Главная
страница 1
«Человек на Земле»

VIII Всероссийский конкурс учебно-исследовательских

экологических проектов

2010–2011 г.г.




Учредители конкурса


  1. Некоммерческое партнерство «Содействие химическому и экологическому образованию»




  • Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь»

  • Департамент образования г. Москвы

  • Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества

  • Российское геологическое общество

  • Всероссийское общество охраны природы

  • МИТХТ им. М.В.Ломоносова

  • Географический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова

  • Факультет биоинженерии и биоинформатики МГУ им. М.В.Ломоносова

  • Институт этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая РАН

  • Журнал «Химия и жизнь»

  • Союз охраны птиц России

  • Журнал «Мурзилка»

СОСТАВ ЖЮРИ
Капица Андрей Петрович (председатель жюри), член-корреспондент РАН, заведующий кафедрой рационального природопользования Географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова

Жердев Анатолий Витальевич (заместитель председателя), кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института биохимии РАН


Ротина Елена Сергеевна (заместитель председателя), директор НП «Содействие химическому и экологическому образованию»
Стрельникова Любовь Николаевна (заместитель председателя), главный редактор журнала «Химия и жизнь»
Члены жюри: опытные педагоги, ученые, специалисты в области биологии, географии, химии и этнографии.
Адрес Оргкомитета:

119571, Москва, пр. Вернадского, 86, МИТХТ им. М.В. Ломоносова, (для Е.С. Ротиной)

телефон/факс: (495) 434-81-02, 8-910-473-66-21 e-mail: rotina@rambler.ru

ПОЛОЖЕНИЕ

I. Цель, задачи, ожидаемый результат

Цель

Конкурс проводится с целью формирования экологической культуры – важной составной части культуры XXI века, включающей экологические знания, навыки и ценностные ориентации, необходимые для выявления, осознания и решения проблем устойчивого развития человеческого общества в единстве с природой.



Задачи

Важнейшими задачами конкурса являются:

– приобщение школьников и дошкольников к исследованию природы родного края, его культурно-исторического прошлого, к бережному обращению с объектами и явлениями окружающего мира, как природного, так и созданного трудом человека;

– формирование навыков исследовательской деятельности учащихся;

– поддержка детского природоохранного движения как действенной формы экологического воспитания и образования;

– развитие у подростков чувства причастности к решению экологических проблем.



Ожидаемый результат

Участники конкурса приобретают навыки исследовательской работы, умение формулировать и решать экологические проблемы, предвидеть ситуации, делать обоснованные заключения о состоянии окружающей среды. Учащиеся приобретают опыт партнерских взаимодействий с педагогами, сверстниками, студентами, учеными и местной общественностью. Они становятся активными пропагандистами экологических знаний среди школьников и всего населения.

Привлечение подростков к решению общегосударственных проблем будет способствовать формированию деятельных, думающих личностей, граждан, понимающих свою ответственность за спасение жизни на Земле.
II. Участники конкурса

К участию приглашаются детские экологические коллективы, созданные в школах, средних специальных учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, при вузах, научных центрах, заповедниках и других организациях. Возможно участие отдельных авторов; приветствуются семейные коллективы.

III. Номинации конкурса


Номинация № 1
«Растения и ж
ивотные в экосистемах»
"Эколог может наслаждаться образом жизни натуралиста,

используя методы химии или философию математики".

П.Колинво


В номинации «Растения и животные в экосистемах» можно представлять работы по изучению отдельных видов или систематических групп животных, растений или других живых существ, направленные на анализ их взаимосвязей с природными сообществами.

Возможные тематические направления проектов

– Изменения в строении и образе жизни животных и растений, вызванные антропогенными воздействиями.

– Отличия популяций животных и растений, обитающих на разных территориях.

– Роль различных растений и животных в «пионерских» сообществах и процессах восстановления естественного состояния экосистем.

– Животные и растения, переселенные человеком на новые территории, особенности их адаптации к новым условиям обитания.

– Редкие и вымирающие организмы, способы их эффективной защиты.

