Главная
страница 1
Учитель Ларина А.Р,
План-конспект внеклассного мероприятия

по Истории России

VIII класс

Тема: Движение декабристов.


Цели: 1) Углубить ранее изученный материал о движении декабристов.

2) Формировать навыки работы с документами, их анализа, учить

выделять главное, разрешать исторические проблемы,

определять и объяснять понятия.

3) Развивать навыки работы в группе на основе товарищества,

добрососедства, толерантности, дисциплинированности.


Форма проведения: КВН (групповая работа с элементами ролевой игры)
Оборудование: Портреты декабристов, их жен; выставка книг по теме;

кроссворды, карточки, ребусы, тематические иллюстрации,

рабочие листы с документами, призы.
Структура занятия: 1. Организационный момент.

2. Вводное слово учителя. Представление команд, жюри.

3. «Разминка»

4. «Свидельство очевидцев»

5. Конкурсы для болельщиков

6. «Узнай нас»

7. Конкурс капитанов

8. Домашнее задание «Жены декабристов».

9. Подведение итогов. Награждение.

I. Организационный момент.


II. Вводное слово учителя.

- Ребята, на уроке истории мы с вами изучили тему « Декабристское восстание»,

которая всколыхнула и заставила задуматься многих из вас. Кто они, эти

люди, которых история назвала «декабристами»? Что скрывается за такими

понятиями, как «тайное общество», «заговор», «бунт»? Что заставило

потомственных дворян, выйти под пули на Сенатской площади? Как они

люди благородных кровей, опора и надежда самодержавия, посмели пойти

против императора? К сожалению, в рамках одного урока сложно охватить

всю эту непростую тему, ответить на многие вопросы. Декабристы

вдохновляли и продолжают интересовать писателей, художников, историков.

Существует очень много произведения, посвященных этой теме (обратить

внимание на портреты, книги, картины, художественный фильм, реж.

Мотыль « Звезда пленительного счастья»). Сегодня мы должны максимально

поработать и найти ответы, пусть не на все, то хотя бы на некоторые вопросы.

Итак, у нас присутствуют три экспертные группы (параллель 8-х классов),

результаты деятельности, которых будут представлены в компетентное жюри.

(Представление команд (по 5 учеников), жюри). У нас присутствуют

болельщики, для которых тоже приготовлены творческие задания, выполняя

которые они будут приносить очки в копилку своей команды.
III. «Разминка». Командам предлагается блиц-опрос. Чем на большее количество

вопросов вы ответите за 2 минуты, тем большее количество очков заработаете.

Ответы должны состоять из одного - двух слов, даты. Если вы затрудняетесь

с ответом, то можно двигаться дальше.

- Как звали императора, правившего с 1801 по 1825? ( Александр)

- Первая организация будущих декабристов? ( Союз спасения)

- С 1820 года Александр стал отходить от государственных дел, которые постепенно

сосредотачивались в руках генерала… (Аракчеева)

- Дата заграничных походов русской армии (1813-1815 г.)

- Какому поэту принадлежат слова «Дней Александровых прекрасное начало…»?

(А.С. Пушкину)

- Первую тайную организацию офицеров возглавил А.Н Муравьев или

П.И. Пестель? (А.Н Муравьев)

- Как называлась вторая тайная организация, куда вступили Е.Г. Оболенский,

И.И.Пущин, П.И. Пестель? ( «Союз благоденствия»)

- Как звали среднего брата Александра I, к которому должен был перейти трон

Российской империи? (Константин)

- Когда умер Александр I? (19 ноября 1825 г.)

- Как назывался основной программный документ Северного общества?

(конституция)

-Кто автор конституции? ( Муравьев)

- Сколько декабристов было казнено? (пять)

- Как назывался полк, выступивший на юге в поддержку декабристского

восстания? (Черниговский)

- Годы правления Александра I? (1801-1825г.)

- Как назывался устав «Союза благоденствия»? (Зеленая книга)

- В каком году возникли два тайных общества - Северное и Южное? (1821-1822 г.)

