Главная
страница 1
Учреждение образования

«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
________________ И.В. Семченко

(подпись)

____________________

(дата утверждения)

Регистрационный № УД-____________/р.

ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ
Учебная программа для специальности

1-21 03 01 История (по направлениям)

1-21 03 01-01 История (отечественная и всеобщая)

Факультет исторический




Кафедра истории Беларуси




Курс 3-4


Семестр 6-7

Лекции 12 часов Экзамен 7 семестр

Практические

занятия нет Зачет нет
Самостоятельная управляемая работа студентов

нет

Всего аудиторных


часов по дисциплине 12 часов

Всего часов Форма получения


по дисциплине 136 часов высшего образования заочная

Составил В.П. Пичуков, к.и.н., доцент

2010

Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы, утвержденной _____ ________________ 200__ г.,


регистрационный номер _____-________/_____

Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта


на заседании кафедры истории Беларуси
5 мая 2010 г., протокол № 12
Заведующий кафедрой

доцент ____________ О.Г. Ященко


Одобрена и рекомендована к утверждению
Методическим советом исторического факультета
11 мая 2010 г., протокол № 10

Председатель


доцент ____________ Г.А.Алексейченко

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность и значимость дисциплины «Историческое краеведение» для обучения студентов специальности 1-21 03 01-01 «История отечественная и всеобщая» обусловлена тем обстоятельством, что историческое краеведение – основа духовного и нравственного возрождения об­щества, средство сохранения и пропаганды культурно-исторического наследия. Комплекс историко-культурных знаний о родном крае является принципиально важным фактором в формировании профессиональной культуры историка. Практическая ориентированность дисциплины состоит в том, что приобретенные навыки и умения краеведческой работы должны способствовать успешному проведению культурно-просветительской, популяризаторской деятельности историка-профессионала.



Целью дисциплины «Историческое краеведение» является овладение студентами знаниями в области истории и культуры края, усвоение методики проведения краеведческой работы.

Задачи дисциплины:

- усвоение исторических явлений, событий, процессов, относящихся к различ­ным этапам истории края на основе письменных, устных и вещественных источников;

- изучение жизни и деятельности выдающихся политических, государственных деятелей, представителей науки, литературы и искусства;

- формирование устойчивого знания об историческом краеведении как о синтезированной дисциплине;

- изучение истории развития исторического краеведения;

- формирование навыков практической работы;

- воспитание духовности, гражданственности, патриотизма.

В результате изучения дисциплины:



Студент должен знать:

- основные аспекты историко-культурного наследия;

- общую эволюцию развития исторического краеведения;

- классификацию и типологию памятников истории и культуры.



Студент должен уметь:

- владеть методикой историко-краеведческой работы, навыками организационной работы;

- использовать информационную базу для практической краеведческой работы;

- применять полученные знания в пропагандистской работе, для сохранения памятников истории и культуры.

Дисциплина «Историческое краеведение» изучается студентами 3-4 курсов заочного факультета специальности 1- 21 03 01- 01 «История отечественная и всеобщая» в объеме 12 часов лекционных занятий. Форма отчетности – экзамен.

СОДЕРЖАНИЕ учебного материала



Раздел 1 Введение

Тема 1 Предмет и задачи исторического краеведения

Комплексное краеведение, его методологические основы и предмет изучения. Место исторического краеведения в комплексе краеведческих дисциплин – литературном, географическом, этнографическом, топонимическом и др. Место исторического краеведения в системе специальных (археология, этнография) и вспомогательных исторических дисциплин (геральдика, топонимика, сфрагистика, нумизматика и др.). Связь исторического краеведения с охраной памятников истории и культуры. Задачи исторического краеведения: поиск, выявление памятников прошлого, сбор, систематизация, исследование письменных документов по истории края, а также предметов материальной культуры. Методы краеведческих исследований: метод исторического исследования, метод непосредственного наблюдения, экспедиционный метод и др. Государственное, общественное и школьное краеведение – общее и специфичное. Роль и место школьного краеведения в решении дидактических и воспитательных задач. Историография исторического краеведения Беларуси. Работа Н.Касперовича “Краязнаўства (Нарысы). – Мн., 1929”.


Раздел 2 История развития исторического краеведения
Тема 1 Историческое краеведение от средневековья до начала ХХ в.

Периодизация развития исторического краеведения (Л.В.Алексеев). Первые упоминания об истории Беларуси в летописях, воспоминаниях путешественников и других письменных памятниках. Частные сборы магнатов (Радзивиллы). Первые исследовательские экспедиции в Беларуси (И.Лепехин, В.Севергин). Деятельность П.Кеппена. А.Меер. Белорусское вольное экономическое общество. Польская, российская и местная (“краевая”) школы краеведения. Н.П.Румянцев. Румянцевский кружок. И.И.Григорович. “Белорусский архив древних грамот”. Виленский кружок. Виленский музей древностей, Археологическая комиссия. Исследования Я.Чачота, В.Сыракомли, З.Даленга-Ходаковского. А.Киркор, К.и Е.Тышкевичи, Т.Нарбут. Русское географическое общество, его деятельность по изучению Беларуси. Работы П.Шпилевского, М.Без-Корниловича. Формирование краеведения Беларуси как отдельной гуманитарной дисциплины. Историческое краеведение Беларуси во II половине XIX – начале ХХ в. Усиление идеологической, политической роли краеведения. “Западноруссизм”. Закрытие Виленского музея древностей и Археологической комиссии. Изучение Беларуси государственными учреждениями. “Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба”. Роль периодической печати в популяризации краеведческих знаний. “Памятные книжки губерний”, “Губернские ведомости”. Виленская археографическая комиссия. Северо-Западный отдел РГО. Деятельность А.Сементовский, Ю.Крачковский. Проведение этнографических, археологических и других выставок. Расширение сети музеев краеведческого профиля. А.Сапунов, Е.Р.Романов, М.Довнар-Запольский, Е.Карский, Н.Никифоровский, П.Шейн. IX Археологический съезд в Вильно (1893 г.). Создание местных центров для проведения краеведческой работы: Могилевское общество изучения Белорусского края (1902 г.), Минский церковный историко-археологический комитет и др. 1910 г. – возобновление деятельности Северо-Западного отдела РГО. И.Сербов. Журнал “Записки Северо-Западного отдела РГО”. А.Сержпутовский, А.Харузин, М.Федоровский. Совершенствование методики сбора и обработки краеведческих материалов. Массовый характер краеведения. Газета “Наша ніва” (1906-1915 гг.), ее роль в распространении краеведческих знаний.



