Главная
страница 1 ... страница 10страница 11страница 12страница 13страница 14страница 15
тематика родительских собраний

1 класс

  • Трудности адаптации первоклассников в школе.

  • Особенности интеллектуального и личностного развития шестилетних детей.

  • Чем накормить первоклассника.

  • Как организовать отдых ребенка в каникулы.

2 класс

  • Физическое развитие второклассника в школе и дома.

  • Домашние задания и их назначения. Как мы к ним относимся.

  • Спорт: нужен ли он вашему ребенку?

  • Утомляемость ребенка и как с ней бороться.

3 класс

  • Режим дня третьеклассника.

  • Все о гриппе.

  • Эмоции положительные и отрицательные.

  • Как повысить самооценку ребенка и почему это важно?

4 класс

  • Темперамент вашего ребенка.

  • Мой ребенок становится взрослым. Встреча со школьным врачом.

  • Питание человека. Роль витаминов для роста и развития человека.

  • Как научить дочь или сына говорить «Нет!».

  • Мы переходим в 5-й класс.

5.      Работа школьной столовой (организация горячего питания, витаминизация пищи, употребление кислородного коктейля).

6.      Работа медицинской службы (плановые профосмотры, профилактические прививки, просветительская работа в том числе с приглашением специалистов медслужб).

7. Организация работы в спортивных секциях, кружках, клубах, учреждениях дополнительного образования.

8. Организация работы в ГПД с учетом САНПиНа.
Диагностика: анкетирование, тестирование, опрос, наблюдение.


  • Тест тревожности Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен

  • Тест «Кинетический рисунок семьи»

  • Анкета обучающегося по ЗОЖ

  • Анкета обучающегося «Отношение к табакокурению»


Знания и умения.

 

Учащиеся должны знать:



  • Значение образа жизни для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;

  • Как охранять свое здоровье от простудных и других инфекционных заболеваний;

  • Как правильно питаться;

  • Для чего нужна физкультура;

  • Что такое правильная осанка и как ее поддерживать;

  • Что такое закаливание. Способы закаливания;

  • Что такое гигиена. Как соблюдать правила гигиены;

  • Что такое режим дня;         

  • Полезные привычки. Как их создать;

  • Вредные привычки. Как от них избавиться;

  • Правила и нормы поведения во время учебных занятий, соревнований, игровой деятельности, нахождения вблизи водоема, железной дороги и в общественном транспорте;

  • Лечебные свойства растений, уметь их использовать для профилактики.

Учащиеся должны уметь:

  • Правильно строить режим дня, выполнять его;

  • Применять на практике основные нормы гигиены.

  • Принимать активное участие в реализации проектов направленных на укрепление здоровья;

  • Оказывать простейшую помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обморожениях;

  • Удовлетворять свои двигательные потребности в процессе учебных занятий и в течение всего дня;

  • Распознавать и анализировать опасные ситуации.


Ключевые дела, способствующие получению знаний и формированию умений по ЗОЖ

Культурно – оздоровительные мероприятия:

  • Тематические Дни здоровья

«Где чистота, там и здоровье»;

«Если хочешь быть здоров – постарайся»;

«Зимой и летом дружим с игрой и бегом»;

«Поликлиника доктора Нехворайки».



  • Спортивно-игровые мероприятия

«Три богатыря»;

«Богатырские потешки»;

Игра «Последний герой»;

Семейная спортивная спартакиада;

Спортивный весенний праздник «Весне – физкульт – ура»;

«Да здравствует страна Спортландия».



  • Устные журналы

«Хорошие зубы – залог здоровья»;

«Здоровый сон»;

«Береги здоровье смолоду»;

«Руки – это лицо человека»;

«Дороже алмаза своих два глаза»;

«Советы мастера портного» (гигиена одежды).


Ожидаемые результаты:

  1. Повышение уровня гигиенических знаний, сознательного поведения;

  2. Выработана система практических знаний и умений по обеспечению здорового образа жизни;

  3. Улучшение показателей здоровья;

  4. Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья учащихся ОУ;

  5. Снижение количества ситуаций, представляющих опасность для здоровья младших школьников.

  6. Овладение навыками элементарных правил поведения, гигиены по основам здорового образа жизни.


Конечный результат: Физически и нравственно здоровый ребенок, готовый к переходу на вторую ступень обучения.

Литература

  • Баранов А.А., Щеплягина Л.А. Фундаментальные исследования по проблемам роста и развития детей и подростков.// Российский педиатрический журнал. – 2000. - №5.

  • Баранов А.А. Здоровье детей в России: научные и организационные приоритеты.// Российский педиатрический журнал. – 1999.

  • Берштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М.: «Медицина», 1966.

  • Рапопорт Ж.Ж., Прахин Е.И. Физическое развитие детей. – Красноярск, 1970.

  • Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. – М.: 1960.



Приложение 1

«Школа здоровья». (Направление в рамках воспитательной программы школы)

Цель: Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Задачи: Воспитание устойчивого негативного отношения к вредным привычкам;

  • Вовлечение учащихся в массовый спорт;




Классные мероприятия

(классные часы, беседы, лекции, игры)



Общешкольные мероприятия

Работа с педагогическим коллективом

Работа с родителями

1

Советы доктора Воды. Друзья вода и мыло.

Дни здоровья.

Составление паспортов здоровья классных коллективов и школы.

Беседа врача о сохранении и укреплении здоровья.

2

Режим дня школьника

Месячник по профилактике вредных привычек.

Проведение психологических тренингов для формирования благоприятного морально-психологического климата среди субъектов образовательного процесса

Вредные привычки и как предотвратить их появление.

3

Здоровый образ жизни

Месячник борьбы со СПИДом и наркоманией.

Семинар: «применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе».

Как правильно учить уроки и готовиться к экзаменам.

4

Движение - это жизнь!

Конкурсы плакатов «Мы - против».

Выпуск санбюллетеней (мед. сестра).


Регуляция эмоционального состояния при психических нагрузках.

5

Из истории спортивных и Олимпийских игр.

Лекции врача нарколога.

Беседы «Здоровый образ жизни».

Формирование навыков здорового образа жизни, ориентация на сохранение и укрепление здоровья.

6

Детки в пивной клетке.

Конкурс агитбригад по пропаганде здорового образа жизни.




Психологические особенности подростков: чего от них ждать и как с ними общаться.

7

Что имеем, не храним, потерявши, плачем.

Участие в городских и районных спортивных соревнованиях: «Легкоатлетический марафон», «Кросс Нации», «Лыжня России», «Полиатлон», открытие спортивного сезона, открытие катка, соревнования по футболу, баскетболу, волейболу, шахматно-шашечные турниры.







8

Как победить дракона, или удержись от вредной привычки.

Школьные соревнования по волейболу, баскетболу, футболу







9

Школа жизненных навыков «Я принимаю ответственные решения!»

Анкетирование «Моё отношение к моему здоровью»







10

Школа жизненных навыков «Научись говорить нет».

Спортивный праздник “Папа, мама, я – спортивная семья”







11

Аксиомы алкоголя.










12

Здоровье- привилегия мудрых.











8. Программа коррекционной работы

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике.


Программа коррекционной работы направлена на:

  • преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности;

  • овладение навыками адаптации учащихся к социуму;

  • психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении;

  • развитие творческого потенциала учащихся;

  • развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями.

Структура и содержание Программы коррекционной работы.

Программа включает в себя пять модулей:

- Концептуальный модуль раскрывает сущность медико-психолого-

педагогического сопровождения, его цели, задачи, содержание и формы соорганизации субъектов сопровождения.

- Диагностико-консультативный модуль включает в себя программыизучения ребенка различными специалистами (педагогами, психологами, медицинскими работниками, педагогами-дефектологами) и консультативную деятельность.

- Коррекционно-развивающиий модуль на основе диагностических данных обеспечивает создание педагогических условий для ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуально-типологическими особенностями.

- Лечебно-профилактический модуль предполагает проведение лечебно-профилактических мероприятий; соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня, питания ребенка, осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий.

- Социально-педагогический модуль нацелен на повышение уровня профессионального образования педагогов; организациюсоциально-педагогической помощи детям и их родителям.



Концептуальный модуль

В Программе коррекционной работы медико-психолого-педагогическое сопровождение понимается как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого.

В основе сопровождения лежит единство четырех функций: диагностики сущности возникшей проблемы; информации о сути проблемы и путях ее решения; консультации на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы; помощи на этапе реализации плана решения. Основными принципами сопровождения ребенка в образовательном учреждении являются: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого(«на стороне ребенка»); непрерывность сопровождения; мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения.

Основная цель сопровождения — оказание помощи в решении проблем.

Задачи сопровождения: правильный выбор образовательного маршрута;

преодоление затруднений в учебе; решение личностных проблем развития ребенка; формирование здорового образа жизни.

Организационно-управленческой формой сопровождения является медико-психолого-педагогический консилиум. Его главные задачи: защита прав и интересов ребенка; массовая диагностика по проблемам развития; выявление групп детей, требующих внимания специалистов; консультирование всех участников образовательного процесса.

Диагностико-консультативный модуль

В данном модуле разрабатывается программа изучения ребенка различными специалистами. Педагог устанавливает усвоенный детьми объем знаний, умений, навыков; выявляет трудности, которые испытывают они в обучении, и условия, при которых эти трудности могут быть преодолены.

