Главная
страница 1
Тема: Цветок и его строение

Задачи:

-формировать у учащихся знания о цветке как органе семенного размножения покрытосеменных растений; изучить осо­бенности строения и многообразие цветков; развивать практиче­ские навыки по распознаванию цветков различных растений;

-познакомить с наиболее распространенными видами соцветий, раскрыть биологическое значение соцветий; формиро­вать эстетическое отношение к окружающему.


Оборудование: цветущие комнатные растения; модели цветков вишни, картофеля, гороха; таблица «Строение цветка», гербарный материал, таблица «Соцветия простые и сложные», от­крытки с изображением цветущих растений, гербарий различных соцветий.

.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:


  • что цветок - это видоизмененный укороченный побег;

  • строение цветка;

  • отличительные черты цветков с простым и двойным около­ цветником;

  • признаки правильных и неправильных цветков;

  • строение тычинок и пестиков;

  • особенности строения обоеполых и раздельнополых цветков;

  • признаки однодомных и двудомных растений;

  • роль семезачатков в формировании семян;

  • значение терминов пестик, тычинка, лепестки, венчик, ча­шечка, чашелистики, цветоножка, пыльник, тычиночная нить,рыльце, столбик, завязь, семезачаток.

- определение соцветия;

- биологическое значение соцветий;

-наиболее часто встречающиеся виды соцветий.

Учащиеся должны уметь:



  • узнавать и называть части цветка;

  • определять, правильные это цветки или неправильные;

  • различать части, составляющие тычинки и пестики;

  • отличать обоеполые цветки от раздельнополых;

  • выделять из знакомых растений однодомные и двудомные.

- различать и называть соцветия;

- определять простые и сложные соцветия;

- называть растения, обладающие определенным соцветием.

Ход урока
I. Проверка знаний

1. Фронтальный опрос.

1) Какие черты сходства просматриваются между типичным побегом и видоизмененными побегами?


  1. Какое строение имеет клубень картофеля?

  2. Что доказывает, что луковица - побег?

  3. Какие растения имеют видоизмененные побеги - корневища?

  4. Как человек использует видоизмененные побеги?

2. Тест.

L Клубень картофеля представляет собой:

а) корень;

6) корневище;

в) стебель;

г) видоизмененный подземный побег;

д) видоизмененный корень.

2. Колючка барбариса - приспособление растения:

а) к уменьшению испарения влаги;

б) к сохранению от поедания животными;

в) к тому и другому.



3. Донце луковицы - это:

а) укороченный стебель;

б) видоизмененный лист;

в) видоизмененный корень.



4. Колючки у кактусов - это:

а) видоизмененные побеги;

б) видоизмененные листья;

в) особые выросты клеток кожицы стебля.

5. Луковица лука представляет собой:

а) корень;

б) корневище;

в) стебель;

г) видоизмененный подземный побег;

д) видоизмененный корень.



6. Корневище - это видоизменённый:

а) боковой корень;

б) лист;

в) побег.



Ответы: 1-г; 2-в; 3-а; 4-6; 5-г; 6-в.
П. Изучение нового материала.

1.Объяснение учителя.

В беседе отметить, что все растения имеют подготовительный период разной продолжительности, когда вегетативными органами накапливают­ся и откладываются в запас питательные вещества, необходимые для цве­тения и плодоношения. Выяснить, когда в нашей местности начало мас­сового цветения растений. Прочитать отрывок из поэмы В. Солоухина:

Вы проходите мимо цветка?

Наклонитесь, поглядите на чудо,

Которое видеть вы раньше нигде не могли.

Он умеет такое, что никто на земле не умеет.

Из одной и той же черного цвета земли

Он - то красный, то - синий, то - сиреневый, то - золотой!

Цветок представляет собой видоизмененный укороченный по­бег. Это генеративный орган, то есть орган полового размножения растений. Однако есть растения, для которых это утверждение не­верно. Назовите эти растения. Как они размножаются? Почему их цветки не имеют яркой окраски и привлекательного запаха?



Ответ: Это чеснок, живородящие луки, горец живородящий, мятлик живородящий. Эти растения размножаются вегетативно - их цветок в процессе развития трансформировался в почку, которая опадает и прорастае-г. Яркая окраска цветка и запах необходимы для привлечения опылителей. При вегетативном же размножении опы­лители не нужны. (Последнее суждение справедливо и для ветро-опыляемых растений.)

Используя таблицы, модели цветка, гербарий и живые цветки, изучить строение цветка. Зарисовать на доске схему строения цветка. Обозначить чашечку, венчик, тычинки, пестик, рассмотреть строение тычинки. Дать по­нятие о двойном и простом околоцветнике.

