Главная
страница 1
Урок 6.

ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КАДЕТСКИХ КОРПУСАХ.

f:\2док.jpg

Военное образование в кадетских корпусах отвечало задаче подготовки кадет к военной службе. В циркуляре 1909 –1910 гг. отмечалось, что необходимо «приблизить знания кадет к войсковой жизни и подготовить их к обязанностям воспитателя и учителя солдата, к роли руководителя вверенной ему малой части (взвод, полурота)». Хотелось бы отметить, что военно-профессиональная подготовка активно включается в образовательный процесс, только на старших курсах.1 Так например в Московских кадетских корпусах система военного образования распределялась следующим образом:



Предметы

Количество часов в год

Фронт

182

Военное судопроизводство

112

Тактика

182

Артиллерия

162

Полевая фортификация

112

Долговременная фортификация

50

Атака и оборона крепостей

50

Минное искусство

50

В курсе военно-профессиональной подготовки, кроме данных предметов, большое внимание уделялось изучению уставов, строевой и стрелковой подготовке, физической подготовке. Активная отработка этих направлений чаще всего проводилась во время летних лагерей, так как именно в условиях летних лагерей было достаточно времени для оттачивания строевой и стрелковой подготовки, возможности для строительства и укрепления фортификационных сооружений. Именно в лагерях проводились военные игры, что давало возможность отработать навыки ориентирования по местности, действий в «открытых» условиях. Кадеты имели возможность проявить свои инженерные и фортификационные навыки. g:\проверенный архив 11. 08. 2010\корпус!\архив корпуса\учебник кк\воен1.tif

Во время учебного курса особое внимание уделялось теории. «Преподаватель должен был приучать к самостоятельной работе, развивать военный взгляд, воспитывать в духе решительных и определенных действий, готовности к ответственности. Развивать умение грамотно и профессионально отдавать приказы и составлять донесения».2



В курсе военной истории необходимо было добиться умения у кадет прослеживать мыслью и сердцем всю прошлую, боевую жизнь армии от Куликовской битвы, Московской Руси, Петра Великого до Европейской войны 1914-1918 гг.3 Воспитанники обязательно знакомились с крупными реформами и воспитанием в армии, ознакомить с этапами развития русского военного искусства, рассмотреть вместе с учащимися отдельные боевые эпизоды и операции. Актуальна для современного преподавателя тематика военной истории кадетских корпусов:4 Армия Петра Великого, Северная война и Полтава, Действия Суворова в Польше, Итальянский поход Суворова, Отечественная война 1812 г, Русско-турецкая война 1828-1829 гг., Восточная война 1853-1855 гг. Русско-турецкая война 1877-1878 гг., Русско-японская война 1904-1905 гг.

В пояснении к курсу военной истории записано «военная история должна взращивать в сердце кадета любовь и уважение к прошлому родной армии и её деятелям». В курсе военной истории рассматривались крупные сражения: Полтава (1709), Измаил (1790), Бородино (1812), особенное внимание уделялось «Последней Европейской войне 1914-1918гг», на примере этой войны рассматривали состояние армии, развитие и изменение тактики. В курсе новейшей военной истории выделялся курс лекций по новейшему вооружению: магазинное оружие, скорострельная артиллерия. Всего на курс военной истории выделялось в 1916 г. 60 часов. g:\проверенный архив 11. 08. 2010\корпус!\архив корпуса\учебник кк\воен2.tif



В курсе артиллерии кадеты получали знания о селитре (в каких местах находят селитру, произведение искусственной селитры, способы извлечения селитры из земли, сушка и хранение), о порохе (составные части пороха, приготовление пороха, сравнение различных способов произведения пороха, хранение и перевозка пороха, действие пороха в огнестрельных орудиях) и о военных орудиях (причины отката орудия назад во время выстрела, влияние места и угла возвышенности на откат орудия, способы уменьшения отката, величины заряда для орудия, назначение разрывного заряда в бомбе и гранате), выстрелах (дальность и меткость), снарядах (виды снарядов и цель, для которой введены ядра, пули, гранаты, бомбы, бранкугели, а также с какой целью были созданы картечь и зажигательные снаряды). Подробно рассматривался вопрос о размере и весе в артиллерии: вес, употребляемый в гранатах и бомбах, калибр единорогов и мортир, калибр ручных огнестрельных орудий и диаметр свинцовых пуль. Давалось определение калибра ракеты, определение пороховых мерок и т.д. «Будущий офицер должен безукоризненно знать винтовку и пулемет, их свойства и стрельбу из них. Знать о деятельности в бою пехоты, кавалерии и артиллерии».

