Главная
страница 1страница 2страница 3

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 18



Школьные Дни Науки и искусства

Конференция школьников «ШАГ В НАУКУ»

Секция «Филология»




На свете много улиц разных, или

Раскрываем секреты топонимики

Исследовательская работа

Выполнена



Смирновым Андреем Евгеньевичем,

учеником 8 класса «Г»

Руководитель –

Смирнова Ольга Александровна,

учитель русского языка

Ярославль

2012

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………………… 3


Глава 1. Основные топонимические понятия

1.1 Топонимика как один из разделов ономастики…………………………………………… 6

1.2 Типы топонимов……………………………………………………………………….......... 8

1.3 Связь топонимики с другими науками……………………………………………….......... 9

1.4 Особенности образования топонимов……………………………………………………... 1О

Глава П. Возможности ознакомления с краеведческим топонимическим материалом на уроках русского языка

2.1. Исследование уровня осведомленности учащихся в предмете топонимики…………… 14

2.2. Топонимический материал в учебнике русского языка….……………………………… 15

2.3. Ярославский топонимический материал в заданиях по русскому языку………….......... 15

2.4. Использование краеведческих текстов, содержащих топонимический материал……… 22

Заключение………………………………………………………………………………………. 23

Список литературы……………………………………………………………………………… 24

Приложения…………………………………………………………………………………….... 25

Введение
Названия окружают человека – в раннем детстве он узнает названия своей улицы, своего района, города. С возрастом кругозор расширяется и человек оперирует все большим количеством названий. Естественно возникает желание узнать: что они означают? В сферу лингвистического краеведения входит изучение выявление истории слов и фразеологических оборотов, связанных с географическими названиями данного края, с событиями и людьми, давшими жизнь новым словам и оборотам.

Наиболее часто в лингвистическом краеведении возникают проблемы, выдвигаются гипотезы относительно происхождения того или иного географического названия. Работа по изучению происхождения географических названий как раздел краеведения не получила пока широкого распространения, хотя должна занимать явно не последнее место в изучении своего края.

Любое географическое название исторично и является памятником культуры каждого народа. Такова его природа. Одной из важных проблем в топонимике является постепенная утрата важнейших сведений о прошлом. Возникла необходимость сохранения древних, исторически важных топонимов, поскольку они содержат в себе сведения из жизни наших предков. Уходят века, люди, события, но память о них остается в памяти людей, делах и воспоминаниях, в том числе и топонимах – названиях рек и озер, сел и городов.



Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью зафиксировать, сохранить и познакомить учащихся школ не только с современными, но и неофициально-бытовыми названиями объектов города, что поможет сформировать полное представление о топонимии города как языковом источнике информации о духовной культуре народа.

Новизна исследования состоит в том, что в работе представлены и анализируются городские топонимы Ярославля, сохранившиеся в исторических источниках, официальных документах и живой речи горожан. Учащимся младшей и средней школы предлагается для ознакомления неизвестный им топонимический материал.

Объект нашего исследования – топонимический материал.

Предмет исследования – краеведческий топонимический материал.

В ходе анкетирования было установлено, что предмет топонимики мало известен нашим сверстникам. Необходимо повысить уровень знаний о происхождении собственных наименований, в том числе и путем включения краеведческого материала в содержание уроков русского языка. Нельзя допустить, чтобы пропали исторические названия. Поэтому надо сохранить топонимы, так как они содержат в себе сведения о жизни наших предков. «Сохранить топонимы не только важно, но и нужно. Ведь многие объекты и их названия исчезают, а это значит, что исчезает наша история, наши корни, опустошается наша память», - пишет Г.П.Смолицкая в книге «Занимательная топонимика» [6]. Чтобы сохранить топонимы, надо сначала их исследовать, что мы и попытались сделать в этой работе.

Мы предположили, что названия топонимических объектов г. Ярославля, подобно многим, сложились исторически и отражают особенности происхождения географических объектов, но они мало известны ярославцам.

Цель исследования – изучение особенностей происхождения названий некоторых топонимических объектов г. Ярославля и поиск путей, направленных на расширение и углубление знаний по топонимике родного края.

Данная цель предполагает решение следующих задач:



  1. Изучить научную литературу по теме исследования.