– Организмы-биоиндикаторы состояния экосистем.
Номинация № 2
«Проблемы природных экосистем»

«Мне нет до тебя дела, говорит природа человеку:

- я царствую, а ты хлопочи о том, как бы не умереть».

И.С. Тургенев

В этой номинации можно представлять проекты по изучению природных сообществ, их состояния, развития, изменений, связанных с действием человека, в том числе работы по изучению взаимосвязей с природными сообществами отдельных видов или систематических групп живых организмов.

Возможные тематические направления проектов

– Организация экологического мониторинга природных экосистем; формирование комплексной картины состояния экосистем.

– Анализ воздействия человека на экосистемы и их компоненты; снижение негативных последствий человеческой деятельности.

– Восстановление, поддержание и улучшение состояния водных экосистем; улучшение качества природной и питьевой воды.

– Сохранение лесов как уникальных экосистем, рациональное использование лесных богатств.

– Биоразнообразие как критерий состояния экосистем.

– Изменения в экосистемах за последние годы и десятилетия и их причины, сравнение результатов собственных наблюдений с историческими сведениями.

– Восстановление утраченных и деградирующих компонентов особо охраняемых природных территорий, их защита от антропогенных воздействий.



Номинация № 3
«Экологические проблемы поселений. Проблемы экономии энергии


и ресурсов»

«Кто избавился от излишеств,

тот избавился от лишений»

И. Кант

Эта номинация объединяет проекты, связанные с исследованием экосистем поселений человека (больших и малых городов, поселков и деревень). Сюда же относятся и проекты по изучению и решению проблем, связанных с возрастающим потреблением энергии, истощением природных ресурсов и загрязнением окружающей среды бытовыми и прочими отходами.

Возможные тематические направления проектов

– Анализ влияния экологической обстановки на качество жизни и здоровье населения; пути оздоровления экологической ситуации в городе. Изучение качества воздуха, воды, почвы, организация мониторинга экологического состояния среды города, составление экологического паспорта района (микрорайона), школы, квартиры.

– Растения в городе.

– Проблемы содержания домашних животных в городе.

– Городские птицы.

– Бездомные животные в городе.

– Мониторинг общественного мнения (социологические исследования) относительно экологической обстановки в городе.

– Оценка потребления воды дома, в школе, на предприятиях, разработка рекомендаций по сокращению расходов воды.

– Утилизация отходов различных производств вашего района: анализ ситуации, описание используемых на производстве способов утилизации отходов, предложение новых способов утилизации. Оценка эффективности работы очистных сооружений.

– Оценка эффективности утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) в вашем населенном пункте. Проводится ли раздельный сбор ТБО?

– Оценка энергопотребления и потерь энергии дома, в школе. Выработка рекомендаций по экономии энергии.

– Разработка проектов экологически безопасного и экономически выгодного крестьянского хозяйства применительно к условиям конкретного села.

– Прогноз и предложения по развитию маленьких деревень на основе результатов собственных исследований.

– Анализ представлений о семейных отношениях и семейных ценностях людей разных поколений в вашем городе (поселке, деревне).



Номинация № 4
«Этнографические исследования»



«Кто владеет прошлым, тот владеет настоящим,

кто владеет настоящим, тот владеет будущим»

Л.Н. Гумилёв

Сохранить гармонию человека с природой может только сообщество высоконравственных, обладающих высокой культурой и образованием людей. Формированию такого сообщества может помочь обращение к вековому опыту, к ценнейшим культурным традициям, выработанным многими поколениями. Изучение этих традиций – удел этнографии.

Возможные тематические направления проектов


– Организация жизни и быта жителей населённого пункта в прошлом и настоящем: тип населённого пункта, история его создания и заселения; пространственная организация с учётом природных условий (поселения близ рек, озер, лесов, гор и др.), улицы, особенности их расположения, характер дорог; жилые дома, их экстерьер и декор, интерьер жилых домов, планировка, предметы мебели и домашнего обихода.

– Социальное устройство населенного пункта, структура общины, распределение обязанностей в ней по половым и возрастным признакам, взаимоотношения жителей, принятые нормы поведения, межличностные отношения, взаимопомощь; этнический состав населения.