-В каком городе возникло Северное общество? (Петербург)

- Как назывался программный документ Южного общества? (Русская правда)

- Кто автор русской правды? (П.И. Пестель)

- Как звали младшего брата Александра I, к которому перешел Российский трон?

(Николай)

- В конце декабря 1825 года, на юге восстал Черниговский полк. Командование им

взял на себя освобожденный солдатами из-под ареста… (С.И. Муравьев-Апостол)

- Кто из декабристов должен был стрелять в императора? (П.Г. Каховский)

- Как называлась форма построения войск, которой встали декабристы? (каре)

- Как называлась площадь, на которой состоялось декабристское восстание?

(Сенатская)

- Когда произошло восстание декабристов? (14 декабря 1825 г.)

- Какая мера наказания была назначена декабристам?

(четвертование, ссылка в Сибирь)

- Сколько человек было отправлено на каторгу в Сибирь? (121)

- «Сфинкс, не разгаданный до гроба…» О ком так выразился поэт

П.А.Вяземский? (Александр I)

- Когда была создана первая организация декабристов «Союз спасения» (1816 г.)

- В кого выстрелил декабрист Каховский во время восстания на Сенатской

площади? (генерал-губернатор Милорадович)

- Когда выступление Черниговского полка, поддержавшего декабристов было

подавлено отрядом гусар с конной артиллерией? (3 января 1826 г.)

- Кто возглавил III –е отделение? (А.Х. Бенкендорф)

- Кто был выбран диктатором накануне выступления на Сенатской площади?

(Трубецкой)

- Представителем, какого общества являлся К.Ф. Рылеев? (Северного)

- В каком городе возникло Южное общество? (Киев)

- Годы правления Николая I? (1825-1855)

- Сколько человек входило в «Союз благоденствия»? (200)


Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

А.С.Пушкин

Это послание было отправлено поэтом в Сибирь своим товарищам по тайным

обществам. Итак, что же скрывается за понятием « Дум высокое стремленье»?
IV. «Свидетельство очевидцев». Работа с документами:

1 группа. «Зарождение декабристского движения»

Каковы были причины зарождения движения декабристов? Что повлия­ло на формирование взглядов будущих декабристов?

Как вы думаете, были ли взгляды будущих декабристов связаны с на­строениями русского общества в целом? Можно ли назвать декабристов «горсткой беспочвенных мечтателей», оторванных от общества своего времени?

Документ 1

Из воспоминаний Н. Муравьева-Карского: «Как водится в молодые лета, мы судили о многом, и я, не ставя преград воображению своему, возбужденному чтени­ем Contrat Social («Общественный договор» - Н. С.) Руссо, мысленно начертывал себе всякие предположения в будущем. Думал и выдумал следующее: удалиться че­рез пять лет на какой-нибудь остров, населенный дикими, взять с собой надежных товарищей, образовать жителей острова и составить новую республику, для чего то­варищи мои обязывались быть мне помощниками».

Запись в студенческом дневнике Н. Тургенева о лекции профессора Л. А. Цветаева: «Цветаев говорил о преступлениях разного рода и между прочим сказал, что нигде в иных случаях не оказывают более призрения к простому народу, как у нас в России. (Хотя мне и больно, очень больно было слушать это, однако должно согласиться, что бедные простолюдины нигде так не притесняемы, как у нас.) Цве­таев приводил в пример, что многие молокососы (так говорил он), скачущие в каре­тах, позволяют (приказывают даже, прибавлю я) своим форейторам бить (ненака­занно, говорит Цветаев) бедных простолюдинов на улицах, несмотря на то, что по­лицейские чиновники стоят сами на улицах».


Документ 2

Из воспоминаний М. Муравьева-Апостола: «<...> Мы были дети 1812 года. Принести в жертву все, даже самую жизнь, ради любви к отечеству было сердечным побуждением. Наши чувства были чужды эгоизма. Бог свидетель этому».

