Главная
страница 1
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ»
Факультет высшего профессионального образования

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ПОДГОТОВКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

Балашиха 2011

Составитель: Тхакумачев Борис Юрьевич, зав. кафедрой гражданско-правовых дисциплин, к. ю. н.
Методическое пособие по подготовке и написанию курсовых работ предназначено для студентов, осуществляющих учебную и научно-исследовательскую деятельность в форме подготовки курсовой работы, а также для преподавателей, осуществляющих научное руководство подготовкой и защитой курсовых работ, и оказывающих студентам консультационную помощь по всем вопросам, связанным с подготовкой курсовых работ.

Пособие призвано систематизировать технологические особенности проведения и оформления данного вида работ, а также содержит требования к курсовой работе с точки зрения содержания и формы ведения такого рода работ, с учетом специфики графика их подготовки на юридическом факультете ИСЭПиМ.


ОГЛАВЛЕНИЕ


ОГЛАВЛЕНИЕ 3

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 4

1. СПЕЦИФИКА КУРСОВОЙ РАБОТЫ КАК ОСОБОГО ВИДА УЧЕБНОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5

2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ НА I, III КУРСАХ ОБУЧЕНИЯ 7

3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ НА V КУРСЕ ОБУЧЕНИЯ 8

4. ВЫБОР ТЕМЫ, ТРЕБОВАНИЯ К НАЗВАНИЮ 9

5. СБОР, АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА 9

6. РАЗРАБОТКА РАБОЧЕГО ПЛАНА 10

7. ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ РАБОТЫ 11

8. ИЗЛОЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ 13

9. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ТЕКСТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ 14

10. СРОКИ НАПИСАНИЯ И ПРОВЕРКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 20

11. КАК ПРЕДСТАВИТЬ РАБОТУ К РЕЦЕНЗИРОВАНИЮ 21

12. КАК РАБОТАТЬ С РЕЦЕНЗИЕЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ 21

13. КАК ПОДГОТОВИТЬ СЕБЯ К ПУБЛИЧНОЙ ЗАЩИТЕ 22

14. ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ 22

15. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 23

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 25

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 26

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 27

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 28

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. В соответствии с учебным планом ИСЭПиМ на 1,3,5 курсах обучения студент пишет и защищает в установленные сроки одну курсовую работу по дисциплине, изучаемой на курсе:

- теория государства и права (1 курс),

- гражданское право (3 курс),

- право социального обеспечения (5 курс).

После ее написания и успешной защиты студент с учетом выполнения учебного плана может быть аттестован как успешно завершивший изучение данной дисциплины.

2. Деканат факультета доводит перечень учебных дисциплин, по которым должны быть написаны курсовые работы, до сведения студентов учебных групп факультета в сентябре каждого года и размещает его на досках объявлений. Учет студентов, избравших курсовые работы, возлагается на менеджеров, преподавателя дисциплины, заведующих кафедрами факультета.

3. Тематика курсовых работ, рекомендуемых студентам, разрабатывается, корректируется, обсуждается и утверждается ежегодно кафедрами, осуществляющими руководство курсовыми работами.

4. Выбор темы курсовой работы должен быть мотивирован, а содержание – основано на соответствующем нормативном материале, учебной и научной литературе. Студент может предложить свою тему курсовой работы, предоставив руководителю обоснование целесообразности ее выбора и разработки.

5. Студент по своему желанию и с согласия руководителя выбирает тему курсовой работы, как правило, из предложенного списка. При возникновении у студента затруднений с выбором темы, подбором литературы, составлением плана работы необходимую помощь в этих вопросах ему оказывает преподаватель, ведущий дисциплину, либо научный руководитель. Выбранная тема закрепляется за студентом:



- личным заявлением студента о закреплении за ним темы курсовой работы, написанным на имя декана факультета;

- приказом ректора/распоряжением декана о закреплении тем курсовых работ.

6. Тема, итог защиты курсовой работы (оценка) заносятся в зачетную книжку студента, а по окончании обучения — в приложение к диплому о высшем образовании.


1. СПЕЦИФИКА КУРСОВОЙ РАБОТЫ КАК ОСОБОГО ВИДА УЧЕБНОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Курсовая работа представляет собой самостоятельное исследование избранной темы, которая должна быть актуальной и соответствовать состоянию и перспективам развития науки. Это самостоятельное решение студентом (под руководством преподавателя) частной задачи или проведение исследования по одному из вопросов в рамках общепрофессиональной или специальной дисциплины. Курсовая работа носит проблемный характер, то есть показывает различные подходы к решению научной задачи. Студенту важно раскрыть тему всесторонне и глубоко, показав определенные навыки научно­го исследования.

В то же время курсовая работа представляет собой квалификационную форму текущей отчетности по дисциплине.

Основной целью выполнения курсовой работы является расширение знаний студентов и формирование навыков научно-исследовательской работы.

Задачами выполнения курсовой работы выступают: развитие мышления, творческих способностей студента, привитие ему первичных навыков самостоятельной работы, связанной с поиском, систематизацией и обобщением существующих международно-правовых документов, иных нормативных актов, а также имеющейся научной и учебной литературы, формирование умений анализировать и критически оценивать исследуемый научный и практический материал.

Методическими требованиями к автору такого вида письменной работы являются следующие:


  1. умение продемонстрировать степень изученности им учебной литературы, исследова­ний (монографий, научных статей и т.д.) и источников (нормативно-правовой базы, архивного материала и др.);

  2. аргументированно и убедительно показать и доказать собственную точку зрения;

  3. использовать практический опыт, полученный во время прохо­ждения учебной практики по специально­сти;

  4. опираться на работы иностранных авторов.

При подготовке курсовой работы кроме базовой учебно-методической литературы (учебников) используется еще 10-15 раз­личных источников (научные монографии, научные статьи, документы, архивные материалы, материалы научных конференций, докладов, интервью и пр.).

Тематика курсовых работ определяется и формулируется профессор­ско-преподавательским составом кафедр, обсуждается и утверждается на их заседаниях. Она отве­чает основному содержанию учебных дисциплин, отражает их наиболее ак­туальные проблемы и имеет чёткую практическую направленность. Ежегод­но до 1 октября тематика курсовых работ корректируется и обновляется.

На своих заседаниях с участием (или без участия) студентов кафедры утверждают темы курсовых работ и назначают научных руководителей из числа преподавателей. После выбора темы и её согласования с руководителем студент в течение двух недель составляет примерный план-график подготовки курсовой работы. График утверждается научным руководителем/заведующим кафедрой.

