Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4



Научно-методическое пособие

«Реформа жилищно-коммунального хозяйства»

Аннотация

В представленном научно-методическом пособии рассмотрены основные вопросы реформирования жилищно-коммунального хозяйства в современной России. В основу работы положен принцип рассмотрения жилищно-коммунального хозяйства как сложной многоуровневой институциональной системы. Пособие состоит из 3 последовательных частей.

Первая часть пособия посвящена экономическому анализу понятия жилищно-коммунального сектора с точки зрения системного подхода, особенностей его функционирования и конкурентной природы рынков жилищных и коммунальных услуг. Отдельное внимание уделяется социально-экономической и политической значимости данного сектора экономики.

Вторая часть работы раскрывает основную проблематику функционирования жилищно-коммунального хозяйства в период перехода от административной экономики к рыночным принципам хозяйствования. Здесь приведены основные этапы реформирования жилищно-коммунальной сферы с начала 90-х г.г. до сегодняшнего дня и представлены наиболее значимые итоги реформационного процесса на рынках жилищных и коммунальных услуг.

Третий раздел научно-методического пособия освещает приоритетные тенденции развития и направления совершенствования жилищно-коммунального хозяйства в ближайшем будущем.

Предназначается государственным и муниципальным служащим, специалистам в области ЖКХ, студентам, аспирантам и преподавателям ВУЗов, осуществляющих подготовку специалистов в сфере государственного и муниципального управления, а также широкому кругу читателей.


Содержание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЖКХ И ЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

1.1. ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО КАК СЛОЖНАЯ МНОГОУРОВНЕВАЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА


1.2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКОВ ЖИЛИЩНЫХ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
1.3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЖИЛИЩНО КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РФ
РЕЗЮМЕ

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. ПОЭТАПНОЕ РАЗВИТИЕ РЕФОРМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА


2.2. НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ЖИЛИЩНЫХ УСЛУГ
2.3. ВАЖНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
РЕЗЮМЕ

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ГЛАВА 3. ПРОГНОЗНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

3.1. КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО РЫНКА


3.2. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММУНАЛЬНОГО СЕКТОРА
РЕЗЮМЕ

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Введение

Жилищно-коммунальный комплекс является важнейшей составляющей в системе жизнеобеспечения граждан, охватывает практически все население страны и в связи с этим занимает исключительное положение в ряду прочих отраслей экономики. Важной характеристикой жилищно-коммунального хозяйства является сохранение солидарной ответственности органов власти различных уровней, хозяйствующих субъектов и контролирующих органов за стабильное, надежное и качественное предоставление услуг потребителям.

Отказ от системного управления жилищно-коммунальной сферой стал одной из определяющих причин её критического положения. Пренебрежение системным подходом в управлении жилищно-коммунальным хозяйством на макроуровне в период реформирования привело к тому, что во многих субъектах Федерации были оставлены без внимания такие вопросы как тарифная политика в сфере жилищно-коммунальных услуг, работа по анализу затрат предприятий и доходов населения с целью определения предела возможного повышения оплаты услуг, а расчеты субсидий заменялись определением числа льготников.

Между тем преимущества использования системного подхода при реформировании системы ЖКХ вполне очевидны и состоят в следующем:



  • рассмотрение сложного многоуровневого объекта как целостной системы;

  • выделение структуры, состава и границ, входящих в систему элементов, определение их назначения и функций;

  • полный и всесторонний учет взаимосвязей и взаимодействия между элементами системы, их влияния на результаты её деятельности;

  • выявление внешних факторов, влияющих на систему и воздействующих на неё;

  • определение факторов, непосредственно влияющих на результативность и эффективность функционирования системы;

  • определение благоприятных и неблагоприятных, ближайших и долгосрочных последствий изменения системы.

Таким образом, учитывая, что жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой экономическую систему, оказывающую своим функционированием существенное влияние на экономику страны и благосостояние её населения, преодоление экономического кризиса в сфере ЖКХ, обеспечение его устойчивого функционирования и развития становится общегосударственной задачей и требует коренного институционального реформирования экономики, организации и управления данной сферой.

  1. Понятие ЖКХ и его социально-экономическая и политическая значимость



1.1. жилищно-коммунальное хозяйство как сложная многоуровневая институциональная система
Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из важнейших сфер экономики России. Его ведущими отраслями являются жилищное строительство и жилищное хозяйство, которые обеспечивают воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также коммунальное хозяйство, которое обеспечивает производство и доведение коммунальных услуг до непосредственных потребителей. ЖКХ представляет собой крупный многоотраслевой комплекс, в котором по состоянию на 01.03.2009 занято более 2,3 млн. человек, 33 тысячи 845 организаций обеспечивают теплом, водой, газом, электроэнергией и другими видами жилищно-коммунальных услуг более 2 млн. 664 тысяч жилых домов (а это свыше 3 миллиардов. кв. метров), сотни тысяч объектов инфраструктуры и промышленных производств. Отрасль формирует 4% валового внутреннего продукта страны, а ежегодный объем оказываемых услуг превышает 2 триллиона рублей1.