Рассматривалась материальная часть артиллерии, способы производства орудий, боеприпасов, определенные аспекты металловедения и порохов, их химические и физические свойства. В более, старших классах объяснялись вопросы применения артиллерии в различных видах боевых действий, способы корректировки и управления огнем, методы применения различных видов боеприпасов. Учебная программа по предмету артиллерии, включала в себя краткую историю артиллерии со времени изобретения пороха, понятия об оружии всякого вида, особенности огнестрельного оружия, артиллерия в значении науки, артиллерия как род отдельного войска. Давались полноценные знания об огнестрельных орудиях: виды орудий, сравнение длинных орудий с короткими, назначение орудий, рассматривалось ручное огнестрельное орудие (ружья, винтовки, карабины, штуцера и пистолеты). Рассматривалось назначение лафетов (полевые, осадные, горные, крепостные, мортирные), расположение лафетов, зарядных ящиков и обозов. В технической части изучались металлы, употребляемые в артиллерии (медь, олово, свинец, чугун, железо, цинк), учитывались данные о литье и проверке артиллерийских орудий, о годности и прочности и т.д. Наиболее интересно преподавание тактики артиллерии: построение артиллерии в боевой порядок, построение в колонну, развертывание фронта из колонны, занятие позиций, наступление уступами, отступление шахматами, правила движения артиллерии и пальба. В зачет входили знания о правилах расположения артиллерии в сражении, употреблении артиллерии массами и частями, расположении зарядных ящиков в сражении, правилах выбора местности под артиллерию и т.д. f:\3док.jpg

Отдельно рассматривается горная артиллерия и методы ее использования (при переходе через горные перевалы, при отступлении после неудачного сражения, при оборонительном бое в горах).5 g:\проверенный архив 11. 08. 2010\корпус!\архив корпуса\учебник кк\воен3.tif

Другой основной дисциплиной, которая изучалась в корпусах, была фортификация, делившаяся на три части: «как крепости укреплять, как их атаковать и как их от неприятеля оборонять». Полевая фортификация включала в себя изучение данных о бруствере и рве, умение удержать неприятельский штурм, знания о редутах и флешах, навыки по укреплению лагерей в горах, лесах, равнинах, а также тактика и стратегия на выдающихся примерах всемирной военной истории. Методика преподавания военных предметов также изменялась. В циркулярах от 1910 г. признавалась перегрузка учащихся, отсюда сокращение теоретического курса, «в основе обучения должны быть данные о полевой фортификации, долговременную фортификация, атаку и оборону крепостей проходить кратко по готовым чертежам».6 Новая программа значительно разгружала учащихся и делала программу более жизненной. В циркуляре отмечалось « мы должны помнить при подготовке молодого офицера, что главное его физическое и умственное развитие, поэтому необходимо не допускать перегрузок и надламывания, т.к. это вселяет в них нелюбовь к книгам и ослабление работы».7

Сначала кадеты знакомились со способами укрепления крепостей, вычерчивали их планы, при этом учились использовать особенности местности. Затем воспитанникам объясняли, как строить крепости (изучалась возможность ведения траншейных работ и правил ведения подступов), заготавливать строительные матери­алы, правильно закладывать фундамент, показывали кладку стен, эскарпов и контрэскарпов, пороховых погребов, капониров, казарм и т. д. После этого кадет учили, как следует штурмовать крепости и редуты, основываясь на опыте сражений русской и других армий; на практике показывали способы ведения подкопов. Ну и, наконец, обучали, как с помощью инженерных средств можно оборонять крепость, методам поиска неприятельских подкопов, установки фугасов и закладки пороховых зарядов. Весь этот процесс организовывался таким образом, чтобы будущие артиллеристы, кроме своей специальности, хорошо разбирались в особенностях службы коллег — военных инженеров, а те в свою очередь могли при необходимости заменить товарищей у орудий.

В старшей группе дополнительно давались знания о параллельных и уравненных ускорениях и навыки бросания бомб. Изучалась полевая и долговременная фортификация, военная топография, общие знания о военных науках. Кадеты отрабатывали различные тактические приемы, стреляли из ружей и различных артиллерийских орудий, получали определенные командирские навыки, учились работать с картой, делать топографическую съемку местности, распознавать сигналы. Интересно рассмотреть лекции по полевой фортификации 1909 г., в которых подробно изучались средства полевого инженерного искусства, обзор и обстрел поля сражения, устройство наблюдательных пунктов, ночное освещение местности, воздухоплавание, аэростаты, аэропланы, техническая сигнализация, маскировка, обманные цели, сообщения на поле сражения, позиционные дороги и их виды, препятствия движению противника, понятие позиции, укрепление позиции, оборона и цели, узлы сопротивления и их взаимосвязь, применение редутов, укрепление рощ, лесов, населенных пунктов, особенности укрепления фланговых и тыловых участков позиций, укрепление передовых участков, расположение артиллерии, размещение батарей, вспомогательные наблюдательные пункты, роль инженерных войск, атака, инженерная подготовка штурма, укрепление лагерей и круговых позиций, укрепление переправ, мостов, ж/д станций.8 Как мы видим, такие темы всегда интересны для мальчишек, данные материалы могут и сегодня ориентировать преподавателей по военной подготовке. f:\7 док.jpg