Изменение темы курсовой работы допускается в исключительных случаях с разрешения заведующего кафедрой при наличии у студента убедительных оснований для этого

Практика показывает, что написание курсовой работы часто перерастает в подготовку дипломной и научной (конкурсной) работ. На­учные работы, получившие поощрения по итогам конкурсов, конференций решением заведующего кафедрой могут быть зачтены в качестве кур­совых работ

После того как курсовая работа допущена к защите, студент знакомится с отзывом руководителя, рецензией на работу и готовится к защите.

Курсовая работа защищается студентом перед комиссией преподавателей кафедры в составе не менее 2-3 человек, в том числе научного руководителя. Процедура защиты состоит: из краткого сообщения (7-10 мин.) студента об основном содержании работы, о выводах и рекомендациях по исследуемой проблеме; его ответов на вопросы и замечания членов комиссии и присутствующих; отзыва научного руководителя о работе студента над темой; заключительного слова студента, в котором он высказывает свое отношение к за­мечаниям и пожеланиям; коллективного обсуждения качества работы члена­ми комиссии; выставления оценки в ведомость и в зачётную книжку студента.

Курсовые работы оцениваются на отлично, хорошо, удовлетворительно и неудовлетворительно. При получе­нии неудовлетворительной оценки студент повторно выполняет работу по новой теме или перерабатывает прежнюю в сроки, установленные деканатом.

Курсовые работы после их защиты сдаются на кафедру, где хранятся в соответствии с номенклатурой дел ИСЭПиМ; затем списываются по акту и уничтожаются. Лучшие курсовые работы студентов могут храниться на кафедрах и более дли­тельное время.

Студенты, не представившие в установленный срок курсо­вые работы или не защитившие их по неуважительной причине, считаются имеющими академическую задолженность, которую должны ликвидировать в сроки, установленные деканатом.

Студент систематически работает над избранной темой в со­ответствии с планом-графиком выполнения курсовой работы и регулярно (один раз в две-три недели) встречается с научным руководителем.
Научное руководство курсовой работой включает:


  • выяснение руководителем степени подготовленности студента к разработке выбранной темы и помощь в составлении плана-графика выполнения курсовой работы;

  • помощь студенту в определении направления разработки темы, выборе понятийного и методологического аппарата, формулировании целей и задач курсовой работы, определении её структуры, составлении плана экспери­ментального или социологического исследования (если оно предполагается);

  • рекомендации по использованию обязательной и дополнительной лите­ратуры, получению информации из других источников;

  • помощь в выборе метода и методик использования и обобщения статистических данных, взятых из литературных источников;

  • консультации по содержанию, стилю написания и оформле­нию работы;

  • регулярные проверки выполнения работы;

  • анализ подготовленной курсовой работы, указания и рекомендации по устранению недостатков и неточностей;

  • написание отзыва с выводом о возможности допуска к защите;

  • своевременное информирование руководства кафедры, факультета о значитель­ном отклонении от графика подготовки курсовой работы, о возникнове­нии проблем, способных поставить под вопрос завершение работы в уста­новленный срок.

На своих заседаниях кафедра периодически заслушивает информацию руководителей и студентов о ходе подготовки курсовых работ. В установленные сроки курсовая работа сдаётся на кафедру. Она должна быть правильно оформлена и подписана автором на последней странице. Ру­ководитель знакомится с работой, оценивает её содержание, проверяет соблюдение требований к оформлению.

При невыполнении требований к научному уровню, содержанию и оформлению курсовой работы руководитель возвращает ее автору для доработки.



Студенты, несвоевременно подготовившие курсовые работы или получившие неудовлетворительные оценки, не допускаются к зачетно-экзаменационной сессии.

2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ НА I, III КУРСАХ ОБУЧЕНИЯ

Процесс написания курсовой работы включает в себя ряд взаимосвязанных этапов:



  1. Выбор темы, согласование ее с руководителем, закрепление, получение задания; СЕНТЯБРЬ;

  2. Составление личного рабочего плана выполнения курсовой работы; СЕНТЯБРЬ;

  3. Формирование структуры работы (примерного плана); СЕНТЯБРЬ;

  4. сбор, анализ и обобщение материала по выбранной теме; СЕНТЯБРЬ-НОЯБРЬ;

  5. Формулирование основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций; ДЕКАБРЬ-ФЕВРАЛЬ;

  6. Письменное изложение курсовой работы и представление ее руководителю; МАРТ;

  7. Доработка чистового варианта с учетом замечаний руководителя; АПРЕЛЬ;

  8. Оформление работы, библиографического списка использованных источников и литературы, приложений и получение допуска к защите; АПРЕЛЬ;

  9. Защита курсовой работы; МАЙ.



3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ НА V КУРСЕ ОБУЧЕНИЯ

Процесс написания курсовой работы включает в себя ряд взаимосвязанных этапов:



  1. Выбор темы, согласование ее с руководителем, закрепление, получение задания; МАЙ IV КУРСА ОБУЧЕНИЯ;

  2. Составление личного рабочего плана выполнения курсовой работы; МАЙ IV КУРСА ОБУЧЕНИЯ;

  3. Формирование структуры работы (примерного плана); МАЙ IV КУРСА ОБУЧЕНИЯ;

  4. сбор, анализ и обобщение материала по выбранной теме; МАЙ-СЕНТЯБРЬ;

  5. Формулирование основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций; СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ;

  6. Письменное изложение курсовой работы и представление ее руководителю; НОЯБРЬ;

  7. Доработка чистового варианта с учетом замечаний руководителя; НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ;

  8. Оформление работы, библиографического списка использованных источников и литературы, приложений и получение допуска к защите; ДЕКАБРЬ;

  9. Защита курсовой работы; ДЕКАБРЬ.



4. ВЫБОР ТЕМЫ, ТРЕБОВАНИЯ К НАЗВАНИЮ

Тема должна раскрываться таким образом, чтобы она приближалась по своей направленности к небольшому исследованию и заключала постановку проблемы, указание задач, аргументацию, анализ материала, примеры, выводы.



Название:

-должно соответствовать содержанию, ограничивать круг вопросов, которые разрабатывает автор; раскрывать исследуемую идею;

-должно отражать замысел автора, т.е. полное или частичное изложение проблемы;

-должно быть достаточно развёрнутым, чтобы отражать рамки исследования, но при этом не содержать лишних слов.

Выбор темы предполагает самостоятельность студента, исходя из его уровня понимания и осознания актуальности темы, оценки ее теоретического и практического значения. Обязательным условием является соответствие темы работы требованию государственных образовательных стандартов к содержанию учебной дисциплины.

Актуальность темы - степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения поставленной проблемы (задачи, вопроса).