1.1. Раскрыть понятие топонимики, ее связь с другими науками.

1.2. Рассмотреть типы топонимов и особенности их образования.

1.3. Познакомиться с историей ярославских топонимов.

2. Изучить возможности использования топонимического материала на уроках русского языка в школе.

3. Разработать систему заданий по русскому языку с привлечением краеведческого топонимического материала (4-5 классы).

4. Разработать цикл бесед для учащихся 4 классов «Знаешь ли ты свою малую Родину?»



Методы исследования:

1. Конспектирование и реферирование литературы по теме исследования;

2. Систематизация собранного краеведческого топонимического материала;

3. Опрос и анкетирование школьников о происхождении некоторых ярославских топонимов.



Базой исследования является МОУ средняя общеобразовательная школа № 18, учащиеся 4-5 классов.

Этапы исследования:

I. Подготовка к проведению исследования:

Определение темы, проблемы и актуальности исследования;

Поиски, изучение научной литературы и уточнение темы;

Определение гипотезы;

Определение целей и задач исследования;

Определение методов исследования;

II. Проведение научного исследования.

1. Выявление уровня осведомленности учащихся 4-5 классов о происхождении названия топонимических объектов города Ярославля.

2. Анализ полученных результатов.



  1. Разработка ряда заданий с целью введения краеведческого материала в уроки русского языка.

  2. Разработка цикла бесед для учащихся 4 классов «Знаешь ли ты свою малую Родину?»

III. Оформление результатов исследовательской работы.

1. Создание памятки для учащихся «Топонимические объекты Ярославля»

2. Написание черновика исследовательской работы.

3. Редактирование работы.

4. Оформление исследовательской работы

1У. Защита работы на школьной конференции научно-исследовательских работ «Шаг в науку».

У. Проведение цикла бесед для учащихся 4 классов

Теоретическая значимость работы заключается в разработке вопроса об особенностях образования и происхождения топонимов и привлечении краеведческого материала к использованию на уроках русского языка.

Практическую значимость работы мы видим в том, что материалы исследования могут быть использованы учителями в их практической деятельности на уроках русского языка в 4-5 классах, а также во внеклассной работе по предмету, что поможет заинтересовать учащихся историей родного края.

Работа может представлять интерес для увлекающихся краеведением, лексикологией, ономастикой.

В ходе исследования использовались работы Поспелова Е.М., Смолицкой Г.П., Суперанской А.В., Успенский Л., Данилова А.Ю., Землянской Н.С., которые занимались изучением топонимики, а также словари Ожегова С.И., Шведовой Н.Ю. и Шанского Н.М., Бобровой Т.А.

Глава 1. Основные топонимические понятия

Перед краеведами стоит задача выявить и записать все реально существующие имена рек, озер, гор, поселений, так как они являются памятниками языка, истории, культуры, географии. Они приравниваются к архитектурным памятникам, историческим документам. Топонимы могут быть как очень древними, так и довольно молодыми, они заключают в себе важную культурно-историческую информацию, связанную с духовной и материальной культурой или природой. Они могут указывать на физико-географические особенности, приметы местности, особенно те, которые в настоящее время уже исчезли: истреблены животные, сведен лес, высохла река или озеро или, наоборот, затоплены обширные территории под водохранилища, вместе с ними и уникальные археологические памятники. Топонимы – наша память о языке, об истории и географии. Топоним - имя собственное, название любого географического объекта. Изучением топонимов занимается наука - топонимика. Топонимика изучает происхождение, содержание и закономерности развития географических названий. Слово это греческого происхождения, сложное, состоит из двух слов: топос- “место” и онома- “имя”, то есть топонимика – наука об именах, названиях мест. В данной главе мы рассмотрим основные понятия топонимики как раздела ономастики, ее связь со смежными науками а также вопрос о классификации топонимического материала.

1.1 Топонимика как один из разделов ономастики


Наука о собственных именах - ономастика (в первую очередь ее наиболее развитые разделы - топонимика и антропонимика) характеризуется обращенностью к истории, среде бытования и культуре русского народа.

