Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4


Приложение к письму

от 06.04.2010№ 684




Методические рекомендации по  организации  исследовательской и проектной   деятельности обучающихся в  общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования детей

города Югорска

Содержание
Введение __________________________________________________1

I. Общие положения_________________________________________2-4

II. Основная часть методических рекомендаций__________________5-13

1.Требования к исследовательским работам (проектам)

2. Организация выполнения исследования

3.Требования к оформлению исследовательской работы (проекта)

III. Использованные интернет-ресурсы ___________________________14

IV. Приложения______________________________________________15-47




Введение

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей, уметь прогнозировать вариативность результатов, решает задачи новой школы. Раннее приобщение детей к научно-исследовательской и поисковой деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и  творческие способности не только в  старшей школе, но  и  в  начальной. Педагогическая общественность должна осознать проектную и  исследовательскую деятельность обучающихся как неотъемлемую часть образования, отдельную систему в образовании, одним из направлений модернизации современного образования, развития концепции профильной школы.

Участие в научно – практических конференциях предоставляет обучающимся, занимающимся исследовательской деятельностью, возможность для развития навыков исследовательской работы, формирования интереса к конкретным образовательным областям.

В данных методических рекомендациях представлены требования к содержанию и оформлению исследовательских (проектных) работ, разработанные на основе анализа литературы по данной проблеме.

Методические рекомендации адресованы руководителям образовательных учреж-дений, организаторам работы с одаренными детьми, педагогическим работникам, обучающимся .
I.Общие положения

1.Исследовательская деятельность обучающихся - деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с  заранее неизвестным решением и  предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановка проблемы; изучение теории, посвященной данной проблематике; подбор методик исследования и  практическое овладение ими; сбор собственного материала, его анализ и обобщение; научный комментарий; собственные выводы.

Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.



2.Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

3.Учебное исследование и научное исследование. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а  не  получение объективно нового результата как в «большой» науке.

4.Особенности организации исследования обучающимися

разных ступеней обучения в общеобразовательном учреждении и учреждении дополнительного образования детей

4.1.Для обучающихся в начальной школе. Необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Важно при этом ставить вместе с  детьми и  учебные цели по овладению приёмами проектирования и  исследования. Целесообразно в  процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей). Образовательному учреждению необходимо планировать длительность выполнения проекта или исследования, время работы (урочное, внеурочное) с учетом ресурсов учебного времени.

4.2.Для обучающихся в основной школе. В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь проектную или исследовательскую деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать возможности обучающегося выбора индивидуальной формы работы. Темы детских работ выбираются из любой содер-жательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы — близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым. Презентацию результатов проектирования или исследования целесообразно проводить на заседаниях научного обществаили школьной конференции — идёт подготовка к  мероприятиям различных уровней. При этом, педагоги должны иметь в виду реальные сроки проведения таких мероприятий и соответствующим образом планировать завершение работ обучающихся, обеспечить им шанс публично заявить о себе и своей работе, возможность развития личностных качеств, проектной и исследовательской компетентности.

4.3. Для обучающихся в старшей школе. Формирование надлежащего уровня компе-тентности в  проектной и исследовательской деятельности (то есть самостоятельное практическое владение технологией проектирования и исследования) должно достигаться к концу 10 класса. Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы. Выполнение проектов или исследований в 11 (выпускном) классе может быть как отдельные случаи выдающихся успехов одарённых обучающихся, или как курсовое проектирование на профильном предмете с последующей защитой результатов в качестве творческого экзамена. В старшей школе целесообразно выполнение работ на базе и с привлечением специалистов из профильных научных учреждений, учреждений профессионального образования. Перспективно использование разнообразных форм проектной и исследовательской деятельности: экспедиций, конференций и др.