Жилищно-коммунальное хозяйство следует рассматривать как взаимосвязанную подсистему в общей системе хозяйственного комплекса страны, которая одновременно представляет собой сложную экономическую систему, состоящую из различных структур и подсистем, включающих в себя различные рынки и предприятия разных форм собственности, которые своим функционированием оказывают существенное влияние на благосостояние её населения и экономику страны в целом.

Жилищно-коммунальному хозяйству как сложной целостной системе присущ ряд общесистемных, а также особенных свойств. К общесистемным свойствам следует отнести целостность жилищно-коммунальной сферы, её иерархичность и интегративность. Целостность жилищно-коммунального хозяйства означает, что изменение структуры, связей и поведения любого экономического субъекта оказывает воздействие на все другие экономические субъекты и изменяет систему в целом. И наоборот: любое изменение в системе жилищно-коммунального хозяйства вызывает преобразование структуры, связей и поведения экономических субъектов. Иерархичность системы жилищно-коммунального хозяйства подразумевает включение этой системы в качестве подсистемы в систему более высокого порядка – национальную экономику, а каждый её компонент также является системой. Интегративность жилищно-коммунального хозяйства проявляется в обладании свойствами, отсутствующими у её отдельных компонентов. В связи с этим, перенос на жилищно-коммунальное хозяйство свойств единичного хозяйства означает отрицание его социального характера.

Таким образом, для жилищно-коммунального хозяйства характерны основные системные компоненты:



  1. Наличие организационной структуры экономических институтов и отношений, закрепленных в различных нормативно-правовых актах РФ.

Основной составляющей жилищно-коммунальной системы является рынок жилья, который не может функционировать без обслуживающих его рынков жилищных и коммунальных услуг. На рынке жилья реализуются функции воспроизводства жилищного фонда, т.е. строительство, модернизация и реконструкция жилья, которое является основой жилищного хозяйства. В соответствии со ст.19 Жилищного кодекса2 к жилищному фонду относятся «все жилые помещения, находящиеся на территории России, независимо от того, кому они принадлежат, каков правовой режим их использования, каковы основания возникновения права пользования данными помещениями». При этом необходимо учитывать, что жилые помещения и внутридомовая коммунальная инфраструктура функционируют как единое целое и подлежат управлению как единый комплекс.

В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:



  • частный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;

  • государственный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности РФ, и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам РФ;

  • муниципальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В жилищном кодексе от 2004 г. закреплен ещё один критерий классификации жилищного фонда – цели использования жилых помещений:

  • социальный жилищный фонд состоит из определенных жилых помещений, относящихся к государственному или муниципальному фонду; жилые помещения указанного фонда предоставляются определенным категориям граждан, состоящим на учете нуждающихся в жилье (ст.57);

  • специализированный жилищный фонд включает жилые помещения из состава государственного или муниципального жилищного фонда, которые отнесены к рассматриваемому фонду с соблюдением требований и в порядке, установленными Правительством РФ (п.2 ст.92 ЖК РФ); законодатель закрепляет особый правовой режим использования конкретных видов специализированных жилых помещений (служебных, жилых помещений в общежитиях, маневренного фонда и др.);

  • индивидуальный жилищный фонд образуют жилые помещения, относящиеся к частному жилищному фонду независимо от того, принадлежат они физическим или юридическим лицам; квалифицирующим признаком для индивидуального жилищного фонда является использование соответствующих жилых помещений для проживания граждан – собственников жилья, членов их семей, иных лиц на условиях безвозмездного пользования (например, временных жильцов) либо для проживания граждан, которым жильё предоставлено юридическим лицом – собственником на условиях безвозмездного пользования;

  • жилищный фонд коммерческого использования включает любые жилые помещения, которые предоставляются собственниками в пользование по возмездным договорам.