Свобода выбора тем курсовых работ позволяет реализовать индивидуальные научные интересы и своеобразие познавательных стилей студентов. Идеи для выбора темы могут возникнуть из докладов, выступлений на семинарских и практических занятиях, по результатам проведения прохождения практики и т.д.

Представляется рациональным развивать первоначально выбранную тему для курсового исследования в последующем. Логическим завершением развития выбранной темы может стать выпускная квалификационная работа.

5. СБОР, АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА


С выбором темы неразрывно связаны подбор и изучение студентом литературы.

Сбор литературы по теме исследования (нормативной, первоисточников, научной и учебной) начинается с подготовки библиографического списка.

Источниками для формирования библиографического списка могут быть:
      список обязательной и рекомендованной литературы по изучению учебной дисциплины (например, в учебно-методическом комплексе по дисциплине); библиографические списки, уже имеющиеся в учебниках и монографиях; предметные каталоги библиотек, Интернет; рекомендации преподавателя.

Библиографический список должен всесторонне охватывать исследуемую тему. В курсовой работе этот список должен содержать 10-15 наименований.

Процесс изучения учебной, научной и другой литературы требует внимательного и обстоятельного осмысления и обязательного конспектирования.

Конспекты бывают нескольких видов: плановые, свободные, текстуальные и тематические.

1. Плановый конспект - конспект книги по ее содержанию: разделам, главам и параграфам. Такой конспект полностью отражает структуру книги.

2. Свободный конспект - конспект, сочетающий цитаты с собственным пересказом содержания отдельных разделов.

3. Текстуальный конспект - конспект в виде собрания цитат, которые передают основное содержание книги через авторские высказывания наиболее важных идей.

4. Тематический конспект - конспект, в котором цитаты из разных источников или пересказ авторских мыслей группируются по рубрикам, раскрывающим содержание темы.

Работы, не требующие детального изучения, просматривают в тех случаях, когда мысли, идеи, высказывания автора могут быть использованы для раскрытия содержания исследуемой темы, и делают выписки.

Выписки следует делать на отдельных листках со ссылками на статью или монографию, откуда взяты идея, факт или цитата.

В ходе анализа собранного по теме исследования материала выбирают наиболее обоснованные и аргументированные конспективные записи, выписки, цитаты и затем систематизируют их по ключевым вопросам исследования. Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система сведений по существу исследуемого вопроса. На ее основе уточняются структура исследования, его содержание и объем работы.

Хотя структура работы первоначально определяется на стадии планирования, в ходе написания могут возникнуть новые идеи и соображения, поэтому не рекомендуется окончательно структурировать работу сразу же после сбора и анализа материалов.

6. РАЗРАБОТКА РАБОЧЕГО ПЛАНА


Для разработки рабочего плана курсовой или дипломной работы студент должен четко представлять ее структуру.

Содержательная часть курсовой работы имеет следующую структуру:

введение; основная часть; заключение; список используемой литературы; приложения.

План составляется студентом на основе предварительного ознакомления с литературой и другими источниками. Приступая к работе над планом, первоначально необходимо проанализировать вопросы темы по рабочим учебникам, так как в них вопросы излагаются в наиболее доступной форме. Только после этого целесообразно переходить к специальной литературе, изучению первоисточников, нормативных документов. Такой способ, от простого к сложному, обеспечит возможность «не потеряться» в обилии фактов, идей, авторов.


7. ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ РАБОТЫ

Каждая структурная часть курсовой работы имеет свое назначение. Оформляя курсовую работу, автор должен помнить, что каждая структурная часть (введение, основная часть, заключение, библиография) начинается с новой страницы.



Введение

Курсовая работа всегда начинается с введения, в котором осуществляется ПОСТАНОВКА КОНКРЕТНОЙ ПРОБЛЕМЫ - ПРОБЛЕМЫ НАПИСАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ, ОТКУДА СЛЕДУЕТ ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ТЕМЫ, ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ, КРАТКОГО ОБЗОРА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ. Данные компоненты введения строго ОБЯЗАТЕЛЬНЫ.

Далее раскрывается структура работы и дается сжатое изложение ее основных положений.

Необходимо отметить важное правило - введение, как и заключение, рекомендуется писать после полного завершения основной части. До того, как будет создана основная часть работы, практически невозможно написать адекватное всей работе введение, так как автор в начале работы еще не вполне овладел материалами по выбранной теме.

Не рекомендуется делать введение объемом более 3 страниц.
Основная часть

Основная часть (приблизительно 20 страниц теста) делится на главы и параграфы. Содержанием основной части курсовой работы является теоретическое осмысление проблемы и изложение эмпирического опыта, фактического материала. Последовательность изложения того и другого может быть различной. Все зависит от логики и предпочтений автора.

Чаще всего вначале излагаются основные теоретические положения по исследуемой теме, а затем конкретизируемый текстовой или эмпирический материал, который аргументированно подтверждает изложенную теорию.

Как правило, основная часть состоит из нескольких глав, как минимум, двух. В курсовой работе достаточно разделить основную часть на 2-3 главы, выделяя 2 параграфа в каждой главе. Главы и параграфы должны быть соразмерны друг другу, как по логическому делению, так и по объему.

Существует несколько способов структурирования текста в главы и параграфы, из которых наиболее подходящими для курсовой работы считаются две.

Одна из них называется десятичной системой. В ней применяются только арабские цифры для глав, а нумерация параграфов образуется путем приписывания к номеру главы номера параграфа. Разделены они точкой. Таким образом, цифры «3.1» и «3.2» обозначают номера параграфов главы 3. Если бы параграф 3.4 делился на части, то для их обозначения использовалась бы следующая нумерация: 3.4.1, 3.4.2 и т. д. Тогда по номеру раздела легко определить его место в структуре всего текста.

Не менее распространена и другая система, в которой главы обозначаются словом «глава» с номером и последующим названием, а параграфы - знаком «§» и порядковым номером с последующим названием.

Главы и параграфы выделяются в соответствии с логикой изложения, аргументацией основных положений, целей и задач исследования. При этом рекомендуется руководствоваться следующим: глава - это часть текста, в которой содержится большой смысловой объём, а параграф - это подраздел текста внутри главы, содержащий логически важную часть главы. Заголовки глав и параграфов основной части должны быть краткими, четкими, последовательно раскрывающими содержание работы в целом. Заголовок не имеет переносов, то есть на конце строки слово должно быть обязательно полным.

Параграфы делятся на абзацы (без специального озаглавливания). Абзац - часть текста, начинающаяся с новой строки, состоящая из нескольких предложений, выражающих одну законченную мысль. На странице научного текста имеется от двух до четырех абзацев.