– Занятия населения:

сельскохозяйственные работы, организация и распределение работ, положительный опыт землепользования, традиции по сохранению экологически чистой среды, вводимые новации, их польза или вред;

присваивающие промыслы: охота, рыболовство, сбор и заготовка даров леса, их использование в быту (пища, медицина), строительстве и ремеслах;

домашние ремесла, их описание и характеристика; использование местных природных материалов, способы заготовки, обеспечение сохранности и воспроизведения природных ресурсов;

народные художественные промыслы: традиционные для данного региона и вновь привнесенные, художественные и технологические приёмы, изучение характера и смысла мотивов орнаментов прикладного искусства, отражение в них элементов окружающей природы, лучшие мастера и их работы.

– Народный костюм. Состав костюма, его художественные особенности, социальная и возрастная принадлежность.

– Семья. Организация семейной жизни, взаимоотношения в семье. Семейные праздники, традиционные обряды, связанные с жизнью в семье (крестины, свадебный обряд, погребение умерших). Воспитание детей, принципы народной педагогики; детские игры и игрушки; колыбельные песни, дразнилки, поддевки.

– Духовная культура. Поверья, обряды, обычаи; исповедуемая религия.

– Земледельческий календарь: главные календарные праздники, их содержание, сценарии, участники, место и время проведения; обряды, совершаемые в ходе праздника; фольклор, входящий в контекст праздника.

– Особенности лексики и диалектологии. Топонимика и ономастика; местные легенды и сказания, связанные с названиями природных объектов; составление словаря местных названий природных объектов и их анализ.


Обращаем внимание участников конкурса!

Организаторами приветствуется выполнение проектов в рамках указанных выше номинаций семейными коллективами с участием детей до 10 лет. Эти проекты будут оцениваться отдельно. Рекомендации по выбору тематики исследований и методике их выполнения приводятся в «Приложении».


Номинация № 5
«Первые шаги в экологии»


Традиционно, проводится совместно с журналом «Мурзилка». Задание по этой номинации для детей в возрасте 6-10 лет будет опубликовано на страницах журнала № 9 за 2010 г. и на сайте www.murzilka.org
IV. Критерии оценки проектов

При оценке проектов (номинации 1-4) будут учитываться:


  1. соответствие проекта заявленной теме и выбранной номинации, глубина проработки проблемы;

  2. комплексность, полнота и объем проведенного исследования;

  3. обоснованность выбранных методов;

  4. грамотное и логичное изложение результатов;

  5. степень проработки исследований предшественников, учет полученных ими данных при обсуждении собственных результатов;

  6. обоснованность выводов и рекомендаций;

  7. степень творческого участия школьников в проведении исследования и в практических действиях.

Приоритет будет отдан проектам, направленным на изучение ближайшего природного окружения и решение местных экологических проблем, а также коллективным работам.
Помните, что Ваши исследования не должны наносить ущерба природе!
V. оформление материалов проекта

Представляемые материалы должны включать:

а) заявку на участие в конкурсе;

б) аннотацию;

в) отчет о проведенных исследованиях.
Работы на конкурс следует подавать только в электронном виде e-mail’ом по адресу hraniteli2010@gmail.com. В бумажном варианте работы на конкурс приниматься НЕ будут.

Конкурсную работу следует отправлять письмом, содержащим в качестве приложений три файла с названиями region_familiya_zayvka, region_familiya_annot., region_familiya_otchet и расширением doc, набранные в текстовом редакторе MS Word или совместимом с ним. В теме письма следует написать: «Человек на Земле_город (поселок, деревня), область, где выполнялся проект», например: Человек на Земле_Тутаев Ярославской области. Названия файлов следует давать только латинскими буквами (region – город или область, familiya – фамилия одного из руководителей работы). Суммарный объем приложений к письму – не более 5 Мб. При необходимости допускается отправка файлов в виде архивов arj, zip, rar. Создание архивов из нескольких частей и отправка их разными письмами не рекомендуется. Если подготовленный отчет превышает предельный объем, советуем снизить разрешение включенных в него иллюстраций. Допускаются вставки в отчет иллюстраций, подготовленных программными средствами MS Office (Excel, PowerPoint, или совместимых c Adobe Photoshop). Если для построения графиков использовались те или иные специальные программы, рекомендуется экспортировать эти графики в виде файлов, совместимых c Adobe Photoshop, и вставлять в отчет эти экспортированные рисунки.