Однако жилье само по себе не является самообеспечивающейся системой и требует грамотной и эффективной эксплуатации, т.е. своевременного предоставления жилищных и коммунальных услуг нормативного качества. Данные услуги производятся и предоставляются в рамках двух самостоятельных рынков – рынка жилищных услуг и рынка коммунальных услуг. Принципом разделения жилищно-коммунального комплекса является различная конкурентная природа его подсистем: рынок жилищных услуг ближе по своей организации к рынку свободной конкуренции, а природа рынка коммунальных услуг тяготеет к монополии. Соответственно принципу разделения двух рынков и основ их функционирования должны использоваться и различные инструменты управления: минимальное вмешательство государства в деятельность рынка жилищных услуг и активное участие государства для обеспечения стабильного функционирования рынка коммунальных услуг в современных экономических условиях. И, несмотря на взаимосвязь этих двух элементов в рамках единой системы жизнеобеспечения человека, необходимо рассматривать данные субъекты – рынок жилищных услуг и рынок коммунальных услуг – как две самостоятельные системы, имеющие свою структуру, внутренние взаимосвязи и организацию.

  1. Многоуровневая структура управления системой жилищно-коммунального хозяйства

Управление системой жилищно-коммунального хозяйства осуществляется на трех уровнях: федеральном, субфедеральном и местном уровнях. В соответствии с Указами Президента РФ от 13.09.2004 №1168 «О Министерстве регионального развития Российской Федерации» и от 12.05.2008 №724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» федеральный уровень управленческой иерархии в сфере ЖКХ представлен на сегодняшний день Министерством регионального развития РФ, в ведение которого перешли соответствующие функции упраздненных вышеупомянутым Указом Президента от 12.05.2008 №724 органов исполнительной власти: Министерства промышленности и энергетики РФ и Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству РФ. Для осуществления федеральных полномочий в сфере ЖКХ в структуре Министерства регионального развития РФ были созданы соответствующие подразделения: Департамент жилищной политики и Департамент жилищно-коммунального хозяйства. К полномочиям данного федерального ведомства в жилищно-коммунальной сфере в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.09.2004 №501 (ред. от 31.03.2009) «Вопросы Министерства регионального развития Российской Федерации» и Постановлением Правительства РФ от 26.01.2005 №40 (ред. от 15.09.2009) «Об утверждении Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в частности относятся следующие:

  • 5.2.6.1. порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение;

  • 5.2.6.2. порядок и основания признания жилого помещения непригодным для проживания;

  • 5.2.6.3. правила пользования жилыми помещениями;

  • 5.2.6.4. порядок государственного учета жилищного фонда;

  • 5.2.6.5. порядок осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям;

  • 5.2.6.6. форма документа, подтверждающего принятие решения о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение;

  • 5.2.6.7. форма заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения;

  • 5.2.6.8. форма документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения;

  • 5.2.6.9. правила содержания общего имущества в многоквартирном доме;

  • 5.2.6.10. типовой договор социального найма жилого помещения;

  • 5.2.6.11. порядок и требования отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду;

  • 5.2.6.12. типовые договоры найма специализированных жилых помещений;

  • 5.2.6.13. порядок проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом;

  • 5.2.6.14. порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации;

  • 5.2.6.15. правила предоставления коммунальных услуг гражданам;

  • 5.2.6.16. порядок перерасчета платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении;

  • 5.2.6.17. порядок изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную;

  • 5.2.6.18. порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;

  • 5.2.7. методика расчета цен на услуги по содержанию и ремонту жилья, за наем жилых помещений, а также тарифов на коммунальные услуги…» и др.

Таким образом, полномочия федеральных органов исполнительной власти в жилищно-коммунальном хозяйстве представляют собой сферу ответственности государственных органов федерального уровня за определение нормативно-правовых основ деятельности ЖКХ, осуществление программно-целевого государственного финансирования ЖКХ, контроль за использованием федерального финансирования.

Также важную роль в деле содействия реформированию и успешному функционированию жилищно-коммунального комплекса играют не входящие в систему федеральных органов исполнительной власти институты:



  • некоммерческая организация "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", созданный Федеральным законом от 21.07.2007 №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в организационно-правовой форме государственной корпорации и наделенный распорядительной функцией с целью предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном федеральным законом случае местным бюджетам целевых средств на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда для «создания безопасных и комфортных условий проживания граждан»3;

  • коммерческая организация Открытое акционерное общество «Российские коммунальные системы», созданная 29.05.2003 в период активного реформирования рынка ЖКХ с целью развития коммунальной инфраструктуры российских городов и предоставления качественных услуг потребителям; на сегодняшний день 100% уставного капитала ОАО «РКС» консолидированы в группе компаний «Ренова»; в настоящее время дочерние и управляемые компании РКС работают в 9 регионах РФ: в Алтайском и Пермском краях, Амурской, Брянской, Владимирской,  Кировской,  Тамбовской,  Тверской областях, в Республике Карелия и являются активным участником процесса реформирования отрасли. В соответствии с изначально заявленными стратегическими целями развития компании ОАО «РКС» продолжает формировать конкурентную среду в коммунальной сфере, создавать эффективные и прозрачные методы работы в отрасли, повышать инвестиционную привлекательность сектора. Масштабная инвестиционная программа, проводимая компанией с 2006 г. и направленная на модернизацию объектов ЖКХ в регионах с использованием новейших технических разработок насчитывает уже свыше 4 млрд. рублей общего объема инвестиций4.