В процессе написания текста важно не терять основную мысль работы, так называемую «красную нить», вытекающую из поставленной во введении проблемы. Ее присутствие должно быть видно не только специалисту по данной теме, но и любому читателю. Следует постоянно контролировать соответствие содержания главы или параграфа их заголовкам, проверять, имеет ли аргументация логически стройный вид. Конец каждой главы, параграфа или абзаца должен иметь логический переход к следующему. В связи с этим рекомендуется заканчивать каждый параграф и главу краткими выводами, из которых логически следует необходимость дальнейшего рассмотрения про­блемы. Надо «перекинуть мостик», установить логическую причинно-следственную связь от предыдущей мысли к последующей.

Для выводов по законченному разделу оптимален объем 2-3 абзаца. Данные выводы в сжатом виде представляют собой ход рассуждений автора и их основные результаты, которые впоследствии составят основу доклада на защите курсовой работы.


Заключение

Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы. В заключении, как правило, автор исследования суммирует результаты осмысления темы, выводы, обобщения и рекомендации, которые вытекают из его работы, подчеркивает их практическую значимость, а также определяет основные направления для дальнейшего исследования в этой области знаний.

Введение и заключение никогда не делятся на части.

Объем заключения примерно равен объему введения (2-2,5 страницы).


Список источников и литературы

Список литературы (1-2 листа) - это перечень учебников, книг, журналов, статей, других источников с указанием их основных данных (место и год издания, издательство и др.).

Список источников и литературы, использованных при разработке курсовой работы, является обязательным атрибутом любой научно-исследовательской работы.

Список литературы составляется по алфавиту с точным указанием выходных данных книги, статьи. Список включает библиографические описания всех использованных, цитированных или упоминаемых в работе документов, а также прочитанную литературу по теме, которая оказала существенное влияние на содержание работы.

Общие требования и правила библиографического описания источников определяются действующим государственным стандартом.
Приложения

Приложения являются возможным и желательным компонентом курсовой работы.

Приложения могут быть различными: таблицы, схемы, раздаточный материал, графики, диаграммы, статистические данные и данные социологических опросов, иллюстрации, выдержки из нормативных актов, договоров и т.д.

Приложения оформляются после списка литературы. Каждое приложение начинается с нового листа с обозначением в правом верхнем углу словом «Приложение». Приложения должны нумероваться последовательно, арабскими цифрами (например, «Приложение 10») и иметь заголовок. Если приложение одно, то оно не нумеруется.

Если приложение выполнено на листах иного формата, чем текстовая часть работы, то оно должно быть сложено по формату А-4.

Приложения не засчитываются в заданный объем курсовой работы. Не рекомендуется отводить для приложений более 6 листов.

 

8. ИЗЛОЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ

Одной из главных задач написания курсовой работы является не только расширение и углубление знаний студента, но и формирование умения анализировать теоретический и практический материал логично, последовательно, ясно, кратко и в то же время емко излагать свои мысли в письменном виде.

При написании курсовой работы студенты становятся авторами, многие впервые. Но и к авторской работе предъявляются определенные требования, как по содержанию, так и оформлению.

В соответствии с целями и задачами курсовая работа не должна быть пересказом изученного материала или простой компиляцией (компиляция - несамостоятельное произведение, составленное путем заимствований, без собственных наблюдений и выводов), составленной из фрагментов используемых статей и книг.

Курсовая работа также не является собственной интерпретацией проблемы, напоминающей школьное сочинение на свободную тему по литературе или публицистическую статью, так как курсовая работа всегда основывается либо на научной проблеме, либо на учебной и опирается на источники и вторичную научную литературу.

Курсовая работа должна представлять собой целостную, однородную и завершенную студенческую научную работу, в которой должны быть четко сформулированы проблема и исследовательские вопросы, обоснована их актуальность, изложены степень изученности проблемы и состояние ее исследования.

При написании текста курсовой работы автору необходимо следить за тем, чтобы в ходе изложения не терялась основная мысль работы. Она должна быть видна не только специалисту в данной теме, но и читателю, не посвященному в данную проблемную область. Следует постоянно контролировать соответствие содержания главы или параграфа их заголовкам. Если при написании текста мысль отклонилась от темы, ее следует вернуть в нужное русло, либо скорректировать структуру работы в соответствии с фактическим ходом изложения. В ходе составления текста важно правильно выделить в нем абзацы. Каждый абзац начинает новую мысль. Ему также присущи смысловая и логическая целостность.

По окончании каждой главы, параграфа или абзаца необходимо сформулировать логический переход к следующему разделу текста. По окончании каждого параграфа, главы, в конце работы должны присутствовать самостоятельные выводы.

Курсовая работа должна быть написана хорошим научным языком, т.е. с соблюдением общих норм литературного языка, правил грамматики и с учетом особенностей научной речи - точности и однозначности, терминологии и стиля.

В современной научной литературе личная манера изложения уступила место безличной. Не употребляются личные местоимения «я» и «мы». Например, вместо фразы «я предполагаю...» можно сказать «предполагается, что...» и т.д.



9. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ТЕКСТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Титульный лист курсовой работы оформляется по единому образцу, установленному в ИСЭПиМ (См. приложение 1).



Титульный лист должен нести следующую информацию:

- наименование НОУ ВПО «Институт социально-экономического прогнозирования и моделирования»,

- обозначение характера работы (курсовая работа),

- наименование темы курсовой работы,

- фамилия, имя, отчество студента,

- название факультета и номер учебной группы,

- фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание научного руководителя,

- дата сдачи, дата защиты, оценка курсовой работы с подписью научного руководителя,

- название города, в котором находится учебное заведение,

- год написания работы.

Титульный лист не нумеруется.

На 2-й странице помещается оглавление, состоящее из введения, названия глав и параграфов с указанием страниц, заключения, списка источников и литературы и приложения (если есть).

Курсовая работа оформляется только с одной стороны белой бумаги стандартного формата А4. Каждая страница ос­новного текста и приложений имеет поля: левое - 30 мм, верхнее -20 мм, правое - 20 мм, нижнее - 20 мм.

Текст курсовой работы в объеме 30-40 страниц печатается на компьютере шрифтом 14 пт (пунктов), гарнитурой Times New Roman, междустрочный интервал полуторный, выравнивание по ширине, в подстрочных ссылках интервал одинарный, шрифт – 10 пт (обязательно меньше шрифта основного текста).

Номера страниц проставляются вверху по центру последовательно. Начинается нумерация со 2-й страницы, т.е. с оглавления.

