Главная
страница 1

. «Рассмотрено»

Руководитель МО ________ С.И. Фролова

Протокол № ____ от

«___» _________ 201__г.



«Согласовано»

Заместитель руководителя по УР

МОУ СОШ с.Апалиха__________ Н.А. Юдина

«____» ____________ 201___г.




. «Утверждено»

Руководитель МОУ СОШ с.Апалиха

___________ А.И.Евсеев

Приказ № __ от

«____» __________201_г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Спиридонова Наталья Николаевна, I категория

Ф.И.О., категория
по изобразительному искусству 9 класс

Предмет, класс и т.п.


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №___ от «____» __________ 201_г.

2011 – 2012 учебный год

Пояснительная записка
к тематическому плану уроков по учебной программе
«Изобразительное искусство и художественный труд»

Развернутый тематический план по изобразительному искусству составлен в соответствии с программой Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» (М.: Просвещение, 2009) и рассчитано на 17 часов в учебный год (1 час в неделю одно полугодие).

Основной целью разработанного тематического плана является формирование художественной культуры учащихся через творческий подход к познанию искусства разных исторических эпох. Этому способствует активная поисковая и практическая деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время: подготовка сообщений и видеоэкскурсий, изображение архитектурных форм на плоскости и в объеме, организация экспресс-выставок и защита коллективных художественных проектов.

Целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.

В задачи преподавателя изобразительного искусства входит:

– формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве;

– формирование художественно-творческой активности школьников;

– овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

Программный материал построен так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Программой предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдений и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков школьников.

Учащиеся от природы любознательны, творчески активны, изначально талантливы. Очень важно организовать их художественно-творческую деятельность таким образом, чтобы каждый смог пройти «путь творца» от художественного восприятия действительности, рождения художественного замысла, поиска средств и путей его воплощения к созданию художественного образа в материале, самооценке и оценке результатов другими людьми.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме; демонстративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковая работа по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений.

Задания на дом вводятся для расширения представлений об искусстве в реальной, окружающей ребенка жизни.

Обсуждение работ чрезвычайно активизирует внимание учащихся, они с готовностью в нем участвуют. Полезно обсуждать и достоинства, и недостатки работ. Учащиеся сами находят слова (образы) для выражения своего эмоционального отношения.

Опираясь на эмоциональную активность учащихся, необходимо направлять обсуждение в нужное русло.

Многие декоративные и конструктивные работы выполняются на уроках в процессе коллективного творчества. Выполненные коллективно декоративные панно и конструктивные задания могут стать хорошим украшением интерьера школы.

В результате изучения архитектуры и монументальных видов искусства (в курсе 9 класса именно эта тема занимает значительное место) у учащихся формируется конкретно-историческое понимание эпохи; сознательное отношение к таким проблемам сегодняшнего дня, как охрана памятников культуры; развивается творческий подход к познанию культуры прошлого, а также созданию, совершенствованию и оформлению архитектурной и природной среды.



Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:

знать/понимать:

– основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

– основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

– имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

– названия наиболее крупных художественных музеев России и мира;

– значение изобразительного искусства в художественной культуре;



уметь:

– применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

– анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

– ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;



использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

– для восприятия и оценки произведений искусства;

– самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Список методической литературы

1. Вагъянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр A3», 1997.

2. Вагъянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000.

3. Великие тайны. Мифы древности. – Волгоград: Книга, Международный центр просвещения «Вайланд – Волгоград», 1995.

4. Гагарин, Б. Г. Конструирование из бумаги: справочник. – Ташкент: Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1988.

5. Гоголев, К. И. Мировая художественная культура: Западная Европа и Ближний Восток: тесты, задачи. – М.: Издательский центр «Международный союз книголюбов», 1999.

6. Искусство первобытного общества // Педсовет. – № 8. – 1998.

7. Каменева, Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1984.

8. Копцев, В. Созидающий ребенок // Искусство в школе. – № 4. – 1999.

9. Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. – М.: ACT-Астрель, 2001.

10. Наши руки не для скуки: игрушки забавные, ужасные. – М.: Росмэн, 1997.

11. Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. – М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.

12. Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. 1–9 классы / под ред. Б. М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 141 с. – (Программы общеобразовательных учреждений).

13. Петербург: три века северной столицы. 1703 год // Первое сентября. Искусство. Специальный выпуск. – 2001. – № 15, 16.

14. Рубинштейн, Р. Как рисовали древние египтяне / Юный художник. – 1984.– № 11.

15. Рябшина, Т. Новые материалы для уроков изобразительного искусства // Первое сентября. – Искусство. – 2002. – № 20 (260).

16. Рябцев, Ю. С. История русской культуры XI–XII веков. – М.: ВЛАДОС, 1997.

17. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. – Обнинск: Издательство «Титул», 1996.

