Главная
страница 1

И.В. Карпова

История
экономических учений

Программа курса.

Методическое пособие

2007


ВВЕДЕНИЕ


История экономических учений – весьма своеобразная и специфическая научная дисциплина, ведь только сейчас появилась возможность ознакомиться с огромным историческим наследием экономической науки и ее современным состоянием.

Следует иметь в виду, что история экономических учений – это только часть истории экономической мысли. Экономическая мысль – понятие очень широкое. Оно включает в себя все представления о хозяйственной деятельности, практические решения экономических проблем, хозяйственное законодательство, экономические программы партий и т.д. Экономические
учения – это теоретические концепции, отражающие основные закономерности хозяйственной деятельности, выявляющие причины и факторы тех
или иных экономических процессов, прогнозирующие тенденции развития экономики. История экономических учений, по существу, начинается с XVI в., и ее структура отражает процесс становления и развития рыночного
хозяйства. Осваивая богатейшее экономическое наследие, не следует ни восхвалять, ни умалять значимость тех или иных теорий, надо следовать деидеологизированному подходу к процессу развития экономической науки. Современное состояние экономической науки – это продукт длительного развития понятий, концепций, экономического языка. Необходимо осваивать материал последовательно, тогда легче будут усваиваться усложняющиеся понятия и теории.

Целью изучения настоящего курса является усвоение студентами теоретических основ и закономерностей развития мировой экономической мысли.

Задачи курса – изучение основных этапов развития экономической науки; понимание эволюции экономической мысли в период зарождения рыночной экономики; знание истоков и основных направлений современных экономических учений; формирование практических навыков анализа экономических теорий с позиций истории их возникновения и развития.

При изучении различных направлений развития экономической науки и выполнении проблемно-поисковых заданий по курсу надо опираться на знания по экономической истории, политике, культуре того времени, т.е. применять системный подход.


ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. Зарождение экономической науки


Античные представления об экономике. «Экономика» Ксенофонта. Экономические взгляды Платона, его отношение к частной собственности, торговле, ростовщичеству, ремеслу. Оценка Платоном роли государства
в экономике.

Аристотель о способах достижения богатства. Экономика и хрематистика. Исследование уравнений обмена. Анализ стоимости, денег, разделения труда.

Развитие экономических идей в Средние века с позиций религиозной этики. Фома Аквинский: отношение к прибыли, проценту, ренте, понятие «справедливой цены».

Тема 2. Меркантилизм


Меркантилизм как первая попытка выявления экономических закономерностей в сфере обращения. Теория и политика меркантилизма. Представления о богатстве и его приумножении. Два этапа в развитии меркантилизма. Фискальная и протекционистская политика. Взгляды Т. Мэна,
А. де Монкретьена. «Политическая экономика».

Особенности русского меркантилизма, экономические программы


А.Л. Ордыин-Нащокина и И.Т. Посошкова.

Тема 3. Физиократы


Представление школы физиократов о богатстве и его источниках. Взгляды на производительный труд и чистый продукт, на происхождение доходов различных групп общества.

Значение «Экономической таблицы» Ф. Кенэ для будущего развития экономической науки. Первоначальные и ежегодные авансы. Товарные


и денежные потоки. Концепция Laissez faire. Государственная политика
физиократов. А. Тюрго как теоретик и реформатор.

Тема 4. Классическая школа


Зарождение трудовой теории стоимости в трудах В. Петти. Значение его работы «Политическая арифметика».

А. Смит как глава английской классической школы политической экономии. Исследование о природе и причинах богатства народов. Концепция «человека экономического» и естественных законов. Теория стоимости. Различные определения стоимости. Трактовки разделения труда, денег, заработной платы, капитала, прибыли, ренты. Рынок как саморегулирующаяся система. Идея экономического либерализма.

Взгляды Д. Рикардо на стоимость, заработную плату, капитал, ренту. Закон убывающего плодородия земли. Теория ренты. Закон сравнительных преимуществ.

Теория рынков Ж.Б. Сэя. Теория народонаселения Т. Мальтуса. Обоснование Мальтусом необходимости «третьих лиц» для нормального воспроизводства в обществе. Заслуга Д.С. Милля в обобщении и систематизации достижений классической школы. Взгляды Д.С. Милля на перспективу технологического развития капитализма.


Тема 5. Экономические концепции социалистов-утопистов


Формирование в первой трети XIX в. направлений социалистической мысли. Трудовая теория стоимости – исходный пункт анализа социалистов-рикардианцев. Отвергается идея производительности капитала. Представления о будущем социалистическом обществе.

Последовательный историзм К.А. Сен-Симона и Ш. Фурье. Система индустриализма Сен-Симона: критика частной собственности, концепции распределения дохода. «Порабола» Сен-Симона.

Проект новой индустриальной системы Ш. Фурье. Учение о фалангах.

Утопический социализм в Англии. Р. Оуэн – теоретик кооперативного социализма. Учение об ассоциации.

Критика С. Сисмонди положений классической школы. Вывод о неизбежности кризисов перепроизводства. Неравномерное распределение собственности и пересмотрение роли государства.

Критика С. Сисмонди теории недопотребления.


Тема 6. Марксизм


Марксизм в классической политической экономии. Отрицание К. Марксом универсальности и вечности экономических законов капитализма.
Учение об общественно-экономических формациях, базисе и надстройке, специфичности и историчности экономических законов.

Развитие трудовой теории стоимости в «Капитале» К. Маркса. Законы движения капиталистического способа производства. Теория прибавочной стоимости. Постоянный и переменный капитал. Органическое строение капитала. Теория снижения средней нормы прибыли. Закон капиталистического накопления и создания материальных предпосылок социализма. Вывод о неизбежном крахе капитализма и победе социализма. Концепция двух фаз коммунистического способа производства.


Тема 7. Историческая школа


Теория национальной политической экономии Ф. Листа. Идея о необходимости особого рода протекционизма для достижения высшей ступени развития.

«Старая» историческая школа: В. Рошер, Б. Гильдебранд, К. Книс. Отношение к универсальным экономическим законам и экономической науке.

«Новая (молодая)» историческая школа: Г. Шмоллер, Л. Брентано, К.Бюхер. Отношение к классической теории. Создание разных концепций периодизации экономической истории. Определение роли государства в экономике.

«Новейшая» историческая школа. В. Зомбарт как теоретик немецкого национал-социализма. М. Вебер и исследование влияния протестантской этики на развитие «капиталистичес­кого духа».