Тема 2 Развитие исторического краеведения в советский период

Роль исторического краеведения в формировании советской политико-идеологической системы, развитии культуры. Восстановление деятельности краеведческих организаций. “Папараць-кветка” в Слуцке. Проведение краеведческих исследований: записи, зарисовки, первые фонозаписи. Расширение музейного дела (музеи в Минске, Гомеле, Могилеве). Научно-терминологическая комиссия, создание на ее базе Института белорусской культуры (1922 г.). Центральное бюро краеведения. Экспедиционная деятельность. I Всебелорусская краеведческая конференция (1924 г.). Издание журнала “Наш край” (1925 г.). Краеведческий материал на страницах газеты “Савецкая Беларусь”, журналов “Полымя”, “Маладняк”. I и II Всебелорусские краеведческие съезды (1926-1927 гг.), их решения и значение для усиления краеведческой работы. Окружные и районные общества краеведения. Работа краеведческих кружков при ВУЗах, школах. Значение школьного краеведения. В.И.Пичета, В.М.Игнатовский, К.Поликарпович, А.Лявданский, И.Сербов, П.Харлампович и др. II и III Всебелорусские краеведческие конференции (1929-1930 гг). Спад краеведческой работы в 30-е годы. Борьба с “нацдемами”. Политические репрессии. Журнал “Савецкая краіна”. Краеведческая работа после Великой Отечественной войны. Формы краеведческой работы: путешествия, экскурсии, кружковая работа и др. Расширение сети историко-краеведческих музеев. Создание Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры (1965 г.). Съезды общества в 1966, 1971, 1976 гг. “Помнікі гісторыі і культуры Беларусі”.


Тема 3 Историческое краеведение на современном этапе

Развитие информационно-справочного обеспечения краеведческого процесса. Краеведческие материалы на страніцах журналов “Спадчына”, “Беларуская мінуўшчына”, газеты “Культура” и др. Общество “Знания”. Усиление междисциплинарного характера краеведения. Сохранение культурного наследия местностей, потерпевших от аварии на ЧАЭС. Белорусский фонд культуры. Конгрессы белорусистов. Создание культурных обществ национальных меньшинств. Научные коллективы для сбора материалов и написания серии историко-документальной хроники “Памяць”. Складывание устойчивой традиции научных конференций. Расширение направлений и школ в краеведении. Усиление регионального подхода. Развитие инициатив школьного и общественного краеведения.


Раздел 3. Памятники истории и культуры
Тема 1 Письменные памятники по истории края

Основные группы письменных памятников. Летописи: древнерусские (“Повесть временных лет”, Лаврентьевская, Ипатьевская летописи), местное летописание (“Баркулабовская летопись”, Могилевская и Витебская “Хроники”, “Хроника Быховца”).

Привилеи. “Метрика” ВКЛ. Дневники и мемуары. Диариуши. Литература путешествий. Инвентари и их значение для изучения социально-экономической истории края. Переписи. Периодическая печать. Археографическая деятельность. Вклад Виленской археографической комиссии в сохранение и популяризацию письменных памятников. “Акты, изданные Виленской археографической комиссией”. Издания Витебского археографического центра – “Историко-юридические материалы”. Издательская деятельность в годы советской власти и в последнее время.

Тема 2 Памятники и памятные места героического прошлого

Памятники и памятные места, связанные с борьбой белорусского народа за независимость и социальную свободу. Городища раннего железного века. Оборонительные сооружения городов. Укрепленные замки. Битва под Оршей. Память о русско-ливонской, Северной войнах. Памятные места войны 1812 г., Первой мировой войны. Общественно-политическое, революционное движение в памятниках и памятных местах: декабристы, революционеры-демократы. События восстания 1863 г. События 1905-1907 гг., 1917 г., гражданской войны в памятниках. Памятники В.И.Ленину. Памятники, связанные с Великой Отечественной войной.



Тема 3 Памятники и памятные места производственной деятельности, культуры, науки, искусства

Отражение в памятниках трудовой деятельности человека в различные эпохи. Красносельские шахты по добыче кремня. Водяные и ветряные мельницы. Памятники гидротехнического и дорожного строительства. Здания мануфактур, фабрик, заводов. Мемориальные памятники культуры, науки, искусства. Здания, связанные с деятельностью культурно-просветительских учреждений, здания частного и общественного характера. Усадьбы (Залесье М.Огинского). Кладбища.


Тема 4 Памятники архитектуры и градостроительства

Памятники градостроительного искусства (участки древней планировки, архитектурные ансамбли, комплексы): Полоцк, Новогрудок, Гродно, Витебск. Памятники жилой архитектуры: городские и сельские жилые дома, дворцы, особняки, усадьбы. Дворцово-замковые усадьбы: Несвиж, дворец Сапегов в Ружанах, Архитектурные стили. Памятники гражданской общественной архитектуры. Ратуши, гимназии, здания театров и др. Памятники культовой архитектуры. Памятники оборонительного зодчества. Памятники промышленной архитектуры и инженерного искусства. Архитектурные монументы.


Раздел 4 Специальные и вспомогательные исторические дисциплины в историческом краеведении

Тема 1 Роль и значение археологии и этнографии в изучении края

Основные типы археологических памятников. Значение археологического источника. Археология и охрана памятников. Проведение археологических разведок, раскопок. Обобщающие издания по археологии в краеведческой работе: “Археалогія Беларусі”, археологические карты, энциклопедия “Археалогія і нумізматыка Беларусі”. Этнография в краеведении. Традиционная народная культура: материальная и духовная. Методика этнографических исследований. Экспедиционная и камеральная работа. Основные этнографические публикации: серия “Беларуская народная творчасць”, энциклопедия “Этнаграфія Беларусі” и др.


