Главная
страница 1
Данный урок дается в рамках учебного предмета «Мировая художественная культура» в 11 профильном гуманитарном классе и органически связан с темой искусства серебряного века по литературе. Он демонстрирует историко-культурный закон обусловленности смены творческого метода, эстетических концепций и художественных приемов общей социокультурной обстановкой эпохи и состоянием общественного сознания. Используемый материал позволяет наглядно доказать возможность овладения и применения на практике теорией общетипологической модели анализа явлений художественной культуры, теорией понимания и интерпретации смысла знаковой системы социокультурного феномена. Общность эстетических поисков всех родов и видов искусства того периода дают возможность более глубоко понять и литературные процессы на стыке двух веков и освоить тем самым стандарт содержания учебного предмета «Литература». Поскольку искусство андеграунда актуально и сегодня, то данные учебные проекты-фильмы выполняют социолизирующую функцию, стимулируя учащихся к самоопределению и саморазвитию, к вступлению в адекватный диалог с современной эпохой и культурой.

Урок-презентация медиапроекта по изобразительному искусству русского авангарда 20 века «Непониманье гения – закон?».

11 класс. Профильный уровень.

Цели презентации:

  • Способствовать формированию компетентностного подхода в оценке авангардного искусства20-21 века;

  • Повысить общекультурный уровень учащихся, их нравственно-эстетический и поликультурный кругозор для вступления в диалог с современной эпохой и культурой;

  • Помочь осознать личностную позицию в понимании и роли искусства в жизни человека и общества, необходимости искусства для саморазвития и самореализации духовного мира человека;

  • Развить критическое мышление и умение противостоять антигуманным тенденциям в современной культуре;

  • Реализовать учебно-практическую творческую деятельность учащихся, основанную на личностном подходе к обучению;

  • Стимулировать познавательную активность и позитивную исследовательскую мотивацию учащихся.


Основная учебная задача (основополагающий вопрос-проблема):

Искусство Ар-нуво – это дань моде, конъюктуре рынка, жажда эпатажа, скандала или новый шаг в познании и освоении действительности?



Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, демонстрационный экран.
Учебно-методическое обеспечение: мультимедийные творческие проекты о творчестве русских художниках-авангардистах, буклеты к презентации, памятка участникам презентации.


Ход и структура урока.
I.Вступление. Подготовка к восприятию и защите учебных проектов.
Звучит музыка: И.С. Бах «Токката фуга ре минор»
Читаются стихи:
Как некогда в разросшихся хвощах

Ревела от сознания бессилья

Тварь скользкая, почуя на плечах

Еще не появившиеся крылья,-

Так век за веком – скоро ли, Господь? –

Под скальпелем природы и искусства

Кричит наш дух, изнемогает плоть,

Рождая орган для шестого чувства.
Ведущий:

Совершенно очевидно, что беспристрастного разговора об искусстве не бывает, тем более об искусстве модернистском, авангардном, например, об искусстве художников-авангардистов, которых называют и шарлатанами от искусства, и великими гениями. И мы решили, что пусть наш сегодняшний разговор о них, самых ярких представителях русского и мирового искусства авангарда, будет откровенно пристрастным. Профильная гуманитарная группа 11 класса приглашает сегодня общеобразовательную группу (и, конечно, всех гостей и желающих) в импровизированную студию на мультимедийную презентацию авторских фильмов о Василии Кандинском, Казимире Малевиче и Павле Филонове. Эти фильмы – результат нашей работы над проектом по искусству начала 20 века под единым названием: «Непониманье гения – закон?»

Члены нашей творческой группы достаточно философски относятся к авангарду, во всяком случае с пониманием, нашему учителю это вообще очень нравится, а что думают в Вашей общеобразовательной группе?
Ведущая:

Это про «Черный квадрат» и абстракционизм? Отношение самое разное, но у большинства отношение со знаком минус.

Кто-то считает их скандалистами, хулиганами, издевающимися над публикой, кто-то безумцами, оригиналами, а кто-то просто не умеющими рисовать и злыми разрушителями традиционного искусства.

Лично я думаю, что это просто прикольно, но чему может научить такое искусство?

Оно должно воспитывать чувство прекрасного, нести какую-то нравственную идею..

А здесь все непонятно и не очень красиво….


Ведущий:

А тебе бы хотелось видеть только пейзажи Левитана, море Айвазовского, портреты Крамского и жанровые картины передвижников?


Ведущая:

Красиво, понятно, назидательно…


Ведущий:
А если не на дилетантском, обывательском уровне восприятия?