Полномочия региональных органов исполнительной власти – это сфера ответственности государственных органов регионального уровня власти за соблюдением федеральных нормативно-правовых основ деятельности ЖКХ, за установление региональных норм в сфере жилищного и коммунального хозяйства, распределение финансовых средств федерального бюджета в соответствии с потребностями территорий, осуществление контрольных функций, установление региональных стандартов оплаты жилищных и коммунальных услуг и тарифов. Субъектом управления регионального уровня в сфере жилищно-коммунального хозяйства являются региональные органы исполнительной власти: так, в Саратовской области – это Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, которое является органом исполнительной власти и осуществляет «…в установленном порядке государственную политику в сферах жилищных отношений, жилищно-коммунального хозяйства, в том числе коммунальной энергетики, строительства, архитектуры, градостроительства, строительной индустрии» и выполняет такие важные функции как государственное управление строительным комплексом и жилищно-коммунальным хозяйством области; организация разработки и реализации государственной политики на территории области в сферах жилищных отношений, жилищно-коммунального хозяйства; осуществление функций уполномоченного органа по участию в разработке и реализации федеральных и областных целевых программ на территории области в сферах жилищных отношений, жилищно-коммунального хозяйства; содействие инвестиционным процессам в сферах жилищных отношений, жилищно-коммунального хозяйства; организация разработки и реализации государственной политики на территории области по энергосбережению в сферах жилищно-коммунального хозяйства  и строительства; проведение анализа состояния экономического положения жилищно- коммунального хозяйства области, определение тенденций социально-экономического развития отрасли; разработка областных стандартов оплаты жилых помещений и коммунальных услуг в целях оказания социальной поддержки населению; осуществление деятельности по обеспечению мер социальной поддержки населения при оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с законодательством; содействие развитию форм самоорганизации граждан в жилищно- коммунальной сфере…»5 и др.

В свою очередь, полномочия органов местного самоуправления следует понимать как сферу ответственности муниципальных органов власти за соблюдением нормативно-правовых основ в сфере ЖКХ, нормотворчество в сфере ЖКХ в пределах своей компетенции, предоставление жилищных и коммунальных услуг, установление нормативов потребления коммунальных услуг, цен на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, тарифов и надбавок на коммунальные услуги в соответствии со стандартами. К субъектам местного уровня иерархической управленческой структуры относятся департаменты и комитеты жилищно-коммунального хозяйства администраций городов.



  1. Наличие системной инфраструктуры

Наличие инфраструктурной базы является важной составляющей всей системы жилищно-коммунального комплекса, так как функционирование комплекса напрямую зависит от наличия современных технических мощностей. Инфраструктура жилищно-коммунального комплекса предназначена не только для обеспечения функционирования данной экономической системы, но, прежде всего, для удовлетворения потребностей членов всего общества. Эффективной можно назвать ту экономическую систему, которая способна максимально использовать имеющиеся мощности и обеспечить людей необходимыми благами.

В целом, управление жилищно-коммунальным хозяйством осуществляется на основе общеметодических положений науки управления. Тем не менее, нельзя не учитывать особенности управления данной системой, обусловленные специфическими факторами.



1.2. Особенности функционирования рынков жилищных и коммунальных услуг
Продуктом эксплуатации жилищного фонда являются жилищные услуги, производимые при эксплуатации жилищного фонда для поддержания его в состоянии, соответствующем санитарным и техническим нормам. К ним относятся:

  • техническое обслуживание жилищного фонда, включающее в себя ремонтно-эксплуатационные работы текущего и капитального характера;

  • вывоз и утилизация твердых бытовых отходов;

  • обслуживание лифтов;

  • уборка мест общего пользования и придомовой территории;

  • благоустройство жилищного фонда и придомовой территории;

  • предоставление информационно-коммуникационного обслуживания, включающего в себя телевизионные антенны и интернет-провайдинг и некоторые др.

Предоставлением жилищных услуг занимаются предприятия жилищного фонда – юридические лица независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и оказание жилищных услуг. Важной составляющей рыночных отношений являются договорные отношения между исполнителями и потребителями в процессе выполнения работ и оказания услуг, регулируемые нормами гражданского и жилищного законодательства.

