Главная
страница 1страница 2 ... страница 5страница 6



Чтиво в электричку


Правила по метафизике 1

Боевые правила 5

Правила по войне 9

Экономическая модель на игре 11

Примерные цены на игре 14

Добиралово до полигона 15

Контакты мастеров 19

О вещах, которые беспокоят эллина и составляют его сознание


На ролевых играх мы часто слышим слово «менталитет». Но мало кто знает, что это такое и как это почувствовать. Мы скажем вам так: менталитет — это законы мышления человека, которые он не замечает и воспринимает как само собой разумеещееся. Но эти законы — не законы природы, а законы мысли, и они зависят от человека. Поэтому и называется сфера их действия не физикой (природой), а метафизикой (над-природным), ибо, руководствуясь этими законами, человек действует и переделывает природное по-своему. У каждой цивилизации своя метафизика, есть она и у древних эллинов.


Древний грек не склонен, подобно современному человеку, делить мир на внутренний и внешний. Cправа на рисунке изображен мозг известного древнегреческого поэта Гомера. Все, что есть у него в голове, т. е. базовые установки и структуры сознания, существуют и во внешнем мире в виде вещей и событий, воспринимаемых обычными пятью чувствами. Такими структурами восприятия действительности являются:



  • тЮхэ, т. е. представление о счастливом или не счастливом случае, который меняет всю жизнь к худшему или к лучшему;

  • гамартИя, т. е. представление об ошибке, промахе, который расходится с волей богов относительно данного человека;

  • сюнЭйдесис, т. е. осознание. Понимание судьбы, предназначенной данному человеку и, соответственно, правильного жизненного пути.

Реакцией на переживания действительности являются поступки грека, которые, конечно, многообразны, но, в общем, укладываются в основные стратегии. Это:

  • агОн, т. е. принцип состязательности, который священен. Вся общественная жизнь грека (а необщественной жизни у греков практически нет) — это соревнование с согражданами по всем вопросам, касающимся устройства общества;

  • миф, т. е. миф — это не просто сказание о древности или заплатка на пробелах в знании, худо-бедно объясняющая непонятное, это — истина в первой и последней инстанции. Все, что происходит после — только искаженные копии начального мифа;

  • хЮбрис, т. е. дерзость — человек дерзает быть самостоятельным, считает себя в силах справиться со своей жизнью самочинно, без оглядки на общие законы мироздания, берет на себя лишнее.

Все эти понятия существуют в сознании древнего грека не просто как абстрактные ценности (как существуют в сознании современного человека понятия рока, греха и совести), но имеют материальное выражение.

Например, грек Демофоб ощущает, что совершил какую-то ошибку, не просто переживая её, но видит эринний, которые терзают его ужасами, безумными страстями или даже временным помешательством. Разумеется, такое положение дел не радует Демофоба, и он старается понять, где же он ошибся и, соответственно, исправить содеянное.

Получается, что основные понятия о жизни древнего грека находятся как бы на границе сознания и внешнего мира и принадлежат, и тому, и другому. Это те самые сущности, про которых в платоновском «Пире» сказано об отношении их к богам и людям «пребывая посередине, они заполняют промежуток между теми и другими». Эмоции и мысли древнего грека вполне материальны и даже иной раз самостоятельны, наделены личностью. Именно поэтому то, что мы считаем суеверием, для древнего грека является объективной реальностью, к явлениям которой следует относиться со всей ответственностью. Мышление древнего грека материально гораздо больше, чем мышление современных материалистов, хотя древние греки верили в богов.

По этой же причине эллин склонен видеть чуть ли не в каждой вещи и чуть ли не в каждом событии некий божественный знак, пророчество, предначертание, указание к действию.

Например, представьте себе, что у грека Филодема зачесалась левая пятка. Это может означать не только то, что пора идти мыться в баню, но также и то, что бог Гермес, которому особенно поклоняется Филодем (потому что Филодем торговец) хочет сообщить Филодему, что его вскоре ждёт большая удача, и он должен быть особо бдительным, чтобы не пропустить её.

Все перечисленные понятия греков о сознании человека отражены в правилах игры, но прежде чем огласить их, следует сказать об одном очень важном для игры следствии из вышесказанного.


Об отношении к странному


Из всего сказанного вытекает еще одно важное следствие: увидев воплощение явлений своего сознания, т. е. эриннию, мойру, нимфу, какое-то иное существо, о котором сразу можно сказать, что это не человек, или не совсем человек, или некий странный человек, грек не начинает тут же какими-то научными способами верифицировать (проверять), что это такое перед ним. Грек воспринимает ЭТО как данность: да, это действительно эриния, и то, что она делает и говорит — реальность, а не «плод воображения».

Поэтому, увидев или ощутив странное, например, обнаружив в доме дубовую ветку, которую вы туда не приносили, или, услышав в храме, что изображение Афродиты вдруг заговорило, или, ощутив, что кто-то находится рядом с вами, хотя дверь была закрыта, не следует бежать к мастеру и кричать, что ходить сквозь стены — это не по правилам, или бросаться за алтарь и искать там мошенника, который с вами в прятки играет. Надо послушать и понять, в чем тут дело.

