Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Учитель Вайншенкер Анна Борисовна Цели урока: Образовательные: Познакомить учащихся с элементами системного анализа. Развивающие: Формирование логического стиля мышления, развитие склонности к рефлексии. Воспитательные: Развитие эмоционально-положительной направленности на практическую и умственную деятельность, умения грамотно излагать информацию. Материально-техническое оснащение урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация. Структура урока:
Литература:
ХОД УРОКАI. Организационная часть. Проверка готовности к уроку. Постановка целей урока. Сообщение плана урока. II. Изучение нового материала. (презентация, слайд № 1) Вопрос: Что мы делаем для того, чтобы решить логическую задачу? (Ответ: строим информационную модель). Вопрос: Какие виды информационных моделей мы применяли для решения логических задач? (Ответ: математические – решение с помощью алгебры логики, сетевые – решение с помощью графов, графические – решение с помощью кругов Эйлера, реляционные – решение с помощью таблиц). Сегодня мы познакомимся с типом логических задач, для решения которых понадобится построить сразу несколько видов информационных моделей. Вопрос: Для чего строятся информационные модели? (Ответ: чтобы получить нужную информацию об объекте или явлении). Информация нужна нам для того, чтобы мы могли принимать правильные решения в быстро меняющихся условиях. Особенно важно уметь принимать верные решения при управлении сложными системами. Этими проблемами занимается наука, которая называется «кибернетика». Запишем определение (презентация, слайд № 2). Информация не может существовать сама по себе. Вопрос: Какие объекты необходимы для существования простейшей информационной системы? (Ответ: источник, приемник, канал связи) (презентация, слайд № 3) В кибернетике рассматриваются более сложные информационные управляющие системы, которые называются «системами с обратной связью». Вопрос: Из каких объектов состоят данные системы? (Ответ: управляющий объект, управляемый объект, управляющие сигналы, обратная связь) (презентация, слайд № 4) Любая система характеризуется: (презентация, слайд №5)
Давайте рассмотрим пример управления сложной системой. Некий джентльмен получил письмо следующего содержания: (презентация, слайды №6-9) «Дорогой друг! Некоторое время назад я купил старый дом, но обнаружил, что он посещается двумя призрачными звуками: Пением и Смехом. В результате он мало подходит для жилья. Однако я не отчаиваюсь, ибо я установил путем практической проверки, что их поведение подчиняется определенным законам, непонятным, но непререкаемым, и что я могу воздействовать на них, играя на органе или сжигая ладан. В течение каждой минуты каждый из этих звуков либо звучит, либо молчит; никаких переходов они не обнаруживают. Поведение же их в последующую минуту зависит только от событий предыдущей минуты, и эта зависимость такова. Пение в последующую минуту ведет себя так же, как и в предыдущую (звучит или молчит), если только в эту предыдущую минуту не было игры на органе при молчащем Смехе. В последнем случае оно меняет свое поведение на противоположное (звучание на молчание и наоборот). Что касается Смеха, то, если в предыдущую минуту горел ладан, Смех будет звучать или молчать в зависимости от того, звучало или молчало в предыдущую минуту Пение (так что Смех копирует Пение минутой позже). Если, однако, ладан не горел, Смех будет делать противоположное тому, что делало ранее Пение. В ту минуту, когда я пишу Вам эти строки, Смех и Пение звучат вместе. Прошу Вас сообщить мне, какие действия с ладаном и органом должен я совершить, чтобы установить и поддерживать тишину в доме». Моделирование условия задачи фактически означает моделирование закономерностей перехода системы из одного состояния (начального) в другое (конечное) в результате