Имя собственное - слово, словосочетание или предложение, которое служит для выделения именуемого им объекта среди других в том же классе, например поселение: город Ярославль, деревня Болото у Погоста; имена и прозвища: Дерево, Федька Умойся - Грязью; художественные произведения: «Война и мир», «Преступление и наказание».

Ономастика (от греч. onomastike - искусство давать имена)- раздел языкознания, изучающий собственные имена. Термином «ономастика» называют также совокупность собственных имен, которая обозначается термином «онимия».

Объектом исследования ономастики является история возникновения имен и мотивы номинации (названия), их становление в каком-либо классе онимов, различные по характеру и форме перехода онимов из одного класса в другой, территориальное и языковое распространение, функционирование в речи, различные преобразования, специальный и психологический аспекты, юридический статус, формульность имени, использование и создание собственных имен в художественном тексте, табуирование. [10].

Топонимика — наука о географических названиях. Она исследует их фонетические, морфологические, словообразовательные, семантические, этимологические и другие аспекты. Термин «топонимика» составлен из греческих слов, означающих «место» (топос) и «имя» (онома) - учение о местных именах, о названиях мест.

Совокупность топонимов на какой-либо территории составляет её топонимию. Микротопонимия включает названия небольших географических объектов: урочищ, ключей, омутов, сельскохозяйственных угодий и т.п. Топонимика развивается в тесном взаимодействии с географией, историей, этнографией. Топонимия — важный источник для исследования истории языка (истории лексикологии, диалектологии, этимологии и др.), так как некоторые топонимы (особенно гидронимы) устойчиво сохраняют архаизмы и диалектизмы, часто восходят к языкам народов, живших на данной территории. Топонимика помогает восстановить черты исторического прошлого народов, определить границы их расселения, очертить области былого распространения языков, географию культурных и экономических центров, торговых путей и т.п. Прикладным аспектом топонимики является практическая транскрипция топонимов, устанавливающая их исходное и единообразное написание и передачу на других языках, что важно для картографирования военных целей и всех видов коммуникации.

Топонимика – важнейший элемент краеведческой работы. Она служит прекрасным средством стимулирования интереса к изучению прошлого и настоящего края путем поиска связей между географическими условиями местности и отражением их в географических названиях. Топонимический материал вызывает большой интерес у учащихся школы: по словам учителей, дети постоянно задают вопрос о происхождении географических названий. Таким образом, материал топонимики дает широкие возможности для развития познавательного интереса учащихся, а, следовательно, и их мышления. Кроме положительного влияния на развитие познавательного интереса, как отмечает Е.М. Поспелов [4], использование топонимики способствует повышению уровня общей грамотности и культуры речи учащихся, так как правила написания и произношения географических названий также входят в ведение топонимики.
1.2 Типы топонимов
Выделяются следующие типы топонимов.

Ороним - класс топонима, собственное имя любого элемента рельефа земной поверхности, т.е. любого географического объекта. Например: Эверест, пик Красных Командиров, Русские горы (от греч. Oros - «гора» + «имя»).

Здесь выделяется подвид оронимов - спелеонимы (от греч. «пещера, грот» + «имя») - собственное имя любого природного подземного образования, в том числе пещеры, грота, пропасти, колодца, лабиринта, сифона, подземной реки, ручья, водопада, озера. Например: оз. Анатолия, колодец Ветра и прочее.



Хороним - собственное имя любой территории, области, района, в т.ч. хороним административный, городской, пригородный: Сибирь, Приморский край, Латвия, Воронежская область ( от греч. «межевой знак, граница, рубеж» + «имя» = «имя ограниченной области»).

Урбаноним (от лат. urbanus - «городской») - это собственное имя любого внутригородского топографического объекта, в т.ч. агороним - вид урбанонима, название городской площади, рынка: Красная площадь, Марсово поле (от греч. agora - «площадь, рынок, собрание народа»);

Городской хороним - вид хоронима и вид урбанонима, собственное имя части территории города, в т.ч. района, квартала, парка, кладбища: Кремль, Заволжье, Суздалка, Бутусовский парк, Петропавловская крепость;

Годоним (от греч. hodos - «путь, дорога, улица, русло» + «имя») - вид урбанонима, название линейного объекта в городе, в т.ч. проспекта, улицы, линии, переулка, проезда, бульвара, набережной: улица Некрасова, проспект Ленина, проезд Матросова, Волжская набережная.