Тема 8. Лозаннская школа


Л. Вальрас и создание первой математической модели общего экономического равновесия. Условия равновесия экономической системы. Значение исследований Л. Вальраса для становления математического направления в политической экономии.

В. Парето: исследования в области теории предпочтений, определение социального оптимизма, выведение универсального закона распределения доходов в обществе.


Тема 9. Маржинализм. Австрийская школа


Математическая модель теории предельной полезности У. Джевонса.

Австрийская школа: К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк. Отличия в определении предельной полезности у К. Менгера и Ф. Визера. Концепция экономических благ, их ранжирование. Субституция и комплементарность.


Теория вменения. Трактовка прибыли у Бем-Баверка. «Теория ожидания».

Тема 10. Кембриджская и американская школы


А. Маршалл как основатель неоклассического направления. Модель
частичного равновесия. Роль трудовой теории стоимости и теории предельной полезности в концепции А. Маршалла. Влияние на цену спроса
и предложения в краткосрочном и долгосрочном периодах. Исследование
эластичности спроса по цене.

Американская школа. Теория предельной производительности Д.Б. Кларка. Выведение Кларком трех универсальных законов. Проблемы статики и динамики.


Тема 11. Русская экономическая мысль в конце XVIII – начале ХХ вв.


Программа экономических реформ А.Н. Радищева. Антикрепостнические реформаторские идеи.

«Русская правда» И.И. Пестеля. Идеи крестьянского социализма.

Концепция социально-экономических реформ в работах Н.Г. Чернышевского. «Политическая экономия трудящихся».

Критика крепостнических и капиталистических отношений. Пропаганда принципов хозяйственной практики в русской общине. Н.Г. Чернышевский об экспроприации земельной собственности, о социалистическом обществе.

Многосторонность системы экономических взглядов М.И. Туган-Барановского. «Основы политической экономики».

Концептуальное положение о согласовании теории предельной полезности и трудовой стоимости.

Туган-Барановский – автор социальной теории распределения. Вклад в теорию циклов и кризисов. Инвестиционная трактовка теории циклов.

Тема 12. Институционализм


Т. Веблен – основоположник институционализма. Влияние социальных
институтов на экономическую деятельность. Две стадии развития рыночного хозяйства. Раскол между индустрией и бизнесом. Преодоление раскола в технократическом обществе. Социально-психологическое направление (технологическое).

Теория сделок Д. Коммонса. Перспективы установления административного капитализма. Социально-правовое направление.

Исследование экономических циклов У. Митчелом. Доказательство «асинхронности» взаимосвязанных экономических явлений. Эмпирико-прогностическое (обновленное) направление.

Дж. Гелбрейт. Теория нового индустриального общества. Изменение роли корпораций в экономике. Существование «планирующей» и рыночной систем внутри современного капитализма. Постепенная социализация общества. «Новый социализм».


Тема 13. Теории монополии и конкуренции


Теория финансового капитала и «организованного капитализма» Р. Гильфердинга.

Концепция перерастания капитализма в «ультраимпериализм» К. Каутского.

Теория В.И. Ленина о монополистическом, умирающем и загнивающем капитализме.

Теория Й. Шумпетера: монополии и эффективная конкуренция.

Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина. «Дифференциация продукта» и неценовые факторы конкуренции. Феномен избытка мощности.

Теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон. Политика «ценовой дискриминации». О роли государства и профсоюзов.


Тема 14. Кейнсианство


«Общая теория занятости, процента и денег» Дж.М. Кейнса. Развитие макроэкономического метода. Воздействие на совокупный спрос и занятость. Проблема инвестиций. Основной психологический закон. Теория мультипликатора. Меры налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики, направленные на поддержание макроэкономического равновесия. Роль кейнсианской теории в экономическом развитии разных стран.

Дж.М. Кейнс и Россия. Эволюция взглядов Кейнса на большевистский эксперимент.

Неокейнсианство и проблема темпов экономического роста.

Тема 15. Неоклассический синтез


Концепция Д. Хикса. Новый подход к ценообразованию. «Эффект
дохода». Теория ожиданий.

Неоклассический синтез П. Самуэльсона. Попытка соединения неоклассической теории и кейнсианства, микро- и макроэкономических подходов.


Тема 16. Неолиберализм


Ф. Хайек: доказательство превосходства рыночной системы над централизованной экономикой. «Дорога к рабству».

Л. Мизес: защита свободного рыночного хозяйства. Социалистчиеская экономика – имитирующая система. Критика интервенционизма.

Ордолиберализм В. Ойкена. Роль государства в создании условий для нормальных рыночных отношений и достойной жизни каждого человека. Социальное рыночное хозяйство.

Монетаризм М. Фридмена. Аргументация против кейнсианских методов регулирования экономики. «Денежное правило» М. Фридмена.


Тема 17. Концепция государственного социализма


В.И. Ленин и теория государственного социализма. Концепция двух форм социалистической собственности. Взгляды на соотношение товарно-денежных отношений и планомерности.

И.В. Сталин о причинах сохранения товарно-денежных отношений при социализме. Обоснование необходимости преобразования кооперативно-колхозной собственности в государственную. Закон планомерного, пропорционального развития. Приоритет моральных стимулов к труду.


Тема 18. Российская экономическая мысль в ХХ в.


Теория «длинных волн» Н.Д. Кондратьева. Процессы обновления основного капитала и роль нововведений.

Аграрные проблемы, обоснование Кондратьевым основных принципов кооперативов.

Концепция трудового крестьянского хозяйства А.В. Чаянова. Семейно-трудовое крестьянское хозяйство.

Дискуссии о проблемах соотношения плана и рынка в 60-е годы в СССР.

Экономико-математические разработки оптимального планирования
в трудах В. Немчинова, В. Новожилова, Л. Канторовича. Концепции планового ценообразования.

Развитие экономической теории в период современных реформ в России.


Литература

Основная литература


  1. Австрийская школа в политической экономии. – М., 1992.

  2. Аникин А.В. Юность науки. – М., 1979.

  3. Бартенев С.А. История экономических учений. – М.: Юрист, 2003.

  4. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. – М., 1994.

  5. Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1991.

  6. Веблен Т. Теория Праздного класса. – М.: Прогресс, 1984.

  7. Гелбрейт Дж. Новое индустриальное общество. – М., 1969.