М. Фонвизин: «Великие события Отечественной войны, оставя в душе глубокие впечатления, произвели во мне какое-то беспокойное желание деятельности».

Из «Записок» И. Д. Якушкина:

Война 1812 года пробудила народ русский к жизни и составляет важный период в его политическом существовании. <...>

Пребывание целый год в Германии и потом несколько месяцев в Париже не мог­ло не изменить воззрения хоть сколько-нибудь мыслящей русской молодежи: при такой огромной обстановке каждый из нас сколько-нибудь вырос. <...>

В 14-м году существование молодежи в Петербурге было томительно. В про­должение двух лет мы имели перед глазами великие события, решившие судьбы на­родов, и некоторым образом участвовали в них; теперь было невыносимо смотреть на пустую, петербургскую жизнь и слушать болтовню стариков, выхваляющих все старое и порицающих всякое движение вперед. Мы ушли от них на 100 лет вперед.
Документ 3

Из дневника Н. Тургенева:



<...> Вчера, при закате солнца, приехал я в Тургенево. <...> Я не нашел здесь веселых лиц ни на мужиках, ни на бабах, ни на девках. <.. .>

Сегодня я был у обедни. Ничто меня не веселило, потому что я не замечал на крестьянах и на дворовых людях вида благоденствия. Я беспрестанно думаю об улучшении порядка, здесь существующего...

Разговаривая с крестьянами, я замечаю также, или мне так кажется, что смерт­ность между ними велика. <...>

Жизнь нашего крестьянина весьма трудна. Три дня в неделю в течение всего го­да он работает на господина. Я иногда удивляюсь, и с некоторою жалостью, ограни­ченности познаний крестьян касательно всего, что происходит за околицею. Пусть подумают после сего о средствах распространения идей и вообще образованности.



<...> Я начинаю не уставать, но отчаиваться в совершенном успехе моих наме­рений и желаний. Иногда невольно желаю и надеюсь на общее освобождение крепо­стных крестьян. <...>

Из записок И. Якушкина:

Крепостное же состояние у нас обозначалось на каждом шагу отвратительными своими последствиями. Беспрестанно доходили до меня слухи о неистовых поступ­ках помещиков, моих соседей. Ближайший из них - Жигалов, имевший всего 60 душ, разъезжал в коляске и имел огромную стаю гончих и борзых собак; зато кре­стьяне его умирали почти с голоду и часто, ушедши тайком с полевой работы, при­ходили ко мне и моим крестьянам просить милостыню. <...>

Из показаний декабриста Я. М. Андреевича на следствии:

Я роптал на бога и царя, и в сем ожесточении старался исследовать источник всего неистовства, коим терзают моих соотечественников, - еще в то время, когда не знал ни о каких обществах... Скажите, чего достойны сии воины, спасшие столицу и отечество от врага-грабителя, который попирал святыню? Так они, а никто другой спас Россию. И это был долг их, они клялись престолу и отечеству и твердо выпол­нили оную клятву. А такое ли возмездие получили за свою храбрость? Нет, увели­чилось после того еще более угнетение.

Документ 4

Из «Записок» А. И. Кошелева:

<...> Смутно вспоминаю я о либеральных толках, бывших в 1818-1820 годах, особенно между военными, возвратившимися из Франции после событий 1812-1815 годов; но очень положительно и ясно сохранились в моей памяти жалобы на сла­бость императора Александра I в его отношениях к Меттерниху и Аракчееву. И ста­рики, и люди зрелого возраста, и в особенности молодежь - словом, чуть-чуть не все беспрестанно и без умолку осуждали действия правительства, и одни опасались ре­волюции, а другие пламенно ее желали и на нее полагали все надежды. Неудоволь­ствие было сильное и всеобщее. <...>

А. Бестужев - о России после 1812 года:

Солдаты роптали на истому ученьями, чисткою, караулами; офицеры - на ску­дость жалованья и непомерную строгость. Матросы - на черную работу, удвоенную по злоупотреблению, морские офицеры - на бездействие. Люди с дарованиями жа­ловались, что им заграждают дорогу по службе, требуя лишь безмолвной покорно­сти; ученые - на то, что им не дают учить, молодежь - на препятствия в учении. Словом, во всех углах виделись недовольные лица, на улицах пожимали плечами, везде шептались - все говорили: к чему это приведет? Все элементы были в броже­нии. Одно лишь правительство беззаботно дремало над вулканом; одни судебные места блаженствовали, ибо только для них в Россия была обетованною землею. Ли­хоимство их взошло до неслыханной степени бесстыдства...

