Главная
страница 1
Урок Основ православной культуры в 9 классе.
Тема: Иконография икон Пресвятой Богородицы»

Цели урока:

- способствовать восприятию учащимися нового материала по типам иконографических образов;

-развивать мышление, память;
- воспитывать нравственные качества учащихся, прививать любовь к своим национальным духовным ценностям.
Используемая литература:
1)учебник А.В. Бородина «Основы православной культуры» для основной и старшей школы. Москва Издательский дом «Покров» 2003
2) материалы интернет-сайтов
Оборудование урока: компьютер (презентация прилагается), раздаточный материал (прилагается), видео фрагмент о чудотворной иконе Призри на смирение (можно любой другой)


1

Проверка знаний

На доске изобразить схему иконы и показать связь между земным миром и небесным.


Ученик работает по тексту учебника у доски



1. Каковы особенности иконописного труда?

Иконотворчество было на Руси делом особо авторитетным и чрезвычайно ответственным, рассматривалось как подвиг, требующий от мастера соответствующей жизни: праведной, смиренной, монашеской, поэтому писали иконы иноки. Работе мастера предшествовали строгий пост, усердные молитвы в уединении, благословение духовного наставника. Труд иконописца сопровождался непрестанными молитвами -не только личными, но и всего монастыря, где создавалась икона.

2. Каких иконописцев вы знаете? Назовите их известные работы

История сохранила не так много имён древнерусских иконописцев, хотя иконописание было очень распространено на Руси. Причина тому соборность создания икон и традиция не подписывать их.

Феофог Грек (или Гречин) расписал более 40 церквей в разных городах и странах. Деисусный чин иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля.

Андрей Рублёв. Фрески Успенского собора, Троица

Андрей Чёрный.



3. Как появилась первая икона?

Рассказ ученика о иконе «Спас Нерукотворный»

4.Какую икону начинающий иконописец часто пишет первой?

Спас Нерукотворный.










Ответ ученика по схеме иконы

2.

Новая тема



«Святая икона, особенно икона пресвятой Богородицы, всегда была любима русским народом, и насколько мы себя как народ помним, с нами всегда был образ Пречистой и Благословенной», - пишет Александр Киселёв в книге «Чудотворные иконы Божией матери в русской истории». Именно о них и пойдет речь на наших последующих уроках. Прежде чем познакомиться подробнее с некоторыми из них, сегодня мы изучим иконографию образа Пресвятой Богородицы.

Общее число икон Богородицы неизвестно. Почитаемых РПЦ чудотворных икон вместе с чтимыми списками насчитывают до семисот. Кроме них есть ещё местночтимые иконы (почитаемые в какой-нибудь отдельной местности).

Записать тему урока в тетрадь.






Как же появилась в мире первая икона Богородицы?

Рассказ ученика о иконе Владимирской Божией Матери и апостоле Луке. Показ слайда с мощами Луки)

Относительно количества написанных Лукою образов есть разные мнения: по одним свидетельствам их три, по другим – 70.

Образ Богородицы на Руси особенно почитаем, и в русской иконописи сложилось большое количество Богородичных иконографических сюжетов. При всем их разнообразии, можно выделить несколько наиболее распространенных типов иконописных композиций.



Предложить учащимся рассмотреть карту урока с иконографическими типами.






Ученики зачитывают название типов (высветить на слайде)

Давайте подробнее остановимся на каждом из них.

Ученики читают по карте описание иконописной композиции

Дополнения учителя:

Оранта: означает моление души. Так, в древности, рисовали душу в молении еще до ее воплощения (рождения). И Господь - здесь Преждерожденный Младенец в медальоне - Он еще как бы не рожден, но уже здесь, с нами. Эта икона для человека только пришедшего к вере.
Одигидрия: Здесь Пресвятая Дева показывает глазами каждому молящемуся его жизненный путь. А Сама указует рукой на Христа, благословляющего Новый Завет, Учение, которое Он принес нам. Вот путь - Христос, Путь нашего спасения. Этот образ - для уже пришедших к вере, нас, православных христиан, ищущих истинную христианскую жизнь. Подсказка на каждый день.