  8. Гелбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. – М., 1976.

  9. Всемирная история экономической мысли. – М., 1989.

  10. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. – М., 1995.

  11. История экономических учений: Учеб. пособие / Под ред. В. Автономова,
    О. Ананьина, Н. Макашевой. – М.: ИНФРА-М, 2006.

  12. История экономических учений (Современный этап): Учебник / Под общ.
    ред. А.Г. Худокормова. – М.: ИНФРА-М, 1999.

  13. История русской экономической мысли: В 5 ч. – М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 1998–2002.

  14. Кондратьев Н.Д. Избранные сочинения. – М., 1993.

  15. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. – М., 1993.

  16. Лисичкин Г. План и рынок. – М., 1968.

  17. Мальтус Т.Р. Опыт закона о народонаселении. – Л., 1993.

  18. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. – М., 1996.

  19. Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. 1–3. – М., 1993.

  20. Научные основы планового ценообразования. – М., 1968.

  21. Новожилов В.В. Измерение затрат и их результатов в социалистическом
    хозяйстве. Применение математики в экономических исследованиях. – М.,
    1959.

  22. Нобелевские лауреаты ХХ века. – М.: Экономика, 2001.

  23. Ойкен В. Основные принципы экономической политики. – М., 1995.

  24. Ойкен В. Основы национальной экономии. – М., 1996.

  25. Петти В. Трактат о налогах и сборах. – Л., 1993.

  26. Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве // Кн. Экономика русской цивилизации. – М., 1995.

  27. Пигу А. Экономическая теория благосостояния. – М., 1985.

  28. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. – Л., 1993.

  29. Самуэльсон П. Экономика. В 2 т. – М., 1992.

  30. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. – М., 1968.

  31. Сисмонди Ж.С. Новые начала политической экономики. – М.: Соцэкгиз, 1936.

  32. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – Л., 1993.

  33. Современные экономические теории Запада. – М., 1996.

  34. Туган-Барановский М.И. Основы политической экономики. – Петербург: Право, 1917.

  35. Туган-Барановский М.И. Русская фабрика в прошлом и настоящем. – М.: Соцэкгиз, 1938.

  36. Туган-Барановский М.И. Социализм как положительное учение. – Петербург: Право, 1918.

  37. Фридмен М. Количественная теория денег. – М., 1996.

  38. Хайек Ф. Дорога к рабству. – М., 1992.

  39. Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. Ошибка социализма. – М., 1992.

  40. Хейне П. Экономический образ мышления. – М., 1994.

  41. Хрестоматия. История экономических учений / Сост. Е.Ф. Борисов. – М.: Юрист, 2000.

  42. Чаянов А.В. Избранные труды. – М., 1993.

  43. Экономическая теория: Хрестоматия. – М., 1995.

  44. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. – М., 1995.

  45. Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М., 1992.

  46. Шумпетер Й.А. История экономического анализа: В 3 т. / Пер. с англ.;
    Под ред. В.С. Автономова. – СПб.: Экономическая школа, 2001.

  47. Ядгаров Я.С. История экономических учений. – М.: ИНФРА-М, 2006.

Дополнительная литература


  1. Агапова И.И. История экономической мысли: Курс лекций. – М., 1998.

  2. Белихин В.Г. История экономических учений. – М.: Скрин, 2002.

  3. Березин Н.С. Краткая история экономической мысли. – М., 2000.

  4. Борисов Г.В. История экономических учений / Борисов Г.В., Шишкин М.В., Субырин С.Ф. – СПб.: Сентябрь, 2003.

  5. Гусейнов Р.М., Горбачева Ю.В., Рябцева В.М. История экономических учений: Учеб. пособие. – М., 2000.

  6. Гусейнов Р.М., Семенихина В.А. Экономическая история. История экономических учений: Учебник. – М.: Омега-Л., 2006.

  7. История экономических учений: Конспект лекций в схемах. – М., 2000.

  8. История экономических учений / Под ред. Адвадзе В.С., Квасова А.С. – М.: ЮНИТИ, 2002.

  9. История экономических учений: Учеб. пособие. – Минск: ООО «Новое знание», 2006.

  10. Канке В.А. Философия экономической науки: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007.

  11. Ковалев И.Н. История экономики и экономических учений: Учеб. пособие. – Ростов-на-Дону, 1999.

  12. Павлов В.А. История российской политической экономики. – М.: АО «Аспект-Пресс, 1995.

  13. Платонов Д.И. История экономических учений: Конспект лекций в схемах. – М., 2000.

  14. Политэкономия. История экономических учений. Экономическая теория. Мировая экономика. – М.: Интел-Синтез, 2000.

  15. Покидченко М.Г., Чаплыгина И.Г. История экономических учений. – М.: ИНФРА-М, 2006.

Адреса сайтов в Интернете


  • http://www.oodri.narod.ru/ei38.html (Институционализм)

  • http://www.finec.ru/rus/parts/macroeconomics/chap8/8_3/8_3.html (Сравнение неоклассической и кейнсианской моделей ОЭР)

  • http://www.uni.ulsu.ru/aspir/doc/exam/k/ph_eco.txt (История экономической теории)


Тема 1. Зарождение экономической науки


Зачатки экономической теории мы находим в трудах древнегреческого мыслителя Аристотеля (IV век до н.э.). Он впервые в истории человечества
сделал попытку определить общие экономические закономерности процессов и явлений. Аристотель разделил богатство на два вида: натуральное (совокупность материальных ценностей для потребления) и денежное. Наука о натуральном (естественном) богатстве – экономика (от греч. слова «экос» – хозяйство и «номос» – закон), а наука о денежном богатстве – хрематистика (от греч. «хрема» – владение, состояние).

В средневековой Европе идеи Аристотеля развивал итальянский богослов Фома Аквинский (1226–1274 гг.). В трактовке экономических явлений он сообразуется с канонами христианской этики, рассуждая о честности


и нравственности получения прибыли, процента, о «справедливой цене».

1. Как, на Ваш взгляд, мог бы проходить спор между Аристотелем и Фомой Аквинским по вопросам торговли и ростовщичества? Какие аргументы в пользу своей позиции мог бы выдвинуть Аристотель, что, на Ваш взгляд, мог бы возразить ему Фома Аквинский? Чья точка зрения Вам больше импонирует?

2. Чем, по Вашему мнению, определяются основные различия между товарами, деньгами в экономике и хрематистике?