Педагог отмечает особенности личности, адекватность поведения в различных ситуациях. В сложных случаях, когда педагог не может сам объяснить причину и добиться желаемых результатов, он обращается к специалистам (психологу, дефектологу, психоневрологу).

В содержание исследования ребенка психологом входит следующее:

1.Сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей. Важно получить факты жалоб, с которыми обращаются. При этом необходимо учитывать сами

проявления, а не квалификацию их родителями, педагогами или самими детьми.

2. Изучение истории развития ребенка. Подробный анализ собирает и анализирует врач. Психолог выявляет обстоятельства, которые могли повлиять на развитие ребенка (внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые заболевания в  первые месяцы и годы жизни). Имеют значение наследственность (психические заболевания или некоторые конституциональные черты), семья, среда, в которой живет ребенок

 (социально неблагополучная, ранняя депривация). Необходимо знать характер воспитания ребенка (чрезмерная опека, отсутствие внимания к

нему и др.).

3.Изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.).

4. Непосредственное обследование ребенка. Беседа с целью уточнения

мотивации, запаса представлений об окружающем мире, уровня развития

речи.

5.Выявление и раскрытие причин и характера тех или иных особенностей психического развития ребенка.



6. Анализ материалов обследования. Психолог анализирует все полученные о ребенке сведения и данные собственного обследования, выявляются его резервные возможности. В сложных дифференциально-диагностических случаях проводятся повторные обследования.

7. Выработка рекомендаций по обучению и воспитанию. Составление индивидуальных образовательных маршрутов медико-психолого-педагогического сопровождения.

В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала; для других — формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики и т.д.

Эти рекомендации психолог обсуждает с учителем, медицинским работником и родителями, осуществляя постоянное взаимодействие.

Составляется комплексный план оказания ребенку медико-психолого-педагогической помощи с указанием этапов и методов коррекционной

работы. Обращается внимание на предупреждение физических,

интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, проведение своевременных лечебно-оздоровительных мероприятий.
Программа медико-психолого-педагогического изучения ребенка


Изучение

ребенка


Содержание работы

Где и кем выполняется работа

Медицинс-кое

Выявление состояния физического и психического здоровья.Изучение медицинской документации: история развитияребенка, здоровье родителей, какпротекала беременность, роды.

Физическое состояние учащегося; изменения в физическомразвитии (рост, вес и т.д.);нарушения движений (скованность,расторможенность, параличи,парезы, стереотипные и навязчивые движения);утомляемость;

состояние анализаторов.


Школьный медицинский

работник, педагог.

Наблюдения во время

занятий, в перемены, во время игр и т.д.(педагог).

Обследование ребенка

врачом.

Беседа врача с

родителями.



Психолого-логопеди-

ческое


Обследование актуального

уровня психического и речевого

развития, определение зоны бли-

жайшего развития.

Внимание: устойчивость,

Переключаемость с одного вида

деятельности на другой, объем,

работоспособность.

Мышление: визуальное (линей-

ное, структурное); понятийное

(интуитивное, логическое);аб-

страктное, речевое, образное.

Память: зрительная, слуховая,

моторная, смешанная. Быстрота

и прочность запоминания; инди-

видуальные особенности; мото-

рика; речь.


Наблюдение за ребенком на занятиях и во

внеурочное время

(учитель).

Специальный

эксперимент (психолог).

Беседы с ребенком, с

родителями.

Наблюдения за речь

ребенка на занятиях и

в свободное время.

Изучение письменных

работ (учитель).

Специальный

эксперимент (логопед).



Социально-педагогиче-ское

Семья ребенка: состав семьи,

условия воспитания. Умение учиться:

организованность, выполнение

требований педагогов,

самостоятельная работа,

самоконтроль. Трудности в

овладении новым материалом.

Мотивы учебной деятельности:

прилежание, отношение к

отметке, похвале или порицанию

учителя, воспитателя.

Эмоционально-волевая сфера:

преобладание настроения

ребенка; наличие аффективных

вспышек; способность к

волевому усилию, внушаемость,

проявления негативизма.

Особенности личности:

интересы, потребности, идеалы,

убеждения; наличие чувства

долга и ответственности.

Соблюдение правил поведения в

обществе, школе, дома;

взаимоотношения с

коллективом: роль в коллективе,

симпатии, дружба с детьми,

отношение к младшим и

старшим товарищам. Нарушения

в поведении: гиперактивность,

замкнутость, аутистические

проявления, обидчивость,

эгоизм. Уровень притязаний и

самооценка.


Посещение семьи

ребенка (учитель,). Наблюдения во время

занятий, изучение работ

ученика (педагог).

Анкетирование по

выявлению школьных

трудностей(учитель).

Беседа с родителями и

учителями-

предметниками.