Конечно, обычные люди, какими бы талантливыми они ни были, сквозь стены ходить не могут, и в храмах за алтарями не прячутся с целью розыгрыша своих соседей — и вы сами так не делайте. Но помните, что все необычное для грека в подавляющем большинстве случаев было именно необычным, а не чем-то таким, что следует разоблачить, то есть немедленно объяснить какими-то обыденными причинами, наподобие: «Какая ж это нимфа? — Это какая-то девка на голову больная надо мной куражится. Щас я ей по уху дам, и все пройдет». — Вот такого сомнительного духа экспериментаторства греки не ведали, и тем самым в лучшую сторону отличались от нас.

Что с этим делать?


Разумеется, опасение неверного действия было велико, оттого и «суеверие» эллинов, и стремление обратиться к тем, кто видит лучше, то есть к богам.

Греки часто посещали храмы, оракулов, обращались к гадателям, чтобы услышать, что именно велят им боги. А обращались они к этим людям или к богам в храме, потому что знали, что на предсказателя во время гадания или на человека, пришедшего в храм и обратившегося к богу с соблюдением особого ритуала, снисходит божественное озарение (мания), когда человек способен видеть мир глазами божества, т. е. без искажений.

Разумеется, среди оракулов и гадателей были шарлатаны, но в большинстве случаев прозрения о прошлом и будущем достигались использованием проверенных веками практик: например, провести ночь в пустом храме без еды и воды, долгим чтением религиозных гимнов в определённом ритме, совершением определённых ритуальных движений, наподобие танца, и т. п.

Греки не склонны были хранить услышанное и пережитое в себе, но стремились поведать об этом благодарным слушателям, своим близким, а близким для грека был весь его полис: шли на агору и рассказывали своим знакомым, собирались на пир своей гетерией и там рассказывали обо всём или просто делились этим с семьей или друзьями во время беседы.



Иными словами, если вчера в храме ночью вам явилась нимфа и сообщила неоднозначное пророчество Аполлона, или у вас разбилась амфора, и оракул сказал вам, что это к беде, то на собрании гетерии, если вам хотят поручить важное дело, лучше рассказать об этом, и это будет неопровержимым аргументом, чтобы не приступать к этому делу немедленно, но подождать предзнаменований к лучшему.

Руководство к действию или как жить?


Вот так жили греки. Но для того, чтобы всё вышесказанное не являлось неким эссе о менталитете древнего грека, а служило бы на пользу нашей ролевой игре, мы бы хотели подытожить и дать прямое руководство к действию по некоторым моментам, касающихся сознания эллинов. Итак:

  • В любой мелочи следует видеть некое знамение, трактовать его и относиться к нему со всей серьезностью.

  • Если есть сомнения по какому-нибудь поводу, разумеется, стоит посоветоваться с более знающими людьми, но гораздо бОльшим авторитетом обладают оракул и гадатели. К ним всегда стоит обращаться чуть ли не по любым поводам.

  • Если вы увидели хорошее (плохое) предзнаменование, вам нагадали удачное (неудачное) будущее, запомнился необычный и, скорее всего, что-то значащий сон, вам нечто привиделось наяву, с вами произошло нечто странное (вплоть до того, что у вас сегодня на пол упала чашка и разбилась) и т. д., расскажите это своим близким, а может быть и не очень близким людям, ибо беседа — вернейшее средство лучше узнать самого себя.

  • Обнаружив странное, отнеситесь к этому как к странному и необычному: если перед вами обычное явление, поддающееся рациональному объяснению, оно вскоре само разоблачит себя

  • агОн (состязательность) — Не избегайте состязания ни в каком деле, напротив, стремитесь к нему, едва только подвернется возможность, и сами провоцируйте такую возможность

  • миф — Ваша жизнь проходит под знаком великого созвездия — вашего родового мифа, в сюжете которого есть страшная вина, легшая тенью и на вас. У вас есть шанс исправить эту вину, сделав однажды верный и осознанный выбор. Следите за ситуацией: история повторяется в своих сюжетах бесконечно

  • хЮбрис (дерзость) — Грекам (и гречанкам) свойственны амбициозность и тщеславие. Помыслы о славе, собственном достоинстве и собственной правоте, которые тоже слава, занимают немалое место в их планах и часто перевешивают все остальные мотивы. О таких планах заявляют публично — не публичной славы в Элладе не бывает.

Перечисленным не ограничивается картина мира древнего грека. В голове эллина болталось много, говоря по-научному, так называемых базовых установок и структур сознания. Все мы смоделировать не в состоянии, ну а вы, в свою очередь не смогли бы все отыграть, но это и не нужно: остальное проявится само, если воспроизвести предлагаемое нами. Поэтому мы моделируем только несколько их них.

следующая страница >>
Смотрите также:
Чтиво в электричку
540.56kb.
6 стр.
Книги юбиляры 2011 г. Хорошие книги никогда не стареют, им даны вечная молодость и обновление во времени
91.31kb.
1 стр.