Заголовки глав отделяются от основного текста пробелом 3 межстрочных интервала. Заголовок набирается жирным шрифтом и выравнивается по центру. Точка в конце заголовка не ставится. Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через один междустрочный интервал, не имеет переносов, то есть на конце строки слово должно быть обязательно полным.

Заголовки параграфов отделяются от основного текста пробелом 3 межстрочных интервала, выравниваются по ширине, в конце заголовка ставится точка.

Страницы полностью заполняются текстом. Введение, каждая новая глава, а также заключение, список литературы (список источников и литературы) и приложения начинаются с новой страницы.

Отступ каждого абзаца в тексте и ссылках составляет 1,25 см от левого поля по всей работе.

Для акцента на слове или словах используются шрифтовые выделения (жирный, курсив, жирный курсив, подчеркивание, разрядка и др.). Принято выделять определения, краткие тезисы, выводы.

Иллюстрированный материал следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые. На все иллюстрации должны быть ссылки в работе. Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, документы, рисунки, снимки) должны быть пронумерованы и иметь названия под иллюстрацией. Нумерация иллюстраций должна быть сквозной по всему тексту курсовой работы.

Таблицы в курсовой работе располагаются непосредственно после текста, в котором они упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте. Нумерация таблиц должна быть сквозной по всему тексту курсовой работы. Порядковый номер таблицы проставляется в правом верхнем углу над ее названием после слова «Таблица». Заголовок таблицы размещается над таблицей и выравнивается по центру строки, точка в конце заголовка не ставится.

Точность цитирования приводимых ссылок реализуется через технически правильно оформленный научный аппарат работы. Правила оформления научного аппарата являются общими для всех отраслей знания и регламентированы действующими государственными стандартами.

Правила цитирования

Цитатой является дословное приведение выдержки из какого-либо текста, включённой в собственный текст. Цитата подтверждает высказанную мысль или аргумент. В работе автора она приводится для подтверждения рассматриваемых положений, и в ней сохраняются все особенности документа, из которого она взята: орфография, пунктуация, расстановка абзацев, шрифтовые выделения. Цитата заключается в кавычки.

Цитаты, а также заимствованные из различных документов аргументы или статистические данные подтверждаются библиографической ссылкой на первоисточник.

Обширные дословные цитаты применяются очень редко. Целесообразно сжато передать содержание цитаты своими словами, то есть воспользоваться парафразой (передача своими словами, пересказ чужих текстов, мыслей и т. п., особенно когда цитируются описания фактов, результаты исследований. В этом случае ссылка начинается со слов «См.:», «Ср.:», «См. также:», «См., напр.» и других.

В случае многократного цитирования одного и того же источника в ссылке можно ограничиться лишь указанием номера страницы, а заглавие включить в легко отгадываемые шифры типа «Указ. соч. С.», «Цит. соч. С». Важно не просто вставить цитату в свой текст, а связать её со всем контекстом работы. Не допускается вырывать цитату из контекста вне всякой связи.

Если первоисточник практически недоступен, то вторичная цитата начинается словами «Цит. по:», далее дается ссылка на источник, откуда взята цитата.

Важно помнить, что курсовая работа не должна быть переполнена цитатами, которые плохо связаны между собой. Функция цитат - подтверждать излагаемую мысль или довод, быть опосредованным аргументом в цепочке доказательства.

Научный аппарат предписывает библиографические ссылки на цитаты и парафразы располагать в сносочном аппарате. Сноска представляет собой текст, помещаемый отдельно от основного текста: а) внизу страницы, б) в основном тексте в скобках.

Смысл библиографической ссылки - в указании источника, используемого автором текста. Библиографическое описание (текст сноски) состоит из обязательных и факультативных элементов.

Обязательные элементы используются при указании библиографических данных в сносочном аппарате. Обязательными элементами библиографического описания являются: основное заглавие (фамилия и инициалы автора или авторов, название); место издания; год издания; конкретная страница. Ос­новная часть обязательных элементов используется также при составлении спи­ска литературы (списка источников и литературы).

Факультативные элементы дают дополнитель­ную информацию о документе (его содержании, читательском назначении, иллюстративном материале и т. п.).

Для обозначения тома, номера и страницы цитируемого издания необходимо пользоваться сокращениями, принятыми в языке источника (см. таблицу).

Таблица 1

Некоторые библиографические обозначения в распространенных языках

Язык

Том

Номер

Страница

Русский

Т.

№____.

С.____

Английский

Vol .___

№____.

Р.____

Немецкий

Bd .___

Nr ____.

S .____

Французский

Т.

n .____.

Р.____

Итальянский

Vol .___

n .____.

Р.____

 

При использовании студентом в работе библиографических ссылок на журнальные статьи или статьи из сборников и многотомных изданий следует указывать не только автора, но и название статьи, название журнала, год и номер журнала (выпуска, тома) и страницу. Сокращения наименований журналов и других изданий, практикующиеся в языке специального библиографического описания, применять не рекомендуется.

Библиографические ссылки, как и примечания, с точки зрения грамматики являются предложениями, они пишутся с большой буквы, даже если начинаются с сокращений «См.:», «Цит. по:» и других, и завершаются точкой (или другим знаком).

По типу библиографические ссылки подразделяется на: а) подстрочные; б) внутритексто­вые. Все библиографические ссылки в работе должны быть оформлены одинаково.

Рекомендуется использовать подстрочные ссылки. Они помещаются внизу страницы под основным текстом и автоматически (в компьютерной программе Word: ВСТАВКА-ССЫЛКА-СНОСКА; СНОСКИ ВНИЗУ СТРАНИЦЫ, СИМВОЛЫ 1,2,3, НУМЕРАЦИЯ НА КАЖДОЙ СТРАНИЦЕ, ПРИМЕНИТЬ КО ВСЕМУ ДОКУМЕНТУ) отделяются от него небольшой горизонтальной линией (См. Приложение 3).

Внутритекстовые библиографические ссылки помещают в самом тек­сте в скобках, в том месте, к которому они относятся. В этом случае используется сокращённый их вид. Возможны два варианта оформления внутритекстовых ссылок: 1) в круглых скобках указывается фамилия и инициалы автора цити­руемой работы, год ее издания, номер страницы; 2) в квадратных скобках указывается номер, под которым цитируемая работа помещена в списке литературы в конце работы, затем через запятую указывается страница (См. Приложение 4). Следует иметь в виду, что перед скобками и в скобках после описания документа точка не ставится.

Затекстовые библиографические ссылки помещаются после всего тек­ста, то есть выносятся в конец работы, как правило, на отдельном листе. В ссылках указывают автора, название источника, место и год издания и страницу, откуда заимствована цитата (аргумент или цифра).