3. Приведите примеры ситуаций, в которых могут быть «справедливыми» два вида цен, обоснованные Фомой Аквинским.

Литература: 2, 9, 13, 18, 47, 48, 58, 62.


Тема 2. Меркантилизм


Название этого направления происходит от итальянского слова мerсante – торговец. Меркантилизм – это первые попытки найти закономерности развития хозяйства в сфере обращения, так как исторически первой формой капитала был торговый капитал. Меркантилизм возник в эпоху Великих географических открытий, когда зарождались мануфактура и капиталистическая форма хозяйствования. Меркантилисты придавали большое значение активной роли государства в процветании страны.

Основные положения меркантилизма сводились к монетарной политике, поскольку считалось, что богатством являются лишь деньги. Производство служит только предпосылкой для создания богатства, а источник притока денег – внешняя торговля.

Меркантилизм прошел в своем развитии два этапа. XVI век – ранний меркантилизм, когда государство проводит политику активного денежного баланса, XVII век – поздний меркантилизм, который характеризуется политикой активного торгового баланса, протекционизмом.

Представители английского меркантилизма: У. Стаффорд (1554–1612) и –


Т. Мэн (1571–1612). Во Франции идеи меркантилизма отстаивал А. Монкретьен (1575–1621), книга которого «Трактат по политической экономии» (1615 г.) дала новое имя экономической науке. (Политическая экономия – от греч. «полис» – государство, «экос» – хозяйство, «номос» – закон).

Особенности русского меркантилизма сводятся к преимущественному вниманию государства к развитию отечественной промышленности и внутреннего рынка. В ХVII в. меркантилистскую программу разработал А.Л. Ордын-Нащокин, а в XVIII в. – И.Т. Посошков.



1. Основываясь на положениях «Книги о скудости и богатстве» И.Т. Посошкова, покажите, как, может выглядеть меркантилистская программа развития в современной России.

2. Объясните причины более позднего развития меркантилизма
в России по сравнению с Западной Европой.

Литература: 2–4, 9, 18, 26, 43, 47, 48, 55, 62.


Тема 3. Физиократы


Впервые целостная теоретическая концепция экономической жизни была представлена группой физиократов (Франция). Физиократия в переводе с греческого означает «власть природы» («физис» – природа, «кратос» – власть). Физиократы считали источником богатства производство, но только такое производство, «где работает природа». Чистый продукт создается только в сельском хозяйстве, промышленность же только преобразует вещество природы, ничего не добавляя.

Дальнейшее развитие теория физиократов получила в творчестве и деятельности А. Тюрго (1727–1787). Автор теории бережливости как первоначального источника капитала.

Физиократы отвергали государственное регулирование экономики. Они выдвинули знаменитый лозунг экономического либерализма – «Laissez faire!»

1. Сравните характеристику взгляды меркантилистов и физиократов на развитие экономики:





Меркантилисты

Физиократы

1. Где создается богатство?







2. Кто создает богатство?







3. Кому достается чистый доход?







4. Отношение к торговцам







5. Отношение к ремесленникам







6. Отношение к деньгам







и объясните причины разительного расхождения во взглядах меркантилистов и физиократов.

2. Определите, кому (меркантилисту или физиократу) может принадлежать следующее высказывание: «Промышленность и торговля существуют только благодаря сельскому хозяйству. Сельское хозяйство доставляет сырье для промышленности и товары для торговли и оплачивает как ту, так и другую». Свой ответ обоснуйте.

Литература: 2–4, 9, 10, 18, 43, 47, 48, 51, 53, 62.


Тема 4. Классическая школа


Предшественником классической школы считается английский экономист Вильям Петти (1623–1687), так как в его работах заложены основы трудовой теории стоимости в виде определения «естественной цены» товара. В. Петти известен также как основатель статистики (соответствующий труд называется «Политическая арифметика»).

Дальнейшее развитие идеи классической школы получили в трудах


Д. Рикардо (1772–1823). Он последовательно трактует понятия стоимости,
заработной платы, прибыли, ренты в духе трудовой теории. Ценность
у Д. Рикардо определяется трудом в наихудших условиях, если он является
общественно необходимым.

Свой вклад в развитие классической теории внесли Ж.Б. Сэй (1767–1832), автор «закона о рынках», Т. Мальтус (1766–1834), создавший оригинальную концепцию народонаселения.

Первый учебник по политической экономии был написан Дж.С. Миллем (1806–1873). В нем автор попытался объединить и систематизировать все достижения классической школы.

Дж.Ст. Милль пытается согласовать положения учения Д. Рикардо


с идеей социальной справедливости. Противопоставление законов производства законам распределения. Милль о влиянии цены на спрос, о тенденции нормы прибыли к понижению.

1. Проанализируйте доказательства А. Смита и Д. Рикардо, которыми они подкрепляли свои выводы: «Интересы земельных собственников тесно и неразрывно связаны с общими интересами общества» (А. Смит), «Интерес землевладельца всегда противоположен интересу всякого другого класса в обществе» (Д. Рикардо). Дайте свою оценку взглядов А. Смита и Д. Рикардо.

2. В чем, по Вашему, мнению состоит отказ Дж.Ст. Милля от трудовой теории стоимости?

3. Дайте оценку теории народонаселения Т. Мальтуса в свете
современных тенденций развития общества.

Литература: 2–4, 10, 17, 18, 25, 28, 32, 47, 48, 62.


Тема 5. Экономические концепции социалистов-утопистов


В основе экономических идей социалистов-рикардианцев лежала трудовая теория стоимости. Труд является единственным источником богатства. Капитал не имеет права на присвоение результатов труда. Справедливое общество – это общество коллективной трудовой собственности при сохранении рыночных отношений.

П.-Ж. Прудон (1809–1865) писал об устранении недостатков капитализма при сохранении частной собственности. Реформирование буржуазного общества он видел на основе изменения системы денежного обращения и кредита.

Во Франции К.А. Сен-Симон (1760–1825) и Ш. Фурье (772–1832) придерживались принципа историзма. Капиталистическое общество – это переходное к индустриальному обществу с крупной промышленностью, управляемой по единому плану. Частная собственность сохраняется при условии личного труда капиталиста. По Фурье, в будущем обществе, состоящем из фаланг, промышленный и аграрный труд соединятся. В фаланге труд станет потребностью. Распределение между трудом, капиталом и талантом: 5:4:3.

