Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» УТВЕРЖДАЮ Директор ИФМИП________ Е.Ю.Булыгина УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Актуальные проблемы современности и журналистики» Специальность: 030601.65 Журналистика Специализация: Средства массовой информации Статус дисциплины: ДПП.Ф.4.2 Новосибирск 2012 Одобрено: кафедрой журналистики Протокол №8 от «23» мая 2012г. Зав. кафедрой: Евдокимова Е.В., к.п.н., доцент
Председатель Совета__________Е. Ю.Булыгина « » 2012г.
В основу курса положена модель проблемного обучения УМКД по курсу «Актуальные проблемы современности и журналистики» предназначен для студентов 5 курса, обучающихся по специальности «Журналистика» Составитель: А. М. Пазовский, к.социолог.н., доцент Рецензент: Е. Ю. Агамян к.социолог.н., доцент СОДЕРЖАНИЕ Программа дисциплины…………………………………………………………4 Материалы к практическим и лабораторным занятиям………………………28 Методические рекомендации для преподавателя……………………………..45 Методические рекомендации для студентов…………………………………..51 Фонды контроля…………………………………………………………………53 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» УТВЕРЖДЕНА
ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ДПП. Ф.4. 2. Актуальные проблемы современности и журналистики Специальность: 030601.65 «Журналистика» Специализация: средства массовой информации Составитель: А.М. Пазовский, к. социолог. н., доцент Новосибирск 2012
ДПП.Ф.2. Актуальные проблемы современности и журналистики Развитие земной цивилизации в ХХ в. и процесс нарастания кризисных явлений, процессов в существовании человеческого сообщества. Сохранение земной цивилизации – общая задача населения нашей планеты. Концепция глобального мира как результат осознания передовыми мыслителями человечества первостепенной важности этой задачи. Понятия “глобальный мир”, “глобализация”, “глобалистика”. Основные причины и факторы цивилизационного кризиса. Формы проявления в сферах экологии, демографии, культуры и этики как актуальные проблемы современности, требующие новых исследовательских подходов и управленческих решений. Научные центры, изучающие эти проблемы. Международный исследовательский проект “Глобализация – вызовы и ответы”, предпринятый Горбачев-фондом. Результаты, полученные в ходе осуществления проекта. Другие исследовательские проекты. Актуальные проблемы российской действительности, обусловленные трансформацией ее политической, экономической, социальной, культурной сфер, а также изменениями в системе ценностей. Российские исследовательские центры и мониторинг современных социальных процессов. Задачи журналистики в осознании, изучении и разрешении актуальных глобальных и российских проблем и реальная практика СМИ. Опыт позитивного участия средств массовой информации в преодолении кризисных ситуаций общественного развития (геополитические, этнические, религиозные конфликты, экономические катаклизмы, экологические катастрофы и т.п.). Негативные тенденции в деятельности СМИ, усугубляющие процессы дестабилизации общества и способствующие разрушению его нравственных оснований (необъективность отражения реальных событий в угоду определенным социальным силам, сокрытие информации о жизненно важных для общества обстоятельствах, намеренная дезинформация и т.п.). Социальная ответственность и компетентность журналистов как факторы, способствующие адекватному отражению в СМИ актуальных проблем современности и действенному участию в их решении.