Из показаний П. Каховского на следствии:

Мы не составлялись в обществе, но совершенно готовые в него лишь соединя­лись. Начало и корень общества должно искать в духе времени и положении, в котором мы находимся. Смело говорю, что из тысячи молодых людей не найдется и ста человек, которые бы не пылали страстью к свободе.
Документ 5

П. И. Пестель о формировании своих революционных взглядов (из показа­ний на следствии):



<...> Происшествия 1812, 13, 14 и 15 годов, равно как предшествовавших и по­следовавших времен, показали столько престолов низверженных, столько других постановленных, столько царств уничтоженных, столько новых учрежденных, столько царей изгнанных, столько возвратившихся или призванных, и столько опять изгнанных, столько революций совершенных, столько переворотов произведенных, что все сии происшествия ознакомили умы с революциями, с возможностями и удобностями оные производить. К тому же имеет каждый век свою отличительную черту. Нынешний ознаменовывается революционными мыслями. От одного конца Европы до другого видно одно и то же <.. .> Дух преобразования заставляет, так ска­зать, везде умы клокотать <...> Вот причины, полагаю я, которые породили револю­ционные мысли и правила и укоренили оные в умах. <.. .>

Из показаний С.И.Муравьева-Апостола на следствии о революционных на­строениях в России и предпосылках создания декабристских тайных обществ:

Трехлетняя война, освободившая Европу от ига Наполеонова; последствия оной, введение представительного правления в некоторые Государства; сочинения поли­тические, беспрестанно являющиеся в сию эпоху и читаемые с жадностию молоде­жью; дух времени, наконец, обративший умы к наблюдению законов внутреннего устройства Государства, - вот источники революционных мнений в России. Моло­дые люди, занимавшиеся сими предметами, вскоре восчувствовали желание видеть в отечестве своем представительное устройство, сообщили друг другу свои мнения, со­единились единством желаний, - и вот зародыш Тайного общества политического.
Приблизительный ответ; главными причинами движения декабристов являются:

1) война 1812 года и связанный с ней патриотический подъем, охвативший все русское общество;

2) заграничные походы русской армии 1813-1815гг и знакомство будущих декабристов с политическим устройством европейских государств;

3) чтение сочинений европейских мыслителей эпохи Просвещения.

4) российская действительность (крепостное право, военные поселения);

5) революционные события в Западной Европе.


2 группа. Основные программные документы декабристов: «Конституция» Н. Муравьева, «Русская Правда» П. Пестеля

- Каковы были основные идеи «Конституции» и «Русской Правды»?

-Подумайте, какую программу было легче реализовать в тех исторических

условиях?

Документ 1.

Из «Конституции государственного завета» П. И. Пестеля:



<...> 4) Весь российский народ составляет одно сословие - гражданское, все ны­нешние сословия уничтожаются и сливаются в одно сословие - гражданское. <...>

Правительство разделяется на верховную власть и государственное правление.



<...> Верховная власть разделяется на законодательную и верховно - исполни­тельную. Первая поручается Народному Вечу, вторая -Державной думе. Сверх всего нужна еще власть блюстительная, дабы те две не выходили из своих пределов.

Народная веча состоит из народных представителей, выбранных народом на 5 лет. Каждый год пятая часть нисходит и заменяется новыми выборами. <...> Народ­ная веча есть одно целое<...> Вся законодательная власть в ней обретается. <...> Никто не может распустить Народной вечи. Она представляет волю в государстве, душу народа.