Критики капиталистической системы Р. Оуэн (1771–1858) и С. Сисмонди (1773–1842) предприняли попытку социального реформирования. При кооперативном социализме все необходимое для жизни можно получить в соответствии с трудовым вкладом. Другое направление – возврат


к мелкому товарному производству на основе личного труда.

1. В чем проявляется непоследовательность положений трудовой теории стоимости с точки зрения социалистов-рикардианцев? В чем, по Вашему мнению, суть переосмысления ими учения классической школы?

2. Какие положения теории Сен-Симона указывают на историзм его концепции? Чем Вы можете подтвердить это?

3. Как Вы считаете, какие положения теории недопотребления, выдвинутые Сисмонди, актуальны в настоящий период? Приведите примеры, с учетом современных особенностей.

Литература: 3, 7, 13, 31, 47, 48, 55.


Тема 6. Марксизм


Марксизм как экономическое учение является завершением классической школы в политической экономии. К. Маркс (1818–1883) – последователь трудовой теории стоимости Д. Рикардо, но он внес в экономический анализ много нового. Главный труд К. Маркса – «Капитал», в котором глубоко исследована капиталистическая система хозяйствования в том виде, в каком она существовала в первой половине XIX в. К. Маркс всесторонне проанализировал понятия «стоимость», «труд», «капитал», «прибавочная стоимость», «земельная рента», создал теорию двойственного характера труда, ввел понятия «постоянный» и «переменный капитал», «органическое строение капитала».

К. Маркс отверг концепцию Ж.Б. Сэя о невозможности всеобщих кризисов перепроизводства. Он доказывает неизбежность таких кризисов, их повторяемость.

К. Маркс вывел в своей теории закон концентрации и централизации капитала и производства, из которого вытекает, что на смену крупной
капиталистической собственности должна прийти единая общенародная собственность.

1. Сформулируйте свои доводы в пользу утверждения, что К. Маркс является последователем Д. Рикардо.

2. Почему К. Маркс определяет снижение нормы прибыли как тенденцию? Назовите факторы, препятствующие такому снижению в действительности.

3. Насколько, по Ваш взгляд, было правомерно использование выводов марксистской экономической теории при организации социалистической системы хозяйства?

Литература: 3, 4, 10, 18, 23, 47, 48, 52, 58, 62.


Тема 7. Историческая школа


Главное, что характеризует историческую школу в Германии – это
акцент на национальные особенности развития отдельных стран и большую роль государства в экономике. Государственные интересы, интересы нации выше интересов личности. В этом состоит серьезное расхождение между исторической и классической школами.

Историческая школа берет начало с появления в 1841 г. книги Ф. Листа «Национальная система политической экономии». В ней Ф. Лист (1789–1846) дает свою классификацию стадий хозяйственного развития, утверждает,


что экономика разных стран находится на разных стадиях и подчиняется собственным законам.

Немецкие экономисты, принадлежащие к исторической школе, – В. Рошер (1817–1894), Б. Гильдебранд (1812–1878), К. Книс (1821–1898) также


утверждали, что общей для всех стран теории быть не может. Экономика зависит от морали, права, обычаев и политики.

В 70-е гг. XIX в. развивается новая историческая школа во главе с Г. Шмоллером (1838–1917). Государственно-правовое регулирование –


условие существования народного хозяйства. Левое крыло представлял
Л. Брентано. Он выступал за государственное регулирование условий труда, пенсионное обеспечение и т.п.

В начале ХХ в. возникла новейшая историческая школа – так называемая «третья волна».

Самые известные ученые среди третьего поколения «историков» –
В. Зомбарт и М. Вебер.

В. Зомбарт (1863–1941) прошел путь от марксизма до национал-социализма. Начинал как историк народного хозяйства, затем предпринил попытку соединить историзм с построением абстрактной теории апитализма.

М. Вебер (1864–1920) пришел к пониманию существования общих экономических законов и рассматривал общество как совокупность свободных индивидов. Это сближает его с классической школой.

1. Изложите свой взгляд на теорию Ф. Листа, главное положение
которой гласит: для объединения стран в будущем им необходимо сначала отгородиться протекционистскими тарифами. Как Вы считаете, подтвердилась ли эта теория в наше время? Аргументируйте свой ответ.


2. Сформулируйте Вашу точку зрения на возможность формирования в нашей стране «духа капитализма», исходя из теории М. Вебера. Какие факторы, по Вашему мнению, наиболее ярко отражают специфику экономику России?

Литература: 2, 3, 5, 9, 10, 13, 18, 47, 48, 62.


Тема 8. Лозаннская школа


Профессор Лозаннского университета Л. Вальрас (1834–1910) создал первую математическую модель общего экономического равновесия. Он доказывал с помощью систем уравнений спроса, предложения, издержек
и цен, что равновесие спроса и предложения товаров на всех рынках, а
значит и общее равновесие в экономике достигается без регулирующих
воздействий каких-либо распоряжений из центра.

В основу своей модели Л. Вальрас положил деление всех участников производства и обмена на две группы: владельцев производительных услуг (земли, труда и капитала) и предпринимателей, которые приводят в действие эти три фактора производства.

Другой профессор университета в Лозанне, В. Парето (1878–1923), ввел в свою модель вместо полезностей предпочтения. По-новому подошел он
и к понятию равновесия.

1. Сформулируйте прогноз, что произойдет в экономической модели Л. Вальраса, если изменятся цены на средства производства.

2. Проанализируйте основные условия достижения социального оптимума В. Парето. Актуальны ли, на Ваш взгляд, эти условия для современной России?

Литература: 3, 4, 11, 18, 30, 33, 47, 48, 61, 62.


Тема 9. Маржинализм. Австрийская школа


Маржинализм (от франц. marginal – предельный) – теория, использующая для объяснения экономических закономерностей предельные величины.

Первой маржиналистской теорией была концепция предельной полезности К. Менгера (1840–1921). По Менгеру, ценность зависит не от количества приносимой пользы, а от важности потребности, которую это благо удовлетворяет. Менгер вводит понятие экономического блага, делит блага на разнопорядковые, высказывает идею «комплементарности» (взаимозависимости) благ.

Многие положения маржиналистской теории развили ученики Менгера Е. Бем-Баверк (1851–1919) и Ф. Визер (1851–1926).