Для полноценного знания по военному делу необходимо было получить знания по минному искусству, которое включало в себя начальное применение подземных ходов при употреблении пороха. Выделялась общая цель минного искусства, рассматривалось влияние местности в соответствии с действиями подземной волны, виды мин и употребление их при обороне и при наступательных действиях. Наибольшее внимание уделялось минированию мостов, строений, башен. f:\11.jpg

Говоря о военном образовании нельзя не упомянуть о таком предмете, как тактика. Этот предмет разделялся на 4 основных раздела:

Ïåðâûé ðàññìàòðèâàë âëèÿíèå ìåñòíîñòè íà äåéñòâèÿ êàæäîãî ðîäà âîéñê (ðàâíèíû îòêðûòûå è ïåðåñå÷åííûå, âîçâûøåííîñòè, ãîðû, ëåñà, âîäû, áîëîòà, ñåëåíèÿ), èçó÷àë âëèÿíèå ìåñòíîñòè íà ñòðîé, ðàñïîëîæåíèå ïåõîòû, äåéñòâèÿ ïåõîòû ïðè îáîðîíå è íàñòóïëåíèè, âëèÿíèå ìåñòíîñòè ïðè äåéñòâèÿõ êàâàëåðèè;

Âòîðîé ïîäðîáíî õàðàêòåðèçîâàë âîçìîæíîñòü ñîåäèíåíèÿ äâóõ ðîäîâ âîéñê (ðàñïîëîæåíèå ïåõîòû ñ àðòèëëåðèåé ïðè îáîðîíå è íàñòóïëåíèè, à òàê æå ïðè äåéñòâèè ïðîòèâ êàâàëåðèè. Îáùèå ïðàâèëà äëÿ ðàñïîëîæåíèÿ êîííèöû ñ êîííîþ àðòèëëåðèåé è ò.ä.);

Òðåòèé îïèñûâàë äåéñòâèÿ âñåõ òðåõ ðîäîâ âîéñê (ðàçëè÷íûå öåëè è ñîñòàâ, äâèæåíèå àâàíãàðäà è ãëàâíûõ ñèë îòðÿäà ìàðøåì íàâñòðå÷ó ïðîòèâíèêó. Ïðèâàëû è íî÷ëåãè âáëèçè ïðîòèâíèêà; ôëàíãîâûå äâèæåíèÿ è ñêðûòûå íî÷íûå äåéñòâèÿ; ñðàæåíèå îáîðîíèòåëüíîå è íàñòóïàòåëüíîå, âûáîð ïîçèöèé, ñðàæåíèå, â êîòîðîì ãëàâíîå íå âñòóïëåíèå â áîé, à âûèãðûâàíèå âðåìåíè; çàñàäû, íî÷íûå íàïàäåíèÿ, äåéñòâèÿ ïðè ïðåñëåäîâàíèè ïðîòèâíèêà è îòñòóïëåíèè). f:\9.jpg

Четвёртый показывал возможности применения общих правил тактики к обороне и атаке различных предметов местоположения (о расположении войск, об обороне и атаке в лесу, о действии войск в горных условиях, об обороне и атаке мостов, плотин и т.д., об обороне строений, деревень, селений).9 Циркуляр 1909-1910 гг. уточняет курс тактики, рекомендуется « рассматривать военно-исторические примеры из русских театров военных действий, прежде всего изучение передового театра и ближних мест пограничных полос к училищу».10 Из иностранных государств изучать Пруссию, Познань, Силезию, Галицию, обязательно рассматривать Маньчжуро-Корейский театр.

Познавательно для современного образовательного процесса в кадетских корпусах рассмотреть планирование курса: Младшие классы – война, ее назначение и неизбежность, военное искусство, военные науки и их связь, тактика, пехота, боевой порядок, пулемёты – виды, устройство, назначение при нападении и обороне, походное движение, отдых, разведка, кавалерия – её устройство и назначение, эскадрон – боевой строй, порядок, артиллерия – порядки, орудия, батареи, ведение огня, инженерные войска, технические средства, войсковые обозы.

Старшие классы - соединения разных родов, организация крупных тактических единиц, организация инженерных войск, управление войсками, технические средства связи, отдых, расположение по квартирам, охранение и разведка, сторожевая служба, разведывательная служба, походные и ночные марши. Бой. О бое вообще, боевые порядки, боевые действия кавалерии, пехоты, артиллерии, малая война (партизанская), бой на переправах, в степях, ночной бой, случайный бой, засады.