Тема 2 Вспомогательные исторические дисциплины в краеведении

Палеография. Печати с надписями. “Борисовы камни”. Берестяные грамоты. Туровское евангелие XI в.- древнейший памятник письменности на территории Беларуси. 3 основных типа письма в истории белорусской кириллической графики. Ф.Скорина и книгопечатная традиция в Беларуси. Топонимика. Гидронимика, микротопонимика, урбонимика. Нумизматика, геральдика, сфрагистика. Специалисты в области вспомогательных исторических дисциплин: В.Рябцевич, А.Цитов.



Раздел 5. Организационные формы краеведческой работы. Охрана памятников истории и культуры
Тема 1 Роль и значение архивов и музеев в историческом краеведении

Роль архивов в сборе, хранении, публикации документальных материалов. При канцелярии ВКЛ – “Метрика” ВКЛ (“Литовская Метрика”). Архивы магнатов, шляхты, городской администрации, организаций и учреждений. II половина XIX-начало ХХ в. – Виленский центральный архив древних актов. Государственные архивы (Национальный архив Республики Беларусь, Национальный исторический архив Беларуси, Центральный государственный архив кинофотофонодокументов РБ, Государственный архив Гомельской области, Государственный архив общественных объединений Гомельской области, Государственный зональный архив в г. Мозыре и др.). Ведомственные архивы (архив НАН РБ, архив КГБ, архив Управления внутренних дел Гомельской области и др.). Частные архивы. Материалы по истории Беларуси в зарубежных архивах: Россия (Российский государственный архив древних актов, Государственный архив Российской Федерации), Литва (Центральный государственный архив Литвы). Крупные комплексы документов по истории Беларуси в архивохранилищах Польши, Германии, США. Музеи как научно-исследовательские и культурно-просветительские учреждения по комплектованию, учету, хранению, изучению и популяризации памятников истории и культуры. Роль музеев в пропаганде исторического и духовного наследия Беларуси. Типы музеев: по форме собственности (государственные, общественные, частные), по профилю (исторические, состоящие из археологических, этнографических, военно-исторических, народной славы и т.д.; литературных, художественных и др.). Комплексный профиль краеведческих музеев. Национальный музей истории и культуры Беларуси, Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, музей Брестская крепость-герой. Археологические музеи и др.


Тема 2 Организация школьного краеведения

Историческое краеведение в учебном процессе, дидактическая функция. Использование краеведческого материала на уроках истории. Историческое краеведение в воспитательной работе. Краеведческий кружок. Историко-краеведческие экскурсии. Создание и работа школьного краеведческого музея. Историческое краеведение в высшей школе. Краеведческая направленность курсовых работ, НИРСа. Организация и проведение студенческих краеведческих научных конференций. Организация работы студенческих научных обществ краеведческого профиля.


Тема 3 Формирование опыта краеведческой работы у студента

Школьный опыт краеведческой работы. Роль школьных учителей в приобщении школьника к краеведению. Историко-краеведческий ландшафт в месте проживания и учебы. Мотивация занятия краеведением в Вузе. Значение учебных дисциплин и учебных практик для формирования историко-краеведческой культуры студента. Участие в конкретных формах краеведческой работы и мероприятиях краеведческой направленности. Научно-исследовательская работа студента и историческое краеведение.


Тема 4 Информационное обеспечение краеведческого процесса

Опубликованные материалы (Описательно-этнографические материалы. Нормативно-законодательные материалы. Документы органов власти. Статистические материалы. Справочно-энциклопедические издания. Материалы периодической печати. Картографический материал. Синтезные документальные материалы. Историко-краеведческие публикации. Кино-фото-видео материалы). Архивные материалы. Устная история (Составление анкет. Анкетирование). Информационные возможности Интернета.


Тема 5 Охрана историко-культурного наследия

Законодательно-нормативная база охраны памятников истории и культуры. Постановление СНК БССР от 5 июля 1926 г. “О порядке охраны памятников старины, искусства, быта и природы, которые объявлены государственным достоянием”. Закон БССР “Об охране и использовании памятников истории и культуры” (1978 г.). Закон об охране историко-культурного наследия (1992 г.). Государственный список историко-культурного наследия Республики Беларусь. “Збор помнікаў гісторыі і культуры Беларусі”. Деятельность по охране памятников на современном этапе: направления работы, организационная структура. Государственная инспекция по охране историко-культурного наследия. Комитет по охране историко-культурного наследия при Министерстве культуры Республики Беларусь. Белорусское добровольное общество охраны памятников истории и культуры. Проблема реституции историко-культурных ценностей.


Раздел 6 Гомельщина в историческом краеведении
Тема 1 Историко-культурное наследие Гомельщины

Памятники и памятные места истории и культуры Гомельщины: археологические памятники, памятники культового зодчества, жилой и промышленной архитектуры, памятники деятелям культуры и искусства, памятники Великой Отечественной войны. Реализация программы по сохранению памятников истории и культуры белорусского народа, находящихся в районах, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Музеи Гомельщины: Гомельский дворцово-парковый ансамбль, Гомельский областной музей военной славы, Музей истории города Гомеля, Ветковский музей народного творчества и др. Реализация потенциала музеев по изучению истории Гомельского региона и их роль в сохранении историко-культурного наследия белорусского народа.


Тема 2 Краеведение Гомельщины

Историческое краеведение Гомельщины в досоветский период. Гомельщина в работах П.Шпилевского, М.Без-Кониловича, в серийных изданиях «Живописная Россия», «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества». Значение издания «Опыт описания Могилевской губернии» для краеведения Гомельщины. Выдающиеся краеведы Гомельщины З.Радченко, Е.Романов, А.Сержпутовский. Краеведческая значимость работ Л.Виноградова «Гомель. Его прошлое и настоящее», И.Сербова, Д.Довгялло, Ф.Жудро «Город Гомель. Географическо-статистический очерк». Изучение истории и культуры Гомельщины в 20 – 30-е гг. ХХ в. Гомельское окружное краеведческое общество. Краеведение на Мозырщине. Школьное краеведение. Краеведческие материалы по региону в республиканской и местной периодической печати: журналы «Наш край», «Известия Гомельского губкома РКП(б)», газеты «Савецкая вёска», «Полесская правда». Сворачивание краеведческой работы в начале 30-х гг. Историческое краеведение Гомельщины в 40 – 80-е гг. ХХ в. Военно-патриотическая направленность краеведческой работы. Школьное краеведение. Краеведческое изучение Гомельщины силами Гомельского пединститута, Государственного областного краеведческого музея, Областного архива. Изучение истории и культуры Гомельщины в конце 80-х гг. ХХ в. – начале ХХІ в. Увеличение количичества монографических обобщающих работ по отдельным населенным пунктам и микрорегионам Гомельщины. Повышение роли музеев, библиотек и архивов в краеведческом изучении Гомельщины. Развитие музейной инфраструктуры. Расширение направлений и школ в краеведении. Усиление регионального подхода. Развитие инициатив школьного и общественного краеведения. Краеведческая работа на историческом факультете ГГУ им. Ф.Скорины.