10) Державная дума состоит из 5 членов, народом выбранных на 5 лет. Ежегодно один из Думы выходит и заменяется другим выбором. <...>

И) Верховный собор состоит из 120 членов, именуемых боярами. Бояре назна­чаются на всю жизнь и не могут участвовать ни в законодательном, ни в исполни­тельном порядке. <...> Народная веча препровождает к нему на утверждение свои законы. Собор не рассуждает о сущности предметов, но смотрит на одни формы, дабы во всем соблюдено законное <.. .>


Документ 2

Из «Русской правды» П. И. Пестеля:

Россия есть государство единое и неразделимое. <...> Государства бывают или неразделимые, или федеративные. Неразделимыми называются те, в коих все части или области, государство составляющие, одну общую Верховную Власть, один образ правления, одни законы имеют и признают и в коих ни одна область не имеет право частно для себя издавать законы и постановления.

Федеративными же называются те государства, в которых области, хотя и при­знают общую над собой Верховную Власть и обязываются совокупно действовать во всех сношениях внешних, но при всем том право свое сохраняют законы делать и постановления издавать для собственного своего внутреннего гражданского и поли­тического образования и устраивать свое правление по частному своему усмотре­нию. <...>

Что же в особенности касается до России ...стоит только вспомнить, из каких разнородных частей сие огромное государство составлено. ... ежели сию разнород­ность еще более усилить через федеративное образование государства, то легко предвидеть можно, что сии разнородные области скоро от коренной России тогда отложатся <...> А посему <...> постановляется коренным законом Российского го­сударства, что всякая мысль о федеративном для него устройстве отвергается со­вершенно, яко пагубнейший вред и величайшее зло.

Вследствие всего здесь сказанного объявляется Российское государство ...единым и неразделимым...

Все должны быть перед законом равны. <...> Все люди в государстве имеют одинаковое право на все выгоды, государством доставляемые, и все имеют равные обязанности нести все тягости, нераздельные с государственным устроением. Из се­го явствует, что все люди в государстве должны непременно быть пред законом со­вершенно равны и что всякое постановление, нарушающее сие равенство всех перед законом, есть нестерпимое зловластие, долженствующее непременно быть уничто­женным. <...>

Дворянство. <...> Обладать другими людьми, как собственностью своею, про­давать, закладывать, дарить и наследовать людей наподобие вещей, употреблять их по собственному своему произволу без предварительного с ними соглашения и единственно для собственной своей пользы прибыли, выгоды, а иногда и прихоти, есть дело постыдное, противное человечеству, противное законам естественным, противное святой вере христианской, противное, наконец, заповедной воле всевыш­него <...> И потому не может долее в России существовать позволение одному че­ловеку иметь и называть другого своим крепостным. Рабство должно быть реши­тельно уничтожено, и дворянство должно непременно отречься от гнусного пре­имущества обладать другими людьми. <.. .>

Военные поселяне. <...> Одна из первейших обязанностей Временного верхов­ного правления состоит в уничтожении военных поселений и в освобождении от ужасного сего ига всех селений, ныне к оным принадлежащих. <...>

<...> человек может только на земле жить и только от земли пропитание полу­чать; следовательно, земля есть собственность всего рода человеческого, и никто не должен быть от сего обладания ни прямым ни косвенным образом исключен. <...> Законы политические должны утверждать и обеспечивать законы духовные и есте­ственные, а не нарушать оные. <...> Наперед надо помышлять о доставлении всем людям необходимого для жития, а потом уже о приобретении изобилия. <...>

<...> средства (для этого - Н. С.) состоят в разделении земель <...> на две поло­вины <...> Одна половина получит наименование земли общественной, другая -земли частной. Земля общественная будет всему волостному обществу совокупно принадлежать и неприкосновенную его собственность составлять. Она ни продана, ни заложена быть не может. Она будет предназначена для доставления необходимо­го всем гражданам без изъятия и будет подлежать обладанию всех и каждого. Земли частные будут принадлежать казне или частным лицам, обладающим оными с пол­ною свободою и право имеющим делать из оной, что им угодно. Сии земли, будучи предназначены для образования частной собственности, служить будут к доставле­нию изобилия. <...>