Нумерация затекстовых ссылок сквозная, а подстрочных - как постраничной, так и сквозной.

При первом библиографическом описании документа в ссылке указываются все обязательные элементы.

В повторных библиографических ссылках дается сокращенный вариант. В них также разрешается опускать последние слова длинных заглавий, заменяя их многоточием (…).

При записи нескольких ссылок подряд на одно и то же однотомное, многотомное или сериальное издание повторная ссылка приводится так, как указывается в таблице 2.

Образцы написания повторных или нескольких ссылок подряд на одно и то же однотомное, многотомное или сериальное издание


  Ссылка на цитату,

обособленную кавычками

Ссылка на текст (аргумент) или цифру в тексте при отсутствии кавычек

Там же. – С.187.

См. там же. – С.187.

Там же. – Т.8 - С.85.

См. там же. – Т.8 - С.85.

Там же. 1987. – Вып.2. - С.477.

См. там же.– 1987. – Вып.2. - С.477.

 

В повторных ссылках в тексте только на одну работу данного автора (авторов) основное заглавие и следующие за ним повторяющиеся элемен­ты опускают или заменяют словами "Указ. соч.», "Цит. соч.", напри­мер: Пушкин А.С. Указ. соч. – С.160.

В библиографических ссылках при анализе нескольких работ одного ав­тора (авторов) возможно использование вместо фамилии (фамилий) и ини­циалов сокращений: «Он же», «Она же», «Они же». Например: Милютин Д.А. Дневник. Т.З. – М., 1950. – 380 с.; Он же. Воспоминания. 1843-1856. – М., 2000. – 412 с.; Он же. Воспоминания. 1860 - 1862 г . – М., 1999. – 520 с.

В дополнение к библиографической ссылке источника в сноске может быть помещено ещё и примечание автора, не вписывающееся в основной текст.

В библиографических ссылках и в библиографическом описании документов в списке литературы особое место занимают условные разделительные знаки, разграничивающие области описания источника. Приведем примеры:

Две косые черты [ // ]. Знак ставят после описания составной части издания перед описанием издания, в кото­ром она напечатана. Например: Шитов А.Ю. Профессия и призвание. О новой концепции PR-образования в России // Советник. -2002. - № 09.- Сентябрь. – С.14 -16.

Двоеточие [ : ]. Оно ставится:

1. Перед каждым сведением, относящимся к заглавию. Например: Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). – М., 1982;

2. Перед названием издательства в области выходных данных. Например:

М.: Книга, 2000.

М.: Аспект-Пресс: Музыка, 2001;

Косая черта [ / ]. Ставится:

1. Перед сведениями об ответственности. Например:

Очерки истории российского образования: К 200-летию Министерства образования Российской Федерации: В 3 т. Т.2 /Министерство образования Российской Федерации.

•  Крупская Н.К. О библиотечном деле: Сб. /Сост. Абрамов и др.; Редкол. Н.С.Карташов

2. Перед сведениями о переводе с языка оригинала с указанием данных о переводчике (переводчицах). Например: / Пер. с фр. В.К.Ильичевой, но (: Пер. с фр.).

Точка и тире [.-] (в полных описаниях) или только точка (в кратких описаниях) разделяет каждую область библиографического описания. Например: Есенин С. А. Собрание сочинений: В 5 т. - М.: Худож. лит., 1966-1968. -Т. 1, 1966. - 415 с.; Т. 2, 1966.- 327 с.; Т. 3, 1967. - 383 с. и т. д.

Таблицы, рисунки, схемы, графики как в основном тексте, так и в приложениях должны быть выполнены на стандартных листах. Таблицы, занимающие большую часть формата страницы, помещают на отдельных листах. По тексту они так же, как и рисунки, нумеруются арабскими цифрами. Например: Таблица 3, Рис.6 и т.д.

Таблица в тексте снабжается заголовком, над которым справа пишется слово «Таблица» и ставится eе порядковый номер. Если таблица в тексте одна, то указывается только её заголовок. Заголовок таблицы отражает предельно кратко и точно основное её содержание, печатается строчными буквами (начиная с прописной буквы) и отделяется от неё пробелом в 1 интервал. Заголовок выравнивается по центру. Точка в конце заголовка не ставится. Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через один междустрочный интервал полужирным шрифтом 12 пт.



Приложения, помещаемые в конце курсовой работы, имеют сплошную нумерацию. Кроме нумерации, все приложения имеют тематиче­ские заголовки. Достоверность информации в приложении подкрепляется ссылкой на источник.

Все страницы работы, включая страницы, где размещены только таблицы и графики, нумеруются по порядку без пропусков, повторений и литерных добавлений. Первой страницей считается титульный лист, на котором номер страницы не ставится. Номер страницы может проставляться внизу или вверху страницы (в центре) однообразно во всем тексте работы. Введение, отдельные главы и заключение следует начинать с новой страницы.

Курсовая работа представляется на кафедру в одном экземпляре в скрепленном виде.

10. СРОКИ НАПИСАНИЯ И ПРОВЕРКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа должна быть выполнена и представлена на кафедру или преподавателю — научному руководителю курсовой работы — не позднее 30 марта текущего учебного года. Студенты 5 курса представляют курсовую работу не позднее, чем за месяц до начала последней зачетно-экзаменационной сессии.

Научный руководитель курсовой работы или заведующий кафедрой проверяет окончательный вариант курсовой работы с указанием допуска к защите.

Дата и время защиты устанавливаются заведующим кафедрой по согласованию с членами комиссии и учебным управлением.

Успешная защита курсовой работы заканчивается проставлением положительной оценки в зачетную книжку студента и сводную ведомость на курсовые работы соответствующей академической группы, находящуюся в деканате факультета, до 31 мая текущего учебного года. Студентам 5 курса оценка выставляется не позднее, чем за неделю до начала последней зачетно-экзаменационной сессии.

В случае, если курсовая работа по результатам проверки и защиты ее студентом оценивается на оценку «неудовлетворительно», оценка проставляется только в ведомости на курсовые работы.

При нарушении срока представления курсовой работы курсовая работа может быть принята кафедрой или научным руководителем декана факультета.

11. КАК ПРЕДСТАВИТЬ РАБОТУ К РЕЦЕНЗИРОВАНИЮ

Написанная, скрепленная и надлежащим образом оформленная студентом курсовая работа передается научному руководителю для рецензирования.



При передаче работы рецензенту студент обязан:

а) внимательно вычитать написанный текст;

б) удостовериться в отсутствии противоречий по тексту;

в) сверить подстрочный материал (сноски) с наличием цитат и ссылок на мысли других авторов, убедиться в точности сносок.

