Главная
страница 1
Хорьякова Н.А. Введение раздельного обучения в школах Кемерова // Кемеровской области 60 лет: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 60-летию Кемеровской области. 15 мая 2003 года, г. Кемерово. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003.

ВВЕДЕНИЕ РАЗДЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛАХ КЕМЕРОВА

В ГОДЫ ВОЙНЫ

Н.А. Хорьякова, Кемерово


В 1943/44 учебном году особое внимание уделялось повышению обще-образовательной подготовки учащихся, укреплению дисциплины и порядка в школе. Известное место в этом занимало введение раздельного обучения в школах.

Одним из аргументов в пользу раздельного обучения была необходимость введения военно-физической и особенно допризывной подготовки. Осуществлявшаяся в старших классах, последняя предполагала необходимость организации специальных занятий только для мальчиков-подростков и юношей. Среди других обоснований назывались необходимость учета особенностей физиологического развития юношей и девушек, требующих обеспечения различных условий организации их обучения и воспитания.

Опираясь на опыт ряда школ Москвы, где уже ранее было введено раздельное обучение по отдельным предметам, предполагалось распространить этот принцип на все школы и предметы повсеместно.

Постановлением СНК СССР от 16 июля 1943 г. вводилось раздельное обучение в неполных средних школах крупных городов, отдельных краевых и областных центров1.

Распространение раздельного обучения проходило поэтапно. С начала 1943/44 учебного года оно вводилось в неполных средних и средних школах в 28 городах РСФСР, в последующие учебные года раздельное обучение распространялось на 178 наиболее крупных центров.

В Кузбассе такое обучение первоначально вводилось только в областном центре. Первоначально в Кемерове раздельным обучением было охвачено 14 тыс. 36 учащихся, из них 6 тыс. 424 мальчика и 7 тыс. 612 девочек. После реорганизации школ численность учащихся увеличилась до 7 тыс. 298 мальчиков и 8 тыс. 490 девочек. В городе было организовано 4 мужские средние и 7 семилетних школ. Женских школ было немного больше - 7 средних и 6 семилетних2.

Главной задачей в мужских школах было воспитание мужчины - гражданина, будущего мужественного защитника Родины, будущего отца.

Основной проблемой, с которой столкнулись педагоги в мужских школах, была недисциплинированность учащихся. Данную проблему решали по-разному: проводились беседы, направленные на воспитание вежливости, дисциплинированности у учащихся, беседы «О дружбе и товариществе». «Грубость и вежливость», подробно изучались Правила учащихся. Большую роль для установления порядка играло и внутреннее оформление школ. Борьба за дисциплину осуществлялась и через применение крайней меры - исключение из школы. За нарушение Правил поведения из школ города были исключены 12 учащихся. Случаи грубости, недисциплинированности были и в женских школах (женская школа № 19, 35), работа по улучшению дисциплины велась теми же методами, что и в мужских школах. Всевозможные меры способствовали укреплению дисциплины в мужских школах, в ряде школ добивались даже прекращения курения в школах. Таким образом, не оправдалось мнение педагогов, что в мужских школах будет массовая недисциплинированность.

Благодаря раздельному обучению, на высоком уровне проводилась воспитательная работа. Оживилась художественная самодеятельность в мужских школах, хотя это было трудно. Иногда мальчики уклонялись от выступлений. В мужских школах № 1, 12 были созданы хоровые коллективы. Особый интерес ребята проявляли к спорту и туризму. Между мужскими школами устраивались соревнования, военные парады. По строевой и спортивной подготовке особо отличались учащиеся школ № 1, 12, 24, 31. Благодаря организации в мужских школах столярных, слесарных кружков, прекратилась порча имущества.

При раздельном обучении учащиеся в мужских школах без стеснения выполняли работы по созданию уюта и чистоты в школе.