Дромоним (от греч. dromos - «бег, движение, путь» + «имя») - это собственное имя любого пути сообщения: наземного, воздушного; путь из Варяг в Греки, Владимирский Волго-Дон, авиалиния Москва-Прага. Улицы в городах и поселках, являющиеся внутригородскими путями сообщения, сюда не входят, кроме улиц-дорог: Костромское шоссе, Тверская улица.

Ойконим – вид топонима, собственное наименование любого поселения, в т.ч. городского типа - астионим (от греч. «городской»): Ярославль, Тутаев, и сельского типа - комоним (от греч. «деревня, селение, поселок»): д. Петрово, с. Спасское-Лутовиново, пос. Новоселки.

Гидроним ( от греч. hiros - «вода») - вид топонима, собственное имя любого водного объекта, природного или созданного человеком, в том числе потамоним (от греч. «река») - вид гидронима, собственное имя любой реки: Волга, Великая,; лимноним (от греч. «озеро») - собственное имя любого озера, пруда: Плещеево озеро, Неро, Петропавловские пруды; океаноним (от греч. 1) «бог Океан», 2) «беспредельное море, великая река», 3) название Атлантического океана) - ­собственное имя любого океана и его части, в том числе моря (пелагоним), залива, пролива, течения и любого объекта подводного океанического ландшафта, в т.ч. впадины, банки, хребты, расселины: Тихий океан, Охотское море, Бенгальский залив, Марианская впадина, Гольфстрим и др.; гелоним - собственное имя любого болота, заболоченного места: Блудово болото, Ключи, Горелый Мох (от греч. «болото»).

Агороним - название земельного участка, надела, пашни, поля: Никиткина полоса, Круглое поле, Красный холм ( от греч. «поле, пашня»)

Дримоним ( от греч. «дубовая роща, лес») - вид топонима, собственное имя любого лесного участка, леса, бора, рощи, части леса: Шипов лес, Теллермановская роща, Красный бор.

По утверждению Г.П. Смолицкой [6], деление географических объектов на крупные (широко известные) и мелкие (известные в ограниченном пространстве), как и людей на всемирно известных и известных лишь своим односельчанам – реальный внеязыковой факт. Вместе с объектом становится известным его имя. А это уже факт языковой, влияющий на частотность употребления имени в речи и вследствие этого на восприятие имен широко известных объектов как типичных для данного языка.

В нашей работе речь пойдет о микротопонимах - это индивидуальные названия небольших природных и искусственно созданных объектов, обычно отражающие их характер и свойства. Микротопонимия - совокупность местных географических названий для небольших объектов, известных только местным жителям.


    1. Связь топонимики с другими науками

Есть мнение, что топонимика - это синтез лингвистики, географии и истории.

Однако с этим едва ли можно согласиться. Прежде всего представители исторических наук занимаются лишь некоторыми типами географических названий, интересующими их и не имеющими существенной ценности для географов. То же можно сказать о географах, которых интересуют не те топонимы, которыми занимаются историки. Только лингвисты могут и должны анализировать все типы географических названий в их связи друг с другом, с прочими собственными именами и со всей системой языка, в котором они создаются и употребляются.

Только лингвистическими методами могут быть проверены гипотезы относительно происхождения ряда географических названий. Также только лингвисты дают ответ на многочисленные вопросы географов относительно написания географических названий на данном языке и передачи их средствами других языков, целесообразности выбора тех или иных новых названий и замены старых.

Представитель каждой науки смотрит на топонимы своими глазами, обращает внимание на различные их особенности и делает выводы совершенно разного характера. Например, подтверждающие концентрацию земель в руках небольшой группы земельных магнатов (историк, социолог), подтверждающие наличие полезных ископаемых (геолог, географ). И то и другое лишь косвенно интересует лингвиста, изучающего законы создания и изменения слов, закономерности накопления характеристик одного типа в разное время, в разных говорах разного языка, в разных местах страны.