Одним из нововведений Жилищного кодекса 2004 года стало предоставляемое собственникам помещений право выбора способа управления многоквартирным жилым домом. Ранее действовавшие нормативные правовые акты практически не касались этого важного круга жилищных отношений. Жилищный Кодекс РФ6 свел воедино нормы об управлении многоквартирным домом. При этом свое новое отражение нашли как ранее известные методики, так и новые способы. Пункт 1 ст.161 установил единый принцип для всех способов управления многоквартирными домами. Такое управление должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Законодательством определено три основных способа управления многоквартирным домом. Согласно п. 2 ст. 161 ЖК РФ способами управления многоквартирным домом являются:



  • непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

  • управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

  • управление управляющей организацией.

Решение о выборе одного из указанных способов принимается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном жилом доме. Законодатель предоставил собственникам право в любое время изменить способ управления домом. Решение об изменении также должно быть принято на общем собрании собственников. Выбранный способ управления жилым домом является обязательным для всех собственников помещений в нем. Если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали способ управления домом либо если решение о выборе способа не было реализовано, соответствующий орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по выбору управляющей организации. Собственники помещений в таком доме обязаны в этом случае заключить договор управления домом с выбранной по итогам конкурса управляющей организацией. Порядок управления жилым домом, определенный таким способом, сохраняется в течение года, после чего орган местного самоуправления созывает собрание собственников помещений в этом доме для принятия решения о выборе способа управления. Также в ст.161 закреплено, что один многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Как уже было упомянуто выше, рынок жилищных услуг имеет конкурентную природу и активное вмешательство государства здесь нецелесообразно, поскольку каждый отдельный индивид, а также их объединения способны правильно адаптироваться в меняющейся конкурентной среде поставщиков услуг. В секторе оказания услуг по управлению жилищным фондом экономически обосновано функционирование олигополистического рынка, а в секторе технического обслуживания и содержания жилищного фонда, в частности, обслуживания и ремонта внутридомовых систем (сантехнических, электротехнических, теплоснабжения); ремонтно-строительных работ; техобслуживания лифтов; техобслуживания телевизионных антенн; обслуживания электроплит; обслуживания наружного освещения; обслуживания и ремонта инженерного оборудования, мест общего пользования и содержания придомовой территории; вывоза твердых и жидких бытовых отходов; установки и ремонта приборов учета тепловой энергии, холодной и горячей воды; озеленения территорий, – возможна развитая конкуренция, в идеале стремящаяся к совершенной.

Рынок, близкий к условиям совершенной конкуренции предполагает наличие большого числа продавцов и покупателей на рынке. Доля каждой фирмы-поставщика услуг должна быть незначительна на рынке, для того чтобы у неё не было достаточных возможностей для влияния на цену определенной жилищной услуги. Вместе с тем, важно отметить относительную однородность оказываемых жилищных услуг, установленную нормативными актами (стандартами, санитарными и техническими нормами и правилами), т.е. производство стандартных услуг и высокий уровень информированности производителей и потребителей, что обуславливает развитие свободной конкуренции в сфере производства жилищных услуг. Именно при таком типе рыночной структуры распределение ограниченных ресурсов происходит таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения потребностей потребителей и обеспечить поддержание жилищного фонда в нормативном состоянии. Это возможно при условии, когда

P = MC,

где P – цена ресурса, а МС – предельные издержки ресурса.



Данное положение означает, что фирмы будут производить максимально возможное количество услуг до тех пор, пока предельные издержки ресурса не будут равны цене, за которую его удалось купить. При этом достигается не только высокая эффективность распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность. Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить и поставлять услуги с минимальными средними издержками и продавать их за цену, соответствующую этим издержкам. Именно данный эффект отражает особенность природы функционирования рынка жилищных услуг и приводит со временем к снижению себестоимости жилищных услуг и повышению ценовой эластичности.

    Второй жизненно важной подсистемой жилищно-коммунального комплекса является рынок коммунальных услуг, производящий и поставляющий основные коммунальные услуги потребителям, проживающим в жилищном фонде разных форм собственности. В основе рынка коммунальных услуг лежит коммунальный комплекс, который представляет собой системы коммунальной инфраструктуры, эксплуатируемые предприятиями коммунального комплекса и обеспечивающие электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и утилизацию твердых бытовых отходов. Соответственно продуктом коммунального комплекса считаются коммунальные услуги, к которым относятся:

  • эксплуатация жилищного хозяйства;

  • водоснабжение, водоотведение и очистка сточных вод;

  • теплоснабжение;

  • газоснабжение;

  • электроснабжение;

  • озеленение населенных пунктов;

  • ремонт дорог, мостов и набережных, берегоукрепительные работы;

  • летняя и зимняя уборка улиц;

  • сбор, вывоз и утилизация бытовых отходов;

  • гостиницы, бани, прачечные;

  • ритуальные услуги;

  • бюро технической инвентаризации7.