Отчет может содержать гиперссылки на интернет-адреса (использованные как источники информации или созданные авторами проекта), но вся информация, необходимая для оценки работы, должна содержаться непосредственно в файле отчета.
а) Заявка участия в конкурсе

- Заявка заполняется по прилагаемой форме (форма №1).

В файл с заявкой следует также вставить сведения о руководителях (форма №2).



б) Аннотация

Аннотация – краткое описание проекта включает следующую информацию:

- номинация, по которой подается работа на конкурс;

- название проекта;

- авторы (название коллектива, а если работа индивидуальная – фамилия, имя, класс, школа);

- Ф.И.О. руководителей;

- место и год (годы) выполнения;

- краткое содержание проекта:

1) какая проблема исследовалась;

2) обоснование выбора проблемы и цель исследования;

3) основные методы исследования;

4) главный достигнутый результат;

5) выводы;

6) программа действий (что планируется, что сделали).

Объем аннотации – не более 1 страницы.
в) Отчет о проведенных исследованиях должен содержать
1. Титульный лист, на котором должно быть написано:

  • Номинация, по которой выполнялся проект.

  • Название организации, при которой работает экологический коллектив.

  • Название проекта.

  • Название авторского коллектива (если работа индивидуальная: имя, фамилия автора, класс, школа).

  • Ф.И.О. руководителей.

  • Год (годы), в течение которого выполнялся проект.




  1. 2. Оглавление, перечисляющее разделы отчета с указанием страниц.



3. Справка о деятельности коллектива

  1. В справке нужно указать время создания коллектива, список школьников, участвовавших в работе над проектом (имя, фамилия, возраст, в каком классе и школе учатся – по состоянию на 2010/11 учебный год), фамилии и должности руководителей. Обязательно укажите, кто конкретно из школьников выполнял тот или иной разделы проекта, кто из руководителей отвечал за какую часть работы. Укажите особо отличившихся членов коллектива (если таких можно выделить), а также организации, с которыми вы сотрудничали в выполнении проекта (получали научные, профессиональные консультации, материальную или финансовую поддержку). Сюда же можно приложить отзывы различных организаций о деятельности коллектива, копии дипломов, газетных публикаций и пр., фотографии группы или отдельных членов коллектива с подписью.


4. Введение

В этом разделе следует сформулировать цель исследования, объяснить, на решение какой проблемы оно направлено, указать место проведения исследования (название и географическое местоположение), сроки выполнения проекта, организации, с которыми сотрудничали при выполнении проекта.

4а. Обоснование (обязательно для номинаций 1, 2)

Выберите тематическое направление (из предложенных для данной номинации), к которому относится ваша работа. Объясните, в чем состоит важность и особенности этого тематического направления для вашего региона и на чем был основан выбор вашей конкретной темы исследования.

Если вашу работу нельзя отнести к предложенным тематическим направлениям, объясните, к какой общей проблеме она относится, в чем состоит важность этой проблемы для общества в целом и ее особенности для вашего региона в частности.
5. Объект исследования

Постарайтесь дать достаточно полное описание объекта, включив в него все характеристики, имеющие значение для проведенного исследования, в том числе:

- сведения о рельефе, климате, современном состоянии растительности и животного мира. Желательно приложить подробную карту-схему (с указанием масштаба), рисунки, фотографии, графики и другой иллюстративный материал;

- сведения о традиционном природопользовании в этой местности, топонимике, населении (численность, этнический состав, основные занятия, выдающиеся люди и т.д.), культуре (обряды, традиции, народные праздники, фольклор и т.д.); о современном использовании объекта в хозяйственной и культурной жизни людей.
6. Методы исследования

Укажите, какие методики были использованы при проведении исследования. Описания методик должны быть достаточно подробными, чтобы читатель мог понять всю последовательность ваших действий. Опишите методики с учетом тех адаптаций, которые были сделаны для их использования в ваших конкретных условиях.