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ


Номер раздела, темы, занятия

Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов



Количество аудиторных часов

Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)

Литература


Формы контроля

знаний


лекции

практические

(семинарские)

занятия


лабораторные

занятия


контролируемая

самостоятельная работа студента



1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Введение.

2

-

-

-










1.1

Предмет и задачи исторического краеведения.

1 Предмет и задачи. Объект, предмет.

2 Типология, методы.

3 Историография исторического краеведения.



2

-

-

-




[5]

[7]


[49]

[65]





2

История развития исторического краеведения.

2

-

-

-










2.1

Историческое краеведение от средневековья до начала ХХ в.

1 Историческое краеведение до конца 18 в.

2 Развитие ИК в конце 18 - 1 половине 19 в.

3 Развитие ИК во 2 половине 19 – начале 20 вв.



Самостоятельное изучение

[5]

[1]


[7]

[4]


[6]

[24]





2.2

Развитие исторического краеведения в советский период.

1 ИК в 20 – 30-е гг. 20 в.

2 ИК в 40 - 80-е гг.


[5]

[36]


[48]

[58]


[94]




2.3

Историческое краеведение на современном этапе.

1 Организация ИК.

2 Направления и школы в краеведении.

3 Развитие инициатив школьного и общественного краеведения.



2

-

-

-

Материалы

конферен-ций, работы краеведов



[38]

[40]


[41]

[42]


[67]

[92]





3

Памятники истории и культуры.

-

-

-

-










3.1

Письменные памятники по истории края.

1 Основные типы.

2 Публикации письменных памятников.


Самостоятельное изучение

[5]

[107]


[111]




3.2

Памятники и памятные места героического прошлого.

1 Типология памятников группы.

2 Памятники Великой Отечественной войны.


[5]

[11]


[57]

[114]





3.3

Памятники и памятные места производственной деятельности, культуры, науки, искусства.

1 Типология памятников.

2 Характеристика основных памятников.


[5]

[11]




Защита рефератов

3.4

Памятники архитектуры и градостроительства.

1 Памятники градостроительного искусства.

2 Жилая и гражданская архитектура.

3 Памятники культовой архитектуры.



[11]

[20]


[53]

[113]





4

Специальные и вспомогательные исторические дисциплины в историческом краеведении.

2

-

-

-










4.1

Роль и значение археологии и этнографии в изучении края.

1 Памятники археологии и этнографии в ИК.

2 Методика исследований.


2

-

-

-

Археологи-ческие карты

[2]

[15]


[80]

[139]





4.2

Вспомогательные исторические дисциплины в краеведении.

1Классификация.

2 Значение ВИД в ИК.


Самостоятельное изучение

[12]

[13]


[14]

[25]





5

Организационные формы краеведческой работы. Охрана памятников истории и культуры.

4

-

-

-










5.1

Роль и значение архивов и музеев в историческом краеведении.

1 Характеристика и типология.

2 Общая характеристика архивной и музейной работы.


Самостоятельное изучение

[19]

[44]


[46]

[47]


[85]




5.2

Организация школьного краеведения.

1 Экскурсия.

2 Краеведческий кружок, факультатив.

3 Школьный музей.



[26]

[27]


[35]

[141]





5.3

Формирование опыта краеведческой работы у студента.

1 Школьный опыт краеведения.

2 Мотивация занятия ИК.

3 НИРС и ИК.



[65]

[69]


[100]

[101]






5.4

Информационное обеспечение краеведческого процесса.

1 Опубликованные материалы.

2 Архивные материалы в ИК.

3 Устная история.



2

-

-

-

Анкеты для сбора устной информа-ции

[44]

[111]






5.5

Охрана историко-культурного наследия.

1 Факторы утраты историко-культурного наследия.

2 История развития охраны историко-культурного наследия.

3 Охрана памятников истории и культуры на современном этапе.



2

-

-

-

Норматив-но-законода-тельные материалы

[8]

[39]


[45]

[79]


[103]




6

Гомельщина в историческом краеведении.

2

-

-

-










6.1

Историко-культурное наследие Гомельщины.

1Типология памятников истории и культуры на Гомельщине.

2 Популяризация, охрана и спасение историко-культурного наследия.


Самостоятельное изучение

[29]

[54]


[66]





6.2

Краеведение Гомельщины.

1 Изучение истории и культуры Гомельщины в досоветский период.

2 ИК на Гомельщине в 20 – 80-е гг. 20 в.

3 Современный период ИК Гомельщины.



2

-

-

-

Публика-ции краеведов

Гомельщи-ны



[24]

[41]


[42]

[63]


[66]







Итого

12

-

-

-







экзамен


Информационно-методическая часть

Примерный перечень практических занятий


1. Историческое краеведение на современном этапе.

Формы контроля знаний


1. Реферативные работы.

Рекомендуемые темы реферативных работ


1. Памятники и памятные места, связанные с борьбой белорусского народа за независимость и социальную свободу.

2. Городища раннего железного века.

3. Оборонительные сооружения городов.

4. Укрепленные замки.

5. Битва под Оршей. Память о русско-ливонской, Северной войнах.

6. Памятные места войны 1812 г.

7. Первая мировая война: памятники и памятные места.

8. Общественно-политическое, революционное движение в памятниках и памятных местах: декабристы, революционеры-демократы и т.д. [Обобщенный портрет или отдельный аспект по выбору]

9. События восстания 1863 г. в памятниках и памятных местах.

10. События 1905-1907 гг. в памятниках и памятных местах.

11. 1917 г., гражданская война в памятниках.

12. Памятники В.И.Ленину.

13. Памятники, связанные с Великой Отечественной войной.

14. Памятники Гомельщины, посвященные Великой Отечественной войне.