Топонимика - это отрасль лингвистики, изучающая историю создания, преобразования и функционирования географических названий. Исторический компонент в топонимике обязателен. Но это не история государств и народов, а история языка. Ни одно историческое событие не отражается в языке непосредственно. Следы его могут быть лишь косвенно обнаружены в отдельных словах, поскольку язык представляет собой достаточно автономную систему, с трудом подвергающуюся внешним влияниям, но постоянно изменяющуюся по своим собственным законам. Не стоят в стороне от этих законов и топонимы, хотя их развитие может быть и достаточно автономным, не всегда согласующимся с общими тенденциями данного языка.

Географический компонент также не чужд топонимике. Но и это особая, лингвистическая география, занимающаяся изучением «расселения» по поверхности земли отдельных слов и даже отдельных оттенков значения некоторых из них, «путешествий» некоторых слов, «переселения» их на другие территории.


1.4. Особенности образования топонимов

Способностью быть топонимом обладает в первую очередь имя существительное: ср. названия городов Калач, Изюм, Орел, Белгород. Города как объекты рукотворные наиболее четко выделяются из окружающего ландшафта, и названия их чаще всего бывают именами существительными. Наименее четко выделяются отдельные пахотные участки посреди распаханного поля, сенокосные угодья среди, казалось бы, нерасчлененной местности. Их названия обычно бывают многословными, включающими дополнительные поясняющие слова, например: Марьина пожня, Под дубами, Филькин nокос; Красный холм (лучший пахотный участок); то же относится к названиям рыболовных угодий на озере или реке: Глина ко второму полю, Сухая гора за мхом, За осинником nравый бок, Под березой участок, Угол большой дороги, К Ванькиному углу (примеры С.А. Копорского) - так видят рыбаки с озера объекты на берегу. Приведенные выше примеры приближаются к именам существительным лишь в небольшой степени: название покоса «За озеро», превратившееся в Зазеро и ставшее склоняемым (косить в Зазере). Предметность как особое свойство категории собственных имен требует субстантивности слов, к ним относящихся. Если именем собственным становится словосочетание или целая фраза, последняя в некоторых отношениях уподобляется имени существительному (с точки зрения согласования с другими членами предложения).

В русском языке много топонимов, образованных от имен прилагательных: реки Великая, Черная, озеро Форельное. По всей вероятности, это усечения фраз типа Быстрая река, Боровое озеро. Поэтому превращение прилагательного в существительное здесь неполное. Названия железнодорожных станций и станций метро имеют традиционные формы на ­ская: Сорокская (бывшая Сорока, теперь Беломорск), Ботаническая (ранее Правый Берег), Тарасовская (при селе Тарасовка) и т.д. Имея форму прилагательных, они занимают в предложении место, предназначенное для существительных. Вследствие этого можно сказать: В притихшем Веселом стали происходить странные события; Праздничная Григселковорьевская встречала гостей.

Употребление глаголов в составе собственных имен свойственно не всем языкам. Например, тюркское название пустыни Барса-Кельмес означает в переводе: «если пойдет - не вернется». Название одной аравийской пустыни в переводе означает «замолчите вы оба». Русскому языку имена, образованные от глаголов, не свойственны. Лишь иногда встречаются относительно новые названия поселков, образованных от причастий: Бушующий, Ревущий, Гремящий. Но в предложении такие названия ведут себя подобно именам существительным (занимают место подлежащего или дополнения, могут иметь при себе определение), например, названия физико-географических объектов Ревущий грот, Гремячий ключ, где имеется существительное грот, ключ, придающее этим названиям - фразам устойчивость и субстантивность.

Топонимы широко заимствуются во все языки мира. Пестрота и неоднородность географических названий отмечаются на любой территории. Везде соседствуют бок о бок и очень молодые, и очень древние названия, восходящие к разным языкам и к словам разных типов. Если человек русский, то даже на карте Центральной России он без труда обнаружит названия нерусского происхождения (Жuздра, Kuмpы, Некоуз, Черусти); если это казах или киргиз, то и на своих родных территориях он найдет много нетюркского: Тянь-Шань, Вахш, Нура, не говоря уже о более новых топонимах русского происхождения. Создаваясь на определенном языке, каждое географическое название распространялось вместе с расселением данного народа. Отсюда в Верхнем Поволжье, помимо русских (Ярославль, Рыбинск), имеются финно-угорские (Кинешма, Нерехта) и балтийские (Лама, Пенно, Удомля).