Если искусство сделало шаг от созерцания к познанию, если оно становится формой жизни человеческого духа, отражает эмоционально-мыслительный процесс?


Ведущая:

Шаг-то оно сделало, только куда? Вперед или назад? С начала 20 века искусство сошло с ума: футуризм, акмеизм, символизм, кубизм – не слишком ли много –измов для простого человека? Помнишь, как у Тургенева: все они даром не нужны простому человеку.


Ведущий:

Если искусство, как ты говоришь, заболело, то выздоравливать оно явно не собирается: посмотрите на художников современного андеграунда, на современные биенале (выставки) – больной в коме!

Согласитесь, что компетентность этом вопросе все-таки нужна!
Ведущая:

Ну куда уж нынче без компетентности? Это уж точно!


Ведущий:

В таком случае наш учебный проект – фильмы об абстракционизме В. Кандинского, супрематизме К. Малевича и о аналитическом реализме П. Филонова – будут иметь просветительскую миссию, и наша задача: не заставить вас полюбить их, но убедить в том, что они вывели искусство из материальной плоти в иной, высший план и что логика развития модернизма – логика восхождения, а не упадка и регресса.

Во всяком случае, очень хочется, чтобы в конце фразы «Непониманье гения – закон» вы поставили вопросительный знак и произнесли ее с иронической интонацией сомнения.

Но сначала о рождении идеи проекта.


II. Основная часть. Презентация проектов.
Открытие презентации. Фильм-видео «Как все начиналось».

Содержание текста за кадром видеоролика.


В 11 классе уроки литературы и МХК наполнились экстремальным содержанием. Едва пережили И. Бунина, А. Куприна , Л. Андреева, только научились без запинки выговаривать слово экзистенционализм, врубились в экспрессионизм В. Ван Гога и П. Гогена, как грянул модернизм. Даже любителям молодежной субкультуры стало неуютно – ничего себе программка образовательной области что на профильном, что на базовом уровне.

Плюрализм, релятивизм в искусстве оборачивался символизмом, акмеизмом и футуризмом, пошла такая заумь, что без серьезной подготовки было просто не обойтись. Элитарное, герметически закрытое искусство для посвященных пришло в широкие массы школьников.

Хорошо себя чувствовал только учитель, ей это явно нравилось. Она в этом не просто разбиралась, а получала эстетическое удовольствие и очень хотела доставить его нам.

А мы? А мы как-то не ожидали от русской классической литературы такого экстрима и как-то подрастерялись. Рушились все традиции, все каноны. Поколение Next чего-то не догоняло, оказалось консервативнее, чем предполагало. Уроки МХК уже не противопоставляли русское и зарубежное искусство. Русские оказались впереди планеты всей. П. Пикассо представлялся уже одним из представителей русского авангарда. Одновременно мы осознавали, что это уже не прошлое, это настоящее нашего искусства, что мы современники его развития в наше время.

Но любое знакомство не дает результата, если не затрагивает личностные мотивы. И личные причины разобраться в этом явлении у нас скоро появились.

В руках учителя оказалась газета «Аргументы недели» со статьей А. Кончаловского, где он заявляет, что К. Малевич такой же художник, как Чикотило хирург, а его поклонники – кретины. На это уже надо было реагировать.

Ситуация вызывала реакцию даже у самого равнодушного. Кретином не хотел быть никто, но и поверить в кретинизм всей России, выкупившей «Черный квадрат» для музейного фонда как памятник государственного значения за 20 миллионов долларов, тоже никто не решился.

Мир спорит о путях развития искусства, мы тоже спорим, но свои взгляды надо аргументировать.

Тогда пусть будет сам повод для размышления и наши слайд-фильмы. Возможно, кому-то они откроют новые истины и новые горизонты для осмысления жизни.

Ведущий:

Действительно, так оно все и начиналось, а закончилось сегодняшней презентацией. Мы не хотим входить в будущее кретинами, к пяти обычным чувствам надо прибавить открытое гениями.

Слово творческим группам.


Демонстрация учебных авторских слайд-фильмов.
1. Творческая группа представляет фильм «Зеркало человеческой души».

Цель нашего проекта (слайд-фильма): посвятить неискушенного зрителя в тайну абстрактной живописи В. Кандинского.

Основная мысль: шестое чувство психофизической силы цвета – главное открытие художника.

Демонстрируется фильм с озвучиванием титров.


2. Творческая группа представляет фильм «Черно-белая магия».