По циклу дисциплин профессиональной подготовки федерального компонента учебный курс «Актуальные проблемы современности и журналистики» предусматривает формирование следующих компетенций:
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Системные кризисы и социальные катастрофы, потрясающие сегодня всю земную цивилизацию; резкие изменения, вызванные трансформацией институциональной системы России, других государств, вышедших из бывшего СССР, ставят перед современной журналистикой принципиально новые задачи. Решать их предстоит новому поколению журналистов. Цель учебной дисциплины «Актуальные проблемы современности и журналистики» - подготовка студентов к решению этих задач, через системное осмысление основных проблем современности, путей и методов их решения институтами власти и управления, гражданского общества, возможностей средств массовой информации в данном процессе. Указанная цель определяет основные задачи изучения дисциплины:
Требования к уровню освоения содержания дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих профессиональных компетенций: - способности ориентироваться в актуальных для мира и страны проблемах, - понимания роли журналистики и средств массовой информации в их освещении и в поиске адекватных решений, - осознанного понимания социальной значимости своей будущей профессии в данном контексте. В результате освоения дисциплины студент должен: знать: особенности проблем современности, понимать роль журналистики в освещении и решении глобальных проблем современности; уметь ориентироваться в глобальных проблемах современности и в актуальных проблемах современного российского общества: - иметь представление о сущности и причинах их возникновения; - выявлять в информационных потоках актуальные события и формировать общественно-значимую информационную повестку; - выбирать в качестве тем своих публикаций актуальные проблемы и компетентно их освещать; - анализировать и оценивать адекватность освещения в средствах массовой информации актуальной проблематики; владеть: навыками освещения различных актуальных проблем современности, компетентного анализа и оценки публикаций в СМИ, с точки зрения их актуальности, социальной значимости. Объем дисциплины и виды учебной работы
Тематический план
Содержание разделов дисциплины
ОЗО. Тематический план
Содержание курса Курс включает три тематических раздела, материалы, которых прорабатываются в лекциях и на семинарских занятиях. В первом разделе – «Актуальные проблемы современности как объект освещения в СМИ» – рассматриваются подходы СМИ к анализу проблем в экологии, экономики, демографии, геополитики, культуры, этики и процессов нарастания кризисных явлений в современной цивилизации через которые проявляются кризисные ситуации. Второй раздел – «Российское общество в контексте глобальных проблем современности» – ориентирован на проведение аудиторных case-study и творческое осмысление проблемных ситуаций, возникших в результате резкой трансформации политической, экономической, социальной, культурной сфер современного российского общества, а также изменений, происходящих в институциональной системе и системе ценностей россиян. Третий раздел курса – «Роль журналистики и СМИ в освещении и поиске решений актуальных проблем современности» раскрывает основные задачи, которые встают перед журналистикой в условиях кризиса в развитии человеческой цивилизации. В разделе дается общая характеристика основных направлений деятельности, обусловленных решением данных задач, обобщается практика участия СМИ в этой деятельности. Основное внимание фокусируется на осмыслении условий и факторов, способствующих адекватному отражению в СМИ актуальных проблем современности, деятельному участию журналистов в их решении.
Нарастание кризисные явления и процессы в существовании социума: причины их нарастания, формы проявления и последствия. Научно-технический прогресс: историческая необходимость и источники опасностей для развития земной цивилизации. Факторы общепланетарного кризиса и его основные признаки. Проявления общепланетарного кризиса (в экологии, демографии, экономике, геополитике, культуре, нравственности) как актуальные проблемы современности, требующие новых исследовательских подходов и управленческих решений. Тема 2. Глобальные трансформации современного мира. Глобализация как объект анализа. Концепция глобального мира как результат осмысления передовыми мыслителями планеты необходимости объединения усилий для сохранения земной цивилизации. Дискуссии вокруг понятий «глобальный мир», «глобализация», «глобалистика». Концепция «золотого миллиарда» и движения антиглобалистов. Научные центры, изучающие глобальные проблемы современности. Основные исследовательские проекты. Данные, полученные в ходе осуществления этих проектов. Первоочередные задачи, которые выдвигает время перед населением Земли. Гражданское общество в эпоху глобальных трансформаций. Тема 3. Многоаспектность явления глобализации и актуальные проблемы современности в контексте глобализационного процесса. Основные аспекты развития глобализации: производственно-технический, экономический, информационный, научно-технологический, социальный, политический, экологический, территориальный, этнический, демографический, культурно-идеологический. Взаимосвязанность, взаимообусловленность и противоречивость процессов глобализации. Обострение глобальных угроз и развитие апокалипсического сознания в современном мире. Угроза третьей мировой войны, проблема международного терроризма и обеспечение мирных условий для развития всех народов. Катастрофическое загрязнение окружающей среды - атмосферы, мирового океана, водных ресурсов рек и водоемов. Обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми природными ресурсами - продовольствием, промышленным сырьем, источниками энергии. Демографическое планирование, регулирование роста населения, устранение опасности "депопуляции" в развитых странах. Предотвращение отрицательных последствий научно-технической революции.
Понятие технологической революции. История технологических революций. Социальные изменения и последствия технологических революций. Хронология и характеристики технологических укладов. Становление нового технологического уклада как фактор мирового экономического кризиса. Технологическое состояние российской экономики и его отражение в зеркале современных СМИ. Тема 5. Развитие информационных технологий и средств массовой коммуникации. Понятие информационной технологии. Виды информационных технологий и их свойства. Характер современной информационно-технологической революции. Социальный контекст и динамика происходящих технологических изменений. Проблемы и тенденции глобализации информационного пространства Глобализация и развитие информационного общества. Развитие СМК в условиях глобализации. Мировые тенденции развития журналистики. Сущность и характер современных информационных войн и конфликтов. Раздел 2. Российское общество в контексте глобальных проблем современности Тема 1. Кризисные явления в современной экономике, политике и культуре России. Общечеловеческая значимость глобальных проблем. Понятие «глобальная проблема». Система критериев глобальности. Классификация проблем по сферам общественной жизни. Единство пространственного географического масштаба. Всемирно историческая актуальность. Общепланетарная опасность. Взаимосвязь глобальных проблем на социально-экономическом, политико-идеологическом, культурном уровнях в современном мире. Неравномерность в процессе возникновения глобальных проблем. Этапы эволюции глобальных процессов цивилизации.