оказываемых на систему воздействий. Состояние дома изменяется по закономерностям, заданным в условии задачи, в соответствии со схемой: (презентация, слайд №10) Можно описать состояния призрачных звуков следующим образом: Описание Дальше учащиеся заполняют таблицу самостоятельно, проверка – презентация, слайд № 11 Обозначение Нет ни Пения, ни Смеха С1=`П`С Нет Пения, есть Смех Есть Пение, нет Смеха Есть и Пение, и Смех Теперь заполним таблицу описания воздействий на призрачные звуки: Описание Учащиеся заполняют таблицу самостоятельно, проверка – презентация, слайд № 12 Обозначение Нет ни ладана, ни органа Нет ладана, есть орган Есть ладан, нет органа Есть ладан, есть орган Закономерности, выраженные в текстовом условии задачи, можно схематично записать следующим образом: (презентация, слайд №13) Для решения задачи следует рассмотреть все 16 пар «состояние – воздействие». С1&В1 = ПСЛО П С = С2 С1&В2 = ПСЛ О П С = С4 С1&В3 = ПС ЛО ПС = С1 С1&В4 = ПС Л О ПС = С3 (Следующие четыре пары делает ученик у доски) С2&В1 = П СЛО П С = С2 С2&В2 = П СЛ О П С = С2 С2&В3 = П С ЛО ПС = С1 С2&В4 = П С Л О ПС = С1 (Остальные восемь пар «состояние – воздействие» каждый записывает самостоятельно) Проверка – презентация, слайды № 14-17 Мы получили математическую модель задачи, и выводы, в принципе, можно сделать и по ней. Однако, для более наглядного представления, давайте по этим данным построим сетевую модель. Начало графа строится на доске, остальное каждый доделывает сам. Проверка – презентация, слайд № 18. Давайте попробуем найти решение, анализируя данный граф. По условию задачи, в начальный момент времени Пение и Смех звучат вместе, то есть система «Дом» находится в состоянии С4. Нам требуется, чтобы звуки замолчали и больше не звучали, то есть, чтобы система находилась в состоянии С1. Из состояния С4 можно перейти только в состояние С3 (при воздействии В1 или В2). Из состояния С3 при воздействии В2 можно перейти в требуемое состояние С1. Остаться в С1 можно, оказывая постоянное воздействие В3. Чтобы установить и поддерживать тишину в доме, последовательность действий должна быть такой: (презентация, слайд № 19) 1-я минута – ничего не делать; 2-я минута – поиграть на органе; затем при молчащем органе постоянно жечь ладан. III. Подведение итогов. Итак, сегодня мы познакомились с еще одним видом логических задач, в которых рассматривается управление достаточно сложными системами. Для того чтобы решить задачу такого вида, необходимо построить сразу несколько информационных моделей. Смотрите также: Разработка урока «Решение логических задач из курса кибернетики»
60.27kb.
1 стр.
Время занятия: 2 урока Вид кейса: обучающий Тип кейса: аналитический Тема урока: Решение логических задач
289.44kb.
1 стр.
Методическая разработка занятия математического кружка в 5 классе по теме «Решение логических задач»
50.08kb.
1 стр.
Решение логических задач
120.26kb.
1 стр.
Решение логических задач при помощи таблиц
183.04kb.
1 стр.
Решение логических задач средствами алгебры логики Обычно используется следующая схема решения: изучается условие задачи; вводится система обозначений для логических высказываний
137.11kb.
1 стр.
Решение задач. Игра «Слабое звено»
65.29kb.
1 стр.
Урок математики «Проценты. Решение задач» Проблемный вопрос «Жить или курить!»
81.77kb.
1 стр.
Конспект открытого урока по математике 2 класса Тема урока : Переместительное свойство умножения. Решение задач. Цели урока : Образовательная
87.85kb.
1 стр.
Сборник задач по курсу неорганической химии часть 3 Методическая разработка
413.64kb.
1 стр.
Разработка урока по информатике и икт в 10 классе Тема «Решение задач» Симонова Татьяна Вячеславовна учитель информатики моу алексеевская сош
107.35kb.
1 стр.
Урока математики, истории, истории и культуры удмуртского народа в 6 классе "Покорение Казани. Решение задач составлением уравнений" 70.16kb.
1 стр.
|