15. Памятники Гомельщины [Обобщенный портрет или отдельный аспект по выбору].

16. Их именами названы… [улицы и т.д. На материалах Гомеля, других городов Беларуси].

17. Экскурс по городу: памятники и памятные места.

18. Разработка занятия факультатива, исторического кружка по теме “ Героика прошлого в памятниках Гомельщины”.

19. Героика прошлого в памятниках, памятных местах моей малой Родины (мой родной город, деревня, район, сельсовет).

20. Историко-краеведческий кружок в школе.

21. Историко-краеведческая экскурсия.

22. Историко-краеведческий музей в школе.

23. Учет психолого-возрастных особенностей учащихся в школьной краеведческой работе.

24. Образовательные и воспитательные задачи школьного краеведения.

25. Общее и местное в изучении истории и культуры: “Большая” и “Малая” Родина.

26. Историко-краеведческий очерк определенного региона Беларуси (город, деревня, поселок и т.д.). Временной период – на выбор студента.

27. Этноконфессиональная ситуация на Гомельщине в 1920-30-е гг. (освещение в целом этнической и конфессиональной картины определенного региона Гомельщины: какие национальности жили, религия, традиционная культура и т.п.). Либо – на выбор освещение истории, культуры, конфессионального положения одного из этносов (этнических групп): русских (старообрядцев), поляков, евреев, украинцев и т.д.

28. Устный источник (“свидетель века”) по этноконфессиональной истории Гомельщины 1920-30-х гг. (запись воспоминаний конкретных людей об этноконфессиональной жизни межвоенного периода).

Анкета

1.ФИО респондента. Возраст. Местный или пришлый на данную территорию.



2.Какие национальности жили. Количество. Кто из местного населения запомнился.

3.Хозяйственные занятия. Тип поселений. Традиционная этническая культура.

4.Фольклор (по возможности, записать).

5.Религиозная жизнь.

6.Участие в общественной жизни.

7.Школа.


8.Межнациональные отношения.

и т.п.
29. Этнографическая атрибутация и интерпретация конкретного памятника традиционной материальной культуры, предмета быта (ткачество, керамика, плетение, мелкая деревянная и металлическая пластика, мелкие кузнечные работы и т.п.).

30. Обобщение опыта собственной (или коллег) краеведческой работы (в том числе – школьное краеведение: музей, факультатив, кружок).

ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ

1 Алексеев, Л.В. Археология и краеведение Беларуси. XVI в. – 30-е годы ХХ в. / Л.В. Алексеев. - Мн.: ”Беларуская навука”, 1996. – 206 с.

2 Археалогія і нумізматыка Беларусі. Энцыклапедыя.- Мн., 1993.

3 Архітэктура Беларусі. Энцыклапедычны даведнік.- Мн., 1993.

4 Беларусы. Т.3. Гісторыя этналагічнага вывучэння. – Мн., 1999.

5 Историческое краеведение Беларуси: Учебное пособие /Под ред. Э.М.Загорульского. - Мн., БГУ, 1980. – 264 с.

6 Каханоўскі, Г.А. Археалогія і гістарычнае краязнаўства Беларусі ў XVI –XIX ст. / Г.А. Каханоўскі. - Мн.: Навука і тэхніка, 1984. – 120 с.

7 Касьпяровіч, М.І. Краязнаўства (Нарысы) /М.І. Касьпяровіч.– Мн.: Беларускае дзяржаўнае выдавецтва, 1929. – 159 с.

8 Несцярчук, Л.М. Ахова гісторыка-культурнай спадчыны Беларусі: Асновныя этапы фаміравання, сучасны стан і перспектывы /Л.М. Несцярчук. – Мн.: БЕЛТА, 2003. – 286 с.

9 Рябцевич, В.Н. О чем рассказывают монеты. Изд-е 2-е /В.Н.Рябцевич. - Мн., 1977.

10 Рябцевич, В.Н. Нумизматика Беларуси - /В.Н.Рябцевич. - Мн., 1995.

11 Самусік, А.Ф. Помнікі гісторыі і культуры Беларусі: Вучэбны дапаможнік / А.Ф. Самусік. - Мн.: БДЭУ, 2004. – 209 с.

12 Цітоў, А. Гарадская геральдыка Беларусі /A.Цітоў.- Мн., 1989.

13 Цітоў, А. Пячаткі старажытнай Беларусі. Нарысы сфрагістыкі /A.Цітоў. - Мн., 1993.

14 Цітоў, А. Сфрагістыка і геральдыка Беларусі (ілюстраваны курс лекцый) /A.Цітоў. - Мн., 1999.

15 Этнаграфія Беларусі. Энцыклапедыя.- Мн., 1989.

16 Энцыклапедыя гісторыі Беларусі.- ТТ.1-6. - Мн., 1993-2004.




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ


17 Аксамітаў, А.С. З душой славяніна. Жыццё і дзейнасць З.Даленгі-Хадакоўскага / А.С.Аксамітаў, Л.А. Малаш. - Мн., 1991.

18 Аркадьева, А.В. Этнографическое краеведение. Ч. II /А.В.Аркадьева. – М., 2003.

19 Архивное дело в БССР. (1918–1968). – Мн., 1972.

20 Атлас памятников архитектуры и мемориальных комплексов Белоруссии. – Мн., 1988.

21 Бандарчык, В.К. Гісторыя беларускай этнаграфіі ХІХ ст. / В.К.Бандарчык. - Мн, 1964.

22 Бандарчык, В.К. Гісторыя беларускай этнаграфіі. Пачатак ХХ ст. /В.К.Бандарчык. - Мн., 1970.

23 Бандарчык, В.К. Гісторыя беларускай савецкай этнаграфіі. - /В.К.Бандарчык. - Мн., 1972.

24 Бандарчык, В.К. Я.Р.Раманаў. - /В.К.Бандарчык. - Мн., 1961.

25 Барыс, С. Гістарычныя крыніцы і спецыяльныя навукі /С.Барыс //Беларускі гістарычны часопіс. – 1994. – №2.

26 Барыс, С. Краязнаўства ў школе. Якім яму быць? /С.Барыс //Беларускі гістарычны часопіс. – 2003. – №4.