Распад СССР и трансформация российского общества: последствия для страны и мира. Специфика развития современного российского общества. Процесс интеграции России в глобальное экономическое и политическое пространства: трудности и противоречия. Комплекс современных российских проблем: социальное расслоение, демографический кризис, проблемы миграции, этнические конфликты и т.д. Тема 3. Приоритетные проблемы развития России: их проявление и пути преодоления Неравенство в социально-экономическом развитии российских регионов. Давление международных и этноконфессиональных конфликтов на внутреннюю политику российских властей и на процессы развития демократии в нашей стране. Угрозы международного терроризма и преступности. Инфантильное состояние российского гражданского общества. Системная коррупция и правовой нигилизм как факторы, сдерживающие технологическое, экономическое, социальное и духовное развитие страны. Тема 4. Позиция России: политика, стратегия и тактика российского правительства в преодолении глобальных проблем Роль России в реализации решений глобальных мировых проблем. Россия в мировом политическом процессе. Концепция внешней политики Российской Федерации. Приоритеты Российской Федерации в решении глобальных проблем. Формирование и реализация внешней политики Российской Федерации. Географические направления внешней политики России. Национальная безопасность и военная политика России. Тема 5. Участие России в международных организациях, направленное на сдерживание кризисных ситуаций и разрешение международных конфликтов различного уровня. Россия в системе международных отношений. Россия в ООН и ее специальных учреждениях – ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО и т.д. Участие России в международных правительственных и политических структурах. Россия как член международных экономических и финансовых организаций. Представительство России в международных политических и военных организациях. Россия член СНГ, ШОС, БРИКС, ОДКБ, Союзного государства и Таможенного союза. Миротворческая миссия России: от истоков до наших дней. Раздел 3. Роль журналистики и СМИ в освещении и поиске решений актуальных проблем современности\ Тема 1. Роль и задачи СМИ и журналистики в освещении и поиске решения глобальных проблем общественного развития Информационная картина мира в зеркале СМИ. Зарубежная и российская журналистика: трансформация картины мира и ее содержание. Отражение проблем глобализации в российской печати. Отражение в СМИ социальных тревог как феномена общественной жизни. Формирование в СМИ внутреннего образа России. Формирование образа власти. Международная журналистика как гарант доверия к мировым СМИ. Альтерглобалистское движение и его освещение в российских и зарубежных СМИ. Средства массовой информации в условиях глобализации рыночной экономики. Глобализация информационной индустрии. Важнейшие каналы финансирования средств массовой информации. Особенности "нового журнализма". Окинавская хартия глобального информационного общества (июль 2000). Международные соглашения о свободе получения и распространения информации и национальные законодательства в этой области. Включенность России в процесс информационной глобализации. Информационный потенциал российского общества в системе международных информационных коммуникаций. "Доктрина информационной безопасности РФ" (сентябрь 2000). Тема 2. Компетентность и профессионализм журналиста как необходимые условия для адекватного освещения актуальных событий. Журналистские этика и стандарты. Международные принципы профессиональной этики журналистов. Авторская позиция как выражение субъективного начала в журналистском тексте. Модель личности журналиста: характерное и особенное. Власть и СМИ: взаимодействие на грани фола. «Идеальный журналист» как нравственная и социальная потребность. Смотрите также: Методические рекомендации для преподавателя 88 Общие методические рекомендации по изучению курса 89 и самостоятельной работе студентов 89
1898.59kb.
14 стр.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации для студентов
488.35kb.
5 стр.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации для студентов
830.04kb.
5 стр.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации для студентов
429.14kb.
3 стр.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации для студентов
767.22kb.
4 стр.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации для студентов
669.22kb.
6 стр.
Методические рекомендации для преподавателя 16 методические рекомендации для студентов 19
296.1kb.
1 стр.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации для студентов
796.71kb.
4 стр.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации для студентов
482.7kb.
3 стр.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации для студентов
421.17kb.
3 стр.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации для студентов
933.51kb.
5 стр.
Методические рекомендации для студентов 570.51kb.
5 стр.
|