обучающемуся.
Портфолио ученика должно вестись в течение всех лет обучения. Это совместная деятельность обучающегося и учителя: школьник организует содержание портфолио, следит за порядком и организацией материалов, а педагог даёт рекомендации, какие материалы могут его наполнять. К ним относятся творческие работы ребёнка, различные награды, полученные им за успехи во внеурочной деятельности (дипломы, похвальные грамоты, благодарности), оценочные характеристики успешных докладов, сообщений, презентаций, проектной деятельности и т.п. Эти документы могут оформляться как благодарственные письма учителя. Письмо может быть оформлено на красивом бланке как официальный документ с подписью педагога. Такие письма могут оставляться от лица заместителя директора школы, (директора школы) , если проведенная обучающимся работа выходит за рамки классной.


следующая страница >>
Смотрите также:
Программа формирования ууд
2014.13kb.
13 стр.
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени
43.07kb.
1 стр.
Семинар «Выделение ууд на конец обучения в первом классе»
49.46kb.
1 стр.
Методические рекомендации и поурочные тематические планирования
91.71kb.
1 стр.
Тип: объяснения нового материала
95.81kb.
1 стр.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
130.64kb.
1 стр.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
160.75kb.
1 стр.
Образовательная программа 1-3 классы Целевой раздел
7379.05kb.
41 стр.
Формирование ууд в рамках курса орксэ
46.65kb.
1 стр.
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни
180.31kb.
1 стр.
Тема. Согласная буква б задачи
232.56kb.
1 стр.
Сценарий урока в 1 классе Борис Заходер «Песня игрушек»
87.97kb.
1 стр.