В женских школах предполагалось воспитывать женщину-гражданку, будущую общественную деятельницу, мать. Проводились воспитательные беседы на своеобразную тематику «О матери и отношении к ней», «О скромности» и др.

В женских школах прививались девушкам необходимые навыки. Были организованы кружки рукоделия, особо славился кружок в женской школе № 34, в котором занимались 65 девочек. В женских школах уделяли большое внимание художественной самодеятельности, особо на высоком уровне данная работа была поставлена в школах № 10, 17.

Изменения вносились и в учебный план. В мужских школах больше часов выделялось на физическую подготовку. В женских школах вводилась педагогика в старших классах, а в младших домоводство.

Введение раздельного обучения вносило своеобразие в преподавание различных предметов. В мужских школах учащиеся проявляли интерес к предметам, имеющим прикладное значение, и особенно к вопросам, связанным с военным делом. Учителя могли останавливаться подробно на вопросах, имеющих для мальчиков особое воспитательное значение. Учащиеся мужских школ интересовались военным бытом, вооружением, формой армий в других странах.

В женских школах учащиеся больше интересовались художественной литературой, в частности психологической стороной произведения, детальным анализом действующих лиц. Однако успеваемость в мужских и женских школах по прикладным предметам была одинакова.

С введением раздельного обучения большие трудности в организации учебно-воспитательной работы возникали у учительского состава. Для работы в мужском или женском коллективе необходима была специальная подготовка. Для классных руководителей прочитаны были специальные доклады: «Особенности педагогической работы с мальчиками», «О пионерской и комсомольской работе в школе».

Когда раздельное обучение в школах Кемерова дало положительные результаты, оно стало вводиться (уже с 1 сентября 1944 г.) и в других городах области - Сталинске, Прокопьевске, Киселевске, Ленинске-Кузнецком, Анжеро-Судженске3.

Всего к концу 1944/45 учебного года в области было открыто 38 женских и 30 мужских средних и семилетних школ4. Однако реорганизация системы учреждений народного образования не получила действительно массового характера. Она не коснулась небольших городов, сельской местности.

Введение раздельного обучения породило определенные трудности для школ - необходимо было быстро организовать на базе средних и семилетних школ мужские и женские средние и неполные средние школы, найти здания под школы. Еще одной проблемой было обеспечение педагогическими кадрами, которых и так не хватало в школах области.

Учащимся вначале психологически трудно было включиться в учебный процесс, организованный по-новому.

___________________________

1 Народное образование СССР. Общеобразовательная школа. 1917-1973. М., 1977. С. 177.

2 ГАКО. Ф. Р.-323. Оп. 1. Д. 1. Л. 40.

3 Там же. Д. 20. Л. 114.



4 ГАКО. Ф. П.-75. Оп. 1. Д. 202. Л. 37.


Смотрите также:
Раздельного обучения в школах кемерова в годы войны
44.56kb.
1 стр.
Рубрика «Теория сми» Марговская Марианна Григорьевна
157.89kb.
1 стр.
В годы войны. Статьи и очерки. М.: Наука, 1985. С. 69-84
208.76kb.
1 стр.
Новаторство в изображении темы войны в кон. 50 нач. 60-х гг.
163.77kb.
1 стр.
Страны цве в годы II мировой войны План
256.27kb.
1 стр.
Урок 21 22 Тема урока: Липецкий край в годы гражданской войны
101.84kb.
1 стр.
«Моя семья в годы Великой отечественной войны»
82.24kb.
1 стр.
Исследовательская работа «Село Биктимирово в годы Великой Отечественной войны»
442.33kb.
3 стр.
Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны
135.2kb.
1 стр.
Тема «война и дети» в литературе о Великой Отечественной войне
96.34kb.
1 стр.
А. А. Сафронов. Уральский турбинный завод в годы войны
303.81kb.
1 стр.
Урока в 9 классе по теме: «Наш край в годы Великой Отечественной войны
50.79kb.
1 стр.