Документ 3. Из «Конституции» Н. Муравьева

Вступление

Опыт всех народов и всех времен доказал, что власть самодержавная равно ги­бельна для правителей и для обществ: что она не согласна ни с правилами святой веры нашей, ни с началами здравого рассудка. Нельзя допустить основанием Прави­тельства произвол одного человека; невозможно согласиться, чтобы все права нахо­дились на одной стороне, а все обязанности на другой. <...> Ставя себя выше зако­нов, государи забыли, что они в таком случае вне законов, вне человечества! ... Все народы европейские достигают законов и свободы. Более всех их народ Русской за­служивает и то и другое.

Но какой образ правления ему приличен? ... Федеральное или Союзное правле­ние одно разрешило сию задачу, удовлетворило всем условиям и согласило величие народа и свободу граждан. <...>

О состоянии, личных правах и обязанностях русских



<.. .> 10. Все русские равны пред законом. <.. .>

13. Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земли Русской, становится свободным. Разделение между благородными и простолюдина­ми не принимается, поелику противно вере, по которой все люди братья, все рожде­ны благо по воле божьей, все рождены для блага и все просто люди. <...>

23. Право собственности, заключающее в себе одни вещи, священно и неприкос­новенно.

24. Земли помещиков остаются за ними. <...>

Военные поселения немедленно уничтожаются. <.. .>

Разделение людей на 14 классов отменяется. <...> Названия и сословия одно­дворцев, мещан, дворян, именитых граждан заменяются все названием гражданина или русского.

О народном вече

59. Народное вече, состоящее из Верховной думы и Палаты народных предста­вителей, облечено всею законодательною властию. <...>

О власти, преимуществах народного веча и составлении законов

<...> 88. Всякий проект закона прочитается три раза в каждой палате.

Всякое предложение, получившее согласие Думы и Палаты представителей, должно еще быть представлено императору, чтобы получить силу закона. Если им­ператор одобряет предложение, то подписывает оное; если не одобряет, то отсылает с своими замечаниями в ту палату, в которую оно сначала поступило <...>

Ежели император по прошествии 10 дней ... не возвратит представленного
ему проекта, то оный получает силу закона. <...>

О верховной исполнительной власти



<...> 101. Император есть: верховный чиновник Российского правительства.

2) Он соединяет в особе своей всю исполнительную власть…

Приблизительный ответ; Поскольку Российская империя была абсолютной монархией, то в тех исторических условиях легче было реализовать программу Н.Муравьева, поскольку он предлагал лишь ограничить власть государя конституцией. Решение аграрного вопроса по проекту Н.Муравьева также предполагало менее радикальные изменения.
3 группа. «Следствие, суд, приговор»

Документ 1

Из воспоминаний Н. В. Басаргина:

<...> Мы так еще были молоды, что приговор наш к двадцатилетней каторжной работе в сибирских рудниках не сделал на нас большого впечатления. Правду ска­зать, он так был несообразен с нашею виновностью, представлял такое несправедливое к нам ожесточение, что как-то возвышал нас даже в собственных наших глазах. С другой стороны, он так отдалял нас от прошедшего, от прежнего быта, от всего, что было дорого нам в жизни, что необходимо вызвал в каждом из нас все силы нравственные, всю душевную твердость для перенесения с достоинством этого пе­рехода. Я теперь уверен, что если бы правительство вместо того, чтобы осудить нас так жестоко, употребило бы меру наказания более кроткую, оно бы лучше достигло своей цели, и мы бы больше почувствовали ее, даже, может быть, больше бы сожа­лели о той доле значения в обществе и преимуществе прежнего нашего положения, которое теряли. Лишив же нас всего и вдруг поставив на самую низкую, отвержен­ную ступень общественной лестницы, оно давало нам право смотреть на себя как на очистительные жертвы будущего преобразования России; одним словом, из самых простых и обыкновенных людей делало политических страдальцев за свои мнения, этим самым возбуждало всеобщее к нам участие, а на себя принимало роль ожесто­ченного, неумолимого гонителя. <...>