Если необходимо, включите в отчет обоснование выбора использованных в работе методов. Простая ссылка на мнение специалиста (научного консультанта), наверное, не самый интересный ответ. В каких работах использовались те же подходы для решения аналогичных задач? Подумайте, как еще можно было бы решить поставленную задачу.

Объясните, почему для получения выводов достаточно полученного объема данных.
7. Результаты исследований

Результаты должны быть систематизированы в соответствии с целью исследования и представлены в наиболее удобном для интерпретации виде: в тезисах, таблицах, графиках, диаграммах. Отчет обязательно должен содержать исходные полученные данные, а не только результаты их обработки.


8. Выводы

Сопоставьте полученные данные с поставленными задачами. Какие выводы можно сделать на основании этих данных? Являются ли выявленные закономерности статистически достоверными или в каких-то случаях необходимы дополнительные исследования? Какие новые задачи имеет смысл поставить с учетом полученных результатов?


9. Прогноз

На основании полученных результатов (для номинаций 1-3) оцените экологическое состояние объекта на момент проведенного исследования. Попытайтесь также дать прогноз изменения этого состояния в ближайшее время и в отдаленном будущем при сохранении существующей ситуации.


10. Программа действий

Программа практических действий по оздоровлению или сохранению изучаемого объекта должна опираться на результаты проведенных исследований. (Постарайтесь избежать рекомендаций общего характера, которые можно было бы написать, не собирая никаких данных о состоянии объекта). В программу действий должны входить как мероприятия, выполнение которых относится к компетенции местных и региональных органов власти, так и рекомендации населению, в том числе – перечень дел, которые планируют выполнить сами школьники. Отдельно опишите результаты уже проведенных вами природоохранных мероприятий.



Работа, предназначенная для выполнения школьниками, должна учитывать их возможности.
11. Список использованной литературы

Список использованной литературы составляется в соответствии с правилами, принятыми для научных публикаций. (Изучите список литературы в какой-либо монографии или сборнике работ по экологии и примите его за образец).
Перед подачей проекта на конкурс рекомендуем провести его публичное представление в школе, на городской конференции и т.п., по возможности – получить отзыв в местной природоохранной службе. Желательно опубликовать результаты исследований в СМИ.

Проект должен включать работы, выполненные в 2010 г. Если отчет об исследованиях объединяет результаты, полученные на протяжении нескольких лет, необходимо выделить в нем (например, как отдельную главу) результаты 2010 г.


Рекомендации по оформлению текстового отчета

Текст отчета (объемом не более 50 машинописных страниц, включая схемы, таблицы, графики, рисунки и фотографии) должен быть написан на русском языке.

Картографический материал должен иметь заглавие, масштаб, легенду.

Страницы отчета должны быть пронумерованы.

Напоминаем, что суммарный объем всех приложений к письму (заявка, аннотация и отчет) – не более 5 Мб.


V. ЭТАПЫ И СРОКИ проведения конкурса
Конкурс проходит в три этапа.

Работы на первый (региональный) этап следует направлять в региональную конкурсную комиссию не позднее 20 октября 2010 г.

Список региональных комиссий и их адреса приводится на сайте: www.chemeco.ru

Региональная конкурсная комиссия отбирает лучшие работы – победителей первого тура конкурса – и не позднее 25 ноября 2010 г. направляет их в оргкомитет в Москву для участия во втором этапе в электронном виде e-mail’ом по адресу hraniteli2010@gmail.com.