27 Барыс, С. Куды паехаць на экскурсію / С.Барыс //Беларускі гістарычны часопіс. – 2004. – №5.

28 Беларусь у Вялікай Айчыннай вайне. – Мн., 1990.

29 Богомольников, В.В. Археологические памятники Гомельщины /В.В.Богомольников, О.А.Макушников - Мн., 1988.

30 Бондарчик, В. А.К. Сержпутовский /В.Бондарчик. – Мн., 1966.

31 Бондарчик, В. Н.Я. Никифоровский /В.Бондарчик. – Мн., 1962.

32 Брэсцкая крэпасць-герой. – Мн., 1980.


33 Булахов, М.Г. Е.Ф.Карский. Жизнь. Научная и общественная деятельность /М.Г.Булахов. - Мн., 1981.

34 Васілевіч, У.А. Збіральнікі /У.А.Васілевіч. - Мн., 1991.

35 Внеклассная работа по истории: Краеведение: сб. ст. – М., 1975.

36 Вяргей, В.С. Археалагічная навука ў Беларускай ССР. 1919-1941 /В.С.Вяргей. - Мн., 1992.

37 Гаравы, М. Ад пошуковай работы да краязнаўчага цэнтра /М.Гаравы //Беларускі гістарычны часопіс. – 1998. – №1.

38 Генаш, В.С. Літаратурная Гомельшчына /В.С.Генаш, В.І.Смыкоўская. – Гомель, 1991.

Гомель. Энциклопедический справочник. – Мн., 1990.

39 Вяртанне: Дакументы і архіўныя матэрыялы па праблеме пошуку і вяртання нацыянальных каштоўнасцяў, якія знаходзяцца за межамі Рэспублікі Беларусь /Беларускі фонд культуры. – Мн., 1992.

40 Гомельщина: Археология. История. Памятники. Тезисы Второй Гомельской областной научной конференции по историческому краеведению. 1991. - Гомель, 1991.

41 Гомельшчына: старонкі мінулага. Нарысы. І выпуск.- Гомель,1994.

42 Гомельшчына: старонкі мінулага. Нарысы. ІІ выпуск.- Гомель,1996.

43 Города-музеи: Путеводитель. – 2-е изд., доп. – Мн., 2008.

44 Государственные архивы Гомельской и Могилёвской областей (1917-1941). – Мн., 1970.

45 Гужалоўскі, А.А. Як рабавалі беларускія музеі /А.А. Гужалоўскі // Спадчына. – 1992. – № 5.

46 Гужалоўскі, А.А. Нараджэнне беларускага музея /А.А.Гужалоўскі. - Мн.: НАРБ, 2001. – 124 с.

47 Гужалоўскі, А.А. Музеі Беларусі (1918-1941 гг.) /А.А. Гужалоўскі. - Мн.: НАРБ, 2002. – 176 с.

48 Дзянісаў, А.У. Развіцце краязнаўчага руху ў БССР у 1920-1930-я гг. /А.У.Дзянісаў // БГЧ. – №4. – С. 24-32.

49 Дронец, А.В. Гістарычнае краязнаўства і яго роля ў грамадска-патрыятычным выхаванні дзяцей /А.В. Дронец //Пазашкольнае выхаванне. – 2002. – №4. – С. 26-28.

50 Егоров, Ю. Градостроительство Белоруссии /Ю. Егоров. - Мн., 1954.

51 Емельянов, Б.В. Основы экскурсоведения. Учебное пособие /Б.В.Емельянов. – М., 1973.

52 Жучкевич, В.А. Общая топонимика /В.А.Жучкевич. – Мн., 1980.

53 Зайцев, А. Мемориальные ансамбли в городах-героях /А.Зайцев. – М., 1985.

54 Збор помнікаў гісторыі і культуры Беларусі. Гомельская вобласць. – Мн., 1985.

55 Зелянкова, А.І. Гісторыя культуры Беларусі. Даведачны дапаможнік /А.І.Зелянкова. – Мн., 2004.

56 Зеленкова, А.И. Гомельщина многонациональная (20-30-е годы ХХ века). Выпуск 2 / А.И.Зеленкова, М.И.Старовойтов. - Гомель, 2000.

57 Их именами названы…: Энцикл. справ. – Мн., 1987.

58 Інстытут беларускай культуры / М.П. Касцюк, П.Ц. Петрыкаў, М.У. Токараў і інш. – Мн., 1993.

59 Кажэўнікава, Н.М. Культурная спадчына ў краязнаўчай рабоце са школьнікамі /Н.М. Кажэўнікава. – Мн., 1998.

60 Карпава, А. Краязнаўчая алімпіяда ў Рагачове /А.Карпава // Беларускі гістарычны часопіс. – 1995. – №4.

61 Каханоўскі, Г.А. Руплівец нашай старасветчыны. Я.Тышкевіч. /Г.А.Каханоўскі, А.Г.Каханоўскі. – Мн., 1991.

62 Козлов, В.Г. Колумбы российских древностей. - /В.Г. Козлов. - М., 1981.

63 Краеведение – основа духовного и нравственного возрождения общества /Материалы международной научно-практической конференции. – Гомель, 1997.

64 Краеведение / Под ред А.В. Доринского. – М., 1987.

65 Краеведение в учебно-воспитательном процессе школ и вузов: сб. мат. – Брест, 2003.

66 Краеведческие записки. (К 80-летию Гомел. обл. краевед. музея). – Гомель, 2000.

67 Краязнаўчая дзейнасць бібліятэк. – Мн., 1994.

68 Кулагин, А.Н. Архитектура дворцово-усадебных ансамблей Белоруссии. Вторая половина XVIII – начало ХХ в. /А.Н.Кулагин - Мн., 1981.

69 Кулажэнка, Л.Я. Краязнаўства ў выхаванні нацыянальнай самасвядомасці студэнтаў /Л.Я. Кулажэнка //Фарміраванне нацыянальнай самасвядомасці студэнтаў. – Мн., 1993.

70 Лабынцев, Ю.А. «На благое просвещение…» /Ю.А.Лабынцев. – Мн., 1999.

71 Лабынцев, Ю.А. Завещано Отечеству: (Кол. Графа Н.П. Румянцева и их судьба) / Ю.А.Лабынцев. – М., 1994.