Император Николай показал в нашем деле такое противу нас ожесточение, такое нечеловеколюбивое понятие о самодержавной власти, а вместе с тем и такое опасе­ние к либеральным идеям, ко всему, что имело тень оппозиции против правительст­ва, что можно было наперед предугадать всю последующую его политику, весь ход его царствования. <...>

Мне кажется, что в неумеренной строгости, с которой он поступил с нами, у него была мысль восстановить в глазах подданных своих и особенно в высшем классе значение государя и его верховной власти, которая могла ослабнуть от случавшихся так часто заговоров в протекшее столетие русской жизни. <...>

Документ 2

Из воспоминаний А. В. Поджио:

...возможно ли вообразить себе, сотня судей без допросов, без суда засудила бо­лее сотни молодых людей на самые позорные и лютые казни! Зачем нас свели, по­ставили лицом к лицу к этим судьям-истуканам, не подавшим ни одного не только голоса человеческого, но и малейшего признака хотя бы животного зверства! Про­питанные духом лучших учителей права, в особенности я, поклонник моего люби­мого Руссо <...> могли ли мы не смутиться и в полном смысле слова не возмутиться при таком заявленном презрении к правам защиты всякого обвиненного! <...>

И так суд не состоялся в виде даже русского законоведения: мы не были допро­шены, выслушаны, не требованы к оправданию, к защите, дозволенной, указанной законом. Верховный уголовный суд счел такой способ действия обременительным для людей, столь озабоченных государственными делами, и нашел гораздо удобнее положиться на указания Следственной комиссии и принять их в неизменное руково­дство. Вполне освещенные указаниями Комиссии, чересчур убежденные ее довода­ми и выводами, вперед направленные к непременному обвинению всех нас, судьи эти не могли и не должны были требовать от нас ни дополнений, ни объяснений, ни оправданий. Для них в этих тысячах показаний, вызванных под гнетом стольких ве­роломных и понудительных влияний, в этих показаниях, говорю я, столько ясности, столько юридической, строго разобранной истины, что следовало только подвести итоги приговоров и казней! <...>

...приговоры так сходны были, как по содержанию, свойству и числу преступле­ний, сходны между собой, что трудно уяснить себе, каким образом преступники обозначались номерами и почему первый не сделался пятым или двенадцатым; так точно почему 12-й не зачислялся пятым или же первым? <...>

По первоначальному приговору суда 36 человек были приговорены к смертной казни, 17 - к пожизненной каторге, 40 - к различным срокам ка­торжных работ. 5 декабристов, возглавлявших этот список, были приговорены к смертной казни четвертованием. Приговор был послан на утверждение Николаю I, который смягчил наказание, уменьшил сроки, а для 31 подсудимого смертная казнь была заменена пожизненной каторгой. Наказание 5-ти декабристам. Приговоренным к четвертованию, по приказу императора должен был установить сам суд. Четвертование было заменено повешеньем.

- Как вы думаете. Почему Николай I пошел на смягчение наказания

восставшим декабристам?

Приблизительный ответ; Столь жестокое наказание могло, с одной стороны, произвести крайне тяжелое впечатление в самом российском обществе, вызвать ропот и недовольство, с другой стороны, оно должно было создать крайне негативное впечатление о России у европейских держав. Ни водном европейском государстве к началу XIX века не применялась казнь четвертованием.)

В манифесте сказано, сто главной целью декабристов было цареубийство. идея цареубийства, действительно неоднократно возникала у декабристов. Однако она была средством достижения поставленных целей, среди которых главные - изменение политического, государственного устройства страны, введение представительного правления и отмена крепостного права.
V. Пока команды заняты решением заданий, проводится конкурс болельщиков,

который состоит из кроссвордов, ребусов, буриме.