При отсутствии конкурсной комиссии в вашем регионе работы можно направить непосредственно в Москву, не позднее 20 октября 2010 г. по адресу оргкомитета: hraniteli2010@gmail.com

Второй этап (всероссийский)

Итоги второго этапа будут подведены в марте 2011 года и опубликованы в Интернете на сайте Партнерства www.chemeco.ru



Лучшие работы также будут представлены на сайте www.chemeco.ru

Третий этап – школа-конференция «Хранители Земли»

Школа-конференция будет проводиться в конце июня 2011 г. По результатам второго тура на нее будут приглашены представители авторского коллектива с руководителем. Программа школы-конференции предусматривает представление и защиту проектов в форме докладов, лекции и практические занятия.
VI. Награждение победителей конкурса

Победители конкурса награждаются Дипломами «Хранители Земли» семи ступеней. Дипломами VII (высшей) ступени награждаются авторские коллективы, проекты которых получили самую высокую оценку жюри.

Дипломами учредителей конкурса также будут награждаться руководители коллективов, отмеченных Дипломами высших (6-й и 7-й) ступеней, а также отдельные, наиболее активные школьники.
VI. Финансирование конкурса

Расходы по организации и проведению заочного и очного этапов конкурса несут на условиях долевого участия его учредители. Возможно привлечение спонсоров.

Командирование участников на третий этап конкурса (проезд и проживание) оплачивается командирующими организациями.


VII. Формы сопроводительных документов

Форма №1

«Человек на Земле»

VIII Всероссийский конкурс учебно-исследовательских

экологических проектов

2010–2011 г.г.



заявка на участие в конкурсе




Регистрационный №

(заполняется оргкомитетом)








Название коллектива (если авторов не более трех – их фамилии и имена)






Полное название школы, учреждения дополнительного образования или другой организации, при которой выполнялся проект






Город (поселок, деревня)







Регион (республика, область, край)






Название проекта








Номинация, на которую подается проект






Фамилия, имя, отчество руководителя (руководителей)






Почтовый адрес







Контактные телефоны







Адрес электронной почты




Работы на конкурс следует подавать только в электронном виде e-mail’ом по адресу hraniteli2010@gmail.com.


В бумажном варианте работы на конкурс приниматься НЕ будут.

Форма №2

«Человек на Земле»

VIII Всероссийский конкурс учебно-исследовательских

экологических проектов

2010–2011 г.г.

Сведения о руководителе проекта



(если руководителей несколько, форма заполняется на каждого руководителя отдельно)


01.

Регистрационный №

(заполняется оргкомитетом)




02.

Фамилия, имя, отчество

(полностью)




03.

Должность





04.

Место работы (полное название учреждения)






05.

Регион (республика, область, край)





06.

Город (поселок, деревня)





07.

Образование, научная степень (если имеется)




08.

Стаж педагогической работы




09.

Фамилия, имя, отчество руководителя учреждения





10.

Почтовый адрес





11.

Контактные телефоны





12.

Адрес электронной почты





Работы на конкурс следует подавать только в электронном виде e-mail’ом по адресу hraniteli2010@gmail.com.
В бумажном варианте работы на конкурс приниматься НЕ будут.


VIII. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1.
Рекомендации

по выбору тематики исследований и методике выполнения проектов семейными коллективами с участием детей до 10 лет
Для полноценного развития ребенка очень важно, чтобы он приобрел в дошкольном и младшем школьном возрасте личный опыт постижения законов природы. К сожалению, современные учебные программы детского сада и начальной школы недостаточно эффективно решают эту задачу, хотя многие педагоги признают ее важность. Мамы и папы, бабушки и дедушки, старшие братья и сестры, имеющие опыт исследования природных объектов и явлений могут сами выступить в роли наставников для младших детей и помочь им принять участие в исследовательских проектах, подходящих для их возраста, способностей и интересов.

Дома, на прогулке, на летнем отдыхе и даже в рамках научной конференции можно, приложив некоторое усилие, привлечь внимание детей к тому, что жизнь мира природы подчиняется своим законам, которые можно понять, если правильно наблюдать за тем, что происходит вокруг. Еще интереснее, самому вызвать определенные изменения в природном явлении (конечно, не разрушительное для него!), предсказать, что должно получиться, и проверить, так ли это на самом деле.

Очень важно в ходе исследования ненавязчиво и в доступной форме помогать детям усваивать следующие представления о природе:


  • Все живые существа (в том числе и люди), чтобы быть живыми и здоровыми, должны использовать природные ресурсы по законам природы.