18. Хоруженко, К. М. Мировая художественная культура: тесты. – М.: ВЛАДОС, 2000.

19. Шаг за шагом. Искусство. – М.: Издательство гимназии «Открытый мир», 1995.

20. Шелешнева-Солодовникова. Н. Гауди // Первое сентября. – Искусство. – 2001. – № 11 (227).

21. Шпаковская, В. У стен замшелых неприступных... // Семья и школа. – 1990. – № 2.

22. Я познаю мир: Архитектура: Детская энциклопедия. – М.: Астрель, 2002.

25. Я познаю мир: Культура: Детская энциклопедия. – М.: АСТ-ЛТД, 1998.


Развернутый тематический план

9 к л а с с

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования

к уровню подготовки учащихся



Вид контроля

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Р а з д е л 1. дизайн и архитектура – конструктивные искусства
в ряду пространственных искусств


1

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции

1

Изучение нового материала

Введение в искусство архитектуры.

Основные понятия: конструктивное искусство, дизайн.

Представление об элементах композиционного творчества в архитектуре и дизайне.

Архитектура и ее функции в жизни людей



Знать:

– как анализировать произведения архитектуры и дизайна;

– о месте конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общее начало и специфику;

– особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественного начал;

– основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.

Уметь:

– гармонично сбалансировать композиции из трех прямоугольников;




Композиция из трех прямоугольников







2

Прямые линии и организация пространства

1

Изучение нового материала; повторение, закрепление

Введение в композицию от 3 до 5 прямых линий







3

Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна

2

Рисунки (композиции) по темам (примерные): «Шум дождя», «Суматоха» и т. п.







4

Искусство шрифта. Буква – строка – текст

2

Изучение нового материала;

Общее и разное в образно-языковых основах и жизненных функциях

Композиция заглавной буквы







Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

5

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне

2

повторение, закрепление изученного; выполнение заданий

конструктивных и изобразительных видов искусств

– передавать в работе (выражать) свое настроение (ощущение)

и состояние от происходящего

в природе, картинах жизни


Макеты плаката,

поздравительной

открытки








6

Многообразие форм дизайна

2

Организация пространства вокруг архитектуры

Макет разворота

книги








Р а з д е л 2. художественный язык конструктивных искусств. в мире вещей и зданий

7-8

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность

1

Изучение нового материала

Ознакомление с понятиями: ландшафтная архитектура, скульптура, памятник, рельеф, барельеф, горельеф, контррельеф. Место расположения памятника и его значение

Уметь:

– конструировать объемно-пространственные композиции;


– моделировать в своих творческих работах архитектурно-ди-зайнерские объекты, основные этапы художественно-производ-ственного процесса в конструктивных искусствах;
– работать по памяти, с натуры

и по воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и внешней среды;


– конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-про-странственную композиции

Выполнение макета

из нескольких прямоугольных призм









9-

10


Архитектура – композиционная организация пространства

1

Изучение нового материала

Творчество великих архитекторов

Достижение композиционного взаимосочетания объектов







11

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм

1

Изучение нового материала

Важнейшие архитектурные элементы здания

Соединение объемов, составляющих здание







12-

13


Важнейшие архитектурные элементы здания

1

Изучение нового материала

Создание эскиза архитектурных элементов здания







Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

14

Единство художественного и функционального

1

Изучение нового материала

Единство художественного и функционального




Композиция из реальных предметов и вещей (коллаж)







15

Роль и значение материала и конструкции

1

Изучение нового материала

Роль и значение материала в конструкции




Сочетание фантазийного и реального начал в изображении вещи – сапоги-скороходы, ковер-самолет







16-17

Цвет в архитектуре и дизайне


1

Изучение нового материала

Роль и значение цвета

в архитектуре и дизайне






Цветовое решение макетной композиции








Смотрите также:
Тематический план по изобразительному искусству составлен в соответствии с программой Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»
111.41kb.
1 стр.
Учебно-тематическое планирование по Искусству (изо) Класс
359.91kb.
1 стр.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд»
42.8kb.
1 стр.
Календарно-тематический план по учебной дисциплине составлен в соответствии с рабочей программой дисциплины, утвержденной Календарно-тематический план разработала
215.94kb.
1 стр.
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» в 1-4 классе на 2011 2015 учебный год
1087.35kb.
5 стр.
Рабочая учебная программа «Изобразительное искусство и художественный труд»
1031.06kb.
5 стр.
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству
1122.23kb.
6 стр.
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству
1116.59kb.
6 стр.
Б. М. Неменского «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека 6 класс»
577.81kb.
4 стр.
«Народный праздничный костюм»
64.71kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «рисунок» 540700 Профиль: Изобразительное искусство
374.49kb.
2 стр.
Программа по искусству «Изобразительному искусству» для 5-го класса составлена на основе следующих документов
99.02kb.
1 стр.