VI. «Узнай нас». Перед вами карточки с портретами декабристов. Определите по

какому принципу они объединены:

1 карточка «Северное общество»

2 карточка «Южное общество»

3 карточка «Казненные»
VII. Домашнее задание. «Жены декабристов». Было дано опережающее задание

инсценировать фрагменты из жизни жен декабристов.

- Восстание декабристов и особенно его разгром усиливают раскол в русском

обществе, его большая часть поддерживает и одобряет жестокую расправу

царизма, передовая – сочувствовала им. Естественно, что всякое проявление

сочувствия рассматривается как антиправительственный акт. Разным было

отношение к декабристам, но особенно нам хочется вспомнить отношение

жен декабристов к судьбе своих мужей. На момент их ареста среди всех

осужденных было только 23 женатых, 11 жен декабристов совершили то

путешествие, которое сам царь считал ужасным! Они совершили

настоящий гражданский подвиг, отправившись вслед за своими мужьями.

П. Вяземский писал: «Спасибо нашим женщинам: они займут несколько

прекрасных строк нашей истории».

Сцена 1. Посвящается княгине Екатерине Трубецкой, в девичестве

графине Лаваль

Сцена 2. Посвящается княгине Марии Волконской, в девичестве

княжне Раевской, дочери знаменитого генерала.

Сцена 3. Посвящается графине Александре Муравьевой, в девичестве

графине Чернышевой.
VIII. Конкурс капитанов. Дать аргументированный ответ на проблемное задание:

События на Сенатской площади трактуются по-разному – бунт, мятеж,

восстание под политическими лозунгами, военный переворот. Какая точка

зрения кажется вам наиболее убедительной и почему?


IX. Подведение итогов. Награждение.

- С позиции сегодняшнего дня мы можем говорить о пафосе, наивности декабристов, рассуждать об их недальновидности и неподготовленности. Сквозь призму двух столетий мы видим все недостатки и несовершенства, но не нужно забывать, что восстание декабристов и следствие по их делу показали властям, что

в обществе зреют глубокие противоречия, порожденные крепостнической системой. Разрешить эти проблемы можно было только путем реформ. Декабристы сумели всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия и таланты на борьбу с крепостничеством и самодержавием.

Наш скорбный труд не пропадет:

Из искры возгорится пламя,-

И православный наш народ



Сберется под святое знамя.

А.И. Одоевский


Смотрите также:
План-конспект внеклассного мероприятия по Истории России VIII класс Тема: Движение декабристов. Цели: 1 Углубить ранее изученный материал о движении декабристов
203.29kb.
1 стр.
-
45.8kb.
1 стр.
Эдельман О. В. Следственный Комитет по делу декабристов: организация
487.44kb.
4 стр.
Герасименко Татьяна Александровна, учитель II категории. Сувк «Лингвист», г. Симферополь, ар крым. План конспект
57.15kb.
1 стр.
Урок математики, посвящённый истории танкового сражения в Прохоровке (5 класс) Тема урока: «Действия с десятичными дробями»
53.8kb.
1 стр.
8 Предмет: литература план-конспект урок внеклассного чтения. 8 класс Тема: «Быть или не быть»
62.49kb.
1 стр.
Правила правописания безударных личных окончаний глаголов
121.13kb.
1 стр.
Конспект урока немецкого языка Учитель немецкого языка : Шемина Мария Георгиевна, моу сош №35 с углубленным изучением немецкого языка, г. Тверь Тема урока : Deutschland: Bundesländer
65.42kb.
1 стр.
Конкурса «Славные сыны Отечества. Движение декабристов в России и Бессарабии»
23kb.
1 стр.
Николай Викторович Стариков Кто финансирует развал России? От декабристов до моджахедов
3908.2kb.
15 стр.
Путешествие в страну английского языка
68.83kb.
1 стр.
Конспект внеклассного мероприятия школ а для взрослых. Дидактический театр поистории древней Греции. Разработан учителем истории
63.74kb.
1 стр.