  • В дикой природе отходы жизнедеятельности одних организмов перерабатываются другими организмами до состояния природных ресурсов.

  • Живая природа существует как единое целое и включает в себя великое множество разнообразных видов живых существ, среди которых нет плохих и хороших, правильных и неправильных.

  • Человек – особенный вид живых существ, который поддерживая свою жизнь по законам природы, использует природные ресурсы, чтобы создавать искусственную материальную среду: личные вещи и предметы быта, орудия труда, дома, дороги, разнообразные машины и механизмы.

  • Помимо искусственной материальной среды человек создает среду информационную, передавая другим людям свои знания и представления с помощью речи, рисунков, жестов, музыки и т.д.

  • Законы природы не подвластны воле человека и не поддаются на уговоры и приказания.

Семейные коллективы могут представить выполненные с участием детей до 10 лет проекты по экологическому мониторингу природной среды с помощью методов биоиндикации.

Например:



  • Оценить пригодность для жизни растений почвы на разных участках доступной для ребенка территории. Одинаковые сосуды (емкости из-под кока-колы с обрезанным верхом) заполнить почвой, взятой с исследуемых участков (например, глина из соседнего карьера, песок из песочницы, земля с дачной грядки). Посадить одинаковые растения. Поместить в одинаковые условия. Обеспечить одинаковый уход. Следить за судьбой растений. Описать (сфотографировать, зарисовать) и обсудить результат.

  • То же самое сделать, оценив прорастание семян кресс-салата.

  • Оценить здоровье окружающей природной среды по степени нарушения симметрии листьев березы (детали методики можно найти на сайте «Ученые – детям»).

  • Исследовать степень заселенности почвы мелкими обитателями. С этой целью извлечь из образцов почвы, взятых на разных участках доступной для ребенка территории, мелких обитателей. Набрать в сосуд из-под кока-колы почву с грядки, из песочницы, из-под куста живой изгороди и т.д., перевернуть сосуд горлышком в прозрачную чашку (например, обрезанное на высоту 10 см дно другой емкости) и нагреть дно перевернутого сосуда (например, с помощью настольной лампы). Обсудить с детьми, откуда взялись в нижнем (обрезанном) сосуде мелкие существа, попытаться определить их названия и обязательно вернуть эти существа домой: на грядку или под куст.

Также можно представить выполненные с участием детей до 10 лет проекты по такому тематическому направлению:

  • «Живая аптека». Изучить, где на доступной для ребенка территории (в лесу, на лугу, на дачном участке) растут лекарственные растения. Вместе собрать и обработать лекарственные растения. Описать, какие части растений можно использовать и от каких болезней? Как лечить членов своей семьи с помощью лекарственных трав? Вырастить лекарственные растения в доме (каланхоэ, алоэ, красулу толстянку, традесканцию, бриофиллюм, календулу, мяту).

  • «А у нас во дворе». Во дворе есть природные объекты: деревья, кустарники, травы, цветы, насекомые, животные и птицы. Хорошо бы, чтобы ребенок их узнавал и интересовался их жизнью и судьбой. Интересно выяснить вместе с ребенком, какие природные объекты живут в вашем дворе по воле человека, поинтересоваться, кто эти люди? Насекомые и птицы (во многих дворах и крыс можно увидеть иногда) появляются сами по себе. Хотя – птиц можно привлечь птичьими домиками. Есть ли они в вашем дворе? Наверное, кто-то из соседей (а быть может и вы сами) развешивает зимой кормушки для птиц и подсыпает туда корм. Есть ли поблизости от вашего двора место для выгула собак? Или хозяева выводят своих питомцев, куда глаза глядят? По-настоящему рукотворные объекты во дворе – скамейки, детские и спортивные площадки, места для сбора мусора. Кто и как ими пользуется? Нравятся ли они вам? Кто содержит их в порядке? Хорошо или плохо? С кем вы дружите в своем дворе? Что вы знаете о своих соседях? И т.д.