72 Лебедев, С.М. Гомель. Краткий историко-экономический очерк /С.М.Лебедев. - Мн., 1957.

73 Локотко А.И. Историко-культурные ландшафты Беларуси /А.И.Локотко. – Мн.: Белорус. Наука, 2006. – 470 с.

74 Лыч, Л.М. Краязнаўства – крыніца ведаў і нацыянальнага сталення /Л.М.Лыч. – Мн., 2004.

75 Макушников, О.А. В поисках древнего Гомия /О.А.Макушников - Гомель, 1994.

76 Макушников, О.А. Гомель с древнейших времен до конца XVIII века. Историко-краеведческий очерк /О.А.Макушников. - Гомель, 2002.

77 Малые диаспоры Гомельщины в 20-20-е гг. ХХ в.: науч. изд.: аналитические материалы и документы Государственного архива Гомельской области /сост. В.П. Пичуков, М.А. Алейникова, З.А. Александрович. – Гомель, 2008.

78 Марозаў, В.Ф. Палац у Гомелі. Гісторыка-архітэктурны нарыс /В.Ф. Марозаў. – Мн., 1991.

79 Мартыненка, І.Э. Праблемы прававой аховы гісторыка-культурнай спадчыны Беларусі / І.Э.Мартыненка //Беларускі гістарычны часопіс. – 2002. – №4.

80 Мартынов, А.И. Методы археологического исследования /А.И.Мартынов, Я.А. Шер. – М., 1989.

81 Матюшин, Г.Н. Историческое краеведение /Г.Н.Матюшин. – М., 1987.

82 Мікалай Пятровіч Румянцаў на Гомельскай зямлі. Бібліяграфічны паказальнік да 250-годдзя з дня нараджэння. – Гомель, 2004.

83 Морозов, В.Ф. Гомель классический. Эпоха. Меценаты, Архитектура /В.Ф. Морозов. - Мн., 1997.

84 Музеі Беларусі / Склад. А.Б. Сташкевіч, В.М. Котава і інш. – Мн., 2001.

85 Музеі Беларусі: даведачнае выданне / Рэд. С.Ф. Дубянецкі [і інш.]. – Мн., 2008.

86 Музей беларускага народнага мастацтва; Фотаальбом. – Мн., 1983.

87 Музей і развіццё гістарычнага краязнаўства: Матэрыялы рэспубл. навук.-практ. канф. – Гродна, 1990.

88 Музей старажытнабеларускай культуры. – Мн., 2004.

89 Наш радавод. Ураджэнцы Гомельшчыны – дзеячы мастацкай культуры. – Гомель, 2002.

90 Ненадавец, А.М. Тэадор Нарбут.- /А.М.Ненадавец. - Мн., 1996.

91 Очерки по археологии Белоруссии. Ч.1, 2. – Мн., 1970-1972.

92 Первая Гомельская областная научная конференция по историческому краеведению. Тезисы докладов.- Гомель, 1989.

93 Падліпскі, А. Летапісец Віцебшчыны / A.Падліпскі. - Мн., 1993.

94 Півавар, М. Гісторыя краязнаўства ў Беларусі ў другой палове ХХ ст. /М.Півавар // БГЧ. – 2005. – №3. – С. 46-52.

95 Пичуков, В.П. Гомельщина многонациональная (20-30-е годы ХХ века). Выпуск 1. /В.П.Пичуков, М.И.Старовойтов. - Гомель, 1999.

96 Проблемы картографирования в языкознании и этнографии. – Л., 1974.

97 Рогалев, А.Ф. От Гомеюка до Гомеля. Гомельская старина в фактах, именах, лицах /А.Ф. Рогалев. - Гомель, 1994.

98 Рогалеў, А.Ф. Сцежкі ў даўніну /А.Ф. Рогалев. - Мн., 1992.

99 Рябцева, Н.А. История Гомеля /Н.А.Рябцева. - Гомель, 2003.

100 Сейненский, А.Е. Краеведение в школьном историческом образовании /А.Е.Сейненский // История и обществозанание. – 2004. – №10. – С. 19-28.

101 Соболевская, З.К. Краеведение как средство гражданско-патриотического воспитания учащейся молодежи /З.К.Соболевская //Пазашкольнае выхаванне. – 2007. – №12. – С. 27-31.

102 Создание школьного музея /Сост. З.К. Сырицкая. – Мн., 1986.

103 Страчаная спадчына. – Мн., 2003.

104 Титов, В.С. Историко-этнографическое районирование материальной культуры белорусов. ХІХ – начало ХХ в. / В.С. Титов. – Мн., 1983.

105 Трусаў, А.А. Старонкі мураванай кнігі: Манументальная архітэктура эпохі феадалізму і капіталізму /А.А.Трусаў. – Мн., 1990.

106 Трусов, О.А. Памятники монументального зодчества Белоруссии ХІ – ХVІІ вв.: Архит.-археол. анализ /О.А.Трусов. – Мн., 1988.

107 Улащик, Н.Н. Очерки по археографии и источниковедению истории Белоруссии феодального периода /Н.Н.Улащик. - М., 1973.

108 Улащик, Н.Н. Введение в изучение белорусско-литовского летописания /Н.Н.Улащик. - М., 1980.

109 Хатынь. – Мн., 1981.

110 Хмяльніцкая, Л. Гісторык з Віцебска (жыццяпіс Аляксея Сапунова) /Л.Хмяльніцкая. - Мн., 2001.

111 Ходзін, С.М. Крыніцы гісторыі Беларусі (гісторыка-генетычнае і кампаратыўнае вывучэнне): Вучэбны дапаможнік /С.М. Ходзін. – Мн., 1999.

112 Чамярыцкі, В.А. Беларускія летапісы як помнікі літаратуры: Узнікненне і літаратурная гісторыя першых зводаў /В.А.Чамярыцкі. - Мн., 1969.

113 Чантурия, В.А. Архитектурные памятники Белоруссии /В.А.Чантурия. – Мн., 1982.

114 Чернатов, В.М. Памятники военно-исторической и боевой славы /В.М.Чернатов. – Мн., 1990.

115 Цішчанка, І.К. Да народных вытокаў. Збіранне і вывучэнне беларускага фальклору ў 50-60-я гады ХІХ ст. / І.К.Цішчанка. - Мн., 1986.