Ввести понятия «свободнолепестные цветки» (вишня, тюльпан, чере­муха) и «сростнолепестные цветки» (ландыш, картофель, галантус), - это определения для венчика. Чашечка может быть раздельнолистная или сростнолистная.

Галантус - подснежник, цветет ранней весной, в марте-апреле. С греческого языка название этого цветка переводится как «молоч-ноцветковый».

Объяснить, какие цветки называют правильными. При составлении формулы цветка правильный цветок обозначают звездочкой, а неправиль­ный - стрелкой. На таблицах и гербарии показать правильные и непра­вильные цветки.

Зачитать стихотворение Н. А. Холодковского «Клевер»:

Много клевера сортов:

Белый, желтый, красный...

Сладок запах их цветов

В летний полдень ясный.

В них сокрыт обильный мед,

Вкусный и душистый,

И недаром жадно льнет

Шмель к ним волосистый.

Земледельцу клевер - клад,

Дар чудесный неба.

И везде его велят

Сеять возле хлеба.

Ничего от почвы он

Даром не похитит:

Ею вскормлен и взращен

-И её насытит.

Вопрос:

- Почему так говорится о клевере? Чем он насыщает почву? Кто ему в этом помогает?



Дать определение обоеполых и раздельнополых цветков.

Раздельнополые цветки у кукурузы, огурца, клена, облепихи, крапивы. Мужские (тычиночные) цветки обозначаются знаком, ко­торый называется «копье и щит Марса» - с?, а женские (пестичные) цветки - знаком 9 - «зеркало Венеры».

Написав несколько формул цветков и объяснив принцип составления формул, перейти к объяснению материала об однодомных и двудомных растениях.

2. Лабораторная работа «Изучение строения цветка» (с. 128 учебника).

3.Рассказ учителя.

Самые крупные цветы на Земле.

В 1818 г. ботаник Роберт Броун получил письмо, содержание которого скоро стало известно всему миру. Ему писал натуралист доктор Жозеф Арнольди, обнаруживший в лесах Суматры гигант­ский цветок. «Если бы я был один и не было бы со мною товари­щей, я бы струсил, увидев такой громадный цветок, до того разме­ры его превышали все виденное и слышанное мною», - писал Арнольди. Диаметр распластанного на земле венчика был равен 1 м, а масса цветка составляла 15 кг. От цветка исходил запах гниющего мяса. Целыми днями ученый наблюдал за необыкновен ным растением, но вскоре погиб, сраженный желтой тропической лихорадкой. Впоследствии удивительный цветок был назван его именем -раффлезия Арнолъди.

Спустя 60 лет после открытия Арнольди итальянский ботаник Одорадо Беккери, путешествуя все по тем же тропическим лесам острова Суматра, обнаружил ещё один цветок-гигант, а точнее ги­гантское, высотой до 2,6 м соцветие, которое так же как и цветок раффлезии, испускало ужасающее зловоние. Соцветие это принад­лежало растению, называемому аморфофаллусом титаническим. Это растение образует в земле огромный клубень, достигающий полуметра в диаметре и 40 кг веса. От клубня отходит очень корот­кий и толстый зеленый стебель, на котором развивается громадное соцветие - початок, снаружи прикрытое чашеобразным гофриро­ванным покрывалом соответствующего размера, причудливо ок­рашенным в зеленовато-беловато-красные тона. Впервые вырас­тить аморфофаллус титанический в искусственных условиях удалось лишь в 1937 г. в Нью-Йоркском ботаническом саду. Из-за отвратительного запаха рабочие, ухаживающие за растением, ра­ботали в противогазах, а после работы меняли одежду.



III. Закрепление изученного.

1. Вопросы по цепочке.



  1. Что такое цветок?

  2. Какое строение имеет цветок?

  3. Назовите растение с простым околоцветником; с двойным околоцветником.

  4. Какое строение имеют тычинки? Пестик?

5) Какие венчики называются свободнолепестные, а какие -сростнолепестные?

  1. Какие цветки правильные, а какие - неправильные?

  1. Как называют цветок, имеющий и тычинки, и пестики (или
    пестик)?

  1. Что составляет чашечка вместе с венчиком?

  2. Как называется расширенная часть цветоножки?

  1. Как называется растение с раздельнополыми цветками?

  2. Как называется орган, в котором располагается семезачаток в цветке?

  3. С помощью какой части цветок держится на растении?

2. Загадки.

1) Синенький звонок висит,

Никогда он не звенит. (Колокольчик.)


  1. Кувшинчики и блюдца не тонут и не бьются. (Кувшинка.)

  2. Первым вылез из землицы на проталинке,

Он мороза не боится, хоть и маленький. (Галантус.)

  1. Лик пахучий, а хвост колючий. (Роза.)