  • «Вода в доме». Изучить вместе с ребенком места в доме, где нужно использовать воду (кухня, ванная, туалет, поилка у птиц, домашние растения, аквариум). Выяснить, откуда и как вода попадает в дом, сколько ее нужно для той или другой цели и нужно ли воду предварительно готовить для использования. На какие домашние нужды используется вода, на что ее тратится больше всего и откуда берется вода в доме, как дома следить за чистотой воды. Приготовить несколько сосудов с чистой и загрязненной (песком, тушью, мусором) водой, предложить ребенку оценить качество воды. Попробовать вместе с ребенком очистить воду: отцедить крупный мусор, осадить песок, отфильтровать (например, через слой ваты на дне воронки). Познакомиться с работой домашнего очистителя воды, если он есть. Оформить результаты наблюдений и исследований в виде альбома с фотографиями, рисунками, таблицами и текстами.

  • «Малыши и взрослые». Организовать наблюдение за развитием мальков в аквариуме, котят, щенят или птенцов (что окажется возможным). Описать, зарисовать, сфотографировать, как изменяется форма организмов при развитии? Как и когда малыши становятся похожими на родителей?

  • «Запасы». Изучить вместе с ребенком, какие хранятся в доме запасы пищи и в каких условиях. Описать вредителей домашних запасов и способы борьбы с ними. Изучить, как оценивать, не испортились ли запасы. Описать судьбу испорченных запасов.

  • «Идем по плану». Составить вместе с ребенком план квартиры, а также карту-схему микрорайона и дачного участка. Обозначить на этих схемах места общего пользования и свою комнату, магазин, почту, детскую площадку, поликлинику и детский сад или школу. Изучить план посадки деревьев и кустарников на территории. Выяснить, какие правила помогают всем жить дружно в семье? В детском саду или школе? В микрорайоне?

  • «Упаковки». Собрать вместе с ребенком коллекцию разных упаковок. Описать их судьбу после первичного использования. Придумать вместе, как дать упаковкам вторую жизнь. Составить коллекцию таких вещей. Описать судьбу новых вещей, сфотографировать их и зарисовать.

На сайте «Ученые – детям» НИИ ФХБ имени А.Н.Белозерского МГУ имени М.В.Ломоносова [http://kids.genebee.msu.su] можно познакомиться с некоторыми примерами такой работы и попробовать свои силы, выполнив вместе с детьми младшего возраста интересное исследование, доступное им по возрасту и способностям, и подготовив материалы для участия в конкурсе.


Рекомендации подготовлены Татьяной Васильевной Потаповой,

доктором биологических наук, ведущим научным сотрудником

НИИ ФХБ имени А.Н.Белозерского

МГУ имени М.В.Ломоносова


Смотрите также:
Конкурс учебно-исследовательских экологических проектов
303.27kb.
1 стр.
Конкурс совместных российско-абхазских исследовательских проектов 2011 года Направления
16.97kb.
1 стр.
Конкурс молодежных исследовательских проектов в области энергетики «энергия молодости» -2012 Г
14.76kb.
1 стр.
Конкурс дипломных проектов с использованием программных продуктов "1С" Конкурс дипломных проектов с использованием пп "
40.31kb.
1 стр.
Международное научно-техническое сотрудничество республики узбекистан в 2008 году
52.53kb.
1 стр.
Конкурс научно-исследовательских работ студентов, аспирантов и молодых учёных по нескольким междисциплинарным направлениям
46.9kb.
1 стр.
Конкурс учебно-методической, учебной и научной литературы, изданной в 2011 году
74.61kb.
1 стр.
Конкурс научно- исследовательских работ и творческих проектов воспитанников «я- исследователь!» Исследовательский проект
86.35kb.
1 стр.
Конкурс учебно-исследовательских работ школьников Секция экологии
139.37kb.
1 стр.
Конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся "первые шаги" 2010-2011 номинация: "
1683.88kb.
6 стр.
Информация об итогах областного конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Юный исследователь»
191.81kb.
1 стр.
Международная конференция учащихся Ассоциированных школ юнеско «Обь-Иртышский бассейн: молодежь изучает и сохраняет природное и культурное наследие в регионах великих рек мира» и Конкурс социально-значимых экологических проектов
93.83kb.
1 стр.