Представляемая к рецензированию работа должна иметь вид единой брошюры (скрепленные пронумерованные листы должны быть заключены в обложку, содержащую титульный лист).

В рецензии на курсовую работу преподаватель кратко анализирует представленный к рецензированию материал, оценивает, в какой степени раскрыта исследуемая тема, отмечает достоинства и недостатки работы.

Отмеченные недостатки должны быть устранены автором курсовой работы до ее защиты. Неудовлетворительное раскрытие темы, написание работы не по утвержденной преподавателем теме лишают автора права защиты курсовой работы. В последнем случае работа должна быть переработана либо выполнена вновь.

Завершается написание рецензии выводом о допуске курсовой работы к защите.


12. КАК РАБОТАТЬ С РЕЦЕНЗИЕЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Получив курсовую работу с рецензией преподавателя, студент внимательно изучает изложенные в ней замечания и рекомендации преподавателя. При этом студент обязан:

а) устранить отмеченные рецензентом замечания до ее защиты;

б) составить план устного изложения основных положений и результатов исследования с учетом рекомендаций рецензента;

в) подготовить ответы на вопросы, возникшие у преподавателя в ходе рецензирования работы.

В случае возникновения затруднений при устранении в работе недостатков, указанных в рецензии, студент должен обратиться за индивидуальной консультацией к преподавателю, подготовившему рецензию.



13. КАК ПОДГОТОВИТЬ СЕБЯ К ПУБЛИЧНОЙ ЗАЩИТЕ

Подготовка к публичной защите курсовой работы включает:

а) учет замечаний, указанных в рецензии преподавателя. При необходимости в работу следует внести требуемые уточнения, изменения, дополнения;

б) написание краткого вступительного слова к защите (2-3 страницы рукописного текста, содержащего сведения о наиболее важных положениях, выводах и предложениях автора по освещенной в курсовой работе теме);

в) продумывание аргументов в обоснование своих наиболее важных положений, выводов и предложений, особенно в связи с вопросами, затронутыми преподавателем в рецензии;

г) прогнозирование вопросов, которые могут возникнуть у преподавателя в ходе защиты курсовой работы, всесторонний их анализ и подготовка наиболее оптимальных вариантов ответов на них.



14. ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Студент обязан явиться в указанную преподавателем аудиторию в строго назначенное для защиты время, предоставить принимающему защиту преподавателю:

а) зачетную книжку;

б) текст курсовой работы, который подлежал рецензированию (с учетом замечаний рецензента);

в) рецензию на данную работу.

При отсутствии у студента зачетной книжки, текста курсовой работы или рецензии защита откладывается или переносится на другой удобный для преподавателя день.

Защищая курсовую работу, автор кратко (в течение 5-7 минут) излагает ее суть (актуальность избранной темы, цель, задачи, решаемые автором в работе, методы решения поставленных им задач и достижения цели, основное содержание работы), обосновывает результаты рассмотрения темы, объясняет, насколько учтены (выполнены) рекомендации, указанные в рецензии, и устранены недостатки, аргументирует свою позицию по теоретически спорным вопросам.

Далее защита работы проходит в виде дискуссии между преподавателем-рецензентом и защищающим работу студентом.

Защита курсовой работы осуществляется публично в присутствии студентов, которые представляют свою работу для защиты.

15. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

По итогам написания и защиты курсовой работы в сводную ведомость и зачетную книжку студента выставляется общая оценка.

При выставлении оценки учитываются следующие моменты:

а) обоснование актуальности избранной для написания курсовой работы темы;

б) использование литературы, законодательства, других нормативных, аналитических, информационных и прочих материалов;

в) объем самостоятельно собранного, изученного и обобщенного фактического материала;

г) всесторонность, полнота, объективность, глубина, теоретическая и практическая обоснованность проведенного анализа;

д) теоретическая и практическая значимость сформулированных в курсовой работе положений, выводов, предложений, рекомендаций;

е) четкость и ясность сформулированных положений, выводов, предложений, рекомендаций;

ж) владение материалом курсовой работы во время ее защиты, умение аргументировано отвечать на поставленные в ходе дискуссии вопросы.

Курсовая работа оценивается по четырехбалльной шкале.

Оценка «отлично» выставляется в том случае, если автор, с точки зрения преподавателя, разобрался в исследуемой теме, широко и убедительно раскрыл ее существо, исследовал историко-правовой аспект проблемы, отечественную и зарубежную практику правоприменения, логично и аргументированно вывел и объяснил тенденции, закономерности и зависимости исследованных вопросов, вел уверенную и аргументированную дискуссию в ходе защиты, грамотно оформил свою курсовую работу.

Оценка «хорошо» выставляется в случае, если автор показал твердые знания исследованной проблемы, в ходе написания работы и ее защиты раскрыл свою способность к самостоятельному анализу литературных источников и правоприменительной деятельности, а также к выведению из исследованного материала аргументированных выводов. Защищая курсовую работу, автор уверенно обосновал рассмотренные в работе положения, показал умение вести грамотную и убедительную дискуссию с преподавателем. В оформлении курсовой работы допустил незначительные ошибки.

Оценка «удовлетворительно» выставляется в том случае, если в курсовой работе аргументированно освещены основные вопросы темы, но вместе с тем автор допустил некоторые значительные ошибки или неточности при раскрытии темы. Студент в ходе защиты допускал оговорки и неточности в беседе с преподавателем.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется в случае, если работа не соответствует предъявленным в настоящих рекомендациях требованиям, автор допустил существенные ошибки и неточности, отсутствует логика изложения материала, тема не раскрыта, работа не оформлена надлежащим образом.

При получении неудовлетворительной оценки студент обязан коренным образом переделать работу в соответствии с рекомендациями преподавателя либо выбрать новую тему по согласованию с преподавателем-рецензентом и пройти путь написания и защиты курсовой работы повторно.

График защиты (перезащиты) курсовых работ устанавливается кафедрой.

При успешной защите курсовая работа и рецензия передаются принимавшим защиту преподавателем на кафедру. Согласно сводной номенклатуре дел курсовые работы хранятся на кафедрах в течение двух лет.

Итоги защит курсовых работ обсуждаются на заседании кафедры, в случае необходимости — на заседании Совета факультета и/или Ученого совета Института. По результатам обсуждения принимается решение, целью которого выступает совершенствование процесса подготовки данного рода работ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.