Специфика данной сферы деятельности объясняется характерными особенностями, среди которых выделяют 3 наиболее существенных аспекта: технологический, экономический и социальный. Технологическая специфика коммунального сектора рынка связана с необходимостью обеспечить бесперебойное обслуживание населения и бюджетных организаций, учитывая коллективный характер удовлетворения потребности в коммунальных услугах. Важными технологическими характеристиками процесса являются обязательность предоставления коммунальных услуг и непрерывность работы соответствующих технологических цепочек. Этому императиву должна быть подчинена экономическая организация данного рыночного сектора. Отношения поставщика и потребителей тепло- и электроэнергии нельзя в полной мере приравнять к обычным частным сделкам, заключаемым на определенный срок, так как речь идет о типичной технологической цепочке, рассчитанной на неограниченный срок действия и только оформляемой как повторяющаяся поставка определенной партии товара. Необходимо учитывать, что разрыв этой цепочки может привести к разрушению всего технологического процесса. Именно вышеописанной особенностью коммунальной сферы продиктована необходимость сохранения муниципальной собственности на коммунальные предприятия и государственного регулирования деятельности данных предприятий. Экономическая специфика коммунального комплекса накладывает также некоторые ограничения на применение здесь механизмов хозяйствования свободного рынка. Поскольку главнейшие коммунальные системы жизнеобеспечения современного общества – электроэнергетика, водо-, газо- и теплоснабжение – характеризуются высоким уровнем постоянных издержек, то уровень предельных издержек в них в результате оказывается ниже средних издержек и наиболее экономичным режимом эксплуатации таких систем является их по возможности полная загрузка, достигаемая подключением всех потенциальных потребителей. Таким образом, наиболее целесообразным является управление коммунальными инфраструктурными системами как единым целым, а убыточный режим деятельности в сферах, выпадающих из общего ряда убывающей отдачи или растущих предельных издержек, может быть признан рациональным. Специфичность функционирования коммунальной системы обусловлена также влиянием на нее социальных факторов. Муниципальный сектор экономики является особым типом хозяйства, который невозможно организовать полностью на коммерческой основе, так как его основу составляют отрасли с замедленным оборотом капитала (местная инфраструктура и социальная сфера), ориентированные, в значительной мере, на достижение неэкономических целей. Такие характерные для сферы производства экономические критерии эффективности, как рентабельность, производительность, фондоотдача и другие, не всегда являются определяющими в этих организациях. При анализе работы коммунальных предприятий необходимо учитывать не только экономический эффект, но и социально-экономический, а также чисто социальный эффект. Главной целью должно быть улучшение качества обслуживания населения, наиболее полный учет его потребностей и уже посредством этого улучшение финансовых показателей работы предприятий. Коммунальные услуги являются насущной потребностью каждого гражданина и регулирование отношений, связанных с их производством и доведением до потребителей, безусловно, относится к социальной сфере.
1.3. Социально-экономическое и политическое значение жилищно коммунального комплекса РФ
Жилищное и коммунальное хозяйство представляет собой многоотраслевое хозяйство, в котором переплетаются все социально-экономические отношения по жизнеобеспечению населения и удовлетворению потребностей производственных отраслей и сферы услуг. Основной особенностью жилищно-коммунальной системы является огромная социальная роль данного сектора экономики. Жилье и коммунальное обеспечение являются не только абсолютной общечеловеческой материальной потребностью, составляющей основу его жизнедеятельности, но и обеспечивают нормальное функционирование человека – удовлетворение его физиологических потребностей; хозяйственную и профессиональную деятельность; общение, воспитание и обучение детей; культурную и образовательную деятельность. Любой потребительский товар выполняет в той или иной степени социальную функцию, но та социальная функция, которую осуществляет жилье, не присуща другим товарам и материальным благам. Жилье обеспечивает сохранение физического существования человека и его воспроизводство в условиях влияния различных климатических факторов.

Совершенно очевидно, что природа жилья и коммунальных услуг существенно отличается от других конкурентных сфер деятельности. Это обусловлено характерными свойствами жилищно-коммунальных услуг, среди которых необходимо выделить следующие:



  • Всеобщий и обязательный характер, поскольку в жилищных и коммунальных услугах в равной мере нуждаются представители всех социальных слоев, независимо от их материального достатка, причем объем потребления зависит не от цены услуги, а от процессов, на которые они используются.

  • Неотложный характер, поскольку именно насущный и незаменимый характер жилищно-коммунальных услуг делает их общественным благом и требует, чтобы эти блага были равнодоступны всем, кто нуждается в них, независимо от их платежеспособности; именно общедоступность услуг – это главный показатель комфортности организации быта.