Строго фронтальное поясное изображение Богородицы с воздетыми в молении руками, ладонями к зрителю. Разновидность: «Великая Панагия» (Всесвятая) – Богоматерь в полный рост, на груди – в виде медальона изображение Младенца Христа

Богородица с Иисусом Христом на Руках: одной рукой Она указывает на Сына, Иисус не склоняется к руке матери и не обнимает Её, а смотрит строго перед Собой и правой рукой благословляет. В левой руке у Него свиток, знак Его учения.






Елеуса: Этот образ говорит о единении Пречистой с Ее Божественным Сыном, как единении Православной Церкви со Христом. Это высшая ступень подъема человеческой души - молитвенное единство с Богом.



Богоматерь и Младенец склоняются друг к другу. Иисус обнимает Мать и прикасается к Ней щекой.




Ученики читают Панахранта, Заступница. (все сопровождается слайдами)

Особые композиционные типы установлены для праздничных икон. Через детали и символы Священного Писания и Священного Предания, каждый иконографический тип раскрывает сюжет и богословский смысл исторического и духовного события. Это праздничные иконы. Назовите их.

Учащиеся называют праздничные иконы из земной жизни Богородицы (Слайд)



3.

Закрепление материала.

Учащиеся называют типы икон на слайде



Мы познакомились с основными типами иконографии. Пользуясь таблицами постарайтесь определить к какому типу какая икона относится

Как запомнили названия типов на греческом и русском языках.

Ученик на доске маркером соединить стрелками соответствующий типы.

Перед вами несколько икон разных типов. Ваша задача в тетради записать их в три колонки для указанных типов.

Ученики работают самостоятельно в тетрадях. Раздать листы с изображением икон.

Индивидуальное задание по заполнению кроссворда

Ученик работает на доске и с электронным маркером. Отбросить не соответствующие типы.




Проверить с помощью слайда ответы учеников по типам икон.

4

Хочу отметить, что главными являются первые три типа: Оранта, Одигидрия и Елеуса. Они олицетворяют ступени спасения падшего человека.

Но также необходимо помнить, что иконографические признаки всего лишь помогают ориентироваться в мире икон. Духовное содержание каждой иконы очень сложно, его исследованием занимаются учёные-богословы. Перед иконами нужно молиться, просить помощи и наступления. При этом это можно обращаться и своими словами. Многие поэты выражали свою мольбу в стихах. Послушайте одно из них



Слайд «Ступени спасения падшего человека» По желанию ученики могут записать себе в тетрадь.

Ученик читает стихотворение.



Для того чтобы человек верил и обращался к заступнице небесной, Господь совершает через иконы множества чудес. С одним из них я хочу вас познакомить. Икона «Призри на смирение»

Просмотр фильма 10 мин.



Русская пословица гласит: Молитва матери со дна моря достанет. Давайте не будем забывать о том, что Пресвятая Богородиц нам всем Мать родная и будем чаще прибегать к её заступничеству и помощи.




Домашнее задание.


Составит кроссворд по любому из типов, кроме Оранта. Знать весь теоретический материал сегодняшнего урока.




Оценки за урок.





Смотрите также:
Иконография икон Пресвятой Богородицы
65.68kb.
1 стр.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы Орехово-Борисово южное
11.89kb.
1 стр.
Проповедь Слава Успения Пресвятой Богородицы
102.85kb.
1 стр.
Явление иконы рождества пресвятой богородицы
414.25kb.
2 стр.
Рам в честь успения пресвятой богородицы
44.52kb.
1 стр.
Классный час «Земная жизнь Пресвятой Богородицы»
105.19kb.
1 стр.
Покров Пресвятой Богородицы
136.06kb.
1 стр.
Программа летнего палаточного лагеря военно-патриотического клуба "Русские богатыри" местной религиозной организации «Православный приход храма Казанской иконы Пресвятой Богородицы п. Новоорска»
101.23kb.
1 стр.
Рождество Христово на Святой Земле Сроки поездки с 4 по 11 января 2012
43.47kb.
1 стр.
Покров Пресвятой Богородицы в этот праздник к Пресвятой Богородице можно обращаться с любым молитвенным прошением о помощи и покровительстве
24.78kb.
1 стр.
Успение пресвятой владычицы нашей богородицы и приснодевымарии
239.61kb.
1 стр.
Феодосия 1 день. Приезд в Феодосию. Размещение. Отдых на море
16.7kb.
1 стр.