Специальный

эксперимент

(педагог, психолог).

Анкета для родителей и

учителей.

Наблюдение за ребенком

в различных видах

деятельности.




Коррекционно-развивающий модуль

Содержание и формы коррекционной работы учителя:

• наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);

• поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, педагогом- психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;

• составление психолого-педагогической характеристики учащегося при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка;

• составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе с психологом и учителями-предметниками), где отражаются

пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления

учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;

•контроль успеваемости и поведения учащихся в классе;

• формирование такого микроклимата в классе, который способствовал бы тому, чтобы каждый учащийся  чувствовал себя комфортно;

• ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.);

• организация внеурочной деятельности, направленной на развитие

познавательных интересов учащихся, их общее развитие.

Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:

- формирование УУД на всех этапах учебного процесса;

- обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений

сравнивать, сопоставлять;

- побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;

- установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;

- использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;

-  максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;

-разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении и друг к другу;

- использование упражнений, направленных на развитие внимания,памяти, восприятия.

Еще одним условием успешного обучения детей  является организация

групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление специфических

трудностей и недостатков, характерных для учащихся.

Цель коррекционно-развивающих занятий — коррекция недостатков

познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами 

изучаемого программного материала.

Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:

• создание условий для развития сохранных функций;

•формирование положительной мотивации к обучению;

• повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;

• коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы; формирование механизмов волевой

 регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;

•воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.

Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения.

Принцип системности коррекционных занятий (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.

Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах.

1.Началу коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную

работу, исходя из ближайшего прогноза развития (совместно с

психологом).

2. Реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога

постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка.

Такой контроль позволяет вовремя вносить коррективы в коррекционно-

развивающую работу.

Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения

коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.

Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей

 каждого ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.

Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких

заданий, при решении которых возникают какие-либо препятствия. Их

преодоление способствует развитию учащихся, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному

ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает

возможность испытать радость преодоления трудностей.

Принцип продуктивной обработки информации заключается в

организации обучения таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации, следовательно —механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.

Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает,

чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.

Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом и психологом индивидуальных пробелов в их развитии и

обучении. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся. Однако количество недельных часов (3 часа), отводимых на эти занятия в каждом классе, входит в нагрузку не каждого отдельно обучающегося соответствующего класса, а учителя. На долю же каждого обучающегося

приходится в неделю от 15 до 30 минут, поскольку занятия ведутся индивидуально или в небольших группах (из двух-трех обучающихся),

укомплектованных на основе сходства корригируемых недостатков.

Работа с целым классом или с большим числом детей на этих занятиях не допускается. Учащиеся, удовлетворительно усваивающие учебный материал в ходе фронтальной работы, к индивидуальным занятиям не привлекаются, помощь оказывается ученикам, испытывающим особые

затруднения в обучении. Периодически на индивидуальные занятия

привлекаются также учащиеся, не усвоившие материал вследствие пропусков уроков по болезни либо из-за «нерабочих» состояний (чрезмерной возбудимости или заторможенности) во время уроков.

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит учитель

во внеурочное время. Во время индивидуальных занятий со свободными

учениками работают воспитатель, логопед, психолог. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и

развитию ребенка. В связи с этим работа в часы индивидуальных и групповых занятий должна быть ориентирована на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей учащихся.



<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Учебный план начального общего образования стр. 52 61
5538.12kb.
15 стр.
Пояснительная записка стр. 3-7 Планируемые результаты освоения образовательной программы стр. 7-11 Учебный план стр. 11-13
2003.46kb.
10 стр.
Учебный план начального общего образования IV. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования V. Программы отдельных учебных предметов, курсов умк «Начальная школа XXI века»
6132.06kb.
32 стр.
Учебный план начального общего образования для 1-2 класса мкоу балакинской оош на 2012-2013 учебный год
142.65kb.
1 стр.
В соответствии с Уставом учебный план ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года: 1 класс 33 учебные недели
45.54kb.
1 стр.
Стр. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования стр
10389.36kb.
51 стр.
Учебный план начального общего образования. 34 Раздел IV
3276.11kb.
16 стр.
Т. А. Маслова основная образовательная программа начального общего образования содержание Целевой раздел. Стр. 3-46
4446.37kb.
21 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования Принято на заседании педагогического совета
3621.97kb.
15 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования на 2011- 2015гг Тверская область содержание стр. Раздел I
7049.67kb.
33 стр.
Учебный план начального общего образования (3 – 4 классы) мбоу сош №30 г. Архангельска на 2012 – 2013 учебный год
113.88kb.
1 стр.
Учебный план начального общего образования 1-2-х классов мбоу сош №30 г. Архангельска на 2012-2013 учебный год
130.76kb.
1 стр.