4.4. Для обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей. Проектная и исследовательская форма работы должна быть приоритетной. В условиях дополнительного образования нет жёстких рамок классно-урочной системы, выбор содержания, тематики и проблематики проектов и  исследований обучающимися происходит в  момент выбора направления дополнительной образовательной деятельности. При выборе формы работы здесь также необходимо учитывать возрастные особенности детей. В зависимости от уровня полученных результатов, необходимо предоставить возможность обучающимся продемонстрировать их  на публичных презентациях различного уровня: перед сверстниками, родителями, педагогами, для широкой общественности.

Главный результат работы — формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.

5. Обеспечение проектной, исследовательской деятельности

5.1. Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной и исследовательской деятельности обучающимся необходимо:

- проводить подготовительную работу. Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки обучающихся и педагогических работников;

- обеспечить заинтересованность обучающихся в  работе над проектом или исследованием  - мотивацию, которая будет давать источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности, педагогически грамотно сделать погружение в проект или исследование, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы.



5.2.Обучающийся должен владеть:

5.2.1.необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области проекта или исследования;

5.2.2.специфическими умениями и  навыками, элементами проектной и  исследовательской деятельности:

- мыследеятельностными: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;



- презентационными: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

-коммуникативными: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

- поисковыми: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

- информационными: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

- организационными и экспериментальными: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

5.2.3. Каждый проект или исследование должны иметь: материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты), информационные и информационно-технологические ресурсы, организационное обеспечение.



6.Оценивание успешности обучающегося в

исследовательской  (проектной) деятельности

6.1. Самой значимой оценкой успешности обучающегося в проекте или исследовании является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений, навыков проектной и исследовательской деятельности важно для педагогического работника, работающего над формированием соответствующей компетентности обучающегося.



Оцениваются следующие результаты:

- степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;

- степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

- практическое использование предметных знаний, умений, навыков;

- количество новой информации использованной для выполнения проекта; степень осмысления использованной информации;

- уровень сложности и степень владения использованными методиками;

- оригинальность идеи, способа решения проблемы;

- осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

- уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;

- владение рефлексией;

- творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

- социальное и прикладное значение полученных результатов.



II. Основная часть методических рекомендаций


  1. Требования к исследовательскому проекту (работе)



1.1.Исследовательский проект представляет собой самостоятельно проведенное исследование обучающегося, раскрывающее его знания и умение их применять для решения конкретных практических задач. Работа должна носить логически завершенный характер и демонстрировать способность обучающегося грамотно пользоваться специальной терминологией, ясно излагать свои мысли, аргументировать предложения.

1.2.Задачами работы над проектом являются: развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности и их применение к решению актуальных практических задач; проведение анализа существующих в отечественной и зарубежной науке теоретических подходов в области выполняемого исследования; проведение самостоятельного исследования по выбранной проблематике; систематизация и анализ, полученные в ходе исследования данных; представление и защита проекта.

1.3.Защита исследовательского проекта – представление, обоснование целенаправленной деятельности теоретического и практического характера в той или иной области знания (научном направлении), предполагающая самостоятельное изучение и анализ литературных источников, наблюдения, эксперименты, анализ проделанной работы.

1.4.Основными требованиями к учебным исследовательским проектам являются:

1)наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска ее решения;

2)практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

3)самостоятельная (индивидуальная, групповая) деятельность учащихся – авторов проекта;

4)структурированность содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

5)соблюдение в ходе исследования определенной последовательности действий: определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы; выбор и описание методов исследования; выбор способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов и пр.); проведение наблюдений и экспериментов; сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования.



2.Организация выполнения исследования

2.1.Постановка проблемы исследования.

1) Научная работа – это поисковое исследование, направленное на выявление и, возможно, решение какой-либо проблемы. В науке под проблемой понимается противоречивая ситуация, возникающая в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических положений.

2) Выдвижение обучающимся проблемы для своего научного исследования должно основываться на фактах окружающего мира. Наблюдение и анализ взаимодействия человека с природой, техникой, информационными системами, обществом, другими людьми, а также самопознание может способствовать открытию школьником для себя проблемной ситуации, которая требует изучения.