Бем-Баверк полезностью считает также экономию сил и избавление от тягот. Он вводит понятия «предельной пары снизу» и «предельной пары сверху», чтобы конкретно определить величину рыночных цен. Процент (прибыль) Бем-Баверк трактует как разницу в ценности настоящих и будущих благ.

Визер считается основоположником теории вменения. Вменение – это исчисление полезности для того случая, когда факторы производства
выступают в связке и надо определить, какая часть дохода должна быть
отнесена на долю каждого фактора.

Идеи, близкие австрийской школе, но независимо от нее, развивал


англичанин У. Джевонс (1835–1882).

1. Выявите различия в точках зрения маржинализма и марксизма по вопросам:

а) стоимость – категория объективная, в основе ее – затраты труда


прошлого и живого;

б) стоимость – категория субъективная, зависит от оценки значимости


данного блага для человека;

в) цена регулируется законом стоимости;

г) цена складывается как равновесная спроса и предложения;

д) цена определяется средними издержками производства;

ж) цена определяется наименьшей полезностью в данном ряду благ.

2. Каковы причины, побуждающие людей приобретать блага сегодня, а не завтра? При ответе опирайтесь на теорию ожидания О. Бем-Баверка. Работают ли они в современных условиях?

Литература: 1, 3, 4, 18, 30, 33, 47, 48, 55.


Тема 10. Кембриджская и американская школы экономики


Кембриджская и американская школы экономики очень близки (их иногда объединяют в англо-американскую школу). Они относятся к неоклассическому направлению.

Глава Кембриджской школы А. Маршалл (1842–1924) в своем фундаментальном труде «Принципы экономической науки» попытался примирить классическую и австрийскую школы, трудовую теорию стоимости и теорию предельной полезности. Маршалл рассматривал цену равновесия как точку пересечения кривых спроса и предложения (знаменитый «рыночный крест»). При этом цены предложения он определял издержками производства, а цены спроса полезностью.



1. Охарактеризуйте отрицательные эмоции капиталиста и рабочего, связанные с производством, исходя из понимания издержек производства как усилий и жертв со стороны рабочего и капиталиста (теория А. Маршалла).

2. Сформулируйте две ситуации, когда в соответствии с теорией Д.Б. Кларка:

1) предпринимательский доход – это премия (прибыль);

2) предпринимательский доход – это заработная плата предпринимателя.

Как Вы считаете, какая из ситуаций является более типичной
в современной развитой рыночной экономике? Свой ответ аргументируйте.

Литература: 3, 9, 18, 19, 30, 33, 47, 48, 57, 61, 62.


Тема 11. Русская экономическая мысль в конце XVIII – начале ХХ вв.


Своеобразие русской экономической мысли связано с особенностями внутренних условий развития страны. Российские традиции огосударствления и общинности предопределили, что большинству работ русских экономистов был присущ дух социально-экономического реформирования.

Экономические реформы А.Н. Радищева (1749–1802) основывались на господстве собственности мелких производителей, насыщении внутреннего рынка товарами, преодолении замкнутости внутренних рынков. Радищев


допускает протекционизм, но его интересы связаны не с крупной мануфактурой, а с мелкой крестьянской промышленностью.

Центральным вопросом программы революционных преобразований П.И. Пестеля (1793–1826) был аграрный вопрос. Труд в земледельческом производстве – источник народного богатства. Земля может находиться как в общественной, так и в частной собственности, но предпочтение отдается общественной собственности на землю.

А.И. Герцен (1812–1870) разработал теорию крестьянского социализма. Началом социализма он считал переход земли в руки крестьян.

Дальнейшая разработка теории «крестьянского социализма» осуществлена Н.Г. Чернышевским (1828–1889). Передача земли в общественное пользование – создание условий для социалистического развития. Общинное производство, применение передовой техники обеспечивает выгодность крупного хозяйства в земледелии. В трактовке политической экономии у Чернышевского прослеживается классовый подход. Труд – единственный


источник стоимости, поэтому продукт должен быть собственностью того,
кто его произвел. Предмет политэкономии – рост материального благосостояния производителей богатства. Основным социальным противоречием Чернышевский считал противоречие между средним сословием и рабочими, а не между землевладельцами и промышленным классом. Рента – нетрудовой доход, поэтому ее надо ликвидировать. Это возможно лишь путем национализации.

В центре идеологии русского народничества были гуманистические принципы. Уравнительное начало – движущий элемент перехода к социализму.

Представители «легального марксизма» П.Б. Струве, М.И. Туган-Бара-новский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев заложили основу современного этического социализма. Они выдвинули программу коренного изменения отношений собственности.

М.И. Туган-Барановский (1865–1919) критикует капиталистическую систему хозяйства, считает переход к социалистическому обществу неизбежным, выступает за планомерность и пропорциональность общественного производства, государственный социализм. Сохранение элементов принуждения, в соответствии с его точкой зрения противоречит идее свободного развития человеческой личности. Социальным идеалом Туган-Барановский считает социальную свободу, а конечной целью общественного прогресса – общество свободных людей.

Теорема Туган-Барановского – это вклад в теорию циклов и кризисов. Причина цикличности – особенности движения капитала. Закон инвестиционной теории циклов.

1. Насколько правомерны, по Вашему мнению, положения об особом пути развития России, характерные для представителей русского де
мократического движения?


2. Проанализируйте слабые и сильные стороны государственного социализма, в трактовке Туган-Барановского.

Литература: 3, 7, 13, 34–36, 47, 48, 53, 61, 62.


Тема 12. Институционализм


Основоположник данного направления – Т. Веблен (1857–1929) подверг критике положение классической школы о том, что поведение человека
в экономике определяется исключительно соображениями выгоды. По его
мнению, это поведение зависит как от врожденных склонностей, так и от
действующих социальных институтов: обычаев, традиций, норм поведения и др. Он выделял две стадии развития рыночного хозяйства. На первой стадии происходит раскол между бизнесом и индустрией (между собственниками капитала и организаторами производства), на второй – этот конфликт разрешается.

Наиболее известными последователями Т. Веблена: Джон Коммонс


и Уэсли Митчелл.

Д. Коммонс (1862–1945) – автор теории сделок. Субъектами сделок на стадии финансового капитализма становятся объединения индивидуумов.


Государству отводится роль экономического арбитра. Задачей экономической науки он считал разработку рекомендаций по перестройке экономической жизни. Под влиянием Д. Коммонса в 1935 г. был принят «Акт о социальной защищенности» – закон, заложивший основы пенсионного обеспечения в США.

