Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Министерство образования Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет “ЛЭТИ” РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплиныЧЕЛОВЕКО-МАШИННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Для подготовки дипломированных специалистов по направлению 654600–“ ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА” по специальности 220400 “ Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем ”. Санкт-Петербург2001 Санкт-Петербургский государственный электротехническийуниверситет “ЛЭТИ” “УТВЕРЖДАЮ”Проректор по учебной работе проф. ___________ Ушаков В.Н. “_____”_______________2001 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплиныЧЕЛОВЕКО-МАШИННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Для подготовки дипломированных специалистов по направлению 654600 – “ ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА” по специальности 220400 -“ Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем”. Факультет компьютерных технологий и информатики Кафедра математического обеспечения и применения ЭВМ Курс – 5 Семестр – 9
Санкт-Петербург2001 Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры математического обеспечения и применения ЭВМ “____”_______________2001 г., протокол №______. Рабочая программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом по направлению 654600 – “ ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА” по специальности 220400 -“ Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем”. Рабочая программа согласована с рабочими программами изученных ранее дисциплин: 1) Математика 2) Объектно-ориентированное программирование 3) Компьютерная графика Рабочая программа одобрена методической комиссией Факультета компьютерных технологий и информатики “____”_____________2001г.
Человеко-машинное взаимодействие - дисциплина, имеющая дело с разработкой, развитием и применением интерактивных компьютерных систем с точки зрения требований пользователя, а также с изучением явлений их окружающих. Этот курс предназначен для программистов и пользователей и обеспечивает изучение компьютерных технологий с акцентом на разработку и развитие пользовательского интерфейса. Человеко-машинное взаимодействие – это дисциплина, объединяющая знания в областях: психологии познания, проектирования программного обеспечения и компьютерных систем, социологии и организации бизнеса, эргономики и системного анализа, управления процессами и промышленного дизайна. Внедрение компьютеров практически во все стороны жизни требует от современного специалиста в области компьютерных технологий умения разработать или адаптировать пользовательский интерфейс под широкий класс пользователей, обеспечить эффективное использование компьютерных систем в разных приложениях.
В результате изучения курса студенты должны:
Содержание рабочей программы 1. Введение в проблему человеко-машинного взаимодействия. 1.1. Человек: информационные каналы, память, мышление и принятие решений, психология. 1.2. Компьютерные среды: устройства ввода-вывода, текстовый и графический режимы, гипертекст, печать и сканирование, управление памятью, 2, 2,5 и 3D графика, устройства позиционирования и указания, моделирование визуальной среды, мультимедиа и распознавание речи и визуальных образов. 1.3. Взаимодействие: модели взаимодействия, фреймы и окна, уровень абстракции и стили взаимодействия, контекст и протоколы взаимодействия, эргономика. 2. Проектирование пользовательских интерфейсов. 2.1. Используемые парадигмы и принципы: анализ и описание использования информации в процессе работы (AIU), моделирование вариантов использования и генерация требований к проектированию пользовательских интерфейсов (UIM). 2.2. Среда взаимодействия: Мультимедиа среды – компьютерная поддержка вещания, видео по требованию, интерактивное телевидение, компьютерная телефония. Гипермедиа среды – интернет и интранет, WWW, электронные учебники, электронная коммерция. Управление процессами - документооборот, управление системами и обучение. Базы данных - справочные системы, хранилища данных, электронные библиотеки и т.д. Объектно-ориентированные среды - компьютерный дизайн, системы автоматизации проектирования. Имитационное и математическое моделирование - системы автоматизации научных исследований по областям знаний, виртуальные миры. 2.3. Принципы использования: организация доступа к информации, использование средств телекоммуникаций, развивающие и деловые игры, подготовка документов, управление процессами, проектирование систем и программных продуктов, исследование имитационных и поведенческих моделей. 