2.2.Алгоритм работы над научной проблемой. Существует единый алгоритм, который отражает этапы работы над научно-исследовательской проблемой :

- выбор проблемы;

- сбор информации об уже имеющихся в науке знаниях по изу­чаемой проблематике;

- анализ и обобщение полученных знаний по проблеме;

- разработка концепции и планирование исследования;

- подбор методов и методик осуществления исследования;

- проведение исследования;

- обработка полученных данных;

- письменное оформление теоретического и эмпирического ма­териала в виде целостного текста;

- представление работы на рецензирование;

- представление к защите и защита работы.
3.Требования к оформлению исследовательской работы (проекта)
3.1.Структурные компоненты: титульный лист; оглавление; введение; главы основной части; выводы; заключение; список литературы; приложения.

3.1.2.Титульный лист является первой страницей исследовательской работы и заполняется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование территории, образовательное учреждение, на базе которых осуществляется исследование. В среднем поле дается заглавие работы, которое оформляется без слова «тема» и в кавычки не заключается. Ниже, ближе к правому краю титульного листа, указываются фамилия, имя, отчество исполнителя, класс, ОУ, и далее фиксируется фамилия, имя, отчество руководителя, его научное звание (если имеется) и должность (педагогу указать предмет и категорию), место работы. В нижнем поле указываются местонахождение образовательного учреждения и год написания работы.

Образец титульного листа для исследовательской работы, представляемой на конкурс исследовательских проектов

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»
Направление: научно-техническое

Секция: математика и информатика

Виртуальная экскурсия как способ привлечения

к активному образу жизни

Исполнитель: Иванов Павел Сергеевич,

10 класс,

МБОУ«Средняя общеобразовательная школа №2»

Руководитель: Петрова Марина Ивановна,

учитель информатики первой категории

МБОУ«Средняя общеобразовательная школа №2»

Югорск


2009


3.1.3.Оглавление помещается на второй странице. В нем приводятся названия глав и параграфов с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять название глав и параграфов в тексте. При оформлении заголовки ступеней одинакового уровня необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещаются на пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все они начинаются с заглавной буквы без точки в конце. Номера страниц фиксируются в правом столбце содержания. Главы и параграфы нумеруются по многоуровневой системе, то есть обозначаются цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях номер своей рубрики и рубрики, которой они подчинены. Введение и заключение не нумеруются.

3.1.4.Во введении фиксируется проблема, актуальность, практическая значимость исследования; определяются объект и предмет исследования; указываются цель и задачи исследования; коротко перечис­ляются методы работы. Все перечисленные выше составляющие введения должны быть взаимосвязаны.

3.1.5.Работа начинается с постановки проблемы, которая определяет направление в организации исследования, и представляет собой знания не о непосредственной предметной реальности, а о состоянии знания об этой реальности. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что нужно изучить из того, что раньше не было изучено?» В процессе формулирования проблемы, важное значение имеет постановка вопросов и определение противоречий.

3.1.6.Выдвижение проблемы предполагает обоснование актуальности исследо-вания. При ее формулировании необходимо дать ответ на вопрос: почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?

3.1.7.После определения актуальности необходимо определить объект и предмет исследования. В литературе можно встретить трактование понятия объекта исследования в двух значениях. Во-первых, объект исследования интерпретируется как процесс, на который направлено познание, или как явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Во-вторых, под объектом понимают носителя изучаемого явления, например, некоторые авторы в качестве объекта исследования выделяют представителей той или иной социальной группы. Предмет исследования более конкретен и дает представление о том, как новые отношения, свойства или функции объекта рассматриваются в исследовании. Предмет устанавливает границы научного поиска в рамках конкретного исследования.

«Объект - что рассматривается в исследовании, предмет - как рассматривается объект, какая его сторона, его отношения или его функции» (А.Т. Глазунов, д.п.н., профессор).