Анализируя экономические циклы, У. Митчелл (1874–1948) определяет их как многофакторный процесс. Определяющую роль в формировании


цикла ученый отводил ценам, курсам акций, денежной системе. У Митчелла деньги – двигатель экономической жизни. Он пытался решить задачу прогнозирования конъюнктуры и разработки инструментов определения фаз цикла и ослабления циклических колебаний.

Современный институционализм в США представлен работами Дж. Гэлбрейта (1908). Гэлбрейт исследовал тенденции укрупнения промышлен-ного производства, образования гигантских корпораций, которые используют новейшую технику. Происходят крупные институциональные изменения в управлении такими гигантами – к руководству приходит техноструктура.



1. Покажите на конкретных примерах экономического развития ведущих держав мира, сбылись или не сбылись прогнозы Т. Веблена
о разрешении конфликта между собственниками капитала и организаторами производства.


2. В чем, по Вашему мнению, заключается различие во взглядах
Т. Веблена и Д. Коммонса о будущем обществе?


3. Как Вы оцениваете концепцию «нового социализма» Дж. Гэлбрейта? Есть мнение, что «новый социализм» уже существует в США. Согласны ли Вы с этой точкой зрения? Присутствует ли «новый
социализм» в хозяйственном строе современной России? Свой ответ
аргументируйте.

Литература: 3, 6, 7, 12, 13, 18, 30, 33, 43, 47, 48, 57, 61, 62.


Тема 13. Теории монополии и конкуренции


Теория финансового капитала Р. Гильфердинга (1877–1941) утверждает: банковские монополии подчиняют себе промышленность, в результате сращивания банковского и промышленного капитала образуется финансовый капитал, на смену капитализму свободной конкуренции приходит «организо­ванный капитализм».

Суть теории ультраимпериализма К. Каутского (1854–1938) состоит


в перспективе слияния монополий разных стран в единый всемирный картель и установлении планомерности в мировом масштабе.

В.И. Ленин (1870–1924) на основании своего исследования сделал вывод о связи господства монополий с застоем и загниванием капитализма, что


неизбежно приведет к замене капитализма новым строем.

Й. Шумпетер (1883–1950), наоборот, склонялся к мысли, что именно монополии, имея доступ к техническому прогрессу, являются источником динамичного развития экономики.

Э. Чемберлин (1899–1967) исходил из того, что чистой конкуренции не бывает, так как каждый производитель в чем-то монополист. Существование товаров-субститутов ограничивает возможности каждого монополиста повышать цены.

Дж. Робинсон (1903–1983) разработала теорию несовершенной конкуренции, согласно которой монополии маневрируют в ценах с учетом специфики различных групп покупателей, эластичности спроса в различных сегментах рынка.



В чем, по Вашему мнению, состоят основные изменения в представлениях о монополии и конкуренции с начала ХХ в. к 1933 г.
(моменту выхода книг Э. Чемберлина и Дж. Робинсон), а в соответствии с этим и представлений о перспективах развития капиталистического общества? За основу анализа возьмите теории, указанные в данной теме.

Литература: 3, 30, 33, 43, 44–48, 55, 61, 62.


Тема 14. Кейнсианство


Этому направлению экономической науки положила начало книга
Дж.М. Кейнса (1883–1946) – «Общая теория занятости, процента и денег». Концепция Кейнса помогла многим странам преодолеть последствия мирового кризиса 1929–1933 гг. Кейнс утверждал, что в ХХ веке рыночная система утратила способность к саморегулированию. Этот английский ученый создал новую модель государственного регулирования экономики, в основе которой лежит воздействие на все составные элементы совокупного спроса.

Выдвижение на первый план проблем экономической динамики в послевоенный период потребовало создание специальной теории циклических


колебаний. В результате появилось неокейнсианство, ведущую роль в создании которого сыграли английский экономист Р. Харрод (1900–1978),
американцы – Э. Хансен (1887–1976) и Е. Дошар (род. 1914).

Важнейшая черта этого направления – теория экономического роста


и циклического развития. Роль государственного бюджета. Методы прямого и косвенного регулирования экономики.

1. В чем, на Ваш взгляд, в современной России проявляется действие основного психологического закона, исследованного Дж. М. Кейнсом?

2. На какой из элементов совокупного спроса, по Вашему мнению, следовало бы активнее воздействовать в условиях экономики современной России? Свою точку зрения аргументируйте.

3. Какая, по Вашему мнению, идея Дж. Кейнса реализуется в рамках неокейнсианства?

Литература: 3, 4, 11, 18, 30, 33, 40, 43, 47, 48, 55.


Тема 15. Неоклассический синтез


Термин «неоклассический синтез» был введен в научный оборот
П. Самуэльсоном. В своей книге «Экономикс» лауреат Нобелевской премии П. Самуэльсон попытался соединить классическую теорию с кейнсианством. Основная идея этого исследования состоит в том, что когда достигнута
полная занятость, начинает действовать система рыночного саморегулирования (свободная конкуренция, свободное ценообразование, свободный перелив капитала из отрасли в отрасль).

П. Самуэльсон трактовал понятие «неоклассический синтез» очень широко, утверждая, что большинство современных теорий на Западе относятся к этому направлению, так как пытаются соединить классическую микроэкономику с современной макроэкономикой.



1. Составьте сравнительную характеристику неоклассического синтеза П. Самуэльсона и теории Дж.М. Кейнса по вопросам:

  • проблема полной занятости;

  • бюджетная политика;

  • кредитно-денежная политика.

2. В какой из этих двух теорий, по Вашему мнению, сильнее выражена роль государства в экономике? Свой ответ аргументируйте.

Литература: 3, 18, 29, 30, 43, 47, 48, 55, 61, 62.


Тема 16. Неолиберализм


Течение экономической мысли, основной принцип которого – экономический либерализм, заложенный еще А. Смитом, состоит в сведении
к минимуму государственного воздействия на экономику.

Ф. Хайек (1899–1992) посвятил свои научные труды доказательству превосходства рыночной системы ведения хозяйства над централизованной экономикой.

Вышедшая в 1944 г. «Дорога к рабству» Ф. Хайека имела большой общественный резонанс.

Л. Мизес (1881–1973) посвятил свои работы критике интервенционизма. В монографии «Социализм» (1922 г.) формулирует положение о невозможности достижения экономического равновесия. Регулируемая экономика – «планируемый хаос».