  1. Стоит дуб полон круп,
    Шапкой накрыт,
    Гвоздиком прибит. (Мак.)

6) Беленькие горошки на зелёной ножке. (Ландыш.)

3. Мини-викторина «Мозаика цветов».

1) В XVII веке на бирже в Голландии за луковицу этого расте­ния сорта «Vice-roi» было заплачено 24 четверти пшеницы, 48 чет­вертей ржи, 4 жирных быка, 8 свиней, 12 овец, 2 бочки вина, 4 боч­ки пива, 2 бочки масла, 4 пуда сыра, связка платья и один

серебряный кубок. (Тюльпан.)

2) С давних времен девушки ищут в соцветиях этого растения необыкновенные цветки, по поверью приносящие счастье. У них не четыре, а пять, шесть, семь и более лепестков. Такой цветок, по поверью, нужно отыскать и съесть. Это всеми любимое растение с приятным ароматом, кустарник, с трудом удерживающий на ветках кисти своих прелестных цветов. (Сирень.)

3) В Германии этот цветок считается волшебным. С его помо­щью можно узнать имя суженого или суженой. Цветок кладут на голое тело под мышки и, не говоря ни слова, идут домой. Имя пер­вого попавшегося на дороге или перекрестке и будет именем суже­ного или суженой. Это скромный лесной цветок. (Незабудка.)

4) В древности это растение славилось своими чудодействен­ными свойствами. Говорили даже, что злые духи исчезают из тех мест, где оно растет. Считалось, что достаточно цветок этого рас­тения привязать к нити, повязанной на шею, и можно защититься от всякого рода дьявольских наваждений. Это крупный, яркий, па­хучий цветок. В древнем Китае молодой человек, делая предложе­ние девушке, подносил ей этот цветок. Если она его приняла, это означало, что она согласна выйти за этого юношу замуж. (Пион.)

5) Этот цветок очень красив и изящен. По виду напоминает пя­тиконечную орденскую розетку желтого или белого цвета. По ле­генде об этом цветке Магомет сказал: «У кого два хлеба, тот пусть продаст один, чтобы купить этот цветок - пищу для души». В первое воскресенье мая в Швейцарии раньше устраивали праздник, посвященный этому цветку. (Нарцисс.)

6) Цветет это растение в апреле-мае. О множестве форм и раз­нообразии окраски его цветков говорит само название, которое по-гречески значит «радуга». У нас этот цветок называют ласково ка­сатиком, в Германии - меч-лилией (за форму листьев, торчащих остриями кверху). В средневековой Италии этот цветок был поме­щен на старинном гербе «города цветов» - Флоренции. Корневище этого растения, называемое фиалковым корнем, используется в парфюмерной и пищевой промышленности как ценное ароматиче­ское сырье и пряность. Если в названии этого цветка поменять уда­рение, оно превратится в название конфет. (Ирис.)

7) Этот цветок был раньше очень популярен во Франции. В первое майское воскресенье устраивали праздник в его честь. При этом юноши и девушки прикалывали к своей одежде букетики этих цветов. С помощью этих букетиков можно было разговаривать без слов. Эти лесные цветы очень малы, изящны, и кажется, что они сделаны из тончайшего фарфора. (Ландыш.)



Домашнее задание: § 28, 29; заполнить таблицу.



Основные понятия

Определение понятий

1.Цветок

  1. Цветоножка

  2. Цветоложе

  3. Пестик

  1. Тычинка

  2. Венчик

  3. Чашелистики

8. Лепестки

9: Однодомные растения



  1. Двудомные растения

  2. Однополые цветки

  3. Двуполые цветки

  1. Околоцветник

  2. Завязь





Смотрите также:
Цветок и его строение
97.61kb.
1 стр.
Лабораторная работа «Внешнее строение моллюсков»
29.39kb.
1 стр.
Цветы вашего характера
114.89kb.
1 стр.
Ансамбль казачьей песни «Лазоревый цветок», Волгоградская область
9.62kb.
1 стр.
Цветок дьявола 16-19. Баку (гуп «Московское кино»)
131.03kb.
1 стр.
Занятие №28 Зацикливание 2 04. 12
33.86kb.
1 стр.
Строение клетки
139.91kb.
1 стр.
Конкурса детских талантов «Цветок курая»
48.79kb.
1 стр.
Строение белков
251.93kb.
1 стр.
Семинар по теме: «Солнце и законы физики» Цель: изучить материал по теме «Солнце, его строение, эволюция и влияние на жизнь на Земле»
166.34kb.
1 стр.
Рельеф и геологическое строение
519.3kb.
2 стр.
Занятие 4 химические вещества клетки
102.78kb.
1 стр.