объект






предмет

3.1.8.Кроме объекта и предмета исследования во введении должны быть четко определены цель и задачи исследования. Под целью исследования понимают конечные, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения. Задачи исследования представляют собой все последовательные этапы организации и проведения исследования с начала до конца.

3.1.9.Важным моментом в работе является формулирование гипотезы, которая должна представлять собой логическое научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения.

Гипотеза считается научно состоятельной, если отвечает следующим требованиям:

- не включает в себя слишком много положений;

- не содержит неоднозначных понятий;

- выходит за пределы простой регистрации фактов, служит их объяснению и предсказанию, утверждая конкретно новую мысль, идею;

- проверяема и применима к широкому кругу явлений;

- не включает в себя ценностных суждений;

- имеет правильное стилистическое оформление.


3.2.Главы основной части посвящены раскрытию содержания работы

3.2.1.Первая глава основной части работы обычно целиком строится на основе анализа научной литературы. При ее написании необходимо учитывать, что основные подходы к изучаемой проблеме, изложенные в литературе, должны быть критически проанализированы и сопоставлены и сделаны соответствующие обобщения и выводы.

3.2.2.В процессе изложения материала целесообразно отразить следующие аспекты:

- определить, уточнить используемые в работе термины и понятия;

- изложить основные подходы, направления исследования по изучаемой проблеме, выявить, что известно по данному вопросу в науке, а что нет, что доказано, но недостаточно полно и точно;

- обозначить виды, функции, структуру изучаемого явления;

- перечислить особенности формирования (факторы, условия, механизмы, этапы) и проявления изучаемого явления.

3.2.3.В целом при написании основной части работы целесообразно каждый раздел завершать кратким резюме или выводами. Они обобщают изложенный материал и служат логическим переходом к последующим разделам.

3.2.4.Структура главы может быть представлена несколькими параграфами и зависит от темы, степени разработанности проблемы в психологии, от вида научной работы учащегося.

3.2.5.В последующих главах работы, имеющих опытно-экспериментальный характер, дается обоснование выбора тех или иных методов и конкретных методик исследования, приводятся сведения о процедуре исследования и ее этапах, а также предлагается характеристика групп респондентов (если таковые имеются в работе).


следующая страница >>
Смотрите также:
Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования детей города Югорска
1089.31kb.
4 стр.
Отчет за 2012г о реализации ведомственной целевой программы «Обеспечение доступности дополнительного образования в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей Староюрьевского района на 2012-2014 годы»
85.56kb.
1 стр.
6. Об электронных образовательных ресурсах, доступ к которым обеспечивается обучающимся
54.63kb.
1 стр.
Методические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по русскому языку в общеобразовательных учреждениях
406.49kb.
1 стр.
Государственного санитарно-эпидемиологического надзора за пребыванием детей в образовательных учреждениях
122.93kb.
1 стр.
Инструктивно-методическое письмо " Организация образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи в 2012/2013 учебном году"
360.08kb.
1 стр.
От 10. 09. 2012 №531 Об организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях города Бронницы на 2012-2013 учебный год
71.92kb.
1 стр.
Методические рекомендации по планированию школьного календаря для гражданского образования и воспитания в общеобразовательных учреждениях Красноярского края на 2013 2014 учебный год
344.79kb.
3 стр.
Методические рекомендации по указанной проблематике. Рекомендуется руководителям структурных подразделений, методистам, педагогам учреждений дополнительного образования детей и молодежи
1221.48kb.
5 стр.
Методические рекомендации по организации в образовательных учреждениях единого урока (занятия), посвященного 50-летию полета
261.12kb.
1 стр.
Реализация новых образовательных проектов в дошкольных образовательных учреждениях Северо-Западного окружного управления образования Проект «Классическая музыка в детском саду» Цель
370.08kb.
1 стр.
Методические рекомендации по организации дневных стационаров в больничных учреждениях
533kb.
3 стр.