116 Шарова, Н. Літаратурна-гістарычная кампазіцыя «Мы – беларусы» (ХІ клас) /Н.Шарова // Беларускі гістарычны часопіс. – 2003. – №7.

117 Шорац, Л.Ф. Школьнае гістарычнае краязнаўства Беларусі ў 20-30-я гг. ХХ ст. /Л.Ф.Шорац // Веснік Віцебскага дзяржаўнага універсітэта. – 2005. – №4. – С. 36-39.

118 Яшчанка, А.Р. Гомель у другой палове XIX – пачатку ХХ ст.: гісторыка-этнаграфічны нарыс /А.Р.Яшчанка. - Гомель, 1997.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ



Первоисточники как наглядные пособия


119 Беларускія летапісы і хронікі. - Мн., 1997.

120 Полное собрание русских летописей. - Т.32. - М., 1975.

121 Полное собрание русских летописей. - Т.35. - М., 1980.

122 Серия “Беларуская народная творчасць”. Различные тома.

123 Баршчэўскі, Ян. Выбраныя творы /Я.Баршчэўскі. - Мн.,1998.

124 Богданович, А.Е. Пережитки древнего миросозерцания у белорусов. Этнографический очерк /А.Е.Богданович. - Мн., 1995 (Репринт 1895 г.).

125 Виноградов, Л. Гомель. Его прошлое и настоящее. 1142-1900 г. /Л.Виноградов. - М., 1900.

126 Живописная Россия. - Т.III. - Мн.,1993 (Репринт 1882 г.).

127 Сыракомля, У. Вандроўкі па маіх былых ваколіцах /У.Сыракомля. - Мн., 1992.

128 Улашчык, Мікалай. Выбранае /М.Улашчык. - Мн., 2001.

129 Улашчык, Мікалай. “Краязнаўства”. Нататкі пра бадзяньні ў 1924-1929 гг. /М.Улашчык. - Мн., 2000.

130 Федароўскі, М. Люд беларускі. Вяселле /М. Федароўскі. – Мн., 1991.

131 Чачот, Я. Наваградскі замак. Творы /Я.Чачот. - Мн., 1989.

132 Чачот, Ян. Выбраныя творы /Я.Чачот. - Мн., 1996.

133 Шпилевский, П.М. Путешествие по Полесью и белорусскому краю /П.М. Шпилевский. - Мн., 1992.
Картографический материал

134 Беларусы: Этнагеаграфія. Дэмаграфія. Дыяспара. Канфесіі. Атлас /Рэд. кал.: С.А. Польскі і інш. – Мн., 1996.

135 Ширяев, Е.Е. Русь Белая, Русь Черная и Литва в картах /Е.Е.Ширяев. - Мн., 1991.

Изобразительный материал

136 Альбомы, наборы открыток, каталоги выставок и экспозиций музеев.


Работы методического характера

137 Методические рекомендации по организации собирательской работы, учету и хранению фондов школьных музеев /Сост. Н.И. Ганусенко, Н.И. Корнева. – Киев, 1986.

138 Методические рекомендации по проведению краеведческих экскурсий. – М., 1973.

139 Помнікі этнаграфіі: Методыка выяўлення, апісання і збірання. - Мн, 1981.

140 Торхова, А.В. Художественное краеведение в воспитании школьников: Пособие для педагогов /А.В. Торхова. – Мн., 2000.

141 Школьный музей: теория и практика. – М., 1983.



ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ


Название

дисциплины,

с которой

требуется согласование



Название

кафедры


Предложения

об изменениях в содержании учебной программы

по изучаемой учебной

дисциплине



Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу (с указанием даты и номера протокола)

История Беларуси

Кафедра истории Беларуси




Рекомендовать к утверждению учебную программу в представленном варианте

протокол № ___ от ___.___.200__




Этнография Беларуси

Кафедра истории Беларуси




Рекомендовать к утверждению учебную программу в представленном варианте

протокол № ___ от ___.___.200__




История культуры Беларуси

Кафедра истории Беларуси



Рекомендовать к утверждению учебную программу в представленном варианте

протокол № ___ от ___.___.200__




Археология Беларуси

Кафедра истории славян и специальных исторических дисциплин



Рекомендовать к утверждению учебную программу в представленном варианте

протокол № ___ от ___.___.200__




Спецкурс «Гомельщина в краеведческом аспекте»

Кафедра истории Беларуси



Рекомендовать к утверждению учебную программу в представленном варианте

протокол № ___ от ___.___.200__





ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

на _____/_____ учебный год




№№

пп


Дополнения и изменения

Основание








Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры

истории Беларуси

(протокол № ____ от ________ 200_ г.)

Заведующий кафедрой

истории Беларуси


к. и.н., доцент __________________ О.Г.Ященко

УТВЕРЖДАЮ



Декан заочного факультета УО «ГГУ им. Ф. Скорины»

к.и.н., доцент __________________ М.Н.Мурашко


Смотрите также:
Рабочая программа внеурочной деятельности культурное направление кружок «Историческое краеведение» 1 класс
86.51kb.
1 стр.
Программа внеурочной деятельности «Историческое краеведение Кемеровской области»
675.96kb.
6 стр.
Программа: «Историческое краеведение и музееведение»
502.96kb.
4 стр.
Историческое краеведение
353.49kb.
1 стр.
Историческое краеведение в Орловской губернии и деятельность Орловской ученой архивной комиссии во второй половине XIX начале XX века
431.32kb.
3 стр.
«Энциклопедия ушедших деревень» Название секции форума Историческое краеведение
213.54kb.
1 стр.
Анализ работы секции "Краеведение" на XVI нпк школьников г. Пензы, 9 февраля 2012г
163.07kb.
1 стр.
Календарно-тематическое планирование по спецкурсу «Историческое краеведение»
78.1kb.
1 стр.
Программа курса для специальности 032600 «учитель истории»
256.26kb.
1 стр.
Семинарские занятия по курсу «история тамбовского края» Тема 1 историческое краеведение предмет, содержание и задачи исторического краеведения. Источники краеведения
36.62kb.
1 стр.
Литературное и лингвистическое краеведение Забайкалья
64.8kb.
1 стр.
Практический семинар «Библиотечное краеведение России: динамика последнего десятилетия»
87.03kb.
1 стр.