Данная программа во многом может помочь офицерам - воспитателям и педагогам по военному делу в современных кадетских корпусах. f:\12_kadet.jpg

Топография - предмет, которому уделялось очень большое внимание. В циркуляре от 1910 г. отмечалось « Топография – есть необходимая отрасль тактики». Основной задачей являлось обучение практическому использованию топографических знаний (изготовление планов местности простыми и скорыми способами, использование глазомерной и маршрутной съемки). В программу включены знания о возвышенностях, о влиянии на движение войск различных путей и преград, знание местности и для боя, и для приступов. Отдельно давались рекомендации для проведения летних занятий. f:\10.jpg

Для младших классов - полуинструментальная съемка, глазомерная съемка, упражнения в чтении карт и местности. Для старших классов - глазомерная съемка, перспективная съемка, упражнение по чтению карт на местности, копировка местности при различных тактических задачах.



Вопросы для повторения: Назовите, основные военно-профессиональные дисциплины преподаваемы в кадетских корпусах? Какие дисциплины вы бы хотели узнать на своих уроках? Расскажите о каких военных дисциплинах отрабатываемых на базе летних лагерей вы узнали?

Интересные военно-профессиональные дисциплины:

Фронт, военное судопроизводство, тактика, артиллерия, полевая фортификация, долговременная фортификация, атака и оборона крепостей, минное искусство.



1 ÐÃÂÈÀ Ô.943 Îï 1 Ä.74 Ó÷åáíûé ïëàí 1 ÌÊÊ1833 ã.

ÐÃÂÈÀ Ô. 943. Îï. 1. Ä. 74 Ó÷åáíûé ïëàí Ïåðâîãî Ìîñêîâñêîãî êàäåòñêîãî êîðïóñà.



2 ÐÃÂÈÀ Ô. 725 Îï. 53 Ä. 4584. Ñáîðíèê öèðêóëÿðîâ 1910 ã.

3 Òàì æå

4 ÐÃÂÈÀ Ô.725.Îï. 53.Ä. 4507 Êóðñ âîåííîé èñòîðèè 1916 ã.

5 ÐÃÂÈÀ Ô. 725 Îï. 53. Ä. 4575. Êðàòêèå ïðîãðàììû âîåííûõ íàóê.

6 ÐÃÂÈÀ Ô. 725 Îï. 53. Ä. 4584. Ñáîðíèê öèðêóëÿðîâ 1910 ã.

7 ÐÃÂÈÀ Ô. 725 Îï. 53. Ä. 4584. Ñáîðíèê öèðêóëÿðîâ 1910 ã.

8 ÐÃÂÈÀ Ô. 725 Îï. 53. Ä. 4374. Ëåêöèè ïî ïðèêëàäíîé ôîðòèôèêàöèè.ÐÃÂÈÀ Ô.725 Îï.53 Ä. 4374 « Ëåêöèè ïî ïðèêëàäíîé ôîðòèôèêàöèè»

9 ÐÃÂÈÀ Ô.725 Îï. 53 Ä. 4584 Ó÷åáíàÿ ïðîãðàììà Ìîñêîâñêîãî êàäåòñêîãî êîðïóñà ñ. 59.

10 Ãàëóøêî Þ. Øêîëà ðîññèéñêîãî îôèöåðà. «Ðóññêèé ìèð». 1993 ã. Ñ. 34Ãàëóøêî Þ. À. Øêîëà ðîññèéñêîãî îôèöåðà. «Ðóññêèé ìèð» 1993ã.Ñ.32


Смотрите также:
Военное образование в кадетских корпусах
110.1kb.
1 стр.
Социокультурное взаимодействие между преподавателями и воспитанниками в кадетских корпусах Российской империи в 1801-1855 гг
384.95kb.
3 стр.
Сегодня военное образование переживает болезненный период реформирования
25.28kb.
1 стр.
Оптимизационная модель внеурочной деятельности мбоу «сош №2» Инновационная площадка Республиканская площадка «Создание моделей кадетских школ и кадетских классов»
19.7kb.
1 стр.
" Зарубежное Военное Обозрение ". 2010.№2. C. 3-14. Иностранное военное присутствие в афганистане
199.23kb.
1 стр.
О нагрудном знаке отличия «медаль «за возрождение кадетского дела» в память генерал-инспектора военно- учебных заведений россии его императорского высочества великого князя константина константиновича
56.33kb.
1 стр.
Муниципальное образование Павловский район Краснодарского края
148.13kb.
1 стр.
Уссурийское (Курское) суворовское военное училище
91.77kb.
1 стр.
2. Присуждение премии «За честь и достоинство» производится от имени администрации школы один раз в год 10-ти обучающимся кадетских классов
21.04kb.
1 стр.
Ульяновское гвардейское суворовское военное училище
88.03kb.
1 стр.
Солвекс-трэвэл
215.12kb.
1 стр.
Солвекс-трэвэл
176.07kb.
1 стр.