Цель нашего проекта: не заставить полюбить творчество К. Малевича, но понять смысл его художественных экспериментов и открытий.

Основная идея фильма: разложение мира на первоэлементы – попытка преодолеть стереотипы восприятия и открыть мир заново, как в первый день творения.

3. Творческая группа представляет фильм «На баррикадах сердец и душ».

Наша цель: познакомить с особым аналитическим искусством П. Филонова как новым способом познания действительности.

Основная идея: творчество П. Филонова – мечта о грядущей цивилизации разума, гуманизма и гармонии – песнь о мировом расцвете.
III. Зрительская рефлексия.
Возможные вопросы зрителей и участников презентации к авторам фильмов-проектов.

  • Вам лично нравится творчество данного художника? Вы считаете его гением?

  • Можно ли понять творчество данного художника без специальной теоретической подготовки? Если нет, то доступно ли оно массовому зрителю?

  • Что, по-вашему, может дать такое искусство для души, чему научить, что воспитать?

  • Почему на Западе лучше понимают подобное искусство, а у нас к нему все-таки отношение настороженное?

  • Почему, по-вашему, авангардное искусство у нас подвергалось такому гонению?

  • Вот с языком категорически запрещаются подобные вольности, почему в искусстве нарушаются каноны?

  • Не кажется ли Вам, что, отдавая на откуп каждому художнику художественный язык, мы потеряем само представление о действительности?

  • Есть точка зрения, что мы движемся к своей гибели – концу света. Не символизирует ли это искусство такой конец?

  • Почему все-таки большинство не готово к восприятию такого искусства: из-за его сложности или противоестественности или чего0то другого?

  • Если я нарисую какую-нибудь геометрическую фигуру и интересно ее назову, стану ли я знаменитым?

  • Картину какого из трех художников Вы бы купили, если бы имели такую возможность?

Возможные вопросы авторов фильмов-проектов к зрителям.



  • Изменилось ли Ваше восприятие и понимание творчества художников русского авангарда начала 20 века?

  • Можно ли назвать это искусством: это талант, мастерство, чувство прекрасного, знание культурных традиций или мастерский рекламный трюк, желание вызвать скандал и так привлечь к себе внимание?

  • Отрицание их творчества – это результат непонимания гениев или следствие отсутствия этой гениальности?

  • Можно ли и нужно ли преодолевать закон непонимания гениев?


IV. Заключение.

Ведущий:


Если Вы хотите расширить свой поликультурный кругозор, повысить свою зрительскую культуру восприятия художественных произведений современного андеграунда, еще раз посмотрите наши фильмы, подумайте над содержанием нашего проекта по искусству русского модерна 20 века «Непониманье гения – закон?»

Есть ли в «Черном квадрате» мастерство? Есть ли талант? Есть ли ощущение прекрасного? Это дань моде, эпохе, конъюктуре рынка, это жажда эпатажа, расчет на кретинов или новый шаг в освоении и познании действительности?



Прежде, чем отрицать, надо понять. А понимание – это зеркальный по отношению к творчеству акт, сопряженный с приобретением знания о дешифровке знаковой системы произведения в рамках культурной традиции. Только понимаемое интерпретируется правильно.

Преодолейте закон непонимания гениев вместе с нами!
Приложение. Буклет к презентации. Памятка участнику презентации.


Смотрите также:
Урок дается в рамках учебного предмета «Мировая художественная культура»
83.99kb.
1 стр.
Рабочая программа по предмету "Мировая художественная культура"
206.05kb.
1 стр.
Пояснительная записка Программа по предмету «Мировая художественная культура»
1176.04kb.
5 стр.
Мировая художественная культура. Древность, Средние века, Новое время. 10 класс (35 ч)
353.12kb.
1 стр.
Лекция «Мировая художественная культура»
11.5kb.
1 стр.
Программа мировая художественная культура для основного общего образования
954.1kb.
5 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Мировая художественная культура»
269.87kb.
1 стр.
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура» в условиях введения
293.56kb.
1 стр.
Тематическое планирование по мхк 1 час в неделю для 10 класса 34 часа в год. Составлено на основе программ общеобразовательных программ «Мировая художественная культура»
137.54kb.
1 стр.
Художественная культура древней америки
34.1kb.
1 стр.
Урок по предмету: «Мировая Художественная Культура» для учащихся 5 класса на тему «Лики Аполлона» из раздела «Античная мифология»
106.88kb.
1 стр.
Вопросы к зачету по дисциплине «мировая художественная культура»
17.76kb.
1 стр.