НОУ ВПО «ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ»
Факультет высшего профессионального образования
Кафедра гражданско-правовых дисциплин
Курсовая работа
Название темы курсовой работы

Автор: студент 1-го курса юридического факультета



Иванов Иван Иванович

Руководитель: Ф.И.О. преподавателя,

ученая степень, ученое звание
«Допустить к защите»
заведующий кафедрой ____________________________

(подпись)


«Защищена» Оценка
«___»_____________200__ г. ____________________

Балашиха 2011


ПРИЛОЖЕНИЕ 2.



Оглавление

Введение. 3

ОГЛАВЛЕНИЕ 3

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 4

1. СПЕЦИФИКА КУРСОВОЙ РАБОТЫ КАК ОСОБОГО ВИДА УЧЕБНОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5

2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ НА I, III КУРСАХ ОБУЧЕНИЯ 7

3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ НА V КУРСЕ ОБУЧЕНИЯ 8

4. ВЫБОР ТЕМЫ, ТРЕБОВАНИЯ К НАЗВАНИЮ 9

5. СБОР, АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА 9

6. РАЗРАБОТКА РАБОЧЕГО ПЛАНА 10

7. ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ РАБОТЫ 11

8. ИЗЛОЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ 13

9. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ТЕКСТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ 14

10. СРОКИ НАПИСАНИЯ И ПРОВЕРКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 20

11. КАК ПРЕДСТАВИТЬ РАБОТУ К РЕЦЕНЗИРОВАНИЮ 21

12. КАК РАБОТАТЬ С РЕЦЕНЗИЕЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ 21

13. КАК ПОДГОТОВИТЬ СЕБЯ К ПУБЛИЧНОЙ ЗАЩИТЕ 22

14. ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ 22

15. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 23

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 25

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 26

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 27

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 28




ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

…Многие мыслители древности подчеркивали практическую направленность этики. Как отмечал Аристотель, цель этического учения — не познание, а поступки, дружба есть необходимое условие совместной жизни1. В культуре античности можно обнаружить зачатки едва ли не всех направлений философии, в том числе и нравственной философии. Так, софистов Протагора (480-411 до н. э.), Горгия (483-375 до н. э.) и др. можно считать основоположниками этического релятивизма (от лат. relativus — относительный). Фактически первыми они заявили о том, что законы природы существенно отличаются от законов общества. Если законы природы существуют объективно, то общественные устанавливаются людьми с учетом их собственных интересов.

В античности же зарождается и такое направление, как эвдемонизм (от греч. eudaimonia — счастье, блаженство), который стремился установить гармонию между добродетелью и стремлением к счастью. Позиции эвдемонизма разделяли очень многие мыслители древности — Сократ, Демокрит, Платон и др. Они провозглашали, что счастье возможно лишь в служении высшим нравственным ценностям2.

Мыслители античности создали философскую базу, которая в значительной мере предопределила последующее развитие этики.



Непосредственным преемником античной нравственной философии стала этика Средневековья (V-ХV вв.), которая воспринимала культуру античности, главным образом, через призму христианских догматов. В этических исследованиях господствовал теоцентризм3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.



…Исходя из самых распространенных определений, патриотизм — это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер, культурные особенности, идентификация себя с другими членами нации, стремление защищать интересы Родины [1]. Однако не всей молодежи известна или знакома такая формулировка. Так, одни думают, что если болеешь за спортивную сборную страны, то ты уже патриот. Другие считают достаточным для патриота гордости тем, что они родились в этой стране и живут в ней. Третьи считают, что достаточно пойти служить в армию, и это и будет проявлением истинного патриотизма [2]. Систематизируя эти представления, можно сделать вывод, что понятие «патриот» мало у кого из молодежи приближено к четкому и сформированному образу, да и черпается оно в большинстве случаев из личных наблюдений и впечатлений, иногда не совсем обоснованных, не говоря уже о конкретных действиях, в которых бы выражалось то самое представление о патриотизме…

…Именно для того, чтобы пробудить интерес у молодежи к истории и культуре своей страны, необходимо совершенствовать процесс патриотического воспитания [6].
[1] ru.wikipedia.org, 10.02.2011.

[2] Опрос был проведен среди 26-ти студентов, из 3-х ВУЗов. Было распространено 26 анкет, со свободным вопросом «сформулируйте определение «патриотизма» и его составляющих, на основе своих знаний». Из 26 опрошенных 60% дали ответы совершенно не соответствующие словарному определению, 30,4% дали ответы, приближенные к словарному определению, 7,6% дали ответы, почти точно повторяющие словарное определение.

[6]См. об этом подробнее: Делия В.П. Формирование и развитие инновационной образовательной среды гуманитарного вуза. Москва, 2008.


1 Философия. Учебник. Под ред. Лавриненко В.Н. М., 2001. С. 31-32.

2 Этика античности // Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика. Учебный курс. Ростов н/Д, 2000. С. 68-85.

3 Философия. Учебник. Под ред. Лавриненко В.Н. М., 2001. С. 43.


Смотрите также:
Методическое пособие по подготовке и оформлению курсовых работ балашиха 2011
364.36kb.
1 стр.
Методическое пособие по выполнению курсовых работ по курсу
153.17kb.
1 стр.
Методическое пособие по подготовке и оформлению выпускных квалификационных работ направления 030500. 62 «юриспруденция»
224.21kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие Ижевск 2012 резьбовые соединения учебно-методическое пособие Ижевск 2012 (075)
420.54kb.
3 стр.
Учебно-методическое пособие по подготовке, оформлению и защите выпускных квалификационных работ для студентов специальности 050720 «Физическая культура»
1576.45kb.
7 стр.
Методическое пособие по подготовке и оформлению выпускных квалификационных работ по направлению 080500. 62
473.67kb.
1 стр.
Методическое пособие по подготовке и оформлению дипломных работ по специальности 080507. 65 «менеджмент организации»
491.01kb.
1 стр.
Л. В. Грищенко подпись
512.02kb.
2 стр.
Учебно-методическое пособие для курсового проектирования Барнаул 2009 (072) Скребковые конвейеры: Учебно-методическое пособие для курсовогоо проектирования / Сост.: И. Л. Новожилов, В. Н. Самородова, Барнаул, 2009. 25 с
403.45kb.
2 стр.
Методические рекомендации по оформлению и написанию курсовых работ по специальности 100104(2307) «Туризм» и100105(2302) «Гостиничный сервис»
391.48kb.
2 стр.
Методические рекомендации по подготовке, выполнению и оформлению курсовых работ для студентов, обучающихся по направлению 031600 «реклама и связи с общественностью»
361.28kb.
1 стр.
Методические рекомендации по подготовке рефератов, курсовых работ и дипломных работ для всех специальностей
542.29kb.
5 стр.