На любой географической карте нам встретятся и очень длинные, и очень короткие географические названия. Интересно, что такой чисто структурный фактор, как длина слова, оказывается в тесной связи со временем возникновения названия и с типом именуемых объектов. В случае одноименного названия реки и города ойконим, как правило, образовался от гидронима. Средняя длина топонимов, как правило, несколько превышает среднюю длину антропонимов. Объясняется это тем, что многие топонимы произошли от имен, прозвищ, фамилий людей, причем, помимо чистого переноса имен в топонимический ряд: Анна, Губкин, Ерофей, Павлович наблюдается (и значительно чаще) образование топонимов от антротопонимов с помощью различных словообразовательных элементов: Иваны, Иваново, Иванuxино, Ивантеевка, Ивановская. В связи с различного рода административными преобразованиями, а также с переселениями людей порой возникают очень длинные названия, как, например, Старонижнестеблиевская или Новомалороссийская, Дубровский Конный Завод, Вторые Левые Ламки.

Все названия можно разделить на исторически сложившиеся и выдуманные. По внешнему виду их нередко можно отличить друг от друга, поэтому, для того чтобы раскрыть содержание названия, необходимо бывает привлекать исторические документы. Как правило, такой анализ в большей степени доступен для названий населенных пунктов и в значительно меньшей для названий природно-физических объектов, потому что названия населенных мест чаще попадали в древние документы. Таковы, например, сведения, что в таком то году такой то князь построил город, в таком-то году в таком-то селе был заложен или освящен храм и т.д. Утратив свою социально-экономическую значимость, которую эти события имели в прошлом, они обрели новое культурно-историческое значение для исследователей собственных имен.

Более старые названия создавались, как правило, естественным путем, в результате многочисленных проб, изменений, преобразований (Кантемировка, Маньково, Волчья, Чертково). Новые названия нередко бывают результатом единовременного акта наречения. Тогда они не отражают истории создания или перестройки названия, а сразу записываются в соответствующие документы. Удачность или неудачность их во многом зависит от языкового чутья того, кто их придумал. Таковы, например, топонимы Сосногорск, Андропов, Красный Профинтерн, созданные в соответствии с известными топонимическими образцами от новых основ, ранее в сочетании с такими элементами не выступавших.

В разных сферах общения встречаются разные формы топонимов. Например, есть формы, официально утвержденные. Они включаются в почтовые и железнодорожные справочники, в энциклопедии и учебники. В быту нередко можно встретить разнообразные неофициальные формы. В литературных произведениях, кроме того, встречаются и поэтические варианты общеизвестных топонимов, например, Авзония вместо Италия, Альбион вместо Англия.

Топонимическая лексика развивается в тесной связи с прочими частями словарного состава языка. Она вбирает в себя то новое, что появилось в языке, в том числе и новые слова, отражающие меняющиеся социальные и производственные отношения, достижения техники, прогресс науки.

Интересную информацию о происхождении и времени наименования некоторых топонимических объектов города Ярославля мы приводим в Приложении №1. При анализе топонимов г. Ярославля мы использовали историко-топонимический справочник под ред. А.Ю. Данилова и Н.С. Землянской [11].

Все вышесказанное позволяет сделать следующие выводы:

1. Имя собственное является предметом изучения такого раздела языкознания как ономастика.

2. Топонимика - один из разделов ономастики, привлекающий к себе активное внимание исследователей.

3. Лингвистами, изучающими топонимику, разработана сложная классификация топонимов.

4. По своему происхождению топонимы очень неоднородны. Их изучение осуществляется на стыке наук: географии, истории, лингвистики.


Глава 2. Возможности ознакомления с краеведческим топонимическим материалом на уроках русского языка

В данной главе мы рассматриваем возможности использования топонимического материала на уроках и предлагаем разработанные нами задания с использованием ярославского топонимического материала.

2.1 Исследование уровня осведомленности учащихся в предмете топонимики


Получение сведений о топонимических объектах - потребность времени, обращения к данной теме продиктовано теми изменениями, которые происходят в обществе. Обращение к топонимике, ономастике на уроках русского языка обусловлено необходимостью формирования и развития регионального самосознания (ученик должен знать свой край, литературу и культуру).