  • Индивидуальный характер, проявляющий черты регулярности, периодичности и неравномерности во времени.

  • Утилитарный характер потребления.

  • Уникальность, обусловленная невзаимозаменяемостью.

Высокой уровень социальной ответственности предполагает высокую политическую значимость жилищно-коммунального хозяйства. Исключительная социально-политическая значимость данного комплекса состоит в том, что непродуманные экономические действия в данной отрасли закономерно влекут за собой снижение качества жизни и рост социальной напряженности. От нормального функционирования жилищно-коммунального комплекса зависит не только жизнь и здоровье граждан, но и экономическая безопасность страны. Поэтому особого внимания требует подготовка и работа коммунальных служб в осенне-зимний период. В связи с нарушениями теплоснабжения жилых домов и социальных объектов, высокой степенью износа основных фондов ЖКХ возросло число аварий в работе систем жизнеобеспечения населенных пунктов в отопительные периоды. ЖКХ и предприятия энергетики ряда субъектов Российской Федерации не могут обеспечить стабильное и надежное функционирование систем жизнеобеспечения населения, что вызывает социальный протест со стороны общества.

Не менее острым политическим моментом является непрерывный в течение последних 15 лет реформирования ЖКХ рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Несмотря на социальную поддержку малообеспеченных граждан, недовольство потребителей высокими ценами и низким качеством жилищно-коммунальных услуг приводит к определенной социальной напряженности и является серьезным дестабилизирующим экономическую и политическую обстановку фактором.

До сих пор не считается возможным отказаться от финансового содержания приватизированного жилья в связи с предполагаемым всплеском социального недовольства и волны социального протеста в стране.

Итак, подводя итог, можно сделать вывод, что все вышеописанные характерные признаки и особенности жилищно-коммунального комплекса обуславливают необходимость рассмотрения его как системного объекта и использования системного подхода при анализе данной системы жизнеобеспечения. Социальная миссия жилищно-коммунального комплекса чрезвычайно важна, поскольку данный комплекс выполняет многообразие функций и призван обеспечивать нормальную жизнедеятельность человека, т.е. реализацию его биофизических, хозяйственных, духовных и иных потребностей. Однако современное состояние жилищно-коммунального комплекса и существующие на сегодняшний день проблемы в данной сфере не позволяют в полной мере реализовывать данные социальные функции.



Резюме
Жилищно-коммунальное хозяйство является сложным системным экономическим комплексом, призванным обеспечить условия нормальной жизнедеятельности населения и функционирования жилищно-коммунальных структур. Данному сектору экономики присущ ряд общесистемных свойств, таких как целостность, иерархичность и интегративность.

Кроме того, для жилищно-коммунального хозяйства характерны основные системные компоненты, такие как наличие организационной структуры экономических институтов и отношений, закрепленных в различных нормативно-правовых актах, многоуровневая структура управления системой жилищно-коммунального хозяйства и наличие системной инфраструктуры. Данные компоненты указывают на существование в рамках жилищно-коммунальной системы таких структурных институтов как рынок жилья, а также рынки жилищных и коммунальных услуг, его обслуживающие.

Для жилищно-коммунального хозяйства России характерна трехуровневая система управления, каждый уровень которой реализует определенный объем полномочий: федеральные полномочия, субфедеральные и муниципальные. Полномочия соответствующего уровня власти следует понимать как сферу ответственности в решении определенного для данного уровня круга вопросов. Таким образом, к полномочиям федеральных органов власти отнесены определение нормативно-правовых основ деятельности ЖКХ, осуществление программно-целевого государственного финансирования ЖКХ, контроль за использованием федерального финансирования; основные полномочия региональных органов власти заключаются в соблюдении федеральных нормативно-правовых основ деятельности ЖКХ, в установлении региональных норм в сфере жилищного и коммунального хозяйства, распределении финансовых средств федерального бюджета в соответствии с потребностями территорий, осуществлении контрольных функций, установлении региональных стандартов оплаты жилищных и коммунальных услуг и тарифов; компетенция муниципальных властных структур включает в себя соблюдение нормативно-правовых основ в сфере ЖКХ, нормотворчество в сфере ЖКХ в пределах своей компетенции, предоставление жилищных и коммунальных услуг, установление нормативов потребления коммунальных услуг, цен на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, тарифов и надбавок на коммунальные услуги в соответствии со стандартами.

Наличие системной инфраструктуры, включающей в себя современные технические мощности, напрямую влияет на эффективное функционирование жилищно-коммунального комплекса. Оптимальным условием работы ЖКХ является максимально полная загрузка имеющихся инфраструктурных мощностей для обеспечения потребителей необходимыми благами.