2.4. Процесс проектирования: жизненный цикл программ, правила проектирования, проектирование полезности, проектирование по прототипу, рациональное проектирование. 2.5. Модель пользователя: модели мышления, целевые установки, языки описания предметной области, обратная связь и отображение информации, моделирование объектов, поведение в виртуальной среде, математическое моделирование, разумные ограничения. 2.6. Анализ задач и модель среды: особенности метода анализа задач, декомпозиция задач и дерево решений, логистика, поиск в открытых системах, модель сущность-связь и запросы к базе данных, отображение структур, процессов, объектов в системах поддержки принятия решений. 2.7. Описание и проектирование диалога: нотации для проектирования диалога: граф диалога, нотации, использующие диаграммы, описание диалога с использованием сетей Петри, текстовый диалог, описание режимов и виртуальных устройств графического диалога, семантика диалога, сообщения и события, объектно-ориентированная парадигма. 2.8. Создание модели интерактивной системы: использование стандартных формализмов, модели взаимодействия, анализ состояний и событий, действия и проработка сообщений об их результатах. 2.9. Поддержка разработки: элементы управления в многооконных интерфейсах, программирование реакции на действия пользователя, использование библиотек и наборов инструментов, инструментальные среды программирования графического диалога. 2.10. Оценка функционирования: цели и стили оценивания, оценка на этапе проектирования, формальные методы анализа диалога на тупики, оценка реализации, оценка времени реакции, целостность диалога, комплексирование методов оценки, оценка полезности. 2.11. Помощь пользователю и его обучение: требования к системам помощи, помощь при указании на объект, гипертекстовая документация, системы интеллектуальной помощи, обучающие системы, проектирование систем помощи. 3. Проблемы и тенденции развития человеко-машинного интерфейса. 3.1. Визуализация данных: визуальный интерфейс для систем поддержки принятия решений, OLAP-технологии. 3.2. Системы поддержки работы в группе: групповая работа в локальных и глобальных сетях, системы семинаров, работа с фреймами и мультидоступ, вопросы синхронизации группового взаимодействия. 3.3. Мультимедиа среды и мультисенсорные системы: речевой интерфейс, звуковые сигналы, распознавание текстов, анимация и видеофрагменты, распознавание жестов, компьютерное зрение. 3.4. Системы виртуальной реальности: язык виртуальной реальности (VRML), функции браузеров и поведение в виртуальной среде, виртуальные многопользовательские среды. Цели и содержание курсовой работы и его ориентировочная трудоемкость Цель курсовой работы: Законченное поэтапное решение содержательной задачи (постановка задачи, спецификация, выбор структур данных и разработка алгоритма, программная реализация, тестирование). Типы заданий содержательно ориентированы на разработку и реализацию алгоритмов и программ, предназначенных для использования в системе графического диалога. Ориентировочная трудоемкость - 16 часов самостоятельной работы и консультаций с преподавателем. Расчет учебных часов по видам занятий
* Примечание 1: В графе аудиторные занятия указаны отдельно (в круглых скобках) часы, используемые для подготовки к выполнению задания по курсовой работе (см. также примечание к пункту “Перечень аудиторных занятий по курсовому проектированию”). ЛИТЕРАТУРА
Дополнительная
Смотрите также: Рабочая программа дисциплины человеко-машинное взаимодействие
163.24kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Взаимодействие лазерного излучения с веществом»
123.24kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины «архитектура ЭВМ и систем»
345.18kb.
6 стр.
Рабочая программа дисциплины Специальность 032301. 65 «Регионоведение»
1438.22kb.
7 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины земельное право
216.79kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «дополнительные главы неорганической химии. Химия элементов»
670.48kb.
3 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «моделирование социально-экономических процессов» Направление 080500 Менеджмент
272.37kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины (модуля) наименование: Экология металлургического производства
221.17kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины Информационные технологии в менеджменте Направление подготовки
572.63kb.
6 стр.
Рабочая программа дисциплины программирование на языке C# Направление (специальность) подготовки
97.36kb.
1 стр.
Рабочая программа наименование дисциплины Страноведение (на иностранном языке) По направлению подготовки
225.31kb.
1 стр.
Рабочая программа наименование дисциплины История зарубежной литературы 455.86kb.
3 стр.
|