В ходе изучения данной темы нас заинтересовал вопрос: а что знают ученики школы о топонимике вообще и о местных топонимах в частности.

Мы решили провести опрос-анкетирование. (Приложение №2) Учащимся были предложены 5 вопросов:

1. Знаете ли вы, что означает топонимика, топонимы?

2. Перечисли известные тебе названия улиц и частей Ярославля.

3.Объясни происхождение названий внутригородских объектов: Волга, Всполье, Городской Вал, Тугова гора, Тверицы, Коровники, Забелицы, Богоявления, Большая Фёдоровская, Большая Октябрьская, Брагино,Сокол.

4. Нужно ли знать топонимы (т.е. названия улиц, озер, рек, речушек, деревень) своего родного края и почему?
Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 18 г. Ярославля в 4 «Г» и 5 «А» классах. Нами было опрошено 50 человек. В результате выяснилось, что многим ученикам незнакомы такие понятия, как топонимика и топонимы. Но местные географические названия большинство опрошенных знают, при этом называют от 5 до 30 топообъектов.

Затрудняются дать правильный ответ или предлагают ложную этимологию предложенным топонимам 75,3% и 19% соответственно.

Все учащиеся считают необходимым знать названия географических объектов своей местности. Причины, которые наиболее часто встречались в ответах:

- Чтобы лучше знать свой край, свою малую родину;

- Чтобы не заблудиться;

- Чтобы быть образованным;

- Это интересно.

(Результаты исследования см. в Приложении № 3).

Любой топоним - частичка нашей истории, и эту историю мы порой совсем не знаем или знаем приблизительно.

2.2 Топонимический материал в учебнике русского языка

Анализируя учебник по русскому языку для 5 класса [5], мы выявили, что в нем при изучении имени собственного названия географических объектов встречаются среди примеров, иллюстрирующих правило. Так, в формулировке правила о правописании имён собственных мы видим ряд географических названий: Москва, Азовское море, Нижний Новгород, Псков, Волга, Таганрог.

В учебнике М.М.Разумовской топонимические названия встречаются в упражнениях и вводного и основного курсов. Однако происхождение географического названия чаще всего не рассматривается. Ярославские топонимы (материал краеведческого плана) встречаются в текстах упражнений, но редко. Можно сказать, что они случайны в дидактическом материале.

2.3 Ярославский топонимический материал в заданиях по русскому языку
Совместно с учителем начальных классов Петровой Т.А. и учителем русского языка Смирновой О.А. нами был разработан блок заданий, содержащих топонимический материал по некоторым разделам курса русского языка. Приведем примеры их возможного использования.


следующая страница >>
Смотрите также:
Исследовательская работа Выполнена Смирновым Андреем Евгеньевичем, учеником 8 класса
572.19kb.
3 стр.
Исследовательская работа Выполнена ученицей 10 «В» класса мау шили г. Калининграда
108kb.
1 стр.
Исследовательская работа история села каспля работа выполнена учениками 8 класса Руководитель Богачева О. В
145.57kb.
1 стр.
Исследовательская работа Выполнена учениками 9 класса
95.63kb.
1 стр.
Исследовательская работа Выполнена ученицей 11 класса моу
157.3kb.
1 стр.
Исследовательская работа: Бурачкова Валерия, Портяная Мария, ученицы 7 класса «А» Быкова С. А. Нижнеудинск 2012
146.53kb.
1 стр.
Исследовательская работа Работу Петрова Дарья, учащаяся 3-а класса
125.46kb.
1 стр.
Исследовательская работа Исследование влияния эми сотового телефона на живые организмы. Работу ученица 11 класса
322.7kb.
1 стр.
Исследовательская работа Исаева Анна ученица 4А класса Корчагина С. Г
159.39kb.
1 стр.
Исследовательская работа участниц 8 класса «А» гбоу гимназии №1505 «Московская городская педагогическая гимназия лаборатория»
167.02kb.
1 стр.
Научно-исследовательская работа. Научно-исследовательская работа в семестре. Педагогическая практика. Педагогическая психология
18.88kb.
1 стр.
Победа, память, патриотизм через призму наших героев земляков
99.64kb.
1 стр.