При рассмотрении основ и понятий ЖКХ отдельного внимания заслуживают особенности функционирования рынков жилищных и коммунальных услуг. Конкурентная природа рынка жилищных услуг обуславливает минимальное вмешательство здесь государства при одновременном стимулировании рыночных форм хозяйствования, при которых достигается как высокая эффективность распределения ресурсов, так и максимальная производственная эффективность. Монополистическая специфика рынка коммунальных услуг может быть объяснена определенными особенностями его функционирования: технологической, экономической и социальной.

Одной из наиболее значимых особенностей жилищно-коммунального комплекса является его исключительная социальная роль, связанная, в первую очередь, с обеспечением нормальной жизнедеятельности человека, т.е. с реализацией его биофизических, хозяйственных, духовных и иных потребностей. Отсюда вытекают и высокая политическая и экономическая значимость ЖКХ, являющегося одним из ключевых секторов экономики страны и способного серьезно дестабилизировать политическую обстановку в случае принятия неверных и экономически и политически неграмотных решений.


Темы для самостоятельной работы


  1. Обоснуйте необходимость системного подхода при рассмотрении особенностей функционирования сферы жилищно-коммунального хозяйства.

  2. Перечислите и раскройте сущность общесистемных свойств жилищно-коммунального хозяйства.

  3. Назовите основные системные компоненты, присущие жилищно-коммунальному хозяйству.

  4. Дайте определение жилищного фонда и приведите примеры его классификаций.

  5. Раскройте сущность структуры управления системой жилищно-коммунального хозяйства.

  6. Перечислите основные виды жилищных и коммунальных услуг, предоставляемых потребителю.

  7. Объясните конкурентную природу рынков жилищных и коммунальных услуг и дайте экономическое обоснование их разделения.

  8. Раскройте специфические особенности рынка коммунальных услуг, сдерживающие развитие свободной конкуренции в данном секторе экономики.

  9. Опишите характерные свойства жилищных и коммунальных услуг, отличающие их от других потребительских услуг.

  10. Объясните социально-экономическую и политическую сущность жилищно-коммунального хозяйства.


Дополнительная литература


  1. Доклад министра регионального развития Российской Федерации В. Басаргина на 10 Всероссийском форуме жилищно-коммунального хозяйства // Журнал ЖКХ-Инфо. – 2009. – Апрель-май. – №3-4 (14-15).

  2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года №188-ФЗ.

  3. Постановление Правительства РФ от 28 сентября 2004 года №501 (ред. от 31 марта 2009 года) «Вопросы Министерства регионального развития Российской Федерации».

  4. Постановление Правительства РФ от 26 января 2005 года №40 (ред. от 15 сентября 2009 года) «Об утверждении Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

  5. Федеральный закон от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

  6. Указ Президента РФ от 13 сентября 2004 года №1168 «О Министерстве регионального развития Российской Федерации».

  7. Указ Президента РФ от 12.05.2008 №724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти».

  8. Материалы с официального сайта ОАО «Российские коммунальные системы»: http://www.roscomsys.ru/.

  9. Постановление Правительства Саратовской области от 14 мая 2005 года №168-П «Вопросы министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области».

  10. Постсоветский институционализм – 2006: Власть и бизнес / Под ред. Р.М. Нуреева. – Ростов-на-Д: Наука-Пресс, 2006.

  11. Формирование российской модели рыночной экономики: противоречия и перспективы. / Под ред. К.А. Хубиева. – М.: ТЕИС, 2003.



следующая страница >>
Смотрите также:
Методическое пособие «Реформа жилищно-коммунального хозяйства»
922.38kb.
4 стр.
Госстрой россии академия коммунального хозяйства
365.3kb.
1 стр.
Защита прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства в Ленинградской области
65.72kb.
1 стр.
Реализация Комплексной программы модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области в 2013 г реализация мероприятий Программы характеризуется следующими показателями: По подпрограмме «Чистая вода»
184.92kb.
1 стр.
Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства
1051.87kb.
4 стр.
Реформа жилищно-коммунального хозяйства в городе размышления
238.04kb.
1 стр.
Отчет отдела жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики за 2012 год
41kb.
1 стр.
Анализ жилищно коммунального хозяйства Нижегородской области  Март 2010 год
639.69kb.
4 стр.
Тарифное регулирование в сфере жилищно-коммунального хозяйства
269.91kb.
1 стр.
Закона от 21. 07. 2007 №185-фз «о фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»
19.81kb.
1 стр.
Конкурс проводится в соответствии с: ведомственной целевой программой «Поддержка реформы жилищно-коммунального хозяйства Ленинградской области»
46.88kb.
1 стр.
Л. В. Горнин Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области
107.37kb.
1 стр.