Разновидностью неолиберализма является ордолиберализм В. Ойкена (1891–1950), или «социальное рыночное хозяйство». В таком хозяйстве
задача государства – обеспечить «хозяйственный порядок» для свободной игры рыночных сил и достойных условий труда и жизни людей.

К неолиберальному направлению относится и монетаристская школа во главе с М. Фридменом. Монетаристы исходят из представления о решающем влиянии денежной массы на цены, инфляцию, на ход всех экономических процессов, поэтому сводят роль государства к устойчивой денежной политике – контролю над денежной массой, эмиссией денег, борьбе с инфляцией и недопущению дефицита государственного бюджета.



1. В чем, по Вашему мнению, М. Фридмен расходится с Дж.М. Кейнсом в оценке кризиса 1929–1933 гг. и путей выхода из депрессии?

2. Проведите сравнительный анализ монетаризма и кейнсианства по следующим вопросам:

  • отношение к безработице;

  • отношение к инфляции;

  • роль бюджетного дефицита;

  • темпы роста денежной массы.

3. Какие методы, на Ваш взгляд, шире используются сейчас в России – кейнсианские или монетаристские? Свой ответ аргументируйте.

Литература: 3, 4, 12, 18, 23, 24, 37–39, 43, 47, 48, 55, 61, 62.


Тема 17. Концепция государственного социализма


В.И. Ленин (1870–1924) в своей теории социализма основой общества считал государственную собственность, отвергал идею передачи собственности на средства производства коллективам предприятий и профсоюзам. Государственная собственность, по его мнению, позволит осуществить прямой, безденежный продуктообмен между городом и деревней. В последний
период жизни В.И. Ленин охарактеризовал кооперацию как социалистическую форму хозяйства при условии государственной собственности на
землю и основные средства производства.

И.В. Сталин (1879–1953) считал кооперативную собственность более низкой по уровню обобществления, тормозящей развитие производительных сил. Он утверждал, что ее необходимо преобразовать в общенародную еще


на стадии социализма. Существование товарно-денежных отношений Сталин связывал с наличием двух форм собственности, но считал, что товарное
производство при социализме – только форма, за которой планомерное,
социалистическое, а не рыночное содержание.

1. Большинство исследователей считает, что Сталин целиком
разделял ленинскую концепцию государственного социализма. Так ли это? Проведите сравнительный анализ схожих положений в теории Ленина и Сталина.


2. Как Вы считаете, в чем своеобразие вклада Сталина в теорию спроса (вспомните особенности социалистического хозяйствования)?

Литература: 2, 3, 12, 47, 59.


Тема 18. Развитие экономической мысли в России (ХХ век)


Оригинальную теорию «длинных волн» рыночной конъюнктуры создал Н.Д. Кондратьев (1892–1938). Исследовав большой статистический материал (за 140 лет), он пришел к выводу о наличии больших циклов экономического развития длиной 48–55 лет. Кондратьев исследовал их причины
и предсказал время наступления их в будущем. Позиция о неразрывности хозяйствования и общих социальных условий.

Большой вклад в аграрную теорию внес А.В. Чаянов (1888–1937). Он исследовал особенности семейного трудового крестьянского хозяйства, его цели и структуру, доказал, что этот тип хозяйства наиболее эффективен.

В 60-е гг. в СССР наиболее обсуждаемой была проблема связи социализма и товарного хозяйства. К.В. Островитянов отстаивал сталинский тезис о существовании двух сфер собственности. В.П. Дьяченко объяснял сущ-ность товарного производства общественным разделением труда, Я.А. Кронрод – неоднородностью труда в государственном секторе.

Попытка трактовать товарно-денежные отношения при социализме как рыночные предпринята в ходе обсуждения хозяйственных реформ в 1961–1965 гг. Противники данной позиции объясняли существование товарно-денежных отношений противоречивостью социализма как первой ступени на пути к коммунизму.

С начала 70-х гг. термин «товарное производство исчезает из научного оборота. В этих условиях формируются концепции планового ценообразования: стоимостная (К.В. Островитянов, Л.М. Гатовский, Я.А. Кронрод и др.); цены производства, цены оптимального плана (В.В. Новожилов, Л.В. Канторович, В.С. Немчинов); цены равновесия.

Смешанная модель цены, предложенная В.П. Дьяченко, опиралась на «техническую» версию.

Результатом дискуссий стало их влияние на проведение реформы 1967 г. и более гибкие оптовые цены в СССР.

Единственным лауреатом Нобелевской премии в области экономики


в России был Л.В. Канторович (1912–1986). Мировое признание он получил за создание теории оптимального использования ресурсов.

1. Как, на Ваш взгляд, сочетались теории Н.Д. Кондратьева и
А.В. Чаянова о путях развития крестьянского хозяйства с проводимым
в СССР курсом на коллективизацию?


2. Объясните причины, по которым теория оптимального использования ресурсов Л. Канторовича называлась в СССР теорией опти-мального планирования.

3. В чем, по Вашему мнению, суть расхождений во взглядах советских экономистов по проблеме связи социализма и товарного производства?

4. Как Вы считаете, в чем состоит сущность определения цены в соответствии с концепцией социалистического товарного производства?

5. На чем базируется концепция рыночного ценообразования, предложенная В.В. Новожиловым и Л.В. Канторовичем?

Литература: 3, 8, 12–14, 16, 20–22, 42.








Смотрите также:
И. В. Карпова История экономических учений Программа курса
355.15kb.
1 стр.
Контрольные вопросы по курсу «История экономических учений»
136.75kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс история экономических учений караганда 2007-2008
1867.41kb.
10 стр.
предмет истории экономических учений 4 Методология исследования 6 Историческая схема эволюции экономических учений 12
160.44kb.
1 стр.
Программа дисциплины «История экономических учений»
471.3kb.
3 стр.
Программа дисциплины «История экономических учений»
436.59kb.
1 стр.
История экономических учений: Г. Мюрдаль и М. Фридмен
381.94kb.
2 стр.
Тема Предмет, метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономической науки
113.69kb.
1 стр.
Примерные вопросы к зачету по дисциплине «История экономических учений»
27.4kb.
1 стр.
Тема Предмет и метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономических учений
94.04kb.
1 стр.
Программа дисциплины «История политических учений»
720.75kb.
5 стр.
Министерство экономического Министерство развития и торговли образования и науки
224.54kb.
1 стр.